Урок. Внутренняя политика Александра I эпиграф: «Дней Александровых прекрасное начало» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок. Внутренняя политика Александра I эпиграф: «Дней Александровых прекрасное начало» - страница №1/1

8 класс
Урок. Внутренняя политика Александра I
Эпиграф:

«Дней Александровых прекрасное начало»

(А. С. Пушкин)

Цели урока:
Обучающая: - Активизировать необходимые знания из курса истории России за 7 класс;

познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям;



Развивающая: обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся;

- развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем;



Воспитывающая – Давать оценку историческим лицам и их деятельности через категории гуманности, непредвзятости.
План урока:
I. Организация класса. Актуализация знаний

II. Изучение нового материала:

1) Император Александр I.

2) «Негласный комитет».

3) Начало царствования.

4) Начало реформ

III. Закрепление материала.
Новые понятия и даты: «Негласный Комитет»; Вольные хлебопашцы; Государственный Совет - 1810; Комитет министров;;

1801-1825 - правление Александра I;

1803 - указ о вольных хлебопашцах;

1801-1811 - преобразование органов центрального управления.


Оборудование:

ЦОР: презентация с портретами Александра I, членов Негласного комитета, схемы органов центральной власти Российской империи


Ход урока
I. Актуализация знаний.
Подтвердите фактами следующие высказывания: Слайд 2-15

1. «К концу XVIII века Россия была крупнейшей по территории державой мира»
(учащиеся приводят примеры площади России на основе знаний полученных из учебника: Гонец ехавший со скоростью 180 верст в день достиг восточных границ через 35 дней, а до Камчатки добирался 3 месяца)»
2. «Численность населения к началу XIX века изменилась»
(В течение XVIII века она выросла в 4 раза и составляла 44 млн. человек.)
3. Национальный состав населения России был неоднородным.

( На территории России проживали русские, украинцы, белорусы, которые считались единым народом), в Прибалтике: эстонцы, литовцы, латыши, немцы,

На севере европейской части и в Поволжье – карелы, мордва , удмурты , коми и т.д.В Сибири и на дальнем востоке – ненцы, якуты, ханты, манси, чукчи, эвенки и эвены, в XVIII веке часть казахов приняла Российское подданство)
4. Народы России исповедовали практически все мировые религии.

(государственной религией являлось православие, которого придерживались 75 % населения; Но со времен церковного раскола часть православных придерживалась старообрядчества, в западных районах было распространено католичество и протестантизм;

Многие тюркские народы исповедовали ислам:

калмыки, буряты - буддизм ; некоторые народы сохраняли языческие верования – мордва, мари, народы Сибири и Севера)
5. Население Российской империи делилось на сословия.

(всего сословий было 6 – дворянство – 400 тыс.,, духовенство – 215 тыс.,, купечество1%, крестьянство – 90%, мещанство4%, казачество-1,5 млн. человек).
6. Россия в начале XIX в. была преимущественно аграрной (сельскохозяйственной) страной.
(- 90% населения Российской Империи - это крестьяне, главным занятием которых было земледелие и животноводство;

- существовало крепостное право, а потому было слабое развитие промышленности;.

- в составе экспортируемых из России товаров преобладали хлеб,

лен, сало, пенька, лес – товары сельскохозяйственного производства.)
7. Основой политического строя являлось самодержавие.

(Монарху принадлежала вся полнота власти – законодательной, исполнительной и судебной, он был фактическим главой православной церкви, управлял страной при помощи государственного аппарата, большая част чиновников была из дворянского сословия


8. Самостоятельная работа: Заполните схему «Центральные органы власти в начале XIX века» (работа выполняется на заготовленных шаблонах с недостающими ячейками)

Слайд 16 – проверьте правильность заполнения схемы, исправьте свои недочеты/
9. СЛАЙД 17. Экономика, политика, общественное устройство требовали перемен.
(- наметилось отставание России от передовых европейских государств , где развивалось капиталистическое общество - , главной причиной было существование крепостного права и абсолютизм)


II. Изучение нового материала:

1) Мотивация деятельности учащихся: СЛАЙД 19.



Учитель Эпиграфом нашего урока я взяла слова А.Пушкина

«Дней Александровых прекрасное начало…»

Слайд 20
Используя ваши знания и материалы сегодняшнего урока постараемся решить задачу –
- Кто осуществлял преобразования, в которых так нуждалась Россия,

- Какие это преобразования?

- Что они изменили?

- Что из намеченного было выполнено, а что нет?
Почему А.С. Пушкин назвал начало правления Александра I прекрасным?
Вам предстоит знакомство с новыми личностями российской истории. Проанализировать исторические документы, сделать свои выводы, выразить свое мнение.

Итак, мы начинаем….
Личность Александра I всегда была загадкой для современников. «Сфинкс, неразгаданный до гроба», - писал о нем П. А Вяземский.

А. И. Герцен называл Александра «коронованным Гамлетом, которого всю жизнь, преследовала тень убитого отца». Разноречивые оценки личности Александра I представлены и в его многочисленных биографиях.


2. Сейчас вы услышите краткий рассказ об Александре I. Вы можете делать записи на листе для заметок

Какие черты характера Александра I, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя?


Доклад учащегося: «Александр I - воспитание, черты характера»-
«Биография наследника престола Александра Павловича

Александр был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в их числе выписан из Швейцарии Франц Цезарь Лагарп - высокообразованный, приверженец идей просвещения, республиканец по взглядам. В должности «главного воспитателя» он состоял при Александре 11 лет. Знакомя своего воспитанника с понятием о «естественном равенстве людей, беседуя с ним о преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о «всеобщем благе», к которому должен стремиться правитель, Лагарп тщательно обходил реалии крепостной России. Главным образом он занимался нравственным воспитанием своего ученика. Впоследствии Александр I говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу.

Но более действенной школой воспитания будущего императора явились те условия и атмосфера, которые окружали его с самого раннего детства,- враждующие 'между собой «большой двор» Екатерины II в Петербурге и «малый двор» отца Павла Петровича в Гатчине. Необходимость лавировать между ними приучала Александра, по меткому выражению

В. О. Ключевского, «жить на два ума, держать две парадные физиономии», развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами и, по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений, ловко пользоваться людскими слабостями. Он умел играть «в откровенность» как надежное средство управлять людьми. И подчинять их своей воле. «Сущий прельститель», - говорил о нем М. Сперанский, Наполеон, уже будучи на о. Святой Елены, так отзывался об Александре: I: «умен, изящен, образован; он легко может очаровать, но этого надо опасаться; Он неискренен, это настоящий византиец времен упадка Империи... он может далеко пойти. Если в умру здесь, он станет моим настоящим наследником в Европе.»

Современники отмечали и такие черты характера Александра, как упрямство, подозрительность, большое самолюбие и стремление «искать популярности по любому поводу,- а исследователи его биографии усматривали в нем «странное смешение философских поветрий XVIII в. с принципами прирожденного самовластия».
Учащиеся отвечают на вопрос:

- Какие качества Александра I, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя?


3. Объяснение учителя
В это время было сильно влияние на умы людей идей Века Просвещения и французской революции.

Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников.

Это были, В. П. Кочубей –

князь А. А. Чарторыйский -

затем граф А. С. Строганов –

Н. Н. Новосильцев – Слайды презентации.

В этом кружке «молодых друзей» обсуждались пороки Павловского царствования и строились планы на будущее: об отмене «рабства крестьян», о предпочтительности республиканского правления.

Узкий кружок близких друзей Александр назвал Негласным Комитетом, представители высшей знати окрестили его «якобинской шайкой». С воцарением Александра 1 члены Негласного Комитета по-прежнему рассуждали о необходимости преобразований государственного аппарата, облегчения участи крепостных крестьян, издания «Жалованной грамоты народу» (нечто вреде конституции), однако исходили из основ незыблемости абсолютизма. Вступив на престол, Александр I торжественно провозгласил, что в основе его правления будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов.


Первыми преобразованиями Александра I стали:


  • Манифест с заявлением, что Александр I будет «управлять по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни Императрицы Екатерины Великой»: Слайд «словарь»




  • Восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству и городам.

Жалованная грамота дворянству («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства») свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21 апреля 1785 г. Дворяне освобождались от обязательной службы, от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд.

Дворянам принадлежало исключительное право владения землей н крепостными крестьянами).



  • Свобода пропуска российских произведений за границу

  • Улучшение содержания заключенных Слайд «словарь»

  • Меры по крестьянскому вопросу:

  1. 1801 г. - право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне.

  2. запрещение публиковать объявления о продаже дворовых.

  3. Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках «а розницу», т. е. с разделением семьи.

  4. Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.

  5. Закон, по которому помещик был обязан кормить своих крестьян в голодные годы




  • реформа высших органов государственного управления;

  • Создание Государственного совета

  • Указ о вольных хлебопашцах

Более подробно мы рассмотрим некоторые из них: учебник стр. 9 абзац 1 –что изменила реформа высших органов государственного управления?


4. Исследовательская работа учащихся. Работа в группах.

(Для исследования предлагаются документы – прочитав которые необходимо выполнить предложенное задание.)

Объявление в газетах начала XIX века:
«Продается свора собак и при них доезжачий»,

«Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх»


ЗАДАНИЕ: Составьте рассказ: как относились дворяне к крепостным крестьянам?

Если запрещалась печатать такие объявления - запрещалась ли продажа крестьян?


Документ

Манифест

«Образование Государственного совета»


Божиею милостию Мы, Александр Первый, император и самодержец Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая

К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении признали мы нужным установлению Государственного совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи. (цель создания государственного совета)

II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению. ( государственный совет предлагает, а император утверждает законы)

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.

IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых. (царем назначенных)

V. Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном. (занимать государственные и судебные должности)

VI. Министры суть члены Совета по их званию.

VII. В Совете председательствуем мы сами.

Задание:


Составить рассказ используя текст учебника на стр. 21-22 и данный документ. По вопросам:

С какой целью создавался Государственный совет?

Кто входил в Государственный совет?

Кто возглавлял Государственный совет?

Как можно охарактеризовать Государственный совет согласно этому документу? (какой это орган?)

Документ № 3


Читать отрывки из указа о вольных хлебопашцах,

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых ( по наследству доставшихся крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; если последует от нас решение, желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в гражданской палате.


……если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по прежнему.

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпущенные, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.

Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землей в собственность, несут полный поземельный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую гювинность натурою <.служат в армии..> оброчных денег в казну не платят.»
ЗАДАНИЕ: Составьте рассказ: как предполагалось освобождение крестьян ( используйте вопросы и текст учебника, примеры приводите из документа)
Вопросы к документу - Назовите; условие необходимое для освобождения крестьян? {Желание помещике, наделение освобождаемых крестьян землей.)

- Каковы были права и обязанности вольных хлебопашцев? (Свободные хлебопашцы должны были платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность.) см. Учебник с 9


Записка помещика И.Д. Якушкина


Мне хотелось знать, оценят ли мои крестьяне выгоду для себя условий, на которых я предлагал освободить их.

Я собрал их и долго с ними толковал: они слушали меня со вниманием и наконец спросили:: «Земля, которой мы теперь владеем, будет нам принадлежать нам или нет?» Я им ответил, что земля будет принадлежать мне, но что они смогут нанимать ее у меня.

-Ну так, батюшка, оставайся все по-старому: земля ваша и мы – ваши»

Напрасно я старался им объяснить всю выгоду независимости, которую им доставит освобождение. Русский крестьянин не допускает возможности, чтоб у него не было хоть клока земли, которую бы он пахал для себя»


Почему крестьяне отказались от предложения помещика Якушкина об их освобождении?
Вы подробно рассмотрели документы и комментарии к ним.

Прошу вас обменяться мнениями. Группы учащихся представляют результаты своей работы.

Слово группе 1

Слово группе 2

Слово группе 3

Слово группе 4


6. Вторичное закрепление – заполнение схемы

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
(после реформы Александра
I)


  • 7. Подведение итогов:



  • Кто осуществлял преобразования, в которых так нуждалась Россия?




  • Какие это преобразования?




  • Какие из них вы считаете главными?


7. Домашнее задание – п.1, с 21-22, в тетради с.3 №1.2.3