Влияние Средства Массовой информации на подростков - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Влияние Средства Массовой информации на подростков - страница №1/1

Приложение 1

Влияние Средства Массовой информации на подростков
В структуре информации выделяются две составляющие1: стабильная (источники информации, к которым обращаются ежедневно) и переменная.

1. Источники информации, образующие стабильную составляющую информационного поля, делится на четыре группы:

- Средства массовой информации — телевидение, газеты, журналы, радио.

- Постоянное межличностное общение — семья, друзья.

- Информационные источники, связанные с учебной деятельностью — учебная литература, учителя.

- Книга (не учебник), «которую можно рассматривать двояко: с одной стороны, как средство пространственно-временной коммуникации (в этом смысле она приближается к первой группе), а с другой, — в отличие от ситуативно ориентированных СМИ, книга является носителем долговременной социальной памяти, и поэтому обращение к ней как источнику информации носит несколько иной характер, чем обращение к СМИ».

К переменной составляющей относится кинематограф (видеозапись), аудиозаписи, информацию, полученную при посещении театров, музеев и т.д.

ХХI век справедливо называют веком информации. Ее развитие стремительно и далеко не однозначно. Современное общество все более зависит от информационных потоков. С течением времени появляются и активно используются новые возможности и методики для влияния на огромные массы людей, формирования их мировоззрения, запросов, совершенствуется инструмент психологических и информационно-пропагандистских влияний. Мы живем в условиях лавинообразного увеличения объемов производимой и потребляемой информации. За последние тридцать лет произведено больше информации, чем за предыдущие пять тысяч лет. А. Тоффлер считает, что «мы являемся свидетелями возникновения нового типа цивилизации - цивилизации, в основу которой положена информация»2.

Проведенное среди подростков общеобразовательной школы №138 Калининского района г. Санкт-Петербурга (9 класс 87 человек, 10 класс 38 человек, 11 класс 27 человек) социологическое исследование3, вопрос которого был

Таблица № 1



«Из каких источников Вы получаете наиболее интересную, полезную для Вас информацию?»,

Из телепрограмм

37,7


Из сети "Интернет"

22,5


Из радиопрограмм

18,2

Подростковая пресса

Из журналов

14,3


Из газет

7,3

дало следующие результаты. Все названные подростками источники являются средствами массовой информации (СМИ). Как видно из приведенных данных, на первом месте оказалось телевидение Сеть Интернет на втором, радио на третьем и завершает список подростковая пресса.



Подростковая пресса - самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она призвана приобщать подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, являться важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория должна познать мир. Специфика этого вида печати определяется четко выраженной возрастной ориентированностью. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией, но их изучение не входит в цели нашей работы.

Основным признаком всех изданий является характер аудитории, на которую они рассчитаны. Возрастные особенности молодежной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение трех типов изданий: для младших школьников, для подростков, для молодежи. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяется его содержание, структура, форма, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

В подростковом возрасте начинает проявляться интерес к различным аспектам взрослой жизни: новости из мира шоу-бизнеса, любовь, секс, мода. До недавнего времени информация в такого рода изданиях, строго дозировалась, взвешивалась в соотношении с возрастом, уровнем развития. В последнее десятилетие, к сожалению, этого не происходит. В погоне за массовостью издатели часто переходят всякие моральные и этические границы. Появились и быстро нашли массовое распространение издания, копирующие взрослую бульварную прессу.

Старшеклассники стремятся глубже познать себя и окружающий мир. В объемных изданиях для этой возрастной категории обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих психическое состояние, моральные и нравственные проблемы современного общества. Журналы для старшеклассников большое внимание уделяют стилю жизни современной молодежи: в них даются практические рекомендации визажистов, дизайнеров, стилистов и модельеров. Юношеская пресса, подражая взрослой бульварной прессе, большое внимание уделяет «звездным» новостям (шоу-бизнес, эстрада, кино, музыка).

Некоторые специализируются на одной из тем («Fuzz» - рок-музыка, «Хастлер» - секс-пропаганда). Другие проводят комплекс полностью («ОМ», «Птюч»). Большая часть изданий учреждены в нашей стране и повторяют структуру, идеи и содержание зарубежных образцов на русском материале:

«COOL»(оригинал) – «БАШНЯ»(копия).

[Целевой сектор - подростки 12-17 лет]

«PLAYBOY»(оригинал) – «АНДРЕЙ»(копия).

[Целевой сектор - 14-19 лет]
Ответ на вопрос анкеты

Таблица № 2



«Какие газеты и журналы наиболее полно раскрывают интересующие Вас темы?»

НАЗВАНИЕ

%

Птюч

14,3

YES

12,8

Молоток

8,2

COOL GIRL

4,6

Криминал

3,9

COOL

3,8

Совершенно секретно

3,6

FUZZ

2,6

Штучка

2,4

Тусовочка

2,4

Московский комсомолец в Питере

2,3

Аргументы и факты

1,8

Комсомольская правда

1,5

ОМ

1,3

еще раз подтверждает границы подросткового интереса и «зловещую» тематику печатной продукции. Печатной периодике питерский подросток уделяет значительно меньшее внимание. По охвату аудитории они намного уступают электронным СМИ.

Хотя и с некоторым отставанием от ведущих стран Запада, но Интернет интенсивно распространяется в России, и является еще одним средством массовой информации. В сети Интернет сегодня много подростков и тематика сайтов различна.

Исходя из этого, нам было интересно выяснить

Рисунок №1

«Как часто подростки пользуется сетью Интернет?»


В ходе опроса были получены следующие данные: ежедневно пользуются Интернет 89,3%, несколько раз в неделю 9,2%, иногда 1,5%, среди подростков, участников исследования не нашлось таких которые не пользуюсь сетью Интернет.

Сегодня Интернет взяли на вооружение как дополнительное средство расширение диапазона передачи и получения информации, многие СМИ, позволив им значительно увеличить свои тиражи, ведь возможности Интернет практически не ограничены и оперативны, но до конца еще не исследованы.



Радио. Радио в последние годы переживает период подъема, оно - на третьем месте по своим информационным возможностям. В основном, это радиостанции, ориентированные в своей деятельности на молодежную аудиторию, чьи информационно-музыкальные программы пользуются большой популярностью и отражают как музыкальные пристрастия, так и «околомузыкальную» жизнь, освещают широкий спектр молодежных проблем.

На вопрос

Рисунок №2

Какие радиостанции Вы чаще всего слушаете?


Участники опроса ответили так.

«Европа +» (14,4%), «Русское радио» (13,0%) и «Наше радио» (9,9%) снискали популярность в молодежной среде благодаря вниманию к актуальным проблемам, обилию модной музыки и модным («культовым») ведущим. Остальные радиостанции получели меньшее количество процентов: Максимум 9,8%, Радио Хит 8,4%, Радио Рокс 7,2% , Радио Ретро 3,4%, Маяк 2,6% , Радио России 2,5%, Шансон 1,8%, не смогли однозначно ответить на вопрос и их ответы вошли в раздел «другие» радиостанции 26,2%.



Телевидение. Деятельность СМИ, в российском обществе носит деструктивный характер. В первую очередь это относится к информационным и молодежным программам, подбору художественных фильмов, пропагандирующих насилие, порнографию, наркотики, бездуховность. Чего стоит многолетнем марафоном «Дом»,, которым потчуют неискушенных зрителей где, даже не сквозь замочную скважину, а с помощью самых совершенных телекамер, встроенных во все уголки, зрители всех возрастов - от мала до велика с утра и до ночи могут наблюдать за тем, как едят, пьют, говорят глупости, молодые люди и девушки.

Наибольшую тревогу вызывает моральная сторона профессиональной деятельности работников СМИ. В конечном счете, это позволяет электронным СМИ формировать шкалу ложных духовных ценностей, навязывать свои взгляды на социально-политические, экономические, культурные процессы, активно манипулировать общественным мнением, поведением и психологией подростков.

На вопрос исследования «Какая информация наиболее интересна подросткам?»

Основная группа участников опроса считает самой важной информацию о сегодняшнем дне (85%), информацию о прошлом находят более важной лишь 1% ответивших на вопрос, 8,5% склонны оценивать как наиважнейшую информацию о будущем.

В наибольшей степени подростков интересует информация, имеющая отношения к их внутреннему миру как отражению подростковой субкультуры: такой выбор сделали 50,3% юных участников исследования. Фундаментальные знания считают важными 28,9%.

Мальчики чаще, чем девочки, относят к категории важной - информацию о компьютерах и Интернет (13,1% против 1,2%), звездах спорта (12,5 против 1,2%), наркотиках (11,3% против 3,6%), секс (8,3% против 6,2%).

Девочки чаще называют важной информацию о кинозвездах и певицах (18,3% против 9%), моде (8% против 1%), здоровье (5,2% против 2%), друзьях, знакомых (4,8% против 1,4%).

Из исследования можно сделать вывод о том, что интерес современного подростка заключен в рамках пяти тем и их же продвигает во всех СМИ новейшая Российская культура, из газет и журналов, телевидения, интернета, радио имея своего потребителя.

Как правило, это телепередачи для подростков, темами которых являются основные пять элементов: секс, мода, музыка, развлечения - пропаганда субкультур и экстремального легкомысленного «безбашенного» отношения к жизни – скрытая реклама наркотиков. Американский сериал «Друзья», «ФАКультет» и другие сериалы, и фильмы для подростков и молодежи. Это - практически все передачи о диско- , рок, поп-музыке и музыкальный телеканал МТV.Фильмы с сюжетом, построенным на любовании сексуальными аномалиями («Империя страсти», «Эммануэль»).

Знаменитый ежедневный мультсериал «Семья Симпсонов», «Бивис и Батт-Хэд»), специализирующийся на девиантности4 и создании у юного зрителя четких ассоциативных связей между прекрасным и отвратительным.

Бивис и Батт-Хэд - подлинные кретины, глупее которых невозможно представить. Чувством превосходства над ними может наслаждаться даже последний двоечник. Зрительская аудитория - дети и подростки - с удовольствием пользуются их непристойным жаргоном, копируют блеющий смех и пересказывают сюжеты. Сленг становится средством вербальной коммуникации5, объединяющим группы. Игра в девиантность ведет к девиантности. Исследования социальных психологов говорят о «прямой связи между девиантностью на телеэкране и девиантным поведением подростка в жизни»6.

При подсчете ответов на вопрос

Рисунок №3



Какие каналы телевидения Вы чаще всего смотрите?

рейтинговая таблица сложилась следующим образом: на первом месте оказались крупнейшие и самые мощные по составу журналистов телевизионные компании – ТНТ, НТВ, ОРТ и РТР. Канал «Культура» оказался в конце рейтинговой таблицы, в 5 раз уступая по популярности телевизионным гигантам. К сожалению, деньги создают высокий рейтинг не только эстрадным артистам, но и телевизионным компаниям. Пропаганда пяти тем и бизнес объединяются в борьбе за умы и души подростков.

Одни и те же персонажи курсируют по кино- и телестудиям, театрам, редакциям журналов и клубам. Потребитель ( в данном случае подросток) производимого культурного продукта7 - простой человек или подросток, обманутый рекламой. Молва, созданная средствами массовой информации и воздействие секс-стимулов заставляют его поверить в талант Лагутенко и гений Шуры. Между тем, хитро-невнятные тексты с явственной нецензурщиной и набором образов, вызывающих смертную тоску, зомбирующие рефрены и кошмарный видеоряд второго плана имеют научное название и вполне определенную цель - вынуть из человека душу, лишить смысла жизнь, толкнуть к разрушению и гибели. Давно известно, что «искусство во всех своих формах было и остается распространеннейшим и излюбленнейшим средством воздействия на чувства людей, а через них – на их поведение и социальную жизнь8».

Таким образом, ТЕЛЕВИДЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СПОСОБ ВИДЕНИЯ МИРА и имеет цель опорочить высшие ценности.

Фильмы, пропагандирующие девиантность, изображающие преступников обаятельными, волевыми, сильными личностями, мстящими несправедливому миру, пример: «Леон» (реклама профессии «киллер»), «Никита» (реклама профессии «снайпер»).

Десятки фильмов, пропагандирующих наркотики, «расширение сознания», путешествия и приключения при помощи веществ, изменяющих сознание («Знахарь» с Шоном'о Коннери, «Секретные материалы», «Особое мнение») и другие.

В этой части проекта хотелось бы остановиться по подробнее, на каждой из интересующих подростка тем, источником которых являются СМИ и с помощью которых формируется подростковая субкультура, не смотря на то, что они все взаимосвязаны, попытаться изучить каждую из них.




1 Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/Под ред. Я. Н. Засурского.-М.: Асток Пресс, 2001.- с.56.

2 Тоффлер А. Третья волна.-М.,1999.- с.45.

3 В анкетировании участвовали учащиеся общеобразовательной школы г. Санкт-Петербурга с 8-11 класс, в возрасте от 14 до 17 лет, всего 227 подростков.

4 Девиантное поведение -совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.

5 Вербальная коммуникация - словесное, устное общение.

6 Майерс Д. Социальная психология.-Спб.,1997.-с. 522.

7 в этом случае – программы телевидения, радио, статьи, интервью в печати.

8 Сорокин П. Общедоступный учебник социологии.- М., 1994.- с. 162.