страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урок литературы «Образ главного героя повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» - страница №1/1
![]() Урок литературы «Образ главного героя повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Цели урока Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Форма: урок искусства чтения Оборудование : слайдовая презентация; текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» по учебнику Коровиной В.Я. «Литература 7 класс» (в сокращении); раздаточный материал для рабочих групп (см. «Приложение»); свеча. Ход урока:
(Слайд №1) Сейчас для всех жителей нашей страны скорбные дни не прошло и 9 дней со дня смерти Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси. Что вы знаете об этом человеке? Помимо пасторской деятельности Алексий II много сделал для общества, для укрепления мира и согласия на всей Земле. Его труд ценили. Патриарх удостоен многих наград. Я назову только некоторые: - премия «За приверженность миру и добру»; - орден «Золотой сокол» за вклад в достижение согласия и дружбы между народами; - международная премия «Голубь мира», учрежденная Международным общественным фондом «Мир без войны» Я хочу зажечь свечу в память об ушедшем человеке. Составьте словосочетания со словом «свеча». /среди названных выделяем огонь свечи, пламя свечи/ (слайд №2) Составьте словосочетания со словами огонь, пламя. /огонь войны, огонь сражений, пламя войны, сражения/ Именно в такое время, в огне сражений, в пламени войны прошла жизнь героя нашего урока – Тараса Бульбы. Мы почти прочитали повесть.
Итак, тема нашего урока «Образ главного героя повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (слайд №3)
Определите какой эпизод иллюстрирует слайд. (слайды №4-9). (При наличии времени на уроке дети ищут цитаты, иллюстрирующие слайд).
/Предварительно, до урока, дети делятся на группы и каждая группа получает опережающее задание. На уроке каждая группа систематизирует свои наблюдения, делает вывод и выступает с ним перед классом./ Каждая группа получает раздаточный материал для работы (см. Приложение к уроку). Первая группа отмечает такие средства создания образа как портрет, пейзаж, интерьер, речь героя, поступки, отношение к окружающим. (слайд №10) Вторая группа с помощью ключевых слов и опорной схемы дает характеристику героя как защитника Родины и православной веры. (слайд №11) Третья группа анализирует использование автором языковых средств выразительности главы IX повести. (слайд №12) Особое внимание уделяем следующим средствам - эпитеты: посеребренная в козацких делах голова, молодые жемчужные души; - сравнения: молодая кровь, подобно дорогому вину; как молодой борзый пёс, как подлая собака (Андрий); грохнулся, как подрубленный дуб (Тарас). 4. Чтение с остановками финала повести (главы XI-XII), который ученики не читали. / В целях экономии времени читает учитель, дети следят по тексту, закрывая листочком бумаги последующий текст. При наличии времени дети читают вслух, в нужных местах учитель останавливает и задает вопросы, предлагая предположить продолжение/ - Нам осталось узнать, чем закончится повесть. Скажите, чего вы ждете от Тараса? 1. От начала XI главы до слов «Впереди всех шел Остап». СТОП! Как будут вести себя Тарас и Остап?
О чем думал Остап? 3. До слов «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» Что сделает Тарас? 4. Начало XII главы слова «А что же Тарас?» Что делал Тарас после смерти Остапа? 5. До слов «… обступил его коронный гетьман Потоцкий». Как поведет себя Тарас в осаде? 6. До слов «…не об огне он думал, которым собирались жечь его…» Куда смотрел Тарас, о ком думал? 7. До слов « …удар обухом по голове, который переворотил все в глазах его».
Что увидит Тарас, когда придет в себя?
(Слайд № 14)
Я не случайно начала урок со слов об Алексии II. Почему, как вы думаете? Попробуйте сравнить эти две личности –Алексий и Тарас Бульба. (Слайд № 15) Люди, история навсегда останутся в нашей памяти, поэтому я хочу сейчас погасить огонь свечи, огонь как символ страшных времен войны и распрей. С того удалого, но сурового века прошло почти 500 лет. Больше 160 лет прошло с тех пор, как Гоголь написал свое произведение, но ни повесть, ни автор не теряют своей актуальности. В этом году по повести «Тарас Бульба» русским режиссером Владимиром Бортко снят фильм. Посмотрите. Как режиссер показывает героев повести? (Демонстрация кадров фильма – слайды № 16-24)
Учитель русского языка и литературы МОУ Отъясской СОщ в п.Рабочий Морохотова Л.В. Приложение к уроку 1 группа Задание. Определите, как автору удается создать образ героя? ( гл 1-2) Ответ запишите в схему. ![]() Вопросы в помощь. Что можешь сказать о Тарасе, прочитав, как он говорит с женой и с сыновьями? Эмоциональна ли речь Тараса? Какие поступки говорят о характере Тараса? Зачем так подробно описана светлица в доме Тараса? С какой целью Гоголь дает описание степи? Кто вместе с автором мог воскликнуть: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»? Свой ответ начните так: Мы считаем, что Гоголь создает начальный образ Тараса Бульбы с помощью… 2 группа Задание. Как Гоголь создает образ героя, защитника русской земли и православной веры? Как характеризует Тараса его речь о товариществе? При ответе пользуйтесь схемой и ключевыми словами. ![]() Ключевые слова: смел, мужественен, бьётся как лев, защита веры и Отечества, жизнь для людей, а не для себя; беспощаден, не прощает, гордится, уважает, широкая душа, противоречивый, героический, полководческий талант, презрение к смерти, героический характер, черты былинного героя. 3 группа Задание. Какие языковые средства выразительности использует Гоголь в повести «Тарас Бульба»? Проанализируйте использование средств выразительности в IX главе. Запишите свои наблюдения в таблицу.
|