Уроках обучения чтению и письму «В игре детей есть часто смысл глубокий» Иоганн Фридрих Шиллер «Жизнь игра» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Уроках обучения чтению и письму «В игре детей есть часто смысл глубокий» Иоганн Фридрих - страница №1/1

Дидактические игры на уроках обучения чтению и письму

«В игре детей есть часто смысл глубокий»



Иоганн Фридрих Шиллер «Жизнь – игра»

Бальтасар Грасиан-и-Моралес

«Если нет правил, то нет и игры»



Жан-Франсуа Лиотар

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»

Максим Горький

Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно.

Характер деятельности учащихся  зависит от места  игры на уроке, в системе  уроков. Если игра  используется   при объяснении  нового материала, то в ней должна быть продумана  практическая деятельность детей  с группами  предметов или рисунков. При закреплении материала нужно использовать игры, где применяются  правила, алгоритмы. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей  в  процессе обучения.

Использование  дидактических игр в учебном процессе  способствует: - формированию  уверенности в себе, заинтересованность в учении;

- повышению   самостоятельности;

- развитию  внимания, снятию  напряжения, особенно при изучении нового  и проверке знаний;

- изменению самооценки  и взаимооценки.

Дидактические игры занимают всё больше места на уроке. Учителю важно верно определить место дидактической игры в учебном процессе и её цель. Чаще всего она используется для переключения внимания детей с одного задания на другое, с целью обработки определённого способа действия, во время физкультминуток, придавая учебной работе дополнительные положительные эмоции.

Я считаю,  использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему  ученики становятся  самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает  фундамент для обучения  дальше.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при её организации следует придерживаться следующих требований:



  • Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными.

  • Материал игры должен быть посилен для всех детей.

  • Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.

  • Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок.

  • Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические; графические; грамматические; игры, развивающие связную устную речь.

Учебной задачей проведения игр в первом классе в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

Установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места звука (“Где спрятался звук?”).



Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции.
Ра ма По-ра
Ра на Ко ра

Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твёрдый согласный), зелёного (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

Игра “Живые буквы”. Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причём так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).

Составление слогов по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т), (О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то-варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).

Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых — в начале слова, кот, пот — в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием “слово”. Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие — союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.



Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).

Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (Лето, осень, неделя).

Добавление нужного слова. (Пальто, шапка, шарф -...).

Называние общего слова. (Стол, стул, шкаф -...).

Деление слов на слоги, подсчёт количества слогов в слове, выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
а а а о о о о а

рак ра ма мо ло ко о са


Составление слова из данных слогов (слоги даны врассыпную).

Исключение лишнего слова: гусь, гусёнок, гусыня, гусак, гусеница.

Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.

Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

Игра “Кто быстрее, кто больше?”. Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?”. Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

Подбор синонимов, антонимов, омонимов.

Труд, работа;

День – ночь, высокий – низкий, далеко – близко, бежать – ходить;

Лисичка – гриб, лисичка – животное.



Игра “Сложи словечко”. Какие два слова спрятались в одном? Самолёт (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосёт).

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретали определённые знания, умения, навыки.

Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей работы класса и отдельных учеников, выбирали необходимые для урока упражнения. Такие как: “На что похожа буква”, “Учимся, играя”, “Занимательный материал” (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)”, “Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов).

Чтобы дети лучше запоминали букву, предлагали им пофантазировать, на что она похожа, выложить её из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж (жук) получается из к, ф - из р, т - из г), найти букву в кассе букв, а затем и среди других, разбросанных или перевёрнутых на фланелографе или написанных несколько иным шрифтом. Ученики дописывали недостающие элементы букв, играя в “Поставь буквы правильно”, “Полубуковка”. Можно напечатанные на доске буквы закрыть полоской бумаги. Для лучшего запоминания буквы полезно дать каждому ребёнку карточку с наклеенной буквой, вырезанной из наждачной бумаги (чёрной - обозначающей гласный звук, серый - согласный). Дети водят по ней пальчиком в направлении письма. Этот метод, предложенный М. Монтессори , применялся уже много десятков лет тому назад. Перед работой в “Прописи”, разобрав все элементы изучаемой буквы дети писали её “в полный рост” на листе бумаги, потом складывали лист пополам писали на половине, затем на четверти листа, на восьмой его части и так далее, пока размер её не приблизиться к требуемому. Это давало возможность увидеть все недочёты и ошибки в написании особо трудных букв.

Звуковые” игры (“Кто внимательнее?” – на выделение и определение звука, “Кто больше?” – на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребёнка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа “Доскажите словечко” малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьёзно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх “Том - Тим” (или “Камень-Вата”) дети старались безошибочно выполнить задание по различению твёрдого или мягкого согласного. Проводили игру “Перекличка”, предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это было одновременно и маленькой физкультминуткой.

Стихотворная форма словарного материала (весёлые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, развитие интереса к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шёпотом. На каждом занятии дети учили наизусть одну-две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, весёлые стихи, мы закрепляли правильное произношение звуков, отрабатывали дикцию, что способствовало и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Очень любят школьники слушать сказки приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяла вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы мы находили пути в сферу эмоций ребёнка. Встреча детей с героями сказок не оставляла их равнодушными. В гости к детям приходили, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А – Айболит, Б – Белоснежка, В – Винни -Пух, Г – Гномики и так далее, или Весёлые человечки: Петрушка – умный и находчивый, замечательный актёр и весельчак; Мурзилка, приносящий в своём портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходил в гости к ребятам и весёлый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок о буквах. Иногда приходил и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Игры со словами, которые очень важны для малышей, почти не включаются, к сожалению, в школьную программу, мало разработаны и зачастую просто игнорируются начальной школой. Они должны стать, на наш взгляд, частью предметного обучения, помогая воспитывать у ребёнка его природное звуковое чутьё, подготавливая его к восприятию сложных поэтических форм, которые изучаются в пятых - шестых классах. Любовь к языку можно воспитать только через интерес к нему.

Дети первые полгода в первом классе выполняли механическую, порой бездумную работу в прописях по копированию слов и предложений, а в результате не всегда могли прочитать написанное, не говоря уже о том, что диктанты им просто не под силу. Для этого на каждом уроке при изучении звуков и букв мы использовали дидактические игры, которые способствовали развитию интереса учащихся к изучаемым звукам и буквам, развивали наблюдательность. Каждый учитель знает, что приходится иногда много раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и всё же он остается не усвоенным.

Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в диктантах – ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толково изложить свои мысли.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра при включении её в урочную деятельность или в развивающие часы способствует успешной учебной деятельности. Дидактические игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей желание экспериментировать и заниматься учебной деятельностью. Они широко используются на различных уроках в начальной школе, так как это намного повышает усвояемость материала. Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.
Анкета «Выявление отношения детей к игре на уроке»

1. Какие уроки ты больше всего любишь?

– с использованием таблиц, схем, рисунков,

– главное, чтобы было интересно,

– с использованием игры,

– урок он и есть урок, хоть что, всё равно скучно,

– не люблю любые уроки,

– не знаю, мне всё равно.

2. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?

– таблиц, схем, рисунков,

– разных игр,

– самостоятельных работ,

– работ с учебником,

– индивидуальной работы по карточкам.

3. Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?

– очень часто,

– часто,

– не очень часто,

– изредка,

– никогда.

4. Как ты относишься к игре на уроке?

– очень хочется участвовать,



– нет большого желания поддерживать игру,

– игра на уроке - пустая трата времени.