Ядерный контроль: информация выпуск # 35, 2005 26 октября – 2 ноября - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ядерный контроль: информация выпуск # 31, 2005 28 сентября – 5 октября 3 834.04kb.
Ядерный контроль: информация выпуск# 38, 2005 16 ноября – 23 ноября 2 666.28kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 37, 2005 9 ноября – 16 ноября 3 805.95kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 39, 2004 27 октября 3 ноября 2 422.16kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 40, 2005 30 ноября – 7 декабря 1 701.52kb.
Ядерный контроль выпуск # 35, 2006 11 октября– 18 октября 1 416.21kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 37, 2004 13 октября 20 октября 2 644.53kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 44, 2003 19 ноября 26 ноября... 2 652.51kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 25, 2005 17 августа – 24 августа 1 594.98kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 19, 2005 6 июля 13 июля 1 649.43kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 28, 2005 7 сентября – 14 сентября 1 675.69kb.
Письмо национального банка республики беларусь 3 апреля 2006 г. 1 260.39kb.
- 4 1234.94kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 35, 2005 26 октября – 2 ноября - страница №2/2


Российско-китайское сотрудничество в области атомной энергетики

Россия и КНР могут совместно создать наземный макет реактора для космической энергоустановки. РИА "Новости". 30 октября 2005

Россия и Китай могут совместно создать наземный экспериментальный макет реактора для космической энергетической установки. Об этом сообщил журналистам источник в российской делегации, находящейся в Пекине для подготовки 10-й регулярной встречи глав правительств России и КНР.

По словам источника, Россия и Китай подготовят проект межправительственного соглашения, позволяющего провести опытно-конструкторские работы по созданию наземного экспериментального макета реактора.

Источник отметил, что среди перспективных направлений взаимодействия в области ядерно-топливного цикла, разработанных Росатомом и переданных китайской стороне, перечислены сотрудничество в развитии атомной энергетики КНР, в том числе в сооружении второй очереди Тяньваньской АЭС и других атомных электростанций, производство и поставка ядерного топлива и его компонентов для АЭС и исследовательских реакторов, развитие материально-сырьевой базы урана и других стратегических материалов, а также сотрудничество в области ядерной безопасности, физической защиты ядерных материалов, их учета и контроля.

По словам источника, сотрудничество с Китаем по всему ядерно-топливному циклу имеет хорошие перспективы, учитывая грандиозные планы КНР довести к 2020 году мощности своей атомной энергетики до 200 гигаватт.

Китай может предоставить России экспортный кредит на строительство энергоблока на АЭС в Северодвинске. РИА "Новости". 30 октября 2005

Китай может предоставить России экспортный кредит на строительство головного плавучего атомного энергоблока на атомной станции, которая сооружается в Северодвинске (Архангельская область).

Об этом сообщил журналистам источник в российской делегации, находящейся в Пекине для подготовки 10-й регулярной встречи глав правительств России и КНР, которая намечена на 3 ноября. Делегацию возглавляет вице-премьер Александр Жуков.

Источник сообщил, что российская и китайская стороны договорились в короткие сроки решить вопрос о финансировании проекта по строительству плавучего атомного энергоблока с использованием китайского экспортного кредита.

Кроме того, по словам источника, в короткие сроки планируется решить вопрос о строительстве корпуса судна для плавучего атомного энергоблока на китайской судоверфи.

Плавучая атомная станция в Северодвинске сооружается в рамках контракта, заключенного в августе 2003 года между китайской компанией Машимпекс и российскими концерном Росэнергоатом и компанией Судоимпорт.



  • Экспортный контроль в России

Организованная группа ученых. Юрий Сенаторов. Коммерсант. 28 октября 2005

27 октября стало известно о том, что Лефортовский межрайонный суд санкционировал арест гендиректора ЗАО "ЦНИИМАШ-Экспорт", академика Академии космонавтики ИгоряРешетина, его первого заместителя по экономике Сергея Твердохлебова и зама по безопасности Александра Рожкина. Следственное управление (СУ) ФСБ обвиняет ученых в нарушении правил экспортного контроля, а также в растрате в составе организованной группы вверенного имущества на 19 млн рублей. Защита считает, что состава преступления в этом деле нет. Уголовное дело в отношении руководства ЗАО "ЦНИИМАШ-Экспорт", расположенного в подмосковном городе Королеве, следственное управление ФСБ РФ возбудило в декабре 2003 года. Тогда под подозрение попал только руководитель ЗАО Игорь Решетин.

Следователи ФСБ заподозрили академика в том, что он занимался "незаконным экспортом материалов, технологий, научно-технической информации", а также незаконным выполнением работ, которые якобы могли быть использованы "при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники". Кроме того, следователи полагали, что руководство "ЦНИИМАШ-Экспорта" растратило 19 млн рублей, выделенных Китаем на проведение фундаментальных научных разработок в области аэродинамического моделирования.

По словам адвоката господина Решетина Анатолия Яблокова, в основу уголовного дела лег контракт, заключенный в 1996 году "ЦНИИМАШ-Экспортом" с Всекитайской импортно-экспортной технико-экспертной компанией точного машиностроения. Согласно контракту, ЗАО должно было составить отчет о "численном моделировании аэродинамического обтекания асимметрических моделей в условиях сверхзвукового потока", который китайская сторона планировала использовать для создания пилотируемых космических кораблей. По словам адвоката, с 1996 по 2003 год в ЗАО было подготовлено и отправлено в Китай через DHL 13 технических отчетов.

Для выполнения китайского заказа Игорь Решетин привлек в качестве соисполнителей 13 научных учреждений, коллективам которых он за пять лет сотрудничества выплатил 19 млн рублей. По мнению следствия, выполняя контракт, господин Решетин не имел права привлекать другие научные коллективы и, соответственно, платить им. Произведенные выплаты следователи ФСБ сочли "растратой вверенного имущества", обвинив в этом господина Решетина и двух его заместителей -- Сергея Твердохлебова и Александра Рожкина. По словам адвоката Анатолия Яблокова, "китайская сторона никаких ограничений в привлечении научных коллективов господину Решетину не ставила, деньги поступали на банковские счета 'ЦНИИМАШ-Экспорта', о чем и свидетельствует полная и прозрачная финансовая отчетность".

Как стало известно, обвинение ученым было предъявлено, несмотря на то что следствие получило заключения экспертов, согласно которым переданные китайцам технические отчеты не попадают в так называемые ограничительные списки экспортного контроля. Как заявил адвокат Яблоков, в Минэкономразвития были проведены две экспертизы, которые не подтвердили версию следствия. Кроме того, были привлечены ученые из Академии наук, которые подтвердили, что проведенные 'ЦНИИМАШ-Экспортом' научные разработки могут быть использованы только в мирных целях, добавил господин Яблоков. В довершение всего 10 октября этого года арбитражный суд Московской области, изучив контракт с китайской стороной, а также законность привлечения господином Решетиным соисполнителей и оплаты их труда, нашел это законным и обоснованным и не противоречащим законодательству. "Но в ответ следователи ФСБ назначили третью экспертизу и, не дожидаясь ее результатов, арестовали всех троих",-- рассказал Анатолий Яблоков. Игоря Решетина, Сергея Твердохлебова и Александра Рожкина задержали 25 октября в восемь утра. Следователи в сопровождении автоматчиков пришли к ним домой с обысками. А 26 октября во второй половине дня по решению Лефортовского суда всех троих арестовали на два месяца. Следствие планировало задержать и главного экономиста "ЦНИИМАШ-Экспорта" Сергея Визира, но того не оказалось дома. Не исключено, что в ближайшее время его объявят в розыск. Защита намерена обжаловать избранную ученым меру пресечения в Мосгорсуде.



В начале следующего года будет выпущена "Белая книга" о политике России в сфере экспортного контроля. РИА "Новости". 31 октября 2005

В начале следующего года планируется выпустить документ, разъясняющий российскую политику в сфере экспортного контроля, сообщил глава Минобороны РФ Сергей Иванов.

На совещании Владимира Путина с членами правительства министр обороны по просьбе президента доложил о состоявшемся 26 октября очередном заседании межведомственной комиссии по экспортному контролю и нераспространению оружия массового уничтожения и его компонентов.

По словам Иванова, на встрече обсуждались подготовка к началу следующего года "Белой книги" - открытого документа, в котором будет разъясняться суть национальной политики по экспортному контролю, а также будет даваться оценка ситуации с этим же вопросом в ряде других государств мира.

Министр отметил, что "механизмов эффективного экспортного контроля во многих странах еще не создано".

Кроме того, сказал Иванов, на комиссии также обсуждались современные тенденции распространения ОМУ и связанные с этим риски для безопасности и обороноспособности России, а также создание с учетом внешнеэкономической деятельности системы внутрифирменных программ контроля при экспортной деятельности.

В частности, предполагается разрешить российскому органу проводить независимую идентификационную экспертизу по оборудованию двойного назначения в целях экспортного контроля.

По мнению министра, выдача таких разрешений позволит дебюрократизировать эту сферу, уменьшив потери во времени добросовестным участникам экспортной деятельности.



  • Начались испытания атомного ледокола "50 лет Победы"

В Петербурге на Балтийском заводе начались испытания крупнейшего в мире атомного ледокола "50 лет Победы". Ольга Второва. РИА "Новости". 31 октября 2005

В Петербурге на Балтийском заводе 31 октября начались швартовые испытания крупнейшего в мире атомного ледокола "50 лет Победы", сообщили в пресс-службе предприятия.

Испытания проводятся без выхода в море с целью проверки работоспособности всех систем и механизмов судна. Передача ледокола заказчику запланирована на 2006 год.

В настоящее время основные работы на атомоходе, включая монтаж энергетической установки и турбогенераторов, завершены. Операцию по загрузке ядерного топлива специалисты Балтийского завода готовы провести в начале января 2006 года.

Затем предприятие приступит к комплексным швартовым испытаниям, во время которых впервые будет запущен атомный реактор ледокола. Ходовые испытания судна планируется провести на Балтийском море, после чего завод передаст атомоход заказчику.

Ледокол "50 лет Победы" спущен на воду 29 декабря 1993 года. Затем в связи с отсутствием финансирования его строительство было приостановлено. Частично финансирование было возобновлено в конце 1990-х годов.

Контракт на достройку судна Балтийский завод и Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта подписали в феврале 2003 года. Согласно этому документу финансирование достройки атомохода в 2003-2005 годах осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Качество строительных работ на ледоколе контролируют представители Российского морского регистра судоходства и Мурманского морского пароходства, в доверительное управление которому будет передан ледокол.

Ледокол "50 лет Победы" (первоначальное название "Урал") - крупнейший атомный ледокол в мире. Он представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа "Арктика". Длина судна - 159 метров, ширина - 30 метров, полное водоизмещение - 25 тысяч тонн.

Максимальная толщина льда, которую преодолевает ледокол - 2,8 метра. Совокупная мощность атомохода составляет 75 тысяч лошадиных сил. Команда судна - 138 человек.



ИЗ ДОСЬЕ ПО ХИМИЧЕСКОМУ И БИОЛОГИЧЕСКОМУ ОРУЖИЮ

  • Утилизация химического оружия в России

Горный – документально. Ольга Летувет. Репортер (Саратов). 26 октября 2005

В Саратове прошла пресс-конференция начальника 1202 объекта по уничтожению химического оружия Юрия Кравцова, посвященная устранению недостатков, указанных в акте комиссии Ростехнадзора. В апреле этого года специалисты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору провели комплексную проверку. Проверяли, как соблюдаются требования промышленной безопасности и ограничения воздействия объекта на окружающую среду. В акте-предписании, выданном специалистами Ростехнадзора, были указаны 26 отступлений и нарушений действующих правовых и нормативно-технических документов. По каждому пункту были указаны сроки устранения. На сегодняшний день 23 пункта уже устранены. Что касается остальных, то и по ним работа уже близка к завершению. В основном нарушения касались продления лицензий и проектной документации.

Сам по себе факт наличия нарушений на объекте вызвал некоторый ажиотаж среди населения. Специалисты Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия пошли навстречу корреспонденту российских СМИ и предоставили пакет документов. Экологический мониторинг, социальные программы и количество уничтоженных отравляющих веществ. Все - языком цифр. Ранее эти документы не публиковались и мы решили сделать своего рода обзор - что есть объект по УХО в Горном, основываясь на сухих, но официальных данных. Экологическая безопасность Согласно справке-докладу по обеспечению экологической безопасности на объекте в Горном, экологический контроль проводится в соответствии с утвержденной программой мониторинга и с использованием сертифицированных средств измерений по аттестованным методикам. Всего на объекте установлено 70 приборов автоматического контроля воздуха и вентиляционных выбросов, 90 стационарных постов, в воздуховоды врезано 184 зонда.

Производственный контроль на объекте проводится по специальным графикам, которые были одобрены технологической лабораторией и лабораторией по контролю безопасности производства. В 2003 году было проведено 32283 анализа, в 2004 - 62654, с начала этого года - 40723. В них входят анализы реакционных масс, воздуха рабочей зоны, промплощадки, вентиляционного воздуха, сточных вод, смывов. С помощью автоматического контроля проверяется воздух не только на самом объекте, но и в поселках, находящихся в зоне защитных мероприятий. Это сам поселок Горный, Октябрьский, Большая Сакма, Рукополь и Смирновский. Мониторинг поверхностных вод проводится по 32 параметрам. В том числе на наличие мышьяка, иприта и люизита. Пробы берутся в 14 точках шесть раз в год. По 18 параметрам контроль проводится на восьми точках каждый месяц. В этом году было исследовано 118 проб, проведено 2 916 анализов. Кроме того, один раз в год на пробу берутся образцы снежного покрова в 70 точках по 23 составляющим. В этом году было исследовано 70 проб, проведено 1260 анализов. Мониторинг почвы проводится по 21 ингредиенту. Всего в этом году по почве исследовали 41 пробу, провели 820 анализов. Проводится анализ донных отложений в восьми точках 2 раза в год. Контроль за подземными водами ведется специалистами Саратовской гидрогеологической экспедиции. В границах санитарно-защитной зоны находятся 78 скважин, за которыми установлено постоянное наблюдение. Из них 47 расположены на территории объекта и в пределах санитарно-защитной зоны, 31 скважина - на пяти участках прилегающей инфраструктуры.

В прошлом году оттуда взяли 1280 проб. Четыре раза вода проверялась на количественный химический анализ. Брали 261 пробу, каждая из которой была проанализирована по 34 ингредиентам, включая специфические компоненты. Контроль объекта Государственный контроль экологических нормативов ведется специалистами ГосНИИЭНП. Так, в 2003 году контроль проводился 4 раза, в 2004 - 6 раз, в 2005 - 7 раз. С 2000 года завод в Горном проверяли 33 раза. Экологическая безопасность объекта контролируется Государственным комитетом по охране окружающей среды Саратовской области, Министерством природных ресурсов России, областным представительством Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России, ФГУП ГНТЦ "Инверсия", Федеральным медико-биологическим агентством, Саратовским областным центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

По закону, согласно требованиям Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", строительство объектов социальной инфраструктуры ведется из расчета десяти процентов от капитальных вложений. Общая стоимость объекта составляет 8 миллиардов 505 миллионов 200 тысяч рублей. На 1 января этого года под объекты социальной инфраструктуры было освоено 610 миллионов 500 тысяч рублей. В 1997 году был достроен начатый администрацией двухэтажный кирпичный жилой дом. В 2001 году введен в эксплуатацию еще один жилой дом - 3-этажный 18-квартирный. Кроме того, в 2002 году введены в эксплуатацию газопровод, поликлиника, водопровод. В 2003-м построены 77 частных жилых домов в поселке учителей и врачей, трансформаторная подстанция, пожарное депо, два 21-квартирных жилых дома в Горном, канализация, теплоснабжение. Проведены реконструкции РОВД, ремонт дороги Горный-Березово. В 2004 году введен в эксплуатацию 33-квартирный жилой дом. Кроме того, были построены очистные сооружения. В этом году построен 21-квартирный жилой дом. Всего в Горном улучшили свои жилищные условия 900 человек.

В Закрытое административное территориальное образование поселка Горный входят поселки Новооктябрьский и Михайловский. Порядок въезда туда такой же, как и в любую военную часть. Собственно говоря, именно там и живут служащие на заводе военные и их семьи. Хотя есть и те, кого переселили из так называемой двухкилометровой санитарной зоны предприятия. Официально это называется "Жилой фонд для персонала объекта УХО". В поселке Новооктябрьский были построены 90 коттеджей и один 48-квартирный жилой дом. В поселке Михайловский расположены 148 коттеджей, пять 36-квартирных жилых дома, три 33-квартирных.

По данным на 10 августа 2005 года на объекте по уничтожению в Горном работает три основных структурных подразделения. Первое - это сама военная часть, то есть сам объект, второе - отделение ГосНИИ общей химической технологии и отделение Редькинского опытно-констукторского бюро автоматики в поселке Горный. Общая численность гражданского персонала на объекте составляет 1836 человек. Из них 1816 - жители Саратовской области. В основном сотрудники проживают в поселке Горный. Но есть и из других населенных пунктов Краснопартизанского, Балаковского, Пугачевского районов, Шихан и из Саратова. Перспективы на будущее В декабре завод выходит на финишную прямую. 25 декабря там планируется уничтожить последний килограмм ОВ. После предприятие переквалифицируется на уничтожение реакционных масс. В настоящее время планируется, что завод будет работать еще до 2017 года. То есть, до этого времени будут и рабочие места и налоговые отчисления на инфраструктуру объекта и в областной бюджет. Что будет потом - покажет время. Но, как сказал Начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал Валерий Капашин, в любом случае работа для такого объекта всегда найдется.



Средства зарубежных спонсоров не в полном объеме доходят до российских объектов по уничтожению химического оружия. АРМС-ТАСС. 1 ноября 2005

Средства, декларированные зарубежными странами на уничтожение остающихся в России арсеналов химического оружия, не в полном объеме доходят до профильных объектов. Об этом заявил на международном форуме, посвященном проблеме ликвидации в России запасов боевых отравляющих веществ, секретарь Госкомиссии по химическому разоружению Александр Харичев.

Наиболее совершенная система дотаций российского программы уничтожения химоружия применяется Нидерландами, отметил Харичев. По его словам, эта страна "просто оплачивает счета за приобретение оборудования и выполненные работы". В Германии "побочные" расходы составляют до 20% декларированных правительством сумм. Эти средства уходят на организацию тендеров на поставку необходимого России оборудования. Самую низкую эффективность имеют программы, финансируемые США. Там "сопутствующие" расходы состаавляют около 30%. "Часть средств, выделенных конгрессом США на оказание такой помощи, оседает в Пентагоне, часть покрывает расходы фирмы "Парсон", которая занимаются этими проблемами", - констатировал Харичев.

В частности, по его словам, такая схема применяется американскими партнерами при финансировании строительства объекта по уничтожению химоружия в г. Щучье (Курганская обл).

Всего на реализацию Федеральной целевой программы уничтожения химоружия в России предусмотрено израсходовать 160 млрд руб. Дополнительно из-за рубежа должно поступить 34,5 млрд руб. Завершить ликвидацию химического оружия Россия обязалась в 2012 г.

Между тем, сегодня на расположенном в пос. Камбарка (Удмуртия) комплексе по уничтожению химоружия к работе приступила госкомиссия по окончательной приемке объекта перед его запуском в эксплуатацию. В Камбарке находится один из семи арсеналов химического оружия в России, пять из которых находятся на территории Приволжского федерального округа.

Здесь храниться более 6,3 тыс. т люизита, что составляет 15,9% всех российских запасов особо опасных отравляющих веществ. Их уничтожение планируется начать в первом квартале 2006 г. За 3,5 года все запасы люизита в Камбарке должны быть ликвидированы.

За последние годы Россия в шесть раз увеличила ассигнования на программу уничтожения химоружия. АРМС-ТАСС. 2 ноября 2005

За последние четыре года Россия в шесть раз увеличила ассигнования на реализацию программы уничтожения запасов химического оружия. Об этом сообщила 1 ноября замначальника Инспекции Счетной платы РФ профессор Наталья Калинина.

В 2003 г. бюджет на эти цели чуть превышал 3 млрд руб., сообщила Калинина, затем он ежегодно возрастал, и в 2006 г. на программу химического разоружения будет израсходовано свыше 18 млрд руб.

Подобное увеличение средств, по мнению эксперта, зависит от двух основных факторов. Во-первых, в предстоящие три года в дополнение к объекту в поселке Горном (Саратовская обл.) должны быть построены еще несколько предприятий для уничтожения боевых отравляющих веществ. По оценке Калининой, основной объем инвестиций требуется именно на создание промышленной базы подобных объектов. К этому следует добавить расходы на обеспечение экологической безопасности населения и охраны здоровья людей, развитие социальной инфраструктуры районов размещение объектов и т.п.

Во-вторых, увеличить объем бюджетного финансирования пришлось из-за сокращения помощи зарубежных стран. Ранее с расчетом на то, что 30-40% средств, необходимых на уничтожение химоружия, поступит из-за рубежа, была сформирована первая Федеральная целевая программу. Но объем помощи сокращался, и России пришлось воспользоваться положением Конвенции, допускающим продление на пять лет срока завершения программы уничтожения химоружия - с 2007 г. до 2012 г. Так по экономическим соображениям пришлось еще дважды корректировать ФЦП.

По мнению Калининой, новый перенос срока завершения процесса уничтожения химоружия в России и, как следствие, уплата ею штрафов невозможны.



ИЗ ДОСЬЕ ПО ОБЫЧНЫМ ВООРУЖЕНИЯМ

  • Проект по ЛСО

Винтовка рождает власть. Североосетинские отряды самообороны – решение проблемы или создание новой? Соб. Инф. 31 октября 2005

Осенью 1992 года на территории Пригородного района Республики Северная Осетия РФ произошло вооружённое столкновение между жителями ингушской и осетинской национальностей. Активная фаза конфликта продолжалась с 31 октября по 6 ноября. По данным Прокуратуры РФ за этот период с обеих сторон погибли 583 человека, ранены 939 человек, пропал без вести 261 человек, 1093 человека содержались в заложниках. В зоне ликвидации последствий конфликта погибло 66 и ранено почти 130 российских военнослужащих, принимавших участие в разведении воюющих сторон и последующем обеспечении режима безопасности. По разным оценкам от 30 до 60 тысяч жителей ингушской национальности были вынуждены покинуть территорию исторического проживания в Пригородном районе РСО-А и г. Владикавказ, и в большинстве своем осели в соседней Ингушетии.

2 ноября 1992 г. в ряде районов РСО и ИР Указом Президента РФ было объявлено чрезвычайное положение (ЧП), которое с тех пор периодически продлевается. Руководство по осуществлению режима ЧП было возложено на Временную администрацию, глава которой назначается из Москвы.

По прошествии более десятка лет ситуация на границе двух республик остается напряженной. Очевидно, что усилия, предпринятые федеральным центром для урегулирования кризиса 1992 года, способствовали не столько его разрешению, сколько более или менее глубокой заморозке. Прошлогодняя террористическая атака на школу № 1 в североосетинском Беслане наглядно продемонстрировала неустойчивость достигнутого равновесия. Однако в ближайшие дни усиленный режим несения службы североосетинской милиции и приданных ей внутренних войск, введенный в августе в связи с годовщиной терракта в Беслане, должен быть отменен. Рано или поздно федеральным силам придется снять дополнительные блокпосты с осетинских границ, которые они сейчас прикрывают во избежание возможных инцидентов. Предполагается, что их заменит местная милиция, вопрос - кто заменит саму милицию в населенных пунктах?

С осетинской стороны административной границы возобновились разговоры о создании отрядов самообороны, с ингушской начались митинги протеста.

В контексте обещаний главы МВД Северной Осетии Сергея Аренина создать в республике народные дружины по образу и подобию советских и снабдить дружинников удостоверениями сотрудников милиции вкупе с охотничьим оружием, - беспокойство МВД Ингушетии вполне объяснимо.

Известно, что оружие после конфликта начала 90-х годов с Ингушетией имеется чуть ли не в каждой осетинской семье. Причем не только охотничье, но и боевое. Когда террористы захватили заложников в Беслане, школа была блокирована спонтанно созданными отрядами добровольцев, которые оказались хорошо вооружены. Эти добровольцы выполнили потом роль спасателей и пожарных, хотя представители спецслужб позднее заявляли, что «ополченцы» мешали им освобождать заложников и уничтожать террористов. Впоследствии Генпрокуратура попыталась выяснить, откуда в Беслане появились вооруженные люди, но сделать этого так и не смогла. То есть осетины и раньше не испытывали проблем с приобретением и хранением оружия, но при этом они нарушали закон. Теперь у жителей Северной Осетии появилась возможность легализовать вооружение.

Насколько оправдан подобный шаг, свидетельством чего он является, - ответить на этот вопрос мы попросили эксперта по борьбе с терроризмом, генерального директора предприятия "Арли Спецтехника" А.Г. Лившица

«Граждане любого государства вынуждены брать в руки оружие только в тех случаях, когда последнее оказывается не в состоянии их защитить, - заявил А.Г. Лившиц. – Это всегда есть признак слабости и неэффективности государственной системы».

«Причем, если в Северной Осетии и будет сформировано ополчение, оно станет не народным, но национальным. А любое национальное ополчение ведет к размежеванию страны, дроблению ее на различные структуры. И не следует путать их с федеральными округами».

«Попытки провести параллели между ополченцами «горячих точек» Кавказа и русским казачеством, - подчеркнул А.Г. Лившиц - неуместны. Защищавшие государство казаки никогда не платили этому же государству налоги на безопасность. А между тем жители конфликтных регионов платят».

«Благоустроенное государство не только не имеет народного ополчения, но и предпосылок к его созданию», - резюмировал эксперт.



МНЕНИЕ

  • Интервью с министром иностранных дел Индии Н. Сингхом

Дели благодарен России за поддержку. Надежда Сорокина. Российская Газета. 29 октября 2005

Министр иностранных дел Индии Натвар Сингх встретился в Москве с президентом России Владимиром Путиным. Об итогах этой встречи индийский министр рассказал в эксклюзивном интервью.



ВОПРОС: Как вы оцениваете уровень отношений между Москвой и Дели?

Между Индией и Россией существует стратегическое партнерство. Политические отношения между нашими странами превосходны благодаря пониманию, что дружба и сотрудничество соответствуют нашим обоюдным и долгосрочным интересам. Однако нынешний торговый оборот между Индией и Россией мы считаем недостаточным. Индийское бизнес-сообщество заинтересовано в сотрудничестве с российскими компаниями. Россия могла бы увеличить свой экспорт в Индию за счет реализации проектов в области ядерной энергетики, высоких технологий и сервисного обслуживания. Разумеется, мы поддерживаем вступление России в ВТО. Ваша страна остается важным поставщиком нефти и газа в Индию. Мы надеемся, что наше сотрудничество в области энергетики станет и в дальнейшем мощной опорой для стратегического партнерства.



ВОПРОС: Недавно завершились российско-индийские военные учения. Проявляют ли соседние с Индией государства озабоченность по поводу присутствия российских солдат на индийской территории? Беспокоит ли Индию военное сотрудничество России и Пакистана?

Индия проводит военные учения с несколькими дружественными странами. Регулярное участие в таких мероприятиях остается частью нашего двустороннего военного сотрудничества с Россией. Эти действия не направлены против других стран. Россия и Пакистан имеют полное право развивать двустороннее сотрудничество. Нас это не беспокоит. Мы считаем, что Россия не станет предпринимать шагов, которые могли бы навредить Индии.



ВОПРОС: В последнее время эксперты стали реже говорить о политическом "треугольнике" Москва - Пекин - Дели. Означает ли это, что уникальное сотрудничество трех стран ушло в прошлое?

Напротив, Индия, Россия и Китай заинтересованы в сотрудничестве в трехстороннем формате для борьбы с терроризмом, наркотрафиком и проявлениями трансграничной преступности. Участие в Шанхайской организации сотрудничества дает нашим странам значительный потенциал для трехстороннего экономического сотрудничества, включая такие сферы, как торговля, инвестиции, сельское хозяйство, энергетика и высокие технологии.



ВОПРОС: Дели поддержал Вашингтон при обсуждении в МАГАТЭ иранской ядерной проблемы. Почему?

Я хотел бы подтвердить наше желание решать иранскую проблему исключительно в рамках МАГАТЭ. Индия не занимает ни ту, ни другую сторону в данном вопросе. Наша страна твердо придерживается международных норм, записанных в Договоре о нераспространении ядерного оружия.



ВОПРОС: Как вы оцениваете шансы получения Индией места постоянного члена в Совете Безопасности ООН?

В течение пятнадцати месяцев в рамках группы "четырех", которая включает Бразилию, Германию, Японию и Индию, мы ведем переговоры по вопросу реформирования ООН. Мы ожидаем, какую позицию по этой проблеме займут африканские государства. Индия по всем критериям подходит для того, чтобы занять место постоянного члена в Совете Безопасности ООН. Но мы выступаем не только за реформу Совбеза, но и за изменения в других структурах и комитетах ООН. В этой связи мы благодарны России за ее постоянную поддержку кандидатуры Индии в качестве постоянного члена в Совете Безопасности.



  • Интервью начальником Генштаба Ю.Н. Балуевским

Юрий Балуевский: С НАТО воевать не собираемся. Игорь Черняк, Юрий Гаврилов. Российская Газета. 1 ноября 2005

Утверждена Белая книга минобороны - так называется приоритетный для военного ведомства документ, который расставляет главные акценты в развитии армии на десять лет вперед. На очереди - конкурсная закупка вооружений по новому оборонному заказу. Какое оружие получат военные? Какие войска станут высокотехнологичными? Информацию из первых рук "Российской газете" предоставил начальник Генштаба - первый заместитель министра обороны РФ, генерал армии Юрий Николаевич Балуевский. Однако разговор мы начали с вопросов более частных, но горячих.



ВОПРОС: Юрий Николаевич, летчика Троянова, по вашим сведениям, наградят или расстреляют?

У меня был телефонный разговор с бригадным генералом Вайкшнорасом, который возглавлял литовскую комиссию. В Калининграде я встречался с нашим летчиком, когда его освободили. Отдельные детали он прояснил. А сейчас работает комиссия. Не хочу утверждать, что в том, что произошло, была прямая или косвенная вина пилота. Могу лишь сказать: не все там четко сработало, в том числе и приборы самолета.



ВОПРОС: А об инциденте с "Электроном" что думаете?

Ну, это же судно рыболовецкое, события вокруг него касались минобороны в меньшей степени. В большей - МИДа и погранвойск.

Хотя к защите госграницы в надводной и в подводной среде мы тоже имеем непосредственное отношение, и "Электрон" на границе территориальных вод встречал боевой корабль Северного флота.

ВОПРОС: Вернемся к недавним событиям в Нальчике. Как вы считаете, есть ли перспективы у силового решения кавказского вопроса?

Как человек военный, я могу с полной ответственностью сказать: действия, направленные на вывод любого субъекта из состава Российской Федерации, обречены на провал. И развитие республик Северного Кавказа возможно только в составе России. Мне кажется, народ Чечни это уже понял. Но я постоянно задаю себе вопрос: почему происходят события вроде нальчикских? Почему часть населения в них участвует? Мне кажется, сказывается неустроенность людей, отсутствие рабочих мест, нарушение их законного права на труд. Ведь население той же Кабардино-Балкарии крайне слабо занято в сфере промышленности, а безработица - благоприятная среда для криминальных дел, всего того, что мы называем бандитизмом.

Значит, на Кавказе надо в хорошем смысле слова подстелить подстилку - экономическую и социальную. Ну и, конечно, усилить борьбу с коррупцией во властных и правоохранительных органах.

Хотите историческую аналогию? Когда Каменев ехал в Среднюю Азию, он в поезде написал сотню тезисов о борьбе с басмачеством. И один из главных звучит так: надо максимально лишить бандитов социальной поддержки. Созвучно с сегодняшним днем, не правда ли?



ВОПРОС: Ровно два года назад, в октябре 2003 года, Минобороны презентовало так называемую Белую книгу, где содержались основные требования к развитию военной организации России до 2015 года. Какова судьба этой Белой книги?

В июне этого года на заседании Совета безопасности все вошедшие в нее предложения, к слову, выработанные совместно с другими силовиками, были утверждены.



ВОПРОС: Но почему Совбезу понадобилось целых полтора года на рассмотрение?

Шла непростая работа, поскольку определялись приоритеты каждого ведомства на значительную перспективу. Вот сейчас на выходе государственный оборонный заказ и бюджет на 2006 год, причем государство гарантирует серьезную финансовую поддержку силовым структурам. Хотя здесь есть одна опасность - можно иметь много денег и не иметь вооружения. Весь мир развивается по схеме: около 60 процентов идет на приобретение вооружения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, и где-то процентов 30-40 - на денежное довольствие и вопросы, связанные с материальным обеспечением и боевой подготовкой войск. Нам тоже надо искать оптимальный баланс расходов.

В 1992 году все было так разбалансировано, что говорить о каких-то перспективах было нереально. Если бы еще три-четыре года мы просуществовали в подобном состоянии, наверное, собрать Российскую армию было бы невозможно: процессы приобретали необратимый характер.

ВОПРОС: А сегодня стало лучше?

Конечно. Хотя я часто повторяю: хотелось бы получить сразу и много - имея в виду много оружия и денег. Но тогда не останется средств на решение социальных вопросов - образование, здравоохранение, науку и прочее. Потому и здесь необходим баланс.

Сегодня впервые за последние годы минобороны своевременно подало в правительство предложения по формированию государственного оборонного заказа. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы останутся на уровне этого года, а закупки вооружений планируем увеличить фактически на 50 процентов.

ВОПРОС: И что будете брать в первую очередь?

Для сухопутных войск промышленность серийно выпустит ракетный комплекс Искандер, системы тактического звена, а также модернизированные танки, БМП-3 и БМП-4, бронетранспортеры.

Армии всего мира сегодня идут в одном направлении - модернизируют свою боевую технику и создают новую. Конечно, каждая страна имеет разные возможности. Если бы мы получили военный бюджет, скажем, в 400 миллиардов долларов, то могли бы себе позволить экспериментировать с новым оружием. Но мы имеем то, что имеем.

ВОПРОС: А какие танки будут модернизированы: Т-72, Т-80 или Т-90?

Самый, как мы говорим, ремонтно и модернизационно пригодный танк - Т-72. Хотя Т-90 с этой точки зрения тоже имеет неплохую перспективу.



ВОПРОС: Но ведь Т-72 - танк, мягко говоря, далеко не новый.

Американский бомбардировщик В-52 - тоже не новый - был принят на вооружение в начале 50-х годов, а перспективу модернизации имеет до 2030-2040 годов, то есть практически до середины ХХI века. Аналогично и М-113. Техника в первую очередь должна иметь именно модернизационный ресурс.



ВОПРОС: А что с авиацией?

Не скрою, больше всего беспокоит состояние вертолетного парка. Нам сегодня крайне нужны всепогодные ночные машины. И этим требованиям отвечает Ми-28Н.



ВОПРОС: Это значит на камовских машинах "Черная акула" и "Аллигатор" будет поставлен крест?

Мы не можем сегодня иметь Ка-50 и Ка-52 в таком же количестве, как милевские вертолеты. Но это не исключает необходимости оснастить "камовцами" подразделения специального назначения. Эти машины хорошо зарекомендовали себя в горных условиях, мы их проверяли в ходе боевых действий в Чечне.



ВОПРОС: Каковы перспективы фронтовой авиации?

Будем модернизировать все типы самолетов, одновременно сокращая их типаж. Но упор сделаем на Су-27СМ и Су-34.

Вообще же в ВВС приоритет отдается противовоздушной обороне, туда вкладываем больше средств. Деньги в том числе пойдут на модернизацию зенитно-ракетных комплексов С-300. В 2006 году мы приобретем и новую систему С-400. Правда, цена у нее кусается. Так что пока, видимо, закупим один полковой комплект для Командования специального назначения. Когда же "четырехсотку" запустят в серию, цена, надеюсь, должна понизиться. Проблема в другом: сегодня у Российской армии есть, если можно так выразиться, большой обоз вооружений, не имеющих перспективы применения.

ВОПРОС: Разве его нельзя продать?

Что-то продаем. Вот у тех же американцев, к примеру, есть форма продвижения на оружейные рынки стран третьего мира, именуемая "подарком". Но подарок этот - с двойным дном: я сегодня дарю вам технику и вооружение, понимая, что завтра вы обратитесь ко мне за обучением специалистов, запчастями и так далее. Увы, подобная форма у нас приживается слабо. Хотя торговать оружием мы умеем: сегодня Россия занимает второе место в мире по поставкам военной техники за рубеж. Но наши структуры, продающие военную технику и вооружения, интересуют в основном масштабные проекты и миллиардные заказы, иногда - миллионные.



ВОПРОС: Торговля запчастями и обслуживание техники - это невыгодная "мелочевка"?

Вот именно. Между тем сегодня весь мир работает так: я поставил технику, я же поставлю тренажеры, подготовлю сервисное обслуживание на территории страны-экспортера. Именно эту схему надо развивать и России.



ВОПРОС: Перепадает ли сегодня что-то от поставок оружия за рубеж на нужды армии?

Конечно, хотелось бы больше. И за интеллектуальную собственность - реализуемую конструкторскую документацию на технику и вооружение, и за сами самолеты, танки, подлодки. Сейчас возврат средств в пределах 10-15 процентов. Это мало. Но половина на половину тоже не лучший вариант.



ВОПРОС: Почему?

Расчет простой. Чтобы промышленность была способна создавать новую конкурентоспособную продукцию, ее надо не на коленке делать, а производить на современной технологической базе. То есть постоянно вкладывать деньги в развитие технологической базы производства.

Достичь правильного баланса поможет создание понятной схемы взаимоотношений между заказчиком и производственником. Тогда предприятие будет четко знать: от продажи техники и вооружения мы получим на развитие производственно-технологической базы такую-то сумму, столько-то отдадим министерству обороны, а столько-то сможем вложить в новые образцы продукции. Все обоснованно и предсказуемо.

ВОПРОС: Не боитесь, что, вооружая соседей новейшим оружием, оно завтра может повернуться против нас?

Экспортные образцы имеют загрубленные характеристики - то есть не полностью присущие данному виду оружия или боевой техники. Каждое государство-покупатель это знает.



ВОПРОС: То есть мы не вооружаем соседей лучше, чем собственную армию?

Естественно. Вот иногда, к примеру, спрашивают, почему мы вооружаем, скажем, Индию? Но если Россия не станет работать с этой страной, желающих занять эту нишу найдется достаточно.



ВОПРОС: А Китай? Куда завтра развернется этот гегемон?

Я, например, считаю, что именно завязки на российское вооружение, по крайней мере, заставят задуматься отдельных производителей вооружения в мире, которые хотят оторвать от нас этого покупателя. Российская промышленность, наши энергоносители предоставляют возможность развиваться и жить в мире миллионам китайцев. Не вижу я и опасности того, что завтра Китай выйдет на западный оружейный рынок. Их армия настолько привязана к нашим оружейно-техническим поставкам, что российской промышленности еще долгие годы придется ремонтировать и модернизировать китайский парк техники и вооружения советского и российского производства.



ВОПРОС: Что вы считаете главным приоритетом в оснащении армии?

Поддержание баланса стратегических ядерных сил. Вы, наверное, слышали про перспективный ракетный комплекс морского базирования Булава. Мы видим его ракету как унифицированный комплекс морского и наземного базирования. Конечно, Булава" тяжеловата, чтобы ее подвесить на самолет, но пока в этом и нет необходимости.

Давайте вспомним, какое наследство досталось Российской армии. Одних лишь наземных ракетных комплексов стратегического назначения - 17 видов! Не хочу критиковать коллег и промышленность, но тогда все во многом шло по принципу: кто первый откроет дверь, тот и получит заказ. А по большому счету и первый, и второй просители его получали.

Сейчас такое не пройдет. Наша цель - максимально сократить типаж ракет. Потому мы испытываем Булаву, и то, что имеем в рамках этих испытаний, показывает надежность и правильность выбранного пути.



ВОПРОС: Сокращение армии у нас закончилось?

Практически да. Хотя внутренняя оптимизация численности будет продолжаться. На заседании Совета безопасности определено, что численность Вооруженных сил к 2016 году надо довести до миллиона человек.



ВОПРОС: Это вместе с гражданским персоналом?

Только военнослужащих. Утверждать, что за 10 лет количество гражданского персонала у нас сократится, допустим, до 700 тысяч, я бы не стал. Надо опять искать оптимальное соотношение численности военных и гражданских в армии и на флоте и учитывать специфику сегодняшнего и завтрашнего дня.



ВОПРОС: А в чем эта специфика?

Ну, скажем, 76-я псковская дивизия ВДВ перешла на контрактную службу. Солдата-профессионала уже не заставишь мести плац "от забора до обеда" или чистить картошку. Потому командование заключило контракт с гражданскими структурами, персонал которых теперь исполняет эти функции.

А вот, к примеру, в 42-й мотострелковой дивизии в Чеченской Республике специфика местных условий не позволяет замещать солдат гражданскими. Однако если говорить в целом, то постепенно военные перестают заниматься не свойственными им делами.

Сегодня мы видим свою задачу в создании договорной базы с обслуживающими Вооруженные силы фирмами и организациями. Пока с ними подписываются только годовые контракты. Кто придумал такой срок, я не знаю, но минобороны добивается его увеличения.



ВОПРОС: Система обслуживания армии меняется, а меняется ли сама армия?

Бесспорно. К примеру, на Северном Кавказе мы создаем принципиально новую структуру - горно-стрелковые бригады. В Ленинградском военном округе весь минувший год проводился эксперимент по совершенствованию управления авиацией и ПВО, сейчас подводятся его итоги. Думаю, они лягут в основу очередного пятилетнего плана развития Вооруженных сил - этот документ мы должны утвердить у президента до конца года.

Приоткрою некоторые наши планы. Раньше состав Вооруженных сил складывался так: тактическая единица - батальон. Затем - полк, который входил в состав дивизии. Та - в состав армии, а армия - в состав округа или в военное время - фронта. Но назовите последний локальный конфликт, где бы воевали фронтами. Да и против кого воевать такими силами?

Значит, надо менять идеологию. Это сложно, потому что многие научные исследования и уставные документы построены как раз на ранжирной системе - батальон, полк и так далее. Но события в Чечне показали, что в локальных конфликтах наиболее успешно действовали самодостаточные батальонные тактические группы с автономными средствами разведки, связи и обеспечения. Вот почему мы сегодня рассматриваем возможность ухода от жесткого оргштатного построения. На стратегическом направлении должны быть войска и силы, из которых, грубо говоря, как из кубиков, можно было бы сложить группировку для решения конкретной задачи.



ВОПРОС: Например?

Скажем, возник локальный конфликт, вызванный территориальными притязаниями. В зависимости от того, насколько он серьезен, назначается та или иная группировка войск и сил. Это может быть полк, бригада или дивизия. Главное - обеспечить их всем необходимым для выполнения задачи. Нужна, к примеру, стратегическая разведка - значит она будет работать в их интересах.



ВОПРОС: Но ведь между бригадой и дивизией огромная разница - ничего себе "вилка".

Объясняю. Для Ленинградского военного округа, к примеру, наиболее оптимальна бригадная структура - на северо-западе страны места лесистые, болотистые, и там дивизии действовать будет сложновато. А в "плоскостном" Московском округе больше подходит как раз дивизионная структура. Хотя сегодня, честно признаюсь, с кем воевать на Северо-Западном или Западном стратегических направлениях, лично я не очень представляю. С кем сегодня вообще нужно воевать - это вопрос вопросов.



ВОПРОС: А разве НАТО уже не наш вероятный противник?

Взглянем на проблему шире: возможно ли вообще военное столкновение блока с Россией? Я считаю, что невозможно - в силу понимания того, что в НАТО нет желающих, грубо говоря, умереть вместе с нами в объятиях. Я часто привожу простую арифметику. Более 4,5 миллиона - это армия НАТО, чуть больше миллиона - наша армия. Если сойдутся эти два гиганта - мало не покажется никому.

Сегодня у НАТО и России хватает проблем, которые надо решать сообща. События 11 сентября показали, что даже такое мощнейшее в экономическом, политическом и военном отношении государство, как США, оказалось бессильным в одиночку противостоять террористам.

Конечно, разногласия и с НАТО, и с Америкой у нас остаются. Они неизбежны, ведь у каждого государства есть свои интересы.



ВОПРОС: Но гипотетически спровоцировать военный конфликт с НАТО способна неадекватная реакция новичков блока на какое-то действие со стороны России. Например, из полета Троянова при желании легко было раздуть не только политический скандал, но и войну.

Давайте вспомним, как сразу после непреднамеренного нарушения Трояновымлитовской границы активизировалась полемика о полной демилитаризации Калининградской области. В Калининграде у меня спрашивали, как я это восприму? Пришлось объяснять, что полной демилитаризации области никогда не произойдет. Но и наращивания сил в регионе мы не предлагаем, в этом просто нет необходимости. Там произойдет минимизация группировки войск и сил для того, чтобы сделать ее мобильной, качественно оснащенной и способной решать поставленные задачи.



ВОПРОС: Не секрет, что в Западной Европе к нашим военным подчас относятся лучше, чем в странах-соседях.

Проблема есть, с теми же грузинами, например. В моей службе был период, когда я служил в Грузии и проникся уважением к этому народу. Но, честно говоря, уже тогда я шутил, что грузины привыкли жить по бумажке, где все расписано и остается выполнить лишь один пункт - накрыть стол. И это у них хорошо получается.

Все решения по выводу российских войск с территории Грузии приняты. Это закономерный процесс, я бы не делал из него проблемы. Есть законное право любого государства иметь или не иметь на своей территории военную базу. Единственное, на чем мы стояли, и грузинская сторона это условие приняла, - вывод не должен осуществляться, грубо говоря, в трусах и майках. По 2005 году мы все мероприятия выполнили, сейчас надо готовиться к 2006-2007 годам. И здесь вопрос упирается в выдачу и продление виз. Служба в Группе российских войск в Закавказье у многих заканчивается, люди уезжают. А технику надо выводить, но прежде - готовить к транспортировке. Необходимо эту технику подать к тому месту, где она будет грузиться на большие десантные корабли. Кто этим займется, если не выдают виз?

ВОПРОС: С Украиной нас ждут те же проблемы?

Есть соглашение о нахождении российского Черноморского флота на территории Украины до 2017 года. Хотелось бы верить, что украинская сторона будет соблюдать договоренности. Но иногда на полуофициальном уровне и из уст отдельных общественных деятелей звучит мнение - мол, пора быстренько вывести российских моряков. При этом не скрывается официальное стремление Украины вступить в НАТО, а при наличии в стране иностранных военных баз это невозможно.

Не хотелось бы, чтобы наши моряки спешно собирали вещмешки. Думаю, что и украинская сторона прекрасно понимает: вывод - это не процесс одного дня. Тем более когда мы говорим об уходе, хотим того или нет, сразу вспоминаем Крым, Севастополь - места воинской славы русских моряков. Хотя я уверен: не может быть никаких движений в сторону изменения тех границ, которые уже сложились и закреплены Хельсинкскими соглашениями.

ВОПРОС: Не интересовались, откуда пошла ваша фамилия?

Я родился в 1947 году на Западной Украине. Туда после войны моего отца Балуевского Николая Семеновича послали бороться с бандеровцами. А первые упоминания о роде Балуевских отыскались в середине ХV века. Так что мои корни берут начало в Вологодской области. Восстановить родословное древо помог земляк, полковник в отставке Владимир Анатольевич Наволоцкий. Это уникальный человек, обычно живет в Москве, но сейчас - в Кичменском Городке, есть такой в Вологодской области, к северо-востоку от Великого Устюга.

Я нашел в архивах документы за 1937 год, которые свидетельствуют, что отец начинал службу в Ребольском погранотряде. Кое-что Наволоцкий Владимир Анатольевич восстановил по записям в церковной книге. А именно, что в 1898 году мой дед сочетался законным браком с крестьянкой. Потом ушел на Русско-японскую войну, воевал в Первую мировую. Отец появился на свет в 1917-м.

ВОПРОС: А сын ваш в армии служил?

К сожалению, нет, хотя очень хотел стать офицером. Были причины... Но он окончил Московский институт электронного машиностроения, затем вечерний - юридический. Он весь в меня, такой же упертый. В свои 32 года ни разу не закурил, не пьет даже пива, признает только безалкогольное. Фанат спорта. Летом занимается серфингом, зимой - горными лыжами. До сих пор не женат. А от дочери есть внучка - Юля.



ВОПРОС: Чем занимаетесь в свободное время?

У нас с сыном общее хобби, за которое частенько влетает от моей супруги, - автомобили. Сейчас купили на двоих подержанный джип "Чероки". Вообще же я страстный автомобилист. Начинал ездить на дядькиной "Победе". Потом из Германии, где служил, приехал на 21-й "Волге" - сначала к теще в Вологду, оттуда к новому месту службы в Петрозаводск, оттуда - в Ленинград, затем в Москву. Только здесь ее продал, когда машине было уже 27 лет.



ВОПРОС: Случайно покупателем был не Путин? У него не так давно появилась старая "Волга", он на ней на юге катался.

Нет, к той машине я не имею отношения.



ВОПРОС: А окончили что?

Военное училище под Ленинградом. И еще про хобби. Тогда обучение у нас шло с упором на физвоспитание, по программе института физкультуры. Изучал анатомию, биохимию, биологию. Надо было сдавать экзамены и зачеты по всем видам спорта, включая игровые, показав не ниже третьего разряда. Сдавали даже гимнастику - вольные упражнения, кольца, упражнения на коне. Когда я заканчивал военное училище, надо было выбирать - или командир взвода, или начальник физподготовки полка (сразу капитанская должность). Выбрал первое.

Я был мастером спорта по лыжам, призером Белорусского военного округа по биатлону, получил второй разряд по плаванию, занимался боксом. Будучи курсантом, тренировался вместе с Олегом Райко, был такой олимпийский призер по легкой атлетике в Мехико. В свое время пытался моржевать - когда переехали в Москву, бегал на Воронцовские пруды недалеко от Ленинского проспекта. Но этим надо системно заниматься - у меня не вышло. Потом, пока учился в Академии Генштаба, за два года довел фигуру до лейтенантской - даже надел брюки и китель той поры, но с погонами полковника. А сейчас из-за сидячей работы немножко поправился.

ВОПРОС: А каков у начальника Генштаба распорядок дня?

Я на службе - в 7.40. Первый доклад принимаю от начальника Главного разведывательного управления, заслушиваю доклады дежурных служб. Потом первая часть почты, которая пришла за ночь, самая горячая. С 9 часов - плановая работа: встречи, совещания, доклады министру обороны. В течение дня, как правило, выхожу на прямую связь с ним несколько раз.



ВОПРОС: Телевизор смотреть и газеты читать успеваете или их вам заменяет начальник ГРУ?

Телевизор - иногда смотрю, а вместо газет - ежедневный дайджест с публикациями по военной тематике. Вообще же число бумаг приходится измерять не экземплярами, а высотой пачки на столе, которая постоянно растет. Раньше 22 часов домой не появляюсь, включая субботу. Иногда выдается свободное время в воскресенье. Тогда, будь я в Москве или в командировке, в 9.15 еду в бассейн и ровно час без остановки плаваю. Хотелось бы заниматься спортом в течение недели, но на это просто нет времени.

Нагрузки огромные и постоянные. Сейчас, с назначением статс-секретарем-замом министра обороны Николая Александровича Панкова - должно полегчать. Зная его потенциал, я в этом не сомневаюсь. А вообще введение этой должности в военном ведомстве крайне своевременно. Был нужен человек, который брал бы на себя функцию общения с органами законодательной и исполнительной власти, понимая, конечно, что доносит до законодателей коллективный труд руководства минобороны.

 

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА



  • Комментарии СМИ сотрудников ПИР-Центра

26 октября в эфире Радио России в передаче «Национальная Безопасность» прозвучали комментарии экспертов ПИР-Центра: старшего советника ПИР-Центра Г.М. Евстафьева, координатора проекта Глобальное Партнерство А.В. Булычева и консультанта ПИР-Центра В.З. Дворкина. Передача была посвящена новой ядерной доктрине США, которая разрешает наносить упреждающие ядерные удары. В.З.Дворкин считает, что сейчас делается попытка формирования механизма принятия решения по применению ядерного оружия. «И новый элемент здесь только в том, что теперь командующий на театре военных действий получает от верховного главнокомандующего принципиальное разрешение на применение этого оружия. И сам решает, когда, куда и по кому наносить удары. В том случае, если появится угроза, связанная с хранением оружия массового поражения, то в этом случае исключать возможность нанесения удара ядерным оружием заглубленного действия, в принципе, нельзя».

Тем не менее, как отметил А.В. Булычев, «существующие сейчас силы не очень подходят для упреждающих ядерных ударов. Необходим заряд малой мощности, а сейчас имеются заряды огромной мощности, а это сразу ведет к миллионным жертвам. Во-вторых, придется внедрить системы, которые сейчас есть в высокоточном оружии, но пока нет в ядерном. Это система быстрого перенацеливания, системы, повышающие точность применения. Понадобиться много денег для того, чтобы это все сделать. Это всё не будет сделано в ближайшие лет 10. Пока то, что американцы имеют, - это всё-таки арсенал времен «холодной войны».



С другой стороны, новая редакция ядерной доктрины США может подстегнуть всемирную гонку вооружения. Если можно США, то можно и другим. «Страны создают ядерное оружие, систему управления им, и вопрос, насколько адекватна эта система, насколько она может гарантировать нас от случайного запуска. Насколько она может гарантировать, что в случае смены режима в этой стране это оружие не попадет в руки неких неадекватных личностей со странными представлениями» - полагает А.В. Булычев.

Данная ситуация представляет угрозу безопасности мировой системе безопасности в целом и российской в частности. Г.М. Евстафьев остановился на конкретном примере Северной Кореи. Военные разбирательства между Северной и Южной Кореей, в чистом виде не предоставляют опасности России. Однако, по мнению Г.М.Евстафьева, «ситуация, в случае выхода из-под контроля и возникновения кризиса, конечно, представляет «интерес» для нашего Дальнего Востока. Ракеты корейские запросто долетят до озера Байкал. Поэтому мы жизненно заинтересованы, чтобы там все наладилось».
<< предыдущая страница