«Успешные менеджеры. Какие они?» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Успешные менеджеры. Какие они?» - страница №1/1

Занятие № 2

Тема: «Успешные менеджеры. Какие они?»

I. Теория.

Когда знакомишься с историей бизнеса, то заме­чаешь удивительный парадокс. Практически в любой отрасли инициаторами революционных нововведений нередко высту­пают малоизвестные бизнесмены, простые люди, прежде не имевшие к данной сфере деятельности никакого отношения. Признанные же отраслевые лидеры и компании, занимающие господствующее положение на рынке, часто не могут похвас­таться крупномасштабными инновациями.


1. Успешные менеджеры.

Стив Джобс. У корпорации «Ксерокс», например, были все возможнос­ти для того, чтобы войти в историю в качестве родоначальника индустрии по производству персональных компьютеров. Ведь именно ее инженеры разработали первый прототип такой ма­шины. Тем не менее, основателем компьютерной отрасли ока­зался девятнадцатилетний американец, не имевший ни высше­го образования, ни капитала, ни профессиональных знаний в области вычислительной техники. Это был Стив Джобс, осно­вавший в 1975 г. фирму «Apple Computer», которая через шесть лет принесла ему 250 млн. долл.
Майкл Делл. Кто, по логике вещей, первым должен был начать изготов­ление все тех же персональных компьютеров на заказ, кто должен был распространять их не через дилеров, а посредством прямого маркетинга? Например, компания «IBM» — лидер от­расли, которая уже давно применяла аналогичную схему в отношении своих больших ЭВМ. Однако крупную компанию опередил девятнадцатилетний студент медицинского факуль­тета Майкл Делл. В комнате своего общежития он организовал офис собственной фирмы по продаже модернизированных им самим «персоналок» IBM местным врачам и адвокатам. Сегод­ня компания «Делл» является вторым крупнейшим произво­дителем и продавцом персональных компьютеров в мире.
Кеммонс Уилсон. Первые сети мотелей обязаны своим появлением на свет мелкому подрядчику из штата Теннеси Кеммонсу Уилсону. Он не только придумал концепцию мотеля и само слово «мотель», но и создал крупнейшую в мире сеть го­стиниц «Холидей Инн». Почему на его месте не оказались такие гиганты отрасли, как компании «Хилтон» и «Шератон»?
Сол Прайс. Успешная торговая концепция нашла свое воплощение в огромных оптовых магазинах-клубах, где товары продаются с минимальной наценкой, а покупатели платят членские взносы за право совершать здесь покупки. Почему автором этой идеи и организатором первой сети подобных магазинов стал бывший адвокат из Сан-Диего Сол Прайс, а не какая-нибудь крупная торговая фирма?
2. Отличительные черты успешного менеджера:

  • личное желание занять высокий пост (человек, который не ставит перед собой высоких целей, естественно, и не пред­принимает особых усилий к самосовершенствованию, повыше­нию своей квалификации, продвижению по служебной лестни­це);

  • умение работать с людьми;

  • готовность рисковать и брать на себя ответственность;

  • опыт руководящей работы;

  • способность генерировать больше идей по сравнению с коллегами;

  • высокая коммуникабельность;

  • умение управлять людьми;

  • самодисциплина (умение распределять свое время);

  • творческая личность;

  • хороший психолог.

Генри Форд писал: «Я наотрез отказываюсь считать что-либо невозможным. Полагаю, что нет на Земле человека, ко­торый был бы настолько сведущ в известной области, что мог бы с уверенностью говорить о возможности или невозмож­ности чего-либо. На заявление «Это невозможно!» мы неиз­менно отвечаем: «Тем больше оснований попытаться».
3. Якокка Ли «Карьера менеджера».

Так побеждают великие менеджеры. И после таких побед растет уверенность, что такие люди могут все.


4. Секрет успеха.

Добиться успеха можно, если вы:



  • не будете подлаживаться под окружающих и будете идти к цели, не боясь преград;

  • сможете контактировать с окружающими, понять их пси­хологические особенности и правильно использовать их в работе;

  • физически выносливы;

  • обладаете особой гибкостью (человек, рожденный для успеха, всегда точно понимает, когда надо признать свое пора­жение или пойти на разумный компромисс; он умеет при не­обходимости быть и очень упорным, но не делает личной тра­гедии из отступления, поскольку уверен в конечном успехе);

  • умеете влиять на окружающих.


II. Практика.

Задание 1. Еще раз внимательно прочитайте отличительные черты успешного менеджера и секреты успеха. Все ли есть у вас для того, чтобы стать успешным? Над чем вам нужно поработать?
Задание 2. Перед вами биографии великих менеджеров. В чем секрет их успеха?

Исаак Меррит Зингер родился в семье эмигрантов из Германии. И родился он хулиганом. Буквально «достал» население городка Питтстона, включая родителей. Разве приличные сыновья пересаживают лук на соседском огороде вверх тормашками, наряжают собак в школьную форму и пририсовывают кривые нули к стянутым у отца банкнотам? А страсть к лицедейству! В 12 лет Исаак бросил школу и сбежал в Рочестер, где устроился подмастерьем к местному механику. Там он довольно быстро освоился, но вскоре заскучал и решил стать бродячим актером.

Поскитавшись по Штатам до 20 лет, юный Зингер устроился механиком на завод в Бостоне, где создал свои первые изобретения — деревообрабатывающий станок и пилораму. Однако коммерческого успеха не было, и он продолжил поиски...

Строго говоря, Зингер не был первым изобретателем швейного устройства. Первый патент на швейный станок был выдан в Англии еще в 1790 г. Однако все имевшиеся устройства были громоздкими и неудобными. Зингер занялся усовершенствованием швейной машинки Фелпса, которая была намного меньше и проще других, но из-за неудачной конструкции узла «игла-челнок» нитки в ней часто запутывались.

Он задумался над устранением этого недостатка всего на 10 дней, которые «потрясли мир» и сделали изобретателя богачом. Зингер расположил челнок горизонтально (нить перестала запутываться); предложил столик-доску для ткани и ножку-держатель иглы (это позволило делать непрерывный шов); снабдил машинку ножной педалью для привода (возможность работать с тканью двумя руками). Эти три нововведения стали базовой схемой швейной машинки на долгие годы. Они защищены огромным пакетом патентов, насчитывающим несколько тысяч охранных документов.

Зингер не соответствовал сложившемуся стереотипу еврейского изобретателя — тщедушного очкарика. Это был человек двухметрового роста, не особо образованный, жизнерадостный авантюрист, с достаточно скандальной личной жизнью, но — заботливый отец всех 22-х детей от своих многочисленных жен. Последний раз он официально женился в 1865 г., на молодой француженке Изабель Соммервилль. (Говорят, она была прообразом для статуи Свободы — неплохой вкус был у изобретателя!)

А еще — он обладал даром собирать вокруг себя талантливых людей и в начале 1851 г. создал фирму «The Singer Manufacturing Company». Она стала обеспечивать оборудованием не только домохозяек, но и швейные фабрики.

Компания «Зингер» вошла в историю бизнеса как первая компания, тратившая более миллиона долларов в год на рекламу. Все газеты обошла фотография индейской женщины в национальной одежде, склонившейся над швейной машинкой. Карьера актера не прошла даром: Зингер умел исполнять любые роли и мог поразить воображение любого клиента. Во время гражданской войны он заговорил патриотическим голосом. «Мы одеваем армию», — гласила новая красочная реклама.

Но и сами машины постоянно совершенствовались. Фирма быстро вышла на устойчивый режим работы. В конце 1858 г. на Зингера работали четыре завода в штате Нью-Йорк, в год продавалось свыше 3 тысяч швейных машинок. К этому году их стоимость (с помощью передовой технологии из военной промышленности) снизилась со 100 до 10 долларов. (Впоследствии этот прием завоевания рынка был применен Генри Фордом.)

К 1891 г. было выпущено более полумиллиона машин. «Зингер» превратилась в огромную корпорацию с филиалами по всему миру. Правда, русская революция 1917 г. нанесла компании значительный ущерб: убыток составил 100 млн. рублей, из которых, после настоятельных напоминаний, советское правительство возместило три. Но что значит мировая революция по сравнению со швейной машинкой — мечтой домохозяек, непременным атрибутом семейного быта, не говоря уже о фабриках и ателье!

В 2001 г. империя Зингера отметила 150-летие. И хотя компания «Зингер» к концу 2000 г. таки обанкротилась — не выдержала конкуренции, — это имя знает практически каждый человек, и машинки Зингера продолжают верно служить более 100 миллионам хозяев в 67 странах мира.


Абрикосов Алексей Иванович.      На Новый, 1880 год в газетах Москвы появилось сообщение о том, что в одном абрикосовском магазине продавщицами работают только блондинки, а в другом - только брюнетки. Обыватели, уже привыкшие к тому, что «шоколадный король» вечно что-нибудь придумывает, отправились проверить, так ли это на самом деле. Ну и пока присматривались, заедали свой интерес знаменитыми абрикосовскими сластями. А там было что выбирать - глазированные фрукты, пастила, конфеты для балов и свадеб, а также и специальные конфеты вроде «Утиный нос от кашля», шоколад «Древнегреческий», кофе, какао, пироги фигурные, торты, пряники, печенье, бисквиты, мармелад «Лилипут» и «Царский», варенье. И все такого качества, и так пахнет, и в такой упаковке, и предлагается такими блондинками и брюнетками, что, как написала одна из газет, «и Медный Всадник не удержался бы и прискакал бы к нам из Петербурга на дни проведения этой очередной оригинальной рекламной акции «А.И. Абрикосова сыновей фабрично-торгового товарищества».

Алексей Иванович в семейной и общественной жизни держался старых строгих правил, но в своем бизнесе считался по своей чуткости и открытости ко всему новому одним из самых, как сейчас сказали бы, продвинутых профессионалов. К примеру, работа с покупателем. Тут с Алексеем Ивановичем вообще почти никто в России тягаться не мог. Красочные плакатики с улыбающимися детьми, предлагающими конфеты, пастилу и шоколад, открытки-вкладыши в коробках конфет с загадками и головоломками в рождественских и пасхальных наборах. Существовали даже целые серии вкладышей и этикеток, посвященных знаменитым артистам, деятелям культуры и науки. Товарищество дважды побеждало на Всероссийских художественно-промышленных выставках в Москве. Эти успехи Абрикосовы отметили особыми открытками. Одна изображала нарядного мальчика, символизировавшего год первого официального признания - 1882-й. Другая - красивую девочку, олицетворявшую 1896 год, когда была получена вторая награда. Эти карточки - один из первых примеров использования детских фотографий в рекламе, ведь дети - главные потребители всяческих сладостей, и радость, с какой они демонстрировали памятные даты истории предприятия, заставляла их родителей связывать свои воспоминания о счастливом детстве именно с фабрикой Абрикосовых. Важно еще и то, что на самой открытке не изображались конфеты, а значит, продукция не навязывалась покупателю, но реклама была обращена к тому лучшему, что есть в каждом человеке, - к его родительским чувствам, а уж после этого, конечно, и к его покупательским возможностям.

Съев, допустим, конфету, люди потом долго (некоторые до сегодняшнего дня) хранили такие красочные открытки, не решаясь их выбросить, и, стало быть, держали у себя в доме своеобразную рекламу когда-то съеденных шоколадных чудес. А это побуждало снова что-нибудь купить у Абрикосовых в надежде повторить удовольствие и найти новый красочный сувенир. Через много лет рекламный ход Товарищества «Поставщика Двора Его Императорского Величества», действительного статского советника Абрикосова Алексея Ивановича будет использован в известном ныне «киндер-сюрпризе». Вот только начинка у «киндера» будет уже не та. Ведь Абрикосовы создавали сладости по старинным русским рецептам. Еще живы люди, которые помнят, каковы были вкус и запах свежей (а другой в те времена не продавали!) абрикосовой, яблочной и рябиновой пастилы от Абрикосовых, но передать эти воспоминания обычными словами они не берутся. И только сочувственно смотрят на нас, навсегда лишенных этого счастья.

В фирме, созданной высокими профессионалами в своем деле, разумеется, особо ценились квалифицированные кадры. Известно, например, что помимо легендарной пастилы Абрикосов славился еще и глазированными фруктами. Рецепт изготовления этих чудес знали только иностранные кондитеры. Тогда Абрикосов оборудовал на фабрике специальную лабораторию, нанял первоклассных специалистов, отрядил на это дело своих лучших рабочих, и вкусный секрет был раскрыт! Монополия заморских глазированных сладостей закончилась. Абрикосовские арбузы в шоколаде (которые по размерам не уступали астраханским настоящим!), сливы и вишни стали с тех пор самой сладкой частью воспоминаний о прошлой России. Но осуществляли-то все это люди. Поэтому для «шоколадного короля России», человека верующего, привыкшего с детства уважать свой и чужой труд, было само собой разумеющимся, что на его фабрике рабочих обеспечивали бесплатным питанием на фабрике, вручали подарки по праздникам (а праздников тогда было до тридцати дней в году!), предоставляли возможность покупать кондитерские изделия собственного производства в 10 раз дешевле, чем в магазинах. Еще в 1898 году на фабрике было проведено электричество, новшество по тем временам очень недешевое, зато решительно облегчавшее условия труда. Заботились и о досуге людей. И уже через год по выходным дням столовая для рабочих превращалась в зрительный зал, как тогда говорили, «электротеатра», где для рабочих, ставших одними из первых в Москве зрителей, демонстрировали всевозможные «туманные картины с волшебного фонаря». А еще еженедельно устраивался День открытых дверей, когда все желающие могли ознакомиться с условиями работы на предприятии. Экскурсия начиналась с трехэтажного особняка, сохранившегося и сегодня, где тогда размещалась контора. Именно это здание можно рассмотреть на логотипе нынешнего АО «Бабаевский», преемника абрикосовского производства.



Кинг Кемп Жилет Американский изобретатель и первый производитель безопасной бритвы и лезвий для влажного бритья. Во время пожара в Чикаго в 1871 г. его семья потеряла имущество, и он в 16 лет начал работать разъездным торговым агентом. Его хозяин заметил у юноши склонность к изобретательству и посоветовал ему изобрести нечто такое, что потребует многократной замены. Тот придумал тонкое обоюдоострое стальное лезвие для бритья, зажатое между двумя пластинами с ручкой. Это изобретение имело успех. В 1903 г. была продана 51 бритва и 168 лезвий. К концу 1904 г. созданная им компания «Жиллет» (Gillеttе) произвела уже 90 000 бритв и 12 400 000 лезвий. В дальнейшем увлекся идеями утопического социализма, плановой экономики. Рыночную конкуренцию он счел малоэффективной. В 1910 г. предложил тогдашнему президенту Теодору Рузвельту 1 млн. долларов за то, чтобы тот возглавил экспериментальную «Мировую корпорацию» на территории штата Аризона; здесь должна была проходить проверку плановая модель экономики, но Рузвельт отклонил предложение. Жиллет отказался от активного управления своей компанией в 1913 г., но оставался ее президентом до 1931 г.

Кинг Кемп Жиллет с детства любил изобретать разные «штучки». Возможно, имя определяет судьбу человека. Его назвали Кингом (королем) в честь друга отца - Кинга. А мама - Кемп была автором знаменитой «Поваренной книги Белого дома».

Отец его занимался скобяными товарами фирмы изобретателя Уильяма Пэйнтера. Кинг Жиллет изобрел немало полезных вещей. Так, в 1879 году он запатентовал комплект из поршня и втулки для водопроводного крана. Но мысль о конструировании безопасного бритвенного прибора пришла к нему уже в возрасте 40 лет. Однако сама идея по созданию некой недолговечной, а потому дешевой потребительской вещицы, которую после использования можно выбросить, приобретя взамен новую, была «подарена» все же его другом, изобретателем одноразовых оловянных пробок Вильямом Пэйнтером.

С того самого момента и до воплощения в жизнь именно конкретного предмета повседневного спроса, благодаря которому Жиллет и стал знаменит, прошло около 20 лет!

Летним утром 1895 года Жиллет обнаружил, что его бритва уже безнадежно затупилась, из чего следовало, что придется в очередной раз обращаться к точильщику. На волне вдохновения воображение породило в сознании станок со сменными (запасными) лезвиями, - он создал особенное лезвие - короткую, тонкую, заточенную с двух сторон, стальную пластинку, закрепленную в разъемном держателе, соединенном с ручкой перпендикулярно.

Итак, ровно через 6 дней чертеж и «сопроводительное письмо» (техническое описание) о целесообразности нововведения были готовы. Но, по иронии судьбы, еще 6 лет ушло на поиски инвестора!

Другой на месте Жиллетта давно бы уже сдался (но он же - козерог, упорно идущий к своей победе!), а конструктор свято верил в свою удачу, успех. Так, спустя 6 лет с момента изобретения, в 1901 году он сумел-таки убедить нескольких своих друзей вложить деньги в проект, что дало свои результаты: набрав $ 5000 и получив патент на свое изобретение, он вскоре создал фирму «Gillette Razor Company».

Самые первые двусторонние одноразовые лезвия появились в продаже в 1903 году. За тот год было продано всего лишь - 51 станок и 168 лезвий, но уже в 1904-м - 91 000 и 123 000 соответственно! Так, в 1908 году прибыль от продаж превысила $ 13 000 000!!!

Первая мировая война на некоторое время прервала его деятельность. Жиллет сел на поезд и поехал в Вашингтон. Он предложил свое изобретение армии, - совершенно бесплатно. Великий патриотический жест.

Армия, как известно, обожала бесплатные вещи. Бритва была портативной, и уже не требовался ремень, чтобы заточить ее. Когда лезвие становилось тупым, нужно было просто вставить в бритву новое лезвие - от компании «Gillette Safety Razor».

Разумеется, что во время Первой мировой войны спрос на дешевые и простые в обращении бритвы значительно возрос, и количество проданного товара исчислялось миллионами экземпляров.

В 1921 году истекал срок 20-летнего эксклюзивного патента на одноразовые лезвия, это означало, что на рынке немедленно появятся новые сильные конкуренты.

Именно с целью предотвратить подобные неприятности, для сохранения лидерства компания разработала и выпустила модель нового образца, - другого станка, в 5 раз дешевле прежнего. Прибыль от новинки многократно превысила доходы прежних лет, оправдав все расчеты и риски.
Томас Липтон. Свой первый магазин Томас Липтон открыл с капиталом в 180 фунтов стерлингов. К концу жизни его состояние выросло до нескольких миллионов, а имя стало почти синонимом словосочетания «чай в пакетиках». Успех принесло потрясающее рыночное чутье и нестандартные рекламные акции «В Бога мы верим, за все остальное платим наличными»

Создатель одной из самых знаменитых торговых марок в мире появился на свет 10 мая 1850 года в Глазго, в Шотландии. Уроки бизнеса он постигал с восьми лет, помогая родителям в крошечной бакалейной лавке, расположенной в подвале их дома. А в десятилетнем возрасте начал работать помощником в магазине и одновременно закройщиком рубашек на небольшой фабрике.

Следующий шаг, казалось, уводил далеко от бизнеса. Липтон устроился юнгой на корабль, ходивший между Глазго и Белфастом. Но на самом деле, это был поворотный пункт в его судьбе. Юноша начал мечтать о дальних странствиях. Зимой 1865 года, имея в кармане всего восемь долларов, четырнадцатилетний Томас безбилетником сел на пароход, отплывающий к берегам Америки.

В Штатах Липтон поначалу не смог найти себе подходящего занятия. Он отправился на табачные плантации Вирджинии, затем на рисовые плантации Южной Каролины, колесил по всей стране, принимаясь за любую черную и малооплачиваемую работу. Томасу повезло лишь спустя четыре года: он стал клерком в одном из преуспевающих бакалейных магазинов Нью-Йорка. Именно в это время Липтон прошел школу, которая позволила ему в дальнейшем сформулировать основные принципы своего бизнеса: грамотную систему продаж и нестандартные рекламные приемы, обеспечившие успех его бакалейным магазинам и знаменитому чайному брэнду. Особенно привлек Липтона девиз американских бизнесменов: «In God we trust, all others pay cash» («В Бога мы верим, а за все остальное платим наличными»).

Весной 1869 года Томас Джонстоун Липтон возвращается домой. Еще через два года с капиталом в 180 фунтов 21-летний бизнесмен открывает свою первую бакалейную лавку в Глазго.

На первых порах ему приходилось совмещать обязанности закупщика, кассира и посыльного, управляющего и продавца. Минуя посредников, он закупал продукцию непосредственно у производителей. Он сам привозил в тележке товар с причала, сам доставлял покупки клиентам, лично наносил визиты поставщикам и постоянно размышлял над тем, как завлечь покупателей, чтобы, зайдя в его магазин однажды, они становились постоянными посетителями.

Торговля ширилась. В 25 лет Липтон уже владел двадцатью магазинами на западе Шотландии. Он сделал ставку на привлечение массового покупателя, упорно искал фермеров и оптовиков, готовых отпускать самые дешевые товары. И все это время мечтал провести массированную рекламную кампанию. А поскольку денег фирме не хватало, то ее владелец был вынужден целиком полагаться на свою фантазию и изобретательность. Витрины липтоновских магазинов были разрисованы забавными картинками, продукты были разложены в виде затейливых композиций, а постеры, зазывающие в магазин, менялись каждую неделю: их рисовал специально нанятый карикатурист Уилли Локхарт. Эти приемы в конце концов сработали: народ у магазинов Липтона толпился днем и ночью.

Постепенно рекламные акции фирмы становились все более масштабными. Например, специально к Рождеству 1881 года Липтон заказал в Америке самый большой в мире круг сыра! Жители Глазго выстроились в очередь, чтобы попробовать кусочек, и весь сыр был распродан за два часа!

В год своего 35-летия Томас Липтон приобрел фабрику по упаковке продуктов и продовольственные склады в Чикаго. К этому времени он уже владел разветвленной торговой сетью, охватывавшей как Великобританию, так и другие странах Европы. А немного позднее к ним прибавилось еще и несколько магазинов в разных штатах Америки.

К 1890 году доходы предпринимателя достигли миллиона фунтов стерлингов. Липтон мог бы наконец отдохнуть – отправиться в дальние морские путешествия, о которых мечтал с детства. Но он отказался от морских странствий и начал осваивать чайный бизнес. Время для старта было выбрано отнюдь не случайно. Кофе – единственный напиток, способный составить конкуренцию чаю, – в этот момент был в большом дефиците. Кофейные деревья, произраставшие на Цейлоне, поразила губительная болезнь. Большая часть их пошла с молотка, была вырублена и заменена чайными кустами. Так или иначе, сельхозугодия на острове неслыханно подешевели, чем и воспользовался предприимчивый Липтон. Чтобы ввести в заблуждение конкурентов, он заявил, что отправляется открывать магазины в Австралии, а сам тайно приехал на Цейлон, где приобрел 5500 акров чайных плантаций.

Чайный рынок Томас Липтон завоевывал по всем правилам маркетинга и логистики: наладил бесперебойные поставки товара в Англию, много внимания уделял складским и упаковочным службам. Его плантации превратились в полигон для испытания технических новшеств. Например, чтобы облегчить доставку чайного листа с плантации к месту переработки, Липтон придумал канатные линии, по которым транспортировались корзины.

Но самым большим вкладом Липтона в развитие бакалейной торговли стало то, что он первым решил продавать чай не на развес, а в небольших коробках. Этот ход позволил продавать товар мелкой розницей по доступным ценам. И чаепития стали в Европе и США еще популярнее, чем прежде. Средний класс – вот главный покупатель Липтона, публика, с которой он умел общаться. У него появился даже собственный флот: сначала клиперы – парусники, способные развивать огромную по тем временам скорость, а затем и пароходы с усовершенствованными машинами, более вместительные и менее зависимые от погоды. Кстати, гонки клиперов, нагруженных чаем, немало способствовали научно-техническому прогрессу. Стремясь быстрее доставить чай в Европу, Липтон и его помощники платили немалые деньги инженерам и конструкторам. Те создали идеальные с аэро- и гидродинамической точки зрения пропорции судна, придумали новые конструкционные материалы корпуса.

Разгрузка чая в британских гаванях превращалась в настоящее шоу. Ящики с товаром сопровождал сингалезский оркестр, колоритные участники которого приплясывали и играли на экзотических инструментах.

Один из первых рекламных слоганов, придуманных Липтоном, звучал так: «Прямо с плантации – в чашку». Эта реклама красовалась на плакатах, расклеенных во всех британских поездах и автобусах.

Липтон поставил перед собой вполне конкретные цели: чай должен стать доступным по цене и при этом не потерять в качестве. Для этого ему пришлось бороться не только с издержками, повышающими себестоимость товара, но и с некоторыми предрассудками. Считалось, что торговцы увеличивают вес и снижают цену на чай, добавляя… овечий помет. Чтобы изменить общественное мнение, пришлось нанять лучших блендеров – специалистов, составляющих чайную смесь. Они должны были учесть все нюансы, даже такие, как жесткость воды, которая используется для заварки.

Наконец, Липтон сделал узнаваемой упаковку для пакетов с чаем – чтобы публика, однажды попробовав фирменный напиток, оставалась ему верна. И не ошибся. Его чай, упакованный в аккуратные пачки с изображением сингалезской красавицы с корзиной на голове, стал своеобразным символом эпохи. А сам Липтон превратился в непременный атрибут масс-культуры своего времени – он был героем карикатур, скетчей и мюзик-холльных антреприз. Даже на обложки газет он чаще попадал в рисованно-карикатурном виде.

Надо отметить и то, что именно липтоновский чай стал впервые в мире продаваться в одноразовых пакетиках. Идею разовой заварки в бумажном пакетике придумал американец Том Салливан, но именно Липтон в начале ХХ века внедрил ее в производство.

Высокие вкусовые качества чая Lipton завоевали не только простых смертных. Его большой поклонницей стала королева Виктория. Она сочла, что Томас Липтон способствовал формированию «английского стиля жизни» и что вклад его достоин титула сэра. В 1897 году Томас Липтон был посвящен в рыцари.

В 1898 году фирма акционировалась и новопосвященный рыцарь стал председателем правления. Активный спрос на акции принес Липтону более 2 млн. фунтов стерлингов.

С самого начала в продаже были три сорта чая Lipton. Лучший из них, Quality-1, продавался в желтой упаковке с красной эмблемой Lipton. Сейчас этот сорт известен как Lipton Yellow Label во всем мире.

Сэр Томас Джонстоун Липтон умер 2 октября 1931 года в Лондоне, оставив огромную чайную империю, с подразделениями в разных странах. Знаменитый чаеторговец не оставил наследников, его личное состояние, оцененное в 1931 году в несколько миллионов фунтов стерлингов, пошло на благо-творительные цели. Но созданная им торговая марка существует и процветает по сей день.

В 1972 году англо-голландский концерн Unilever купил все компании, составлявшие некогда чайную империю Томаса Липтона. А несколько лет назад он вложил в кампанию по обновлению имиджа брэнда Lipton около $100 млн. Поставив целью успешно конкурировать с Coca-Cola и другими производителями безалкогольных напитков, Unilever сделал ставку на полезные свойства чая. Однако на этом реформирование торговой марки Lipton не закончилась. Чайное подразделение Unilever изменило дизайн упаковки. Впервые за 100 лет с коробок и пакетиков исчезло упоминание о сэре Томасе Липтоне. Объяснялось это старением брэнда, которому угрожала опасность стать напитком бабушек в условиях мощной конкуренции со стороны других, более современных, торговых марок. Но этого не произошло. Брэнд Lipton устоял, и сейчас чай в традиционных желтых коробках остается одним из самых узнаваемых продуктов.


Фаберже Карл. Карл Фаберже родился в  Санкт - Петербурге в 1846 году. Он был старшим сыном  Густава Фаберже, основавшего в 1841 году на Большой Морской улице, д. 11 небольшую ювелирную мастерскую. В 1860 г. семья переезжает в Дрезден. Карл получает художественное образование во Франкфурте, Флоренции и Париже, где изучает известные ювелирные коллекции XVI-XVII вв., методы и приемы эмальерного дела эпохи Возрождения; в Саксонии осваивает резьбу по твердому камню. Вернувшись в Петербург, в 1870 году, под руководством своего учителя  Питера Пендина, Карл Фаберже становится во главе фирмы. В 1882 г. к Карлу присоединяется его 20-летний брат Агафон, проработавший с ним более десяти лет. В этом же году на выставке «Русское художественное и промышленное искусство» фирма Фаберже впервые выставляет свои изделия и получает золотую медаль за копии древнегреческих сокровищ из захоронений в Керчи и Крыму, а также за ряд других ювелирных изделий.

Ювелирное декоративное искусство играло важную роль в жизни петербургского общества того времени. В Зимнем дворце хранился целый запас  подарков для различных поводов. Большинство предметов этой кладовой было получено от фирмы Фаберже, располагавшейся буквально в нескольких шагах от дворца. С 1883 года фирма впервые получила заказ от императорского двора и фактически становится поставщиком двора Его Императорского Величества. В этом же году появляется первое пасхальное яйцо Фаберже, которое заказал Александр III в подарок императрице Марии Федоровне.

Большие императорские пасхальные яйца, выполненные из алмазов и драгоценных металлов, являются наиболее известными работами фирмы Фаберже. Их изготовление было в России традицией и старинным ремеслом, но только мастера фирмы Фаберже сумели довести это искусство до непревзойденного мастерства и изящества. Это был самый грандиозный проект, который когда-либо доставался на долю кому-нибудь из ювелиров. В период с 1885 по 1916 гг. Александром III и Николаем II в качестве подарков для членов императорской семьи было заказано около 54  яиц - с сюрпризом внутри каждого. Некоторые из них требовали более года работы. «Сюрприз, скрытый в подарке царя, сохранялся в большом секрете, даже от самого императора», - пишет шведский рисовальщик Ф. Бирбаум. Сюжеты не должны были повторяться - каждая вещь была уникальна. Пасхальные яйца фирме Фаберже заказывали золотопромышленник Келч, подаривший своей жене в период с 1898 по 1904 гг. семь яиц,  князь Юсупов.

6 апреля 1885 года Карлу Фаберже было присвоенно звание ювелира Его Императорского двора: он получил право изображать на своем фирменном знаке двуглавого орла. В этом же году фирма Фаберже впервые выставила свои изделия за границей на выставке прикладного искусства в Нюрнберге. Фирма больше не производит копии древних украшений и переходит на выпуск ювелирных изделий с эмалями. Фаберже создавал эмали тона желтых примул, лилово-сливового, розово-семужного, лилово-зеленого или голубого прусского тонов. Самым изысканным был его «устричный» тон. Фаберже впервые применил в России для предметов искусства технику «гильоше» -  «солнечные лучи», «волны» или муаровый узор, выгравированные на покрывавшейся эмалью металлической основе.

В 1900 году Фаберже строит для фирмы новое здание в Петербурге – дом № 24 на Большой Морской улице. К началу века его фирма стала крупнейшей компанией, которая насчитывала свыше пятисот ремесленников. Фаберже очень хорошо платил своим работникам, но рабочий день длился каждый день с 7.00 до 23.00, по воскресеньям – с 8.00 до 13.00. Как правило, у Фаберже работали семейные династии мастеров, все четыре сына Фаберже также были заняты в фирме отца. В  работах Карла Фаберже можно проследить стилистические влияния разных эпох - от античности до модерна. Лучшими считаются его работы в стиле Людовика XVI и империи. Большинство изделий, выполненных в московских мастерских, созданы под влиянием идей мирискусников. Художник  А. Бенуа, который был другом Фаберже, подсказывал ему идеи некоторых изделии - например, для  яйца «Колоннада».

После успеха на Парижской выставке 1900 г. о Фаберже восторженно заговорил весь мир. Для того чтобы справиться с огромным количеством заказов, в 1916 году фирма Фаберже была преобразована в товарищество, которое имело несколько отделений (магазинов и мастерских): в Петрограде, Москве, Одессе и Лондоне. Его магазин в Лондоне стал местом встреч для высшего английского общества времен Эдуарда VII. У Фаберже был один из лучших в России сейфов – «блиндированная» (бронированная) комната-лифт; на ночь ее поднимали до уровня второго этажа и держали под током. После Февральской революции постоянные клиенты, зная безукоризненную честность Фаберже, стали приносить в магазин на хранение свои драгоценности. Спрос на дорогие декоративные изделия падает, и в конце 1917 г. Карл Фаберже закрывает свой дом на Большой Морской улице, передав его содержимое директору Эрмитажа. Ювелир перебрался в Ригу, а оттуда в Германию. Там он заболевает, и в июне 1920 г. его жена Августа Богдановна Якобс (дочь управляющего императорскими мастерскими по производству мебели) и старший сын Евгений перевозят ювелира в Лозанну. В эмиграции семья Фаберже оказалась практически без средств к существованию. Карл Густавович  скончался 24 сентября 1920 г. Его сыновья Александр и Евгений пытались возродить фирму в Париже, повторяя то, что было создано в России. Двое внуков Карла Фаберже, Тео и Игорь, работали впоследствии дизайнерами в ювелирных фирмах Женевы.



Фаберже говорил в одном из интервью о своих конкурентах: «...если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1.500.000 рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга». Имя Карла Фаберже стало одной из «визитных карточек» России. Его время было триумфом российского ювелирного искусства – изделия Фаберже занимали почетное место во дворцах королей Англии, Болгарии, Дании, Швеции, Германии. Императорские пасхальные яйца Фаберже сегодня находятся в коллекциях Москвы, США и Европы.