Урок музыки и литературы в 6 классе гоу «Куртамышская кадетская школа интернат» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мбоу икшурминская кадетская школа-интернат им. Байкиева К. С 2 419.31kb.
Директор мбоу «Кадетская школа-интернат п г. т. Куйбышевский затон»... 1 33.29kb.
Образовательная программа основного общего образования Муниципального... 8 4268.12kb.
Образовательная программа среднего (полного) общего образования Муниципального... 5 1983.15kb.
Урок музыки в 6 классе по теме «В чем сила музыки?» 1 65.86kb.
Гоу ло «Тихвинская специальная школа-интернат» 1 126.4kb.
План совместной работы окоу школа-интернат для детей-сирот и детей... 1 29.33kb.
Microsoft Power Point Рекомендации в свободной форме: 1-2 слайд Титульный... 1 17.39kb.
Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны 1 45.29kb.
Урок литературы в 9 классе 1 78.85kb.
Урок музыки в 7-м классе, интегрированный с уроком изо тема урока... 1 44.08kb.
Преобразующая сила музыки в творчестве Н. А. Римского – Корсакова 1 61.16kb.
- 4 1234.94kb.
Урок музыки и литературы в 6 классе гоу «Куртамышская кадетская школа интернат» - страница №1/1

Комбинированный урок

музыки и литературы

в 6 классе

ГОУ «Куртамышская кадетская школа – интернат»
Учитель музыки и ИЗО

Подгорбунских Наталья Викторовна.

Учитель русского языка и литературы

Пеньковских Наталья Фёдоровна.


«Образы главных героев в «весенней» сказке «Снегурочка».
Цель – сопоставить художественные образы в литературе и в музыке на примере пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» и оперы Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка».
Развивающий аспект цели: развитие речи, познавательных и творческих способностей, ассоциативно-образного мышления, расширения кругозора.

Образовательный аспект целы: формирование навыков анализа литературного и музыкального произведений, умение соотнести образы в литературе и в музыке.

Воспитательный аспект цели: воспитание духовности, нравственности, интереса к литературе и музыке, любви к искусству.
Задачи:

  • научит обучающихся интегрировать вербальный и музыкальный образ;

  • сопоставить средства создания художественных образов в литературе и музыке;

  • привить обучающимся навыки самостоятельной работы с текстом, развить умение научно – исследовательской деятельности.


Оборудование:

портрет А.Н. Островского, портрет Н.А. Римского – Корсакова; таблички с музыкальными терминами; книга А.Н. Островского «Снегурочка»; словарь эстетических эмоций; кассеты с музыкальными произведениями; магнитофон; медиапроектор, экран, презентация.


Тип урока: комбинированный (музыка и литература).
План урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Подготовка к восприятию нового материала.

IV. Изучение нового материала.

1. Слово учителя об опере Н.А. Римского – Корсакова.

2. Краткий анализ содержания пьесы А.Н. Островского «Снегурочка».

3. Образ Снегурочки в опере Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка».

4. Сопоставление образа Снегурочки.

5. Беседа по образу Леля в художественном произведении.

6. Образ Леля в музыкальном произведении.

7. Сопоставление образа Леля.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.


Список литературы и ресурсы сети Интернет:

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  2. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

  3. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  4. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  5. Пьесы/А.Н. Островский. – М.: Дрофа, 2007. – 477, [3] с. – (Библиотека классической художественной литературы).

  6. Петрович В.Г., Петрович М.М. Литература. 6 класс. Поурочное планирование: Дидактический материал для учителя. – Саратов: Лицей, 2004. – 272 с. – (Библиотечка учителя).

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. images.yandex.ru

7. www.youtube.com


Ход урока


  1. Организационный момент. (Учитель музыки) (Слайд №1)

Звучит музыка. Она настраивает учащихся на восприятие учебного материала. Музыка утихает.

- Встаньте. Подравняйтесь. Тихо сядьте и покажите, как нужно сидеть правильно, чтобы сохранить свою красивую осанку.

- Наши художники, композиторы, поэты разными средствами могут нарисовать одну и туже картину, вызвать в душе человека одинаковые чувства. Только поэт это делает словом, стихотворной строкой, художник – кистью, а композитор – музыкой. Сегодня на уроке мы будем говорить о художественных образах и словом, и звучанием музыки.

- Я хочу вам пожелать побольше узнать нового и интересного. Хочу вас сегодня удивлять, радовать, хочу, чтобы ваше настроение было спокойным и доброжелательным.




  1. Сообщение темы и целей урока. (Учитель литературы) (Слайд №2)

- Тема нашего урока «Образы главных героев в «весенней» сказке «Снегурочка». Сегодня мы с вами будем сопоставлять художественные образы Снегурочки и Леля в литературе и музыке. Определять, какие образы нам понятнее.


  1. Подготовка к восприятию нового материала. (Слайд №3)

Слово учителя о создании пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»

- Пьесу «Снегурочка» создал выдающийся русский драматург Александр Николаевич Островский, автор 47 пьес. Родился он в апреле 1823 года в Москве, в Замоскворечье – районе, где традиционно селились купцы и чиновники. Отец – чиновник, сын священника, окончивший духовную академию и поступивший на государственную службу. Карьера отца была успешной, он стал дворянином. Мать – бедного духовенства, умерла рано, когда Саше было 8 лет. Мачеха, вошедшая в дом, происходившая из старинного дворянского рода обрусевших шведов. Она постаралась преобразовать патриархальный быт семьи на дворянский лад, заботилась о достойном воспитании и образовании своих детей и пасынков.

Первая Московская гимназия, которую окончил Островский, была образцовым учебным заведением с гуманитарным уклоном. Именно в гимназии Александр увлёкся литературным творчеством.

- В 1847 году отец писателя приобрёл имение Щелыково Костромской губернии. С Щелыковом связана история создания многих пьес, в том числе и «Снегурочка».

- Пьеса «Снегурочка», написанная драматургом в 1873 году на сюжет народных сказок, была задумана как весёлое представление для праздничных спектаклей. Также Островский широко использовал другие формы фольклора, прежде всего, календарную поэзию.
IV. Изучение нового материала. (Учитель музыки)

1. Слово учителя об опере Римского – Корсакова. (Слайд №4)

- Не только писатели любили сочинять произведения на сюжеты народных сказок, но и многие композиторы. Одним из них является Николай Андреевич Римский – Корсаков. Ещё мальчиком, полюбив море, он поступает учиться в Морской корпус, где становится гардемарином, с отличием окончив учёбу он совершает кругосветное плавание, которое стало источником творческой фантазии на многие годы – 15 опер, 9 из них на сюжеты сказок, легенд, в них он рисует картины природы, картины моря, волшебных превращений.

- Одним из таких произведений является его опера «Снегурочка».

- Что такое опера (табло)?

- Сочинял её Римский – Корсаков с большим увлечением: ему понадобилось всего 2,5 месяца. «Я сочинял каждый день, и целый день… музыкальные мысли преследовали меня неотступно», писал позже Римский – Корсаков.

- Что является либретто (табло) оперы «Снегурочка»? (Пьеса А.Н. Островского «Снегурочка»)



2. Краткий анализ содержания пьесы Островского «Снегурочка». (Учитель литературы) (Слайд №5)

- Где происходит действие сказки?

- На каких принципах строятся их отношения?

- Какие проблемы существуют в обществе берендеев?

- Как попала Снегурочка к людям? Кто она?

- К чему стремится героиня? Что влечёт её к людям?

- Какова её судьба среди людей?

3. Образ Снегурочки в опере Римского – Корсакова «Снегурочка». (Учитель музыки) (Слайд №6)

- Образ Снегурочки сложен и интересен тем, что здесь реальность перекликается со сказкой. Перед слушанием арии Снегурочки вспомните, сто такое ария (табло)?

- Зная сказочный образ Снегурочки, попробуем себя в роли композиторов и представим себе музыку её арии:

  • какой должен быть характер арии;

  • какому голосу поручить исполнение арии;

  • характер звучания музыкальных инструментов.

- А теперь послушаем арию Снегурочки, какой предстаёт перед нами Снегурочка? Что влечёт её к людям?

Слушание «Арии Снегурочки» из оперы Римского – Корсакова(Слайд №7)

- Музыка арии звучит в подвижном темпе, распевная, красочная, с интонациями ауканья. Солирует флейта на фоне певучих скрипок. Мелодия и слова арии очень просты, напоминают русскую народную песню – несколько раз повторяются одни и те же слова – с подружками по ягоду ходить, на оклик их весёлый отзываться: «ау, ау».

- Что влечёт её к людям?

- И поёт в арии она о человеческих радостях, которые ей недоступны, но манят к людям.



4. Сопоставление образа Снегурочки. (Учитель литературы)

- Давайте сопоставим образ Снегурочки в художественном произведении и музыкальном произведении.
Физминутка
5. Беседа по образу Леля в художественном произведении. (Слайд №8)

-Образ Снегурочки оттеняется другим действующим лицом- образом Леля.

- Кто такой Лель?

- Нарисуйте словесный его портрет.

- Что привлекло его в Снегурочке?

- Что тянуло людей к Лелю? (Умело пел песни)



6. Образ Леля в музыкальном произведении. (Учитель музыки)

- В песнях Леля Снегурочка слышит призыв к весёлой, счастливой, незнакомой ей жизни и идёт навстречу этой жизни.

- На какие песни похожа «Песня Леля», что выражает музыка и есть ли в ней изобразительные моменты?

Слушание «Песни Леля» из оперы Римского – Корсакова (Слайд №9)

- Какими чертами русских народных песен обладает «Песня Леля»?

- Почему его песня называется не ария, а песня?

- Как называется голос певца, исполняющий песню? (Табло – тенор)



7. Сопоставление образа Леля.

- Давайте сопоставим образ Леля в художественном произведении и музыкальном произведении.
V. Итог урока. (Учитель литературы) (Слайд №10)

- Итак, сегодня на уроке мы с вами сопоставили художественные образы в литературе и музыке.



- Какие образы вам показались более близки и понятны? Почему?
VI. Домашнее задание.

  1. нарисовать главных героев (на выбор);

  2. написать сочинение – миниатюру на тему «Какими я увидел (-а) главных героев в художественном произведении и в музыке».


Урок закончен. Спасибо за работу!