Всероссийская олимпиада школьников по математике -2010/2011 уч год. Школьный этап. 5 класс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 1 27.61kb.
Всероссийская олимпиада по литературе — 2011 Школьный этап 7 класс 1 75.44kb.
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников... 1 60.05kb.
Всероссийская олимпиада школьников по истории. Муниципальный этап. 1 50.8kb.
Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку 2010-11 год 1 225.35kb.
7 призёр Всероссийская олимпиада по предмету «Литература», 2013-2014... 1 236.06kb.
Олимпиада по литературе (школьный этап) 10 класс 2009-2010 учебный год 1 53.62kb.
Всероссийская олимпиада школьников по литературе окружной этап 1 73.72kb.
Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня обучающихся... 1 295.55kb.
Всероссийская олимпиада школьников по астрономии 2010-2011 уч г 1 80.37kb.
Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания... 1 72.04kb.
О текущей ситуации 2 443.27kb.
- 4 1234.94kb.
Всероссийская олимпиада школьников по математике -2010/2011 уч год. Школьный этап. - страница №1/1

Всероссийская олимпиада школьников по математике -2010/2011 уч.год.

Школьный этап. 5 класс

Продолжительность -2 урока

1. Аня выложила из карточек с цифрами пример на сложение:

314159

+ 291828



585787

а затем Ваня поменял местами две карточки. Как видите, равенство нарушилось. Поменяйте местами две цифры, чтобы равенство снова стало верным.



  1. В стране Полосатии произошёл переворот и новый лидер приказал перекроить старый флаг на новый (см. рисунки). Как выполнить такой приказ, если разрешается разрезать старый флаг только на четыре части?


  2. У торговца есть весы с двумя чашками, гиря весом 1 кг, мешок сахара, мешок соли и достаточный запас невесомых пакетов. Как ему за 3 взвешивания отвесить покупателю 2 кг сахара и 5 кг соли.

  3. На лесной поляне собрались друзья: Попугай, Удав, Слоненок, Теленок, Котенок, Мартышка и Верблюжонок. Попугай начал всех мерить. Оказалось, что Слоненок длиннее Теленка на 3 Попугая, Верблюжонок длиннее Мартышки тоже на 3 Попугая, Теленок длиннее Попугая на 7 Попугаев, Верблюжонок длиннее Котенка на 6 Попугаев, а все они укладываются на Удаве, длина которого 38 попугаев. Выразите длины друзей в попугаях.

6 класс

Продолжительность -2 урока
1. Восстановите цифры в следующем примере на деление



2. Внуку столько же месяцев, сколько лет бабушке. Бабушке с внуком 52 года. Сколько лет бабушке и

сколько лет внуку?



  1. Чтобы испечь сто блинов, маме требуется 30 минут, а Ане — 40 минут. Андрюша готов съесть 100 блинов за час. Мама с Аней пекут блины без остановки, а Андрюша непрерывно их поедает. Через какое время после начала этого процесса на столе окажется ровно сто блинов?

  2. Сколько различных диагоналей можно провести в многоугольнике, в котором 2010 углов?

  3. Домовенок Нафаня купил тетрадь объемом 96 листов и пронумеровал все ее страницы по порядку от 1 до 192. Кузя вырвал из этой тетради 25 листов и сложил все 50 чисел, которые на них написаны. Могло ли у него получиться число 2000?


7 класс

Продолжительность -3 урока
1. Расставьте скобки так, чтобы получилось верное равенство: 1 - 2∙3 +4 +5∙6∙7 +8∙9 +15 =2010

2. Даше не хватало 40 рублей на покупку 7 эклеров. Когда она купила 4 эклера и бутылку лимонада за 35 рублей, у неё осталось 15 рублей. Сколько денег было у Даши?


3. Замените звёздочки в записи числа 72*3* цифрами так, чтобы число делилось без остатка на 45.

4. В корзине лежат 13 яблок. Имеются весы, с помощью которых можно узнать суммарный вес любых двух яблок. Придумайте способ выяснить за 8 взвешиваний суммарный вес всех яблок.

5. В оздоровительный лагерь приехали три друга: Миша. Володя, Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша не Герасимов, отец Володи инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 7 классе. Отец Иванова слесарь. Какая фамилия у каждого из ребят?

8 класс


8.1. Построить график функции

8.2. Слева к двузначному числу дописали это же число, но в обратном порядке. Докажите, что получившееся число – составное.


8.3. Даны действительные числа a > b > c. Докажите неравенство a2b + b2c + c2a > b2a + a2c + c2b.
8.4. На вопрос о возрасте его детей математик ответил: «У нас трое детей. Когда родился наш первенец, суммарный возраст членов семьи был равен 45 годам, год назад, когда родился третий ребенок – 70 лет, а в этом году суммарный возраст детей – 14 лет». Каков возраст детей математика?
8.5. Угол между двумя высотами остроугольного треугольника АВС равен 60° и точка пересечения высот делит одну из них в отношении 2:1, считая от вершины треугольника. Докажите, что треугольник АВС равносторонний.
I этап Всероссийской олимпиады школьников по математике 2010 – 2011уч.г.

9 класс

  1. Найти наименьшее натуральное число, которое при делении на 7 дает в остатке 6, а при делении на 9 остаток равен 8.

  2. Докажите, что (а+b)2 – (c+d)2 + (a+c)2 – (b+d)2 = 2(a-d)(a+b+c+d).

  3. При каких значениях k корни уравнения х2 – (2k+1)х + k2 = 0 относятся как 1:4?

  4. На сторонах АВ и ВС треугольника АВС выбраны точки К и М соответственно так, что КМ||АС. Отрезки АМ и КС пересекаются в точке О. Известно, что АК = АО и КМ = МС. Докажите, что АМ = КВ.

  5. Школьник сказал своему приятелю Вите Иванову: - У нас в классе тридцать пять человек. И представь, каждый из них дружит ровно с одиннадцатью одноклассниками... - Не может этого быть, — сразу ответил Витя Иванов, победитель математической олимпиады. Почему он так решил?

Школьная олимпиада 2010 – 2011 уч. год

10 класс


10.1. Решите неравенство: 2 + 3х + 12)( х2 + 3х-10) < -120.

10.2. При каком значении параметра m сумма квадратов корней уравнения х2 + (2 – m)х –m – 3 =0 наименьшая?

10.3. Вычислите сумму 12 – 22 + 32 – 42 +…+(-1)n+1n2.

10.4. Диагонали трапеции равны 3 и 5, а отрезок, соединяющий середины оснований, равен 2. Вычислить площадь трапеции.

10.5. У Васи есть три банки с красками разного цвета. Сколькими различными способами он может покрасить забор, состоящий из 10 досок, так, чтобы любые две соседние доски были разных цветов, и при этом он использовал краски всех трех цветов?

10.6. Окружность с центром на основании ВС равнобедренного треугольника АВС касается сторон АВ и АС, на которых взяты точки Р и К так, что отрезок РК касается окружности. Доказать, что 4ВР·СК=ВС2.


Олимпиада по математике

11 класс


1)

2) Постройте график функции y =


3) Первая цифра шестизначного числа равна 1. Если ее переставить в конец числа, оставив остальные без изменения, то полученное число окажется втрое больше исходного. Найти исходное число.


  1. Можно ли разделить правильный треугольник на 2010 правильных треугольников

(не обязательно равных)?

Если да, то как, если нет, то почему?

5) Сторона ромба равна 10 см, диагональ — 16 см. К окружности, вписанной в ромб, проведена касательная, параллельная его меньшей диагонали. Найдите длину отрезка касательной, заключен-

ной между сторонами ромба.




Ключи школьной олимпиады по математике.

5 класс.

1. Он поменял карточки 9 и 7. От ребят доказательства того, что другие карточки поменять нельзя не требуется, и объяснения, как было найдено это решение, тоже не требуется.

314159

+ 2918 28



5857 87

2 Решение.

3. Первым взвешиванием отвесим и положим в пакет 1 кг соли. Для второго взвешивания положим этот пакет на одну чашу весов с гирей и отвесим 2 кг сахара. Пакет с этим сахаром добавим к гире и пакету с солью и третьим взвешиванием отвесим 4 кг соли. Всего мы отвесили 2 кг сахара и 1+4 = 5 кг соли, что нам и требовалось.

4. Теленок длиннее Попугая на 7 попугаев, значит в нем 8 попугаев, а в Слоненке 11 попугаев. Значит, на Верблюжонка, Котенка и Мартышку осталось 38–1–8–11=18 попугаев. При этом Верблюжонок длиннее Мартышки на 3 попугая, а Котенка на 6 попугаев. Значит, если к 18 добавить 3 и 6, то получится длина трех Верблюжат в попугаях. То есть длина Верблюжонка равна 9 попугаев, длина Котенка – 3 попугая, длина Мартышки – 6 попугаев.

Ключи школьной олимпиады по математике.

6 класс.

1. При умножении делителя на 8 получаем двузначное число. Это означает, что делитель не превосходит 12, т.к. 13 × 8 = 104 — трехзначное число. Если делитель умножить на первую или последнюю цифру частного (которая больше 8), то получим трехзначное число, следовательно, делитель равен 12. Итак, 12 × 989 = 11868.

2. 48 лет и 4 года.


  1. Мама печёт сто блинов за полчаса, значит, за час она испечёт 200 блинов. Аня печёт сто блинов за 40 минут, поэтому за 20 минут она испечет 50 блинов, а за час — 150 блинов. Андрюша за этот час съест 100 блинов. Получается, что через час на столе окажется 200+150-100=250 блинов. Следовательно, для того, чтобы на столе оказалось 100 блинов, потребуется времени в 2,5 раза меньше, то есть 60 : 2,5 = 24 минуты. Ответ: через 24 минуты.

  2. В 2010-угольнике каждая вершина соединена диагоналями со всеми вершинами, кроме самой себя и 2 соседних по стороне, т.е. с 2007 вершинами. Значит из каждой вершины выходит 2007 концов диагоналей, всего концов диагоналей будет 2010∙2007, а диагоналей в 2 раза меньше: 2010∙2007/2=2017035 диагоналей. Ответ: 2017035 диагоналей.

  3. Для каждого листа на одной его стороне(странице) написано четное число, а на другой – нечетное. Поэтому Кузя сложил 25 нечетных чисел. Сумма 25 нечетных чисел – четное число.

Ответ. Нет.

Ключи школьной олимпиады по математике.

7 класс.

1. (1 – 2)∙3 +(4 +5∙6∙7 +8)∙9 +15 =2010
2. Пусть x рублей стоит эклер, тогда 7x - 40= 4x+35 +15.

3x=90


x=30

210-40=170 (руб.) Ответ 170 рублей.

3. Чтобы число делилось на 5, последняя цифра должна быть 5 или 0. Чтобы число делилось на 9, сумма цифр должна делиться на 9. Ответ: подходят два варианта: 72135, 72630

4. Взвесим яблоки парами, например, первое и второе, третье и четвертое, ..., одиннадцатое и двенадцатое. Это - 6 взвешиваний. Седьмое взвешивание - одиннадцатое и тринадцатое яблоко; восьмое - двенадцатое и тринадцатое. Тогда, сложив результаты трех последних взвешиваний, получим удвоенный вес яблок N 11, N 12 и N 13, и, значит, сумеем вычислить и суммарный вес всех яблок.

5. Миша – Иванов, Володя – Семёнов, Петя – Герасимов.

Ключи школьной олимпиады по математике.

8 класс


8.1. Построить график функции

Решение

;

таким образом, y = -2


8.2. Слева к двузначному числу дописали это же число, но в обратном порядке. Докажите, что получившееся число – составное.

Решение

Пусть данное число, тогда - число, которое получилось после приписывания. , следовательно, число составное.

8.3. Даны действительные числа a > b > c. Докажите неравенство a2b + b2c + c2a > b2a + a2c + c2b.


Решение

Рассмотрим разность a2b + b2c + c2a – ( b2a + a2c + c2b) = a2b – b2a + b2c – a2c + c2a –c2b = ab(a – b) + c(b2 – a2) + c2(a – b) = (a – b)(b – c)(a – c) > 0 , так как a – b > 0, b – с > 0, a – с > 0.

Имеем: a2b + b2c + c2a – ( b2a + a2c + c2b) > 0, значит, a2b + b2c + c2a > b2a + a2c + c2b.

8.4. На вопрос о возрасте его детей математик ответил: «У нас трое детей. Когда родился наш первенец, суммарный возраст членов семьи был равен 45 годам, год назад, когда родился третий ребенок – 70 лет, а в этом году суммарный возраст детей – 14 лет». Каков возраст детей математика?


Решение

Пусть первенец старше второго ребенка на х лет, а средний старше третьего ребенка на y лет, тогда 70 – 45 = 3(x + y) + y, так как возраст каждого из родителей и старшего ребенка к моменту рождения третьего ребенка увеличился на (x + y) лет, а возраст второго – на y лет. Аналогично, (x + y + 1) + ( y + 1) +1 = 14. Получаем систему уравнений x = 3, y = 4.

Ответ. 1, 5 и 8 лет.

8.5. Угол между двумя высотами остроугольного треугольника АВС равен 60° и точка пересечения высот делит одну из них в отношении 2:1, считая от вершины треугольника. Докажите, что треугольник АВС равносторонний.



Решение


Пусть тогда из ΔHOC OC = 2OH = 2x = AO; Δ HOC = Δ AOM по гипотенузе и острому углу, следовательно, МО = ОН, следовательно, АН = MC и Δ АНС = Δ АМС. Из равенства треугольников следует равенство углов ВАС и ВСА, значит, АВ = ВС.

Рассмотрим четырехугольник МОНВ. Сумма его углов 360°,  МОН = 120°,  ВМО =  ВНО = 90°, значит,  В = 60°.

Таким образом, в Δ АВС две стороны равны и один угол 60°, следовательно, треугольник – равносторонний.


Ключи школьной олимпиады по математике.

9 класс

  1. Найти наименьшее натуральное число, которое при делении на 7 дает в остатке 6, а при делении на 9 остаток равен 8.

Решение:

В обоих случаях - как при делении искомого числа на 7, так и при делении его на 9 остаток на единицу меньше делителя.

Увеличив делимое на 1, получим число, которое делится без остатка и на 7, и на 9.

Наименьшее такое число - 63. Искомое число на 1 меньше и равно 62.



  1. Докажите, что (а+b)2 – (c+d)2 + (a+c)2 – (b+d)2 = 2(a-d)(a+b+c+d).

Решение:

(а+b)2 – (c+d)2 + (a+c)2 – (b+d)2 = (a+b+c+d)(a+b-(c+d))+(a+b+c+d)(a+c-(b+d))=(a+b+c+d)(a+b-c-d+a+c-b-d)=2(a+b+c+d)(a-d).



  1. При каких значениях k корни уравнения х2 – (2k+1)х + k2 = 0 относятся как 1:4?

Ответ: k = 2, k = -2/9.

  1. На сторонах АВ и ВС треугольника АВС выбраны точки К и М соответственно так, что КМ||АС. Отрезки АМ и КС пересекаются в точке О. Известно, что АК = АО и КМ = МС. Докажите, что АМ = КВ.






  1. Школьник сказал своему приятелю Вите Иванову: У нас в классе тридцать пять человек. И представь, каждый из них дружит ровно с одиннадцатью одноклассниками... - Не может этого быть, — сразу ответил Витя Иванов, победитель математической олимпиады. Почему он так решил?

Решение:

Представим себе, что между каждыми двумя друзьями протянута ниточка. Тогда каждый из 35 учеников будет держать в руке 11 концов ниточек, и значит, всего у протянутых ниточек будет 1135 = 385 концов. Но общее число не может быть нечётным, так как у каждой ниточки 2 конца.



Ключи школьной олимпиады по математике.

10 класс


10.1. Решите неравенство: 2 + 3х + 12)( х2 + 3х-10) < -120.

Решение.

a) Пусть х2 + 3х=t, тогда неравенство примет вид:

(t + 12)(t - 10) < -120

t2+2t -120 < -120

t2+2t < 0

(t + 2)t < 0, -2 < t < 0.

б) -3 < x<-2, -1 < x < 0.

Ответ: 3 < x<-2, -1 < x < 0.
10.2. При каком значении параметра m сумма квадратов корней уравнения х2 + (2 – m)х –m – 3 =0 наименьшая?

Решение.

х2 + (2 – m)х –m – 3 =0. По теореме Виета х1 + х2= m -2, х1 · х2 =-m – 3.

х12 + х22= (х1 + х2)2 - 2 х1 х2= (m -2)2 – 2(-m – 3)=m2- 2m + 10.

Рассмотрим функцию f(m) = m2- 2m + 10. Функция принимает наименьшее значение при m = 1.

Ответ: m = 1.
10.3. Вычислите сумму 12 – 22 + 32 – 42 +…+(-1)n+1n2.

Решение.

12 – 22 + 32 – 42 +…+(-1)n+1n2

а)Если n – четное, то есть n = 2m. Тогда сумма примет вид: 12 – 22 + 32 – 42 +…- (2m)2= (1 – 2)(1 + 2)+…(2m-1 – 2m)(2m – 1 + 2m)=- (1 + 2+ 3 + 4+…+2m-1 + 2m)= .

б) Если n – нечетное, то есть n = 2m+1. Тогда сумма примет вид: 12 – 22 + 32 – 42 +…+ (2m-1)2- (2m)2+ (2m + 1)2= (1 – 2)(1 + 2)+…(2m-1 – 2m)(2m – 1 + 2m)+ + (2m + 1)2=- (1 + 2+ 3 + 4+…+2m-1 + 2m) + (2m + 1)2= =.

Таким образом, 12 – 22 + 32 – 42 +…+(-1)n+1n2=или .

Ответ: .
10.4. Диагонали трапеции равны 3 и 5, а отрезок, соединяющий середины оснований, равен 2. Вычислить площадь трапеции.

Решение.

Пусть ABCD – данная трапеция, М и N – середины оснований. Проведем ‌MP// ‌AC

MK//BD.Заметим, что точка О пересечения диагоналей трапеции лежит на отрезке М N. Пусть Р N=х, .

Рассмотрим треугольники РАЕ и MDE. Очевидно, что РА=МС как отрезки параллельных прямых между параллельными прямыми; по условию DM=MC, значит, РА=DM. Следовательно, ∆РАЕ=∆MDE по стороне и прилежащим к ней углам.

Аналогично получаем, что ∆KBF=∆MCF. Отсюда следует, что искомая площадь трапеции равна площади треугольника РКМ. В треугольнике РКМ известны стороны РМ=5, КМ=3 и медиана М N=2. По теореме косинусов РМ2=РК2+КМ2-2РК∙КМ∙cosα, т.е. 25=4х2+9-12х∙ cosα. (1)

По теореме косинусов из треугольника МК N 4=х2+9-6х∙ cosα. (2)

Решая систему уравнений (1) и (2), находим х=, cosα=. Тогдаи искомая площадь SPKM=0,5∙2х∙3sinα=6. Ответ: 6.
10.5. У Васи есть три банки с красками разного цвета. Сколькими различными способами он может покрасить забор, состоящий из 10 досок, так, чтобы любые две соседние доски были разных цветов, и при этом он использовал краски всех трех цветов?

Решение.

Посчитаем сначала число способов, которыми можно покрасить забор так, чтобы любые две соседние доски были покрашены в различные цвета. Первую доску можно покрасить любой из трех красок, вторую – одной из двух остальных. Третью – одной из двух красок, отличающихся по цвету от второй доски и так далее. То есть число способов равно 3∙29=1536.

В полученное число вошли и способы покраски забора в два цвета. Число таких способов равно 6 (одну доску можно покрасить тремя способами, а вторую – двумя, далее покраска определяется однозначно. Итого 1536 – 6 = 1530.

Ответ: 1530.

10.6. Окружность с центром на основании ВС равнобедренного треугольника АВС касается сторон АВ и АС, на которых взяты точки Р и К так, что отрезок РК касается окружности. Доказать, что 4ВР·СК=ВС2.

Решение.

Пусть О – центр окружности. Рассмотрим углы .

Углы РВО и КСО равны по свойству равнобедренного треугольника.

, так как окружность касается сторон АВ и АС треугольника, отрезка РК, то есть РО, КО – биссектрисы углов ВРК и РКС.

В четырехугольнике ВРКС сумма внутренних углов равна 3600=2(α+β+φ), φ=1800-α-β. Для треугольников ВРО, РКО и ОКС запишем равенство сумм внутренних углов 1800. Тогда получаем: .

Следовательно, ∆ВРО~∆СОК, поэтому , ВР∙КС=ВО∙ОС, но ВО=ОС=0,5ВС, тогда ВР∙КС=0,25ВС2, 4ВР∙КС= ВС2, что и требовалось доказать.


Ключи школьной олимпиады по математике.

11 класс

2) Постройте график функции y =

3) Первая цифра шестизначного числа равна 1. Если ее переставить в конец числа, оставив остальные без изменения, то полученное число окажется втрое больше исходного. Найти исходное число.


Решение.

Пусть х- исходное число, тогда х =100000+а. Если в числе х переставить 1 в конец, то в полученном числе а будет показывать число десятков, т. е. у = 10а + 1. По условию

10а + 1 = 3 (100000+а). Тогда 7а = 299999, а = 42857. Ответ х = 142857

4) Можно ли разделить правильный треугольник на 2010 правильных треугольников?



Если да, то как, если нет, то почему?
Решение.
Разделить можно.


  1. Разделим сторону АС прав. треуг. АВС на 1005 равных частей.

  2. Отложим на стороне АВ отрезок АМ, равный одной такой части.

  3. Проведем MN параллельно АС.

  4. В полосе АMNС построим равные правильные треугольники, их будет 2009, 2010-й треугольник – это треуг. МВN.



В