страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Владимира Высоцкого «Только он не вернулся из боя…» - страница №1/1
![]() Методическая разработка литературной гостиной по творчеству Владимира Высоцкого «Только он не вернулся из боя…». Совесть, благородство и достоинство – Вот оно святое наше воинство, Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Б.Окуджава. “Песенка”. (учитель: Кудряшова Е.А.) Цель: подведение итогов анализа творчества В.С. Высоцкого. Метод обучения: использование человекосообразной технологии. Задачи: образовательные: - обеспечить углубленное изучение творчества В.С. Высоцкого; - актуализировать знания учащихся на основе изученного ранее материала в курсе “русская литература”; - способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и способностями, склонностями и потребностями; развивающие: - развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими изученных образцов классической русской литературы; - развитие способности анализировать обусловленность явлений и процессов, характерных для русского общества 2-ой половины20-го столетия; - развитие исследовательских навыков учащихся при комплексном анализе поэтического текста; - развитие познавательных стратегий учащихся(использование при подготовке к уроку критической, художественной литературы, а также разных учебников); - развитие нравственных понятий у учащихся; - развитие умений групповой и дискуссионной работы;
- развитие коммуникативных компетенций; - формирование гуманистических и демократических ценностей; - воспитание патриотизма, чувства ответственности за свои поступки. Оборудование урока: - тексты лирики Владимира Высоцкого; - материалы для проведения урока-исследования, - компьютер; - широкоформатный экран для демонстрации иллюстративных материалов, связанных с творчество Владимира Высоцкого. - презентация; -песни В.Высоцкого; -фрагменты к\ф «Вертикаль» Основные понятия: жанровое своеобразие лирического текста, лирический герой, лирическая героиня, художественный образ, типичный герой, типичные обстоятельства, монолог, диалог, исповедь. Книжная выставка « Поэты умирают - поэзия остается». 1 ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы вспоминаем большого поэта современности, выдающегося артиста, незабываемо игравшего на подмостках Театра на Таганке, яркого киноактёра, покорившего зрителя глубиной проникновения в создаваемый им образ; самобытного исполнителя авторских песен, звучащих во всех уголках страны. Демонстрация телевизионного интервью с В.Высоцким: « Вы спросили, кем я себя больше считаю - поэтом, композитором, актёром? Вот я не могу вам впрямую ответить на этот вопрос, может быть, всё вместе будет называться каким-то одним словом, и тогда я скажу: «Я себя считаю вот этим-то». Этого слова пока нет… я думаю, сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез…может, это какой-то новый вид искусства. Не было же магнитофона в ХIХ веке, была только бумага, теперь появились магнитофоны и видеомагнитофоны.., значит, может появиться новый вид искусства - для меня». Демонстрируется слайд с портретом Высоцкого. 2 ведущий: Действительно, современное развитие техники помогло раскрыться самобытному таланту Владимира Высоцкого- синтезу поэтического слова, музыки, артистизма, необыкновенной модуляции голоса- и сделало его достоянием миллионов людей. 3 ведущий: Родился Высоцкий в Москве 25 января 1938 года. Жил то с матерью- переводчицей с немецкого языка, то в семье отца- связиста, ставшего профессиональным военным. Вторая жена отца больше других поощряла поэтические пробы мальчика, мать увлекалась театром и с раннего детства приобщала к нему сына. Учась в школе, он уже занимался в драматическом кружке. 4 ведущий: По окончании школы, под давлением родителей, которые считали, что техническое образование - это специальность, а всё остальное - забава, Высоцкий поступил на механический факультет Московского инженерно - строительного института. В коллектив студентов влился сразу, всегда был в центре внимания, на всё имел своё мнение, но удовлетворения от учёбы не получал- душа рвалась на подмостки театра. И в конце первого семестра он всё-таки бросил институт, чтобы на следующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу- студию МХАТ. Здесь начало раскрываться его дарование. Он писал различные комедийные вещи, стихотворные тексты многочасовых капустников, в составе агитбригады ездил по сёлам, придумывал и исполнял частушки на местные темы. По окончании школы- студии Высоцкий некоторое время работал актёром Московского драматического театра им. Пушкина, затем- Театра миниатюр, делал первые пробы в кино. Но после того как увидел «Доброго человека из Сезуана» Б. Брехта- первый спектакль только что открывшегося Театра на Таганке- понял: вот его театр, в другом он себя уже не представлял.
Демонстрируется слайд, изображающий Высоцкого в разных ролях. 1 ведущий: 16 лет, по день смерти- 25 июля 1980 года, Владимир Высоцкий был ведущим актёром Театра на таганке. В 1971 году в театре был поставлен спектакль по трагедии Шекспира «Гамлет» в переводе Бориса Пастернака. Заглавную роль в нём сыграл Высоцкий. Демонстрируется слайд, изображающий Высоцкого в роли Гамлета. «Я сам себя предложил на эту роль,- признавался он.- Давно хотел сыграть её, смотрел почти всех наших Гамлетов. Сыграть не просто по-другому, чем они, а (так мне самому тогда казалось) как хотел Шекспир. Но, вероятно, об этом думает каждый актёр». 5 ведущий: « Творчество требует от меня полной отдачи и каких-то невероятных сил: физических, эмоциональных…Я играл Галилея, играю до сих пор Гамлета - эти роли требуют от меня нечеловеческого напряжения», - говорил актер 18 июля - в предынфарктном состоянии - сыграл он своего последнего Гамлета. 25 июля французские газете сообщили: «Гамлет в Театре на Таганке в Москве умер».
2 ведущий: Официальное признание пришло после смерти. Сейчас поэта печатают, вышли на экран не показанные в своё время кинокартины с его участием, сделано несколько кино- и телепрограмм о жизни и творчестве нашего выдающегося современника, статьи и воспоминания о нём заполнили страницы газет и журналов. За создание образа Жеглова в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен Владимиру Высоцкому посмертно присуждена Государственная премия СССР. 3 ведущий; Во второй половине 50-х годов Булат Окуджава запел свои стихи под гитару. Запел не как артист на эстраде, а как-то по домашнему, доверительно просто. Одним из первых осознал значение творчества Окуджавы Владимир Высоцкий. Осознал и сразу же подхватил его бархатный, немного печальный голос своим мощным, хриплым «рыком» с поющими согласными звуками. Сам Высоцкий вспоминал: «Я вдруг услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии и стихи, которые я уже знал,- это был Булат, и вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией… я считаю его своим крёстным отцом». Демонстрируется слайд, изображающий поэта с гитарой. 4 ведущий: С каждым годом песня всё больше заполняет жизнь Высоцкого. « Это дело - авторская песня (термин впервые введён Высоцким) – требует очень большой работы,- говорил поэт,- эта песня всё время живёт с тобой, не даёт тебе покоя ни днём, ни ночью, записывается она иногда моментально, но работа на неё тратится очень большая. И если есть впечатление, что это делается очень легко, то это ложное впечатление. Если на одну чашу весов бросить всё, что я делаю кроме авторской песни - деятельность мою в театре, кино, на радио, телевидении, концерты, а на другую только работу над песней, то мне кажется, что эта чаша перевесит, потому что песня всё время не даёт покоя, скребёт за душу и требует, чтобы ты вылил её на белый свет и, конечно, в музыку». 5 ведущий: Сам поэт говорил об этих песнях: «Я считаю, что они колоссальную мне принесли пользу в смысле работы над формой, очистки, простоты, такой нарочитой, кажущейся примитивизации мелодии, чтобы это сразу входило не только в уши, но и в душу». Основная же заслуга этих песен, наверное, в том, что поэт благодаря им поверил в действенную силу своей сатиры и решился на тяжёлое подвижничество, которому посвятил всего себя, всю свою жизнь,- стал песнями бороться с недостатками нашей жизни. Демонстрируется следующий слайд. 1 ведущий: Одни любили его, другие- ненавидели. Он признавался: Чтец 1:Не привыкать глотать мне горькую слюну- Организации, инстанции и лица Мне объявили явную войну За то, что я нарушил тишину, За то, что я хриплю на всю страну… Но был твёрд: И песню напишу я не одну. И в песне той кого-то прокляну, Но в пояс не забуду поклониться Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться! Пусть чаша горькая- я их не обману. 1 ведущий: Диапазон сатиры Высоцкого огромен. Разве можно перечислить всех, кого коснулась сатирическая муза Владимира Высоцкого, не только коснулась, а показала, как всё это нелепо. Звучит песня «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное- невероятное» с Канатчиковой дачи». 2 ведущий: Но есть в стихах поэта и другой мир- прекрасный мир романтики. Демонстрируется слайд, изображающий гору с прикреплённой табличкой, на которой выбиты слова Высоцкого: «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя». Здесь «горы спят, вдыхая снежные лавины», «скалы сами подставляют плечи»; хоть одна из не пройдённых дорог, а дожидается нас; здесь страхуют товарища и можно положиться на друга, как на себя самого. Здесь «морской хмельной невиданный простор сродни горам в безумье, буйстве, кротости», и уже не удивляешься, узнав, что наша планета «рождалась в муках творчества». Автор вообще любил ставить персонажей своих песен в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести, потому что «интереснее писать о людях в подвиге, в риске, чем просто так».
Звучит песня «Вершина». 1 ведущий: Военные песни блистательной россыпью вкраплены в поэтическое наследие Высоцкого. Каждая из них, воспевая боевой подвиг, сама является подвигом творческим, потому и западает в сердца, теребит души. Демонстрация фрагмента интервью с поэтом: «…почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать- это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю… Во-вторых, у меня военная семья…»
Звучит песня « Почему всё не так...» Появляется слайд, изображающий маленького Володю с отцом. 3 ведущий: Война только коснулась Владимира Высоцкого, опалив его детство, но, тем не менее, он и знал о ней многое, ведь вырос Володя в семье военного. Пройдут годы, и из сплава детских впечатлений и воспоминаний, рассказов отца и его фронтовых друзей, из всего, что сохранило сердце, отольются песни, как живая память о войне, о солдатах, ковавших победу. 4 ведущий: Отец Владимира, Семен Владимирович Высоцкий рассказывал: «Воевать я начал на Северо - Западном фронте, в составе 127-го отдельного батальона связи, который обеспечивал оборонительные бои на дальних подступах к Москве. А День Победы встретил в столице Чехословакии Праге… Сын очень любил слушать фронтовые рассказы. И мои, и моего родного брата Алексея, храброго фронтовика, дошедшего до Берлина, и моих боевых друзей, часто навещавших наш дом». Эти рассказы дали потом свои ростки Ведущий 5: Владимиру Высоцкому удалось передать и трагизм сорок первого года, и ликование сорок пятого. Поэту веришь. Словно эти песни созданы сразу после войны, а не четверть века спустя. «Мы дети военных лет,- говорил он,- для нас это вообще никогда не забудется… Мы довоёвываем в своих песнях. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участия в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями. Это почётная задача-писать о людях, которые воевали. Звучит « Песня самолёта - истребителя». Появляется слайд с портретами 2 ведущий: Изобилие информации и частые стрессы вызвали защитную реакцию и сделали нас малочувствительными, особенно к чужим переживаниям, но песня «Кони привередливые» никого не оставила равнодушным. Люди переживали трагедию автора, как свою собственную. Звучит песня «Кони привередливые». Появляется слайд, изображающий Высоцкого и Марину Влади. 5 ведущий: В самом главном поэзия Высоцкого близка есенинской поэзии - она проникнута большой любовью к Родине и пропитана музыкой. Высоцкий всегда был лирик, быть может в первую очередь- лирик, даже в «уличных» и самых сатирических песнях, но его стихи о любви были почти неизвестны. Звучит песня «Теперь я не избавлюсь от покоя…» 1 ведущий: 25 июля 1980 года в возрасте 42-х лет поэта не стало. Похороны Высоцкого вылились в подлинное проявление народной скорби. Вспоминает Владимир Надеин: « Когда Высоцкий умер, многие ведомства оказались захваченными врасплох. В Москве шла Олимпиада, и казалось, всем было не до того. Через несколько часов вышла «Вечёрка» с «рамкой». Спасибо «Вечёрке», она была одна… «Рамка» выглядела скромно, всего несколько строк: «с глубоким прискорбием… артист Театра на Таганке…» Чтец 2: Ещё одной звезды не стало. И свет погас. Возьму упавшую гитару, Спою для вас Слова грустны. Мотив невесел, В одну струну. Но жизнь, Расставшуюся с песней, Я помяну. И снова слышен хриплый голос. Он в нас поёт. Немало судеб укололось О голос тот. И над душой, что в синем небе, Не властна смерть. Ах, чёрный лебедь, хриплый лебедь, Мне так не спеть. Восходят ленты к нам и снимки. Грустит мотив. На чёрном озере пластинки Вновь лебедь жив. Лебедь жив… А. Дементьев. Чёрный лебедь. Демонстрируется слайд, изображающий памятник на могиле Высоцкого. 2 ведущий: Актриса Алла Демидова вспоминала: « Я не помню, кому пришло в голову, что надо найти кусок метеорита или астероида, положить его на могилу Высоцкого, а внизу мелкими буквами написать: «Владимир Семёнович Высоцкий, 1938- 1980». Чтобы человек, читая, невольно наклонялся- кланялся и этому астероиду, и могиле Высоцкого, и старой церкви за ней, и всему кладбищу. Мы, к сожалению, не сумели воплотить этот замысел…И когда осенью 1985 года я стояла на открытии бронзового монумента, я вспоминала стихотворение Высоцкого «Памятник» и думала, что и здесь он оказался провидцем». Чтец 3: Я при жизни был рослым и стройным, Не боялся ни слова, ни пули И в привычные рамки не лез,- Но с тех пор, как считаюсь покойным, Охромили меня и согнули, К пьедесталу прибив ахиллес. Не стряхнуть мне гранитного мяса И не вытащить из постамента Ахиллесову эту пяту. И железные рёбра каркаса Мёртво схвачены слоем цемента,- Только судороги по хребту. Я хвалился косою саженью- Нате смерьте! Я не знал, что подвергнусь суженью После смерти,- Но в привычные рамки я всажен- На спор вбили, А косую неровную сажень – Распрямили. И с меня, когда взял я да умер, Живо маску посмертную сняли Расторопные члены семьи. И не знаю, кто их надоумил,- Только с гипса вчистую стесали Азиатские скулы мои. Мне такое не мнилось, не снилось, И считал я, что мне не грозило Оказаться всех мёртвых мертвей,- Но поверхность на слепке лоснилась, И могильною скукой сквозило Из беззубой улыбки моей. Я при жизни не клал тем, кто хищный, В пасти палец, Подходившие с меркой обычной- Отступались,- Но по снятии маски посмертной- Тут же в ванной- Гробовщик подошёл ко мне с меркой Деревянной. А потом, по прошествии года- Как венец моего исправленья- Крепко сбитый литой монумент При огромном скопленье народа Открывали под бодрое пенье,- Под моё- с намагниченных лент. Тишина надо мной раскололась- Из динамиков хлынули звуки, С крыш ударил направленный свет,- Мой отчаянный сорванный голос Современные средства науки Превратили в приятный фальцет. Я немел, в покрывало упрятан,- Все там будем! Я орал в то же время кастратом В уши людям. Саван сдёрнули- как я обужен,- Нате, смерьте!- Неужели такой я вам нужен После смерти?! Командора шаги злы и гулки. Я решил: как во времени оном- Не пройтись ли, по плитам звеня?- И шарахнулись толпы в проулки, Когда вырвал я ногу со стоном И осыпались камни с меня. Накренился я- гол, безобразен- Но и падая вылез из кожи, Дотянулся железной клюкой,- И когда уже грохнулся наземь, Из разодранных рупоров всё же Прохрипел я похоже: «Живой!» И паденье меня и согнуло, И сломало,- Но торчат мои острые скулы Из металла. Не сумел я, как было угодно,- Шито-крыто,- Я, напротив, ушёл всенародно- Из гранита! Демонстрируется слайд с портретом Высоцкого. 2 ведущий: Все знали, что Высоцкого нельзя было заставить: «Пой в унисон, жми что есть духу»,- от веет у него был прост: «Лучше голову песне своей откручу, но не буду скользить, словно пыль по лучу!» Многие из его лучших стихотворений были написаны в середине 70-х годов, но и сегодня они звучат современно, продолжая, как говорил поэт «входить не только в уши, но и в души». Звучит песня Высоцкого «Я не люблю». Второй ведущий. Спасибо за внимание! Отзывы учащихся 10 класса о мероприятии, о личности поэта, планы на будущее. |