Урок по рассказу А. Костюнина - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок по рассказу А. Костюнина - страница №1/1

Библиотечный урок по рассказу А.Костюнина « Проводырь»
Составлен библиотекарем муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 79 города Нижнего Новгорода

Новожиловой Юлией Сергеевной


Урок- рассуждение « А была ли любовь?»
Цель: смотивировать учащихся к систематическому чтению и умению размышлять над прочитанным.
Задачи

  1. Познакомить с творчеством писателя А.Костюнина.

  2. Привлечь учащихся к систематическому чтению.

  3. Научить анализировать прочитанное.

Оформление и оборудование урока.



  1. Книжная выставка из скачанных из Интернета и распечатанных рассказов А.Костюнина.

  2. Портрет писателя( по страницам Интернета)

  3. Высказывания о любви, собранные учащимися.

  4. Экран, мультимедийный аппарат.

  5. Компьютер.

  6. Музыкальное сопровождение.(Песня «Не плачь, девчонка»

слова В Харитонова, музыка В. Шаинского, в исполнении Л.Лещенко)

Песня « Это любовь» Слова и имузыка А.Пугачевой, в исполнении автора)


Начало урока.

Звучат музыкальные записи песен о любви.



  1. .(Песня «Не плачь, девчонка»

слова В Харитонова, музыка В. Шаинского, в исполнении Л.Лещенко
Библиотекарь.

Ребята! Сегодня мы с вами прикоснемся к творчеству писателя Александра Викторовича Костюнина. Давайте познакомимся с автором рассказа.


Показ слайдов ( по страницам Интернета)

( портрет писателя, когда и где присуждены награды -на Международном конгрессе писателей русского зарубежья « Русское слово-связующая нить времени» в 2007году Дипломом 1-ой степени, ему также присвоено звание лауреата премии имени А. Куприна и вручен памятный знак « За вклад в русскую литературу».


Перед вами – рассказ А.Костюнина «Проводы».
Какие мысли возникают у вас при слове «проводы»?
Ответы учащихся

--Проводы в армию.

-- Провожают молодого человека служить в армию и охранять Родину.

--Провожают друзья, родители и девушка или , может быть, даже невеста.


Библиотекарь.

Рассказ начинается с того, что юноша ждет свою девушку Женю у ЗАГСа,они хотят подать заявление на бракосочетание, а через три месяца должна состояться свадьба.Но Жени нет, юноша волнуется и вспоминает, что у него было непонятное беспокойство, дома не сиделось.Он пришел за час, думал, что и Жене дома не усидится.А у нее , оказывается, и паспорт не припасен: «у тетки оставила».


Что же было дальше?
Ответы учащихся.

--Она нет пришла.

--Женя заранее решила не подавать заявление в ЗАГС и придумала отговорку с паспортом, оставленным у тетки.

--Она обманула своего парня.


Библиотекарь.

Молодые люди решили подать заявление в ЗАГС. Значить, они любят друг друга.?


-Нет, это не любовь, если один из них сомневается.»А нужно ли так спешить?»

--Юноша сам говорит, что хотел «забить «эту девчонку, « застраховаться на все «сто».Не надеялся, что она дождется.Разве росписью в ЗАГСе можно удержать человека.?

--Месяц назад хотели подать заявление, но «тоже что - то придумала»

-- Но он шел, оглядывался, надеялся, что Женя придет. Значит, девушка была дорога ему, небезразлична.


Библиотекарь

НоЖеня не пришла.» Никакой свадьбы не будет.Пусть ищет себ е другого дурачка».


Обратите внимание как написан рассказ. Автор поставил нам перед фактом, а затем начинает предысторию о юноше и его знакомстве с Женей.

Зачем используется такой прием?


Ответы.

--Чтобы заинтересовать читателя и привлечь его внимание к чтению.

--Чтобы мы могли разобраться в поступках героев.
Библиотекарь.

Далее мы с вами узнаем о самом герое. Он до 8 класса на девчонок никакого внимания не обращал. Играли в карты, на которых нарисованы были обнаженные женщины. Друзья его, особенно Гера, давно с девчонками встречались. Им и познакомиться было запросто, и на танцы пойти. И влюбиться, но к концу недели любовь проходила. И обычные разговоры среди мальчишек, кто кого «клеил», кто кого провожал .Но как говорит автор, они даже имени девочек не помнили .

О чем это говорит?
Ответы.

--О том, что это не любовь.Это времяпровождение.

--Это такие взаимоотношения среди молодежи.

--Это не любовь. Мальчиком все-равно с кем пойти, куда и зачем. Девочкам встречи на одну неделю или один раз- это несерьезные отношения.Это, как говорят сейчас – свободные отношения.


Библиотекарь

Гера производил впечатление на героя рассказа. Он считал, что имя Гера является всему причиной. Имя Гера пришло из древнегреческой философии, означает « покровительница брака и деторождения» .Он не считал его даже бабником, потому что « пока с одной ходит, на других даже не смотрит».

В ы согласны с этим заключением героя рассказа?
Ответы.

--Нет, мы не согласны. Если менять девчонок одну за другой, это и есть «бабник».

--Его нельзя назвать »однолюбом». Однолюб-это какой человек, который всю жизнь любит одного человека, верен ему, предан. Вот это –настоящая любовь.

--Гера, если бы любил свою девушку, он женился бы на ней.И никакая смешная фамилия, «Пупырышкина», его бы не смутила.


Библиотекарь

жизни много встречается смешных фамилий, но люди встречаются, влюбляются, женятся. И смешная фамилия не причина на их пути, чтобы не прожить жизнь долго и счастливо.

( ребята приводили несколько примеров смешных фамилий, какие они встречали и слышали, и это не явилось препятствием к счастливому браку.)
«Но потом разом все перевернулось, будто съел чего…»

Что это значит?


--Наш герой влюбился.
И автора рассказа далее описывает состояние героя. Он думал только о ней, беспокойно спал ,» не мог думать ни о чем другом». Не знал как познакомится, не знал, что сказать. Он даже украдкой приходил во двор, где жила Женя и наблюдал , как она развешивает белье, »украшенная ожерельем из деревянных прищепок».Когда человек влюблен, он –романтик.Ему все видится прекрасным.
Далее учащиеся рассказывает, как робко и нерешительно герой рассказа пригласил Женю на танец.И оба они не дышали почти, в такт музыки не попадали.
--А мне вспоминается первый бал Наташи Ростовой, когда она танцевала с Андреем Болконским. Она порхала по залу, смотрела широко раскрытыми глазами на Болконского. А он был покорен ее непосредственностью и обаянием.
--А я вспоминаю кинофильм «Вам и не снилось» и его главных героев, против дружбы которых были родители мальчика.Сколько бы ни было препятствий на их пути, они нежно и трепетно относились друг к другу.
--А думаю, что герои нашего рассказа влюбились друг в друга.Ведь дальше А.Костюнин описывает других парней, интимные встречи .А наши герои в этом не участвуют. Вспомним строки из рассказа: « С Женей я ни о чем этаком даже не помышлял.Понимал, что она не такая, как все.»
Библиотекарь.

Проводы в армию, песни рассказы отслуживших. Застолье, ругань.

Наш герой тогда»упился первый раз в жизни»

Что привело его к этому?


--Предательство любимой девушки.

--Он оказался обманутым.

--Жени на проводах не было.
Библиотекарь

Обратите внимание на то, чем заканчивается этот рассказ.

«Женьку встретил днем во дворе…»

«Надеялся: позовет, кинется вслед.

Не кинулась.

Не побежала…»


Расскажите о ваших впечатлениях после прочитанного.
-Не покидает чувство обиды за героя рассказа, который , можно сказать, боготворил свою девушку, а она его предала.

--Чувство недосказанного между ними, недоговоренного.


Библиотекарь

Давайте прослушаем музыкальную заставку.Звучит песня в исполнении А.Пугачевой «Это любовь»


Библиотекарь

Возникает главный вопрос, который мы поставили в тему урока:

А была ли любовь?
Ответы учащихся

--Была. Но со стороны девушки постепенно рассеялась. Может, быть она испугалась так долго быть одинокой женой. Только нужно было сказать об этом честно заранее, а не перед проводами.


--Юноша любил Женю.Он надеялся до последнего, ждал, что побежит за ним.

Жалко, что перед проводами в армию с ним так жестоко поступила.


-Конечно , герой рассказа любил Женю. Нам А.Костюнин описывает взаимоотношения Геры с другими девчонками, их встречи « по личным вопросам».Наш герой рассказа все это видел, но о таких отношениях с Женей он не думал.Она «не такая,как все».
--Может быть, им нужно было поговорить откровенно, не спешить с заявлением в ЗАГС. Кто знает, может и у юноши за время службы любовь угасла бы.
--Думаю, что не нужно спешить со свадьбой до армии. Как раз и будет время проверить свои чувства.
--А.Костюнин так описывает происходящее, что кажется, сам там присутствуешь.Переживаешь вместе с героями.
Библиотекарь.

А почему так затронул вас этот рассказ?


--Рассказ очень актуальный.Такие случаи всегда были, есть и ,к сожалению,будет между молодыми людьми особенно в нынешнее время, когда и по телевизору, и по Интернету, и в газетах и в книгах говорят о «свободной любви», о гражданских браках. Это понятно, но не хочется, чтобы так случилось с нами.
--Писатель использует приемы противопоставлений, чтобы подчеркнуть что-то важное в герое, в его поступках, мыслях,характере. Использует сравнительные обороты, которые помогают нам точно воспринимать описываемое в рассказе.
Библиотекарь.

Давайте подведем итог сегодняшнего урока.


Мы познакомились с творчеством писателя А. Костюнина. Рассуждали над его рассказом «Проводы», была ли любовь между главными героями и почему она не состоялась.Приводили примеры из классических произведений и кинофильмов, из жизни.

Урок-рассуждение.Над чем же задумались вы?


Ответы учащихся.

--Этот рассказ настолько правдивый, доверительный, актуальный, что заставляет задуматься над своими поступками. А всегда ли мы поступаем правильно?

-- Этот рассказ учит дорожить таким светлым чувством, как любовь.

--Рассказ запоминающийся,уходя с урока , продолжаешь думать о совершаемых людьми поступках. Задумываешься, а как поступил бы ты?


Спасибо писателю Александру Костюнину за такие правдивые и актуальные рассказы. Они учат нас жить, учат поступать правильно, учат видеть ошибки других . Рассказы заставляют задуматься, обсудить поступки героев, обменяться мнениями. Значит, в конечном результате они предостерегают нас от ошибок и разочарований в жизни. Побольше бы таких рассказов.

Используемые ресурсы.




  1. Материалы и фотографии сайта http:kostjunin/karelia/ru

  2. Размещенные на сайте писателя рассказы.

  3. Костюнин А.В.Ковчег души/Александр Костюнин ; рис. Е.П.Крушельницкой.-Петрозаводск, 2009г.- 271 с.: ил.