Занятие №1 (раздел 1) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
8 стр. Раздел Особенности образовательного процесса 13 стр. 3 538.36kb.
Занятие по театрализованной деятельности. У нас уже было занятие... 1 73.97kb.
Занятие 6 107 занятие 7 129 занятие 8 141 занятие 9 150 169 Примерный... 6 2196.33kb.
Занятие «Поможем Машеньке вернуться домой» 1 52.66kb.
Раздел I. Общепрофессиональные дисциплины Раздел II. Дисциплины специализации... 2 611.31kb.
Учебное пособие для обучающихся в спбгу по направлениям астрономия... 11 4393.25kb.
Закону №1054-xiv от 16. 06. 2000 раздел IV акцизы 1 337.79kb.
Занятие по самоорганизации для учащихся 7-го класса гимназии // Газета... 1 78.99kb.
Занятие «Страна волшебная балет» 1 57.59kb.
Занятие Соколова Наталья Анатольевна Тема занятия : Хороводы на Руси... 1 92.82kb.
Занятие 11 Практическое занятие 11. Использование vba для создания... 1 76.37kb.
I брест-Литовск. II парижская мирная конференция. Лига Наций. 3 451.56kb.
- 4 1234.94kb.
Занятие №1 (раздел 1) - страница №2/3

ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1789-1799гг.



План:

  1. Социально-экономическое положение Франции накануне революции.

а) причины кризиса французского абсолютизма во второй пол. XVIII в., характеристика реформ Тюрго и Неккера, причины их неудач.

б) противоречия в аграрных отношениях во Франции накануне революции.



  1. Демократические идеи французского общества второй половины XVIII в.

  2. Созыв Генеральных штатов, работа Национального собрания. Характеристика Декларации прав человека и гражданина (26 августа 1789г.).

  3. Деятельность Учредительного собрания. Характеристика Конституции 3 сентября 1791г.

  4. Работа Законодательного собрания.

  5. Работа Национального Конвента. Провозглашение республики во Франции. Якобинцы у власти: проблема якобинского террора как метода и формы революционной борьбы. Причины крушения якобинского блока.

  6. Характеристика конституции 24 июня 1793г.

  7. Контрреволюция в ходе событий Великой Французской революции. Вандея. Движение шуанов в Бретани.

  8. Парижская коммуна и ее роль в Великой Французской революции.

  9. Термидорианский переворот: причины, характер, участники. Конституция 1795г. Режим Директории (характеристика ее внешней и внутренней политики).

  10. Итоги, значение и уроки Великой французской революции.


Источники и литература:

-Практикум по новой истории (1640-1870). –Вып.1. –М., 1981.

-Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции XVII-XVIII вв: Учебное пособие для вузов –М., 1990.

-Хрестоматия по новой истории. –Т.1. –М., 1963.

-История Франции. –Т.1. –М., 1972.

-Жорес Ж. Социалистическая история французской революции: Т.1-6. –М., 1977-1983.

-Адо А.В. Крестьянство и Великая французская революция. –М., 1987.

-Кропоткин П.А. Великая Французская революция, 1789–1793. –М., 1979.

-Манфред А.З. Великая французская революция. –М., 1983.

-Манфред А.З. Великая французская буржуазная революция XVII века. 1789-1794. –М., 1956.

-Олар А. Политическая история Французской революции. Происхождение и развитие демократии и республики. 1789-1804. –М., 1938.

-Ревуненков Б.Г. Очерки по истории Великой французской революции: Падение монархии. 1789-1792гг. –Л., 1982.

-Ревуненков Б.Г. Очерки по истории Великой французской революции: Якобинская республика и ее крушение. –Л., 1983.

-Ревуненков Б.Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789-1799. –Л., 1989.

-Ревуненков Б.Г. Парижская коммуна 1792-1794. –Л., 1976.

-Эйдельман Н.Я. Мгновенья славы. Год 1789. –М., 1989.

-Карлейль Т. Французская революция. История. –М., 1991.

-Собуль А. Парижские санкюлоты во время якобинской диктатуры. –М., 1966.

-Собуль А. Первая республика. –М., 1974.

-Собуль А. Из истории Великой буржуазной революции 1789-1794 годов и революции 1848 года во Франции. –М., 1960.

-Цвейг С. Мария Антуанетта. –М., 1989.

-Бовыкин Д.Ю. Людовик XVII: жизнь и легенда // Новая и новейшая история. –1995. -№4.

-Фридлянд Ц. Дантон. –М., 1965.

-Ольшевский А. Марат. –М., 1938.

-Манфред А.З. Максимилиан Робеспьер – выдающийся деятель Великой французской буржуазной революции. –М.. 1958.

-Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции (о Руссо, Мирабо, Робеспьере). –М., 1978.

-Левандовский А.П. Дантон. –М., 1964.

-Левандовский А.П. Кавалер Сен Жюст: Повесть о великом французском революционере. –М., 1975.

-Левандовский А.П. Максимилиан Робеспьер. –М., 1959.

-Левандовский А.П. Сердце моего Марата. Повесть о великом французском революционере. –М., 1975.

Методические рекомендации
Семинарское занятие, посвященное Великой Французской революции, является самым масштабным в курсе Новой истории Европы и Америки. Это вызвано тем, что сама по себе эта революция сыграла колоссальную роль в истории Франции и Европы в целом, поэтому всестороннее рассмотрение различных аспектов истории этого события представляется весьма актуальным.

Данное занятие дополняется целым комплексом вспомогательных заданий, которые должны расширить комплекс знаний студентов по истории Французской революции XVIII в. Все эти материалы позволяют студентам создать целостную картину предпосылок, причин, хода и итогов революции (на основе подготовки по вопросам плана), овладеть знаниями относительно персоналий, сыгравших ключевую роль в событиях революции и относительно партий и течений, действовавших в годы революции.

Студенты овладевают навыками сопоставления и сравнения четырех конституций Французской республики (1791, 1793, 1795 и 1799гг.) – на основе этого они могут сами для себя создать полную картину эволюции политической системы Франции в годы революции.

Приступая к освещению событий революции необходимо особый упор сделать на освещении ее причин и предпосылок. Следует остановиться на характеристике французского абсолютизма в эпоху Людовика XVI, оценить личность самого короля и его окружения, показать, что к концу 80-х гг. XVIII в. кризис достиг той точки, когда преодоление его эволюционным путем стало невозможно. Следует также оценить роль идей французского Просвещение в складывании идеологии революционного лагеря. Уместно также коснутся проблемы историографии Французской революции XVIII в.

Исследуя начальный этап Французской революции необходимо сфокусировать внимание на характеристике политики конституционных монархистов и их реформах в 1789-1792гг. Желательно охарактеризовать деятельность Национального, Учредительного и Законодательного собраний (аграрное, торгово-промышленное и налоговое законодательство, административное переустройство страны и т.д.). Должны быть освещены политические портреты О. де Мирабо, М.Ж. Лафайета и других ключевых фигур этого этапа революции. Производится оценка Варенского кризиса 1791г. и начало революционных войн для дальнейшего развития революции.

Говоря о зените революции, важно осветить причины свержения монархии, остановиться на политике пришедших к власти жирондистов, и о работе Национального Конвента. Вполне к месту окажутся политические портреты таких видных жирондистов как П. В. Верньо и Ж. П. Бриссо.

Безусловно, что самого пристального внимания заслуживает такой ключевой этап революции, как якобинская диктатура. Уместно выделить причины прихода к власти якобинцев и установления якобинской диктатуры, осветить аграрное законодательство якобинцев, политику революционного террора, создание революционной армии, дехристианизацию, раскол среди якобинцев.

Уместно охарактеризовать существующие в исторической литературе споры о природе, содержании и характере якобинской диктатуры, о её месте в революции и якобинском терроре. Здесь уместны политические портреты Ж. Ж. Дантона, Ж. П. Марата, М. Робеспьера, Л. А. Сен Жюста, К. Демулена и др.

Обсуждению подлежит вопрос о перевороте 27 июля 1794г. и что он собой знаменовал - конец революции или ее возвращение в нормальное буржуазное русло. Надо выявить и обосновать причины поражения якобинского блока.

Характеризуя «нисходящую» линию революции желательно проанализировать политическое и экономическое развитие Франции после термидорианского переворота, дальнейшее развитие буржуазных отношений (на примере конституции 1795г.), оценить внутреннюю и внешнюю политику Директории, показать возвышение Наполеона Бонапарта, осветив его Итальянский и Египетский походы. Как следствие этого необходимо показать политические, социальные и экономические причины переворота 18 брюмера 1799г.

В заключение необходимо дать оценку исторического значения Французской революции и охарактеризовать ее влияние на развитие европейской цивилизации в XIX веке.

Итоговой оценкой знаний студентов по Великой Французской революции является письменная контрольная работа.


Семинарское занятие № 4

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИХ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ (САСШ) НА РУБЕЖЕ XIX – XX вв.



План:

  1. «Новый курс» внешней политики САСШ в конце XIX века.

  2. Начало активной колониальной политики Северо-Американских Соединенных Штатов. Аннексия Гавайских островов, урегулирование вопроса относительно островов Самоа.

  3. САСШ и Латинская Америка. Панамериканское движение. «Дипломатия доллара» и «политика большой дубинки».

  4. Испано-американская война 1898г.

  5. Северо-Американские Соединенные Штаты и проблема панамского канала.

  6. САСШ и Дальний Восток. Политика «открытых дверей» и «равных возможностей».


Источники и литература:

-Юровская Е. Е. Практикум по новой истории. 1870-1917. –М., 1979.

-Колониальная политика капиталистических держав. (1870-1914). Практикум. –М.,1967.

-История США. –Т.2. –М., 1985.

-Юровская Е. Е. Первые империалистические войны. –М., 1963.

-Лан В. И. США: от испано-американской до первой мировой войны. –М., 1978.

-Белявская И. А. Теодор Рузвельт и общественно-политическая жизнь США. –М., 1978.

-Альперович М. С. Новая история стран Латинской Америки. –М., 1970.

-Слезкин Л. Ю. Испано-американская война 1898г. –М., 1956.

-Модина К. М. Соединенные Штаты и Латинская Америка. XIXв.-М., 1974.

-Уткин В. И. Теодор Рузвельт. –М., 1989.

-Фонер Ф. С. Испано-кубино-американская война и рождение американского империализма. 1895-1902. –Т.1. –М., 1977.

-Дементьев И. П. Идейная борьба в США по вопросам экспансии на рубеже XIX – XX вв. –М., 1973.

-Дементьев И. П. Доктрина морской мощи Альфреда Мэхена // США. Экономика, политика, идеология. -1972. –№5.

-Шустов К. С. Освободительная война на Кубе (1895-1898) и политика США. –М., 1970.

-История внешней политики и дипломатии США. 1867-1918. –М., 1997.

-Кондратенко Р. В. Испано-американская война. 1898г. –М., 2000.
Методические рекомендации

Целью данного занятия является всестороннее рассмотрение внешней политики Северо-Американских Соединенных штатов в конце XIX – начале XX вв.

Приступая к анализу данной проблематики необходимо остановиться на характеристике т.н. «нового курса» во внешней политике САСШ в конце XIX в., выявить причины оживления внешней политики заокеанской республики в это время. Для обоснования активизации внешней политики САСШ, желательно оттолкнуться от характеристики экономического развития САСШ, которое диктовало необходимости расширения заморских рынков сбыта американской продукции и поиске новых сырьевых ресурсов, прежде всего, в государствах Америки и Азии. Необходимо также выявить и проанализировать специфические черты американской внешнеполитической экспансии – стремление придать легитимность своим действиям, действия через третьи руки, выбор слабых противников и т.п.

Характеризуя направления во внешней политике САСШ, надо остановиться на тех регионах, которые, исходя из специфики американского курса, первыми попали в сферу американских интересов – Латинская Америка, Китай, Карибский бассейн, Филиппины. Необходима характеристика таких составляющих внешнеполитического курса САСШ как «дипломатия доллара» и «политика большой дубинки». Подробного освещения заслуживает испано-американская война и ее такие аспекты как причины конфликта, его ход, итоги и значение.

В завершение занятия необходимо нарисовать портреты наиболее последовательных сторонников агрессивной внешней политики САСШ – У. Маккинли и Т. Рузвельта, также уместна оценка отношения американского общества к активной внешнеполитической линии САСШ в данную эпоху.

Дополнительное задание к семинару выполняется на контурных картах – студенту необходимо отметить основные заморские владения САСШ, приобретенные в ходе активной внешней политики в конце XIX – начале XX вв.




Семинарское занятие № 5


<< предыдущая страница   следующая страница >>