Закон об утверждении стратегии социально-экономического развития - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Предварительные итоги социально-экономического развития 5 685.47kb.
Стратегия социально-экономического развития города Улан-Удэ до 2027... 10 2153.9kb.
Социально-экономического развития муниципального образования «тункинский... 13 4662.74kb.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития... 1 199.02kb.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования... 3 639.01kb.
Решением Цнинского сельского Совета народных депутатов от 22. 2 573.64kb.
«Итоги работы в 2012 году и приоритеты социально-экономического развития... 1 218.35kb.
Информация об итогах социально-экономического развития 2 499.51kb.
Круглый стол, проводимый по инициативе комисий общественной палаты... 1 391.24kb.
Информация об итогах социально-экономического развития Чувашской... 1 407.4kb.
Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны итоги... 1 267.51kb.
Год после взрыва 1 30.32kb.
- 4 1234.94kb.
Закон об утверждении стратегии социально-экономического развития - страница №3/10

Глава 2.1.6. РИСК НЕУСТОЙЧИВОЙ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ, СНИЖЕНИЯ

ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И НЕЭФФЕКТИВНОГО

ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Основными рисками, возникающими в демографической сфере, системе расселения и пространственном развитии области, являются следующие:

1. Кемеровская область, как и другие промышленные регионы России, находится в фазе "демографического сжатия". Современный уровень рождаемости в области более чем в полтора раза ниже того, который необходим для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Согласно расчетам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, к 2025 году численность населения Кемеровской области по сравнению с 2005 годом может сократиться на 231,4 тыс. человек (на 8,1%) и составить 2607,1 тыс. человек. Положительный миграционный прирост не сможет компенсировать естественную убыль населения. Число умерших и коэффициент смертности будут расти до 2007 года, а затем постепенно снижаться до конца прогнозного периода. Ежегодно число умерших будет превышать число родившихся в 1,5 - 1,7 раза. В связи с этим, соответственно, будет изменяться показатель ожидаемой продолжительности жизни с 63,56 лет в 2005 году до 66,18 лет (58,72 - мужчины, 74,19 - женщины) в 2025 году. Таким образом, человеческие ресурсы региона будут последовательно сокращаться. Население будет стареть, что чревато увеличением нагрузки на бюджет в сфере здравоохранения, жилищного субсидирования и социального обеспечения.

2. В системе расселения основные риски связаны с неустойчивостью экономики поселений с монопрофильной специализацией в добыче сырья и производстве его первичных переделов. Для Кемеровской области такая ситуация не является новой. В момент, когда в 90-е годы угольная отрасль региона переживала не лучшие времена, Анжеро-Судженск выпал из числа больших городов, Кемерово также перешел в категорию городов меньшего размера. Шахтерские города - Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий и Киселевск в 90-е годы потеряли примерно по 10% своего населения. В области затормозились агломерационные процессы. Численность населения Кемеровской области с 2001 по 2005 год сократилась на 4%. У 18% муниципальных образований за этот период численность населения снизилась на 11 - 14%, а у 16% - на 6 - 9%.
Рисунок 11. Сокращение численности населения

по муниципальным образованиям Кемеровской области

в 2001 - 2006 годах, %
Рисунок не приводится.
3. Риск снижения значимости региона в пространственной организации страны. Кемеровская область всегда была слабее, чем Новосибирская или Томская область и даже Красноярский край, интегрирована в Сибирский макрорегион. Возможно, что это связано с высокой долей экспортно-ориентированных отраслей в структуре экономики: уголь, металлургия. При этом основные регионы-соседи используют Кемеровскую область либо в качестве сырьевого донора (например в поставках коксующегося угля), либо рынка сбыта своей продукции и рынка экспорта услуг. Однако прочных кооперационных связей, выходящих за рамки счетного количества компаний, это не создает. Возможно, что в силу данных обстоятельств крупные объекты федерального значения, участвующие в формировании новой экономики, в последние годы размещаются в соседних субъектах Федерации. Кроме того, область попала в зону влияния двух крупных авиационных хабов - Толмачево - в Новосибирске и Емельяново - в Красноярске. Регион проигрывает соседним территориям по размещению штаб-квартир компаний и организаций, оказывающих интеллектуальные услуги, услуги по управлению.
Рисунок 12. Центры управления территорией Российской

Федерации
Рисунок не приводится.
Рисунок 13. Инновационные проекты федерального значения
Рисунок не приводится.
4. По параметрам развития городской среды Кемерово и Новокузнецк проигрывают соседним крупным городам - Екатеринбургу, Новосибирску, Красноярску. В последние годы интенсивно развиваются современные элементы урбанистической среды в Тюмени и Томске.

Все названные обстоятельства в совокупности несут в себе риск снижения конкурентоспособности региона на рынке капиталов, новых проектов и мобильных кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями.
Глава 2.1.7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ

И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РИСКИ
Кемеровская область, будучи сырьевым регионом с экспортно-ориентированной экономикой, в большей степени, чем многие другие регионы, зависит от государственного регулирования и инвестиционной политики крупных государственных корпораций. Это создает для региона большие риски:

1. В настоящий момент согласно инвестиционной программе РАО "ЕЭС России" предполагается построить на территории Кемеровской области более 3 ГВт новых генерирующих мощностей. Еще 6 ГВт готовы построить независимые инвесторы. Однако в случае, если данные проекты не будут увязаны с генеральной схемой размещения новых генерирующих мощностей по стране, то риски полной загрузки новых станций и энергоблоков в Кузнецком бассейне будут слишком большими для того, чтобы были приняты решения о капитальных вложениях в новые проекты.

2. Значительные риски для угольной отрасли Кузнецкого бассейна представляют: технологическая политика РАО "ЕЭС России" и создаваемые в ходе его реструктуризации энергогенерирующие компании, технические регламенты и экологические нормативы, которые будут определять государственные требования к энергетическим технологиям. В частности, речь идет о чувствительности технологий, применяемых при строительстве новых мощностей и модернизации действующих, к типу угля (использование обогащенного угля, подготовленного к сжиганию на типовых станциях и энергоблоках, или привязка их к так называемому проектному углю, то есть углю конкретного месторождения с индивидуальными ключевыми характеристиками).

3. В настоящий момент вырабатываются принципы долгосрочной тарифной политики, определяющей уровень оплаты железнодорожных перевозок угля. Риск для Кузнецкого бассейна заключается в том, что в случае принятия решения об отказе от субсидирования тарифов на перевозку угля для поставщиков Кемеровской области некоторые рынки либо будут утеряны, либо конкурентоспособность существенным образом изменится.

4. Существенные риски несет в себе тарифная политика в сфере поставок электроэнергии и ценового регулирования поставок газа. Например, конкурентоспособность угольных ТЭС по сравнению с газовыми будет достигнута при цене 1 т у. т. газа в 1,6 - 2 раза выше цены 1 т у. т. угля (при цене не менее 120 коп. за кВт), что напрямую зависит от государственной тарифной политики.

5. Значительные риски для региона имеет государственное природоохранное, таможенное и налоговое (например, в части взимания налога на добычу полезных ископаемых и пр.) регулирование.
Подраздел 2.2. ОСНОВНЫЕ СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Глава 2.2.1. ЭКОНОМИКА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ БУДЕТ РАСТИ

В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Оценивая внутренние и внешние факторы социально-экономического развития Кемеровской области, уже накопленные инвестиции в экономику региона, а также подготовленные к реализации и анонсированные проекты, можно сделать вывод, что в долгосрочной перспективе основным сценарием развития Кемеровской области будет сценарий роста с сохранением базового сектора экономики.

Гипотетически данный сценарий может не состояться только в условиях замораживания или даже сокращения потребления кузнецкого угля в стране, например, вследствие отказа от "атомно-угольного" направления развития российской энергетики, а также вследствие усиления конкуренции данным поставкам со стороны альтернативных источников в России (например, поставок угля из новых проектов), тотальной смены технологий в металлургии на не требующие качественного каменного угля для кокса и т.п. Однако вероятность такой экономической катастрофы мала. Мировой экономический подъем, вызванный первичной индустриализацией в Китае и других азиатских странах, будет продолжать генерировать спрос на сырье, внутренней энергетике все равно придется широко использовать уголь в качестве топлива, учитывая прогнозы Минприродресурсов РФ, согласно которым к середине XXI века в стране будут исчерпаны разведанные в настоящий момент запасы нефти.
2.2.1.1. Перспективы развития угольной промышленности

Кузнецкого бассейна
Пока же в угольной отрасли Кузнецкого бассейна перспективы развития будут во многом зависеть от того, какой вариант схемы размещения новых объектов энергетики на территории Российской Федерации будет реализован, насколько будет задействован уголь как топливо в новых генерирующих мощностях, будут ли переведены на уголь ТЭС, работающие в настоящее время на газе, но имеющие инфраструктуру для использования угля (речь идет о постепенном переоборудовании на использование в качестве основного вида топлива - угля 27 крупных газоугольных станций РАО "ЕЭС России", что предполагает дополнительное потребление угля на 30 - 40 млн. т в год).

Разброс экспертных оценок по поводу потребности в кузнецких углях и о возможных масштабов их добычи и поставок весьма высок.

До 2025 года предусматривается строительство и выведение на проектную мощность 24 шахт, 9 разрезов и 7 обогатительных фабрик. В 2006 году введены в строй три угледобывающих предприятия с проектной мощностью 4 млн. т угля в год и две обогатительные фабрики проектной мощностью по переработке угля 4,8 млн. т. По прогнозам экспертов ИУУ СО РАН и ИСЭИ СО РАН потребление угля на электростанциях РФ к 2030 году должно увеличиться в 2,7 - 3,4 раза по сравнению с 2005 годом, а их доля в суммарном расходе угля возрасти за данный период с 45 до 64 - 69%. К 2030 году ресурсы кузнецкого угля должны возрасти в 1,7 - 2 раза и составить 210 - 255 млн. т у. т. Этот прогноз предполагает более высокие параметры, чем параметры базового сценария развития энергетики РАО "ЕЭС России", но в целом отражает общий прогнозный коридор экспертных оценок потенциала развития угольной отрасли.
Таблица 19
Баланс угля в России до 2030 года, млн. т у. т. в год


Статья баланса

Факт
2005

Прогноз

2010

2015

2020

2025

2030

1

2

3

4

5

6

7

Ресурсы из добычи

199

238 - 245

280 - 290

305 - 315

340 - 380

370 - 430

Экспорт

60

65 - 70

65 - 70

65 - 70

70 - 80

80 - 90

Импорт

14

12

10

10

-

-

Внутреннее
потребление

153

185 - 187

225 - 230

250 - 255

270 - 300

290 - 340

В том числе:
ТЭС

69

99 - 101

127 - 135

148 - 154

167 - 196

185 - 235

Котельные

20

16 - 17

16 - 17

16 - 17

15 - 17

15 - 17

Прочие
потребители

64

70 - 69

82 - 78

86 - 84

88 - 87

90 - 88

Кемеровская
область, млн. т

103,5

139 - 145

165 - 175

175 - 190

200 - 230

210 - 235

В том числе:
вывоз в
европейские
регионы

48,7

49 - 50

68 - 70

76 - 81

90 - 105

96 - 124

в том числе
на Урал

12,2

25

28 - 30

31 - 33

40 - 49

42 - 52

Экспорт

54,8

55 - 60

55 - 60

55 - 60

60 - 65

60 - 65

Потребление в
Сибири

34

35

42 - 45

44 - 49

50 - 60

54 - 66

в том числе
ТЭС

15

16

21 - 24

24 - 28

30 - 39

34 - 45

Котельные

6,7

5

5

3 - 4

3 - 4

3 - 4

Прочие
потребители

12,3

14

16

17

17

17


Таблица 20
Основные параметры энергосистемы Российской Федерации при

реализации базового варианта ее развития





Ед. изм.

2010

2015

2020

1

2

3

4

5

Потребность в установленной
мощности













Всего

млн. кВт

237,4

278,2

315,1

В том числе
АЭС

млн. кВт


25,7

34,6

41,2


ГЭС, ГАЭС

млн. кВт

51,2

56,7

67,2

ТЭС
из них

млн. кВт


160,5

187,0

206,7


КЭС

млн. кВт

72,7

95,5

102,3

ТЭЦ

млн. кВт

86,3

91,5

104,4

Потребность во вводах
генерирующих мощностей













Всего

млн. кВт

29,9 <*>

70,1 <**>

54,5 <***>

ГЭС

млн. кВт

5,4 <*>

5,4 <**>

10,5 <***>

АЭС

млн. кВт

2,4 <*>

8,9 <**>

10,6 <***>

ТЭС,
в том числе:

млн. кВт


22,1 <*>

55,8 <**>

33,4 <***>



на газе

млн. кВт

18,4 <*>

35,3 <**>

20,6 <***>

на угле

млн. кВт

3,7 <*>

20,5 <**>

12,8 <***>

Потребность во вводах
электрических сетей

тыс. км

5,5 <*>

9,7 <**>

14,8 <***>


Потребность в топливе ТЭС













всего,
в том числе:

млн. т у. т.


325,4

369,2

406,4


газ

млн. т у. т.

213,7

226,7

236,2

мазут

млн. т у. т.

11,2

10,8

10,0

уголь

млн. т у. т.

92,3

119,9

148,8


--------------------------------

<*> За период 2006 - 2010 годов.

<**> За период 2011 - 2015 годов.

<***> За период 2016 - 2020 годов.


2.2.1.2. Перспективы развития черной металлургии
Кемеровские предприятия черной металлургии имеют некоторый запас прочности, позволяющий им сохранять в долгосрочной перспективе конкурентоспособность на мировом рынке. Ситуация для развития предприятий металлургической промышленности в среднесрочной перспективе в целом будет, скорее всего, благоприятная в силу роста внутреннего потребления металла, пусть и в условиях растущей конкуренции и постепенно ухудшающейся рыночной конъюнктуры.

Правда, после 2010 года растут риски снижения эффективности в силу исчерпания дешевых доступных факторов производства (дешевой рабочей силы, дешевых ресурсов и проч.) и роста конкуренции со стороны новых российских металлургических комплексов и экспорта. При этом ожидается сохранение на мировом рынке ограничений на поставки квадратной заготовки из России.

Кемеровским металлургам, как и в целом всей металлургии России, придется решать ряд связанных задач:

а) выход на более зрелые и предъявляющие большие требования по качеству и по дистрибуции рынки, чем традиционные рынки Азии;

б) масштабная модернизация, повышение качества продукции, выпуск продукции с дополнительными полезными свойствами;

в) повышение регионального сервиса и развитие регионального сбыта, предложение дополнительных услуг;

г) консолидация отрасли;

д) развитие глобального присутствия;

е) внедрение современного управления, дальнейшее преобразование в публичные компании (выделение непрофильных активов, изменение системы закупок, повышение прозрачности финансов, внедрение международных технологических, управленческих стандартов и стандартов качества).
2.2.1.3. Перспективы развития химической промышленности

Кемеровской области
Благоприятна ситуация для предприятий химической промышленности, в частности в производстве капролактама. Доля кемеровского "Азота" в России составляет около 17%. Предполагается, что спрос на данную продукцию будет оставаться на высоком уровне благодаря ежегодному росту спроса на 5% со стороны производителей химических волокон и на 8% - со стороны производителей полиамида. Общий уровень потребления должен вырасти на 34% к 2010 году по отношению к 2004 году. Генератором роста будет выступать Азиатский регион, который приобретает примерно 50% от всего произведенного капролактама в мире. Спрос на этот продукт со стороны Китая растет на 18%, со стороны Тайваня - на 7% в год. Цены на капролактам внутри России, сравнивая с производителями из Европы и других стран, остаются на довольно низком уровне за счет внутренних цен на газ.

Условия для развития химического сектора экономики Кемеровской области будут сохраняться, по крайней мере до выравнивания цен на газ с мировыми, для производителей аммиака и азотных удобрений. ОАО "Азот" обеспечивает 10% от общего российского производства аммиачной селитры и карбамида, а также 5% от производства аммиака.

Есть перспективы развития для ООО "ПО "Химпром", производящего полиэфиры и другую продукцию на основе электролиза поваренной соли. Потребность в полиэфирах в Российской Федерации составляет примерно 250 тыс. т в год, и 51% полиэфиров на сегодняшний момент завозится из-за рубежа.

Тем не менее в отдельных сегментах производства химической продукции (химволокна) будет наблюдаться стагнация либо даже будет сокращение. Но и в целом масштабного роста выпуска продукции предприятиями химической промышленности региона можно будет и не достичь в силу фактически предельной загрузки эффективных основных фондов. Кроме того, в долгосрочной перспективе у химического сектора будут расти риски, связанные с повышением цен на исходное сырье - газ, а также риски предельного износа оборудования и его морального устаревания.

Гипотетически рост цен на газ создает условия для развития в стране углехимии. Наиболее благоприятные условия для размещения углехимических производств существуют в крупных угольных бассейнах с развитой инфраструктурой, наличием кадров, опыта развития химических производств: Восточный Донбасс, Канско-Ачинский угольный бассейн, но самые благоприятные условия - в Кемеровской области. Однако в Российской Федерации в настоящий момент нет отработанных углехимических технологий, конкурирующих с нефте- и газохимией. Перспектива создания углехимических производств остается, но для этого либо должно произойти повышение в Российской Федерации в разы стоимости нефти и природного газа, либо достигнут прорыв в развитии технологий химической переработки угля (что в ближайшие 10 - 15 лет представляется маловероятным), либо реализована целенаправленная государственная программа поддержки углехимии.
2.2.1.4. Перспективы развития машиностроительного комплекса

Кемеровской области
Существенным образом может усложниться ситуация в традиционном машиностроении Кемеровской области, ориентированном на производство горно-шахтного оборудования и металлургическое оборудование. Новые горнодобывающие предприятия и новые металлургические мощности, скорее всего, будут оснащаться импортным оборудованием. Хотя в последние годы ситуация в кемеровском машиностроении не просто стабилизировалась, но и имеет явно выраженную тенденцию улучшения, рост не сопровождается инновационно-технологическим подъемом (в последнее время заказ на горно-шахтное оборудование в регионе рос на 20 - 25% ежегодно, а в целом объем выпуска машиностроительной продукции растет с 1999 года на 7 - 8% в год). Ни корпоративно, ни организационно предприятия традиционного машиностроения не сомасштабны глобализирующемуся рынку, а полноценный кластер (агломерация производства без корпоративного объединения) в данном секторе рынка в области не сформировался.

Вместе с тем выпуск отечественного горного оборудования решает две задачи общегосударственного уровня: развитие национальной машиностроительной базы, в том числе за счет снижения до безопасного уровня масштабов использования импорта, и интенсивное развитие минерально-сырьевой базы (за счет использования новых поколений специализированной техники в инновационных горных технологиях, обеспечивающих вовлечение в добычу ранее нерентабельных запасов освоенных месторождений). В связи с этим возникает объективная возможность привлечения средств государственного бюджета для развития горного машиностроения в комплексе с разработкой новых технологий добычи в рамках создания технопарка или реализации специальных программ технологического развития.

Для формирования кластера на базе уже действующих предприятий (около 170 предприятий при очень низкой загрузке) есть потенциальные условия, но для этого требуется время, а заказ на качественно новое оборудование будет уже сформирован в ближайшие 3 - 5 лет. За это время должны пройти коренную технологическую модернизацию металлургические предприятия области, а также спроектированы и построены новые горнодобывающие комплексы.

Иными словами, рынок будет расти (в первую очередь рынок будет расти качественно, технологически) темпами, превышающими темпы роста машиностроительных предприятий в регионе, что будет стимулировать импорт технологического оборудования. Кемеровские предприятия будут оттесняться в выпуск низкотехнологичной продукции либо в производство продукции в локальных нишах.

С 2000 года в Кемеровской области наблюдается непрерывный рост импорта машиностроительного оборудования. При этом уровень экспорта оборудования практически равен нулю.
Таблица 21
Поставки машиностроительного оборудования в Кемеровской

области


Наименование

2001

2002

2003

2004

2005

млн.
дол.

уд.
<*>
вес,
%

млн.
дол.

уд.
вес,
%

млн.
дол.

уд.
вес,
%

млн.
дол.

уд.
вес,
%

млн.
дол.

уд.
вес,
%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ВСЕГО
Объем импорта

180,7

100

146,5

100

169,6

100

436,3

100

627,8

100


В % к предыдущему
периоду

86,2





80,9





115,7





рост
в 2,5
раза




143,8





Продукция
машиностроения

57,0

31,5

56,4

38,5

60,7

35,8

226,8

52,0

343,2

54,7


В % к предыдущему
периоду

58,1





99,0





108,0





рост
в 3,7
раза




151,3






2.2.1.5. Перспектива развития электроэнергетики Кемеровской

области
РАО "ЕЭС России" уже объявляло о своей готовности привлечения инвестиций в строительство 600 мВт мощности на Кузнецкой ТЭЦ с применением механизма государственного гарантирования инвестиций. Стоимость - около 15 млрд. руб. ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" активно прорабатывает вопрос расширения Томь-Усинской ГРЭС. Подготовлен план расширения ее мощностей на 660 мВт (26 млрд. руб. капиталовложений) с перспективой расширения до 1320 МВт (вторая турбина - 660 МВт). Совокупная мощность предусмотренных инвестиционной программой РАО "ЕЭС России" к вводу до 2020 года в Кемеровской области новых генерирующих мощностей составляет 2035 МВт.

Вместе с тем Минпромэнерго России ведется работа по формированию Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, в которой планируется четкое распределение генерации и объектов электросетевого комплекса страны в целом, и Кемеровской области в частности. Администрацией Кемеровской области ведется работа с Минпромэнерго России, инвесторами по включению в этот стратегический документ объектов генерации и электросетевого комплекса области с учетом темпов социально-экономического развития региона и роста угледобычи.

Технически ресурсно есть возможность наращивать мощности угольной генерации в Кемеровской области. Но при этом встает вопрос о том, куда направлять дополнительно получаемую электроэнергию. Для ее передачи за пределы региона потребуется развитие энергосетевого хозяйства. Даже при наличии потенциальных инвесторов требуются гарантии потребления данной электроэнергии (наличия свободной ниши на рынке). При этом часть экспертов выражает сомнения по поводу целесообразности строительства новых генерирующих мощностей в таком удалении от основных рынков сбыта (Урал и европейская часть России). Следует учесть, что в Тюменской области и других регионах Уральского федерального округа также реализуются либо анонсированы как готовящиеся проекты создания новых энергогенерирующих мощностей.
Таблица 22
Электробаланс Кемеровской области (млрд. кВт/ч)
(по годам)




2001

2002

2003

2004

2005

Произведено электроэнергии

27,1

27,9

25,6

23,5

25,8

Получено из-за пределов
области

9,6

7,5

9,8

12,6

10,5


Потреблено электроэнергии -
всего

32,3

31,7

30,8

32,7

33,5


в том числе:
















потери в сетях общего
пользования

2,2

2,2

2,4

2,1

1,7


Отпущено за пределы области

4,4

3,7

4,6

3,4

2,8


2.2.1.6. Перспективы развития других секторов экономики

Кемеровской области
2.2.1.6.1. Строительство, производство строительных

материалов
Учитывая огромные масштабы строительства новых объектов в Кемеровской области, как в промышленной сфере, так и в жилищной (на 2007 год запланирован ввод около млн. кв. м жилья), вплоть до 2013 - 2015 годов сохранится потенциал роста для строительной отрасли.

При этом инжиниринговые услуги, составляющие иногда до 30 - 40% в структуре расходов на строительство, в сфере промышленного строительства, видимо, придется импортировать в регион во все возрастающих объемах. Во многом это будет связано с импортом технологических решений, а также технологического оборудования.

Наиболее распространенными видами строительства зданий в Кемеровской области и Сибирском федеральном округе являются крупнопанельное домостроение и монолитный способ. Это стимулирует спрос на цемент, бетонные конструкции.
Рисунок 14. Ввод в действие зданий жилого и нежилого

назначения, общая площадь зданий, тыс. кв. м
Рисунок не приводится.
Очевидно, что даже при высоком уровне конкуренции на рынке строительных материалов будут сохраняться условия для расширения производства данной продукции в Кемеровской области. По оценкам участников рынка, ожидается рост спроса в области и в соседних регионах (в настоящий момент примерно 40% выпускаемого в области кирпича и значительная часть цемента поставляются за пределы области):

1) на нерудные материалы (щебень, песок и проч.) и цемент на уровне 10 -12% в год. Рост рынка цемента сохранится в перспективе ближайшие 5 - 7 лет;

2) на кирпич.

Но, чтобы сохранить конкурентоспособность, главными задачами производителей строительных материалов Кемеровской области становятся:

1) для производителей цемента: наращивание объемов производства, переход к менее загрязняющим окружающую среду энерго- и ресурсоемким технологиям, а в среднесрочной перспективе - к производству цемента разнообразных марок. Особой задачей производителей цемента становится развитие системы дистрибуции, логистики и повышения качества перевозок цемента. "Топкинский цемент" в Кемеровской области (самая большая часть холдинга "Сибирский цемент") имеет все основания для развития, включая экспорт в Казахстан. Для этого необходимо, во-первых, перейти к более развитой логистике (расширение географии, повышение ритмичности и экономической эффективности перевозок). В области "Сибирским цементом" в настоящий момент разворачивается специализированная транспортная компания - "Кузбасстрансцемент". Во-вторых, должны быть созданы новые мощности: в ОАО "Холдинговая Компания Сибирский цемент" принято решение о строительстве Ново-Яшкинского цементного завода на территории муниципального образования "Яшкинский район". Программой строительства предусмотрен ввод в строй в 2011 году современного производства, оборудованного высокотехнологичным и экологически безопасным оборудованием немецких производителей с производственной мощностью по выпуску цемента 1200 тыс. т в год (первая очередь). Цементные известняки и глины Яшкинского месторождения характеризуются очень высоким качеством. Это позволит осуществлять выпуск портландцемента различных марок. Проектная мощность 3600 тыс. т в год. В-третьих, необходимы модернизация уже существующих мощностей, снижение их энергоемкости и переход к новым технологиям производства.
Рисунок 15. Ввод в действие жилых домов, кв. м

общей площади
Рисунок не приводится.
2) для производителей кирпича: технологическая модернизация и повышение качества выпускаемой продукции. В противном случае на производителей Кемеровской области будет усиливаться давление конкурентов на рынке. В Томской, Иркутской и Новосибирской областях, Красноярском крае строятся совершенно новые предприятия, которые дешевле по затратам на выпуск продукции, имеющие значительную проектную мощность производства;

3) для производителей нерудных материалов (щебня и проч.) следует учитывать:

а) идущие в соседних регионах процессы консолидации потребителей, что связано с наличием крупных потребителей (железнодорожных предприятий) и с ростом конкуренции за них;

б) по оценке СтройПРОФИля, в Сибирском федеральном округе сохраняется угроза перепроизводства щебня в ряде областей (что и происходило в последние годы, в частности в Кемеровской области и Алтайском крае, и, скорее всего, будет происходить в ближайшем будущем в Новосибирской области).
2.2.1.6.2. Торговля, коммерческие услуги
Интенсивно будут расти сектор коммерческих услуг и торговля. Оживление ситуации в экономике, положительная динамика реальных денежных доходов населения, являющаяся основным фактором платежеспособного спроса населения, оказали позитивное воздействие на развитие потребительского рынка области.

При этом в торговле будут проявляться следующие тренды:

1. В макроструктуре оборота розничной торговли области доля продажи непродовольственных товаров до 2002 года не превышала долю продовольственных. Но в последние годы наблюдается положительная динамика сокращения доли продовольственных товаров в общем объеме продаж в розничной торговле. Это говорит о росте покупательной возможности жителей Кемеровской области и зрелости покупательского спроса, его смещении в новые товарные группы. Следующим шагом в развитии потребительского спроса области станут увеличение покупок брендированных товаров (одним из проявлений этого станет расширение количества торговых предприятий, работающих под национальными и мировыми торговыми марками на условиях франшизы) и рост так называемого "символического потребления".

2. Рост современных форматов торговли. В первую очередь расширение сегмента розничных сетей, сокращение доли рынков. Хотя невысокий уровень концентрации капитала все еще предопределяет функционирование в основном мелких и средних торговых предприятий в кемеровской торговле. Есть основания считать, что к 2010 году в регионе (прежде всего в Кемерове и Новокузнецке) будут развернуты современные форматы торговли (достигнуто насыщение), включая торговые сети "первого поколения" с якорными объектами в виде предприятий торговли, будут созданы условия для перехода к формированию крупных торгово-развлекательных комплексов, а также обострится конкуренция в сфере торговых услуг. Дальнейшее наращивание объемов торговых, бытовых услуг, общественного питания и сферы развлечений потребует существенной трансформации городской среды (создание пешеходных зон, торговых улиц - так называемых retail-street, развертывание объектов индустрии образа жизни и т.п.). Высока вероятность расширения присутствия в регионе крупнейших федеральных торговых сетей, в том числе торговых операторов сложной бытовой техники и электроники, одежды и других товаров непродовольственной группы. Объем товаров, продаваемых через торговые сети (в первую очередь супермаркеты и гипермаркеты), будет в долгосрочной перспективе повышаться и в течение 510 лет превысит 30% товарооборота, по крайней мере в крупных городах.

3. Повышение разнообразия форматов торговли: гипермаркеты (в настоящее время формат занят красноярской сетью "АЛПИ" и местной сетью "Чибис", открывшей в Кемерове и Белове гипермаркеты "Поляна"); супермаркеты, "магазины у дома" (прежде всего сетей "Кора", "Чибис", "Каравай", "Элис", "Аквамаркет" и др.) и дискаунтеры (на их роль в настоящий момент претендуют магазины "Червонец" торговой сети "Кора", магазины "Экономка" торговой сети "Аквамаркет", сеть "губернских магазинов", где взамен на налоговые и иные льготы устанавливаются розничные цены на 10 - 15% ниже среднеобластных, и др.). Но в данном случае упорядочение форматов пока еще только предстоит, что неизбежно повлечет за собой обострение конкуренции в областной розничной торговле и сфере услуг.

4. Увеличение значимости логистики и создание в регионе складских мощностей классов "А", "В" и "С", обслуживающих торговлю. В связи с этим будет идти постепенное вытеснение традиционных оптовых продавцов и дистрибьюторов прямой работой торговых сетей с производителями.

5. Продвижение продукции под брендом продавца (Private Label). По этому пути уже идет "Сибирская губерния". Кроме того, ряд предприятий перерабатывающей промышленности области одновременно имеет более или менее разветвленную сеть продаж. Например, сеть стритфуда "Подорожник" имеет несколько фабрик по изготовлению бутербродов и горячих блюд, а также сеть их продаж как в Кемеровской области, так и за ее пределами.
Рисунок 16. Оборот розничной торговли, млн. руб.
Рисунок не приводится.
Рисунок 17. Оборот розничной торговли продовольственными

и непродовольственными товарами в Кемеровской области,

млн. руб.
Рисунок не приводится.
Рисунок 18. Оборот общественного питания, млн. руб.
Рисунок не приводится.
Рисунок 19. Объем платных услуг населению в Кемеровской

области, млн. руб.
Рисунок не приводится.
Развитие потребительского рынка, помимо трансформации торговли как отрасли областного хозяйства, имеет еще одну сторону - сильнейшее влияние на производство и потребление в регионе, инновационное воздействие на экономику.

Во-первых, торговые сети работают с наиболее инновационно емким сектором экономики - конечным потреблением. Последнее обновляется и "революционизируется" гораздо быстрее, чем производственная сфера. В этом смысле торговые сети - проводники инноваций на территориях, их заказчики и "провокаторы".

Во-вторых, технологизация и ускоренное развитие торговых сетей задают определенные стандарты производства и потребления. Теперь продавец, а не производитель определяет параметры производства, выступая его заказчиком. Особенно это важно во взаимоотношениях между сельхозпроизводителями, переработчиками и ритейлерами. Кроме того, работая с большими торговыми сетями, производители получают доступ к распространению своей продукции через их обширную периферию.

Иными словами, отставание в развитии торговой организации рынка потребительских товаров для региона может обернуться снижением его конкурентоспособности и существенно замедлить его экономический рост. В связи с этим Кемеровской области необходимо реализовать специальную стратегию развития торговли, в том числе поддержать расширение географии поставок товаров через торговые сети за пределами области.

Рост торговли, сферы услуг в Кемеровской области во многом будет определяться притоком средств в частное потребление из базовых секторов экономики.

В области будет развиваться сфера высокотехнологичных услуг. В частности, уже реализуются два относительно крупных туристических проекта, использующих уникальный природно-рекреационный потенциал региона - туристические горнолыжные комплексы "Шерегеш" (на юге области) пропускной способностью до 5000 человек в сутки и "Танай" (на границе Новосибирской области) пропускной способностью до 4000 человек в сутки.

Есть основания предполагать, что в регионе будет расти сектор бизнес-услуг, по уровню которых область пока проигрывает своим соседям - Новосибирску, Екатеринбургу, даже Красноярску. Но, для того чтобы эти услуги быстро росли, также потребуется существенная модернизация городской среды (формирование системы бизнес-центров, создание прототипа делового центра Кемерова и Новокузнецка, поддержка развития управленческой и консультационной деятельности, содействие развитию инфраструктур финансового рынка).
2.2.1.6.3. Развитие сельского хозяйства и пищевой

промышленности
Основными направлениями развития сельского хозяйства в Кемеровской области на долгосрочную перспективу останутся мясное животноводство, птицеводство, производство молока и молочной продукции, производство зерна. Область в данных секторах сельхозпроизводства занимает далеко не последние позиции среди других регионов РФ, хотя и проигрывает ближайшим соседям с большей численностью сельского населения и развитыми аграрными традициями.
Таблица 23

Производство основных видов продукции сельского хозяйства

по регионам Сибирского федерального округа, тыс. т





Валовой
сбор
зерна,
тыс. т

Место
в РФ

Вало-
вой
сбор
карто-
феля,
тыс. т

Место
в РФ

Вало-
вой
сбор
ово-
щей,
тыс. т

Место
в РФ

Произ-
водство
скота и
птицы в
убойном
весе,
тыс. т

Место
в РФ

Произ-
водство
молока,
тыс. т

Место
в РФ

Произ-
водство
яиц,
млн.
шт.

Место
в РФ

Сибирский
федеральный
округ

11675,8


4


6320,9


3


2095,4


4


806,4


4


5454,2


3


5400,5


3


Красноярский
край

1594,9

17

1081,4

6

315,5

16

106,7

16

638,9

12

737,0

20


Кемеровская
область

1040,8

23

718,2

20

179,7

37

56,0

35

428,9

30

680,0

21


Новосибирская
область

1802,5

15

519,9

30

408,6

7

117,3

13

818,6

9

1163,8

10


Омская
область

2871,0

9

1036,8

7

350,0

11

147,6

6

848,8

8

626,9

25


Томская
область

319,1

39

323,5

49

104,2

54

36,0

45

166,3

57

246,8



48



Рисунок 20. Динамика поголовья крупного рогатого скота

в Кемеровской области, тыс. голов
Рисунок не приводится.
Рисунок 21. Динамика поголовья свиней, тыс. голов
Рисунок не приводится.
Стратегические параметры развития сельского хозяйства в Кемеровской области будут следующими:

1. Сохранение растениеводства в качестве базы агропромышленного комплекса. Переход в данном секторе к высокотехнологичным производствам, решение чрезвычайно важных вопросов хранения продукции и логистики. Данный подъем во многом будет определяться тем, насколько успешно произойдет привлечение в регион продвигающих свою технологию поставщиков современной техники, удобрений, иных химикатов. Складывающаяся конфигурация перспективных в экспортном отношении рынков сельскохозяйственной продукции (ЕС, Северная Африка и Ближний Восток, в будущем - КНР и Северо-Восточная Азия) делает малореалистичной экспортную ориентацию сельского хозяйства Кемеровской области (широкое распространение масличных культур, служащих сырьем для производства биодизеля, ориентация на экспортные поставки зерна и проч.). Но усиление общей экспортной ориентации российского растениеводства (в первую очередь в выращивании зерна и масличных культур) будет создавать для производителей Кемеровской области благоприятную нишу на внутреннем, пусть и локальном, рынке.

2. В мясном животноводстве: необходимо будет завершить консолидацию активов для достижения "эффекта масштаба". Современные свинокомплексы уже строятся в расчете на десятки тысяч голов. В мясо-молочном животноводстве эксперты ИКАР считают чрезвычайно перспективной концентрацию производства на современных мегафермах. Растущее производство нуждается в создании адекватной инфраструктуры: мощностей по транспортировке, хранению, первичной переработке мясного сырья. Из-за высокой капиталоемкости таких проектов, скорее всего, в сельхозпроизводстве более эффективными пока будут крупные рыночные операторы. Даже если будет сделана ставка на поддержку в первую очередь малых и средних предприятий - резидентов - в среднесрочной перспективе в этих условиях может оказаться малоэффективной, если не замкнуть производство в рамках единого кластера, ядром которого является достаточно крупный логистическо-производственный модуль по переработке мяса. Минимально эффективным будет завод по убою и обвалке, по оценкам одного из крупнейших российских дистрибьюторов мяса Meatland, способный выпускать 50 т мяса в сутки, его стоимость 6 - 7 млн. дол. Для такого оборота ему нужно обслуживать минимум 50 фермерских хозяйств по 200 - 500 голов. Скотобойни должны строиться компаниями, которые имеют возможности дальнейшего продвижения мяса, налаженную дистрибуцию или выход на конечного потребителя - розничные магазины.

3. В производстве молока: анализ показывает, что в рамках современного соотношения цен на сырое молоко и средства его производства устойчиво рентабельными являются хозяйства с поголовьем дойного стада свыше 2000 голов. По оценкам ИКАР производство премиального качественного молока может оказаться и нерентабельным из-за отсутствия адекватного платежеспособного спроса со стороны переработчиков. Именно поэтому в области важно иметь в качестве гарантированного покупателя крупного стратегического инвестора в секторе молочной переработки, имеющего технологические компетенции, позволяющие обеспечивать экономичность производства и переработки продукции, прибыльную утилизацию побочных продуктов. Крупнейший в Кемеровской области производитель молочной продукции - Кемеровский молочный комбинат поглощен холдингом "Юнимилк", который ведет в Сибири ожесточенную конкуренцию за рынок молока с холдингом "Вимм-Билль-Данн" (как за рынок сырья, так и за рынок готовой продукции). По оценкам участников рынка, в ближайшее время в Сибирском федеральном округе стоит ожидать группу "Нутритек", специализирующуюся на выпуске молочных продуктов, детского и специального питания (в России ей принадлежат 12 региональных заводов), молочный комбинат "Воронежский", приобретающий сегодня молочные заводы по России, московский завод плавленых сыров "Карат", который изучал возможность покупки молочных предприятий на Алтае. Одной из важных задач развития молочного животноводства эксперты считают повышение уровня менеджмента в хозяйствах. Невысокие надои, низкое содержание белка в молоке, сезонность производства (одни из самых высоких показателей для развитых стран) - эти и другие проблемы, характеризующие молочное животноводство, решаемы на уровне технологий и менеджмента.
2.2.1.6.4. Коммерциализация сектора услуг, которые ранее

были нерыночными
Прежде всего речь идет о секторе жилищно-коммунальных услуг, здравоохранении и образовании. Доля платных услуг в данных секторах уже существенна (часть медицинских услуг оказывается на платной основе, в регионе функционируют частные вузы, в государственных учреждениях профессионального образования обучаются студенты с возмещением затрат на образование и проч.). Особенно широко будет распространяться коммерциализация сектора услуг в сфере ЖКХ. Причем не только за счет сокращения доли работ и услуг муниципальных предприятий, но и постепенного сокращения зоны государственного/муниципального регулирования. В настоящий момент в области функционируют 138 частных предприятий, которые обслуживают 25,4 млн. кв. м (45,3% обслуживаемого жилищного фонда области). Кроме того, они предоставляют 53% коммунальных услуг. В водоснабжении доля частных компаний достигает 85%.
Рисунок 22. Объем коммунальных услуг населению

в Кемеровской области, млн. руб.
Рисунок не приводится.
2.2.1.6.5. Развитие лесопромышленного комплекса области
Номенклатуру продукции лесопереработки в Кемеровской области составляют в основном круглый лес и пиломатериалы. Кроме того, в регионе производятся дверные и оконные блоки, клееная фанера, половая рейка, вагонка, штакетник, срубы, мягкая и корпусная мебель. В последние годы физические объемы производства лесопромышленного комплекса в Кемеровской области растут по отдельным позициям. В частности, по данным Росстата, в 2006 году объем производства составил: пиломатериалов - 176 тыс. куб. м (112% к уровню 2005 года); комплектов оконных и дверных блоков - 23,6 тыс. кв. м и 11,9 тыс. кв. м (снижение по отношению к 2005 году соответственно на 18% и 11%); клееной фанеры - 4398 куб. м (рост по сравнению с 2005 годом на 21%). Также на 21% в текущем году увеличились объемы производства картона.

Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий в 2006 году составил 8,8 млн. дол. США (0,1% всей стоимости экспорта в зоне ответственности Кемеровской таможни). Это меньше уровня 2005 года на 18,8%, или на 2,0 млн. дол. Основную часть вывозимой древесины и целлюлозно-бумажных изделий составила древесина необработанная. Ее стоимостный объем составил 8,3 млн. дол. США (94,3% стоимости всей вывезенной древесины и целлюлозно-бумажных изделий), физический объем этой товарной позиции составил 120,2 тыс. куб. м. Стоимость вывезенных обработанных лесоматериалов составила 0,4 млн. дол. (4,5% всей стоимости экспорта древесины), в натуральном измерении это составило 4,7 тыс. куб. м. Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий осуществлялся в 10 стран мира. Стоимостный объем вывоза в страны дальнего зарубежья по данной товарной группе составляет 96,2%, в страны СНГ - 3,8%.

Наибольшие экспортные потоки были направлены в 2006 году в Китай - это 94,3% всей стоимости экспорта древесной продукции (в 2005 году - 84,0%). Стоимостный объем экспорта в Казахстан составил 2,1% (6,7% в 2005 году). В Киргизию вывезено 1,4% стоимости экспорта, при этом в 2005 году Киргизия не входила в число основных импортеров древесины. В 2005 году 5,0% всей стоимости экспортируемой древесины поставлялось в Литву.
Рисунок 23. Производство клееной фанеры в Кемеровской

области, тыс. куб. м
Рисунок не приводится.
Рисунок 24. Производство пиломатериалов в Кемеровской

области, тыс. куб. м
Рисунок не приводится.
Следует ожидать сокращения возможности экспорта круглого леса в силу установления высоких заградительных вывозных таможенных пошлин.

Это, с одной стороны, создает благоприятные возможности для наращивания переработки в лесопромышленном комплексе области. По прогнозам Администрации области, уже в среднесрочной перспективе реалистично существенным образом повысить масштабы производства лесопромышленного комплекса области и глубину переработки леса, в первую очередь за счет строительства новых перерабатывающих предприятий. Ресурсная база лесной отрасли в области позволяет реализовать целый пакет новых проектов. Предварительная подготовка и проработка в данном направлении в Кемеровской области ведется. Это могут быть проекты создания новых лесозаготовительных предприятий и строительства лесопильных, плитных, фанерных и лесохимических предприятий.
Таблица 24
Предполагаемый объем товарной продукции

по лесопромышленному комплексу Кемеровской области

в 2010 году


Наименование

Объем
производства,
тыс. куб. м

Товарная
продукция,
всего, млн. руб.

Пиломатериалы

270

1620,0

Фанера

60

546,0

Древесно-стружечные плиты

60

360,0

Технологическая и топливная древесина

50

13,0

Вывоз круглого леса в регионы РФ и на
экспорт

180

325,0

Всего




2864,0


Таблица 25
Баланс потребления древесного сырья в Кемеровской области,

тыс. куб. м


Направления потребления древесины

2005 год

2010 год

Всего заготовленной древесины

781,9

1000,0

Лесопиление

263,7

370,0

Фанера

-

200,0

Древесно-стружечные плиты

-

200,0

Технологическая и топливная древесина

370,4

50,0

Вывоз круглого леса в регионы РФ и на экспорт

147,8

180,0


Таблица 26
Потребность инвестиций на развитие лесопромышленного

комплекса Кемеровской области на период до 2010 года


Виды производств

Прирост объемов
производства
к 2010 году,
тыс. куб. м

Объем
инвестиций,
млн. руб.

Вывозка древесины

300

110,0

Лесопиление

70

220,0

Фанера

60

660,0

Древесные плиты

60

450,0

Инфраструктура (лесовозные дороги)




30,0

Прочие




100,0

Итого




1570,0


Но возникает стратегическая развилка в развитии лесопромышленного комплекса: ориентироваться на инвестиционные возможности предприятий-резидентов либо привлекать в область крупных инвесторов-нерезидентов, способных мобилизовать значительные объемы капитала для реализации масштабных проектов. Для решения основных проблем лесопромышленного комплекса Кемеровской области объем инвестиций на период до 2010 года должен составить 1,57 млрд. руб. Вряд ли такие инвестиции могут быть доступны существующим малым и средним предприятиям лесной отрасли области. В случае, если крупные проекты по созданию новых мощностей по переработке леса не будут реализованы в области, лесозаготовительным предприятиям придется искать покупателей круглого леса в соседних регионах.

В то же время оборотной стороной повышения вывозных экспортных пошлин на круглый лес может стать обострение конкурентной борьбы за внутренний рынок и усиление конкурентного давления на производителей Кемеровской области со стороны более сильных центров лесопромышленного комплекса страны и Сибири (Красноярского края, Иркутской области и даже Тюменского и Томского регионов). В группу риска попадают малые и средние предприятия, не располагающие возможностями для наращивания переработки и ориентированные на экспорт. При этом "окно возможностей" для быстрого и масштабного развития лесопромышленного комплекса может закрыться очень быстро: недостаточная консолидация активов отрасли, малые сроки для разворачивания переработки на территории области, сложности при привлечении внешних инвестиций (отсутствие нераспределенных участков лесного фонда, дефицит лесовозных дорог круглогодичного пользования, проблемы с кадрами, недостаток проработанных проектов, слишком длинный инвестиционный цикл и проч.). Вполне возможно, что кемеровским предприятиям лесопромышленного комплекса придется интегрироваться в кластеры, ядро которых расположено за пределами области.

В качестве основных направлений государственной политики на региональном уровне в сфере лесопромышленного комплекса могут стать:

1. Упорядочение лесопользования, его регулирование.

2. Содействие инфраструктурному развитию лесопромышленного комплекса (лесовозные дороги, развитие энергоснабжения и проч.), подготовка специализированных индустриальных парков и площадок для размещения новых технологических комплексов.

3. Территориальный маркетинг (привлечение инвесторов), стимулирование капиталовложений в лесопромышленный комплекс.

4. Кадровая политика.

5. Развитие социальной сферы населенных пунктов, где действуют лесозаготовительные, лесоперерабатывающие предприятия.

6. Экологическая политика.

7. Борьба с лесными пожарами.
2.2.1.6.6. Влияние отраслей, не входящих в базовый сектор

экономики, на социально-экономическую ситуацию в области
Рост отраслей экономики Кемеровской области, не входящих в базовый сектор, в инерционном сценарии развития социально-экономической системы региона (учитывая уже накопленные капиталовложения и анонсированные инвестиционные проекты, а также масштабность базового сектора) существенным образом не скажется на общей динамике ВРП. Хотя данные отрасли (сельское хозяйство, ЛПК, легкая и пищевая промышленность и проч.) будут расти (скорее всего, темпами, близкими к среднероссийским) и сохранять свою большую значимость для рынка труда и сохранения стабильности системы расселения.
2.2.1.7. Генерализация рисков при инерционном развитии

Кемеровской области
Риски при инерционном развитии Кемеровской области (получении эффектов от уже сделанных в последние годы инвестиций и реализации анонсированных проектов), скорее всего, генерализируются в период:

2008 - 2010 годов, что связано с консолидацией (перераспределением) активов в угольной промышленности, металлургии и химии, с реформой энергетического и транспортного рынков. Это существенным образом повлияет на принятие инвестиционных решений в базовом секторе экономики. Кроме того, примерно в эти же годы должны развернуться процессы технологической модернизации в базовом секторе экономики региона, что повлечет структурный кризис на рынке труда: высвобождение работников со старыми квалификациями и рост потребности в работниках с новыми квалификациями. Для бюджета в данный период высока вероятность снижения доходов от металлургии и химии. Последние будут испытывать последствия снижения эффективности из-за роста цен на энергию и газ, а также давление со стороны конкурентов. Все это чревато ухудшением ценовой конъюнктуры на мировых рынках продукции экспорта Кемеровской области. Следует учитывать тот факт, что именно на этот период может прийтись ухудшение макроэкономической ситуации в стране, а также проявление негативных эффектов от вступления в ВТО в виде либерализации железнодорожных перевозок угля.

2015 - 2020 годы: кризис ухудшения ресурсной базы экономики, в том числе критического роста негативного воздействия на окружающую среду, в первую очередь со стороны добывающей промышленности. К этому же времени следует отнести рост значимости инфраструктурных ограничений (способность обработать растущий грузопоток и обеспечить энергией). Существенное влияние на социальную сферу начнет оказывать ухудшение рынка труда из-за "демографического сжатия" региона, а также постепенный рост нагрузки на бюджет от социального обслуживания населения старших возрастов.

После 2020 года основные кризисные моменты будут связаны с ростом конкурентов для производителей Кемеровской области в Азии. Китайская экономика к этому времени должна перейти от первичной индустриализации к инновационному развитию и повышению производительности. Для Кемеровской области данный период может стать периодом окончательного исчерпания ресурсов "советского наследства" (производственных фондов, разведанных эффективных запасов полезных ископаемых, типового массового жилья постройки второй половины ХХ века, выход на пенсию работников, тогда же вступивших в трудовую деятельность, и т.п.). Вопрос заключается в том, будет ли к этому времени создан новый технологический, кадровый и инфраструктурный задел.
Глава 2.2.2. ВАРИАНТЫ БАЗОВОГО СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ:

РОСТ ЗА СЧЕТ УСИЛЕНИЯ СЫРЬЕВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ИЛИ РАЗВИТИЯ

ТЕХНОЛОГИЙ И ПОВЫШЕНИЯ СТОИМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
2.2.2.1. Варианты базового сценария
В то же время Кемеровская область на долгосрочную перспективу имеет два сценария развития.

Один из них - инерционный - сценарий роста за счет усиления сырьевой специализации региона (наращивание добычи и первичной переработки). Структура инвестиций в Кемеровскую область и уже заявленные конкретными инвесторами проекты не дают достаточных оснований рассчитывать на диверсификацию экономики в долгосрочной перспективе. Это сопряжено с актуализацией практически всех рисков для региона, указанных в разделе 2.1 настоящей Стратегии, а также имеет четко выраженные пределы роста, связанные с исчерпанием ресурсной базы (природных и человеческих ресурсов, устойчивости природной среды и проч.). При этом Кемеровская область попадает в сильную зависимость от рыночной конъюнктуры, которая в долгосрочной перспективе будет цикличной, и ценовые пики на продукцию базового сектора экономики Кемеровской области будут обязательно сменяться спадами.

Второй сценарий - это достижение конкурентоспособности в опоре на рост технологий и человеческого капитала (добыча, поддержанная ростом глубины переработки и новыми видами производств), диверсификация экономики, расширение ядра базового сектора как в направлении глубины переработки добываемого сырья (движение по цепочке производства добавленной стоимости к финишным переделам), так и в направлении включения в него новых видов (отраслей, секторов) производственной деятельности. Реализация такого сценария роста технологий и человеческого капитала обеспечивает более высокий уровень жизни населения, большую устойчивость экономики по отношению к циклическим колебаниям рыночной конъюнктуры, а также возможность введения ограничения на добычу полезных ископаемых по экологическим соображениям. При ставке на технологии и рост стоимости человеческого капитала в качестве источников развития могут быть задействованы не только природные ресурсы, большинство которых для Кемеровской области являются невосполняемыми. По крайней мере, по этому пути прошли или идут все сырьевые, в том числе угледобывающие, регионы развитых стран мира.
Таблица 27

Уровень развития мировых угледобывающих регионов





Численность
населения,
тыс. чел.

Средняя
ожидаемая
продолжи-
тельность
жизни при
рождении,
2005 год
(лет)

Рожда-
емость
на
1000
чел.,
2005
год
(чел.)

ВВП на душу
населения, дол.
США по ППС,
2005 год

Ежемесячный
доход на
душу
населения,
2005 год,
руб.

Индекс
образования

Обеспеченность
жильем

Индекс
развития
челове-
ческого
потенци-
ала

Ввод в
действие
жилых домов
за счет
всех
источников
финансиро-
вания, тыс.
кв. м общей
площади,
2005 год

Площадь
жилищ,
прихо-
дящаяся
в
среднем
на 1
жителя,
кв. м,
2004
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кемеровская
область

2825,7
(на
01.01.2007)

61,6

11,3

9400

9365

0,89

804

20,2

0,756
(Россия
0,797)

Карагандинская
область
(Казахстан)

1334,4

66,78
(Казахстан)

15

3495 <*> (в ср.
по Казахстану
с учетом ППС
7440)

4500

0,96

212

19,3

0,774

Луганская
область
(Украина)

2405,8

66,2

8,3

1030 <*> (в ср.
по Украине
с учетом ППС
6394)

3300

0,94

270

19

0,774

Силезское
воеводство
(Польша)

4685,8

70 -
мужчины
79 -
женщины

8,7

9000

22790

0,95
(Польша)

1095,1
(8534 ед.
жилья)

23,7

Польша
0,862

Британская
Колумбия
(Канада)

4327,4
(2006)

80,6

9,61
(2004)

31263 (2004
год, Канада)

44520

0,97
(Канада)

нет данных
(9000 ед.
социального
жилья)

нет
данных

Канада
0,960

Кентукки (США)

4117,8

77,5 (США),
Кентукки
74,4 (1991)

13,4
(2003)

32446 (без
учета ППС)

66073

0,97
(США)

нет данных

нет
данных
<**>

США
0,948

Новый Южный
Уэльс
(Австралия)

6817
(2006)

78,6 -
мужчины
83,4 -
женщины

12,8
(2004)

45153 (без
учета ППС NSW),
30331 (по ППС
Австралия)

75832,4
(2004 год,
Австралия)

0,99
(Австралия)

нет данных

нет
данных

Австралия
0,957


--------------------------------

<*> Без учета паритета покупательной способности.

<**> Средний уровень обеспеченности жильем в большинстве штатов Северной Америки очень высок - 40 - 50 кв. м на человека.
Таблица 28
Структура ВРП мировых угледобывающих регионов, в процентах






Кеме-
ровская
область
за 2005
год

Силезия
за 2003
год

Британ-
ская
Колумбия
за 2004
год

Штат
Кентукки
за 2005
год

Новый
Южный
Уэльс
за
2003
год

Луганская
область
(Украина)
за 2004
год

Караган-
динская
обл.
(Казах-
стан)
за 2005
год

Павло-
дарская
обл.
(Казах-
стан)
за 2005
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

В том числе
доли некоторых
видов
деятельности

























Сельское
хозяйство,
охота и лесное
хозяйство,
рыболовство

3,4

1,37

3,9

17

1,7

9

3,9

6,8

Добыча полезных
ископаемых

26


11,8

3,2

14

2

14,2

49,4

44,7


Производство и
распределение
электроэнергии,
газа и воды

6,1

1,8

нет данных


2,2

3,8


Обрабатывающие
производства

16,2

19,56

12,1

1

11,7

27,8


Строительство

5,4

5,77

6,2

9

6,2

4,3

2,8

3,1

Оптовая и
розничная
торговля,
услуги

13,9

61

72,8

11

11,2

8,3

16,7

9


Транспорт и
связь

9





8 (без
учета
связи)

7,6


9,2


11,4


23,1


Прочие виды
экономической
деятельности

17

0,5

52 (с
учетом
электро-
энергетики
и связи)

42,6

23,4

15,8

13,3


2.2.2.2. Выбор целевого сценария развития. Запрос

на стратегию социально-экономического развития

Кемеровской области на долгосрочную перспективу
При сопоставлении двух сценариев (сырьевого роста и развития за счет технологий и роста человеческого капитала) более предпочтительным является второй. Он выигрывает у сырьевого роста сразу по нескольким параметрам: с точки зрения пределов роста; устойчивости развития (вовлечения воспроизводимых ресурсов); формирования более развитого и дифференцированного рынка труда; ориентированности на создание современной среды жизни, обеспечивающей собирание мобильной рабочей силы; повышения большей значимости региона в стране и в мире. Сценарий сырьевого роста связан со слишком большим числом рисков: формирование экономики с доминирующим сырьевым сектором не будет способствовать обеспечению устойчивости социально-экономического развития территорий, обеспечению их экологического благополучия. Велик риск сохранения в качестве опорных узлов в системе расселения монопрофильных поселений, не способных развернуть современные социально-культурные, торговые и инженерные инфраструктуры, а потому неконкурентоспособными в соревновании за мобильный и качественный человеческий капитал.

Сценарий сырьевого роста является, по сути дела, инерционным, он опирается на уже проявившиеся тренды развития и на пакет уже реализуемых либо находящихся в процессе подготовки к реализации проектов. Второй сценарий - сценарий роста за счет технологий и повышения стоимости человеческого капитала - предполагает не просто повышение технологической оснащенности производств базового сектора, но и производство либо участие в производстве самих технологий. Именно благодаря этому возможен рост человеческого капитала. Это же требует развития системы расселения, выхода городов Кемеровской области на современный этап урбанизации, связанный с ростом агломерации населения и производств, повышения коммуникационной связанности региона с глобальной экономикой и другими регионами Российской Федерации, создания современной городской среды, привлекающей мобильную рабочую силу, обладающую ключевыми компетенциями, и следующие за ней капиталы.

Таким образом, второй вариант базового сценария требует внесения корректив в социально-экономическое развитие региона. Учитывая большие масштабы базового сектора экономики Кемеровской области, уже набранную им инерцию движения в определенном направлении, рассчитывать на быструю реализацию сценария развития за счет технологий и повышения стоимости человеческого капитала вряд ли возможно. Стратегия, обеспечивающая его реализацию, должна быть долгосрочной, и ее эффекты в полной мере способны проявиться только в перспективе 10 - 15 лет.
Таблица 29
Сопоставление сценариев развития Кемеровской области

в долгосрочной перспективе

(SWOT-анализ сценариев)





Сырьевой рост

Рост за счет технологий и повышения
стоимости человеческого капитала

1

2

3

S
(сильные
стороны)

1. Наличие доступных
природных ресурсов.
2. Большой рынок.
3. Присутствие в базовом
секторе компаний - лидеров
отрасли.
4. Инфраструктурная
обеспеченность базового
сектора экономики.
5. Наличие проектов развития
базового сектора и
значительные
капиталовложения.
6. Наличие квалифицированной
рабочей силы и развитая
система профподготовки.

1. Расширение портфеля ресурсов
региона за счет восполняемых
ресурсов (знаний, навыков, умений и
проч.).
2. Возможность развития базового
сектора за счет размещения на
территории области технологических
звеньев финишных переделов сырьевых
ресурсов.
3. Обеспеченность природными
ресурсами. Их комплексное
использование.
4. Высокий уровень образования
трудовых ресурсов, мотивация к
занятию более сложным трудом.
Ставка на рост стоимости
человеческого капитала.
5. Большой рынок в стране и за
рубежом для высокотехнологичной
продукции.
6. Значительный заказ на
технологический и квалификационный
рост со стороны предприятий
базового сектора региона.

W
(слабые
стороны)

1. Использование
невосполняемых природных
ресурсов.
2. Выпуск продукции с малой
добавленной стоимостью
(сырье и первичные переделы)
3. Малопривлекательный
сегмент рынка труда.
4. Большая ресурсоемкость
производства.
5. Наличие инфраструктурных
ограничений
(несбалансированные тарифы
на железнодорожном
транспорте, дефицит
электроэнергии и проч.).

1. Отсутствие современного
технологического задела.
2. Дефицитный региональный модуль
национальной инновационной системы
(устаревшая вузовская система,
слабое развитие инжиниринговых
услуг, отсутствие механизмов
трансферта знаний в технологии и
проч.).
3. Дефициты ключевых компетенций,
обеспечивающих вход на глобальный
рынок в сегментах
высокотехнологичной продукции.
4. Отсутствие проектного задела для
развития высокотехнологичных
секторов экономики.
5. Отсутствие резидентов - агентов
новой экономики, оказывающих
влияние на национальный и
глобальный рынки.

О
(возмож-
ности)

1. Растущий внутренний и
экспортный спрос (мировой
"сырьевой суперцикл").
Дефицит подготовленных к
добыче ресурсов.
2. Наличие нераспределенного
фонда недр, технологическая
возможность увеличения
выпуска.
3. Развитие в РФ угольной
генерации.
4. В долгосрочной
перспективе возможность
использования угля как
одного из основных видов
углеводородной химии.

1. Развитие в РФ угольной
генерации. Возможность
использования современных
технологий сжигания угля.
2. В долгосрочной перспективе
возможность использования угля как
одного из основных видов
углеводородной химии.
3. Развитие производств, более
дружественных к окружающей среде,
чем традиционная индустрия.
Привлекательность экономики для
общества.
4. Наличие глобального рынка для
новой высокотехнологичной
продукции, использующей в качестве
исходного продукты первичных
переделов базового сектора.

Т
(угрозы)

1. Ухудшение экологии.
Негативное влияние на
здоровье населения.
2. Истощение природных
ресурсов. Слабое
воспроизводство разведанных
запасов.
3. Рост конкуренции на рынке
как внутри страны, так и со
стороны экспорта.
4. Технологическое
отставание.
5. Снижение значимости
региона.
6. Риск оттока кадров из
традиционных производств.
7. Бюджетный и социальный
кризис в случае ухудшения
конъюнкуры на мировых
сырьевых рынках.
Неустойчивость и
несбалансированность системы
расселения.

1. Концентрация капиталовложений в
традиционных производствах, дефицит
инвестиций в новую экономику.
2. Рост импорта технологий в
примитивной форме готовой
продукции.
3. Высокий уровень конкуренции на
глобальном рынке.
4. Несоответствие сложившейся
пространственной организации
региона его претензиям на новые
функции (проигрыш другим городским
центрам по уровню развития
городской среды, развитию
уникальных инновационных
компетенций, состоянию окружающей
среды и т.п.).


Для оценки результатов реализации Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года разработана система показателей-индикаторов, позволяющих судить о качественных изменениях в экономической и социальной сферах, при реализации базового и инерционного сценариев развития.

Основные показатели социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года приведены в приложении.

<< предыдущая страница   следующая страница >>