Урок внеклассного чтения по рассказу Н. Н. Куратовой "Волшебный цветок" - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок внеклассного чтения по рассказу Н. Н. Куратовой "Волшебный цветок" - страница №1/1

Урок внеклассного чтения по рассказу Н.Н. Куратовой "Волшебный цветок"


Данилова Оксана Григорьевна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

http://festival.1september.ru/articles/506482/





Цели урока:

  1. Познакомить с коми писательницей Н.Н. Куратовой и её рассказом «Волшебный цветок» (Приложение1) из книги «Давайте знакомиться и дружить» [1].

  2. Помочь учащимся уяснить, как образно автор рассказывает о красоте и пользе удивительного растения – волчье лыко, почувствовать красоту и эмоциональность языка Н.Н. Куратовой. Поупражняться в выразительном чтении отдельных частей рассказа.

  3. Воспитать у ребят чувство любви к своему краю и ответственность за поведение во время похода, прогулок в лес.

Оформление: портрет Н.Н. Куратовой, рисунок цветка волчье лыко, выставка книг.

1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы познакомимся с замечательной коми писательницей Ниной Никитичной Куратовой, её творческим путем и рассказом «Волшебный цветок» из книги «Давайте знакомиться и дружить». Мы увидим, как образно и трогательно Н.Н. Куратова рассказывает о красоте и полезности ничем не примечательного, но удивительного растения – волчье лыко. Почувствуем красочность и эмоциональность языка писательницы и, конечно, догадаемся, что она предупреждает нас о том, что нельзя никогда и нигде вредить природе. Все это мы сделаем через анализ рассказа и его выразительное чтение.

2. Выразительное чтение учителем стихотворения Н. Рыленкова «Все в тающей дымке». Это стихотворение звучит как эпиграф ко всему нашему уроку. Красоту природы нужно не только увидеть, но и сберечь.

3. Рассказ о писательнице. Н.Н. Куратова родилась 17 февраля 1930 года в селе Куратово Сысольского района Республики Коми в крестьянской семье. Детство ее совпало с войной. Рано осталась без родителей, вместе с сестренками воспитывалась у старенькой бабушки. Училась в школе, приходилось одновременно работать в колхозе или ночной няней в детском доме, воспитательницей. Работа с детьми увлекла будущую писательницу, она окончила Сыктывкарское педагогическое училище, работала воспитательницей в детских садах городов Ухта, Инта, Сыктывкар.

Пробовать перо Нина Куратова стала еще в школе, но к серьезной литературной работе обратилась значительно позже. В 1964 году в журнале «Войвыв кодзув» («Северная звезда») был напечатан ее первый рассказ «Аппассионата», получивший положительную оценку читателей и критики.

Перу писательницы принадлежат десятки рассказов, повестей, изданных в Сыктывкаре и в Москве. Герои ее книг – земляки, труженики коми сел. Для детей Н.Н. Куратова написала книги «Заячий гостинец», «Давайте дружить и знакомиться».

В 1978 году она принята в Союз писателей СССР. В 1980 году – удостоена звания «Заслуженный работник Коми АССР».



4. Краткий пересказ содержания рассказа учеником. (Ребята пошли в весенний лес. За ними увязалась Катя Чередова. Один из мальчиков увидел в лесу красный цветок и рассказал об этом ребятам. Катя решила сорвать цветок, но тот не поддавался, защищал свою жизнь и наказал девочку: обжег ей рот. Мальчики спасли Катю, напоив ее водой. А бабушки отругали, сказав, что волчье лыко – ядовитый цветок.)

5. Словарная работа.

Ошалеть – потерять соображение от испуга, удивления, одуреть.



Очаровать – произвести неотразимое впечатление.

6. Анализ рассказа через работу с текстом.

  • Почему ученики 5 класса решили пойти в поход, почему обрадовались прогулке? Чтение по ролям. Открываю заранее приготовленную на доске схему (сок, костер, зайчонок) (Рисунок1).

  • Почему ребята взяли с собой Катю Чередову? Прочитайте. («Если Катька пристанет, никто от нее не отобьется».)

  • А почему быстро усталость забылась? (Красота леса зачаровала: ручеек «бежал - журчал», рощица и сосновый бор поразили). Учитель читает: «Но когда очутились на лесной опушке…Я прямо ошалел…» (с. 84)

  • Чем занимались ребята? (Собирали хворост, валежник для костра, оглядывались и прислушивались.)

  • Что увидели, почувствовали? (Пружинит мох, из-под него талая вода, прошлогодняя брусника «горит крошечным огоньком», будто зовет: «Съешь меня».)

  • Какие чувства и от чего переполнили ребят? (Радость, восторг, удивление от простора, солнечного света и голосов птиц, ребята были очарованы красотой леса.)

  • Что удивило и остановило мальчика, почему? Найдите в тексте. («Алел какой-то цветок – хотя лежал под ёлочкой снег».) Мальчик посчитал, что этот цветок волшебный, коль он так рано зацвел, не дыша смотрел на это чудо.

  • Найдите описание цветка. («Прутик – черенок на полметра, а на верху соцветие из маленьких цветов».) Следующая схема.

  • Почему мальчик не посмел сорвать цветок? (Испугался, что цветок исчезнет как в сказке об аленьком цветочке.). Учитель. У мальчика была природная интуиция: не навредить растению, не погубить цветок. Так как он считал цветок волшебным.

  • Как отреагировали ребята, когда он рассказал о цветке? (Мальчики не поверили, что так рано расцвел цветок.)

  • А как поступила девочки? (Катя решила его сорвать. «Вцепилась зубами в упрямую веточку, но тут же взвизгнула и закружилась на месте».) Прочитаем, как через глаголы автор показала действия девочки (с. 86). Обратите внимание на синонимический ряд. Для чего автор использует глаголы по возрастанию признака? Схема («бросилась срывать», «стала выкручивать», «вцепилась зубами», «взвизгнула», «закружилась на месте»)

  • Что же с ней произошло? (Цветок защищался и наказал Катю: у нее все будто горело во рту.)

  • Каким был и каким стал цветок? (Был гордым и красивым, а стал унылый, его голова в ярко-красной шапке склонилась до земли). Следующая схема. Учитель. Дети не сразу поняли, что такой красивый цветок может быть ядовитым.

  • Прочитайте, как дети помогли Кате? («Боря изо всех сил тащил сестру к ручью…» с. 87-88.) Сценка «Дети спасают Катю».

  • Правильно поступили ребята? (Да, правильно, надо всегда помогать друг другу в беде.)

  • Почему Катя взяла цветок с собой? (Оставлять не было смысла, он бы все равно погиб, засох).

  • Как бабушки отнеслись к тому, что Катя сорвала цветок? Выборочное чтение. (Осудили, предупредили, что волчье лыко и его ягоды ядовиты, его в рот нельзя брать).

Учитель. Но если это растение попадет в умелые руки работников аптеки (фармацевтов), то оно будет волшебным, так как из него получают лекарство. Волчье лыко и другие лекарственные растения можно собирать лишь знающим людям. Со всем, что есть в природе нужно быть предельно осторожными. Автор словами бабушки предупреждает: «Плохо может кончиться». Это растение занесено в «Красную Книгу» и охраняется государством.)

7. Вывод.

  • Обратимся к эпиграфу. Кто из героев рассказа наблюдательный, умеет всматриваться и вслушиваться?

  • Можно ли в лесу, в поле рвать, собирать, а тем более кушать незнакомые травы, ягоды?

(Автор рассказа говорит, что нельзя рвать цветы, травы, так как это опасно, вредит природе, может обеднить ее, учит: не надо уничтожать красоту, нужно относиться к ней бережно; советует всматриваться, вслушиваться в окружающую природу, понимать и беречь ее и быть с ней осторожней, так как природа хранит много тайн и опасностей. Н.Н. Куратова предупреждает: если с кем-то случилась беда, старайся помочь, но делай это умело, не подвергая себя опасности. А цветок-то и вправду волшебный: хоть ядовитый, но лекарственный).

8. Понравился ли урок? Чем?

Домашнее задание. Выбрать другой рассказ Н.Н. Куратовой из книги «Давайте знакомиться и дружить», написать о нем отзыв, чтобы заинтересовать этим рассказом своих одноклассников.

Список литературы:

  1. Куратова Н.Н. Давайте знакомиться и дружить. – М., 1984.

© 2003—2008 Издательский дом «Первое сентября»


Адрес: 121165, ул. Киевская, 24, Москва, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Телефон: (499) 249-52-53   Эл.почта: festival@1september.ru