«Ветеринария» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Ветеринария» - страница №1/1

Министерство сельского хозяйства
ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н. В. Верещагина»
Факультет ветеринарной медицины и биотехнологий

основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки (специальности)



111801 «Ветеринария»

Квалификация выпускника специалист


Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения 5 лет

Молочное


2012



  1. Общие положения


1.1 Основная образовательная программа, реализуемая в Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н. В. Верещагина (ВГМХА) по направлению подготовки 111801 - Ветеринария

Основная образовательная программа, реализуемая в ВГМХА по направлению подготовки 111801 - Ветеринария представляет собой систему документов, разработанную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки 111801 - Ветеринария и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2 Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки Ветеринария

Нормативную правовую базу разработки ООП ВПО составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки Ветеринария высшего профессионального образования (ВПО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «23» декабря 2010 г. № 2021;

  • Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;

  • Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки 111801 - Ветеринария (носит рекомендательный характер, разработана и утверждена учебно-методическим объединением (УМО) высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области зоотехнии и ветеринарии на базе Московской ветеринарной академии);

  • Устав Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н. В. Верещагина


1.3 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (специалитет)
1.3.1 Цель ООП

ООП ВПО по направлению подготовки 111801 «Ветеринария» (квалификация - специалист) имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

В области воспитания целью ООП ВПО по направлению подготовки 111801 «Ветеринария» (квалификация - специалист) является: развитие у студентов личностных качеств, способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, настойчивости в достижении цели.

В области обучения целью ООП ВПО по направлению подготовки 111801 «Ветеринария» (квалификация - специалист) является: формирование социально-личностных, общенаучных, инструментальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и быть устойчивым на рынке труда.

Специалист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки 111801 «Ветеринария» (квалификация - специалист) подготовлен для продолжения образования в магистратуре и/или аспирантуре.
1.3.2 Срок освоения и трудоемкость ООП

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах; одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам) и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации

Трудоемкость (в зачетных единицах)

Код в сооответствии с принятой квалификацией ООП

Наименование

ООП подготовки специалиста

65

Специалист

5 лет

300*

* Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам

1.3.3 Требования к абитуриенту

Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.


  1. Характеристика профессиональной деятельности выпускника


2.1. Область профессиональной деятельности специалистов:

Область профессиональной деятельности специалистов включает: сохранение и обеспечение здоровья животных и человека, профилактика особо опасных болезней животных и человека, улучшение продуктивных качеств животных, диагностику и профилактику болезней различной этиологии, лечение животных, судебно-ветеринарную экспертизу, ветеринарно-санитарную экспертизу, государственный ветеринарный надзор, разработку и обращение лекарственных средств для животных.


2.2. Объекты профессиональной деятельности специалистов:

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: сельскохозяйственные, домашние, лабораторные, экзотические, дикие и промысловые животные, птицы, пчелы, рыбы, гидробионты и другие объекты морского и речного промысла, клеточные культуры, микробиологические и вирусные штаммы, сырье и готовая продукция животного и растительного происхождения, продукция пчеловодства, корма и кормовые добавки, места их заготовки и хранения, лекарственные средства и биологические препараты, технологические линии по производству препаратов, продуктов и кормов, помещения для содержания животных, пастбища, водоемы, убойные пункты, скотомогильники, транспортные средства для перевозки животных, продукции животного и растительного происхождения, а также предприятия по производству, переработке, хранению, реализации пищевых продуктов и кормов животного и растительного происхождения.


2.3. Виды профессиональной деятельности специалистов

Специалист по направлению подготовки (специальности) 111801 Ветеринария готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- врачебная;

- экспертно-контрольная;

- организационно-управленческая;

- производственно-технологическая;

- проектно-консультативная;

- образовательно-воспитательная;

- научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями

работодателей.
2.4. Задачи профессиональной деятельности специалистов:

В области врачебной деятельности:

- профилактика, диагностика болезней различной этиологии и лечение животных.



В области экспертно-контрольной деятельности:

- организация и проведение экспертизы и контроля технологических процессов, зданий и сооружений для содержания животных и технологических операций по переработке сырья животного и растительного происхождения;

- ветеринарно-санитарный контроль продуктов и сырья животного и растительного происхождения, продукции пчеловодства и водного промысла;

- организация и проведение контроля по транспортировке животных, сырья, продукции животного и растительного происхождения, продукции пчеловодства и водного промысла;

- охрана населения от болезней, общих для человека и животных;

- охрана территорий Российской Федерации от заноса заразных болезней из других государств.



В области организационно-управленческой деятельности:

- организация и проведение мониторинга возникновения и распространения инфекционных, инвазионных и других болезней, биологического загрязнения окружающей среды;

- оценка экономической эффективности ветеринарных мероприятий;

- оценка и прогноз экономического развития ветеринарной службы;

- перспективное планирование работы ветеринарных и производственных подразделений;

- организация труда в ветеринарных учреждениях и ведение ветеринарной документации.



В области производственно-технологической деятельности:

- организация контроля технологических процессов по производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации продукции животного и растительного происхождения.



В области проектно-консультативной деятельности:

- участие в разработке проектов по строительству животноводческих комплексов, технологических линий по переработке продукции животноводства и их экспертизе согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям;

- консультативная деятельность в области профилактики, диагностики болезней и лечения животных, ветеринарно-санитарной экспертизы, судебно-ветеринарной экспертизы, организации ветеринарного дела и ветеринарного предпринимательства.

В области образовательно-воспитательная деятельность:

- подготовка и переподготовка специалистов ветеринарного, зоотехнического и биологического профилей;

- социокультурное и гигиеническое образование владельцев животных и членов их семей.

В области научно-исследовательской деятельности:

- совершенствование методологии научных исследований, разработка и внедрение в производство инновационных технологий в области ветеринарии и животноводства.




  1. Компетенции, формируемые в результате освоения ООП ВПО

Выпускник по направлению подготовки 111801 «Ветеринария», с квалификацией «специалист» должен обладать следующими компетенциями:



а) общекультурными (ОК)

ОК-1

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-2

умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-3

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-4

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-5

использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОК-6

осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации

ОК-7

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

ОК-8

использованием знаний иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников

ОК-9

осуществлением экономического анализа и прогноза своей деятельности

ОК-10

стремлением к установлению международных контактов для повышения профессионального уровня и обмена опытом

ОК-11

использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности

ОК-12

готовностью к достижению уровня физической подготовленности, необходимых для освоения профессиональных умений и навыков

б) профессиональными (ПК)

В области врачебной деятельности:

ПК -1

способностью и готовностью использовать методы оценки природных и социально-хозяйственных факторов в развитии болезней животных, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных патологий;

ПК -2

способностью и готовностью проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее опасных и значимых заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового поголовья животных, давать рекомендации по содержанию и кормлению, оценивать эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и больными животными;

ПК -3

умением правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владением техникой клинического исследования животных, назначением необходимого лечения в соответствии с поставленным диагнозом;

ПК -4

осуществлением профилактики, диагностики и лечения животных при инфекционных и инвазионных болезнях, при отравлениях и радиационных поражениях, владением методами ветеринарной санитарии и оздоровления хозяйств;

ПК -5

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфо-физиологических основ, основные методики клиникоиммунологического исследования и оценки функционального состояния организма животного для своевременной диагностики заболеваний;

ПК -6

способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей для успешной лечебно-профилактической деятельности;

ПК -7

способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого поголовья животных, молодняка и новорожденных, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушения дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

ПК -8

осуществлением необходимых диагностических, терапевтических, хирургических и акушерско-гинекологических мероприятий; знанием методов асептики и антисептики и их применение;

ПК -9

способностью и готовностью назначать больным адекватное (терапевчиское и хирургическое) лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентам с инфекционными, паразитарными и неинфекционными заболеваниями;

ПК -10

соблюдением правил работы с лекарственными средствами; способностью и готовностью использовать основные принципы при организации лечебного диетического кормления больных и здоровых животных.

В области экспертно-контрольной деятельности:

ПК -11

способностью и готовностью проводить вскрытие и профессионально ставить посмертный диагноз, оценивать правильность проведенного лечения в порядке судебно-ветеринарной экспертизы и арбитражного производства;

ПК -12

способностью и готовностью проводить ветеринарно-санитарную оценку и контроль производства безопасной продукции животноводства, пчеловодства и водного промысла, знанием правил перевозки грузов, подконтрольных ветеринарной службе;

ПК -13

способностью и готовностью организовывать и проводить экспертную оценку и контроль технологических процессов и операций по переработке сырья животного и растительного происхождения, зданий и сооружений для содержания животных;

ПК -14

способностью и готовностью к организации и контролю транспортировки животных, сырья, продукции животного происхождения, продукции пчеловодства и водного промысла;

ПК -15

способностью и готовностью осуществлять экспертизу и контроль мероприятий по охране населения от болезней, общих для человека и животных, охране территорий Российской Федерации от заноса заразных болезней из других государств.

В области организационно-управленческой деятельности:

ПК -16

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в ветеринарии и здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, правила, рекомендации, указания, терминологию, действующие международные классификации;

ПК -17

способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений различных типов и различных форм собственности по оказанию ветеринарной помощи населению, анализировать показатели их работы

ПК -18

способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего персонала ветеринарных лечебно-профилактических учреждений; их обучение основным манипуляциям и процедурам;

ПК -19

способностью и готовностью осуществлять организацию и проведение мониторинга возникновения и распространения инфекционных, инвазионных и других болезней, биологического загрязнения окружающей среды, карантинные мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях;

ПК -20

способностью и готовностью организовать и контролировать проведение массовых диагностических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на раннее выявление, недопущение и оперативное лечение опасных заболеваний, в том числе, зооантропозов;

ПК -21

способностью и готовностью осуществлять перспективное планирование работы ветеринарных и производственных подразделений, оценивать и прогнозировать экономическое развитие ветеринарной службы, проводить оценку эффективности ветеринарных мероприятий.

В области производственно-технологической деятельности:

ПК -22

способностью и готовностью осуществлять организацию и контроль технологических процессов по производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации продукции животного происхождения;

ПК -23

способностью и готовностью эффективно использовать лекарственное сырье, лекарственные препараты, биопрепараты, биологически активные добавки; участвовать в разработке новых методов, способов и приемов изготовления и контроля качества лекарственных средств.

В области проектно-консультативной деятельности:

ПК -24

способностью и готовностью участвовать в разработке проектов по строительству ветеринарных учреждений и клиник, животноводческих комплексов, технологических линий по переработке продукции животноводства и их экспертизе согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям;

ПК -25

способностью и готовностью проводить консультативную деятельность в области профилактики, диагностики болезней и лечения животных, ветеринарно-санитарной экспертизы, судебно-ветеринарной экспертизы и организации ветеринарного дела.

В области образовательно-воспитательной деятельности:

ПК -26

способностью и готовностью проводить ветеринарно-санитарно-просветительскую работу среди населения;

ПК -27

способностью и готовностью осуществлять распространение и популяризацию профессиональных знаний, воспитательную работу с обучающимися, анализ состояния и динамики объектов деятельности;

ПК-28

способность и готовность проводить подготовку и переподготовку специалистов ветеринарного, зоотехнического и биологического профилей.

В области научно-исследовательской деятельности:

ПК -29

способностью и готовностью осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты;

ПК -30

способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; умеет применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии.

Специализация «Ветеринарная фармация»

ПК -1.1

способностью использовать современные методы и приемы изготовления, производства, контроля качества, хранения, транспортировки, оборота и утилизации лекарственных средств;

ПК -1.2

способность осуществлять сбор, анализ и интерпретацию материалов в области ветеринарной фармации;

ПК -1.3

способностью использовать достижения науки в оценке качества лекарственных средств и биологически активных добавок, их стандартизации и сертификации;

ПК -1.4

способностью к обоснованию принятия конкретных технологических решений с учетом особенностей фармацевтической отрасли;

ПК -1.5

способностью прогнозировать последствия нарушения технологии лекарственных средств, их применения, хранения и утилизации;

ПК -1.6

способностью осуществлять оценку качества лекарственных средств;

ПК -1.7

способностью обеспечить рациональное производство и изготовление лекарственных средств;

ПК -1.8

способностью эффективно осуществлять маркетинговую деятельность в области обращения лекарственных средств;

ПК -1.9

способностью к оценке затрат на обеспечение качества продукции, проведению маркетинга и подготовке бизнес-планов выпуска и реализации перспективной и конкурентноспособной продукции в области ветеринарной фармации;

ПК -1.10

готовностью к адаптации современных версий систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов, осуществление технического контроля и управления качеством фармацевтической продукции;

ПК -1.11

способностью применять современные методы исследований в области фармации;

ПК -1.12

готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в производстве лекарственных средств;

ПК -1.13

готовностью к участию в проведении научных исследований, обработке и анализу их результатов исследований в области ветеринарной фармации.




  1. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП.



Последовательность реализации ООП ВПО по направлению подготовки 111801 «Ветеринария» (квалификация - специалист) по годам (включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы) приводится в годовом календарном графике и в рабочем учебном плане.



4.1. Годовой календарный учебный график

Годовой календарный учебный график прилагается


4.2. Учебный план

Рабочий учебный план прилагается


4.3. Рабочие программы по циклам дисциплин учебного плана подготовки специалиста.

Аннотации рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) прилагаются.


4.4. Программы учебной и производственной практик

Программы учебной и производственной практик прилагаются


Места прохождения практик:

КДВЦ факультета ветеринарной медицины и биотехнологий ВГМХА п. Молочное

ЗАО «Вологодский мясокомбинат» г. Вологда

«Лабораторно-аналитический центр» факультета ветеринарной медицины и биотехнологий ВГМХА п. Молочное

ГУ «Вологодская областная ветеринарная лаборатория» г. Вологда

ЗАО Племзавод «Заря» Грязовецкого района

ЗАО «Вологодская птицефабрика»

ЗАО «Заря» Вологодского района

СХПК Племзавод «Майский» Вологодского района

СПК «Племптица-Можайское» Вологодского района

СПК (колхоз) «Племзавод» «Пригородный» Вологодского района

СХПК «Ильюшинский» Вологодского района

Колхоз «Племзавод Родина» Вологодского района

ОАО «Вологодский картофель» г. Кадников

ЗАО «Шексна» Шекснинского района

СХПК «Присухонское» Вологодского района

и др.


  1. Фактическое ресурсное обеспечение ООП по направлению подготовки 111801 - Ветеринария в ВГМХА

Ресурсное обеспечение данной ООП ВПО формируется на основе требований к условиям реализации ООП ВПО, определяемых ФГОС ВПО по направлению подготовки 111801 «Ветеринария» (квалификация - специалист) с учетом рекомендаций соответствующей ПрООП ВПО.




    1. Кадровое обеспечение

Реализация основной образовательной программы по направлению подготовки 111801 - Ветеринария обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

В учебном процессе по данной ООП участвует 5 профессоров докторов наук, что составляет 10,63%, 20 доцентов, кандидатов наук, что составляет 42,55% преподавателей (табл.2).

Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К преподаванию учебных дисциплин по профессиональному циклу привлекается 3 профессора и 6 кандидатов наук доцентов кафедр: анатомии и физиологии, ВНБ, хирургии и акушерства, эпизоотологии и микробиологии, зоотехнии и биологии.

По общепрофессиональному ветеринарно-биологическому циклу участвуют 2 профессора докторов наук и 10 кандидатов наук, доцентов кафедр: общей и прикладной химии; высшей математики и физики, экономики и организации, зоотехнии и биологии, анатомии и физиологии, ВНБ, хирургии и акушерства, эпизоотологии и микробиологии.

По гуманитарному, социальному и экономическому циклу участвуют 4 кандидата наук, доцентов кафедр: иностранных языков; философии и истории, экономики и организации, анатомии и физиологии
Таблица 2 - Сведения о качественном составе ППС по ООП

Цикл дисциплин




Число ППС, привлекаемых к преподаванию (физ. лиц)

Процент ППС с учёными степенями

Процент докторов наук



Всего


Всего с учёными степенями

Докторов

наук


ГСЭ

11

4

-

36,36

-

ОВБ

23

12

2

52,17

8,69

П

13

9

3

69,23

23,07

В целом по ООП

47

25

5

53,19

10,63

Общий состав ППС кафедр факультета ветеринарной медицины представлен в таблицах 3,4,5,6


Таблица 3 - Общий состав ППС кафедры анатомии и физиологии

ППС всего

ППС с учеными степенями и (или) званиями

Докторов наук и (или) профессоров

Физических

лиц


Физических

лиц


%

Физических

лиц


%

6

3

50

-

-

Таблица 4 - Общий состав ППС кафедры эпизоотологии и микробиологии




ППС всего

ППС с учеными степенями и (или) званиями

Докторов наук и (или) профессоров

Физических

лиц


Физических

лиц


%

Физических

лиц


%

9

5

55,56

1

11,11

Таблица 5 - Общий состав ППС кафедры ВНБ, хирургии и акушерства




ППС всего

ППС с учеными степенями и (или) званиями

Докторов наук и (или) профессоров

Физических

лиц


Физических

лиц


%

Физических

лиц


%

8

4

50

2

25

Таблица 6 - Общий состав ППС кафедры зоотехнии и биологии




ППС всего

ППС с учеными степенями и (или) званиями

Докторов наук и (или) профессоров

Физических

лиц


Физических

лиц


%

Физических

лиц


%

13

11

84,6

3

23,1

К образовательному процессу привлекается 4,25 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений


5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса
Основная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией и учебно-методическими комплексами по всем учебным дисциплинам основной образовательной программы. Содержание каждой из учебных дисциплин (рабочих программ, модулей) представлено в локальной сети академии.

Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Во всех учебно-методических комплексах, представленных в локальной сети академии, существуют специальные разделы, содержащие рекомендации для самостоятельной работы студентов.

Реализация основной образовательной программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, сформированным по полному перечню дисциплин основной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся по основной образовательной программе обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за

последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет).

Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся (сведения приводятся в соответствии с ФГОС).

Периодические издания по профилю ООП выписываемые ФГБОУ ВПО ВГМХА и использующиеся в учебном процессе:



Газеты:

Ветеринарная жизнь



Научные и научно-популярные журналы:

Аграрная наука http://www.vetpress.ru/

Аграрная Россия http://agros.folium.ru/contents.htm

Агро ХХI http://www.agroxxi.ru/

Агрохимический вестник http://www.agrochemv.ru/

Ветеринария

Ветеринария с.-х. животных

Ветеринарная медицина http://www.veterinarymedicine.ru/

Достижения науки и техники АПК

Животноводство России http://www.zzr.ru/jr_frames.html

Зоотехния http://www.zootechniya.ru/index.php

Известия Тимирязевской с.-х. академии http://journal.timacad.ru/about

Коневодство и конный спорт http://www.konevodstvo.org/

Крестьянка http://www.krestyanka.ru/

Кролиководство и звероводство http://www.rpms.ru/index.php?id=PG24112009174042248

Международный с/х журнал http://www.cnshb.ru/jour/jc_g.asp?id=479

Менеджмент в России за рубежом http://www.mevriz.ru/

Методы менеджмента качества http://ria-stk.ru/mmq/

Молочное и мясное скотоводство http://www.skotovodstvo.com/

Наука и жизнь http://www.nkj.ru/archive/

Овцы, козы, шерстяное дело http://www.ovci-kozi.ru/

Охота и охотничье хозяйство

Птицеводство http://poultry-russia.ucoz.ru/

Пчеловодство http://www.beekeeping.orc.ru/

Российский паразитологический журнал

Свиноводство http://www.svinoprom.ru/archive.html

Сельскохозяйственная биология http://www.agrobiology.ru/

5.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
ВГМХА имени Н. В. Верещагина располагает достаточной материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Материально-техническое обеспечение включает специализированные лаборатории по дисциплинам реализуемой ООП; клинико-диагностический ветеринарный центр, компьютерные классы; спортивные залы и площадку, тренажерный зал, лыжную базу; музеи «ВГМХА имени Верещагина», «История ветеринарии», «Патологоанатомический», «Внутренних незаразных болезней»; читальные залы библиотеки ВГМХА. Имеются ноутбуки, переносные мультимедиапроекторы, музыкальный центр, телевизоры, DVD. Компьютерные классы и читальные залы библиотеки ВГМХА подключены к сети Интернет.



Кроме того для реализации учебного процесса имеется 2 специализированных лабораторий:

  • по изучению обменных процессов у домашних животных;

  • стационар с животными;




  1. Характеристика среды ВУЗа

В Вологодской государственной молочнохозяйственой академии создана социокультурная среда и благоприятные условия для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.

Одним из важных направлений деятельности высшей школы является выполнение социального заказа на подготовку компетентных специалистов, обладающих социально-профессиональной адаптивностью и мобильностью; высокой мотивацией к работе, самообразованию, самосовершенствованию в профессиональной деятельности; коммуникабельностью; умением работать в команде и т.д. Современному выпускнику вуза необходимы кроме профессиональных компетенций социально-личностные компетенции, входящие в группу общекультурных компетенций.

В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом:

- анализ социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогноз возможного их развития в будущем (ОК-4);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить как устную, так и письменную речь (ОК-6);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

- владение средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной деятельности в банковском и страховом бизнесе (ОК-16).

Документы, регламентирующие воспитательную деятельность

Воспитательная работа в академии организуется на основе Концепции развития на период до 2015 года, Концепции воспитательной работы и Программы воспитательной деятельности на период обучения студентов, и реализуется на следующих уровнях: академии, факультета, кафедры, академической группы, органов студенческого самоуправления. Ежегодно разрабатываются календарные планы и программы по отдельным направлениям воспитательной работы вуза.



Организационная структура воспитательной среды академии

Использование стимулирующего воздействия социокультурной среды вуза на развитие социально-личностных компетенций студентов основано на принципе: образование выполняет свои функции через социокультурную среду учебного заведения.

Для обеспечения развития и функционирования социокультурной среды в академии создана организационная структура, которая включает:

- управление по воспитательной работе и социальным вопросам;

- институт кураторства;

- профсоюзная организация студентов и аспирантов;

- органы студенческого самоуправления (объединенный молодежный совет);

- студенческие клубы и творческие коллективы.

Основным коллегиальным руководящим органом по социально-воспитательной деятельности является Совет по воспитательной работе. Организацией работы со студентами на факультетах руководят заместители деканов по воспитательной работе.

Важным участком воспитательной работы в академии является функционирование института кураторов, обеспечивающего решение ряда индивидуальных образовательных проблем и способствующего скорейшей адаптации студентов младших курсах в академии. Управление по воспитательной работе и социальным вопросам ежегодно реализует программу повышения квалификации преподавателей-кураторов академических групп, издаются методические рекомендации для работы кураторов.

Ведущей организацией в системе студенческого самоуправления является профсоюзная организация студентов и аспирантов, которая принимает активное участие в управлении академией: разработке нормативных документов, определяющих организацию учебно-воспитательного процесса; социальной поддержке, быта в студенческом городке; питания, спорта, просветительско-культурных мероприятий.

Структурные подразделения академии, обеспечивающие развитие социально-личностных компетенций студентов

Социокультурная среда академии включает структурные подразделения, призванные обеспечить разнонаправленное ее насыщение для удовлетворения потребностей студентов в развитии их интеллектуального, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного, лидерского потенциалов. К ним относятся:

- отдел по внеучебной работе;

- студенческий культурно-досуговый центр;

- психолого-консультационная служба (социально-психологическая служба);

- студенческий городок;

- спортивный клуб;

- кафедра физического воспитания;

- музей истории академии;

- база отдыха «Коробово»;

- библиотека;

- отдел содействия трудоустройству выпускников;

- штаб студенческих трудовых отрядов;

Вопросы состояния и развития воспитательной работы в образовательной деятельности и формирования социально-личностных компетенций систематически обсуждаются на заседаниях:

Ученого совета академии, совета по воспитательной работе академии, Ученых и методических советах факультетов, заседаниях кафедр.

Проблемы учащейся молодежи, а также достижения в учебе, спорте, творчестве освещаются на сайте академии и в газете «Академгородок». Традиционные полосы газеты рассказывают о событиях в социально-воспитательной сфере академии. Публикации нацелены на создание образа успешного студента, способного реализовать свой потенциал в общественной жизни, спорте, научно-исследовательской работе.

В академии осуществляется социальная поддержка студентов, приняты коллективный договор и соглашение с профсоюзными организациями, проводится работа по улучшению жизни и быта студентов. Ведется регистрация и социальная поддержка малоимущих студентов, сирот, студентов, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и студентов других категорий.

В академии действует механизм поощрения и стимулирования студентов в соответствии с Положениями: «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов», «О системе поощрений студентов», «О звании "Староста года"», звание «Лучшая академическая группа» и другие виды поощрений. Ежегодно проводятся встречи студентов с ректором.


  1. Нормативно-методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения обучающимися ООП специалиста


7.1. Текущая и промежуточная аттестация
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рекомендациями ПрООП ВПО по направлению подготовки 111801 «Ветеринария» (квалификация - специалист) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации созданы соответствующие фонды оценочных средств. Эти фонды включают:

- контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, зачетов и экзаменов;

- тесты и компьютерные тестирующие программы;

- примерную тематику курсовых работ/проектов, рефератов.

Образцы фондов оценочных средств прилагаются.


7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП специалитета

Итоговая государственная аттестация включает два государственных экзамена.

Первый государственный экзамен проводится по циклу незаразных болезней и включает в себя следующие дисциплины: клиническая диагностика, инструментальные методы диагностики, внутренние незаразные болезни, оперативная хирургия с топографической анатомией, общая и частная хирургия, акушерство и гинекология.

Второй государственный экзамен проводится по циклу заразных болезней и включает в себя следующие дисциплины: патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза, ветеринарно-санитарная экспертиза, эпизоотология и инфекционные болезни, паразитология и инвазионные болезни, организация ветеринарного дела.



Обучающийся имеет право представить государственной аттестационной комиссии результаты своей научно-исследовательской работы в виде квалификационной работы.