Задания и ответы для проведения второго (очного) этапа олимпиады школьников «первый шаг в науку» по русскому языку в 2012/2013 учебн - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Задания и ответы для проведения отборочного (заочного) этапа олимпиады... 1 281.03kb.
Результаты I этапа олимпиады школьников по русскому языку в Брянском... 1 162.3kb.
Об итогах проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады... 1 198.13kb.
Отчет по итогам школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады... 1 92.21kb.
Состав предметных жюри окружного этапа всероссийской олимпиады школьников... 2 360.33kb.
Отчет о проведении школьного этапа 1 87.36kb.
С 15 ноября по 6 декабря 2012 года проходил второй (муниципальный) 1 100.17kb.
Участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников... 1 42.54kb.
Cроки проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников... 2 776.73kb.
График проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников... 1 119.44kb.
Результаты победителей и призеров школьного этапа всероссийской олимпиады... 1 61.95kb.
Дымы над городом седые, Свистят и пули и шрапнель 1 112.84kb.
- 4 1234.94kb.
Задания и ответы для проведения второго (очного) этапа олимпиады школьников «первый - страница №2/3

ЗАДАНИЯ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЧНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЙ ШАГ В НАУКУ» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 2013/2014 УЧЕБНОМ ГОДУ


для учащихся 7-8 классов
Вопрос № 1

Участники должны показать знание фонетической системы русского литературного языка.

В о п р о с

Запишите транскрипцию следующих слов, выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством букв.

Отъезд, июль, майонез, ящик, почтальон, ёлка, гонщик, змея, вкусный, грустный, бельё, вальс.

Ответ


[атйэст], [ийул’], [майанэс], [йащик], [пач’тал’йон], [йолка], [гон’ш’ик], [зм’ийа], [фкусный], [грусный], [б’ил’йо], [вал’c].

Оценка


Максимальное количество баллов – 8,5 баллов: по 0,5 балла за каждую правильно написанную транскрипцию (= 6 баллов), по 0,5 балла за каждое правильно выписанное слово с несовпадающим количеством звуков и букв (=2,5 балла).
Вопрос № 2

Участники должны показать знание акцентологических норм русского литературного языка.

В о п р о с

Расставьте ударение в словах.

Августовское правление (от Август – римский император), августовская жара, аристократия, баловник, баловень, асимметрия, балуемся, балуюсь, соболезнование, созыв, вероисповедание, ветеринария, сорит, сосредоточение, включишь, втридешева, втридорога, генезис, трапеза, углубить, обеспечение, украинский, обетованная земля, ополоснутый, оптовый, ходатайствовать, закупорить, зубчатый, принудить, языковая колбаса, языковая политика, языковой барьер.
Ответ

Расставьте ударение в словах.



Августовское правление (от Август – римский император), август(о)вская жара, аристократия, баловник, баловень, асимметрия, балуемся, балуюсь, соболезнование, созыв, вероисповедание, ветеринария, сорит, сосредоточение, включишь, втридешева, втридорога, генезис, трапеза, углубить, обеспечение, украинский, обетованная земля, ополоснутый, оптовый, ходатайствовать, закупорить, зубчатый, принудить, языковая колбаса, языковая политика, языковой барьер.

Оценка


Максимальное количество баллов – 8 баллов: по 0,25 балла за каждое правильно поставленное ударение.
Вопрос № 3

Участники должны показать знание фразеологической системы русского литературного языка.

В о п р о с

Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы, объясните их значение и найдите «лишнее» по структуре выражение.

Кузькина пята, маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота, авгиевы конюшни.

Ответ


[показать] Кузькину мать – «проучить, наказать»,

[на] Маланьину свадьбу – «много, в изобилии»,

[драть как] сидорову козу – «жестоко, беспощадно»,

дамоклов меч – «постоянная угроза»,

валаамова ослица – «покорный человек, неожиданно выразивший свой протест»,

прокрустово ложе – «норма, к которой насильно подгоняют или приспосабливают»,

ахиллесова пята – «слабое, уязвимое место»,

филькина грамота – «пустая, не имеющая силы и значения бумажка»,

тришкин кафтан – «такое положение, когда устранение одних недостатков влечёт за собой появление новых»,

иерихонская труба – «громкий голос»,

авгиевы конюшни – «то, что находится в крайнем беспорядке, очень грязное место».

Все выражения, кроме иерихонская труба, состоят их существительного и прилагательного, образованного от имени человека. Прилагательное иерихонская образовано от названия города Иерихон.

Оценка

Максимальное количество баллов – 12,5 баллов: по 0,5 балла за каждый правильно названный фразеологизм (=5,5 баллов), по 0,5 балла за каждое правильно указанное значение (=5,5 балла), за нахождение «лишнего» фразеологизма - 0,5 балл, за объяснение его значения и происхождения 1 балл.


Вопрос № 4

Участники должны показать знание истории русского языка и продемонстрировать знание лексической системы русского языка.

В о п р о с

Укажите недостающие названия частей человеческого тела.

лоб - …

- ланита



глаз - …

рот - …

- выя



грудь - ...

туловище - …

- рамена



правая рука - …

- шуйца

- длань

палец - …

Ответ


лоб – чело

щека – ланита

глаз – око

рот – уста

шея – выя

грудь – перси

туловище – стан

плечи – рамена

правая рука – десница

левая рука – шуйца

ладонь – длань

палец – перст


Оценка

Максимальное количество баллов - 6 баллов: по 0,5 балла за каждое правильно найденное слово.


Вопрос № 5

Участники должны показать знание современной морфемной системы русского литературного языка.

В о п р о с

Разберите по составу следующие слова:

Ёлочка, высоко, темнота, листочек, звёздочка, закупить, убедительный, бесполезный, подлокотник, военный, беспрестанно, несвоевременный, писательница, делопроизводство.
Ответ

Ёл/оч/к/а, выс/ок/о, тем/н/от/а, лист/оч/ек□, звёзд/очк/а, за/куп/и/ть, убед/и/тельн/ый, , бес/полез/н/ый, под/локот/ник□, воен/н/ый, бес/пре/ста/нн/о, не/сво/е/врем/енн/ый, пис/а/тель/ниц/а, дел/о/про/из/вод/ств/о.

Оценка


Максимальное количество баллов – 7 баллов: по 0,5 баллу за каждое правильно разобранное слово.

Вопрос № 6

Участники должны показать знание современной морфемной системы русского литературного языка.

В о п р о с

Запишите слова, распределяя их по следующим группам:

1) несклоняемые существительные, обозначающие предмет;

2) несклоняемые существительные, обозначающие животное;

3) несклоняемые существительные, обозначающие лицо;

4) склоняемое существительное.

Определите род существительных.



Авеню, аэрозоль, бандероль, бистро, вермишель, вуаль, депо, кадриль, какаду, какао, картофель, кашне, колибри, конферансье, кофе, манго, маэстро, мозоль, пальто, пенсне, рояль, салями, тополь, турне, тюль, фамилия, фасоль, фламинго, цеце, шампунь, шимпанзе, шинель, шоссе, шрапнель.
Ответ

1) несклоняемые существительные, обозначающие предмет: кофе – м.р.; бистро, депо, какао, кашне, манго, пальто, пенсне, турне, шоссе – ср.р.; авеню (улица), салями – ж.р.

2) несклоняемые существительные, обозначающие животное – какаду, колибри, фламинго, шимпанзе – м.р. и ж.р.;

3) несклоняемые существительные, обозначающие лицо – конферансье, маэстро – м.р.

4) склоняемое существительное – картофель, рояль, тополь, тюль, шампунь – м.р.; аэрозоль, бандероль, вермишель, вуаль, кадриль, мозоль, фамилия, фасоль, шинель, шрапнель – ж.р.

Оценка


Максимальное количество баллов - 17 баллов: по 0,25 балла за каждое правильно отнесение слова (=8,5 баллов), по 0,25 балла за каждое правильное определение рода (=8,5 баллов).
Вопрос № 7

Участники должны показать знание современной морфологической системы русского литературного языка.

В о п р о с

Известно, что слова русского языка могут относиться к разным частям речи одновременно. Какими частями речи является слово грустно в предложениях 1-3 и слово больше в предложениях 4 и 5?

1) Мать грустно смотрела на детей.

2) Ожидание было грустно.

3) Нам грустно расставаться.

4) Щенок больше котёнка.

5) Щенок ест больше котёнка.
Ответ

1) (как?) грустно – наречие;

2) (каково?) грустно – краткое прилагательное;

3) грустно – категория состояния;

4) (какой?) больше – прилагательное в сравнительной степени;

5) (сколько?) больше – наречие в сравнительной степени.

Оценка

Максимальное количество баллов - 5 баллов: по 1 баллу за каждое правильное определение части речи.



Вопрос № 8

Участники должны показать знание современных пунктуационной и синтаксической систем русского литературного языка.

В о п р о с

Какие варианты расстановки знаков препинания возможны в следующем предложении? Как меняется смысл и синтаксический разбор в зависимости от расположения знаков?

Лодка помчалась снова бесшумно и легко вертясь среди судов.
Ответ

Варианты расстановки знаков препинания.

1. Лодка помчалась, снова бесшумно и легко вертясь среди судов.

Смысл: Лодка помчалась и при этом снова бесшумно и легко начала вертеться среди судов.

Разбор: осложнено одним обособленным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом снова бесшумно и легко вертясь среди судов.

2. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов.

Смысл: Лодка помчалась снова и при этом бесшумно и легко вертелась среди судов.

Разбор: осложнено одним обособленным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом бесшумно и легко вертясь среди судов

3. Лодка помчалась, снова бесшумно и легко вертясь, среди судов.

Смысл: Лодка помчалась среди судов и при этом снова бесшумно и легко начала вертеться.

Разбор: осложнено одним обособленным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом снова бесшумно и легко вертясь.

4. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь, среди судов.

Смысл: Лодка снова помчалась среди судов и при этом бесшумно и легко вертелась.

Разбор: осложнено одним обособленным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом бесшумно и легко вертясь.

5. Лодка помчалась снова бесшумно и легко, вертясь среди судов.

Смысл: Лодка снова помчалась без шума, с легкостью и перемещаясь среди судов.

Разбор: осложнено (тремя) однородными обстоятельствами образа действия, одно из которых выражено деепричастным оборотом вертясь среди судов (два других – бесшумно и легко).

6. Лодка помчалась снова бесшумно и легко вертясь среди судов.

Смысл: Лодка снова помчалась без шума и перемещаясь среди судов с легкостью.

Разбор: осложнено (двумя) однородными обстоятельствами образа действия, одно из которых выражено деепричастным оборотом легко вертясь среди судов (другое – бесшумно).

Первые четыре варианта связаны только с границами деепричастного оборота, последние два – и с границами, и с вхождением оборота в ряд однородных обстоятельств.

Оценка


Максимальное количество баллов – 15 баллов, по 1 баллу за каждое предложение, в котором правильно расставлены знаки; по 1 баллу за каждый верно раскрытый смысл предложения при определенной расстановке знаков; по 0,5 баллу за каждый правильный разбор предложения.
Вопрос № 9

Участники должны показать знание состава группы славянских языков и признаков их родства.

В о п р о с

Перечислите, какие из следующих языков родственны русскому языку.

Французский, английский, сербский, литовский, эстонский, белорусский, латышский, украинский, грузинский, польский, испанский, монгольский.

Даны польские слова и их переводы на русский: krowa – корова, chlod - холод, młodość – молодость. Как переводятся на русский язык польские слова sroka, sloma, krol?


Ответ

Сербский, белорусский, украинский, польский.

Сорока, солома, король.

Родство зыков выражается в существовании строгих звуковых соответствий родственных слов и морфем. В данном случае польским неполногласным сочетаниям -ro-, -lo- соответствуют полногласные сочетания -оро-, -оло- в русском языке.

Оценка

Максимальное количество баллов – 8 баллов, по 1 баллу за каждый правильно названный славянский язык (4 балла); по 1 баллу за каждое правильно переведенное слово (3 балла). За объяснение полногласия-неполногласия – поощрительный 1 балл.


Вопрос № 10

Участники должны показать знание современных орфографической, пунктуационной и морфологической систем русского литературного языка, продемонстрировать владение навыками создания текста.

В о п р о с

Напишите сочинение-миниатюру «Великий и могучий русский язык» в жанре эссе. Не менее 2/3 страницы.
Оценка

Максимальное количество баллов – 14 балла

Критерии оценки сочинения

1. Соответствие теме (1)

2. Аргументация (2)

(2 аргумента – 2б., 1 аргумент – 1б., нет аргументов – 0б.)



3. Композиция, смысловая цельность, логичность, последовательность (2)

4. Богатство речи (1)

5. Соответствие грамматическим нормам русского языка (2)

1 речевой недочет – 2б.

2-3 недочета – 1 б.

более – 0 б.



6. Соответствие лексическим нормам русского языка (2)

1 речевой недочет – 2 б.

2-3 недочета – 1 б.

более – 0 б.



7. Соответствие орфографическим нормам русского языка(2)

Нет ошибок – 2 б.

1-2 ошибки – 1 б.

2 и более ошибок – 0б.



8. Соответствие пунктуационным нормам русского языка (2)

Нет ошибок – 2 б.

1-2 ошибки – 1 б.

2 и более ошибок – 0б.


0 баллов ставится за несамостоятельное, неоригинальное сочинение или за его отсутствие.

Задание № 1



Задание № 2



Задание № 3


Задание № 4


Задание № 5


Задание № 6


Задание


№ 7

Задание


№ 8

Задание


№ 9

Задание №10


Итого


8,5

балла


8

баллов


12,5

балла


6

баллов


7

баллов


17

баллов


5

баллов


15

баллов


8

баллов


14

балла


100

баллов



ЗАДАНИЯ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОГО (ОЧНОГО) ЭТАПА

ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЙ ШАГ В НАУКУ» ПО РУССКОМУ

ЯЗЫКУ В 2013/2014 УЧЕБНОМ ГОДУ

для учащихся 9-х классов
Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать знание орфоэпических норм русского литературного языка.

Вопрос:

Какие согласные произносил А.А.Фет на конце слов «друг» и «недуг» в стихотворении «Тополь»?


Сады молчат. Унылыми глазами

С унынием в душе гляжу вокруг;

Последний лист разметан под ногами.

Последний лучезарный луч потух.

Лишь один над мёртвыми степями

Таишь, мой тополь, смертный свой недуг

И, трепеща по-прежнему листами,

О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями

И осени тлетворный веет дух;

С подъятыми ты к небесам ветвями

Стоишь один и помнишь теплый юг.
Ответ:

В первой и третьей строфе рифмуются слова «вокруг»-«потух» и «дух»-«юг» – на основании этого можно сделать вывод о том, что А.А.Фет произносил в конце слова на месте «г» звук [х].



Оценка: За правильное объяснение 3 балла. За каждое слово по 1 баллу. Итого 5 баллов.
Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание истории языка.

Вопрос:

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо». Что это за буква? Какова ее судьба в нашей письменности?


Ответ:

Это буква «Ъ» (ер) (2б), которая писалась на конце слова после согласных (1б), но звука - после падения редуцированных (2 б) – не обозначала (2 б). Отменена реформой русской орфографии (1,5 б) 1917-1918 гг. (1,5 б). Итого 10 баллов.


Вопрос № 3

Участники должны показать знание лексической и словообразовательной систем русского языка.

Вопрос:

В латинском языке есть слово «valeo»- «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?


Ответ:

С данным латинским словом связаны русские слова: «валидол», «инвалид», «Валерий», «валериана», «валидный» и др.



Оценка: За каждый правильный ответ – 1 балл. Примерное количество - 5 баллов.
Вопрос №4

Участники должны показать знание лексикографической системы языка.

Вопросы:

1. Из какого словаря мог быть взят следующий ряд пар слов?



Мутаситься-Накучить. Накучкать-Негоразд. Негораздый-Обвива. Обвивень-Одалбливать. Одале-Осеть. Осець-Отчураться. Отчурить-Первачок.

2. Каков принцип их расположения?

3. Что показывают эти пары?

4. Для чего, по Вашему мнению, предназначены такие словари?

5. В чем их ценность?
Ответ

1. Этот ряд слов взят из диалектного словаря русского языка – 2 б..

2. Расположение этих слов соответствует алфавитному порядку - .

3. Эти пары показывают разбивку по выпускам какого-то большого словаря 2б.

4. Такие словари описывают диалектную или региональную лексику, то есть специфические слова территориальных русских говоров – 2 б.

5. Эта лексика важна для реконструкции локальной культуры и истории, а также для истории русского языка в целом – 2 б.



Оценка: 8 баллов.

Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать знание грамматической системы русского языка.

Вопрос:

Можно ли утверждать, что конечные буквы слов -ой, -ий, -ая, -яя, -ее всегда представляют их окончания? Мотивируйте свой ответ и подтвердите его примерами.


Ответ:

Эти конечные буквы не всегда представляют окончания слов ().

Так, -ой в словоформе стой (0,5 б) представляет часть корня (0,5 б) и суффикс (0,5 б),

часть корня (0,5 б) (герой) (0,5 б);



-ий – суффикс притяжательного прилагательного (0,5 б) (лисий) (0,5 б),

часть корня (0,5 б) (алюминий) (0,5 б);



- ая, - яя - два суффикса деепричастия (0,5 б) (выбирая, доверяя) (0,5 б) + (0,5 б)

- ее –суффикс сравнительной степени прилагательного (0,5 б), наречия (0,5 б), слова категории состояния (0,5 б) (платье темнее, бежать быстрее, на улице холоднее) (0,5 б) +(0,5 б) +(0,5 б).

Оценка:

Ответ на вопрос – 1 балл.

Указание соответствующей части слова – 0,5 балла.

Каждый пример – 0,5 балла.

Итого 10 баллов.
Вопрос №6

Участники должны показать знание грамматических норм русского литературного языка

Вопрос:

Как называются жители следующих городов: Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Луховицы, Подольск, Люберцы, Реутово, Химки, Руза, Шатура, Архангельск, Феодосия, Минск.


Ответ:

Балашиха - балашихинцы, Видное - видновцы, Дубна - дубнинцы, Зарайск - зарайцы и зарайчане, Клин - клинчане и клиняне, Луховицы - луховичане, Подольск - подольчане, Люберцы - люберчане, Реутово - реутовцы, Химки - химкинцы, Руза - ружане и рузцы, Шатура – шатурцы и шатуряне, Архангельск – архангелогородцы, Феодосия – феодосийцы, Минск – минчане.

Оенка: За каждое слово – 1 б. Итого 15 баллов.

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать знание синтаксической системы русского языка.

Вопрос:

Какие слова пропущены в тексте? Сделайте вывод относительно того, подчинительной связи какого вида нет в современном болгарском языке?



Исчезли__________и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского,___________________язык. А__________в этом языке (да и в древнеболгарском, тексты на котором сохранились) было не меньше, чем в современном русском. Теперь же, например, стол по-болгарски будет «маса»; «на стол» и «на столе» будет на маса; «под стол» и «под столом» - под маса и так далее. Совсем как в современном английском или французском языках.
Ответ и оценка: За определение пропущенного слова «падежи (падежей)» - 2 балла. За определение про пущенного слова «праславянский» - 2 балла. За определение типа связи (в болгарском языке невозможно управление) – 2 балла. Общее количество - 6 баллов.
Вопрос № 8

Участники должны продемонстрировать знание стилистики русского языка.

Вопрос:

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля. Как вы понимаете ее значение?



Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
Ответ: Что написано пером, то не вырубишь топором.

Оценка: За угаданную пословицу - 4 балла. За верное толкование – 4 балла. Всего 8 баллов.
Вопрос №9

Участники должны показать знание стилистических норм русского литературного языка.

Вопрос:

У мастеров слова существительные «вечер» и «осень» и производные от них прилагательные часто выступают как контекстуальные синонимы, т.е. сближаются по смыслу только в определённом словесном окружении, в определённом контексте. Как вы думаете, какие основания есть для такого их употребления? Приведите 2 подобных парных примера.


Ответ:

1. Основанием для их контекстуального сближения является переносное (образное) значение слова: «вечер» - «старость» - угасание, увядание (жизни, природы), т.е. «осень».

2. Утро-весна; лето - полдень, день.

Оценка: За объяснение основания - 4 б., за каждый пример - 2 б. Общее количество - 8 баллов.
Вопрос №10

Участники должны продемонстрировать умение понимать читаемый текст; формулировать основную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Вопрос:

В стихотворении М. Дудина, посвящённом А. А. Ахматовой, есть такие строки:



«Летят года, как междометья,

Как паутина на стерне».

Почему, по-вашему, автор для сравнения с летящими годами выбрал именно междометия (не предлоги или союзы) и «паутину на стерне»? Есть ли основание для такого сравнения? Приведите примеры междометий. Выскажите своё мнение (напишите мини-сочинение), ответ аргументируйте.




Ответ:
Основанием для такого сравнения является:

1) «краткость» междометий, равных зачастую одному-двум слогам или одному звуку, и, как следствие, кратких, непродолжительных в своём звучании. По продолжительности звучания (существованию во времени) они равны краткому «возгласу, вскрику, вдоху»;

2) именно междометия (в отличие от других коротких по звучанию слов - предлогов, союзов) способны в речи употребляться самостоятельно, как эквивалент предложения, характеризуются отдельной интонацией, завершённостью.

Таким образом, подобное сравнение создает образ быстротечного, неуловимого, неостановимого времени, его хрупкость и невозвратимость.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ

№ пп

Критерии оценки сочинения

Количество баллов



Соответствие работы теме и основной проблеме

1 балл



соответствие аргументов проблеме текста

2 аргумента - 10 баллов

1 аргумент – 5 баллов





Последовательность и логичность изложения фактического материала

1 балл



Речевое оформление в соответствии с темой высказывания; богатство словаря и разнообразие используемых языковых средств

2 балла



Орфографическая грамотность

нет ошибок – 2 балла;

1-2 ошибки – 1 балл;

3 и более ош. – 0 баллов ;




Пунктуационная грамотность

нет ошибок – 2 балла;

1-2 ошибки – 1 балл ;

3 и более ош. – 0 баллов




Наличие грамматических и речевых ошибок

нет ошибок – 2 балла;

1-2 ошибки – 1 балл;



3 и более ош. – 0 баллов

Максимальное количество баллов

20




№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Количество баллов

5

8

10

8

10

15

8

8

8

20

100 баллов



<< предыдущая страница   следующая страница >>