Викторина по творчеству А. Яшина (примерные вопросы) I биография - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 22.66kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 18.19kb.
Викторина «Памяти великой Победы» 1 179.7kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 55.28kb.
Викторина «По дорогам сказок» Сиберт О. А. 2 11. 13 11. 00 1,5 1 27.78kb.
Викторина «Владимир Высоцкий знакомый и неизвестный» 1 42.9kb.
Мальчик луковка (Викторина для учащихся 3-х классов) 1 45.47kb.
Викторина по страноведению 1 15.37kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по истории отечественного... 1 57.56kb.
Викторина для студентов, изучающих английский язык Цели и задачи 1 45.83kb.
Анкета для студентов вузов 23 Приложение 2 29 Примерные вопросы интервью... 6 879.01kb.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» боу шмр «Нифантовская... 3 866.77kb.
- 4 1234.94kb.
Викторина по творчеству А. Яшина (примерные вопросы) I биография - страница №1/2

Фролова Ольга Валентиновна

( МОУ "Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы города Вологда")

Викторина по творчеству А.Яшина

(примерные вопросы)

I Биография



  1. Известный критик – литературовед Валерий Дементьев как-то сказал: «Хочешь узнать поэта – побывай на его родине». Как вы понимаете это утверждение? Почему так? Где родился Александр Яшин? ( В деревне Блудново Никольского района Вологодской области).

  2. О ком из прославленных земляков, жителей и уроженцев Никольского района Вы знаете? Чем известны эти люди?

Ответы по книге (С.107-110) Спирин В.В. Города Вологодской области: Книга для учителя и учащихся. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.- 168с.

    • С раннего детства жил в Никольске писатель Павел Владимирович Засодимский, родившийся 1 марта 1843года В Великом Устюге.

    • Отбывал ссылку Николай Васильевич Шелгунов, критик и публицист, соратник и последователь Чернышевского и Добролюбова.

    • Прибыл по этапу в кандалах в конце 1871 года и пробыл до весны 1874 год Григорий Николаевич Потанин – известный географ и этнограф. Результатом долгого и кропотливого труда по изучению экономики и культуры края стала обширная статья «Никольский уезд и его жители», в которой собран большой этнографический материал об уезде, обычаях , нравах, культуре с приложением коллекции минералов и гербария из 238 местных растений.

    • Владимир Васильевич Спирин – ученик и последователь Ивана Васильевича Мичурина. Ещё до революции начал заниматься выведением новых сортов плодовых деревьев и кустарников. Им выведено 6 сортов яблонь, 8- крыжовника, 6-малины и 4 сорта смородины. Никольские сорта распространились по территории Вологодской области, успешно прижились в Омской, Тюменской, Новосибирской, Челябинской, Кемеровской и других областях, их можно встретить на 45 территориях. В Никольске сохранился дом садовода Спирина.

    • Никольская земля – родина Героев Советского Союза. Иван Степанович Конев в 1918-1919 году был в Никольске военным комиссаром, в годы войны стал маршалом, дважды Героем Советского Союза. Василий Михайлович Павлов у села Тарановка под Харьковом повторил подвиг героев-панфиловцев: в критическую минуту боя со связкой гранат бросился под вражеский танк.




  1. Александр Яковлевич Попов родился 27 марта 1913 года и рос в крестьянской семье. Яшин - это псевдоним, своеобразная память об отце, погибшем в первую мировую войну. Что вы знаете о семье поэта? Какова роль деда в его судьбе?

Яшин происходил из уважаемого рода Поповых. Дед будущего поэта Михаил Михайлович Попов открыл в Блуднове сельскую школу, которая находилась в его же доме. Бабушка – Авдотья Павловна была известной на всю округу сказительницей.

Мальчик рано осиротел. Его отец- Яков Попов не вернулся с войны. В память об отце (Яков – Яша – яшин) он возьмёт литературный псевдоним Яшин. Мать будущего поэта – Евдокия Григорьевна вторично выходит замуж. Для отчима мальчик был, прежде всего, подрастающим работником. И тогда его дед, Михаил Михайлович Попов, собирает в деревне сельский сход, на котором решается судьба деревенского мальчика: Шурку Яшина надо учить. После окончания 3-х классов сельской школы Шура Попов отправляется на учёбу в Никольск, в школу - семилетку.



  1. Ознакомьтесь с основными биографическими датами. (Информацию можно взять на сайте отдела по делам культуры Никольского муниципального района Вологодской области) Заполните таблицу. Сколько важных событий в биографии А.Я. Яшина вы выделили и почему?




Дата

Событие







  1. Возможно познакомить детей с детством и юностью А. Яшина, предложив собрать «биографическое лото» по группам и составить на основе «собранной» информации связный рассказ по теме. (Если учитель расстрижёт, сохраняя нумерацию вопросов, то логика связного ответа ученика будет очевидна. В поделённых нами на блоки вопросах возможен только один ответ, что облегчает работу, но требует смекалки, сообразительности при чтении; используются средства связи - повтор, ключевые (опорные) слова).

тема



Вопрос

Ответ

Род Поповых был сильный и многочисленный

Дед и бабушка поэта

1

Как звали деда Александра Яковлевича Яшина по отцовской линии?

Михаил Михайлович Попов

2

Кем работал дед в молодые годы, а кем стал позднее?


Дед был бурлаком, трижды прошел Волгу бечевой. Позднее стал кузнецом, лудил котлы, самовары. Был известным в своих местах мастером

3

Чем увековечил Михаил Михайлович Яшин, дед поэта, память о себе в д. Блудново?

Обосновавшись на родной земле, дед организовал школу, она работает и теперь. Он же собрал первый сход в деревне в защиту учебы внука в городе. Избирался даже в Государственную думу

4

Как звали любимую бабушку Шуры Яшина? Чем была она знаменита в деревне?

Авдотья Павловна Попова была одной из лучших сказочниц. Благодаря ей мальчик рано познакомился с фольклором и полюбил его на всю жизнь

5


Почему так уважали и ценили сказочников, даже неграмотных, в деревне?

Они своими сказками, былинами, бывалыцинами, скрашивали невыносимо тяжелый крестьянский труд на дальних сенокосах, куда уезжали семьями на полмесяца, а также на сплаве, рубке леса и других артельных делах

6

Какие стихи внук-поэт посвятил своей бабушке?

"Присказки" - 1937-39гг. и "Сказочница" - 1938-40гг.

Отец и мать поэта

7

Как звали отца Александра Яшина? Кто он был по профессии?

Яков Михайлович Попов. Был он кузнецом и охотником

8

Как звали мать поэта, откуда она была родом? Почему у нее три фамилии?


Евдокия Григорьевна, уроженка деревни Скочково Никольского уезда.. Коноплева - девичья фамилия, её отец - Григорий Павлович Коноплев; Попова - фамилия по первому мужу, отцу А.Яшина, погибшему на войне; Горчакова - фамилия по второму мужу, отчиму А.Яшина

9

Кто из родных поэта был грамотным, а кто - нет?


Дед и отец окончили "курс учения" в Пермасской Крестовоздвиженской одноклассной церковноприходской школе. Все женщины были неграмотными до конца жизни

10

Почему Александр рано остался сиротой?

Когда сыну было 2 года, отец, Яков Михайлович, был убит в 1915 г. на 1-й Мировой войне

11

Когда родился Александр Яковлевич Яшин?

27 марта 1913 года

12

Сколько детей осталось у Евдокии Григорьевны после гибели мужа?

Двое - Александр и Нина

Память об отце хранил свято

13

Как звали в деревне Александра Попова с детства?

Шурка Яшин (Яшин, т.е. сын Якова, от уменьшительного имени Яша образовалась «поэтическая» фамилия, псевдоним)

14

В каком рассказе в 1954 году поведал Яшин о детских воспоминаниях о своем отце?

"Проводы солдата"(1954г.) – автобиографический рассказ

15

Кто помог маленькому сироте сохранить память об отце?

"Сердобольные деревенские старушки часто тешили меня рассказами о погибшем батьке"

16

Как относились односельчане к Якову Михайловичу Попову и каким его вспоми­нали?

"Все очень любили его и жалели о нем". Вспоминали о Я.М. Попове, что был он "силен и смел, весел, и добр, справедлив и приветлив со всеми, никого не обижал..."

17

А что еще, кроме рассказов блудновцев, помогло мальчику сохранить в памяти картину проводов отца (об этом упоминается в рассказе «Проводы солдата»)?

Граммофон и «пластинка то ли «Проводы на войну», то ли «Проводы солдата».В доме деда Михаила Михайловича Попова был граммофон. Шура не только слушал, но иногда даже дед доверял ему самому проиграть 1-2 пластинки. Уже после смерти деда (умер в 1928г.), став взрослым, Александр Яшин нашел там пластинку "Проводы на войну или проводы солдата...", и воспоминания детства, похожие на сон, снова ожили в памяти.

Отчим поэта

18

Как звали отчима будущего поэта?

Антип Иванович Горчаков

19

Сколько детей росло в семье отчима и кто был старший?

Всего было семеро детей: Старший - Александр, потом - Нина, родилось еще 5: Михаил, Василий, Мария, Александра, Антонина

20

Какими оказались детские годы для будущего поэта?

Семья бедствовала. Отчим рано стал считать старшего работником. Шура знал и любил всю деревенскую работу, но очень хотел учиться.

21

В каком стихотворении впоследствии Яшин будет вспоминать отчима?

В стихотворении "Спешите делать добрые дела" есть такие строки:

Мне с отчимом невесело жилось.

Все ж он меня растил...

И оттого


Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его "



Детские годы, начало учёбы

22

Перечислите, что умел делать с детских лет Шура Яшин.

«Я с детства приобщился к тяжелому и радостному крестьянскому труду - умею пахать плугом, косить косой, метать стога, жать серпом, плести лапти и даже прясть лен с веретеном и ткать пестрядь на самодельном стане" из очерка "О моих корнях", январь 1965г.)

23

Где окончил три класса начальной школы будущий поэт и когда?

В Блуднове; 5.07.1922г. получил первое удостоверение, что он приобрел "достаточные знания в объеме курса школы I ступени"

24

Почему Шура Яшин сбежал из дома и кто его выручил?

Мальчик очень хотел учиться дальше, но, поскольку отчим не отпускал его в Никольск, деду пришлось собирать крестьянский сход, который и постановил - отправить Ал. Попова на учение в уезд. Этот случай положил начало тесной связи будущего поэта с его земляками

25

В какой школе продолжал учебу сын Якова Михайловича Попова?

Сначала в школе детдома, потом закончил семилетку в Никольске

26

В каких стихотворениях Александр Яшин прославил свою родную де­ревню Блудново?


"Деревня Блудново" - 1944г., "Раннее утро" - 1944г., "Не разучился ль ходить за плугом" - 1944г., "Отпускник" - 1944г., "Земной поклон" -1958г., "Весеннее" - 1939г., "Не умру" - 1943г., "Я давно на родине не был", "Раннее утро" - 1944г

«Я с детства знал, что буду поэтом…» (Начало литературной деятельности)

27

Когда и с чего началась «проба пера»? Почему, как объясняет сам А.Яшин, он начал писать?

"Когда и с чего началось, пожалуй, теперь и не вспомнить, не припомнить. Скажу лишь одно: не легко и голодно в детстве жилось. Не сытно в деревне. Был одинок, нелюдим, затравлен. Никем никогда не любим. Смотрел из угла. И, может быть, поэтому "являться муза стала мне", Спасением была. Стихи сочинять я начал рано" (из дневников 1958-1968гг. "Бобришный Угор»)

28

Какое из ранних стихотворений А.Яшина было опубликовано с фотографией события в газете "Никольский коммунар" и когда?

28 февраля 1925г. - встреча аэроплана "Юнкере" в Никольске. Конечно, сложно назвать эти рифмованные строчки поэзией, но двенадцатилетний Шура Яшин был горд и счастлив. Вот фрагмент из данного опуса.

Вот я из школы возвратился, Уроки не идут на ум,

Мне в мысли аэроплан забился, Который скоро прилетит.
Но прилетит ли, неизвестно,

Я думаю, что прилетит,

Так как газета говорит,

Что аэроплан уже летит.



29

Как называлась первая ученическая поэма А.Яшина, быль, которую односельчане любили слушать, называя "складной бывальщиной"?

«Поэму "Про Арсеньку- батрака" - про то, как он "за осьмишку табака робил год у кулака. .." готовы были слушать по несколько раз за вечер,» - вспоминает автор в своей биографии "Земляки помнят"

30

В каких жанрах литературы пробовал свои силы Шура Попов в 10-15 лет?

Писал стихи, поэмы, рассказы, дневники

31

Какие темы брал для творчества юный А.Яшин?

Писал о близком, знакомом, о том, что видел в жизни - сенокосе в деревне, огороде в городе, ярмарке, друзьях и родных. Наталья Александровна Яшина - дочь поэта - подарила музею в Никольске копии нескольких рассказов - сочинений Шуры Попова периода 1922-1928гг. «Какой мне страшный приснился сон», «Моё любимое занятие», «Осенняя ярмарка в Никольске, «Как я провёл каникулы», «Комета», «Товарищу», «Письмо от бабушки», «Огород».

32

Где и когда появились первые печатные стихи А.Яшина?

В районной газете "Никольский коммунар", в газетах Великого Устюга: "Ленинская смена". "Советская мысль", "Северные огни" и даже в московском журнале «Колхозник»

33

За что и какой "гонорар" получил герой рассказа "Первый гонорар"?

Подростком, не старше 15 лет, Яшин получил денежный перевод за опубликованные заметки в газете «Пионерская правда», а от матери – порку за «шикарную» гулянку. *

*В автобиографическом рассказе «Первый гонорар», опубликованном Яшиным в 1960 году, автор подсмеивается над собой, но при этом правдиво рассказывает о случившемся, «было мне тогда меньше пятнадцати лет»: «Гонорар пришёл из Москвы, из «Пионерской правды». Там время от времени печатались мои заметки о школьной жизни, а однажды была помещена даже басня «Олашки» о буржуе, который отказался есть оладьи, узнав, что они испечены из советской муки. Принципиальные были буржуи в то время!

Денежный перевод, если не ошибаюсь, рублей на тридцать, застал меня врасплох. У меня больше 20-30 копеек в кармане никогда не бывало».

Окрылённый такой суммой и почувствовавший себя взрослым, герой рассказа «купил в магазине конфет, обливных пряников и папирос и ринулся пешком в родную деревню. Дело было зимой. Носил я тогда лапти, тёплой одежонки, конечно, не было, и идти мне было легко». Пришёл на беседу, «ещё ни разу на беседках не принимали меня всерьёз, ни в чьих глазах я не был взрослым». Роздал папиросы, подсел («ткнулся рядом») на лавку к нравившейся ему девушке Анне («Моя любовь, Анна, сидела в полумраке кухни, но была она самая красивая из всех. Красный пестрядинный сарафан с белыми нитяными квадратами, кофта синяя, яркая, тоже пестрядинная, и никакого платка на голове. А на лице улыбочку, не улыбка, а улыбочка – ласковая, хитренькая, при которой щёки чуть подтягиваются кверху и на одной из них образуется ямочка».«Анна пряла лён»), почувствовал себя самым главным человеком на беседе и как взрослый парень стал кормить Анну конфетами, а она смеялась. Наутро мать уже всё знала: «Добрая, бедная мама! Она знала, что её несмышлёный, но опасно бойкий первенец, живущий в городе без родительского присмотра, где-то раздобыл деньги, - конечно же, нечистые это деньги, не трудовые - покупает папиросы, курит сам и угощает других, а всякие сласти раздаёт девкам. Уж и до девок дело дошло!». Понять про гонорар она, крестьянка, не хотела и не могла: «И в руках у матери за спиной оказалась свежая берёзовая вица - розга. Она стащила с меня замызганное одеяльце, и я, ненакормленный, неодетый, получил первый настоящий гонорар. Конечно, я ни в чём не был виноват, но ведь и она мне добра хотела. Вот и суди после этого, кто прав, а кто не прав». (Цитаты по книге С.43-47 Яшин А.Я. Угощаю рябиной, М: Советский писатель, - 1974, - 320с.)

Дни юности Александра Яшина. Учёба в педагогическом техникуме



тема



Вопрос

Ответ

Дни юности Александра Яшина.

Учёба в педагогическом техникуме

1

Александр Яшин родился в 1913 году, в 14 лет поступил в Никольский педагогический техникум, учился в нём 4 года. Назовите годы учебы А.Яшина в Никольском педтехникуме.

1927-1931

2

В какой кружок сразу поступил юный студент-первокурсник и кем там стал?


Студент –первокурсник поступил в литературный кружок "Наше творчество" и вскоре стал его главой -секретарем, ведущим протоколы занятий. (Из книги А.Рулевой "Александр Яшин")

3

Сколько человек было в кружке. Как проходили занятия?

8 человек. Они обсуждали собственные стихи и рассказы, делали доклады о творчестве русских поэтов, вели рукописный журнал "Наше творчество"

4

На какой псевдоним уже на первом курсе с удовольствием откликался
Александр Попов?

Сашка Яшин. Многие даже не знали его настоящей фамилии. А.Яшин остался верен своему псевдониму до конца жизни

5

Как проявил себя в годы учебы А.Яшин?


Саша Попов сразу стал принимать деятельное участие в общественной жизни техникума. Он всегда отличался серьезным отношением к любой работе, всегда проявлял общественную инициативу

II Творчество



  1. Известно, что родные края много значили для поэта, даже будучи прославленным писателем, очень авторитетным человеком, Александр Яковлевич часто приезжал на родину – в деревню Блудново, что в Никольском районе. У Яшина много стихотворений о родных местах. Земляки поэта, зная о привязанности «московского жителя» к малой родине, срубили для него (неподалёку от деревни Блудново) дом на Бобришном угоре, с этим угором Яшина было связано много детских воспоминаний. Бобришный угор часто упоминается в стихах.

Вчитайтесь во фрагменты стихотворений, вдумайтесь в слова поэта, постарайтесь откликнуться на них. Какие строчки вы считаете наиболее душевными, проникновенными? Напишите сочинение (5-10 предложений) «Малая родина Александра Яшина». Примечание: жирным шрифтом выделены части текста, которые можно предложить плохо читающим детям, чтобы затем они высказали своё понимание этих строк.
Возможно организовать работу иначе – предложить проанализировать понравившиеся стихотворения, а также выучить их наизусть.

План анализа лирического текста предложен в методических пособиях С.А. Зининым и Е.А. Зининой (С.60. Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература 9 кл. / сост. С.А. Зинин, Е.А. Зинина. М., 2002), Н. В. Беляевой (С.95 Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы – М.: Вербум –М, 2004. – 238с.).


1. Примерный план анализа С.А. Зинина и Е.А. Зининой.

  1. Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий).

  1. Жанровые особенности стихотворения.

  2. Тематика, основные мотивы.

  3. Композиционное своеобразие. Особенности строфики.

  4. Внутренний облик лирического героя.

  5. Образный ряд стихотворения.

  6. Настроение, преобладающее в стихотворении.

  7. Лексический строй текста.

  1. Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии).

  1. Изобразительные средства (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ).

  2. Приемы звукописи (аллитерация, ассонанс).

  3. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция (двусложные и трехсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность стиха.

  4. Особенности рифмовки.

  5. Смысл названия стихотворения.


1 См.: Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература. 9кл. / Сост. С. А. Зинин и Е. А. Зинина. М., 2002. С. 60.

2 План анализа лирического текста Н.В. Беляевой

Структурно-семантический аспект

Историко-литературный аспект

1. Композиция (сколько частей, они взаимосвязаны).

1. Место стихотворения в творче­стве поэта (русском и мировом культурном процессе).


2. Образный ряд (ключевые образы; образы-символы и т. п.).

2. Историко-культурные и биогра­фические комментарии.


3. Звуковой строй текста (звукописные образы и их роль).

3. Особенности жанра стихотворе­ния и их смысловая роль.


4. Лексический строй текста (существительные, глаголы, прилагательные, их количественные и качественные характеристики). Изобразительно-вырази­мые средства языка (тропы).

4. Тематика стихотворения, отра­жение в нем основных мотивов творчества поэта.


5. Синтаксический строй текста, изобразительно-выразительные средства языка (фигуры).

5. Эпиграф и его смысловая роль.


6. Поэтические интонации, настроения текста.

6. Скрытые цитаты, литературные и культурные ассоциации, пере­клички.


7. Стихотворный размер и его смысловая роль.

7. Посвящение стихотворения и его смысловая роль.


8. Особенности рифмовки и их смысловая роль.

8. Подзаголовки стихотворения и их смысловая роль.


9. Строфика текста, ее особенности и смысловая роль

9. Датировки, указания на место написания.


10. Пространственно-временные отношения и их смысловая последовательность.

10. Условность описании в лири­ческом тексте.


11.Смысл названия стихотворения

12. Настроение стихотворения, движение образа чувства

13. Внутренний облик лирического героя.



В край добра и чудес

С прежним рвусь интересом.

Я из тех самых мест,

Где семь вёрст до небес

И всё лесом да лесом

(из стихотворения «Запасаемся светом»(1963-64), посвящённом Фёдору Абрамову)



В глаза, будто память о детстве,

Зелёные глянут места,

Добру откроется сердце,

И совесть будет чиста.



Земной поклон
Спасибо тебе, Блудново,

Деревня в лесной глуши:

Я начал писать здесь снова,

А это хлеб для души….
Не мало в стране хороших

Углов, - приезжай, гости!-

Куда и добраться проще,

И меньше узлов везти;


<…>

Конечно, и для здоровья

Места благодатней есть…

Но вырос-то я в Блуднове,

С землёй породнился здесь.
Здесь хата моя не с краю.

Я с детства

Не как-нибудь

Тут каждую душу знаю

И чувствую-

В этом суть.



<…>

И пусть иногда сурово

Встречает родная изба,-

Я тутошний,

Из Блуднова,

И это моя судьба.

1958


Завихряется стружка,

Пахнет ягодным бором,

Вырастает избушка

Над Бобришным угором.
В получасе шаганья

От деревни Блудново

Жизнь моя, как сказанье

Начинается снова…

<…>

Заходите соседи

Из окрестных селений,

Не окажется снеди –

Угощу сочиненьем.
На Бобришном угоре

Воздух свеж, будто в море,

Родниковые зори,

И ни с кем я не в ссоре…
Ни запоров не надо,

Ни замков,

Ни ограды.

Добрым людям избушка Круглый год будет рада.


А объявится рядом

Кто с недобрым поглядом –

К тем она повернётся

Не передом,

Задом.

1962


Тянет в простор полей

С каждой весной упорней.

Всё-таки на селе

Все мои корни.
Там, средь лесных берлог,

Я возмужал и вырос,

Первый страх превозмог,

Первое горе вынес;


К трактору привыкал,

Свыкся спорой страдною;

Там в первый раз припал

К речке с живой водою.


Всё на земле родной

Мне лишь на пользу было:

Грудь не спирало в зной,

В стужу не лединило.


Что там ни говори,

Мне не заменит город

Ясной, в хлебах, зари,

Ягодного косогора.


Снова издалека

Манят и лес, и поле.

Пусть на моих руках

Будут гореть мозоли.


Пусть в самый зной работ

На поле хоть однажды

Губы опять сведёт

От нестерпимой жажды


Хочется самому

Тяжесть весны изведать

Там, где в пыли, в дыму

Делается победа.


Где и моя целина

Вспашки ждёт и рассвета…

Так принимай, весна,

Пахаря и поэта!

1954





Я давно на родине не был,

Много в сердце скопил тоски.

Вьются ласточки в синем небе –

Реактивные ястребки.
Потеснило утром туманы –

И село открылось вдали.

Над Москвой возвышаются храмы,

Здесь – колодезные журавли.


Гонят скот на лесные заимки

Босоногие пареньки.

Как речные трамваи в Химках

Басовито гудят быки.

За домами в конце порядка,

Ближе к берегу Юг-реки –

Молодёжная танцплощадка.

А для школьников – Лужники.


На ветру многоцветные шали,

То косынка, то сарафан.

Будто флаги на фестивале

Всех великих и малых стран.

Рад всему, что впервые вижу.

Парни наше село порой

В шутку сравнивают с Москвой:

Дескать, только дома пониже

Да, конечно, асфальт пожиже, -

Больше разницы никакой.

1958

Пустырь


Сколько лет мы видим этот дом –

Ни куста, ни деревца кругом.
Своего соседа не пойму.

Как же так:

Весь век в своём дому,

На земле родной,

Землёю жить –

И не знать её, не полюбить?

Очень занят?

Некогда ему?


Хоть бы раз он руку натрудил:

Если ни цветов, ни деревца,

Хоть бы редьку, что ли, посадил

Вырыл бы канавку у крыльца:

В дождь не лужи были бы – ручей
Самых правильных его речей

Не могу дослушать до конца:

Вдруг всатёт перед глазами дом

И пустырь…

Сухой пустырь кругом.

1958

Стихотворение «Спасибо солнцу» очень необычное. Если этот текст записать без стихотворных строф, то получится ли прозаический текст? Почему же это стихотворение? Обратите внимание на позицию лирического повествователя (героя). А вы способны так поэтически увидеть, воспринять природу? Дополнительные задания: а) проанализируйте используемые художественные средства; б) «проиллюстрируйте» эпизоды, составить диафильм-презентацию.

Примечание. Верлибр, или свободный стих, распространившийся главным образом в 20 веке, стоит на грани между стихом и прозой, поскольку в нём не сохраняются многие особенности, обычные для поэтической речи: рифма, постоянный размер, строки различны по количеству слогов, строфы – по количеству строк. Однако стихотворение делится на стопы, стопа – на строки, после которой ощутима сильная пауза. (По статье «Свободный стих, или верлибр», С.167 Литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся/ С.В. Тураев, К.Д.Вишневский и др.. – М.: Просвещение, 1989. – 335с.)

Стихи Яшина написаны простым языком, они очень проникновенны, легко запоминаются. Выделите слова в стихотворении «Москва – Вологда», которые облегчат запоминание. Обсудите результат с соседом, а затем вчетвером. Какие слова вы выделили и почему? Обратите внимание на слова-маркеры со значением восприятия, чувства; Закройте глаза, представьте, что вы в поезде возвращаетесь на родину, прочувствуйте значение слов, наполните их своим смыслом, совпадает ли ваше восприятие с восприятием поэта? Выучите стихотворение «Москва - Вологда» наизусть. Подумайте, в каких строчках Вологда употребляется как название города, а в каких это название приобретает более широкий обобщённый смысл – родной край, малая родина.

1 строфа: ощутимей север, пахнет…, узнаётся…;

2 строфа: торопясь, полустанок, влажной клюквы маленький кулёк;

3 строфа – и приятно, и смешно…

4 строфа – топкие болота, окна озёр, густой сосновый бор

5 строфа – строевой, в косых лучах по пояс сосновый бор

6 строфа – Дома я! На всё гляжу с любовью…

7 строфа – радуюсь (обновам животворным) Нежным и просторным добрым …

8 строфа - Что кому, а для меня Россия – эти вот родимые места…





Спасибо солнцу
На восходе

вершины сосен

вспыхнули под солнцем,

и у каждого образовалась своя корона.


Солнце понесло огонь по лесу,

по речным сенокосам,

по всей земле –

и всё на земле

старалось уподобиться ему.
Папоротники,

ещё не просохшие от росы,

развернулись, будто солнечные кокошники.

Водяная струя под берегом

превратилась в лучистый зонтик,

и по краям его

заиграла радуга.

У рыжей волнушки

пушистая юбочка с оборками

стала походить на солнечные протуберанцы.


Подслнух – солнце,

Кружевная паутина – солнце.

Даже старый глухарь,

распустив хвост,

выдавал себя за восходящее светило.

Кому ж и поклоняться в этом мире,

как не Яриле-солнцу?
И я,

выйдя из своего охотничьего домика

на Бобришном угоре,

повернулся лицом к реке,

которая внизу текла тоже, как солнце,

снял кепку

и сказал ему, огнеликому:

- Нет, человек произошёл не от обезьяны!

Мне хорошо с тобой, солнце.

Спасибо тебе!

1963
Протуберанец, м. Астр. Образование из раскалённых газов, наблюдающееся в виде светящегося выступа по краю солнца или в виде тёмных волокон на самом диске, удерживается над поверхностью солнца магнитным полем. Одно из древнейших упоминаний о протуберанцах связано с полным солнечным затмением в 1185 году.


Москва – Вологда
С каждым часом ощутимей север,

Остановки реже,


Гуще лес,
Пахнет смолкой вперемежку с сеном,

И всё больше узнаётся мест.


Торопясь, схожу на полустанке,

Словно на заветный огонёк,

Чтобы взять за рубль у северянки

Влажной клюквы маленький кулёк.


Для меня все ягоды здесь сладки.

И приятно, и смешно, что их

Продают в листочках из тетрадки

Иль в обрывках «Жития святых».


Замелькали топкие болота

С голубыми окнами озёр,

Наконец – подъём за поворотом,

И пошёл густой сосновый бор.


Строевой,

В косых лучах по пояс,

Золотом пронизанный насквозь…

Словно к морю вдруг пробился поезд,

Даже небо выше поднялось.
Дома я!

На всё гляжу с любовью,

Радостно от птичьих голосов.

Никакие парки Подмосковья

Не заменят мне моих лесов.
Радуюсь обновам животворным –

Домнам,


Трубам, влитым в синеву,

Плеску волн на море рукотворном,

Лесосекам с грохотом моторным…

И одни всё –

Нежным и просторным

Добрым словом В о л о г д а зову.


Дома я!

И сердце бьётся с силой!

Мимо, мимо за верстой верста…

Что кому,

А для меня Россия –

Эти вот родимые места…

1958




  1. Рос Александр Яшин без отца. Прочитайте фрагмент стихотворения «Меня добру учила вся семья…»(1959). Выпишите ключевые слова этого стихотворения. Права ли «народная педагогика»?

К сиротской доле относясь с участьем,

Меня добру учила вся родня,


Дед за неправду взыскивал с пристрастьем,

Крапивой жёг –

Обидней нет огня.
Бывало, мать прибьёт

И в одночасье

Сама ревёт, судьбу свою кляня:

- Живи по чести,

С совестью в согласье!..-

Она хотела, чтобы сын был счастлив…



  1. Повесть «Сирота» повествует о двух братьях – Павлуше, старшем, и Шурке, младшем, оставшихся без родителей. Почему же существительное общего рода в названии повести употреблено в единственном числе? Каково авторское отношение к каждому из братьев. Почему оно разное? Кто виноват в том, что Павлуша вырос эгоистом, потребителем? (Сосед, заступившийся за «сироту», не разобравшись, кто же виноват в ребячьей драке. Павлуша, смекнувший выгоду социального положения сироты – обижать нельзя и все ему должны. Ему всё сходило с рук и более того зачастую оборачивалось выгодой. Слабоватого здоровьем Павла отправили учиться, но он ленился. Хозяин квартиры учил и своего сына, и постояльца, что можно жить не утруждаясь: сам жил в «начальничках»; вспоминал случай, как в Москве поиздержался, заявление написал, ему – крестьянину, «трудовому человеку» - денег дали. Младший(!) брат Шурка просил, чтобы не расстраивать бабушку, не выгонять лоботряса и второгодника из школы и не сообщать бабушке о том, как старший внук учиться. Бабушка, уповавшая на то, что большой внучок в люди выйдет, и ей на старость легче жить будет. Утверждающаяся идеология тунеядства, ничего недаланья, поиска тёплого местечка, социального потребительства, бесправное положение крестьянства (работа за трудодни, сев по указке) по сравнению с горожанами, вера в обретение лучшей доли в городе). В начале и в конце повести «Сирота» употребляется одно уничижительное в своей оценке, очень обидное ругательное слово, вершина презрения для русского крестьянина, хуже прозвища нет. Какое и кому оно адресовано? Кто и при каких условиях его говорит? (Слово «гнида» о Павле)

  2. Александр Яковлевич Яшин ушёл добровольцем на фронт в 1941 году. Воевал на Ленинградском и Сталинградском фронтах войне, освобождал Черноморье, служил в морской пехот. За годы войны вышло 5 сборников стихов: «На Балтике было», «Красная горка», «Город гнева», «Клятва», «Земля богатырей». Его стихи военных лет проникнуты разным настроением. Определите, каким




  1. Сравните два стихотворения А.Я. Яшина «Моряки Ленинграду»(7 окт. 1941) и «Крепок русский солдат»(1942г, Сталинград) (Помните, что Санкт-Петербург в советское время носил имя В.И. Ленина, город Ленина – Ленинград).

  2. Сравните два стихотворения «Товарищу по окопу»(20 сент.,1941) и «Не умру» (1943г.)

  3. Сравните два стихотворения «Товарищу по окопу»(20 сент.,1941) и «Сорок первый год» (1945)

  4. Сопоставительный анализ поэтических текстов по цепочке (1ого со 2-ым, 2-ого с 3-им, 3-его с 4-ым и т.д.) позволяет полнее и глубже постичь тему (осмыслить её с разных сторон), формировать в пределах знакомства с творчеством одного писателя навыки сравнения, сопоставления, обобщения и вербального (словесного) оформления вывода. В центре внимания должны оказаться сильные позиции текста, ключевые слова, слова одной тематической группы, способы выражения авторского отношения или понятие (термин) из теории литературы (образ лирического героя, пафос, ирония и т.д). В композиции урока учителя сочетают наблюдения над смыслом стихотворения, выраженным в его художественной форме, с формированием умения составлять к стихотворению историко-культурный комментарий.

Для сопоставления в «стихотворных» парах лучше выбрать одну или несколько позиций, на которые мы обращаем внимание при анализе стихотворений.

Возможно организовать работу по сопоставлению стихотворений со всем классом, но групповая работа в данном случае, на наш взгляд, более продуктивна, так как актуализирует внимание обучающихся к поэтическому слову, позволяет сплотить детский коллектив на основе продуктивной деятельности.

У Александра Яшина много стихов о Великой отечественной войне. Он ушёл на фронт добровольцем в 1941 году. Воевал на Ленинградском и Сталинградском фронтах войне, освобождал Черноморье, служил в морской пехоте. За годы войны вышло 5 сборников стихов: «На Балтике было», «Красная горка», «Город гнева», «Клятва», «Земля богатырей». Его стихи военных лет проникнуты разным настроением. Возможные цепочки для сопоставления (на выбор учителя):


  • «Сорок первый год»(1945 год; начало войны, положение с уборкой урожая, жизнь в тылу) – «Не умру»(1943) - «Каждый год весна как чудо»(1945; природа в мае, день Победы) – «Хозяева»(1941-1945; хозяева страны – дети; урок в школе, учитель-фронтовик)

  • «Обстрел» (1942) Ленинград – «Моряки Ленинграду»(7 сентября 1941) - «Триста моряков»(1942) Сталинград - «Крепок русский солдат»(1942г, Сталинград) - «Русские мы»(1941) (сила духа русского воина)

  • «Не позабыть мне первых схваток»(1941) – «Поле»(1941) - «Товарищу по окопу» (1941) - «Не умру»(1943) - «Назови меня именем светлым»(1943) Тема личных переживаний человека на войне – солдата, крестьянина – воина.

  • Шутка и на войне придаёт силы: «Землянка» (1941) – «Шинель» (1941) – «Телеграмма»(1942) – «Отпускник»(1944-1945) (или «Тетерева»(1941) (последняя фраза «Свалилась в снег фашистская « кукушка», или «Назови меня именем светлым»(1943)

  • «Атака»(1943, Сталинградский фронт) - «Высота»(1942) - «Солдатской матери»(1946) с 118– «Мать»с.119 – «Мы люди мира»(1946)(высшая ценность жизни – жизнь, горечь и невосполнимость утраты)

Как на уроках внеклассного чтения, так и на классных часах, возможно обсудить вопросы, важные для становления личности, обсудив и проанализировав стихотворения поэта.



  • Отношение к жизни: «Добру откроется сердце»(1963) - «Покормите птиц зимой»(1964) – «Спешите делать добрые дела» - «Босиком по земле»(1962)

  • Отношение к природе: «Письмо в лесную газету»(1960) – «Следы на снегу»(1966) - «Первый птенец»(1965) - «Кулик»(1966)– «Ночная охота»(1958 -1965) - «Медведя мы не убили»(1965)

  • Взаимоотношения человека и природы: «Не верю, что звери не говорят»(1959) – «Тишина над рекою» (1958 – 1967) - «Всполошились над лесом вороны»(1958)

  • Умение видеть и ценить красоту родной земли (малой родины): «Весна – куда ни кинешь взгляд»(1958) – «Родничок»(1958) – «Босиком по земле»(1962)- «О моей святыне»(1961)

  • Отношение к матери: «Ожидание» (1937) - «Солдатская мать» (1946) - «Две матери» (19 апреля 1968г) - «Мать»(1958) - «С матерью наедине»(1964) - «Молитва матери»(1967).

Например:


ОЖИДАНИЕ
Спи, не тревожься, на зорьке разбудят.

Я продежурю ночь до конца. ...

Мальчик иль девочка это будет?

В мать ли пойдет?

Иль будет в отца?..
Спи!.. А какое бы выдумать имя —

Новое, светлое?..

Бьют часы.

...Сын или дочь — одинаково примем.

Думаю, все-таки будет сын.
Звездным сиянием, лунной порошей

Полночь лежит у резного крыльца. ...

В мать ли, в отца ли — будет хорошим.

Все-таки, думаю, будет в отца!



1937


СОЛДАТСКОЙ МАТЕРИ

Евдокии Григорьевне, моей матери
Нет, не вернется мой брат с войны.

Что нашей матери в горе поможет?

Может, слова совсем не нужны,

Просто поплакать лучше, быть может?


Дружен, широк был семейный стол,

Правильной жизнью жили ребята.

Мама! Ты знаешь, за что он шел

И почему стал храбрым солдатом?


Легкого счастья на свете нет,

Все окупается потом, кровью.

Пусть в твоем сердце не гаснет свет,

Не оскудеет душа любовью.


Имя тебе — солдатская мать.

Слезы и боль с тобой разделяя,

Знаю, как трудно сына не ждать,

Верю и в силу твою, родная.


Перед бедой не согнем спины.

Вспять не пойдут широкие реки.

Русская ты...

И твои сыны

Крепостью родины будут вовеки.

1946




солдатской матери
Евдокии Григорьевне, моей матери

Нет, не вернется мой брат с войны.

Что нашей матери в горе поможет?

Может, слова совсем не нужны,

Просто поплакать лучше, быть может?
Дружен, широк был семейный стол,

Правильной жизнью жили ребята.

Мама! Ты знаешь, за что он шел

И почему стал храбрым солдатом?


Легкого счастья на свете нет,

Все окупается потом, кровью.

Пусть в твоем сердце не гаснет свет,

Не оскудеет душа любовью.


Имя тебе — солдатская мать.

Слезы и боль с тобой разделяя,

Знаю, как трудно сына не ждать,

Верю и в силу твою, родная.


Перед бедой не согнем спины.

Вспять не пойдут широкие реки.

Русская ты...

И твои сыны

Крепостью родины будут вовеки.

1946


Две матери

На двух концах земли,

Два каменных тревожных изваянья,

Изображающие скорбь, и муку,

И гнев людской, непреходящий гнев.
На Пискаревском кладбище — одна,

Средь опаленных кленов Ленинграда,

Другая — в Пйрчюписе,

На литовских,

На выжженных фашистами полях.
Они живыми были, на щеках

Играл румянец, и в глазах светилось

Желание добра и счастья людям,

Но горе превратило в камень их.


Стоят под небом, будто две скалы,

Возникшие из пламени и крови,

Глаза их неусыпные суровы,

Опущенные плечи тяжелы.


Две матери...

А сколько их еще,

Окаменевших от людского горя,

На юге и на севере России,

На Балтике, на Волге, на Днепре.
И разность языков им не помеха —

Они друг другу руки подают.



19 апреля 1968 г.


следующая страница >>