Похожие работы
|
Введение в философию - страница №1/46
![]() Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с. Авторский коллектив: И. Т. Фролов - академик РАН, профессор (руководитель авторского коллектива) (Предисловие; разд. II, гл. 4:2-3; Заключение); Э. А. Араб-Оглы - доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 8:2-3; гл. 12); В. Г. Борзенков - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 7:2; разд. II, гл. 2:1; гл. 3); П. П. Гайденко - член-корреспондент РАН, профессор (разд. I, часть I, гл. 1-4; гл. 5:1-4; часть IV, гл. 1:3; гл. 2:2); М. Н. Грецкий - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть I, гл. 5:5; часть IV, гл. 6:1-2); Б. Л. Губман - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 5:1); В. И. Добрынина - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 1:1, 2, 4, 6); М. А. Дрыгин - кандидат философских наук, доцент (разд. I, часть IV, гл. 5:3); В. Ж. Келле - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 6:3 (4); разд. II, гл. 9); М. С. Козлова - доктор философских наук, профессор (Введение; разд. I, часть IV, гл. 3); В. Г. Кузнецов - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 2:3); В. А. Лекторский - член-корреспондент РАН, профессор (разд. II, гл. 5:4; гл. 6); Н. Н. Лысенко - кандидат философских наук, доцент (разд. I, часть IV, гл. 1:5; гл. 2:4); В. И. Молчанов - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 2:1); Н. В. Мотрошилова - доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 1); А. Н. Мочкин - кандидат философских наук, доцент (разд. I, часть I, гл. 5:7); А. Л. Никифоров - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть I, гл. 5:6; часть IV, гл. 4:1-4, 6); A. П. Огурцов - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 6:3 (1-3); Е. Л. Петренко - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 6:4); B. Н. Порус - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 4:5); В. В. Сербиненко - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть III; часть IV, гл. 5:2); Д. А. Силичев - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 7:1); Э. Ю. Соловьев - доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 4:1, 4; гл. 11); М. Т. Степанянц - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть II); В. С. Степин - академик РАН, профессор (разд. II, гл. 2:2-4; гл. 10:1-5); В. Н. Шевченко - доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 8:1); В. С. Швырев - доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 5:1-3; гл. 7); Б. Г. Юдин - член-корреспондент РАН, профессор (разд. II, гл. 10:6).
ISBN 5-250-01868-8 "Введение в философию", подготовленное коллективом известных отечественных специалистов, впервые было опубликовано в 1989 г. в качестве учебника для высших учебных заведений. Его авторитет среди преподавателей и студентов и поныне остается высоким. Новое издание "Введения" существенно переработано и дополнено. Оно вводит читателей в одну из важнейших областей духовной культуры человечества, знакомит его с опытом мировой философской мысли в исследовании всеобщих проблем бытия человека и общества, в осмыслении реальностей современной эпохи, фундаментальных задач науки; в систематическом виде представлены основные понятия философии и наиболее важные ее проблемы, в том числе дискуссионные. Издание рассчитано не только на студентов, аспирантов и преподавателей вузов, но и на всех интересующихся философией. Авторский коллектив посвящает издание этой книги памяти академика Ивана Тимофеевича Фролова
ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ 7 1. Мировоззрение 7 В преддверии философии 7 Понятие мировоззрения 8 Мироощущение и миропонимание 9 Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание 11
Миф 13
Любовь к мудрости 15 Раздумья философов 16 3. Философское мировоззрение 18 Мир и человек 18 Основной вопрос философии 19 Философское познание 21 Познание и нравственность 22
Спор о познавательной ценности философии 23 Философия и наука: родство и различие познавательных функций 27 5. Предназначение философии 28 Общественно-исторический характер философской мысли 28 Философия в системе культуры 30 Функции философии 31 Природа философских проблем 34 Раздел I
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 37 Часть I ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 40 Глава 1 ГЕНЕЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ 40 Глава 2 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: КОСМОЦЕНТРИЗМ 42 1. Космологизм ранней греческой философии 43 2. Онтологизм античной классики 43 3. Проблема бесконечности и своеобразие античной диалектики. Апории Зенона 44 4. Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело 45 5. Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея 46 6. Критика учения об идеях. Бытие как реальный индивид 47 7. Понятие сущности (субстанции) у Аристотеля 47 8. Понятие материи. Учение о космосе 48 9. Софисты: человек - мера всех вещей 50 10. Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании 51 11. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели 51
13. Платонова теория государства 53 14. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом 54 15. Учение Аристотеля о душе. Пассивный и деятельный разум 55 16. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца 55 17. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм 56 18. Неоплатонизм: иерархия универсума 57
Глава 3
1. Природа и человек как творение Бога 59 2. Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии 60 3. Сущность и существование 60 4. Полемика реализма и номинализма 61 5. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики 61 6. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом 62 7. Специфика средневековой схоластики 64 8. Отношение к природе в средние века 64 9. Человек - образ и подобие Бога 65 10. Проблема души и тела 66 11. Проблема разума и воли. Свобода воли 67 12. Память и история. Сакральность исторического бытия 68 13. Философия в Византии (IV-XV века) 69 Глава 4
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 71 1. Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности 71 2. Человек как творец самого себя 72 3. Апофеоз искусства и культ художника-творца 73 4. Антропоцентризм и проблема личности 74 5. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения 74 6. Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей 75 7. Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм 77 Глава 5 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: НАУКОЦЕНТРИЗМ 78 1. Научная революция и философия XVII века 78 Ф. Бэкон: номинализм и эмпиризм. Знание - сила 79 Разработка индуктивного метода 80 Субъективные особенности сознания как источник заблуждений 81 Р. Декарт: очевидность как критерий истины. "Мыслю, следовательно, существую" 82 Метафизика Р. Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врожденных идеях 84 Номинализм Т. Гоббса 85 Б. Спиноза: учение о субстанции 86 Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций 87 Учение о бессознательных представлениях 88 "Истины разума" и "истины факта". Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века 89
Социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения. Борьба против метафизики 90 Общественно-правовой идеал Просвещения. Коллизия "частного интереса" и "общей справедливости" 90 Случайность и необходимость 91 Просветительская трактовка человека 92
Обоснование И. Кантом всеобщности и необходимости научного знания 94 Пространство и время - априорные формы чувственности 95 Рассудок и проблема объективности познания 95 Рассудок и разум 96 Явление и "вещь в себе", природа и свобода 97 4. Послекантовский немецкий идеализм. Диалектика и принцип историзма. Антропологизм Л. Фейербаха 98 История как способ бытия субъекта 99 И. Г. Фихте: деятельность Я как начало всего сущего 100
Натурфилософия Ф. В. Й. Шеллинга 702 Диалектический метод Г. В. Ф. Гегеля 103 Система Гегеля 105 Антропологизм Л. Фейербаха 106
К. Маркс как социальный философ 107 Диалектический метод К. Маркса 111 Разработка диалектического материализма Ф. Энгельсом 113 Последние работы Ф. Энгельса 775
Первая волна позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер и Дж. С. Милль 776 Вторая волна позитивизма: Э. Мах 720
А. Шопенгауэр: мир как воля и представление 124 Ф. Ницше: воля к власти 725
Часть II
"ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ" И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 129 Глава 1 ГЕНЕЗИС "ВОСТОЧНЫХ ФИЛОСОФИЙ" 130 Глава 2 ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 132 1. Происхождение мироздания и его устроение 132 2. Учение о человеке 135 3. Знание и рациональность 136 Глава 3
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 137 1. Происхождение мироздания и его устроение 137 2. Учение о человеке 139 3. Знание и рациональность 140 Глава 4 АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 742 1. Происхождение мироздания и его устроение 142 2. Учение о человеке 144 3. Знание и рациональность 146 Часть III ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XI-XIX ВЕКАХ 749
ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ 750 Глава 2 ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ 157 Глава 3 ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ 764 1. Шеллингианство 165 2. Славянофильство 767 3. Западничество 170 4. Позитивизм, антропологизм, материализм 175 5. Философия консерватизма 179 6. Философские идеи в русской литературе: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой 181 7. Духовно-академическая философия 183 8. Метафизика всеединства В. С. Соловьева 186 9. Зарождение русского космизма 190 Часть IV
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ: СИНТЕЗ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ 192 Глава 1 ПЕРЕХОД ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К НЕКЛАССИЧЕСКОЙ 792 1. Неокантианство и неогегельянство 194 2. Прагматизм 199 3. Философия жизни 201 4. Философия психоанализа 205 5. Рациовитализм (X. Ортега-и-Гасет) 208 6. Персонализм 211 Глава 2 ОТ ФЕНОМЕНОЛОГИИ К ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМУ И ГЕРМЕНЕВТИКЕ 213 1. Феноменология (Э. Гуссерль) 213 2. Экзистенциализм 217 3. Герменевтика 220 4. Структурализм 223 Глава 3 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 226 1. Возникновение аналитической философии 227 2. Неореализм и лингвистический анализ (Дж. Э. Мур) 228 3. Логический анализ (Б. Рассел) 229 4. От "Логико-философского трактата" к "Философским исследованиям" (Л. Витгенштейн) 233 5. Дальнейшее развитие аналитической философии 238
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ОТ ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА К ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОМУ АНАРХИЗМУ 240 1. Предмет философии науки 240 2. Логический позитивизм 241 3. Фальсификационизм (К. Поппер) 243 4. Концепция научных революций (Т. Кун) 247 5. Методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос) 249 6. Эпистемологический анархизм (П. Фейерабенд) 252 Глава 5 РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ 254 1. Западная религиозная философия 255 Основные представители, направления и проблемы 255 Разум и вера 256 Боги мир 257 Человек как творец культуры 259 "Два града" 261 2. Русская религиозная философия 262 "Религиозно-философский ренессанс" 262 Д. С. Мережковский 265 В. В. Розанов 267 B. Ф. Эрн 269 П. И. Новгородцев 271 Е. Н. Трубецкой 272 Н. А. Бердяев 273 C. Н. Булгаков 275 П. А. Флоренский 276 С. Л. Франк 278 Н. О. Лосский 279 Л. Шестов 280 Г. П. Федотов 282 Л. П. Карсавин 283 И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский, Г. В. Флоровский 284 3. Философский мистицизм 284 Что такое мистика и мистицизм? 285 Основные школы философского мистицизма 286 Глава 6
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XX ВЕК) 289 1. Марксистская философия во II Интернационале 289 2. Философские взгляды В. И. Ленина 292 "Материализм и эмпириокритицизм" 293 "Философские тетради" 294 Политическая философия В. И. Ленина 295 3. Марксистско-ленинская философия 297 Полемика между "механистами" и "диалектиками" 297 Дискуссии 30-х годов 298 Дискуссия 1947 года 300 Развитие научных и гуманистических оснований отечественной философии в конце 50 - начале 90-х годов 301
Основные течения и основоположники (А. Грамши, Д. Лукач, К. Корш) 308 Франкфуртская школа 312 "Структуралистский марксизм" (Л. Аль-тюсер) 313 Глава 7 ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА 315 1. Постмодернистская философия 315 Возникновение и становление постмодернизма 575 Модерн 316
Философия постмодернизма 321 2. От философии жизни к биофилософии. На пути к новому натурализму 329 Жизнь, философия жизни и биофилософия 329 Биофилософия - в чем ее суть? 333 Раздел II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ 337
БЫТИЕ 339 1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия 340 Мир есть, был и будет 340 Бытие мира как выражение его единства 342 Мир как совокупная реальность 343 2. Философская категория бытия 344 В чем суть категории бытия в философии? 344 Специфика размышлений о бытии 347 3. Основные формы и диалектика бытия 349 Бытие и сущее; основные формы бытия 349 Бытие вещей, процессов и состояний природы 350 Бытие произведенных человеком вещей ("второй природы") 352 Бытие человека в мире вещей 354 Специфика человеческого бытия 356 Бытие индивидуализированного духовного 358 Бытие объективированного духовного 361 Глава 2 МАТЕРИЯ 364
Уровни организации неживой природы 366 Строение материи на биологическом и социальном уровнях 570 3. Движение 372 Понятие движения. Связь движения и материи 372 Основные типы движения 374 Формы движения материи. Их качественная специфика и взаимосвязь 5 76 4. Пространство и время 379 Понятие пространства и времени 379 Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени 381 Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи 381 Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности 383 Качественное многообразие форм пространства-времени в неживой природе 385 Особенности биологического пространства-времени 386 Социальное пространство и время 387 Глава 3
ПРИРОДА 391 1. Природа как предмет философского осмысления 391 2. Природа как объект научного анализа 393 3. В чем различие двух культур - естественно-научной и гуманитарной? 395 4. На пути к диалогу двух культур 397 5. Экологическая проблема в современном мире 399
ЧЕЛОВЕК 406 1. Что такое человек? Загадка антропо-социогенеза 406 Человек как субъект предметно-практической деятельности 406 Проблема антропосоциогенеза 408
Социотворческая функция языка 410 Регулирование брачных отношений и возникновение первобытно-родовой общины 411 Нравственно-социальные запреты как фактор антропосоциогенеза 413 Первобытно-общинная организация и дозревание труда 415 Все мы родом из предыстории 415 2. Единство биологического и социального 416 Природное и общественное в человеке 416 Биологизаторский и социологизаторский подходы к человеку 418
В чем смысл жизни? Постановка проблемы 420 Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека 421 Сколько жить человеку? Как жить? Во имя чего жить? 423 "Право на смерть" 424
Глобальное единство и глобальная опасность 426 Гуманистическая мера прогресса 428 Глава 5
СОЗНАНИЕ 431 1. Постановка проблемы сознания в философии 431 2. Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания 432 Возникновение информационного взаимодействия 432 Типы и уровни информационного взаимодействия 435 Сущность психического 437 3. Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры 440 Общественная природа сознания 440 Сознание и язык 444
Структура и формы самосознания 447 Предметность и рефлексивность самосознания 448 Глава 6
ПОЗНАНИЕ 452 1. Познание как предмет философского анализа 452 2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание 453 Знание как система 453 Знание, отражение, информация 453 Чувственное познание и его элементы 455 Специфика и роль чувственного познания общественного человека 458 Единство чувственного и рационального в познании 459 Понятие как основная форма рационального познания 460 Творчество и интуиция 464 Объяснение и понимание 467 3. Теория истины 469 Что есть истина? 469 Истина как процесс 471 Истина, оценки, ценности; факторы, стимулирующие и искажающие истину 471 Глава 7 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 473 1. Преобразующий характер человеческой деятельности 473 Взаимоотношение человека с окружающей его действительностью 473 Единство внешней активности и самоизменения 475
Специфическая форма бытия человека в мире 475 Роль практики в становлении человечества и его культуры 476
Деятельность как закрытая система 479 Деятельность как открытая система 480 4. Деятельность как ценность и общение 481 Ценностное измерение деятельности 481 Деятельность и общение 483 Глава 8
ОБЩЕСТВО 485 1. Общество как система 485 Системный подход к анализу общества 485 Всеобщие сферы жизнедеятельности общества 486 Сфера материального производства 488 Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности общества 489 Ценностная сфера жизнедеятельности общества 491 Социальная сфера жизнедеятельности общества 493 Сфера управления общественными процессами 495
Возникновение теории общественного прогресса 498 Теории локальных цивилизаций 499 Теория общественно-экономических формаций 502 3. Философия истории: проблема периодизации 504 Ступени развития цивилизации 504 Понятие постиндустриального общества 505 Историческая эпоха и исторический процесс 508 Глава 9 КУЛЬТУРА 514 1. Бытие культуры 514 "Вторая природа" 514 Культура и человеческая деятельность 515 Социальность культуры 57 7 2. Генезис и динамика культуры 518 Становление культуры 518 Опредмечивание и распредмечивание в сфере культуры 519 Преемственность культуры 520 Проблема новаторства в культуре 522
Иерархия ценностей 524 4. Типология культуры 526 Многообразие культур 526 Цивилизация 526 Национально-этнические культуры 528 Культура и социальные факторы 529 Субкультура и контркультура 550 Взаимодействие культур 531 5. Культура - общество - природа 533 Глава 10
НАУКА 538 1. Наука в современном мире 538 2. Научное познание и его специфические признаки 541 Наука как объективное и предметное знание 541 Основные отличия науки от обыденного познания 543 3. Строение и динамика научного знания 546 Соотношение категорий "эмпирическое" и "теоретическое" с категориями "чувственное" и "рациональное" 546 Критерии различения теоретического и эмпирического 547 Структура эмпирического и теоретического уровней знания 550 Основания научного знания 552 Идеалы и нормы научного познания 553 Научная картина мира 553 Философские основания науки 554
Общелогические методы познания 559 Научные методы эмпирического исследования 561 Научные методы теоретического исследования 562 6. Этика науки 565 Этические нормы и ценности науки 565 Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого 567 Глава 11
ЛИЧНОСТЬ 572 1. Индивид, индивидуальность, личность 572 Индивид 572 Индивидуальность и личность 573 Многообразие способностей как признак индивидуального своеобразия 574 Понятие личности 575 Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства 576 2. Личность и право 580 Историческое разъяснение основных понятий 582 Истоки и генезис прав человека. Права гражданские, гражданско-политические и социальные 585 Ключевой смысл новейших (международных) гуманитарно-правовых деклараций 588 Глава 12 БУДУЩЕЕ 590 1. Периодизация будущего 590 Непосредственное, обозримое и отдаленное будущее 590 Критерии предвидения 592 Методы прогнозирования 592 2. Научно-техническая революция и альтернативы будущего 594 Современная технологическая эпоха 594 Новый этап научно-технической революции 594 Альтернативы будущего 595 3. Человечество перед лицом глобальных проблем 596 Глобальные проблемы и социальный прогресс 596 Происхождение глобальных проблем 597 Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем 598
Необратимость прогресса 601 Ускорение ритма истории 602 Пределы роста и стимулы развития 602 Гуманистическая миссия прогнозирования 604
Предисловие Завершившийся XX век не имеет себе равных во всемирной истории по размаху и основательности преобразований, совершаемых людьми (а временами - и по масштабам бедствий, пережитых человечеством, с потрясающей силой обнаживших трагическую хрупкость и ненадежность человеческого существования в мире). Произошедшие перемены затронули и изменили самые разные сферы - отношения между человечеством и планетой, на которой оно обитает, а также осваиваемой им частью космического пространства; взаимоотношения между государствами, где, пусть не всегда последовательно, пробивает себе дорогу осознание того, что у человечества в наши дни общая судьба; характер противоречий между разнородными социальными силами; сферу нравственных отношений и семейные устои. И все же нынешнее время, похоже, еще сильнее раскручивает маховик перемен. В XXI век человечество шагнуло, казалось бы, оставляя в прошлом состояние "холодной войны" между великими государствами и социально-политическими системами. Но вместе с тем оно сразу же оказалось перед лицом новых грозных "вызовов": противоречивыми процессами тотальной глобализации, распространением фундаменталистских настроений, увеличением социально-экономического разрыва между странами "юга" и "севера", наличием социально-этнической нетерпимости внутри самих обществ. Угрозы экологического и демографического кризисов продолжают нарастать, бурные темпы научно-технического прогресса выплескивают на нас все новые знания и технологии, далеко не однозначно воздействующие на условия нашей жизни, да и на нас самих... Все эти, как и многие другие, разительные перемены взаимно усиливают друг друга, так что легко поддаться впечатлению, будто происходящее в мире во всей своей полноте недоступно человеческому разумению и контролю. Однако такое разумение и контроль сегодня особенно необходимы, причем не отдельным избранным лицам, наделенным какими-то особыми знаниями и полномочиями, а каждому из нас. Дело в том, что, по мере того как социально-исторические изменения становятся все более глубокими, возрастает и число людей, активно вовлекающихся в эти изменения. На арене сегодняшних и завтрашних перемен каждый из нас во все большей мере становится не только зрителем, но и непосредственным участником событий. Это, пожалуй, одна из наиболее характерных отличительных особенностей нынешних изменений. Но у них есть и другая сторона - сама возможность их осуществления находится в прямой зависимости от того, насколько каждый из нас окажется в состоянии принять на себя полную меру ответственности за будущее. А это невозможно, если не уразуметь существо процессов, охватывающих сегодня весь мир. Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнений, выражаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми; мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже если и не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки зрения не только конкретного индивида или особой социальной группы, но и с точки зрения интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности. Но такая способность, как и вообще способность к разумному мышлению, у человека не является врожденной - ей необходимо обучаться, и лучшая школа для этого - усвоение высших достижений философской культуры. Человек, вообще говоря, может воспринимать окружающий мир и самого себя, довольствуясь представлениями обыденного здравого смысла, который скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. При этом, однако, его воззрения и действия не будут самостоятельными: как бы он ни обманывался на сей счет, он всегда будет находиться во власти расхожих мнений и стереотипов. Такой подход к действительности, конечно, не позволяет выработать самостоятельную жизненную позицию, обосновать свои идеалы и ценности. Путь разумного мышления, путь философии - непростой путь, ибо он ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному здравому смыслу, он чаще вскрывает проблемы и противоречия, чем дает окончательные решения. Философию нередко понимают как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей нашей повседневной жизни. Это далеко не так. Напротив, именно в самой жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений, - в конечном счете не более чем средства для постижения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь в виду, что в философии, пытающейся осмыслить действительность, такое осмысление предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно с этим - поиск в самой реальной жизни, в ее противоречиях возможностей, средств и направлений ее дальнейшего развития в интересах человека. Преобразование реальности, практика, является той сферой, откуда философия только и может получить толчок, стимул для решения своих проблем, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления. Настоящая книга носит название "Введение в философию". Суть ее замысла в том, чтобы помочь изучающему философию составить себе первоначальное представление о ее истории и проблематике, о средствах и методах, понятиях и категориях. Конечно, в пределах одного учебного пособия невозможно раскрыть все богатство и многообразие философских проблем, направлений и течений - речь может идти лишь о том, чтобы дать некоторые основополагающие знания об истории философии и ее современной проблематике. Как и во всяком другом учебном пособии, здесь излагается определенная сумма знаний, которую должен усвоить каждый изучающий философию. Однако это только одна сторона дела; не менее, а, может быть, более существенно то, что изучение философии - школа, позволяющая воспитывать культуру разумного мышления, то есть умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит, видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление, формирующееся с помощью философии, - это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту, и вместе с тем это мышление острое, свободное и творческое. Следует, однако, иметь в виду, что культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Для того чтобы ступить на путь, ведущий к разумному мышлению, человек должен совершить собственное усилие, ему необходимо напряжение всех его интеллектуальных способностей. В противном случае он не сможет вырваться из плена навязываемых стереотипов мышления, а вся богатейшая проблематика философии останется для него книгой за семью печатями. Мысль о связи философии с реальной жизнью иногда выражают в такой форме: говорят, что всякому времени отвечает своя философия. В этих словах есть глубокий смысл. Именно в наши дни с особой остротой дает о себе знать необходимость осмысления глубоких преобразований во всех сферах общества, а также множества новых и острых проблем, с которыми сталкивается ныне вся человеческая цивилизация. И это во многом предопределило содержание и структуру данного учебного пособия, наличие в нем таких тем, которых не было в предыдущем издании, а также новых поворотов в освещении традиционных тем. При этом, разумеется, должно быть сохранено и все то, что выдержало проверку временем. Кому-то может показаться странным то обстоятельство, что в учебном пособии, авторы которого заявляют о своей приверженности к новым, современным проблемам, столь большое место отводится историко-философской тематике. Дело, однако, в том, что, как это имеет место и во многих других науках, история философских идей становится в определенных пределах органической составной частью философской теории. Тем самым философия в ее историческом развитии предстает как единое целое, хотя и разделенное на качественно отличные культурные типы и исторические этапы. Дело также в том, что в критические, переломные моменты своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия. Нельзя не учитывать и характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть "вечными". Каждое новое поколение людей, каждый человек в своей жизни вынуждены снова и снова обращаться к этим проблемам, искать свои решения. Всякий раз они предстают перед людьми в своеобразных, неповторимых формах, определяемых как прихотливыми течениями истории, так и особенностями индивидуального опыта человека. Вместе с тем в них заключено и общечеловеческое содержание. Проблемы эти не есть нечто внешнее и безразличное для человека, они затрагивают самую суть его бытия. Однако из того, что каждому человеку приходится решать их самостоятельно, вовсе не следует, что сам он должен изобретать и средства для их решения. Эти средства создаются в самых разных сферах духовной культуры человечества - в мифологии и религии, в науке, в литературе и искусстве, в моральных воззрениях и правовых установлениях. Что касается философии, то она не просто вырабатывает такого рода средства, но и выносит на критический суд разума предлагаемые варианты решения этих проблем. Дело, наконец, заключается в следующем. С точки зрения разумного мышления выдающиеся философы прошлого - это наши предшественники и оппоненты, у которых мы многому можем научиться и с которыми мы можем вести равноправный диалог и дискуссию, соглашаясь с одними их воззрениями и оспаривая другие. Вообще говоря, диалог и дискуссия - это нормальная форма существования и развития философии. На своем собственном многовековом опыте философия хорошо знает относительность таких истин, которые некогда воспринимались как абсолютные. Что же касается настоящей книги, то в ней рассматривается довольно много тем и проблем, далеких от окончательного решения, представлены различные точки зрения на эти проблемы, с тем чтобы и самого читателя пригласить к участию в их обсуждении. Собственно, только таким путем - путем обсуждения проблем, затрагивающих его самого, - человек и может вырабатывать у себя навык разумного мышления. Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Философия - это особая область знания, в некоторых отношениях существенно отличающаяся от всех других наук. Особый статус философии находит выражение и в самом стиле философских произведений. Многие выдающиеся философы оставили после себя творения, которые восхищают людей не только глубиной мысли, но и блестящей литературной формой. Нередки и такие случаи, когда тот или иной философ излагает свое учение в виде афоризмов. Вот почему философия воздействует не на один лишь интеллект человека, но и на его эмоции, на весь спектр его духовных способностей. И в этом смысле она сродни литературе и искусству. Философия не является строгой наукой в обычном понимании этих слов: у нее, однако, есть своя мера строгости, свои способы обоснования и доказательства выдвигаемых ею утверждений. Первоначальное ознакомление с ними - одна из тех задач, которые ставили перед собой авторы настоящего учебного пособия. Но, подчеркнем еще раз, это всего лишь введение в великую сокровищницу мудрости, которую накапливало человечество на протяжении веков и тысячелетий. Чтобы ближе соприкоснуться с ней, надо размышлять над первоисточниками, то есть над произведениями самих философов. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, включая философские факультеты университетов, но им могут пользоваться и аспиранты. Оно имеет два раздела: первый посвящен истории философии, второй - ее теории. Вместе с тем деление это условно, так как историю невозможно изучать вне теории и наоборот. Поэтому когда обучение будет затрагивать проблематику первого раздела книги, целесообразно пользоваться главами и второго ее раздела, чтобы лучше понимать определенные термины и т.п. Конечно, и при изучении теоретических проблем философии полезно обращаться к истории. За годы, прошедшие со времени появления этой книги, многое изменилось и в мире в целом, и в жизни нашей страны, да и в самой философии. Разумеется, это не могло не сказаться на подготовке ее нового издания. В первом, историко-философском разделе была изменена его общая структура: западная, "восточная" и отечественная философии выделены в отдельные самостоятельные части, что позволило авторам по возможности отойти от сугубо западоцентристского взгляда на историко-философский процесс в целом. Внутри каждой части более четко обозначены и охарактеризованы существовавшие культурно-исторические типы философии. Текст по истории отечественной философской мысли был написан заново и существенно расширен в объеме. Четвертая, последняя часть первого раздела, посвященная развитию современной философии, была полностью переписана, а сам материал значительно расширен и разбит по основным философским направлениям на отдельные главы. Во втором, теоретическом разделе авторами были по возможности учтены и отражены результаты философских дискуссий и научных достижений последнего десятилетия. Некоторые темы были убраны, некоторые - впервые введены. Целый ряд глав, таких, как "Общество", "Культура", "Личность", почти полностью переработан. В целом второе издание книги оказалось, на наш взгляд, более полифоничным, чем предыдущее, в том смысле, что за каждым текстом яснее проглядывает индивидуальная позиция его автора. Однако это не нарушает общей целостности данного труда, без которой он просто не мог бы претендовать на роль учебного пособия. Разумеется, возможны разные суждения относительно того, что удалось сделать. Мы с благодарностью воспримем все критические замечания и пожелания. Подготовка второго издания "Введения в философию" осуществлялась в Институте человека РАН под руководством академика И. Т. Фролова. Научно-организационная работа проведена доктором философских наук В. Г. Борзенковым и С. М. Малковым. Введение: что такое философия • Мировоззрение • Истоки философии • Философское мировоззрение • Проблема научности философского мировоззрения • Предназначение философии Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Так в истории было всегда. Но, пожалуй, никогда еще время не ставило так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в переживаемый сейчас период истории, в самом начале III тысячелетия. 1. Мировоззрение В преддверии философии Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, а может быть, даже объяснить в первом приближении и что такое философия. В перечне вопросов - житейских, производственных, политических, научных и других - обычно удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, скажем, такие: конечен или бесконечен мир, существует ли абсолютное, окончательное знание, в чем человеческое счастье и какова природа зла. Откуда же это предпони-мание? С детства, осваивая мир, накапливая знания, все мы время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастье людей. Так складывается еще не четкое, не вполне последовательное понимание тех вопросов, над которыми размышляло не одно поколение философов. Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место в мире занимают закономерность и случай, устойчивость и изменение? Что такое покой и движение, развитие, прогресс и можно ли установить критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что понимают под совестью, честью, долгом, ответственностью, справедливостью, добром и злом, красотой? Что такое личность и каковы ее место и роль в обществе? В чем смысл человеческой жизни, существует ли цель истории? Что означают слова: Бог, вера, надежда, любовь? К давним, "вечным" вопросам такого рода сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные. Какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля? Как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы? Как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества? И так далее. Раздумья на такие темы рождены потребностью в общей ориентации, самоопределении человека в мире. Отсюда и чувство давнего знакомства с философией: с древних времен и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией. Входя в "теоретический мир" философии, осваивая его, человек отталкивается от ранее сложившихся у него представлений, от продуманного, пережитого. Изучение философии помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер. Но надо приготовиться и к тому, что философский анализ выявит наивность, ошибочность тех или иных казавшихся верными позиций, подтолкнет к их переосмыслению. А это важно. От ясного понимания мира, жизни, самих себя зависит многое - и в личной судьбе человека, и в общей судьбе людей. Представителей разных профессий философия может интересовать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное - необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в поле внимания попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности, художественного творчества и многие другие. Но есть философская проблематика, волнующая нас уже не только как специалистов, а как вообще граждан и людей. А это ничуть не менее важно, чем первое. Кроме эрудиции, помогающей решать профессиональные задачи, каждому из нас нужно и нечто большее - широкий кругозор, умение понимать суть происходящего в мире, видеть тенденции его развития. Важно также осознавать смысл и цели собственной жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям, не приведет ли нас самих к краху и горькому разочарованию. Общие представления о мире и человеке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением. Явление это многомерно, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относят и философию. Ее роль в осмыслении проблем мировоззрения велика. Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение. Понятие мировоззрения Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные "блоки" знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все ее составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И все же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных "составляющих". Понятно, речь идет не об их механическом соединении. Мировоззрение интегрально: в нем принципиально важна связь компонентов, их "сплав". И, как в сплаве, различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением. Каковы же компоненты, "слагаемые" мировоззрения? В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - жизненно-практические, профессиональные, научные. Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности мировоззрений бывает разной. Чем солиднее запас знаний у того или иного народа или человека в ту или иную эпоху, тем более серьезную опору - в этом отношении - может получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными интеллектуальными средствами для четкого обоснования своих взглядов, нередко обращаясь к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям. Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или "многоученость", которая, как пояснял еще древнегреческий философ Гераклит, "уму не научает". Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание все новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Еще менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщенные представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей. Знания - при всей их важности - не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей (представления о добре, зле, красоте и другие), наконец, складываются "образы" прошлого и "проекты" будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения-знания, ценности, программы действия - взаимосвязаны. При этом знания и ценности во многом "полярны": противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине - объективному постижению реального мира. Ценности же характеризуют то особое отношение людей ко всему происходящему, в котором соединены их цели, потребности, интересы, представления о смысле жизни. Ценностное сознание ответственно за нравственные, эстетические и другие нормы, идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, прекрасного и безобразного. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание происходящего. Система ценностей играет очень важную роль как в индивидуальном, так и в групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие. Сочетаются в мировоззрении и такие противоположности, как интеллект и эмоции. Мироощущение и миропонимание В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание. следующая страница >> |