Воротникова Ирина Николаевна преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории мбоудод мдши «Акварель» пояснит - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс 1 89.17kb.
- 1 120.28kb.
Феоктистова Елена Николаевна учитель истории и обществознания высшей... 2 354.51kb.
Минеева Елена Николаевна методист высшей квалификационной категории... 1 274.56kb.
Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. 3 744.49kb.
Абасовой Татьяны Александровны 1 квалификационной категории по литературному... 1 403.51kb.
Анализ лексики в переводах на немецкий язык поэтического произведения А. 1 26.41kb.
Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "B" 2 647.96kb.
Методические рекомендации Составители: Баранова О. В., к и. 1 344.99kb.
Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка. Данная рабочая программа 2 709.14kb.
«международная английская школа» 6 1004.71kb.
Архангельское (усадьба) 1 64.61kb.
- 4 1234.94kb.
Воротникова Ирина Николаевна преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной - страница №1/3

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012 – 2013 учебный год)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования г.Саяногорск

Майнская детская школа искусств «Акварель»

(МБОУДОД МДШИ «Акварель»)



Номинация конкурса: дополнительное образование детей и школьников

Методическая работа
Примерная программа

учебного предмета

«Слушание музыки»

И

«Музыкальная литература»

разработана на основе ФГТ к предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано» и «Хоровое пение»



Автор: Воротникова Ирина Николаевна - преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории МБОУДОД МДШИ «Акварель»

Пояснительная записка
Примерная программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программам «Фортепиано», «Хоровое пение» и «Народные инструменты».
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства: теория и история музыки.

Срок реализации программы: «Слушание музыки» - 3 года, возраст детей – 7 - 9 (8 - 10) лет;

«Музыкальная литература» - 5 лет, возраст детей – 10– 14 (11 - 15) лет;

всего - 8 лет.

Рекомендуемое количество часов аудиторных занятий на освоение программы предмета «Слушание музыки» (1 – 3 классы) в неделю – 1 час.
Рекомендуемое количество часов аудиторных занятий на освоение программы предмета «Музыкальная литература» в неделю в 4 классе – 1 час; в 5,6,7 и 8 классах – 1,5 часа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая.


Итоговая аттестация проводится в 8 классе в форме экзамена.

Основная цель программы: способствовать музыкальному воспитанию обучающихся, развить навык сознательного и эмоционального слушания  музыки, сформировать музыкальный вкус, расширить общий кругозор.

Задачи:

  • создать условия для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;

  • накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;

  • способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению её с окружающей жизнью;

  • пробудить устойчивый интерес к музыке, желание слушать и исполнять её, получая эстетическое удовольствие;

  • обучить грамотному изложению впечатлений и мыслей о музыке;

  • выявлять одарённых детей с целью их подготовки к поступлению в средние и высшие образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств;

  • подготовить активных творческих слушателей - любителей музыки.

Данная примерная программа была написана с целью выстроить курс предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» в единый цикл, охватив объём с древнейших времён по настоящее время.

Универсальность данной программы заключается в том, что ей можно пользоваться как целиком, в курсе «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» для восьмилетнего обучения в ДМШ и ДШИ, а также можно использовать отдельные части: «Слушание музыки» или «Музыкальная литература» или отдельные темы – «Осенние праздники», «Праздники Коляды и Рождества», «Масленица», «Весенние праздники».

Программа составлена  на основе Примерной программы  и методических рекомендаций для детских  музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература»  НМЦХО – 2002 г. - автор А.И. Лагутин, примерных программ по «Слушанию музыки» Царёвой Н.А.,  Владимировой О.А., Ушпиковой Г.А.

Программа дополнена новым кругом тем – «Истоки и развитие джаза», «Отечественная рок-опера А.Рыбникова «Юнона» и «Авось», «Композиторы Хакасии».

Содержание программы направлено на развитие слушательского интереса и формирования слухового внимания, а так же на усвоение информативных и понятийных знаний, умений и навыков эстетического восприятия музыки. Слушательские навыки, лежащие в основе всех других способов музыкальной деятельности, в музыкальном обучении имеют межпредметный характер. Формирование умения анализировать музыку происходит на всех уроках в детской школе искусств. Умение рассказывать, говорить о музыке – учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями, приобщает к просветительской деятельности.


Содержание образовательной программы

В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического наследия различных жанров, стилей и национальных композиторских школ. Эти произведения рассматриваются как явления искусства, продукт творческой деятельности музыкантов в конкретной общественно-исторической среде.

Выбор произведений определяется возрастом учащихся, уровнем их музыкальной подготовки, так и дидактической целесообразностью.

Усвоение музыки осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании в классе и в процессе самостоятельной работы учащихся дома.

Важной составной частью содержания музыкальной литературы являются знания о музыке из области теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознания индивидуальных качеств композиторского стиля в дальнейшем.

В содержании предмета следует различать знания информативные (имена, названия, даты, факты, события) и понятийные (термины), которые определяют качество усвоения предмета в целом.

В музыкальной литературе к специальным умениям и навыкам относятся навыки слушания музыки, анализ музыки, которые формируются в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений.

Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса музыкальной литературы.

В основу систематизации учебного материала положен хронологически-тематический принцип.

Рабочая программа состоит из обзорных и аналитических тем, расположенных в последовательности от простого к сложному.

Отбор материала и его освещение даются с учётом количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому плану, а также возрастных и познавательных возможностей подростков.

Задания на дом связано с повторением и закреплением пройденного материала по учебнику либо по записям конспекта.



Учебно-тематический план



Наименование темы

Количество уроков

Первый год обучения. Слушание музыки.

Первое полугодие

1

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Легенды и мифы о музыке.

1

2

Музыкальный звук. Характеристика музыкального звука.

1

3

Пульс, доли, метр

2

4

Метроритмическое своеобразие музыки

3

5

Выразительные возможности мелодического рисунка.

2

6

Речитатив.

1

7

Музыкальная интонация. Пьесы –портреты. Пьесы – настроения. Игровые сцены.

5







Всего: 15

Второе полугодие

8

Содержание музыкальных произведений. Музыкальные игрушки.

1

9

Музыка пейзажа.

2

10

Стихия воды и огня в музыке.

3

11

Сказка в музыке.

5

12

Музыкальный зоопарк.

4

13

Комические образы в музыке.

2







Всего: 17







Итого: 32

Второй год обучения. Слушание музыки.

Первое полугодие

1

Народное творчество.

1

2

Народный календарь – годовой цикл обрядов.

2

3

Осенние праздники

3

4

Музыка осени в произведениях композиторов

2

5

Праздники Коляды и Рождества.

5

6

Музыка зимы в произведениях композиторов.

2







Всего: 15

Второе полугодие

7

Масленица.

6

8

Обычаи и традиции весенних праздников. Пасха

4

9

Музыка весны в произведениях композиторов.

2

10

Обычаи и традиции летних праздников. Игры, танцы, хороводы.

4

11

Былины.

2







Всего: 18







Итого: 33

Третий год обучения. Слушание музыки

Первое полугодие

1

Музыкальный язык. Особенности строения мелодий. Мелодия в вокальной музыке. Мелодия в инструментальной музыке.

3

2

Музыкальный язык. Лад.

1

3

Музыкальный язык. Ритм, размер, темп. Маршевая музыка. Церемониальные и траурные марши. Сказочные марши.

3

4

Танцевальные жанры. Двухдольные танцы. Трёхдольные танцы. Четырёхдольные танцы.

4

5

Музыкальный язык. Гармония.

1

6

Музыкальный язык. Регистр, штрихи, динамика

1

7

Фактура.

2







Всего: 15

Второе полугодие

8

Тембр. Инструменты симфонического оркестра. Струнная группа и арфа. Деревянная духовая группа. Медная духовая группа. Ударная группа.

10

9

Тембр. Орган. Клавесин и фортепиано.

2




Тембр. Струнные щипковые инструменты. Баян, гармонь, аккордеон. Оркестр русских народных инструментов.

4

10

Тембр. Электрические инструменты.

1

11

Контрольный урок.

1







Всего: 18







Итого: 33

Четвёртый год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Музыкальная форма. Музыкальная тема. Одночастная форма. Двухчастная и трёхчастная формы. Куплетная форма. Вариации. Рондо. Сюита.

8

2

Музыка и театр. Музыка к драматическому спектаклю.

2

3

Балет. История жанра. П.И.Чайковский - балет «Щелкунчик».

4

4

Контрольный урок.

1







Всего: 15

Второе полугодие

5

Опера. История жанра. Строение оперы. Певческие голоса. Ансамбли, хоры. М.И. Глинка - опера «Руслан и Людмила».

9

6

Контрольный урок.

1

7

Основные приёмы развития.

7

8

Контрольный урок.

1







Всего: 18







Итого: 33

Пятый год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Старинная музыка. Музыкальное искусство эпохи Возрождения. Барокко в музыке.

3

2

И.С.Бах. Творческий облик композитора. Произведения для клавира: инвенции, хорошо темперированный клавир, сюиты. Произведения для органа. Кантаты.

6

3

Контрольный урок

1

4

Классицизм в музыке.

1

5

Й.Гайдн. Творческий облик композитора. Сонатный цикл. Сонаты Ре мажор и ми минор. Концерт Ре мажор для клавира с оркестром.

5







Всего: 15

Второе полугодие

5

Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 103 «С тремоло литавр».

2

6

Контрольный урок.

1

7

В.А.Моцарт. Творческий облик композитора. Произведения для клавира. Соната Ля мажор. Симфония № 40. Опера «Свадьба Фигаро». «Реквием».

7

8

Контрольный урок

1

9

Л.В. Бетховен. Творческий облик композитора. Соната для фортепиано № 8 «Патетическая». Симфония № 5 «Патетическая». Увертюра «Эгмонт».

6

10

Контрольный урок.

1







Всего: 18







Итого: 33

Шестой год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Романтизм в музыке

1

2

Ф.Шуберт. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Песни. Циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Произведения для фортепиано. Симфония № 8 «Неоконченная».

6

3

Контрольный урок

1




Ф.Шопен. Творческий облик композитора. Произведения для фортепиано: мазурки, полонезы, вальсы, прелюдии, этюды и ноктюрны.

4

4

Контрольный урок

1

5

Р.Шуман. Творческий облик композитора.

1

6

Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке. К. Дебюсси.

1







Всего: 15

Второе полугодие

7

Русская музыка до XVIII века. Музыкальное искусство России XVIII века – творчество Д.С. Бортнянского, М.С.Березовского, И.Е.Хандошкина, Е.И.Фомина.

3

8

Музыкальное искусство России первой полов XIX века – творчество А.А.Алябьева, А.Л.Гурилёва, А.Е.Варламова, А.Н.Верстовского

2

9

М.И.Глинка. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Опера «Жизнь за царя». Произведения для оркестра.

6

10

Контрольный урок.

1

11

А. С.Даргомыжский. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Опера «Русалка».

5

12

Контрольный урок

1







Всего: 18







Итого: 33

Седьмой год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Русское музыкальное искусство второй половины XIX века. Композиторы «Могучей кучки».

2

2

А.П.Бородин. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Опера «Князь Игорь». Симфония № 2 «Богатырская».

5

3

Контрольный урок

1

4

М.П.Мусоргский. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Сюита «Картинки с выставки». Опера «Борис Годунов».

6

5

Контрольный урок

1







Всего: 15

Второе полугодие

6

Н.А.Римский-Корсаков. Творческий облик композитора. Опера «Снегурочка». Симфоническая сюита «Шехеразада».

6

7

Контрольный урок

1

8

П.И.Чайковский. Творческий облик композитора. Опера «Евгений Онегин». Симфония № 1 и симфония № 6 (обзорно).

6

9

Контрольный урок

1

10

Русская культура рубежа ХIХ - ХХ веков. С.И.Танеев, А.К.Лядов, А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский.

4







Всего: 18







Итого: 33

Восьмой год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Отечественная музыка в 20 – 50 годы ХХ века.

1

2

С.С.Прокофьев. Творческий облик композитора. Кантата «Александр Невский». Балет «Ромео и Джульетта» (или балет «Золушка»). Симфония № 7.

6

3

Контрольный урок

1

4

Д.Д.Шостакович. Творческий облик композитора. Симфония № 7 «Ленинградская». Поэма «Казнь Степана Разина». Цикл «24 прелюдии и фуги». Вокальное творчество.

6

5

Контрольный урок

1







Всего: 15

Второе полугодие

6

А.И.Хачатурян. Творческий облик композитора.

2

7

Г.В.Свиридов. Творческий облик композитора.

2

8

Р.К. Щедрин. Творческий облик композитора.

1

9

Отечественная музыка второй половины ХХ века. Творчество советских композиторов по выбору преподавателя.

2

10

Контрольный урок

1

11

Истоки и развитие джаза. Выдающиеся исполнители.

2

12

Рок-н-ролл. Группа «Битлз»

1

13

А.Рыбников. Рок-опера «Юнона» и «Авось»».

2

14

Композиторы Хакасии (по выбору преподавателя).

2

15

Подготовка к итоговой аттестации по предмету «Музыкальная литература»

3







Всего: 18







Итого: 33


Содержание учебного предмета

Первый год обучения. Первое полугодие.
Тема 1. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?  Мифы разных народов о возникновении музыки. О силе музыкального искусства - Орфей, Садко.

Примерный музыкальный материал: «Простая песенка» (сл.М.Ивенсена, муз.А.Александрова),  «Музыка» (сл.Л.Дымовой, муз.Е.Тиличеевой).
Тема 2. Характеристика музыкального звука: высота, длительность, тембр, динамика, регистр. Беседа о колоколах.

Игра в «Бубенчики». Игра в «Звонарей». Игра «Маятник».



Примерный музыкальный материал: Колокольная музыка. П.И. Чайковский «Детский альбом» - «Утренняя молитва», «В церкви»; балет «Щелкунчик» - танец феи Драже; В.Моцарт опера «Волшебная флейта» - тема волшебных колокольчиков; Н.Паганини «Кампанелла» (по выбору преподавателя).
Тема 3. Урок 1-2. Пульс. Доли. Метр. Характеристика высоты и длительности звука на примере звучания больших и малых колоколов. Сравнение пульса в музыке и музыкальных долей с пульсом человека и часов. Понятие о равномерности пульса. Ускорение и замедление темпа.

Примерный музыкальный материал: В.Гаврилин «Часы», Л.Шитте «Этюд»ор 160 № 6, р.н.п. «Дроздок», С.Прокофьев балет «Золушка» - Полночь; Э.Григ «В пещере горного короля».

Урок 3 - 5. Метроритмическое своеобразие музыки. Сильные и слабые доли такта.

Ритмический рисунок и его выразительность. Чувственное восприятие доли-пульса, музыкального «шага», его тяжести, лёгкости, плавности и т.д.



Примерный музыкальный материал: Н.Римский-Корсаков – Три чуда из оперы «Сказка оцаре Салтане»; П.Чайковский – Болезнь куклы, Похороны куклы из «Детского альбома»; М.Глинка - Марш Черномора; М.Мусоргский - Быдло, Прогулка; Р.Шуман – «Дед Мороз»; Л.Бетховен – Соната № 8 вступление и главная партия.
Тема 4. Урок 1-2. Выразительные возможности мелодического рисунка. Различные типы мелодического рисунка. Живая связь с метроритмом. Основное внимание акцентируется на осознание выразительной роли мелодии как основы музыкального образа произведения.

Примерный музыкальный материал: Мелодия –«вьюнок»: Н.Римский-Корсаков «Полёт шмеля»; мелодия - «стрела»: Л.Бетховен – Соната № 1 главная партия; мелодия – «пятно»: С.Прокофьев «Дождь и радуга»; мелодия – «пружина»: С.Прокофьев Гавот из «Классической симфонии»;
Тема 5. Речитатив. «Секрет» речитатива, песенно-речитативные мелодии, инструментальный речитатив.

Примерный музыкальный материал: А.Даргомыжский «Старый капрал», Ф.Шуберт «Шарманщик», И.С.Бах Токката ре минор, М.Мусоргский «В углу», «С няней» из цикла «Детская».
Тема 6. Урок 1-5. Интонация в музыке как совокупность всех элементов музыкального языка. Исторически сложившиеся типы интонаций.

Примерный музыкальный материал: Д.Кабалевский. «Плакса», «Злюка», «Резвушка»; Н.Римский Корсаков хор «О-хо-хо-нюшки-ох!» из оперы «Сказка о царе Салтане»; П.Чайковский Вступление к опере «Евгений Онегин»; К.Глюк Мелодия из оперы «Орфей»; М.Мусоргский Плач Юродивого; В.Калинников «Киска».

Пьесы – портреты: Д.Шостакович «Заводная кукла»; П.Чайковский «Болезнь куклы», «Мама»; Г. Свиридов. «Упрямец»; С. Слонимский. «Ябедник»; Д. Благой. «Хвастунишка»; Р. Шуман. «Весёлый крестьянин», «Смелый  наездник»; Т. Смирнова. «Шалун»; П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени); С.Прокофьев «Фея Зимы», «Фея Весны» из балета "Золушка".

Сравнительный анализ пьес, противоположных по образному содержанию:



Пьесы – настроения: А.Гречанинов «В разлуке», «Недовольство», «Жалоба», «Мой первый бал»;

Г.Свиридов «Грустная песенка»; К.Дебюсси «Кэк-уок»;



Пьесы – игровые сценки:

Э.Григ «Шествие гномов» - С.Прокофьев «Игра в лошадки»;

Р.Шуман «Верхом на палочке» - П.Чайковский «Игра в лошадки».
Первый год обучения. Второе полугодие.
Тема 7. Музыкальные игрушки.

П. И.Чайковский — трилогия «Куклы» из «Дет­ского альбома»; Э.Вилла-Лобос — сюита «Мир ребёнка», часть 1 — «Куклы»: «Тряпичная кукла. Маленькая нищенка». «Полишинель»; К. Дебюсси «Кукла»; Ж. Бизе — сюита «Детские игры»: Экспромт «Волчок», Дуэт «Маленький муж. Маленькая жена»; К. Дебюсси — сюита «Детский уголок»: «Колыбельная слона»; «Кукольный кэк-уок»; П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»; Д. Шостакович «Танцы кукол».


Тема 8. Пейзаж в музыке.

Примерный музыкальный материал:

С.Прокофьев «Детская музыка» - «Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами»; А. Холминов. «Дождик»; Р. Леденёв. «Ливень»; Э. Григ. «Утро»; В. Калинников. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до начала средней части); В. Гаврилин. «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»); П. Чайковский. «Времена года» - Подснежник; «Зимнее утро»; М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; Т.Шалгинова «Священная берёза».
Тема 9. Стихия воды и огня в музыке.

Различные способы изложения темы и её организация в звуковом пространстве. Красочная гармония, тембр, регистр, фактура. Тематизм немелодического типа. Роль ритма, мелодии и фактуры в изображении стихии огня. Соединение традиционно-жанровых признаков – ритм танца, стремительность движения.



Примерный музыкальный материал: Ф.Шуберт «В путь», «Форель»; Н.Римский-Корсаков «Океан – море синее» из оперы «Садко», «Пляска золотых рыбок», тема моря – I часть «Шехеразады»; К. Сен-Санс «Аквариум».

И.Стравинский балет «Жар-птица»; Т.Шалгинова «Танец огня».


Тема 10. Сказка в музыке.

Сказочные сюжеты в музыке. Образность персонажей, обрисованных средствами музыкальной выразительности,  портреты и «чудеса», необычные оркестровые эффекты. Анализ интонаций, фактуры, регистрового объёма, динамики, лада и других выразительных средств после прослушивания музыкального материала.



Примерный музыкальный материал: Э. Григ «Кобольд», «Шествие гномов»; М.П.Мусоргский «Гном», «Баба-Яга» из «Картинок с вы­ставки», П.Чайковский «Баба-Яга»; А. К. Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро»; Н. А. Римский-Корсаков — опера «Сказка о царе Салтане» — «Царевна-Лебедь»; А.Даргомыжский «Баба-яга, или С Волги на nach Riga»; С. Слонимский. «Марш Бармалея»; Р. Шуман «Дед Мороз»; Р.Вагнер «Полёт валькирий».
Тема 11. Музыкальный зоопарк.

Выразительная роль темпа, регистров, интервалов, штрихов. Они аналогичны «скорости», «размеру», «амплитуде движений» животных.



Примерный музыкальный материал: К. Сен-Сан «Карнавал животных»: Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь, Ослы; М. Журбин «Косолапый мишка»; Г. Галынин «Медведь»; Д. Шостакович «Медведь»; Ф. Рыбицкий «Кот и мышь»; Д.Кабалевский «Ёжик»; Э.Тамбер «Кукуют кукушки»; Ж. Метпаллиди «Воробушкам холодно»; Лемми «Песня птиц»; Цагерейшвили «Дятел»; Н. Римский-Корсаков Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»; В. Бояшов «Рыба-кит» (из сюиты к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»).

Тема 12. Комические образы в музыке.

Приёмы создания комических образов: применение известных приёмов развития и способов изложения музыкального материала в неожиданной интерпретации; игровая логика, утрирование одного из элементов музыкальной речи, крайняя степень противопоставлений (темпов, тембров, регистров, штрихов), резкие смены в звучании.



Примерный музыкальный материал: Дж.Россини «Дуэт кошек»; И.С.Бах «Шутка»; А.Корелли «Шутка»; С.С.Прокофьев «Болтунья», «Шествие кузнечиков», Галоп из балета «Золушка»; В.А. Гаврилин «Генерал идёт», «Ерунда», «Ти-ри-ри» из хоровой симфонии-действа «Перезвоны»; Л.Бетховен «Ярость по поводу утерянного гроша»; А.Даргомыжский «Мельник»; В.Моцарт Ария Фигаро; Р.Щедрин Кадриль из оперы «Не только любовь»; М.Глинка «Рондо Фарлафа».
Второй год обучения. Первое полугодие.
Тема 1. Народное творчество.

Значение слов: «народ», «творчество». Особенности народного творчества в культурах разных этнических групп (традиции, обычаи); их общие черты. Отличия народных песен от авторских (устная природа бытования, много вариантов напевов на один и тот же текст).



Примерный музыкальный материал: колыбельные, потешки, считалки, игровые: «Каравай», «Заинька»,
Тема 2. Народный календарь.

Народный календарь – совокупность духовной жизни народа (годовой цикл обрядов). Соединение в народном календаре земледельческого, православного и государственного календаря.



Примерный музыкальный материал: «У медведя во бору» (два варианта), «Во саду ли в огороде» (два варианта народных и две обработки).
Тема 3. Осенние праздники.

Примерный музыкальный материал: песни, связанные с обрядами и праздниками матушки Осенины: дожинки, обжинки (28 августа - Успенье), жнивные песни, «Осень пришла»; начало засидок (с 14 сентября – Новолетие): игровые песни «Курочки и петушки», «Дрёма», «Где был, Иванушка», «Комара женить мы будем», «Царь по городу гуляет»; капустники (с 27 сентября – Воздвиженье): «Вью, вью, вью я капусточку»; свадьбы: величальные – «Кто у нас хороший», «А кто у нас моден», «А кто у нас гость большой».
Тема 4. Музыка осени в произведениях композиторов.

Воплощение в музыке многообразия форм и красок окружающего мира (общность темы в музыке, литературе и живописи).



Примерный музыкальный материал: П.Чайковский Альбом «Времена года», А.Вивальди «Времена года» - «Осень»; С.Прокофьев Вариация Феи осени из балета «Золушка»; песенки из детского репертуара про осень по выбору преподавателя.
Тема 5. Праздники Коляды и Рождества.

Обычаи и традиции зимних праздников. Филиппов пост (с 28 ноября), зимний солоноворот (с 25 декабря) – древний праздник Коляды. Сочельник (6 января), Святки: Рождество Христово (7 января), Василий Великий (14 января – старый Новый год). Крещенье (19 января) – Ряженье. Гаданье. Зимние свадьбы.



Примерный музыкальный материал: Заклички зимы («Зазимка-зима»); ямщицкие песни (установление санного пути); зимние посиделки («Уж я золото хороню»); «Коляда-маледа», «Как ходила Коляда», «Авсень», «Ой, Авсень», «Сею, вею, повеваю», «Павочка ходя», «Взошла звезда ясная», «Слава». А.Лядов «Восемь русских народных песен» - «Коляда», Н.Римский-Корсаков – «Слава», тропарь Рождества.
Тема 6. Музыка зимы в произведениях композиторов.

Воплощение в музыке многообразия форм и красок окружающего мира (общность темы в музыке, литературе и живописи).



Примерный музыкальный материал: П.Чайковский Альбом «Времена года», А.Вивальди «Времена года» - «Зима»; С.Прокофьев Вариация Феи зимы из балета «Золушка»; песенки и пьесы о зиме, Новом годе, Деде Морозе из детского репертуара про зиму по выбору преподавателя.
Второй год обучения. Второе полугодие.
Тема 7. Масленица.

Стретенье (15 февраля) – встреча зимы и весны. Масленица – один из передвижных праздников (проводы зимы). Широкая масленица – русский карнавал, игры, забавы. Сюжеты песен: сначала масленицу зовут, потом величают, просят остаться и, наконец, гонят со двора.



Примерный музыкальный материал: «А мы масленицу дожидаем», «Было у тёщи семеро зятьев», «Маслена, маслёна», «Середа да пятница», «Ты прощай»; Н.Римский –Корсаков «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка»; И.Стравинский «Гулянье на Масленой» из балета «Петрушка».
Тема 8. Весенние праздники.

Встреча весны. Образы птиц. Описание подготовки к полевым работам. 22 марта – день весеннего равноденствия, 7 апреля – Благовещенье. Передвижные праздники – Вербное воскресенье и Пасха.



Примерный музыкальный материал: «Ой, кулики», «Весна, весна красная», «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «А мы просо сеяли», «Заплетися плетень», «Вейся, вейся, капустка», «Гори, гори ясно»; Н.Римский-Косаков «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка»; П.Чайковский «Легенда», праздничные и пасхальные звоны колоколов.
Тема 9. Музыка весны в произведениях композиторов.

Воплощение в музыке многообразия форм и красок окружающего мира (общность темы в музыке, литературе и живописи).



Примерный музыкальный материал: П.Чайковский Альбом «Времена года», А.Вивальди «Времена года» - «Весна»; С.Рахманинов романс «Весенние воды»; В.Моцарт «Тоска по весне»; песенки и пьесы о весне из детского репертуара про весну по выбору преподавателя.
Тема 10. Летние праздники. Игры, пляски, хороводы.

Семик – праздник цветения молодой растительности. Кумления; образ берёзки (зелёные святки). 24 июня – день летнего солнцестояния. Рождество Иоанна Крестителя. Праздник Ивана Купалы – 7 июля – купальские обряды, гулянья, образ огня. Хороводы – круговые, некруговые, шествия.



Примерный музыкальный материал: «Ай, во поле липенька» (семицкая), «Около сырова дуба» (егорьевская), «Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу».
Тема 11. Музыка лета в произведениях композиторов.

Воплощение в музыке многообразия форм и красок окружающего мира (общность темы в музыке, литературе и живописи).



Примерный музыкальный материал: П.Чайковский Альбом «Времена года».
Тема 12. Былины.

Былины – эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Содержание, герои. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни.



Примерный музыкальный материал: «Как за речкою, да за Дарьею»; «Славны были наши деды», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китяже».

Третий год обучения. Первое полугодие.
Тема 1. Средства музыкальной выразительности. Язык музыки. Его элементы.

Мелодия.

Особенности строения мелодий на примерах песен из детского репертуара. Понятия – мотив, фраза, предложение, кульминация, каданс.

Мелодия в вокальной музыке. Связь музыки со словом в жанрах песни и романса. Понятия – музыкальная интонация, речитатив, кантилена.

Мелодия в вокальной музыке.

Примерный музыкальный материал: песни из детского репертуара, Ф.Шуберт «Форель», М.П.Мусоргский «В углу» из цикла «Детская», С.В.Рахманинов «Вокализ».

Мелодия в инструментальной музыке.

Примерный музыкальный материал: Ф. Шопен «Ноктюрн» Es dur, Г.В.Свиридов «Упрямец» из цикла «Альбом пьес для детей», К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей».
Тема 2. Лад.

Примерный музыкальный материал: Ф.Шуберт «Липа» из вокального цикла «Зимний путь», Э.Григ «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер-Гюнт».
Тема 3. Ритм, размер, темп.

Марши.

Влияние ритма на характер музыкальных произведений. Ритм, размер, темп – главные выразительные средства в танцевальной и маршевой музыке. Характерные черты церемониальных, траурных и сказочных маршей.



Примерный музыкальный материал: Р.Шуман «Солдатский марш» из цикла «Альбом для юношества», С.С.Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам», М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», Л.Бетховен «Траурный марш на смерть героя» из сонаты для фортепиано №12, П.И.Чайковский «Похороны куклы» из цикла «Детский альбом».
Тема 4. Танцевальные жанры.

Двухдольные танцы – гопак, трепак, полька, краковяк.



Примерный музыкальный материал: П.И.Чайковский «Трепак» из балета «Щелкунчик» и «Полька» из цикла «Детский альбом», К. Дебюсси «Кукольный кэк-уок» из цикла «Детский уголок» (Регтайм).

Трехдольные танцы – лендлер, вальс, менуэт, полонез, мазурка.



Примерный музыкальный материал: «Лендлеры» Ф. Шуберта, «Вальсы» И.Штрауса и Ф.Шопена, В.А.Моцарт «Менуэт» из оперы «Дон Жуан», Ф.Шопен «Полонез» А - dur и «Мазурка» В - dur ор.7 №1, М.И.Глинка «Мазурка» из оперы «Иван Сусанин».

Четырехдольные танцы – аллеманда, гавот.



Примерный музыкальный материал: И.С.Бах «Аллеманда» из «Французской сюиты» c - moll, С.С.Прокофьев «Гавот» из 1 симфонии, Ж.-Б.Люлли «Гавот».
Тема 5. Гармония.

Примерный музыкальный материал: Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», К.Дебюсси Прелюдия «Паруса» и «Маленький пастух» из цикла «Детский уголок», П.И.Чайковский «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом».
Тема 6. Регистр, штрихи, динамика.

Примерный музыкальный материал: Э.Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»; К.Дебюсси «Колыбельная Джимбо» из цикла «Детский уголок».
Тема 7. Фактура.

Полифоническая, аккордовая и гомофонно-гармоническая фактуры. Понятия – полифония, имитация, гомофония.



Примерный музыкальный материал: И.С. Бах «Инвенция» F dur, П.И.Чайковский «Молитва» из цикла «Детский альбом», Э. Григ «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт».
Третий год обучения. Второе полугодие.

следующая страница >>