Урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Что такое духовная культура?» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую... 1 89.91kb.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально 1 146.99kb.
Урока. Подготовка к сочинению рассуждению «Хмельницкий город мечта... 1 116.47kb.
Урок Р/Р. Подготовка к сочинению по произведениям Бунина и Куприна 1 92.57kb.
Программа элективного курса по выбору «Практический курс речеведения» 3 806.62kb.
Ядерный контроль выпуск # 14 (297), 2007 24 мая – 30 мая цитата номера 2 570.58kb.
Закон Перечень вопросов, на которые должны быть даны ответы в ходе... 1 80.95kb.
Урок по биологии в 8 классе против вредных привычек: «что такое хорошо... 1 66.65kb.
Урок при изучении темы «Средневековое европейское общество» 1 114.06kb.
Пит Панде, Ларри Холп Что такое «шесть сигм»? 1 174.38kb.
Для тех, кто изучает английский 1 87.7kb.
Книга для тех, кто в любой момент может побывать в библиотеке конгресса США 16 1997.96kb.
- 4 1234.94kb.
Урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Что такое духовная - страница №1/1

УРОК ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

«Что такое духовная культура?»

Цели и задачи урока:

– способствовать осознанию учащимися истинных ценностей человечества, на основе которых только и возможно построение прогрессивного общества;

– привлечь учащихся к обсуждению жизненно важных вопросов по защите культурных ценностей;

– найти себя в этом мире и объяснить этот мир для себя;

– написать сочинение.
Дополнительные материалы к уроку (материалами обеспечивается каждое рабочее место):

- тексты заданий к уроку;

- "Толковая страничка" - формулировки терминов и понятий, используемых на уроке;

- иллюстративный материал (портреты, репродукции картин, Знамя Культуры, Знак культурных ценностей).


Ход урока:
Эпиграфом к уроку послужат слова народной мудрости "Когда пожелаешь узнать цену человеку, подведи его к чужой беде или чужой радости. "
Вопрос: Назовите слова, которые противопоставляются друг другу по чувству. (беда – радость (по мере работы появится «условная» таблица понятий)).

Беда –


1) несчастье;

2) гибель (в сказочном варианте).

[Словарь С.И. Ожегова, стр. 37]
Радость –

1) весёлое чувство;

2) то, что вызывает чувство радости;

3) счастливое событие, обстоятельство.



[Словарь С.И. Ожегова, стр. 660]
В стародавние времена люди обожествляли птиц и животных, наделяя их человеческими свойствами, голосом, одушевляли их, и считалось, если человек попал в беду, то тот или иной (злой или добрый) образ помогал человеку понять своё состояние. Художественно эти образы изображались с человеческими головами или лицами.
Перед нами иллюстрация картины Виктора Михайловича Васнецова «Сирин и Алконост» - «Песнь радости и печали», исполненная в 1896 году. Васнецов - удивительный художник.
Сообщение о В. М. Васнецове
Виктор Михайлович Васнецов родился в далеком вятском селе в большой патриархальной семье деревенского священника. Вятская губерния славилась тогда местными мастерами и мастерицами. Они и вышивали, и резали по дереву, разрисовывали ложки и мебель, глиняные расписные игрушки. А природа края... Холмистые перелески и таежные глухие леса, извилистые речки и широкие равнины таили в себе особое очарование. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Дар Васнецова очевиден. В 1885 его пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником древней Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей. Стены собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры. Выполнять работу было трудно: отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а художник не мог отказаться от своего восприятия мира, от живого, реалистического видения. Со стен Владимирского собора смотрели не условные лики святых, а изображенные правдиво и естественно храбрые, могучие русские люди, поборники свободы и справедливости. Его картины – настоящие сокровища таланта. На данной картине изображены две птицы с человеческими лицами. Об этих птицах повествует «Книга пророка Исайя» в «Ветхом завете». Сирин и Алконост пели о счастье и горе человеческом.
Послушаем сообщения учеников о значении имён.
Алконост. В византийских и русских средневековых легендах чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у нее женский, тело — птичье, голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконост от восторга может забыть все на свете, но зла от нее нет, в отличие от Сирина.
Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по её имени алкиона (зимородок).
Изображается на лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осененной короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. Кроме крыльев у Алконоса есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью. Живет она на райском дереве, на острове Буяне вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос, как сама любовь. Когда она поет, то сама себя не ощущает. Услышавший ее чудесное пение все в мире позабудет. Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает. Это птица радости.
А вот Сирин, темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин, и смерть для него в этот миг — истинное блаженство. Даль в знаменитом словаре объяснял так: «...мифичеcкое и церковное птицы совы, или филина, пугача; есть лубочные картины, изображающие райских птиц с женскими лицами и грудью» (В. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"). В русских духовных стихах сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей своим пением. В западноевропейских легендах сирин – воплощение несчастной души. Это птица печали.
Действительно, радость и горе идут рядом друг с другом, поэтому и сегодня на уроке нас будут интересовать человеческие качества, отношения между людьми.
Выполнение 1-го задания.

Спишите, расставляя пропущенные буквы.


Два качества опред...ляют настоящего человека – добро и спр...ведливость. Горе ушло (бы) с з...мли, если (бы) каждый думал о человек... и о том, к кому относ...тся его слово или поступок. Человек ст..новится человеком, когда забота о других делается потребностью его души. Так начинается человек.

(В.Корнилов)


Каково ключевое слово в тексте В.Корнилова? (Человек.)

Какое качество писатель считает самым важным в человеке? (Забота о других.)

Как вы понимаете выражение потребность души? (Потребность – необходимость, часть души.)


Вернёмся к эпиграфу. Не поразило ли вас ещё что-то в словах народной мудрости?

Словосочетание – цена человека (Каким типом связи образовано данное словосочетание?)


Цена –

1) денежное выражение стоимости товара;

2) затрата, жертва (ценою потерь);

3) роль, значение (цена дружбы).

[Словарь С.И. Ожегова, стр. 905]
А можно ли измерить цену человека? Каким образом человек приобретает ценность?
Послушайте притчу, а, по мере прочтения её, я буду прерывать чтение и задавать вопросы.
Жил-был один человек, ну, очень странный.
Каких людей называют «странными»? Что может вызвать у вас ощущение, что человек, которого вы видите «странный»?
Странный – необычный, непонятный, вызывающий недоумение. [Словарь С.И. Ожегова, стр. 798].
Когда-то шел он по дороге и на развилке присел отдохнуть на камень. Глянул на него внимательнее - ба, да это же настоящее золото! Вот так находка! Что с ним делать-то?
Постараемся ответить на вопрос: что с ним делать-то. Если бы это случилось с вами...
Одному даже с места не сдвинуть. Бежать за тележкой тоже нельзя – вдруг кто другой утащит. Стал он звать на помощь.
На помощь какого человека он рассчитывал, если боялся, что камень утащат?
Но никто не откликнулся.
Почему никто не откликнулся? Внимательно прослушайте, как эту ситуацию объясняет притча.
Одни всё время под ногами стекляшки собирают, другие в небо глядят – вдруг что упадет.

Иные не верят, а последние, что быстро идут и всех обгоняют – не слышат.


Растолкуйте пояснение. Какие типы людей представлены в притче?
1 - собирает стекляшки
мир через очки (слепые)
видящие
2 - глядит в небо
ожидающие
прогрессивные
3 - не верят
неверящие
верящие
4 - быстро идут, не слышат
неслышащие (глухие)
слышащие
Заменим слова из притчи синонимичными понятиями. Рядом запишем противоположные качества.
Так бы с голоду и помер на своем камне, да, к счастью, мимо шёл странник. Сел, посторожил его камень, пока он за тележкой бегал. Он ему долю предлагал, а странник ответил: «Вот чудак! Да таких камней золотых кругом полно, куда ни глянь. Главное для человека в другом. А золото, оно что? Условность. Тяжелое и блестит».
Поговорим про этих, оставшихся героев притчи.

Герой странник. Странник. Странник?!

Странный герой? Что вы о нём узнали нового?
К какому бы типу людей вы отнесли странного и странника?
Для странного человека главной ценностью стали материальные блага.

Золотой слиток выявил его качества.

Может быть, это и добрый человек, он умеет поделиться своим сокровищем, но почему же странник ответил ему: «Главное для человека в другом»?
Как вы думаете, о чём не сказал странник странному человеку? Почему не сказал? Утаил? Какова мораль данной притчи?

Варианты ответов:

Не всё то золото, что блестит.
Какой же должен быть человек? Приведите, пожалуйста, высказывания о человеке из домашнего задания. (Учащиеся зачитывают выписанные высказывания).

Чем заинтересовало это высказывание? Почему оно выбрано?


Завершите мысль в «условной» таблице.

Цена человека определяется не количеством золота, а ... . (Записываем в «условную» таблицу итог – вывод о «цене»).


Запишите ещё одно высказывание человека, которого больше всего любил и ценил Васнецов, творчество которого нам ещё предстоит открыть (портрет Ф.М. Достоевского).

По словам Достоевского, человек – целый мир, отражающий состояние душевной чистоты. Разберём это предложение синтаксически.


беда – радость


цена человека
мир души
состояние
роль для жизни
духовная культура
Как вы понимаете данное высказывание?

Итак, человек – это целый мир. Каждый человек уникален и неповторим. И каждый должен осознавать, что он – единственный, особенный, значащий. Достоевский высоко ценил духовное начало в человеке, то есть мир души.


А что есть мир души? (Учитель обращет внимание на выставку рисунков)

Ответы учащихся.



Каждый человек по – своему относится к миру, его окружающему. И любой из нас не должен остаться равнодушным, читая художественные произведения или слушая классическую музыку. Мир души должен обогащаться впечатлениями. У души человека, как вы мне сказали, есть потребность, необходимость в новых впечатлениях.
Прослушивание «Лунной сонаты» Бетховена (1 часть).
История создания "Лунной сонаты"
14 соната (до - диез минор) История возникновения "Лунной сонаты" ярка и интересна. Бетховен назвал ее "Соната в духе фантазии". А название "Лунная", уже после смерти композитора, дал ей один из друзей Бетховена – поэт Людвиг Рельштаб. Он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей по ней лодки. Как раз в то время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвичарди, он стал думать, как о своей будущей жене. Джульетта поощряла композитора, но была слишком легкомысленна и поверхностна, чтобы понять гениального учителя. Она – воспитанная в аристократической семье – свысока смотрела на своего учителя. Она нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга – бездарного сочинителя музыки, зато графа. "Лунная соната" и была создана в эту трудную пору жизни композитора. Под настоящим ее названием Бетховен написал: "Посвящается графине Джульетте Гвичарди". Соната впервые прозвучала в 1802 году.
Во время исполнения музыкального произведения звучит высказывание Василия Александровича Сухомлинского о красоте (учитель читает под музыку).
Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.
Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.
(Небольшая пауза)
Не правда ли есть что-то завораживающее, волшебное в этих звуках? Хочется мечтать, радоваться, благодарить природу за то, что она дала человеку возможность чувствовать, сопереживать, обогащать внутренний мир, наполняя его красочным содержанием, духовным содержанием, дополняя культурный опыт. Все мы должны быть сопричастны к миру прекрасного, потому что так человек приобщается к культуре.
Что же такое «культура»? (работаем с понятием по толковой страничке)
Культура –

1) совокупность достижений человечества;

2) культурность;

3) разведение растения;

4) разводимое растение;

5) высокий уровень чего-либо.


Словарь С.И. Ожегова, стр. 286
Какое из толкований определяет развитие?

Почему не культурность?


Культурность - нормы поведения культурного человека.

– Этому секрету уже очень много лет. Еще Конфуций говорил: то, что ищет человек совершенный, находится внутри него, а то, что ищет несовершенный, – у других.


Так что же отличает культурного человека от человека, который считает себя «культурным»?
– цивилизованность и образованность,

– интеллигентность и ответственность,

– умение ценить высокие достижения и почитание Высшего начала,

– любовь к Природе и Родине,

– признательность и умение быть благодарным,

– преклонение перед Прекрасным и утонченность вкуса,

– почитание Знания, творческий труд и стремление к высокому качеству,

– истинное понимание сотрудничества и доброжелательство,

– сердечная преданность ко всему новому, созидательному,

– утонченность и культура сердца...


Человеком высокой культуры был Николай Константинович Рерих. Духовность этого человека уникальна.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Словарь С.И. Ожегова, стр. 185
Духовность проявляется целым рядом человеческих качеств: любовь к ближнему и всему миру, забота об общем благе, стремление к прекрасному, человечность, сострадание, терпимость (религиозная, идеологическая и т. п.), великодушие, бескорыстие, дружелюбие, самоотверженность, доброжелательность, справедливость, трудолюбие, мужество в трудных жизненных ситуациях, самообладание, чувство ответственности, искренность и т. п.

Назовите слово – антоним данному.


Бездуховностью является всё, что разъединяет, разрушает, противопоставляет части целому. Имеет явные признаки: злобность, бесчеловечность, зависть, жестокость, ненависть, корыстолюбие, идеологическая и религиозная нетерпимость, властолюбие, лицемерие, ложь, насилие, предательство, страх, неблагодарность, насмешка, брань и т. п.

Выберите из перечисленных качеств то, о котором вы хотели бы узнать больше (на маленьких выданных листочках учащиеся прописывают их для дальнейших бесед).

Н.К. Рериха тоже волновали эти темы.
Сообщение о Н. К. Рерихе

(1-й ученик)


В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает «богатый славой». По семейному преданию ее возникновение относится ко временам викингов. Один из старейших представителей рода Рерихов в XIII веке возглавлял рыцарский орден Тамплиеров. Другие были политиками, военачальниками, среди них был даже шведский офицер, сражавшийся против Петра Великого в период русско-шведской кампании. Впоследствии его потомки, исповедовавшие лютеранскую веру, обосновались на северо-западе России.
Николай Константинович Рерих родился в Петербурге, на Васильевском острове. Предки Н.К. Рериха по отцовской линии принадлежали к древнему скандинавскому роду и переселились в Россию в начале XVIII века. Отец его был владельцем нотариальной конторы, видным юристом, человеком большой культуры и широкой эрудиции. В 1893 г. он становится студентом одновременно Академии художеств и юридического факультета Петербургского университета, слушает лекции на историко-филологическом факультете, участвует в деятельности Императорского Русского археологического общества изучает древние летописи, грамоты, рисунки. Н.К. Рерих отправляется в археологические экспедиции, путешествует по древнерусским городам, знакомится с русским фольклором, архитектурой. Результатом поездок 1903-1904 гг. стали свыше 90 картин, посвящённых истории Руси. В 1906 г. Н.К. Рерих возглавил Рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств – крупнейшее в России художественно-промышленное учебное заведение. Интерес к жизни древних славян, к истокам Руси органично соединился с интересом к Востоку – колыбели человеческой цивилизации.
Рерих и Ивановская земля

(2-й ученик)


В 1897 году за картину "Гонец" на тему древней истории Н. Рериху было присуждено звание художника. Вскоре он отправляется в путешествие по древнему великому водному пути "из варяг в греки", которое дает ему массу впечатлений, необходимых в творческой работе. Молодой художник совершает в 1903-1904 годах, вместе с женой, не менее интересное путешествие по старинным русским городам.
"Какие это славные места! – восторженно писал Николай Константинович в дневнике путешествия. – Широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река, чтобы не знал глаз предела в синеющих, заманчивых далях. И гордо светились на все стороны белые вежи". Н.К. Рерих в 1903 году посетил не только Суздаль, но и глубинку, где нашел кусочки старины. Художник побывал в селах Торки и Шекшово Суздальского уезда.

Шекшово. Храм Св. Троицы.

Фото нач. ХХ века

Место бывшего села Торки


"В том же Шокшове меня поразила церковь чистотою своих форм: совершенный XVII век. – писал Н.К. Рерих. – Между тем узнаю, что только недавно справляли ее столетие. Удивляюсь и нахожу разгадку. Оказывается, церковь строили крестьяне всем миром и нарочно хотели строить под старину. Сохраняется и приятная окраска церкви, белая с охрой, как на храмах Романова-Борисоглебска".
Совершая паломничество по градам и весям русским, художник живо интересовался и старинными сказаниями, легендами, обрядами, предметами быта, одеждой и нарядами. Все служило для Рериха источником вдохновения, творчества, обогащало его духовно. Он и живописец, и этнограф, и поэт, и археолог, и театральный декоратор…
Изъездив, исходив Русь вдоль и поперек, он после революции (через Европу, затем Америку) отправился на Восток изучать индийскую культуру. Но и с гималайских вершин он продолжал видеть неповторимую "синеву далей" России, красоту ее городов, величие русского народа, языка… "Любите Родину. Любите Народ Русский", - завещал "всем, всем" Николай Рерих. "Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей страны… Запечатлевайте чудесные обломки для будущих зданий жизни", - так говорил в начале века выдающийся русский художник и путешественник Николай Константинович Рерих.
О картинах Рериха

(3-й ученик)


Одна из центральных тем творчества – любовь к родной земле. Сам он говорил: «...Учась у природы упорству, несмотря на все недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния».
Художник создаёт большое количество живописных и литературных произведений на восточные сюжеты, заимствованные в основном из индийской мифологии. «Учение Шамбалы, - пишет Н.К. Рерих, - чрезвычайно жизненно. Не мечты, но самые практические советы даются в этом учении с Гималаев».
Главная ошибка – упрощённое понимание Шамбалы, поиск точного места на географической карте. Путь в Шамбалу – это путь сознания. Вместе с женой основывают Институт гималайских исследований «Урусвати».
Институт, привлёкший внимание многих крупных учёных, в частности А. Эйнштейна, Н.И. Вавилова прекратил свою деятельность в связи со второй мировой войной. Свойство, отличавшее этого великого человека до последних его дней – поразительная работоспособность. Общее число его живописных полотен колеблется по оценкам искусствоведов от пяти до семи тысяч.
Его картины полны волшебства. Его природа видит и слышит, трава шепчет, деревья кажутся заколдованными великанами. Настоящим открытием стала архитектура гор, вросших, словно кристаллы, в самых неприступных местах. Это древние храмы, высеченные в скалах!
«Сознание красоты спасёт мир» - девиз, который Рерих пронёс через жизнь.
Продолжение учителя
Н.К. Рерих – выдающаяся личность, борец за охрану культурных сокровищ.
15 апреля 2005 года прогрессивное человечество отмечало юбилейную дату: 70 лет со дня знаменательного события – подписания Международного договора по охране культурных ценностей – Пакта Мира (Пакта Рериха).
Символом движения по защите культурных ценностей человечества было принято Знамя Мира, которое также является Знаменем (Знаком) Культуры. «Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей, – писал Н.К. Рерих, – прежде всего заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество ... знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных».
Это белое полотнище, на котором изображены три соприкасающихся круга – прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.
Проект договора вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран был опубликован в 1929 году на различных языках и получил всемирную известность. Но вскоре предложенный Рерихом знак был заменен другим.
Этот знак представляет собой заостренный книзу щит, разделенный на четыре части, синего и белого цветов. Это особый отличительный знака для культурных ценностей, находящихся под специальной защитой.
Вот и сегодня наш урок защищён этим знаком.

Почему?


Что же относится к культурным ценностям?
К ним относятся высшие достижения человечества в различных сферах человеческой деятельности – материальные и духовные ценности Культуры. Исторические памятники, скульптурные, архитектурные сооружения, предметы культуры прошлого, а также музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения.
В частности:

а)


- ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие, как:

- памятники архитектуры, искусства или истории (религиозные или светские),

- археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес,

- произведения искусства,

- книги, рукописи,

- другие предметы художественного, исторического или археологического значения,

- научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

б) здания: музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, центры сосредоточения ценностей.


Из духовных ценностей – общее благо, гуманизм (человеколюбие), патриотизм, коллективизм, оптимизм и т. п.
Культурным ценностям угрожают опасности самого различного характера, и Рерих, боровшийся с угодничеством, приспособленчеством, лицемерием, первым заговорил о сохранении их для будущего.

Обратим внимание на толковую страничку (о качествах человека).


Как эти качества характеризуют человека? Зачитайте.
Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

Словарь С.И. Ожегова, стр. 299


Приспособленчество – (презрительное) человек, который приспосабливается к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды.

Словарь С.И. Ожегова, стр. 550


Угодничество – подобострастное стремление угодить (синоним – низкопоклонство).

Словарь С.И. Ожегова, стр. 854


Это негативные качества личности.

Как вы думаете, каково духовное содержание человека с такими качествами? Будут ли ценными такие качества для других людей? Почему?


Выполнение 2 задания
Прочитайте стихотворение поэта Михаила Львова, догадайтесь, какое слово в нем пропущено.
Нет, не права ________ душа,

Собой живя, одной собой дыша,

За той душой богатства – ни гроша.

Ни люди, ни зверье ее не примут –

Не даст житья ее __________ климат.

Ее лучи _________ и нищи.

Причины очерственья не ищи –

Условия... ошибки воспитанья.

Ей нету никакого оправданья.

За ней нет правды, даже небольшой,

И нету права числиться душой.

Ее и с камнем сравнивать не должно.

Из камня все же дом построить можно.
(Ученики могут дать варианты неправильные. Задача учителя – объяснить причину ошибочного суждения). Пропущенное слово – холодный (в разных формах).

О ком говорят «холодная душа»? (О безразличном человеке, эгоистичном, самовлюбленном, никому не нужном.)

Какое богатство за душой подразумевает автор? (Это доброта, чуткость, умение сопереживать, отзывчивость, милое сердце.)

Соберите семантический ряд, который развивает смысл словосочетания холодная душа (Холодная душа – нет богатства – нет житья – очерствение.)

Назовите причины очерствения. («Условия... ошибки воспитанья») Рассуждения учащихся.

Какими морфологическими средствами выражена идея «неправильности» существования холодной души? (Все стихотворение пронизано отрицаниями – с первого слова-предложения; далее следуют отрицательные частицы, союз ни – ни, отрицательные глагольные формы нет, «нету»).


Против «холодных и бездушных» обращают свои слова мастера поэтического и прозаического слова, заставляя задуматься о себе и своей жизни. Академик Д.С. Лихачёв в своих философских размышлениях «Письма о добром и прекрасном», адресованных молодому поколению, учил и учился у своего опыта (на выставке книга Д. С. Лихачёва «Письма…»)
Прочитаем коллаж из писем Дмитрия Сергеевича.
Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота — триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит постепенно обогащаться духовно.
Лишите человека его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству — вот это и будет человек... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое.
Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Человеческая культура в целом обладает памятью. Культура человечества — это активная память человечества, активно же введенная в современность.
Задание: сформулируйте задание к данному произведению; какие вопросы, проблемы в нем затронуты? (Проверка на уроке).
Учитель заканчивает урок словами:
Человек без духовной жизни не существует. От качества, от содержания, направленности духовной жизни, по сути своей, должно зависеть качество самой личности человека. В своей духовной жизни человек строит миры и разрушает их, творит добро и зло, страдает и торжествует, возвышается и падает, находит силы и теряет силы, рождается и умирает. Духовная жизнь есть личная принадлежность каждого человека, и она закрыта для других. От самого человека зависит, насколько он откроется другим, доверит им сокровенные помыслы, переживания, мечтания, планы и т.д. Однако, как бы он не открылся другим, всё равно, это будет только малая часть той многогранности, что находится в нём.
Культура – сад благоуханный, где лучшие плоды творений человеческих, но сад этот требует ухода: заботливо поддерживать каждый росток добра и не допускать сорнякам беспрепятственно разрастаться. Необходимо постоянно вести борьбу против роста бурьяна в своем сознании. При каждом проявлении в себе нежелательных качеств следует тотчас же волей пресекать возможность свободного их проявления и обуздывать их. Хороший садовник следит ежедневно за каждым растением в саду.
Продолжение работы дома.

Предлагаемые темы сочинений:

1. «Лишь духовными ценностями живо человечество».

2. «Почему нужно защищать культурные ценности?»



3. «Человек, будь человечнее!