страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года n 508 Ведомости Парламента Республики - страница №1/1
![]() О рекламе Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года N 508 Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., N 24, ст. 174; "Казахстанская правда" от 26 декабря 2003 года N 367-368 ОГЛАВЛЕНИЕ Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, распространения, размещения и использования рекламы на территории Республики Казахстан. Глава 1. Общие положения Статья 1. Цели Закона Целями настоящего Закона являются обеспечение необходимых условий для производства, распространения, размещения и использования рекламы, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы. Статья 2. Сфера применения Закона 1. Настоящий Закон распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности физических и юридических лиц, производящих, распространяющих, размещающих и использующих рекламу на территории Республики Казахстан. 2. Настоящий Закон не распространяется на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, а также на политическую агитацию и пропаганду, осуществляемые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Статья 3. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) реклама - распространяемая и размещаемая в любой форме, с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации; 1-1) наружная (визуальная) реклама - реклама, размещенная на движимых и недвижимых объектах, а также расположенная в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования и на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах; 2) ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, размещения, установленных законодательством Республики Казахстан; 3) рекламодатель - физическое или юридическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, распространения и размещения рекламы; 4) рекламопроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее приведение рекламной информации к готовой для распространения и размещения форме; 5) рекламораспространитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение и размещение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радио- и (или) телевизионного вещания, и иными способами; 6) потребители рекламы - неопределенный круг физических и (или) юридических лиц, которым предназначается реклама; 7) бегущая строка - способ распространения рекламы, передающейся по телевидению, в кино- и видеообслуживании, который характеризуется последовательным чередованием (передвижением) сочетаний букв, цифр, знаков, составляющих в совокупности определенную информацию, на экранах телевизоров, а также на автономных мониторах - объектах стационарного размещения; 8) информация о товарах (работах, услугах) - сведения о товарах (работах, услугах), изготовителе, продавце, поставщике, предусмотренные законодательством Республики Казахстан и доводимые до покупателя (потребителя) в целях ознакомления с товаром (работами, услугами), его отличительными чертами и особенностями его использования. Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 264 (порядок введения в действие см. ст.2Закона) Статья 4. Законодательство Республики Казахстан о рекламе 1. Законодательство Республики Казахстан о рекламе основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Статья 5. Авторское право и смежные права на рекламу Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. Авторское право и смежные права подлежат защите в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также международными договорами. Глава 2. Общие и специальные требования к рекламе Статья 6. Общие требования к рекламе 1. Реклама независимо от формы или используемого средства распространения, размещения должна быть достоверной, распознаваемой без специальных знаний или применения специальных средств непосредственно в момент ее представления. 2. Реклама на территории Республики Казахстан, за исключением периодических печатных изданий, распространяется на государственном и русском языках, а также по усмотрению рекламодателя и на других языках. Перевод содержания рекламы с одного языка на другой не должен искажать ее основной смысл. При этом реклама на государственном языке на телевидении и радио должна распространяться равномерно в течение всего ежедневного ее выхода в эфир. 2-1. Реклама в периодических печатных изданиях распространяется на языке, закрепленном в свидетельстве о постановке на учет средства массовой информации. 3. (исключен - от 19 июня 2007 г. N 264) 4. Не допускается реклама товаров (работ, услуг), запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Если деятельность, осуществляемая рекламодателем, подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара (работ, услуг), а также при рекламе самого рекламодателя необходимо указывать номер лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию, кроме рекламы на радио. 5. Запрещается реклама не зарегистрированных в соответствии с законодательствомРеспублики Казахстан религиозных организаций и духовных учебных заведений. 6. Реклама не должна использоваться для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны. 7. Реклама не должна возбуждать панику в обществе, побуждать физических лиц к агрессии, а также к иному противоправному действию (бездействию). 8. Ограничения на рекламу устанавливаются настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Казахстан. Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 264 (порядок введения в действие см. ст.2Закона) Статья 7. Виды ненадлежащей рекламы 1. Недобросовестной является реклама, которая: 1) содержит сравнение рекламируемых товаров (работ, услуг) с товарами (работами, услугами) других физических или юридических лиц, а также высказывания, образы, порочащие их честь, достоинство и деловую репутацию; 2) вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемой продукции посредством копирования фирменного наименования, товарного знака, фирменной упаковки, внешнего оформления товара, формул, изображений и другого коммерческого обозначения, используемых в рекламе другой продукции, либо посредством злоупотребления их доверием; 3) содержит указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара (работ, услуг); 4) дискредитирует, унижает или высмеивает физические или юридические лица, не пользующиеся рекламируемыми товарами (работами, услугами); 5) представляет собой рекламу товаров, запрещенных к рекламе законом Республики Казахстан, если такая реклама осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, запрещенного к рекламе, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара. 2. Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении: 1) таких характеристик продукции, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия использования, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, происхождение; 2) наличия продукции на рынке, возможности ее приобретения в определенном месте; 3) стоимости (цены) продукции и дополнительных условий оплаты на момент распространения и размещения рекламы; 4) доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания продукции; 5) гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности; 6) предполагаемых результатов применения; 7) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг; 8) прав на использование государственных символов (герба, флага, гимна), а также символов международных организаций; 9) официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград; 10) предоставления информации о способах приобретения полной серии продукции, если она является частью серии; 11) результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций; 12) утверждений о товарах (работах, услугах), осуществляемой предпринимательской деятельности, дискредитирующих физическое или юридическое лицо, промышленную или торговую деятельность других лиц; 13) статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность; 14) статуса или уровня компетентности производителя, продавца товаров (работ, услуг) или лиц, их рекламирующих. 3. Неэтичной является реклама, которая: 1) содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, языка, профессии, социального положения, возраста, пола, религиозных, политических и иных убеждений физических лиц; 2) порочит объекты искусства, культуры, памятники истории, являющиеся национальным или мировым достоянием; 3) порочит государственные символы, национальную валюту Республики Казахстан или иностранную валюту, религиозные символы. 4. Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. 5. Скрытой является реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, инстинкты в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции, в том числе путем использования специальных видеовставок, двойной звукозаписи и иными способами. 6. Ненадлежащая реклама запрещается. Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 264 (порядок введения в действие см. ст.2Закона) Статья 8. Реклама в теле- и радиопрограммах 1. Реклама в теле- и радиопрограммах, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, не должна превышать двадцать процентов от общего объема вещания в сутки, за исключением бегущей строки.
Статья 9. Реклама в периодических печатных изданиях Объекты рекламы, ее тематика периодическими печатными изданиями определяются самостоятельно.
Статья 10. Реклама в кино-, видео- и справочном обслуживании 1. Запрещается прерывать рекламой демонстрацию фильма в кино- и видеообслуживании, за исключением перерывов между сериями. 2. При справочном обслуживании реклама предоставляется только после сообщения запрашиваемой информации. 3. При платном справочном, компьютерном и ином обслуживании реклама распространяется только с согласия клиента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемой информации. Статья 11. Наружная (визуальная) реклама 1. Размещение наружной (визуальной) рекламы осуществляется в виде плакатов, стендов, световых табло, билбордов, транспарантов, афиш и иными способами в порядке, предусмотренном пунктами 2-7 настоящей статьи.
Статья 12. Реклама на транспортных средствах Распространение, размещение рекламы на транспортных средствах осуществляются с соблюдением правил безопасности дорожного движения на основании договоров с собственниками транспортных средств и с лицами, обладающими иными вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лиц, обладающих иными вещными правами на это имущество. Статья 13. Особенности рекламы отдельных видов продукции (работ и услуг) 1. Запрещается реклама: 1) этилового спирта и алкогольной продукции; 2) заменителей грудного молока; 3) товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, не прошедших ее в Республике Казахстан; 4) табака и табачных изделий; 5) в форме проведения различных мероприятий, в том числе розыгрышей призов, лотерей, направленных на стимулирование спроса и интереса к алкогольной продукции, табаку и табачным изделиям. 1-1. Запрещается реклама товаров (работ, услуг) с использованием элементов товарного знака или названия, известного как наименование алкогольной продукции, табака и табачного изделия, которые прямо или косвенно предлагают алкогольную продукцию, табак и табачное изделие, за исключением географических указаний и фирменных наименований. 2. (исключен - от 19 июня 2007 г. N 264). 3. Особенности рекламы медицинских услуг, методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, биологически активных добавок к пище регулируются законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения. 4. Исключен Законом РК от 16.07.2009 N 186-IV . 5. Реклама служебного оружия, а также вооружения, военной техники и продукции двойного назначения, экспорт и импорт которых производятся в соответствии с законодательством Республики Казахстан, допускается только в специальных изданиях, а также на специализированных выставках или ярмарках-продажах. Указанная реклама не должна прямо или косвенно раскрывать технологию производства, способы применения боевого и специального оружия, вооружения, военной техники. Сноска. Статья 13 в редакции Закона РК от 07.07.2006 N 171(порядок введения в действие см. ст.2); статья с изменениями, внесенными Законом РК от 19.06.2007 N 264(порядок введения в действие см. ст.2 Закона); от 16.07.2009 N 186-IV . Статья 14. Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг При производстве, распространении, размещении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных и иных услуг, связанных с использованием денег физических и юридических лиц, а также ценных бумаг, запрещается: 1) приводить в рекламе информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам; 2) гарантировать получение дохода и размеры дивидендов по простым акциям; 3) рекламировать ценные бумаги без регистрации эмиссии, а также при приостановлении или признании эмиссии ценных бумаг несостоявшейся; 4) предоставлять любые гарантии или предложения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг; 5) скрывать любое из существенных условий, оговоренных в рекламе, договоров; 6) реклама видов предпринимательской деятельности, которая призывает физических лиц получить свою прибыль или выгоду за счет вовлечения других физических лиц в деятельность данного предприятия или покупку товаров данного предприятия; Примечание РЦПИ! Предусмотрена новая редакция подпункта 7) в соответствии с Законом РК от 11.07.2009 N 183 (порядок введения в действие см. ст.2). 7) реклама жилых зданий до выдачи разрешения на строительство нулевого цикла, а также в период приостановления действия лицензии застройщика уполномоченным органом. Сноска. В статью 14 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 года N 181 (вводится в действие с 1 января 2007 года); Законом Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 264 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона) Статья 14-1. Особенности рекламы товарных знаков и товаров, обозначенных этими знаками 1. Зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки приводятся на языке оригинала. 2. В случаях, когда один товарный знак зарегистрирован по нескольким перечням товаров и услуг, включающим наименования алкогольной продукции, табака и табачных изделий, то при распространении, размещении рекламы с использованием указанного товарного знака в обязательном порядке должны быть четко определены рекламируемые товары и (или) услуги. При рекламе указанных в настоящем пункте товарных знаков размер наименования товаров и (или) услуг должен занимать не менее тридцати процентов: 1) от общей площади, занимаемой данной рекламой, в периодических печатных изданиях, наружной (визуальной) рекламе, рекламе на транспортных средствах; 2) от площади каждого кадра, содержащего изображение товарного знака, в теле-, видео- и кинохроникальных программах. При звуковом сопровождении рекламы в теле-, радио-, видео- и кинохроникальных программах рекламируемые товары и (или) услуги должны быть четко определены. 3. Распространение, размещение рекламы с нарушением предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи требований признаются рекламой алкогольной продукции, табака и табачных изделий. Сноска. Закон дополнен статьей 14-1 в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 264 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона) Статья 15. Защита несовершеннолетних при производстве, распространении, размещении рекламы При производстве, распространении, размещении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотребления их доверием и отсутствием у них опыта не допускаются: 1) дискредитация авторитета родителей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних; 2) прямое предложение, призывающее убедить родителей или других лиц приобрести рекламируемую продукцию; 3) прямое указание несовершеннолетним, что обладание той или иной продукцией дает им какое-либо преимущество над другими, а также что отсутствие такой продукции приведет к обратному; 4) размещение в рекламе текстовой, визуальной или звуковой информации, показывающей несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях, когда это не оправдано профилактическими целями; 5) визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам (работам, услугам) для несовершеннолетних; 6) приуменьшение необходимого уровня навыков использования продукции у несовершеннолетних, за исключением случаев, когда результаты использования продукции показаны или описаны. Реклама должна давать информацию о том, что реально достижимо для несовершеннолетних той возрастной группы, для которой предназначена продукция; 7) создание у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления о стоимости (цене) продукции для несовершеннолетних, а также прямое или косвенное указание на то, что рекламируемая продукция доступна для любого семейного бюджета. Статья 16. Сроки хранения материалов, содержащих рекламу Рекламодатель, рекламопроизводитель обязаны хранить в течение одного года, рекламораспространитель - не менее одного месяца со дня последнего распространения, размещения рекламы, материалы или их копии, содержащие рекламу, включая все вносимые в них последующие изменения. Глава 3. Государственное регулирование в области
Статья 17. Государственное регулирование в области рекламы 1. Под государственным регулированием в области рекламы понимается устанавливаемый в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан контроль производства, распространения и размещения рекламы. Государственное регулирование в области рекламы осуществляется соответствующими уполномоченными органами в пределах их компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан. 2. Основными целями государственного регулирования в области рекламы являются: 1) защита национальных интересов; 2) предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, а также рекламы, посягающей на общественные ценности и общепринятые нормы морали и нравственности; 3) защита от недобросовестной конкуренции. Статья 17-1. Компетенция государственных органов Государственные органы в пределах своей компетенции: 1) участвуют в разработке нормативных правовых актов о рекламе; 2) вносят предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о рекламе; 3) применяют меры ответственности к нарушителям законодательства Республики Казахстан о рекламе; 4) рассматривают обращения физических и (или) юридических лиц по вопросам рекламной деятельности; 5) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе. Сноска. Закон дополнен статьей 17-1 в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 264 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона) Статья 17-2. Компетенция местных исполнительных органов Местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы): 1) выдают разрешения на размещение объектов наружной (визуальной) рекламы в населенных пунктах; 2) применяют меры ответственности к нарушителям законодательства Республики Казахстан о рекламе; 3) рассматривают обращения физических и (или) юридических лиц по вопросам рекламной деятельности; 4) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе. Сноска. Закон дополнен статьей 17-2 в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 264 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона) Статья 18. Предоставление рекламной информации В случае неисполнения требований настоящего Закона рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель по требованию уполномоченных органов обязаны представить документальное подтверждение рекламной информации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 19. Опровержение 1. В случае установления факта нарушения законодательства Республики Казахстан о рекламе лицо, допустившее нарушение, обязано немедленно прекратить распространение, размещение такой рекламы и осуществить опровержение в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. При этом все расходы по опровержению несет лицо, допустившее нарушение.
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о рекламе 1. Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о рекламе в отношении ее содержания, языка, если не доказано, что это произошло по вине рекламопроизводителя либо рекламораспространителя. 2. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о рекламе в отношении оформления или производства рекламы. 3. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о рекламе в отношении времени, места и способа распространения, размещения рекламы. 4. Ответственность лиц, указанных в пунктах 1, 2, 3 настоящей статьи, наступает в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан. Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 264 (порядок введения в действие см. ст.2Закона) Статья 21. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением подпункта 1) пункта 1 статьи 13, который вводится в действие с 1 января 2004 года. Президент Республики Казахстан |