«Влияние детской художественной литературы на нравственное становление личности ребенка.» (из опыта работы) Болилая Татьяна Федоровн - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Путешествие по Байкалу» 1 98.7kb.
Разработчик проекта: Орехова В. А., воспитатель мбдоу «Детский сад... 1 225.95kb.
Трудовым кодексом 1 238.79kb.
Влияние семьи на духовно-нравственное развитие личности ребёнка 5 1537.85kb.
Конспект нод в средней группе. Тема: «Божья коровка». Воспитатель... 1 39.9kb.
Анализ работы мбдоу "Детский сад №10" с. Коровий Ручей за 2012 2013... 1 231.4kb.
Информация о персональном составе педагогических работников мбдоу... 1 29.03kb.
Конспект нод для детей с зпр подготовительной к школе группы. 1 71.04kb.
Воспитатель мбдоу мо г. Краснодар «Детский сад №129» 1 25.39kb.
Воспитатель мбдоу мо г. Краснодар «Детский сад №129» Дерюгина Инна... 1 29.48kb.
Комплексно-тематические занятия «Муравьи», непосредственно-образовательная... 1 98.48kb.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению л. 1 417kb.
- 4 1234.94kb.
«Влияние детской художественной литературы на нравственное становление личности ребенка.» - страница №1/1

«Влияние детской художественной литературы на нравственное

становление личности ребенка.»

(из опыта работы)

Болилая Татьяна Федоровна,

воспитатель 2 кв.категории.

МБДОУ «Полазненский

детский сад №8»

2013г.

«Влияние детской художественной литературы на нравственное становление личности ребенка»

(из опыта работы)

«Чтение в годы детства- это прежде всего воспитание

сердца, прикосновение человеческого благородства к

сокровенным уголкам детской души»

В.Сухомлинский.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,- не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Дошкольное детство- это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Большое значение в формировании нравственных качеств имеет ознакомление дошкольников с худ. литературой.

Книга вводит ребенка в сложный мир человеческих чувств, отношений, мыслей и поступков.

Книга признана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания.

Значение художественной литературы в формировании личности ребенка отмечал Н.Г. Чернышевский.

В.Ф.Островский считал, что в ребенке необходимо воспитывать, прежде всего, человека и гуманиста. Он полагал, что именно литература способна пробудить ум и сердце ребенка.

Б.М.Теплов рассматривает литературу как сильный источник развития чувства и фантазии. А слова Сухомлинского вы видите на экране.

Книга вызывает у ребенка волнение, сочувствие к персонажам, сопереживание описываемых событий. В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки.

- Вариативность детского чтения способствует воспитанию ребенка- читателя. Но при этом есть ряд произведений, ставших обязательными, без которых полноценное дошкольное детство трудно представить. Это классические произведения: народные сказки, произведения Х.К. Андерсена, Ш. Перро, К.Чуковского, Н.Носова, В.Драгунского и др.

Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью» по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. В семье ребенок учится любить, верить, жертвовать- именно родители- первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного развития маленького человека. Но сегодняшняя ситуация говорит об утрате культуры семейных взаимоотношений.

В начале года я провела мониторинг. За основу взяла следующие критерии:

-Умеет адекватно оценивать поведение сверстников. «Кто прав? » «Как бы ты поступил?»

-Знает правила поведения и культуры общения.

-Умеет действовать с позиции известных правил.

-Умеет объяснять значение слов: «заботливый», « доброжелательный», «отзывчивый», «великодушный» на примерах художественной литературы.

-Использует в речи образные слова и выражения.

-Знает способы адекватного поведения в общении с незнакомыми людьми при проблемных ситуациях

- Умеет контролировать свое поведение и свои поступки

Результаты мониторинга привели меня к выводу о том, что дети не всегда умеют контролировать свое поведение и поступки и действовать с позиции известных правил. Зачастую, зная правила, дети не всегда руководствуются ими в повседневной жизни.

Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для двухлетнего малыша и понималось им, пятилетнему будет не интересно.

Родителям, выбирая литературу для детского чтения, нужно учитывать возраст своего ребенка, его интересы и предпочтения.

Современные родители недооценивают роль чтения в развитии ребенка. А ведь именно чтение, рассказывание и пересказывание художетсвенных произведений оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие ребенка.

Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, дает первые и поэтому наиболее сильные впечатления о прекрасном.

Современный ребенок практически не представляет своей жизни без голубого экрана. Герои образы телевизионных передач – вполне реальные образы его детства. Он обращается с телевизором и компьютером свободнее, чем с книгой: книгу надо научиться читать, а телевизор надо только смотреть и слушать. И если в школу дети приходят новичками, еще не умеющими читать и писать, то зрители они уже довольно опытные.

Телевидение воздействует на ребенка, выступая мощным двигателем его воспитания и развития. Для большинства детей телевидение стало большим другом, помогающим узнать много нового и интересного. Однако дети тратят на телевизор много времени, смотрят передачи и для детей, и для взрослых.

Лучший способ предотвратить обыкновение часами смотреть телевизор- это оставаться родителям самым привлекательным объектом в доме. Существует огромное множество игр, сказок, забав, которыми можно занять детей в конце дня.

По данной теме я изучила литературу (список лит-ры в приложении), в которой автор Л. Выготский говорит о том, насколько важно «открыть перед ребенком мир словесного искусства». К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература должна ввести ребенка «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа».

Эта тема актуальна и вызвала у меня, как у педагога, профессиональный интерес.

Цель и задачи работы я сформировала так:

Цель: Воспитание гуманных чувств у детей через чтение художественной литературы.

Задачи:


1. Способствовать обогащению литературного опыта детей;

2. На конкретных примерах героев художественной литературы формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе;

3. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости в реальной жизни (пожалеть обиженного, угостить, утешить);

4. Расширять словарный запас детей.

5. Повышать педагогическую компетентность родителей.
На основе изученной литературы разработала перспективные планы, в которых предлагаются следующие формы работы с детьми:

- чтение русских народных и авторских сказок,

- чтение произведений таких авторов, как В. Драгунский, Л. Толстой, Н. Носов, В. Осеева;

- беседы и обсуждения данных произведений;

- выставки книг и рисунков;

- игры- драматизации;

- литературные викторины;

- игры- ситуации;

- рисование «волшебной картины»;

- рукописная книга «Говорят дети…».

Детям подготовительной группы я читала сказки:

- «Кот, лиса и петух»

- «Лисичка-сестричка и серый волк»

- «Лиса и журавль»

- «Сивка-бурка»

- «Царевна-лягушка»

- «Хаврошечка»

- «Снегурочка»

-Г-Х. Андерсен «Гадкий утенок»

- А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

- В.И.Одоевский «Мороз Иванович»

- В.Катаев «Цветик-семицветик»

- С.Аксаков «Аленький цветочек» - М.Михалков «Лесные хоромы»

Во время чтения сказок я беседовала с детьми о положительных и отрицательных сказочных героях, о их поступках, о приключениях и о волшебных предметах, которые помогают героям.

После чтения сказок провела беседы, целью которых являлось расширение кругозора и понятийного аппарата детей, обучение умению самостоятельно делать выводы и умозаключения, аргументировать свои высказывания, желание выяснить, насколько дети поняли идею и смысл произведения, узнать их отношение к поступкам и действиям героев, привлечь внимание к средствам выразительности произведения.

Иногда предлагала детям после чтения сказки нарисовать «Волшебную картину». Дети рисуют любых сказочных героев, волшебные предметы (например, шапка-невидимка или сапоги-скороходы) и сказочную окружающую среду (например, замок или избушку бабы-Яги).

После этого дети вырезывают эти предметы, а затем составляют общий коллаж- «Волшебную картину». По желанию дети могут придумать новую сказку.

Затруднения у детей вызывают задания- «словесно нарисовать» героев сказки, так как речь детей недостаточно развита, им трудно составлять описательные рассказы.

Дети очень часто произносят необычные фразы, поэтому я планирую создать рукописную книгу «Говорят дети», приведу несколько примеров:

Артем: «Я хотел бы быть как Кощей Бессмертный. Потому что он может жить всегда, а я не хочу умирать»

Алина: «Моя бабушка, как Золушка, всегда работает»

Лена: « Мне бы такой цветок (цветик-семицветик), уж я бы всяких конфет наелась!)

После чтения рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным» я провела с детьми режиссерскую игру ( в приложении). Дети учились быть актерами, передавать словами, мимикой и жестами характер героев.

Также провели выставку книг и рисунков «Моя любимая сказка». Дети принесли из дома свои любимые книги, рассказали сказки, вместе с родителями нарисовали своих любимых сказочных героев.

Цель выставки книг:

- углубить литературные интересы детей;

- сделать для дошкольников актуальной определенную литературную тему.

Правила организации выставки:

- тема выставки обязательно должна быть важной для них (например, предстоящий праздник или юбилей писателя);

- необходим особый отбор книг с точки зрения художественного оформления;

- выставка должна быть непродолжительной по времени (3-4 дня).

Была проведена литературная викторина «Сказки К.И. Чуковского». Дети были рады вновь встретиться с полюбившимися сказочными героями, такими как Мойдодыр и Айболит, прослушать аудио кассеты с отрывками произведений в исполнении автора. Такая форма занятия- соревнования вызвала большой интерес у всех детей, однако возникли затруднения с командной формой работы.

Предлагала детям провести игры-драматизации, для них подходят хорошо знакомые детям произведения с динамичным сюжетом, диалогами, возможными для воспроизведения событиями. Например, сказка «Кот, лиса и петух», рассказ Н.Носов «Живая шляпа»,

Наш детский сад тесно взаимодействует с семьями наших воспитанников .

Форма работы с родителями:

- консультации для родителей

- родительское собрание

- семинар-практикум

- совместные занятия.

Для родителей я провела консультации «Сказка в жизни ребенка», «Какие книги читать детям», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги» (в приложении).

На родительском собрании «Книга- хороший друг» родители получили необходимую информацию по теме, обсудили наиболее важные вопросы детского чтения, поделились опытом чтения в семье.

Планирую провести семинар - практикум «Традиции семейного чтения» и совместную литературную викторину по произведениям Н.Носова.

В результате проделанной работы:

1. Расширился литературный опыт детей

2. Чаще дети стали проявлять гуманные чувства по отношению к сверстникам. (по результатам мониторинга)

3. Родители получили необходимые знания о подборе книг для своих детей, стали более осознанно относиться к приобретению качественных по содержанию книг для своих детей.

4. Расширился словарный запас детей.

Список литературы :

Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова «Ребенок и книга » (издательство «Акцидент », С-П 1996г)

М.М Алексеева , В.И Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста » стр 485 – 497 (Москва 1999г)

В.В Зябкина «Методика организации детского чтения »( Журнал «Педагогика ДОУ» №8 2007 год , стр 105-109)

Р.С Буре «Формирование нравственно – ценного поведения у дошкольников» (Журнал «Педагогика ДОУ» № 7 2006 год ,стр 61-69 )

Л.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников » (Москва 1987год)

Приложение 1

Список литературы для чтения

2 младшая группа

Сказки:


«Козлятки и волк»

«Репка»


«Теремок»

«Колобок»

«Маша и медведь»

«Заюшкина избушка»

«Кот,лиса и петух»

«Снегурушка и лиса»

«Гуси –лебеди»

«У страха глаза велики»

«Бычок- черный бочок, белые копытца»

«Как лисичка с бычком поссорились»

Украинская сказка «Рукавичка»

Сказка К.Чуковского «Цыпленок»

Итальянская сказка «Ленивая Бручолина

Стихи:


А.Прокофьева «Покормите птиц зимой»

С.Черный «Приставалка»

С Маршак «Детки в клетке»

средняя группа

Сказки :

«Привередница»

«Лисичка со скалочкой»

«Красная Шапочка»

«Три поросенка»

«Жихарка»

«Лисичка-сестричка и серый волк»

«Зимовье», «Коза-дереза»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди» ,«Лиса и козел»

«Как собака друга искала», «Небывальщина»

«Пузырь ,Соломинка и Лапоть»

Братья Гримм «Бременские музыканты»

М. Горький «Про Иванушку- дурачка»

Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»

Украинская сказка «Рукавичка»

Рассказы:

Э. Блайтон «Знаменитой утенок Тим»

М. Пришвин «Журка»

В. Зотов «Белки»

Е. Чарушин «Лисята» «Что за дверь?» «Курочка» «Про зайчат»

Н. Носов «Заплатка» «Затейники» «Живая шляпа»

Н. Калинина «Помощники»



старшая группа

Сказки:


-«Кот, дрозд и петух»

-«Лиса, заяц и петух»

-«Лисичка- сестричка и серый волк»

-«Лисичка со скалочкой»

-«Лиса и тетерев»

-«Лиса и рак»

-«Петух да собака»

-«Лиса и кувшин»

-«Гуси- лебеди»

-«Крошечка- хаврошечка»

-«Молодильные яблоки»

-«У страха глаза велики»

-Словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»

-Сказка К.Чуковского «Федорино горе»

Рассказы

-Н.Сладков «Плясунья»

-К.Ушинский «Лиса Патрикеевна » «Лекарство» «Утренние лучи» «Васька» «Кошка Маруська»

-Е.Чарушин «Лиса с лисятами»

-Г.Скребицкий «Маленький лесовод»

-В.Снегирев «Кто властелин»

-Л.Толстой «Два товарища» «Пожарные собаки» «Лев и собачка»

-Э.Мошковская «Обида»

-А.Кузнецова «Поссорились»

-Е.Благинина «Подарок»

-Н.Носов «На горке»

-В.Драгунский «Друг детства»

Н.Калинина «Разве так играют?»

Стихи:


-С.Михалков «Кошка»

-Ю.Коринец «Лапки»



Подготовительная группа

1) русские народные сказки :

-«Кот ,лиса и петух»

-«Лисичка-сестричка и серый волк»

-«Лиса и журавль»

-«Сивка-бурка»

-«Царевна-лягушка»

-«Хаврошечка»

-«Снегурочка»

2) сказки:

-Г-Х.Андерсен «Гадкий утенок»

-А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

-В.И .Одоевский «Мороз Иванович»

-В. Катаев «Цветик-семицветик»

-М. Михалков «Лесные хоромы»

-С.Аксаков «Аленький цветочек»

-«Вежливый кролик» (мексиканская сказка)

-«Волк и Пес» (украинская сказка )

-«Хроменькая уточка» (украинская сказка )

3) басни :

-И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

- И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

- И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

-Л. Толстой «Собака и ее тень»

4) рассказы :

-В.Драгунский «Тайное всегда становится явным»

-В.Драгунский «Друг детства»

-Л. Толстой «Лгун»

-Н.Носов «Огурцы»

-А. Толстой «Желтухин»



Приложение 2

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Приложение 3

Консультация для родителей «Научите ребенка любить книгу»

*Нередко приходится слышать сетование на то, что сын или дочь не хочет читать. Действительно, сейчас у печатных изданий существует немало конкурентов: телевидение, компьютер, видео… Но книга по-прежнему необходима, ибо первая открывает ребенку мир, учит сопереживать, сострадать, сорадоваться, а задача взрослых – пробудить, воспитать и укрепить в неокрепшей душе эту драгоценную способность.

*Культура общения с литературой закладывается в семье. Когда малыш часто видит родителей за книгой, слышит, как они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересного издания, любовь к печатному слову проявляется у него как естественная необходимость. Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь.

Необходимо:

*начинать читать вслух с раннего возраста;

*дарить ребенку книги;

*оставлять печатные издания везде, где малыш может их увидеть;

*читать друг другу по очереди;

*определить, какие книжные персонажи нравятся или не нравятся;

*разрешать сыну или дочери самому выбирать книги в магазине или библиотеке;

*не заставлять читать против воли, лучше предложить поиграть в настольные игры, связанные с чтением;

*собирать домашнюю детскую библиотеку;

*после просмотра художественного или мультипликационного фильма предложить прочесть книгу, по которой он снят;

*обязательно слушать, как малыш читает сам, он должен чувствовать интерес старших;

читать ребенку перед сном.

*Всегда следует останавливаться на самом интересном или сложном для восприятия месте, задавать вопросы, помогающие «включать» воображение, обращать внимание на иллюстрации.

*Главное для родителей – открыть маленькому человеку чудо, которое несет в себе книга!

Приложение 4

Памятка для родителей

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением,

подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

5. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

6. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам.

7. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей.

О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8.Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

9. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу.

10. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

Приложение5

Пословицы и поговорки о книге
Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде..

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Книги читай, а дела не забывай.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто работает без книг, решетом воду черпает.

Кто много читает, тот много знает.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга – зеркало жизни.

Книга для ума – что теплый дождик для всходов.

Кто много читает, тот много знает.

Прочел книгу – встретился с другом.

Хорошая книга – лучший друг.

Книга – твой друг, без нее как без рук.

Береги книгу – она поможет тебе жить.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Книги читать – не в ладушки играть.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Испокон века книга растит человека.

Будешь книги читать – будешь все знать.

Книга мала, а ума придала.

Книга не мед, а всякий берет.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Хорошая книга ярче звездочки светит.

Одна книга тысячу людей учит.

С книгой поведешься — ума наберешься.

Хорошая книга — лучший друг.

Книга — лучший подарок.

С книгою жить – век не тужить.



Умнее книги не скажешь.

Чтение — лучшее учение.