Урок музыки источник для музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок музыки источник для музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся - страница №1/1

Урок музыки – источник для музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся.

Искусство - необходимая часть жизни человека. Искусство - это его воплощенная душа. Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе. И путь решения этой проблемы мы видим в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути - в детстве. Но каждый год в школу приходят совершенно иные дети, иное поколение. Мыслят все быстрее, информации все больше, но удивляются меньше, меньше восхищаются. Существует тенденция к равнодушию, к однообразному кругу интересов. А общество нуждается в активных творческих людях. Очень важно разбудить в детях интерес к самим себе. Объяснить, что самое интересное скрыто в них самих. Заставить душу трудиться, сделать творческую деятельность потребностью. Поэтому развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Выполнение их во многом зависит от учителя, от его личности, увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. Педагог побуждает учащихся к творческим заданиям, создавая определенные ситуации.

Именно в художественно-творческой деятельности находят свое выражение важнейшие функции творческой активности: реализация замысла и передача его окружающим. Но субъект творчества проявляет свое отношение к окружающему миру и самому себе не столько через продукт творческой деятельности, сколько через эмоции и чувства, сопутствующие данному процессу.

Как же вовлечь учеников в процесс творчества? Ведь, обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно, ибо, по словам И.Г. Песталоцци «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать». Тем самым, объект познания (музыкальное искусство) актуализируется, то есть приближается к человеку, превращая общественный опыт или объективно существующее «значение» в «знание для меня» или «личностный смысл».

Там где только можно, дети должны участвовать в живом формообразовании: рисовать, строить, извлекать звук, двигаться в танце, разыгрывать сценки - развивать свои творческие возможности и пройти через разные художественные процессы.

На начальном этапе музыкального развития - накопление впечатлений - Б.Л.Яворский предлагал осуществлять в самых разнообразных формах работы: на занятиях, концертах, в общении с природой. Решающую роль отводил созданию слушательского опыта.

В музыкальной педагогике существует мнение, что развитию детского творчества способствуют в первую очередь музыкально-ритмические движения. В музыкально-ритмической деятельности детей творчество может быть реализовано в использовании выразительных движений, характерных для пластики определенного персонажа, пластики музыкальной интонации, выборе танцевальных элементов. Необходимыми педагогическими условиями проведения таких занятий являются яркость и образная узнаваемость музыкальных произведений, а также близость детскому жизненному опыту.

В танцевальном творчестве особенно продуктивным является то, что дети сами придумывают движения для игры, хоровода, пляски и передают характерные повадки персонажа, инсценировки, в соответствии с музыкой комбинируют знакомые элементы танца, создают собственные движения, придумывают простой танец.

Импровизация, как один из видов деятельности на уроке, способствует развитию творческой фантазии. Певческая импровизация - одно из самых любимых занятий школьников. В импровизациях ребенок раскрепощается, выступая с собственной мелодией, не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Чтобы пробуждать творческую активность ребят, педагогу нужно проявлять попытки детей в этом направлении, отмечать лучшие импровизации. Занятия вокальной импровизацией не только творчески активизируют ребенка, но и сказываются на развитии вокально-слуховых способностей.

В песенном творчестве возможно использование импровизации простейших мотивов: придумать свою мелодию на заданный текст, воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер (марш, вальс), передать грустное или веселое настроение. Используется также серия творческих заданий: импровизация имен (спеть свое имя), мелодий без слов, музыкальных вопросов и ответов, сочинение попевок контрастного характера на предложенный текст в определенном жанре. Для развития музыкального слуха младших школьников используются задания типа: самостоятельное нахождение тоники, подстраивание к звукам.

Способствует творческой активности ребенка и создание на уроке проблемной ситуации. В области музыки это и узнавание музыкальных жанров по их характерным признакам, и узнавание мелодии в разном тембровом звучании, и самостоятельное определение структуры мелодии в нотной записи, и нахождение нужных исполнительских красок, соответствующих исполнительскому замыслу. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникшие по ходу вопросы, а не довольствовались получением от учителя готовых ответов-истин, которые им остается лишь запомнить. Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должны наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента: первый - четко сформулированная учителем задача; во-вторых - постепенное, совместно с учащимися, решение этой задачи; третий - окончательный вывод, сделать который и произнести должны сами учащиеся.

Карл Орф справедливо считал, что активному развитию музыкальности ребенка способствует детское творчество. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок - музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов - воспитать в нем творческое мышление».

В своей системе музыкального воспитания ритму и ритмическому воспитанию Орф отводит огромную роль. Оно осуществляется в движении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкальной декламации, песне. Слову - его метрической структуре, его мелодико-интонационному произношению и его звучанию Орф уделяет особое внимание. Сплав звучащего слова, жеста и движения - по мнению Орфа - первичная основа музыки.

Первые мелодии, которые дети играют и поют, построены на «терции кукушки». Чтобы деятельность ребят была действительно творческой и не ограничивалась лишь исполнением мелодий, им предлагается самим спеть «как поет кукушка». Можно предложить детям спеть вопросы-обращения. После того как будет сочинена первая мелодия (на текст детских стихов, считалок, поговорок), можно приступить к поискам ритмического сопровождения. Сначала это могут быть хлопки, щелканье пальцами и притопы. Музыкально-ритмические движения также придумываются самими детьми: пружинистые движения на месте, легкие покачивания корпуса, движения рук, тактирование мелодии.

Современный урок музыки строится не путем сопоставления самостоятельных видов деятельности, а по принципу эмоциональной драматургии художественных образов, контраста и сходства художественно-педагогических ситуаций. Поэтому работа над каждым произведением должна осуществляется во взаимосвязи различных видов музыкальной деятельности и деятельность эта должна быть творческой.

На уроках можно эффективно использовать следующий калейдоскоп творческих заданий:
- создание художественно-образной среды.

Каждое новое произведение несет в себе новый круг идей, интонаций, образов, в котором даже уже немало знающим ученикам нелегко сориентироваться. Алгоритму вхождения в поиск, опираясь на жизненный и музыкальный опыт (сообразно возрасту, этапу обучения) нужно учить. Это может быть моделирование ситуации, сориентированной в пространстве, пусть даже очень условно или субъективно, и мысленное перенесение в нее. В одном случае учитель может сориентировать учащихся сам, демонстрируя ход своих мыслей, в другом - дети могут сориентироваться сами.

- Что можно рассказать о композиторе по его портрету? Какие приемы использовал художник для написания картины, а что потребуется композитору, чтобы изобразить тот же образ? Рассказать об эпохе по национальным костюмам, архитектурным постройкам. Представьте, что у нас есть машина времени, и мы перенеслись на 200 лет назад...
- постижение общего характера произведения.

При постижении общего характера произведения мысленное представление художественных образов иногда выливается в целый сюжет. Заготовками для него могут послужить сказки, легенды, рассказы, кинофильмы, события реальной жизни. Создание сюжета подтолкнет учащихся к прослеживанию развития всего музыкального произведения. Очень важно не потерять в сюжете ощущения настроения, чувства, выражаемого музыкой. Музыкальное произведение можно использовать в ситуации «Послание на Луну», «Письмо нашему поколению», «О чем рассказала находка» и др. Ребята слушают произведение без предварительного объяснения и рассказа учителя, анализируют, рассуждают, строят самостоятельные догадки, исходя из музыки. Придуманные версии - результат фантазии, воображения, свободного полета мысли - ценны как образцы детского творчества.


- сравнение, сопоставление образов, идей, тем, средств выразительности.

Сложить форму графическими фигурами. Для моделирования формы произведения используются буквенные обозначения, геометрические фигуры. Можно использовать задания типа: показать динамику пластическим движением, показать рукой движение мелодии, записать ритмический рисунок, сравнить с образом аналогичным, но другого композитора или в другом исполнении, выделить используемые тембры.


- подбор информации.

Подобрать подходящее литературное произведение, отражающее характер музыкального образа. Из биографии композитора выбрать факты, которые отразились в данном произведении.


- интерпретация в различных видах музыкальной деятельности.

Одно из самых простых открытий - это догадка, что можно делать под эту музыку. Музыкальное искусство настолько выразительно, что еще без специальных знаний о средствах выразительности ребенок, сопоставляя звучание с жизнью, понимает, что под одну музыку можно шагать (изображать, как идет кошечка, медведь, слон, бежит заяц), под другую - танцевать, под третью - прыгать или кружиться и т.д. Детям предлагается определить, что будем делать, а потом изображать это в действии. Движения, мимика, пластика - все участвует в моделировании.


- интерпретация в других видах искусства.

Используя технологию создания видеоклипов (условно), можно моделировать линию развития в музыкальном произведении, подбирая согласно динамическим изменениям в музыке новые образы и организуя их последовательность. Живописно-музыкальные композиции на современном языке можно назвать условно «видеоклипами». Репродукции картин из старых журналов, слайды, кадры из кинофильмов (диафильмов), специально сделанные рисунки, художественные фотографии - все может послужить материалом для подготовки таких «видеоклипов». Метод видеоклипа предполагает динамичную смену образов на фоне звучания музыки, что помогает совершенствовать чутье к интонациям, способность реализовать музыкально-слуховые впечатления в зримых образах.

Еще Аристотель заметил родство между музыкой и цветом. Существует семь музыкальных звуков и семь цветов радуги. Цветомузыкальный слух, как известно, отмечался у многих композиторов: А.Скрябина, Ш.Гуно, Ф.Листа, Бетховена, Ф.Шуберта, Н.Римского-Корсакова и др. Использование метода сопоставления звука и цвета может заключаться не только в организации процесса вслушивания в отдельные звуки, подборе цвета для ладотональности, поиске цветовой палитры сообразно частям музыкального произведения, но и в разработке игры цветов по звукам мелодии (в качестве реквизита используются краски, флажки, цветная бумага, цветные ленты и т.д.) или даже в составлении цветомузыкальных партитур.
- импровизация и сочинение музыки.

Можно сконструировать звуковую картину из разного звукового материала, например, приготовленных в аудиозаписи природных эффектов (гром, шум ветра, звон разбитого стекла, стук дождя по крыше, льющаяся вода из крана, шум прибоя, жжужание пчелы и т.д.). Часто используются различные звуковые эффекты, которые способны озвучить школьники (шуршание бумагой, звяканье металлическими предметами, потряхивание коробочек с разным наполнением, открывание скрипучей двери, удары по столу, книге, колокольчику и т.д.)

Метод «сочинения сочиненного». Этим несколько парадоксальным названием метода выявляется общефилософская сущность проблемы сочинения. Каждый из нас приходит в этот уже «сочиненный» мир, чтобы сочинить свою жизнь, открывая для себя уже сочиненное и существуя в рамках уже сочиненного. Осваивая пространство конкретного произведения, человек как бы вновь идет тем же путем сочинения, что и автор, хотя такая задача на сознательном уровне не ставится. Совокупность содержательных элементов образа сама ведет его по этому пути. Идти путем «сочинения сочиненного» не означает подражать известному и повторять знакомое. Важно то потаенное, сокровенное, ради чего существует такое понятие, как образование - рождение образа, схватывание, видение идеи, ее рассматривание и продумывание музыкой.

Давая творческие задания на уроке, мы видим, что дети с легкостью вовлекаются в процесс работы. Они постоянно находятся в творческом поиске, вовлекаются в разные виды деятельности, причем на основе одного произведения может идти работа по нескольким направлениям. Работа над средствами музыкальной выразительности, их взаимосвязь с личностью композитора и с жизнью вообще, это и активные методы соинтонирования цветом, словом, жестом, сравнение с произведениями разных видов искусств, вживание в позицию композитора, художника. У детей развивается творческое воображение, наблюдается неограниченный полет фантазии, при этом роль учителя ограничена, он не является информатором, он находиться в позиции регулировщика, который направляет рассуждения и мысли детей по правильному пути, не сковывая их в свободе, а лишь помогая их выражению.



Прежде всего, надо понять, что процесс вхождения в искусство не может носить принудительный характер. Необходима та естественность процесса, когда педагог проходит путь к музыке вместе с ребенком, сообразно природе ребенка и природе искусства. Для этого надо быть уверенным в правильности выбора цели - развития личности школьника, его дарований, индивидуальности, творческой фантазии. Быть уверенным в музыке, которая выбирается для детей и которая искренне прочувствована самим педагогом; быть уверенным в методах и приемах, которые могут заинтересовать ребят музыкой; и конечно, быть уверенным в том, что каждый ребенок - художник, и обязательно талантливый.