Урок здоровья Открытое воспитательно-образовательное мероприятие - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок здоровья Открытое воспитательно-образовательное мероприятие - страница №1/1

Урок здоровья

Открытое воспитательно-образовательное мероприятие

по здоровьесбережению «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

на основе технологии модерации с применением активных методов обучения

Г.В. Дымченко,

учитель начальных классов, заведующая кафедрой начального обучения,

МБУ лицей №51, г. Тольятти
Класс: 2

Форма организации: работа в малых группах

Цель: Формировать позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него.

Задачи:

  1. Активизировать деятельность обучающихся по выполнению правил здоровьесбережения, принятию учащимися здорового образа жизни как основной необходимости.

  2. Развивать умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

  3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Оборудование:

Для учителя:

  1. Медицинские препараты и инструменты (упаковки лекарств, ампулы, бинты, шприцы, аппарат измерения артериального давления – тонометр, стетоскоп, ингалятор и т.д.).

  2. Двухсторонний скотч.

  3. «Чемоданчик здоровья».

  4. «Колодец здоровья».

  5. «Клубок здоровья».

  6. Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Для обучающихся:

  1. Кубик для осуществления обратной связи.

  2. «Витаминчики» для выражения ожиданий обучающихся.

  3. Эмблемы команд «Зубная щётка» и «Градусник» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

  4. Смайлик весёлый и грустный (у каждой команды).

  5. Два конверта с письмом от Смайлика.

  6. Жетоны «медицинские красные крестики».


Ход занятия

  1. Инициация (начало занятия)

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
До занятия формируются 2 группы, выбираются капитаны, даются названия командам. Метод формирования групп «Волшебная цепочка» (авторский) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Слайд №1. Титульный лист. (Не демонстрируется)

Слайд №2. «Всё будет здорово!»

Звучит музыкальная заставка – песня Ромарио (Романа Луговых) «Здорово жить». Дети приветствуют гостей.

Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля, начиная с 1950 года.

Учитель: На сегодняшнем занятии мне будет помогать Пилюлькин. Он будет давать вам жетоны за работу на уроке в форме красных крестиков.

Пилюлькин: Отгадайте загадку!

Кто в дни болезней


Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней?
Ответ: Доктор

Пилюлькин: Отгадайте эту загадку!

Лечит маленьких детей,


Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ....
Ответ: Айболит

Пилюлькин: Айболит – мой самый дорогой друг, а я его помощник.

Слайд №3. Памятник Айболиту в Бердянске

Пилюлькин: Такому знаменитому доктору установили памятники в Бердянске.

Слайд №4. Памятник Айболиту в Анапе

Пилюлькин: А также в Анапе – известном курорте на Черноморском побережье.

Слайд №5. Доктор Айболит с чемоданчиком

Звучит музыкальная заставка – песня Ромарио (Романа Луговых) «Здорово жить». Учащиеся аплодируют.

    1. Приём «Яркое пятно» или приём «Удивляй!»

Учитель: И сегодня у нас в гостях самый сказочный на свете доктор Айболит. Добрый доктор Айболит нам о чём-то говорит. (Со слайда презентации звучит голос Айболита).

Доктор Айболит: В моём «чемоданчике здоровья» чего только нет! Прошу вас, друзья, отгадать различные лекарственные препараты, медицинские принадлежности и назвать их значение. Всё это необходимо мне, чтобы вас лечить.

    1. . Игра «Угадай, что лежит в «Чемоданчике здоровья»

Звучит музыкальная заставка – песня Ромарио (Романа Луговых) «Здорово жить».

Дети из обеих команд достают всё из чемоданчика и объясняют назначение каждого предмета (упаковки лекарств, ампулы, бинты, шпри/цы, аппарат измерения артериального давления – тонометр, стетоскоп и т.д.)



Справка: Стетоскоп (от греч. stethos — грудь и skopeo — смотрю, исследую), прибор для выслушивания то/нов сердца, дыхательных шумов и др. естественных звуков, возникающих в организме человека и животных.

Звучит музыкальная заставка – песня Ромарио (Романа Луговых) «Здорово жить» (пока дети рассаживаются на места).

Пилюлькин вручает жетоны командам.

Учитель: Они непременно помогут нам сохранить и укрепить здоровье. Если вы согласны всё это использовать в течение урока, то поднимите зелёную грань кубика, если нет – красную. (Используется приём оценивания «Кубик» с гранями: зелёная, жёлтая, красная, цифрами: 1,2,3.)

Выслушиваются отдельные мнения детей, которые в основном отрицательно относятся к употреблению лекарств.



Учитель: А тогда как же без помощи лекарств можно на уроке укреплять здоровье? Дайте, пожалуйста, советы. Предполагаемые ответы обучающихся.

Команда «Зубная щётка» начинает:

  • Держать правильно осанку.

  • Выполнять гимнастику для глаз.

  • Делать зарядку для шеи.

  • Выполнять гимнастику для мозга.

Команда «Градусник» продолжает:

  • Выполнять гимнастику для пальцев и кистей рук.

  • Делать дыхательные упражнения.

  • Слушать музыку.

  • Выполнять физкультминутки.

Пилюлькин вручает жетоны командам.

Учитель: Приступим к работе, выполняя ваши замечательные рекомендации. Но вы ещё забыли про что-то важное. Загадка подскажет, что это такое. Читает Пилюлькин:

Есть в радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт:

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска её боится!

Ученики: Улыбка.

Учитель: А для чего нам нужна улыбка?

Ученики: Для выражения хорошего настроения.

Учитель: А для чего нам необходимо хорошее настроение?

Ученик 1: Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают ни при каких обстоятельствах.

Ученик 2: От того, какое у человека настроение, зависит, как он будет учиться, трудиться, общаться с окружающими людьми.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, существует ли памятник улыбке? (Ответы учащихся).

Полюбуемся памятниками улыбке!



    1. Видеометод «Памятники улыбке» (Слайды №6-8)

Слайд № 6. Памятник улыбке во Львове (Украина)

Слайд № 7. Памятник улыбке в Сургуте

Слайд № 8. Памятник улыбке в Кемерово – столице Кузбасса

Учитель: Давайте выработаем привычку улыбаться друг другу. Улыбайтесь чаще и будьте здоровы! У нас в гостях сегодня Смайлик.

Слайд №9. Всемирный День улыбки отмечается в начале октября.

Смайлик: Улыбка – залог хорошего настроения. А я, её символ, родился 19 сентября. Читайте об этом в моих письмах к вам. (Письма с историей возникновения смайлика см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Пилюлькин: Чтобы у нас было хорошее настроение, Смайлик предлагает сделать весёлую зарядку.

    1. Эмоциональная разгрузка. Физкультминутка «Зарядка»

Слайд №10-16. Электронная физкультминутка «Зарядка».

Учитель: А что помогает сохранить хорошее настроение?

Предполагаемые ответы учащихся.



Команда «Зубная щётка» начинает:

  • Добрые слова.

  • Хорошие пожелания.

Команда «Градусник» продолжает:

  • Комплименты.

  • Пожатие руки.

Учитель: Каждое доброе слово несёт в себе силу и положительную энергию прежде всего тому, кто их сказал, а затем тому, кому вы адресовали свои слова.

    1. Игра в группах «Волшебный клубок здоровья» (авторская интерпретация)

Капитан группы берёт клубок ниток, начинает игру.

Учитель: Оставляя часть нити у себя, передавайте «клубок здоровья» следующему члену группы и говорите ему добрые слова.

Когда клубок возвращается к капитану, нить образует замкнутый круг.



Звучит музыкальная заставка – песня Ромарио (Романа Луговых) «Здорово жить».

Учитель: Ваша ниточка объединила вас в единое целое. При помощи метода «Волшебная цепочка» вы объединились в команды. Представьтесь, пожалуйста.

Представление команд

Команда «Зубная щётка»

Девиз: Знает,чуть ли не с пелёнок,
Каждый маленький ребёнок,
Что от всех зубных напастей
Помогают щётка с пастой.

Команда «Градусник»

Девиз: У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!

Ну, а если уж случилось:


Разболеться получилось,
Знай, что градусник тебя.
Может выручить всегда!

Пилюлькин вручает жетоны командам.

  1. Вхождение или погружение в тему. Сообщение темы и цели мероприятия


Слайд №17. Пословицы о здоровье

Учитель: Посмотрите внимательно на слайд и добавьте нужное слово.

Здоровье дороже золота.
Здоровье и счастье не живут друг без друга.
Бог дал жизнь, Бог даст и здоровье.
Здоровье не купишь - его разум дарит.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.



Ученики: Нужно вставить слово «здоровье».

Учитель: Назовите свои пословицы о здоровье.

Предполагаемые ответы.



Команда «Зубная щётка»

  1. От здоровья не лечатся.

  2. Зачал за здоровье, а свел за упокой.

  3. Здоровье сбережешь, от беды уйдешь.

  4. Где здоровье, там и красота.

  5. Ешь, да не жирей - будешь здоровей. 

  6. Здоров будешь - все добудешь.

  7. Умеренность - мать здоровья.

  8. Здоровью цены нет. 

Команда «Градусник»

  1. Чистота - залог здоровья.

  2. Если хочешь быть здоров - закаляйся.

  3. Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - всё потерял.

  4. Верь не болезни, а врачу. 

  5. В здоровом теле - здоровый дух.

  6. Болен - лечись, а здоров - берегись.

  7. Баня - вторая мать.

  8. Аптека не прибавит века.

Пилюлькин вручает жетоны командам.

Учитель: Ребята, вы догадались, о чём мы будем говорить на нашем занятии?

Слайд № 18 . «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

Учитель: Сегодня на нашем уроке здоровья (учащиеся хором читают название темы со слайда) «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» мы будем следить за своим и общим здоровьем и говорить о том, как нужно беречь своё здоровье.

    1. Приём интриги «Колодец здоровья» (авторская интерпретация)

Учитель: Ребята, у нас в классе стоит волшебный «колодец здоровья». Кто в него заглянет, тот сразу ответит на вопрос: «Отчего зависит выздоровление человека?». Предположите!

Предположения учащихся: лекарства, доктор, зубной врач, улыбка, хорошее настроение.



Учитель: Колодец открывать пока нельзя, откроем в конце урока.
3.Формирование ожиданий. Выяснение опасений обучающихся (планирование эффектов занятия)

3.1. Формирование ожиданий обучающихся. Метод «Витаминчик». Часть 1., авторская интерпретация (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Учитель: Ребята, что вы ожидаете от сегодняшнего занятия? Выскажете свои ожидания от каждой команды.

На «витаминчиках» у учащихся заранее написаны их ожидания от занятия. «Витаминчики» лежат у учащихся на парте до конца занятия. Капитан команды озвучивает общие ожидания своей группы.



Примерные ответы капитанов от лица группы:

«Зубная щётка»

Наша команда думает, что узнает сегодня что-то новое и интересное на занятии.

Постараемся правильно выполнить предложенные задания или ответить на вопросы по теме занятия.

Мы будем заниматься сегодня с удовольствием, потому что здоровье – это самое главное богатство человека.



«Градусник»

Мы хотим выполнить больше разных заданий, потому что тема здоровья всегда является актуальной для всего человечества, в том числе и для нас.

Мы ожидаем, что всё для нашей команды пройдёт без сучка и задоринки, и у нас будет хорошее настроение.

От нашего мероприятия мы ждём праздника для своей души и для всех моих одноклассников. Такие уроки полезны для здоровья.



3.2. Выяснение опасений обучающихся

Метод «Водопад» (авторская интерпретация). (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Учитель: Ребята, вы разделились на команды. Что вы для этого повторили?

Ученики: Правила работы в паре и группе. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

Учитель: Итак, вы будете работать в группах. Это вызовет у вас определённый эмоциональный настрой, возможно, чувство переживания за себя, за свою группу. Предлагаю вам избавиться от своих страхов, волнений и переживаний. Обсудите свои опасения в мини-группах.

Каждый желающий мини-группы высказывает свои опасения.



Предполагаемые ответы обучающихся:

Наша команда опасается дать неверный ответ на сложный вопрос.

Некоторые ребята из нашей команды опасаются недружной работы.

Мы переживаем, что можем подвести учителя.



Слайд №19. Сказочная природа «У реки с водопадом» для избавления от опасений, релаксации и снятия напряжения с глаз. Звучит музыка.

Учитель (подводит итог): Закройте глаза, представьте, что вы на берегу реки, прислушайтесь к шуму небольшого водопада. Вы вдыхаете свежий воздух, а всё, что вас тревожит, о чём вы только что сказали, вы выдыхаете. Все ваши страхи и переживания стремительно уносятся с высоты водопада, и они растворились на дне речных глубин. От переживаний не осталось и следа. На душе легко и спокойно.

Учитель: А теперь откройте глаза и посмотрите на сказочное творение природы. Всё радуется солнцу и жизни на земле.

4.Передача и объяснение информации
Слайд №20. Прав ли древний философ?

Пилюлькин читает со слайда:

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

Артур Шопенгауэр.

Учитель: Как вы думаете, прав ли древний немецкий философ Артур Шопенгауэр? Может быть, мы найдём ответ на этот вопрос, послушав ваши размышления на тему: Что такое здоровье?

Реальные ответы учащихся. Рубрика «Дети о здоровье».



«Зубная щётка»

Ксения: Смешно спрашивать: что такое здоровье? Каждый чувствует: нет болезни, хорошее самочувствие, могу работать. Значит, я здорова.

Юра: В понятие «здоровье» мы вкладываем что-то хорошее, необходимое человеку и в его работе, и в отдыхе, и в развлечениях.

Богдан: Здоровье – это богатство, которое надо беречь.

Варя: Здоровье – это хорошее настроение, радость жизни, высшая ценность.

Егор: Здоровье – это хорошее состояние человека.

«Градусник»

Люба: Здоровье – это, когда все части организма работают согласованно, как колёсики часов, и выполняют общую задачу – поддержание жизни.

Коля: Здоровье – это то, без чего жизнь не в радость.

Саша: Привычка заботиться о своём здоровье – залог здорового образа жизни.

Даша: Здоровье – это жизнь. Без здоровья нет ни дружбы, ни успехов в школе, на работе и дома.

Алексей: Здоровье – это первая ценность для человека, его нужно беречь. Здоровье – это здорово!

Зачитываются отрывки из сочинений о важности здоровья.



Пилюлькин вручает жетоны.

Учитель: Ваши высказывания и сочинения, которые вы написали, выражают следующую мысль: Здоровье – одна из самых главных ценностей человеческой жизни.
5. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)
5.1. Обращение к презентации

Слайд №21. Что помогает быть человеку здоровым?

Учитель: Только ли с помощью лекарств можно поправить и сберечь своё здоровье? Что помогает быть человеку здоровым? Подсказки ищите на слайде.

«Зубная щётка»

Ученики: Физические упражнения, закаливание, соблюдение личной гигиены, правильное питание.

Учитель: Как вы думаете, почему количество ребят с ослабленным зрением и нарушением осанки больше, чем ребят с другими заболеваниями?

«Градусник»

Ученики: Сказываются многие факторы: долгое просиживание за компьютером, телевизором, малоподвижный образ жизни, неправильная посадка за столом.

Пилюлькин вручает жетоны.

Учитель: Как нужно сидеть за партой и что при этом нужно беречь?

Слайд №22. Памятник позвоночнику

Ученик: Нужно спину держать прямо и беречь позвоночник.

Слайд №23. Памятник зубу в Чите

Учитель: Какое правильное питание у вас не было бы, но если вы не соблюдаете гигиену полости рта, то у вас могут болеть зубы (подсказывают дети) и другие внутренние органы. Не зря даже зубу создали памятник.

5.2. Защита названия своей команды

Учитель: Обоснуйте выбор названия для своей команды. Почему вы выбрали такие интересные названия и как связали с темой нашего занятия? Дайте необходимые рекомендации.

Команда «Зубная щётка»

  1. ученик: Щётка торжествует. Нехитрое устройство победило автомобиль, компьютер, мобильный телефон и микроволновую печь.

  2. ученик: Зубная щётка — изобретение жизненной необходимости. Американцы сказали, что зубная щётка — это как раз то единственное, без чего они не могут жить.

  3. ученик: Изобретение в 1498 щетки со щетиной считается заслугой китайцев. Первая зубная щётка изготавливалась из свиной щетины.

  4. ученик: Чистить зубы и мыть руки перед едой - первое, чему учат нас родители.

  5. ученик: Чистить зубы необходимо, как минимум, дважды в день – утром, перед завтраком, и вечером, перед отходом ко сну.

  6. ученик: Весь процесс чистки зубов должен занимать не менее 3 минут. Заведите в ванной комнате песочные часы, они помогут вам ориентироваться во времени.

  7. ученик: Меняй зубную щётку каждые 3 месяца. Посещай стоматолога 2 раза в год. Не грызи орехи, ручки, ногти и твёрдые предметы.

  8. ученик: Обязательно ищите на упаковке зубной щетки знак РОСТЕСТа. Если он есть, выбранная щетка соответствует российским стандартам качества.

Слайд №24. Памятник зубной щётке.

Учитель: Каких только памятников нет! Памятник шпри/цу, например, находится в Германии. А есть ли памятник градуснику?

Команда «Градусник»

Слайд №25. Памятник градуснику

1ученик: 1592 году Галилео Галилей создал первый прибор для наблюдений за изменениями температуры, назвав его термоскопом (т.е. термометром).

  1. ученик: В 1714 году появился прообраз всем известного термометра. Трубку прибора заполняли сначала водой, потом спиртом или ртутью.

  2. ученик: Изобретение первого ртутного термометра принадлежит немецкому физику Габриелю Фаренгейту.

  3. ученик: Но шкала, предложенная Фаренгейтом, была неудобна для измерения тела человека.

  4. ученик: Поэтому в России длительное время была в ходу другая шкала, предложенная в 1730 году французским испытателем Рене Реомюром.

  5. ученик: Спустя два века предпочтение было отдано термометрам со шкалой Цельсия – той, с помощью которой сегодня измеряет температуру почти весь мир. Андерс Цельсий – шведский астроном и физик.

  6. ученик: Несмотря на появление точных электронных термометров, многие по прежнему доверяют только ртутному градуснику: низкая стоимость и высокая точность измерения.

  7. ученик: Изменение температуры тела – первый признак возникновения проблем со здоровьем. Пользуйтесь градусником под присмотром взрослых.

Учитель: Как вы думаете, сколько времени вы должны проводить за компьютером в день? (Ответы учащихся).

Учитель: Специалисты считают, что учащиеся начальных классов могут проводить за компьютером не более 10 минут.

Пилюлькин вручает жетоны.

Слайд № 26. Что бы это значило?

Учитель: Вот что может произойти с нами, если будем долго сидеть за компьютером. (Конечный результат: превращение человека в обезьяну с мобильным телефоном в руках.)

  1. Подведение итогов занятия (рефлексия, оценка занятия)


Учитель: Давайте вспомним тему нашего занятия. Что полезного и ценного дал вам этот урок? Выразите главную идею нашего урока одним предложением.

Ученики: Надо относиться к своему здоровью, как к главной ценности.

Слайд № 27. Здоровый человек, какой он?

Учитель: Выберите слова для характеристики здорового человека. Команды называют слова по очереди.

красивый

ловкий

статный

крепкий

сутулый

бледный

стройный

неуклюжий

сильный

румяный

толстый

подтянутый

Учитель: Желаю вам быть красивыми, сильными, ловкими, румяными, статными, стройными, крепкими, подтянутыми. Берегите своё здоровье!

Пилюлькин вручает жетоны.
6.1. Раскрытие интриги волшебного «Колодца здоровья». Часть 2.

Учитель: Что находится очень важное в «колодце здоровья», отчего зависит выздоровление человека? Раскроем секрет. Загляните внутрь волшебного «колодца здоровья» (внутри лежит зеркало) и посмотрите, отчего же зависит выздоровление человека. Каждый, смотрясь в него, видит себя самого, от кого зависит выздоровление.

Рефлексия. Оценивание индивидуальных ожиданий и состояние группового успеха

6.2. Метод «Витаминчик» (авторская интерпретация). Метод формирования ожиданий, часть 2. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Учитель: Если ваши ожидания от занятия сбылись, то прикрепите «витаминчик» на «чемоданчик здоровья».

Звучит музыкальная заставка – песня Ромарио (Романа Луговых) «Здорово жить».

6.3. Метод оценивания состояния группового успеха «Смайлик» (авторская интерпретация). См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологическая карта.

Учитель: Оцените работу своей группы, показав смайлик с соответствующим лицом. Назовите, сколько жетончиков заработала ваша команда.

post-202874-1259866856[1]3- вы очень довольны работой группы; и не очень довольны - post-202874-1259866856[1]смайл.

Рефлексия. Индивидуальная оценка занятия, настроение обучающихся

6.4. Метод «Солнышко и тучка»

Слайд №28. Вырази своё настроение!

Учитель: С каким настроением вы заканчиваете этот урок? Подойдите к тому изображению, которое соответствует вашему настроению. Справа (солнышко улыбается) – прекрасное настроение, занятие прошло интересно, хорошо работали. Слева (тучка плачет) – грустное настроение, пока не всё удалось, есть какие-то проблемы.

Звучит музыкальная заставка – песня Ромарио (Романа Луговых) «Здорово жить».

Слайд №29. Здоровому всё здорово!

Учитель: Поставьте по-разному ударение в последнем слове.

- В русском языке слова «здОрово» и «здорОво» пишутся абсолютно одинаково. А для нас важно, чтобы эти понятия стали синонимами.



Будьте здоровы! Всем спасибо за урок!
Список литературы

  1. «Начальная школа», методическая газета для учителей, №2, январь, 2010, с. 17

  2. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов. В.Ф. Феоктистова.- Волгоград: Учитель, 2009. – 121 с.

Электронные ресурсы

  1. Считалки: www.moi-detki.ru