Похожие работы
|
Воротникова Ирина Николаевна преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной - страница №1/3
![]() Профессиональный конкурс работников образования ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА (2012 – 2013 учебный год) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования г.Саяногорск Майнская детская школа искусств «Акварель» (МБОУДОД МДШИ «Акварель») Номинация конкурса: дополнительное образование детей и школьников Методическая работа Примерная программа учебного предмета «Слушание музыки» И «Музыкальная литература» разработана на основе ФГТ к предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано» и «Хоровое пение» Автор: Воротникова Ирина Николаевна - преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории МБОУДОД МДШИ «Акварель» Пояснительная записка Примерная программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программам «Фортепиано», «Хоровое пение» и «Народные инструменты». Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства: теория и история музыки. Срок реализации программы: «Слушание музыки» - 3 года, возраст детей – 7 - 9 (8 - 10) лет; «Музыкальная литература» - 5 лет, возраст детей – 10– 14 (11 - 15) лет; всего - 8 лет. Рекомендуемое количество часов аудиторных занятий на освоение программы предмета «Слушание музыки» (1 – 3 классы) в неделю – 1 час.
Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая. Итоговая аттестация проводится в 8 классе в форме экзамена. Основная цель программы: способствовать музыкальному воспитанию обучающихся, развить навык сознательного и эмоционального слушания музыки, сформировать музыкальный вкус, расширить общий кругозор. Задачи:
Данная примерная программа была написана с целью выстроить курс предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» в единый цикл, охватив объём с древнейших времён по настоящее время. Универсальность данной программы заключается в том, что ей можно пользоваться как целиком, в курсе «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» для восьмилетнего обучения в ДМШ и ДШИ, а также можно использовать отдельные части: «Слушание музыки» или «Музыкальная литература» или отдельные темы – «Осенние праздники», «Праздники Коляды и Рождества», «Масленица», «Весенние праздники». Программа составлена на основе Примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» НМЦХО – 2002 г. - автор А.И. Лагутин, примерных программ по «Слушанию музыки» Царёвой Н.А., Владимировой О.А., Ушпиковой Г.А. Программа дополнена новым кругом тем – «Истоки и развитие джаза», «Отечественная рок-опера А.Рыбникова «Юнона» и «Авось», «Композиторы Хакасии». Содержание программы направлено на развитие слушательского интереса и формирования слухового внимания, а так же на усвоение информативных и понятийных знаний, умений и навыков эстетического восприятия музыки. Слушательские навыки, лежащие в основе всех других способов музыкальной деятельности, в музыкальном обучении имеют межпредметный характер. Формирование умения анализировать музыку происходит на всех уроках в детской школе искусств. Умение рассказывать, говорить о музыке – учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями, приобщает к просветительской деятельности. Содержание образовательной программы В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического наследия различных жанров, стилей и национальных композиторских школ. Эти произведения рассматриваются как явления искусства, продукт творческой деятельности музыкантов в конкретной общественно-исторической среде. Выбор произведений определяется возрастом учащихся, уровнем их музыкальной подготовки, так и дидактической целесообразностью. Усвоение музыки осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании в классе и в процессе самостоятельной работы учащихся дома. Важной составной частью содержания музыкальной литературы являются знания о музыке из области теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознания индивидуальных качеств композиторского стиля в дальнейшем. В содержании предмета следует различать знания информативные (имена, названия, даты, факты, события) и понятийные (термины), которые определяют качество усвоения предмета в целом. В музыкальной литературе к специальным умениям и навыкам относятся навыки слушания музыки, анализ музыки, которые формируются в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений. Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса музыкальной литературы. В основу систематизации учебного материала положен хронологически-тематический принцип. Рабочая программа состоит из обзорных и аналитических тем, расположенных в последовательности от простого к сложному. Отбор материала и его освещение даются с учётом количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому плану, а также возрастных и познавательных возможностей подростков. Задания на дом связано с повторением и закреплением пройденного материала по учебнику либо по записям конспекта. Учебно-тематический план
Содержание учебного предмета Первый год обучения. Первое полугодие. Тема 1. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Мифы разных народов о возникновении музыки. О силе музыкального искусства - Орфей, Садко. Примерный музыкальный материал: «Простая песенка» (сл.М.Ивенсена, муз.А.Александрова), «Музыка» (сл.Л.Дымовой, муз.Е.Тиличеевой). Тема 2. Характеристика музыкального звука: высота, длительность, тембр, динамика, регистр. Беседа о колоколах. Игра в «Бубенчики». Игра в «Звонарей». Игра «Маятник». Примерный музыкальный материал: Колокольная музыка. П.И. Чайковский «Детский альбом» - «Утренняя молитва», «В церкви»; балет «Щелкунчик» - танец феи Драже; В.Моцарт опера «Волшебная флейта» - тема волшебных колокольчиков; Н.Паганини «Кампанелла» (по выбору преподавателя). Тема 3. Урок 1-2. Пульс. Доли. Метр. Характеристика высоты и длительности звука на примере звучания больших и малых колоколов. Сравнение пульса в музыке и музыкальных долей с пульсом человека и часов. Понятие о равномерности пульса. Ускорение и замедление темпа. Примерный музыкальный материал: В.Гаврилин «Часы», Л.Шитте «Этюд»ор 160 № 6, р.н.п. «Дроздок», С.Прокофьев балет «Золушка» - Полночь; Э.Григ «В пещере горного короля». Урок 3 - 5. Метроритмическое своеобразие музыки. Сильные и слабые доли такта. Ритмический рисунок и его выразительность. Чувственное восприятие доли-пульса, музыкального «шага», его тяжести, лёгкости, плавности и т.д. Примерный музыкальный материал: Н.Римский-Корсаков – Три чуда из оперы «Сказка оцаре Салтане»; П.Чайковский – Болезнь куклы, Похороны куклы из «Детского альбома»; М.Глинка - Марш Черномора; М.Мусоргский - Быдло, Прогулка; Р.Шуман – «Дед Мороз»; Л.Бетховен – Соната № 8 вступление и главная партия. Тема 4. Урок 1-2. Выразительные возможности мелодического рисунка. Различные типы мелодического рисунка. Живая связь с метроритмом. Основное внимание акцентируется на осознание выразительной роли мелодии как основы музыкального образа произведения. Примерный музыкальный материал: Мелодия –«вьюнок»: Н.Римский-Корсаков «Полёт шмеля»; мелодия - «стрела»: Л.Бетховен – Соната № 1 главная партия; мелодия – «пятно»: С.Прокофьев «Дождь и радуга»; мелодия – «пружина»: С.Прокофьев Гавот из «Классической симфонии»; Тема 5. Речитатив. «Секрет» речитатива, песенно-речитативные мелодии, инструментальный речитатив. Примерный музыкальный материал: А.Даргомыжский «Старый капрал», Ф.Шуберт «Шарманщик», И.С.Бах Токката ре минор, М.Мусоргский «В углу», «С няней» из цикла «Детская». Тема 6. Урок 1-5. Интонация в музыке как совокупность всех элементов музыкального языка. Исторически сложившиеся типы интонаций. Примерный музыкальный материал: Д.Кабалевский. «Плакса», «Злюка», «Резвушка»; Н.Римский Корсаков хор «О-хо-хо-нюшки-ох!» из оперы «Сказка о царе Салтане»; П.Чайковский Вступление к опере «Евгений Онегин»; К.Глюк Мелодия из оперы «Орфей»; М.Мусоргский Плач Юродивого; В.Калинников «Киска». Пьесы – портреты: Д.Шостакович «Заводная кукла»; П.Чайковский «Болезнь куклы», «Мама»; Г. Свиридов. «Упрямец»; С. Слонимский. «Ябедник»; Д. Благой. «Хвастунишка»; Р. Шуман. «Весёлый крестьянин», «Смелый наездник»; Т. Смирнова. «Шалун»; П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени); С.Прокофьев «Фея Зимы», «Фея Весны» из балета "Золушка". Сравнительный анализ пьес, противоположных по образному содержанию: Пьесы – настроения: А.Гречанинов «В разлуке», «Недовольство», «Жалоба», «Мой первый бал»; Г.Свиридов «Грустная песенка»; К.Дебюсси «Кэк-уок»; Пьесы – игровые сценки: Э.Григ «Шествие гномов» - С.Прокофьев «Игра в лошадки»; Р.Шуман «Верхом на палочке» - П.Чайковский «Игра в лошадки».
П. И.Чайковский — трилогия «Куклы» из «Детского альбома»; Э.Вилла-Лобос — сюита «Мир ребёнка», часть 1 — «Куклы»: «Тряпичная кукла. Маленькая нищенка». «Полишинель»; К. Дебюсси «Кукла»; Ж. Бизе — сюита «Детские игры»: Экспромт «Волчок», Дуэт «Маленький муж. Маленькая жена»; К. Дебюсси — сюита «Детский уголок»: «Колыбельная слона»; «Кукольный кэк-уок»; П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»; Д. Шостакович «Танцы кукол». Тема 8. Пейзаж в музыке. Примерный музыкальный материал: С.Прокофьев «Детская музыка» - «Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами»; А. Холминов. «Дождик»; Р. Леденёв. «Ливень»; Э. Григ. «Утро»; В. Калинников. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до начала средней части); В. Гаврилин. «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»); П. Чайковский. «Времена года» - Подснежник; «Зимнее утро»; М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; Т.Шалгинова «Священная берёза». Тема 9. Стихия воды и огня в музыке. Различные способы изложения темы и её организация в звуковом пространстве. Красочная гармония, тембр, регистр, фактура. Тематизм немелодического типа. Роль ритма, мелодии и фактуры в изображении стихии огня. Соединение традиционно-жанровых признаков – ритм танца, стремительность движения. Примерный музыкальный материал: Ф.Шуберт «В путь», «Форель»; Н.Римский-Корсаков «Океан – море синее» из оперы «Садко», «Пляска золотых рыбок», тема моря – I часть «Шехеразады»; К. Сен-Санс «Аквариум». И.Стравинский балет «Жар-птица»; Т.Шалгинова «Танец огня». Тема 10. Сказка в музыке. Сказочные сюжеты в музыке. Образность персонажей, обрисованных средствами музыкальной выразительности, портреты и «чудеса», необычные оркестровые эффекты. Анализ интонаций, фактуры, регистрового объёма, динамики, лада и других выразительных средств после прослушивания музыкального материала. Примерный музыкальный материал: Э. Григ «Кобольд», «Шествие гномов»; М.П.Мусоргский «Гном», «Баба-Яга» из «Картинок с выставки», П.Чайковский «Баба-Яга»; А. К. Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро»; Н. А. Римский-Корсаков — опера «Сказка о царе Салтане» — «Царевна-Лебедь»; А.Даргомыжский «Баба-яга, или С Волги на nach Riga»; С. Слонимский. «Марш Бармалея»; Р. Шуман «Дед Мороз»; Р.Вагнер «Полёт валькирий». Тема 11. Музыкальный зоопарк. Выразительная роль темпа, регистров, интервалов, штрихов. Они аналогичны «скорости», «размеру», «амплитуде движений» животных. Примерный музыкальный материал: К. Сен-Сан «Карнавал животных»: Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь, Ослы; М. Журбин «Косолапый мишка»; Г. Галынин «Медведь»; Д. Шостакович «Медведь»; Ф. Рыбицкий «Кот и мышь»; Д.Кабалевский «Ёжик»; Э.Тамбер «Кукуют кукушки»; Ж. Метпаллиди «Воробушкам холодно»; Лемми «Песня птиц»; Цагерейшвили «Дятел»; Н. Римский-Корсаков Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»; В. Бояшов «Рыба-кит» (из сюиты к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»). Тема 12. Комические образы в музыке. Приёмы создания комических образов: применение известных приёмов развития и способов изложения музыкального материала в неожиданной интерпретации; игровая логика, утрирование одного из элементов музыкальной речи, крайняя степень противопоставлений (темпов, тембров, регистров, штрихов), резкие смены в звучании. Примерный музыкальный материал: Дж.Россини «Дуэт кошек»; И.С.Бах «Шутка»; А.Корелли «Шутка»; С.С.Прокофьев «Болтунья», «Шествие кузнечиков», Галоп из балета «Золушка»; В.А. Гаврилин «Генерал идёт», «Ерунда», «Ти-ри-ри» из хоровой симфонии-действа «Перезвоны»; Л.Бетховен «Ярость по поводу утерянного гроша»; А.Даргомыжский «Мельник»; В.Моцарт Ария Фигаро; Р.Щедрин Кадриль из оперы «Не только любовь»; М.Глинка «Рондо Фарлафа». Второй год обучения. Первое полугодие. Тема 1. Народное творчество. Значение слов: «народ», «творчество». Особенности народного творчества в культурах разных этнических групп (традиции, обычаи); их общие черты. Отличия народных песен от авторских (устная природа бытования, много вариантов напевов на один и тот же текст). Примерный музыкальный материал: колыбельные, потешки, считалки, игровые: «Каравай», «Заинька», Тема 2. Народный календарь. Народный календарь – совокупность духовной жизни народа (годовой цикл обрядов). Соединение в народном календаре земледельческого, православного и государственного календаря. Примерный музыкальный материал: «У медведя во бору» (два варианта), «Во саду ли в огороде» (два варианта народных и две обработки). Тема 3. Осенние праздники. Примерный музыкальный материал: песни, связанные с обрядами и праздниками матушки Осенины: дожинки, обжинки (28 августа - Успенье), жнивные песни, «Осень пришла»; начало засидок (с 14 сентября – Новолетие): игровые песни «Курочки и петушки», «Дрёма», «Где был, Иванушка», «Комара женить мы будем», «Царь по городу гуляет»; капустники (с 27 сентября – Воздвиженье): «Вью, вью, вью я капусточку»; свадьбы: величальные – «Кто у нас хороший», «А кто у нас моден», «А кто у нас гость большой». Тема 4. Музыка осени в произведениях композиторов. Воплощение в музыке многообразия форм и красок окружающего мира (общность темы в музыке, литературе и живописи). Примерный музыкальный материал: П.Чайковский Альбом «Времена года», А.Вивальди «Времена года» - «Осень»; С.Прокофьев Вариация Феи осени из балета «Золушка»; песенки из детского репертуара про осень по выбору преподавателя. Тема 5. Праздники Коляды и Рождества. Обычаи и традиции зимних праздников. Филиппов пост (с 28 ноября), зимний солоноворот (с 25 декабря) – древний праздник Коляды. Сочельник (6 января), Святки: Рождество Христово (7 января), Василий Великий (14 января – старый Новый год). Крещенье (19 января) – Ряженье. Гаданье. Зимние свадьбы. Примерный музыкальный материал: Заклички зимы («Зазимка-зима»); ямщицкие песни (установление санного пути); зимние посиделки («Уж я золото хороню»); «Коляда-маледа», «Как ходила Коляда», «Авсень», «Ой, Авсень», «Сею, вею, повеваю», «Павочка ходя», «Взошла звезда ясная», «Слава». А.Лядов «Восемь русских народных песен» - «Коляда», Н.Римский-Корсаков – «Слава», тропарь Рождества. Тема 6. Музыка зимы в произведениях композиторов. Воплощение в музыке многообразия форм и красок окружающего мира (общность темы в музыке, литературе и живописи). Примерный музыкальный материал: П.Чайковский Альбом «Времена года», А.Вивальди «Времена года» - «Зима»; С.Прокофьев Вариация Феи зимы из балета «Золушка»; песенки и пьесы о зиме, Новом годе, Деде Морозе из детского репертуара про зиму по выбору преподавателя. Второй год обучения. Второе полугодие. Тема 7. Масленица. Стретенье (15 февраля) – встреча зимы и весны. Масленица – один из передвижных праздников (проводы зимы). Широкая масленица – русский карнавал, игры, забавы. Сюжеты песен: сначала масленицу зовут, потом величают, просят остаться и, наконец, гонят со двора. Примерный музыкальный материал: «А мы масленицу дожидаем», «Было у тёщи семеро зятьев», «Маслена, маслёна», «Середа да пятница», «Ты прощай»; Н.Римский –Корсаков «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка»; И.Стравинский «Гулянье на Масленой» из балета «Петрушка». Тема 8. Весенние праздники. Встреча весны. Образы птиц. Описание подготовки к полевым работам. 22 марта – день весеннего равноденствия, 7 апреля – Благовещенье. Передвижные праздники – Вербное воскресенье и Пасха. Примерный музыкальный материал: «Ой, кулики», «Весна, весна красная», «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «А мы просо сеяли», «Заплетися плетень», «Вейся, вейся, капустка», «Гори, гори ясно»; Н.Римский-Косаков «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка»; П.Чайковский «Легенда», праздничные и пасхальные звоны колоколов. Тема 9. Музыка весны в произведениях композиторов. Воплощение в музыке многообразия форм и красок окружающего мира (общность темы в музыке, литературе и живописи). Примерный музыкальный материал: П.Чайковский Альбом «Времена года», А.Вивальди «Времена года» - «Весна»; С.Рахманинов романс «Весенние воды»; В.Моцарт «Тоска по весне»; песенки и пьесы о весне из детского репертуара про весну по выбору преподавателя. Тема 10. Летние праздники. Игры, пляски, хороводы. Семик – праздник цветения молодой растительности. Кумления; образ берёзки (зелёные святки). 24 июня – день летнего солнцестояния. Рождество Иоанна Крестителя. Праздник Ивана Купалы – 7 июля – купальские обряды, гулянья, образ огня. Хороводы – круговые, некруговые, шествия. Примерный музыкальный материал: «Ай, во поле липенька» (семицкая), «Около сырова дуба» (егорьевская), «Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу». Тема 11. Музыка лета в произведениях композиторов. Воплощение в музыке многообразия форм и красок окружающего мира (общность темы в музыке, литературе и живописи). Примерный музыкальный материал: П.Чайковский Альбом «Времена года». Тема 12. Былины. Былины – эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Содержание, герои. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни. Примерный музыкальный материал: «Как за речкою, да за Дарьею»; «Славны были наши деды», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китяже». Третий год обучения. Первое полугодие. Тема 1. Средства музыкальной выразительности. Язык музыки. Его элементы. Мелодия. Особенности строения мелодий на примерах песен из детского репертуара. Понятия – мотив, фраза, предложение, кульминация, каданс. Мелодия в вокальной музыке. Связь музыки со словом в жанрах песни и романса. Понятия – музыкальная интонация, речитатив, кантилена. Мелодия в вокальной музыке. Примерный музыкальный материал: песни из детского репертуара, Ф.Шуберт «Форель», М.П.Мусоргский «В углу» из цикла «Детская», С.В.Рахманинов «Вокализ». Мелодия в инструментальной музыке. Примерный музыкальный материал: Ф. Шопен «Ноктюрн» Es dur, Г.В.Свиридов «Упрямец» из цикла «Альбом пьес для детей», К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей». Тема 2. Лад. Примерный музыкальный материал: Ф.Шуберт «Липа» из вокального цикла «Зимний путь», Э.Григ «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер-Гюнт». Тема 3. Ритм, размер, темп. Марши. Влияние ритма на характер музыкальных произведений. Ритм, размер, темп – главные выразительные средства в танцевальной и маршевой музыке. Характерные черты церемониальных, траурных и сказочных маршей. Примерный музыкальный материал: Р.Шуман «Солдатский марш» из цикла «Альбом для юношества», С.С.Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам», М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», Л.Бетховен «Траурный марш на смерть героя» из сонаты для фортепиано №12, П.И.Чайковский «Похороны куклы» из цикла «Детский альбом». Тема 4. Танцевальные жанры. Двухдольные танцы – гопак, трепак, полька, краковяк. Примерный музыкальный материал: П.И.Чайковский «Трепак» из балета «Щелкунчик» и «Полька» из цикла «Детский альбом», К. Дебюсси «Кукольный кэк-уок» из цикла «Детский уголок» (Регтайм). Трехдольные танцы – лендлер, вальс, менуэт, полонез, мазурка. Примерный музыкальный материал: «Лендлеры» Ф. Шуберта, «Вальсы» И.Штрауса и Ф.Шопена, В.А.Моцарт «Менуэт» из оперы «Дон Жуан», Ф.Шопен «Полонез» А - dur и «Мазурка» В - dur ор.7 №1, М.И.Глинка «Мазурка» из оперы «Иван Сусанин». Четырехдольные танцы – аллеманда, гавот. Примерный музыкальный материал: И.С.Бах «Аллеманда» из «Французской сюиты» c - moll, С.С.Прокофьев «Гавот» из 1 симфонии, Ж.-Б.Люлли «Гавот». Тема 5. Гармония. Примерный музыкальный материал: Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», К.Дебюсси Прелюдия «Паруса» и «Маленький пастух» из цикла «Детский уголок», П.И.Чайковский «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом». Тема 6. Регистр, штрихи, динамика. Примерный музыкальный материал: Э.Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»; К.Дебюсси «Колыбельная Джимбо» из цикла «Детский уголок». Тема 7. Фактура. Полифоническая, аккордовая и гомофонно-гармоническая фактуры. Понятия – полифония, имитация, гомофония. Примерный музыкальный материал: И.С. Бах «Инвенция» F dur, П.И.Чайковский «Молитва» из цикла «Детский альбом», Э. Григ «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Третий год обучения. Второе полугодие. следующая страница >> |