страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
«Ветеринария» - страница №1/1
![]() Министерство сельского хозяйства ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н. В. Верещагина» Факультет ветеринарной медицины и биотехнологий основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (специальности) 111801 «Ветеринария» Квалификация выпускника специалист Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения 5 лет Молочное
2012
1.1 Основная образовательная программа, реализуемая в Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н. В. Верещагина (ВГМХА) по направлению подготовки 111801 - Ветеринария Основная образовательная программа, реализуемая в ВГМХА по направлению подготовки 111801 - Ветеринария представляет собой систему документов, разработанную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы. ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки 111801 - Ветеринария и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1.2 Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки ВетеринарияНормативную правовую базу разработки ООП ВПО составляют:
1.3 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (специалитет) 1.3.1 Цель ООП ООП ВПО по направлению подготовки 111801 «Ветеринария» (квалификация - специалист) имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. В области воспитания целью ООП ВПО по направлению подготовки 111801 «Ветеринария» (квалификация - специалист) является: развитие у студентов личностных качеств, способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, настойчивости в достижении цели. В области обучения целью ООП ВПО по направлению подготовки 111801 «Ветеринария» (квалификация - специалист) является: формирование социально-личностных, общенаучных, инструментальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и быть устойчивым на рынке труда. Специалист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки 111801 «Ветеринария» (квалификация - специалист) подготовлен для продолжения образования в магистратуре и/или аспирантуре.
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах; одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам) и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. Таблица 1 - Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
* Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам 1.3.3 Требования к абитуриенту Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.1. Область профессиональной деятельности специалистов: Область профессиональной деятельности специалистов включает: сохранение и обеспечение здоровья животных и человека, профилактика особо опасных болезней животных и человека, улучшение продуктивных качеств животных, диагностику и профилактику болезней различной этиологии, лечение животных, судебно-ветеринарную экспертизу, ветеринарно-санитарную экспертизу, государственный ветеринарный надзор, разработку и обращение лекарственных средств для животных. 2.2. Объекты профессиональной деятельности специалистов: Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: сельскохозяйственные, домашние, лабораторные, экзотические, дикие и промысловые животные, птицы, пчелы, рыбы, гидробионты и другие объекты морского и речного промысла, клеточные культуры, микробиологические и вирусные штаммы, сырье и готовая продукция животного и растительного происхождения, продукция пчеловодства, корма и кормовые добавки, места их заготовки и хранения, лекарственные средства и биологические препараты, технологические линии по производству препаратов, продуктов и кормов, помещения для содержания животных, пастбища, водоемы, убойные пункты, скотомогильники, транспортные средства для перевозки животных, продукции животного и растительного происхождения, а также предприятия по производству, переработке, хранению, реализации пищевых продуктов и кормов животного и растительного происхождения. 2.3. Виды профессиональной деятельности специалистов Специалист по направлению подготовки (специальности) 111801 Ветеринария готовится к следующим видам профессиональной деятельности: - врачебная; - экспертно-контрольная; - организационно-управленческая; - производственно-технологическая; - проектно-консультативная; - образовательно-воспитательная; - научно-исследовательская. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
- профилактика, диагностика болезней различной этиологии и лечение животных. В области экспертно-контрольной деятельности: - организация и проведение экспертизы и контроля технологических процессов, зданий и сооружений для содержания животных и технологических операций по переработке сырья животного и растительного происхождения; - ветеринарно-санитарный контроль продуктов и сырья животного и растительного происхождения, продукции пчеловодства и водного промысла; - организация и проведение контроля по транспортировке животных, сырья, продукции животного и растительного происхождения, продукции пчеловодства и водного промысла; - охрана населения от болезней, общих для человека и животных; - охрана территорий Российской Федерации от заноса заразных болезней из других государств. В области организационно-управленческой деятельности: - организация и проведение мониторинга возникновения и распространения инфекционных, инвазионных и других болезней, биологического загрязнения окружающей среды; - оценка экономической эффективности ветеринарных мероприятий; - оценка и прогноз экономического развития ветеринарной службы; - перспективное планирование работы ветеринарных и производственных подразделений; - организация труда в ветеринарных учреждениях и ведение ветеринарной документации. В области производственно-технологической деятельности: - организация контроля технологических процессов по производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации продукции животного и растительного происхождения. В области проектно-консультативной деятельности: - участие в разработке проектов по строительству животноводческих комплексов, технологических линий по переработке продукции животноводства и их экспертизе согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям; - консультативная деятельность в области профилактики, диагностики болезней и лечения животных, ветеринарно-санитарной экспертизы, судебно-ветеринарной экспертизы, организации ветеринарного дела и ветеринарного предпринимательства.
- подготовка и переподготовка специалистов ветеринарного, зоотехнического и биологического профилей; - социокультурное и гигиеническое образование владельцев животных и членов их семей.
- совершенствование методологии научных исследований, разработка и внедрение в производство инновационных технологий в области ветеринарии и животноводства.
Выпускник по направлению подготовки 111801 «Ветеринария», с квалификацией «специалист» должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК)
б) профессиональными (ПК) В области врачебной деятельности:
В области экспертно-контрольной деятельности:
В области организационно-управленческой деятельности:
В области производственно-технологической деятельности:
В области проектно-консультативной деятельности:
В области образовательно-воспитательной деятельности:
В области научно-исследовательской деятельности:
Специализация «Ветеринарная фармация»
Последовательность реализации ООП ВПО по направлению подготовки 111801 «Ветеринария» (квалификация - специалист) по годам (включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы) приводится в годовом календарном графике и в рабочем учебном плане.4.1. Годовой календарный учебный график Годовой календарный учебный график прилагается 4.2. Учебный план Рабочий учебный план прилагается 4.3. Рабочие программы по циклам дисциплин учебного плана подготовки специалиста. Аннотации рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) прилагаются. 4.4. Программы учебной и производственной практик Программы учебной и производственной практик прилагаются Места прохождения практик: КДВЦ факультета ветеринарной медицины и биотехнологий ВГМХА п. Молочное ЗАО «Вологодский мясокомбинат» г. Вологда «Лабораторно-аналитический центр» факультета ветеринарной медицины и биотехнологий ВГМХА п. Молочное ГУ «Вологодская областная ветеринарная лаборатория» г. Вологда ЗАО Племзавод «Заря» Грязовецкого района ЗАО «Вологодская птицефабрика» ЗАО «Заря» Вологодского района СХПК Племзавод «Майский» Вологодского района СПК «Племптица-Можайское» Вологодского района СПК (колхоз) «Племзавод» «Пригородный» Вологодского района СХПК «Ильюшинский» Вологодского района Колхоз «Племзавод Родина» Вологодского района ОАО «Вологодский картофель» г. Кадников ЗАО «Шексна» Шекснинского района СХПК «Присухонское» Вологодского района и др.
Ресурсное обеспечение данной ООП ВПО формируется на основе требований к условиям реализации ООП ВПО, определяемых ФГОС ВПО по направлению подготовки 111801 «Ветеринария» (квалификация - специалист) с учетом рекомендаций соответствующей ПрООП ВПО.
Реализация основной образовательной программы по направлению подготовки 111801 - Ветеринария обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. В учебном процессе по данной ООП участвует 5 профессоров докторов наук, что составляет 10,63%, 20 доцентов, кандидатов наук, что составляет 42,55% преподавателей (табл.2). Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К преподаванию учебных дисциплин по профессиональному циклу привлекается 3 профессора и 6 кандидатов наук доцентов кафедр: анатомии и физиологии, ВНБ, хирургии и акушерства, эпизоотологии и микробиологии, зоотехнии и биологии. По общепрофессиональному ветеринарно-биологическому циклу участвуют 2 профессора докторов наук и 10 кандидатов наук, доцентов кафедр: общей и прикладной химии; высшей математики и физики, экономики и организации, зоотехнии и биологии, анатомии и физиологии, ВНБ, хирургии и акушерства, эпизоотологии и микробиологии. По гуманитарному, социальному и экономическому циклу участвуют 4 кандидата наук, доцентов кафедр: иностранных языков; философии и истории, экономики и организации, анатомии и физиологии
Общий состав ППС кафедр факультета ветеринарной медицины представлен в таблицах 3,4,5,6 Таблица 3 - Общий состав ППС кафедры анатомии и физиологии
Таблица 4 - Общий состав ППС кафедры эпизоотологии и микробиологии
Таблица 5 - Общий состав ППС кафедры ВНБ, хирургии и акушерства
Таблица 6 - Общий состав ППС кафедры зоотехнии и биологии
К образовательному процессу привлекается 4,25 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений 5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса Основная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией и учебно-методическими комплексами по всем учебным дисциплинам основной образовательной программы. Содержание каждой из учебных дисциплин (рабочих программ, модулей) представлено в локальной сети академии. Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Во всех учебно-методических комплексах, представленных в локальной сети академии, существуют специальные разделы, содержащие рекомендации для самостоятельной работы студентов. Реализация основной образовательной программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, сформированным по полному перечню дисциплин основной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся по основной образовательной программе обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет). Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся (сведения приводятся в соответствии с ФГОС). Периодические издания по профилю ООП выписываемые ФГБОУ ВПО ВГМХА и использующиеся в учебном процессе: Газеты: Ветеринарная жизнь Научные и научно-популярные журналы: Аграрная наука http://www.vetpress.ru/ Аграрная Россия http://agros.folium.ru/contents.htm Агро ХХI http://www.agroxxi.ru/ Агрохимический вестник http://www.agrochemv.ru/ Ветеринария Ветеринария с.-х. животных Ветеринарная медицина http://www.veterinarymedicine.ru/ Достижения науки и техники АПК Животноводство России http://www.zzr.ru/jr_frames.html Зоотехния http://www.zootechniya.ru/index.php Известия Тимирязевской с.-х. академии http://journal.timacad.ru/about Коневодство и конный спорт http://www.konevodstvo.org/ Крестьянка http://www.krestyanka.ru/ Кролиководство и звероводство http://www.rpms.ru/index.php?id=PG24112009174042248 Международный с/х журнал http://www.cnshb.ru/jour/jc_g.asp?id=479 Менеджмент в России за рубежом http://www.mevriz.ru/ Методы менеджмента качества http://ria-stk.ru/mmq/ Молочное и мясное скотоводство http://www.skotovodstvo.com/ Наука и жизнь http://www.nkj.ru/archive/ Овцы, козы, шерстяное дело http://www.ovci-kozi.ru/ Охота и охотничье хозяйство Птицеводство http://poultry-russia.ucoz.ru/ Пчеловодство http://www.beekeeping.orc.ru/ Российский паразитологический журнал Свиноводство http://www.svinoprom.ru/archive.html Сельскохозяйственная биология http://www.agrobiology.ru/
Материально-техническое обеспечение включает специализированные лаборатории по дисциплинам реализуемой ООП; клинико-диагностический ветеринарный центр, компьютерные классы; спортивные залы и площадку, тренажерный зал, лыжную базу; музеи «ВГМХА имени Верещагина», «История ветеринарии», «Патологоанатомический», «Внутренних незаразных болезней»; читальные залы библиотеки ВГМХА. Имеются ноутбуки, переносные мультимедиапроекторы, музыкальный центр, телевизоры, DVD. Компьютерные классы и читальные залы библиотеки ВГМХА подключены к сети Интернет. Кроме того для реализации учебного процесса имеется 2 специализированных лабораторий:
В Вологодской государственной молочнохозяйственой академии создана социокультурная среда и благоприятные условия для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся. Одним из важных направлений деятельности высшей школы является выполнение социального заказа на подготовку компетентных специалистов, обладающих социально-профессиональной адаптивностью и мобильностью; высокой мотивацией к работе, самообразованию, самосовершенствованию в профессиональной деятельности; коммуникабельностью; умением работать в команде и т.д. Современному выпускнику вуза необходимы кроме профессиональных компетенций социально-личностные компетенции, входящие в группу общекультурных компетенций. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: - анализ социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогноз возможного их развития в будущем (ОК-4); - умение логически верно, аргументировано и ясно строить как устную, так и письменную речь (ОК-6); - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); - способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8); - способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); - способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10); - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); - владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15); - владение средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной деятельности в банковском и страховом бизнесе (ОК-16).
Воспитательная работа в академии организуется на основе Концепции развития на период до 2015 года, Концепции воспитательной работы и Программы воспитательной деятельности на период обучения студентов, и реализуется на следующих уровнях: академии, факультета, кафедры, академической группы, органов студенческого самоуправления. Ежегодно разрабатываются календарные планы и программы по отдельным направлениям воспитательной работы вуза. Организационная структура воспитательной среды академии Использование стимулирующего воздействия социокультурной среды вуза на развитие социально-личностных компетенций студентов основано на принципе: образование выполняет свои функции через социокультурную среду учебного заведения. Для обеспечения развития и функционирования социокультурной среды в академии создана организационная структура, которая включает: - управление по воспитательной работе и социальным вопросам; - институт кураторства; - профсоюзная организация студентов и аспирантов; - органы студенческого самоуправления (объединенный молодежный совет); - студенческие клубы и творческие коллективы. Основным коллегиальным руководящим органом по социально-воспитательной деятельности является Совет по воспитательной работе. Организацией работы со студентами на факультетах руководят заместители деканов по воспитательной работе. Важным участком воспитательной работы в академии является функционирование института кураторов, обеспечивающего решение ряда индивидуальных образовательных проблем и способствующего скорейшей адаптации студентов младших курсах в академии. Управление по воспитательной работе и социальным вопросам ежегодно реализует программу повышения квалификации преподавателей-кураторов академических групп, издаются методические рекомендации для работы кураторов. Ведущей организацией в системе студенческого самоуправления является профсоюзная организация студентов и аспирантов, которая принимает активное участие в управлении академией: разработке нормативных документов, определяющих организацию учебно-воспитательного процесса; социальной поддержке, быта в студенческом городке; питания, спорта, просветительско-культурных мероприятий.
Социокультурная среда академии включает структурные подразделения, призванные обеспечить разнонаправленное ее насыщение для удовлетворения потребностей студентов в развитии их интеллектуального, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного, лидерского потенциалов. К ним относятся: - отдел по внеучебной работе; - студенческий культурно-досуговый центр; - психолого-консультационная служба (социально-психологическая служба); - студенческий городок; - спортивный клуб; - кафедра физического воспитания; - музей истории академии; - база отдыха «Коробово»; - библиотека; - отдел содействия трудоустройству выпускников; - штаб студенческих трудовых отрядов;
Ученого совета академии, совета по воспитательной работе академии, Ученых и методических советах факультетов, заседаниях кафедр. Проблемы учащейся молодежи, а также достижения в учебе, спорте, творчестве освещаются на сайте академии и в газете «Академгородок». Традиционные полосы газеты рассказывают о событиях в социально-воспитательной сфере академии. Публикации нацелены на создание образа успешного студента, способного реализовать свой потенциал в общественной жизни, спорте, научно-исследовательской работе.
7.1. Текущая и промежуточная аттестация В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рекомендациями ПрООП ВПО по направлению подготовки 111801 «Ветеринария» (квалификация - специалист) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации созданы соответствующие фонды оценочных средств. Эти фонды включают:- контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, зачетов и экзаменов; - тесты и компьютерные тестирующие программы; - примерную тематику курсовых работ/проектов, рефератов.
Образцы фондов оценочных средств прилагаются.7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП специалитета Итоговая государственная аттестация включает два государственных экзамена. Первый государственный экзамен проводится по циклу незаразных болезней и включает в себя следующие дисциплины: клиническая диагностика, инструментальные методы диагностики, внутренние незаразные болезни, оперативная хирургия с топографической анатомией, общая и частная хирургия, акушерство и гинекология. Второй государственный экзамен проводится по циклу заразных болезней и включает в себя следующие дисциплины: патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза, ветеринарно-санитарная экспертиза, эпизоотология и инфекционные болезни, паразитология и инвазионные болезни, организация ветеринарного дела. Обучающийся имеет право представить государственной аттестационной комиссии результаты своей научно-исследовательской работы в виде квалификационной работы. |