Урок литературы и истории в 10 классе «Сталинградская битва в исторических документах, мемуарах и художественной литературе» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Истоки и уроки победы в Сталинградской битве в исторических документах... 1 219.46kb.
Интегрированный урок литературы и истории 1 93.6kb.
Урок по истории России в 7 классе "Самодержавие и церковь. Церковный... 1 115.54kb.
Урок по литературе в 8 классе «Воротничковая жизнь» 1 105.06kb.
Урок музыки и литературы в 6 классе гоу «Куртамышская кадетская школа... 1 70.88kb.
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной... 1 61.19kb.
Сталинградская битва: по новейшим исследованиям, В. Н. Попов 2 государственная... 19 5373.1kb.
Урок по литературе в 4 классе. Форма: Урок открытых мыслей 1 47.5kb.
Урок литературы в 9 классе 1 78.85kb.
Урок литературы в 11 12 классах укп №25 Провела учитель русского... 1 151.35kb.
Неизвестная Сталинградская битва 1 66.4kb.
Конкурс литературного эссе «Современники и Великая Отечественная... 1 32.5kb.
- 4 1234.94kb.
Урок литературы и истории в 10 классе «Сталинградская битва в исторических документах - страница №1/1



Интегрированный урок

литературы и истории в 10 классе
«Сталинградская битва в исторических документах, мемуарах и художественной литературе»

Гусоева Т.Н., учитель истории;

Евсеева О.В., учитель русского языка и литературы лицея № 24 г.Ельца Липецкой области.
Цели урока:


    • проследить ход Сталинградской битвы, используя исторические документы, мемуарную литературу, презентацию учащихся;

    • на материале романа Ю. Бондарева «Горячий снег» раскрыть причины героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны;

    • сопоставить реальные события Сталинградской битвы с их изображением в художественной литературе;

    • развивать творческие способности учащихся через исследовательскую деятельность;

    • воспитывать патриотизм, уважительное отношение к тем, кто в годы войны отстаивал независимость нашей Родины.



Формы урока: работа творческих групп: «историков», «мемуаристов» и «литераторов»;

заочная экскурсия по Мамаеву кургану;

ролевая игра.

Оборудование урока:

  • фрагмент документального фильма «Сталинградская битва»;

  • слайды, выполненные в программе «Power Point»;

  • костюмы для учащихся, исполняющих роли «русского солдата» и «немецкого солдата»

От рожденья земля не видела


Ни осады, ни битвы такой.

Содрогалась земля, и краснели поля.

Всё пылало над Волгой-рекой.

В. Лебедев-Кумач

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Просмотр отрывка из документального фильма «Сталинградская битва».

III. Вступительное слово учителя истории.
Слайд 1

«Тема и эпиграф урока»
Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнём, пеплом и смертью. В этом мы убедились, посмотрев отрывок из фильма о Сталинградской битве, победа в которой положила начало коренному перелому в ходе войны.

Цели нашего интегрированного урока на тему «Сталинградская битва в исторических документах, мемуарах и художественной литературе»: на примере исторических источников и художественной литературы вскрыть истоки перелома хода Великой Отечественной войны; показать нравственный облик русских воинов.



IV. Выступления учителя истории, «историков» (учащихся первой творческой группы), «мемуаристов» (учащихся второй творческой группы).

Учитель истории:

- 2005 год – год 60-летия Великой Победы. Каждую весну сжимает наше сердце годовщина Победы: не важно, кончается она на ноль, на пятёрку или на любую другую цифру. Она всегда юбилей. Грандиозно то событие, о котором мы вспоминаем 9 Мая. Важным шагом на пути к Победе была Сталинградская битва. Сталинград стал символом несгибаемого мужества и стойкости советских войск, началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной и во всей Второй мировой войне. Память о Сталинградской битве запечатлена в трудах историков, в мемуарах, литературных произведениях. Наш урок – это итог исследовательской работы.

- Почему Сталинград стал главным событием 1942 года?

- Какими были стратегические планы советского и немецкого командования?



Слайд 2

«Стратегическая операция на советско-германском фронте

весной-летом 1942 года»
- В мае 1942 г. напряжённые боевые действия развернулись на Харьковском направлении. Начавшееся 12 мая наступление войск Юго-Западного фронта, 9-ой и 57-ой армий Южного фронта, закончилось неудачей. Противнику удалось окружить на Бабенковском выступе значительные силы Юго-Западного и Южного фронтов, развить наступление в направлении Воронежа и захватить богатые промышленные и хлебные районы. В Харьковском сражении, проходившем с 12 по 29 мая 1942 года, войска Юго-Западного и Южного фронтов потеряли 277 тыс. убитыми, ранеными и попавшими в плен.
В исполнении ученицы звучит стихотворение Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной…».
Ролевая игра: события Сталинградской битвы глазами «рядовых солдат»:

«Русский солдат» (заранее подготовленный ученик): из дневника курсанта Грознинского военно-пехотного училища Гавриила Шаталова.

«8 июля 1942 г. Сегодня мы узнали, что наше училище направляется на фронт. Подтянулись курсанты, посуровели их лица. Преподаватели на своих занятиях ещё больше приближают нас к суровой действительности войны. 12 июля грузимся в вагоны. Весь личный состав училища под командованием полковника Ситникова направляется на защиту Сталинграда. В составе 64-й армии генерал-майора С. Шумилова мы приняли участие в первых боях».



«Немецкий солдат» (заранее подготовленный ученик): из неотправленных писем солдата 6-й армии Паулюса.

«Начинается летнее наступление наших доблестных войск. Операция «Блау» позволит завоевать нефтеносные районы Кавказа, и мы не будем испытывать недостатка в горючем. Город на Волге Сталинград предстоит взять под «военный контроль» силами авиации и дальнобойной артиллерии. Наша 6-я армия является прикрытием фланга Кавказского фронта, наша цель – Кавказ!»


Учитель истории:

- Как изменилась обстановка на фронте после поражения советских войск в Крымской и Харьковской наступательных операциях весной 1942 г.?

- К лету 1942 г. инициатива на советско-германском фронте вновь оказалась на стороне немецкой армии. Ей удалось значительно улучшить положение и продвинуться на 150 – 400 км к югу, захватить Донбасс, богатые сельскохозяйственные районы правобережья Дона, создать непосредственную угрозу Северному Кавказу и Сталинграду.


Учитель истории:

- Эти тревожные дни лета 1942 г. отражены в мемуарах советских военачальников. Слово предоставляется нашим «мемуаристам».


Слайд 3

«Фотография А.М. Василевского»
Из мемуаров маршала Советского Союза А.М. Василевского:

«К началу июня стратегическая обстановка вновь перешла в руки врага. Фашистские стратеги рассчитывали на сравнительно лёгкую победу в намеченной наступательной операции. Гитлер даже заявлял о том, что нет необходимости вводить в сражение все танковые соединения. Высший генералитет Германии пришёл к мнению о том, что летом 1942 года есть все предпосылки для полного разгрома Советских Вооружённых Сил».


Учитель истории:

- Удалось ли изменить обстановку?
Комментарии «историков» (учащихся первой творческой группы).

- Несмотря на помощь Ставки и Генерального Штаба, обстановка на Брянском фронте день ото дня ухудшалась. Был потерян Крым, наши войска потерпели в Донбассе и под Воронежем поражение. Противник, подведя свежие резервы, начал стремительное продвижение к Волге и на Кавказ. Возникла угроза потери Кубани и всех путей сообщения с Кавказом, потери важнейшего экономического района, снабжавшего армию и промышленность нефтью.

- Первые два месяца кровопролитных сражений заставили немецкое командование бросить на Сталинградское направление огромные силы: 6-ю армию, покорившую в своё время Францию, а затем и 4-ю танковую армию и другие соединения, крупные силы авиации. По мере развёртывания боёв под Сталинград направлялись всё новые и новые массы войск, в их числе 8-я итальянская и 3-я румынская армии.
Учитель истории:

- Какова реакция Ставки в этих условиях?


Слайд 4

«Главнокомандующий И.В. Сталин»

- В этих условиях Народный комиссар обороны И.В. Сталин подписал 28 июля 1942 г. приказ № 227:

«Враг бросает на фронт всё новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперёд, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и сёла, убивает советское население. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем Родину… Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Наша Родина переживает тяжёлые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило…»
Учитель истории:

- Как проходила Сталинградская битва?
Слайд 5

«Фотография В.И. Чуйкова»

23 августа 1942 года фашисты форсировали Дон, прорвались к Волге севернее Сталинграда и отрезали оборонявшиеся в городе войска от остальных сил фронта, 1 сентября начались бои в городе, которые продолжались более двух месяцев. Самые тяжёлые испытания выпали на долю 62-ой армии (командующий Чуйков) и 64-ой (командующий Шумилов). Ожесточённые бои шли за каждую улицу, каждый дом.

24 сентября фашисты окружили КП 272 полка, в котором находились 24 бойца и батальонный комиссар Щербина. Немцы открыли артиллерийский огонь по КП, затем, собрав женщин и детей, погнали их впереди себя. Наши бойцы выбрались из развалин и стали обходить фашистов. Разгорелся неравный бой, был смертельно ранен батальонный комиссар Щербина. Смертью храбрых пали и остальные бойцы. Только военврачу Вере Рыбаковой посчастливилось пробраться к своим. Она и рассказала о героической гибели бойцов.

В Сталинграде сражался известный на всем фронте снайпер Василий Зайцев. 17-летний сибиряк стремился в армию, на фронт. Его малый рост останавливал командиров. Куда такого на фронт, только грех на душу брать! После долгих перебросок Василия определили снайпером в роту танковых пулеметов. Через некоторое время о его подвигах знали не только советские воины, но и немцы.


О результатах Сталинградской оборонительной операции рассказывают «историки» (учащиеся первой творческой группы).
Слайд 6

«Казанская Божья Матерь»
Слайд 7

«Стратегическая оборонительная операция

(17 июля – 18 ноября 1942 г.)»
Слайд 8

«Бои шли за каждый дом…»

- В четырёхмесячных сражениях на подступах к Сталинграду и в самом городе не только была сокрушена наступательная мощь врага и обескровлена главная ударная группировка немецкой армии на южном крыле советско-германского фронта, но и подготовлены условия для перехода советских войск в решительное контрнаступление.

- В ходе Сталинградской оборонительной операции за 125 суток ожесточённых боев войска Сталинградского, Юго-Восточного, Донского фронтов и части Волжской военной флотилии потеряли 643 тысячи 800 человек.

Потери противника за этот период составили 700 тысяч человек. В боях под Сталинградом наблюдалось всё большее и большее истощение наступающих немецких войск. Почти всё пополнение, прибывающее на Восточный фронт, немецкое командование было вынуждено бросать в район Сталинграда. Сюда же шла основная масса военной техники – танков, артиллерии, минометов. И всё это сгорало в огне у стен героического города. Завершением Сталинградской оборонительной операции закончился самый тяжёлый для советского народа первый период Великой Отечественной войны, продолжавшийся почти полтора года.


Как проходила Сталинградская наступательная операция?

Слайд 9

«Стратегическая наступательная операция

19 ноября 1942 – 2 февраля 1943»
«Историки»:

- Утром 19 ноября 1942 года залп многих тысяч орудий и минометов возвестил начало контрнаступления советских войск под Сталинградом. Этой наступательной операции придавалось первостепенное значение. Успех её должен был оказать решающее влияние на стратегическую обстановку на всех фронтах. К началу контрнаступления на Сталинградском направлении было сосредоточено более 1,1 миллиона советских солдат и офицеров; 15,5 тыс. орудий и минометов; около 1,5 тыс. танков; более 1,3 тыс. самолетов. Им противостояли немецкие войска: группы армий «Б», насчитывавшие свыше 1 миллиона человек; почти 10,3 тыс. орудий и минометов; 675 танков; более 1,2 тыс. самолетов. Наши войска к началу этой операции имели некоторое численное преимущество над противником.

- Сталинградская стратегическая наступательная операция продолжалась 76 дней: с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года. Она проводилась силами Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов. В рамках наступательной операции было проведено несколько фронтовых операций: ноябрьская наступательная операция по окружению Сталинградской группировки противника «Уран» и «Малый Сатурн», а также операция по ликвидации окружённых вражеских войск в Сталинграде «Кольцо». В ходе боевых действий советские войска окружили и уничтожили главные силы 4-й танковой и 6-й полевой немецких армий, разгромили 3-ю и 4-ю румынские и 8-ю итальянскую армии.
«Мемуаристы» (учащиеся второй творческой группы) о наступательном периоде:

- Карту-план советского контрнаступления под Сталинградом подписали Г.К. Жуков и А.М. Василевский. «Утверждаю», – подписал Верховный Главнокомандующий.



Слайд № 10

«Фотография Г.К. Жукова и А.М. Василевского»

Г.К. Жуков в своих воспоминаниях отмечает, что «наше превосходство над немцами ощущалось и в том, что Советские Вооружённые Силы научились сохранять в глубокой тайне… свои намерения, производить в широких масштабах дезинформацию и вводить противника в заблуждение. Скрытые перегруппировки и сосредоточения войск позволяли осуществлять внезапные удары по врагу».

После войны начальник штаба оперативного руководства немецкий генерал Йодоль признал, что они не смогли раскрыть сосредоточение советских войск против левого фланга армии Паулюса.

«Мы абсолютно не имели представления о силе русских войск в этом районе. Раньше здесь ничего не было, и внезапно был нанесён удар большой силы, имевший решающее значение».
Из воспоминаний о Сталинградской наступательной операции маршала Советского Союза А.М. Василевского:

«Главную роль на первом этапе контрнаступления играл Юго-Западный фронт, командующим которым был генерал-лейтенант Н.Ф. Ватутин. Юго-Западный фронт действовал с плацдармов на правом берегу Дона в районах Серафимовича и Клетской. Сталинградский фронт наступал из района Сарпинских озёр. Ударные группировки обоих фронтов должны были соединиться в районе г. Калач – хутор Советский и тем самым завершить окружение основных сил противника под Сталинградом. Действия наземных войск Юго-Западного фронта поддерживались авиацией 2-й и 17-й воздушных армий, которыми командовали генерал-майор авиации К.Н. Смирнов и генерал-майор авиации С.А. Красовский».


Учитель истории:

- К первым числам декабря кольцо окружения противника было сжато крепко и войска приступили к следующему этапу, задачей которого являлась ликвидация окружённой группировки.


Ролевая игра. События этого этапа Сталинградской битвы глазами «рядовых солдат»:
«Русский солдат»:

- 19 ноября. Этот день не забудет никогда ни один защитник Сталинграда. Вначале мощная артиллерийская подготовка. Это поддержала наша авиация. Началось!

Началось великое контрнаступление под Сталинградом трёх фронтов Красной Армии. Трудно передать чувства воинов, командиров. Описать это невозможно.

29 декабря. Освобождён поселок Котельниковский, откуда мы начали свой поход, чтобы отстоять Сталинград… Поредели ряды грознинцев, почти всем оставшимся в живых присвоили звание лейтенанта. Получил первую награду – медаль «За отвагу». Фронт уходит на запад. В Сталинграде вдруг наступила тишина…
«Немецкий солдат»:

- 19 ноября. Русские открыли ужасный огонь по левому флангу 5-й дивизии. Такого огня я ещё не видел: от артиллерийской канонады сотрясалась земля и сыпались стёкла. Русские танки на полном ходу прошли через позиции и вырвались в село… Наши пушки не причинили им никакого вреда … У 7 этих тяжёлых, 52-тонных танков, идущих с максимальной скоростью, очень толстая броня, и наши снаряды её не пробивают …



21 ноября.

- Наше положение остаётся тяжёлым. Мы окружены. Мои друзья просматривают фотографии своих близких, жён, детей. Я тоже с болью в душе вспоминаю своих близких. Всё же мы не теряем надежды.


V. Выступления учителя литературы, «литераторов» (учащихся третьей творческой группы) на тему «Сталинградская битва в романе Ю.В. Бондарева «Горячий снег».

Сегодня на уроке, ребята, вы очень много узнали о Сталинградской битве, о её роли в ходе Великой Отечественной войны. Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитывают историки.

Но они не могут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах 18-летней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь. Это подвластно только таланту художника слова.
Слайд 11

«Фотография Ю. В. Бондарева»

Конечно, писатели не могли остаться в стороне от событий на Волге. Много книг написано о Сталинградской битве, авторы которых прошли дорогами войны. Среди них Юрий Васильевич Бондарев. В романе «Горячий снег» писатель обращается к заключительному этапу Сталинградской битвы.



- Скажите, есть ли связь событий, описанных в романе, с исторической темой нашего урока?

Слово «литераторам».

- «Только теперь я понимаю, что весь исход битвы на Волге, вся операция трёх наших фронтов, может быть, даже сроки окончания всей войны зависели от успеха или неуспеха начатого в декабре Манштейном деблокирования… Об этом и рассказывает мой роман «Горячий снег», – писал Ю.В. Бондарев в собрании сочинений «Молодая гвардия».

Действие романа разворачивается под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии Паулюса, в леденящем декабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи таранный удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна. Только осмыслив до конца выдающуюся роль этой армии в сражении под Сталинградом, а следовательно, и в истории войны, можно было написать «Горячий снег» столь широко, не просто дать панораму войны, но и вложить в неё истинное историческое содержание.

- Произведение описывает небольшой промежуток времени, это недолгий марш выгрузившейся из эшелонов армии Бессонова и бой, так много решивший в судьбе страны; это стылые морозные зори, два дня и две нескончаемые декабрьские ночи.

Жизнь и смерть героев романа, сами их судьбы предстают в тревожном свете подлинной истории, всё обретает особую весомость, значительность: и отвага воевавших рядом людей, и напряжение их душевных сил, и готовность к подвигу, и забота о товарищах, о раненых, ни на минуту не потерявших самообладание, и гибель расчёта Чубарикова, и смерть Сергуненкова, Касымова, Зои…

В эти часы совершилось столь многое, что даже не верится, но всё действительно случилось, всё было!

«Горячий снег» являет нам редкое слияние военных событий и человеческих судеб, истории и индивидуальных характеров.

В небывалой полноте выражения, в богатстве, разнообразии и одновременно целостности изображён в романе восставший на войну народ. Это и фигуры молодых командиров артиллерийских взводов, и колоритные фигуры Чибисова, наводчика Евстигнеева, ездового Рубина, старших офицеров, и командующего армией генерала Бессонова.

Только совокупно понятые и принятые эмоционально как нечто единое, при всей разнице чинов и званий, они составляют образ сражающегося народа. Сила романа заключается в том, что единство это достигнуто как бы само собой, запечатлено без особых усилий автора.
- Как же ведут себя в сложных ситуациях на войне герои Бондарева?

- «Горячий снег» – роман о Сталинградской битве, о людях, для которых защита Сталинграда олицетворяла защиту Родины. Писатель-фронтовик стремился показать героизм и самоотверженность своих героев, их нравственную красоту. Когда я прочитала роман Ю. Бондарева «Горячий снег», меня поразила та яркость, с которой автор раскрывает характер лейтенанта Кузнецова.

На первых страницах книги мы видим растерянного и смущённого мальчика-лейтенанта, с которым генерал Бессонов встретился при выгрузке из эшелона.

«- Вы, лейтенант, прямо из училища? Или воевали?

- Я воевал… Три месяца в сорок первом, – проговорил Кузнецов не очень твердо».

Оказавшись в гуще военных событий, Кузнецов принял крещение огнём, пережил смерть товарищей, испытал за одни сутки, что иному хватило бы на всю жизнь. И не случайно именно его с оставшимся в живых товарищем пришёл наградить генерал Бессонов орденом. «<…> с пытливым изумлением вглядываясь, едва припомнил, узнал. <…> этого мрачно-сероглазого, с запёкшимися губами, обострившимся на исхудалом лице носом лейтенанта<…>».

Как утверждает автор, оставаясь самим собой, Кузнецов изменился неизмеримо, не просто открылся, но и вырос духовно, в нём появился внутренний свет.

Этот герой представляется мне как натура цельная и живая. В его образе правда окопа, кровь и биение жизни сошлись в масштабе армии и всей страны. Кузнецову в романе противопоставлен Дроздовский. Но этот лейтенант, хотя и находится, как командир батареи, среди людей, в романе всегда одинок.

Вспомним эпизод, когда он идёт вдоль эшелона, словно раздвигая всех взглядом, когда на виду у всей батареи, картинно поднимает и опускает грудь, делает зарядку на 30-градусном морозе. Я не принимаю его постоянное стремление чем-то выделиться среди своих сверстников, проявить себя любым образом. И мы почти не видим его во время боя, когда Кузнецов с оставшимися в живых товарищами отражает атаки танков.

Индивидуализм Дроздовского оборачивается для него трагедией. По его вине бессмысленно погибнет юный Сергуненков, расстрелянный в упор из крупнокалиберных автоматов. Погибает и любимая им Зоя Елагина, которую он грубо оттолкнул от себя. Несостоятельным он оказался и в суровом фронтовом товариществе, потому что сосредоточен только всегда на себе, так как главное для него – выделиться, подняться над другими. Отсюда холодность, высокомерие, черствость.

Всем своим творчеством Ю. Бондарев утверждает мысль, что истинная героика обусловлена нравственным миром личности, её пониманием места в общенародной борьбе. И лишь тот способен подняться до героического подвига, кто живет единой жизнью с народом, отдавая себя всего общему делу, не заботясь о личном преуспевании. Именно такие люди выиграли Сталинградскую битву.



- В декабре 1942 г. дивизии Бессонова необходимо было остановить танки Манштейна. Тайно от врага выгружаются войска, им предстоит сделать марш-бросок на линию фронта.

В сильный мороз, без остановок, без привалов, армия Бессонова двинулась форсированным маршем с севера на юг. Это был последний естественный рубеж, за которым для немецких танков открывалась гладкая, ровная степь вплоть до самого Сталинграда. Выйдя ночью в заданный район, части бессоновской армии сходу, без отдыха – ведь дорога каждая минута – стали занимать оборону на северном берегу реки, начали вгрызаться в твёрдую, как камень, мёрзлую землю. Теперь уже было всем известно, с какой целью это делается.

Среди персонажей романа впервые у Бондарева появляются такие фигуры, как член Военного Совета Веснин, командующий армией Бессонов, Верховный Главнокомандующий Сталин.

Особенно важен и интересен в этом ряду образ генерала Бессонова, чья армия приняла на себя основной удар танков Манштейна. Он крут и непрост, этот человек, обладающий недюжинным умом и железной волей, сосредоточивший в своих руках огромную власть. Имеющий «великое и опасное право командовать и решать судьбы десятков тысяч людей», распоряжаться их жизнью, смертью, Бессонов, бросая данной ему властью в огненное пекло батальоны, полки, дивизии, не может не страдать, чувствуя и понимая жестокую, противную самой природе человека, антигуманную сущность войны.

Бондарев рисует лишь один бой, но он даёт представление о тяжёлых буднях войны. Это смерть и кровь, это преодоление страха и малодушия, это самоотверженность и подвиг.

Танковые атаки не прекращались много часов. Декабрьское утро открыло следы жестокого боя. Кругом видны были искорёженные орудия, пожарища, трупы. Снег действительно стал горячим от смертельной схватки. Бессонову было трудно смотреть на всё это. Он думал, что на батарее погибли все, они должны были погибнуть – такова жестокая логика войны. И когда он увидел людей уцелевших, все слова «показались ему никчёмными, мелкими, пустопорожними». «Спасибо за подбитые танки. Это было главное – выбить у них танки», – говорил Бессонов, вручая четыре уцелевших ордена Красного Знамени.

Писатель не скрывает от глаз и сердца читателя страшную цену, какой окуплена, защищена свобода. Он чутко восстанавливает и хранит духовную атмосферу героического периода в жизни народа.
Учитель литературы:

- И ещё одну тему мне хотелось бы затронуть на уроке: женщины на войне. Ю. Бондарев образами санинструкторов, девушек на передовой, в мужском окружении, на тяжелейшей работе запечатлел ту удивительную душевность, которой они смягчали суровый быт войны. Для солдат и офицеров они становились воплощением тех женщин, которых они хотели бы видеть своими подругами, жёнами. Их ревновали, из-за них страдали. Но надо принять в расчёт и то, что они и сами любили. На войну пришлась их золотая юность, первая любовь.



  • Любовь и война … Возможно ли это? Давайте поразмышляем.


Слайд 13

«Сестра милосердия»

- На войне человеком управляют разные чувства: ненависть, храбрость, трусость, но бывает так, что человеком движет любовь. Любовь для многих – это источник, питающий силы, придающий людям в сложных ситуациях храбрость и мужество. Возможно, это единственное земное чувство, которое может вернуть человека к жизни. Именно это чувство, воспетое поэтами и влюблёнными, отражено в романе Ю. Бондарева «Горячий снег». Вокруг разрывы мин, бомбовые воронки, кровь, и где-то там, среди этого хаоса, зацветает, алеет хрупкий цветок любви. Эта любовь, хрупкая и неустойчивая, родилась в сердцах трёх людей. Милая Зоя Елагина в кокетливом белом полушубке, как олицетворение чего-то праздничного, является невидимой поддержкой для бойцов первого взвода.

«Лейтенант…миленький» – эти слова повсюду сопровождают лейтенанта Кузнецова, комбата Дроздовского, моряка Нечаева.

Не сразу складываются отношения в начале романа между лейтенантом Кузнецовым и санинструктором Зоей Елагиной. Что-то недосказанное, непонятное пролегло между этими людьми. Эту пропасть можно преодолеть, шагнув лишь только к любимому человеку, но шаг не сделан, и пропасть остаётся. Не может Кузнецов понять, что нашла милая Зоя в комбате Дроздовском, что за отношения они пытаются скрыть от всех.

- Разгораются пожары военных действий, горят подбитые танки, так разгорается пожар и в сердцах Кузнецова и Зои. Оборона северного берега толкает Зою на тот единственный шаг, который так долго их разделял. Они поняли всё, их глаза всё сказали за них. Пошатнулось и противостояние между Кузнецовым и комбатом. Эта дуэль выиграна Кузнецовым.

В мире идёт извечная война между добром и злом, между любовью и гибелью. Война – это царство смерти, она уносит жизни людей. Так войной была растоптана и любовь. Она унесла жизнь Зои, забрала те частицы света, что освещали дорогу солдатам, дарили им воспоминания о другой жизни. С ней ушло нежное чувство любви, с ней ушла надежда.



Учитель литературы:

- Может быть, современному читателю трудно представить, осознать чувства, состояние защитников. А солдаты, офицеры, измождённые боями, бессонницей, находили силы идти в атаку, спасать товарищей.


Слайд 14

«В боях за Отчизну».
Учитель литературы:

- Так что же вкладывает писатель в понятие «героизм»?

- По мысли писателя, формы массового героизма не обязательно требуют внешних, картинных показаний состояния возвышенности духа. Юрий Бондарев отмечал: «Мне интересны поступки людей в жгучей накалённости решающих обстоятельств. В безмятежном покое исследование человека почти невозможно». Эти утверждения человека, хорошо знающего, что такое война, помогают лучше понять особенности современных книг о народном подвиге, которые написаны по-разному, на разном материале, но которых объединяет многое и, прежде всего, – ярко выраженная гуманистическая сущность. Таков именно подвиг героев Бондарева. Автор не стесняется изобразить, как бросаются на землю все наиболее симпатичные ему персонажи, он истощает их физические силы, а духовные укрепляет.

В потоке всеобщего мужества, массового народного подвига Бессонов, Деев, Давлатян, Кузнецов, Зоя, Веснин и многие другие с честью выходят из невероятных испытаний, предложенных им авторской волею. Мы должны хранить память о подвигах защитников Сталинграда, о которых правдиво поведал нам Ю. Бондарев.
Учитель литературы:

- Роман «Горячий снег» можно назвать литературным памятником тем, кто не дожил до Великой Победы, хотя и сделал всё, чтобы приблизить её. Никогда не изгладится из памяти людей Сталинградская битва. Земля не забудет своих героев, ушедших в бессмертие с кровавых полей сражений. В честь великого подвига героев на Мамаевом кургане зажжён Вечный Огонь Славы. Мы приглашаем вас совершить заочную экскурсию по Мамаеву кургану вместе с нашим экскурсоводом.


VI. Заочная экскурсия (на фоне сменяющегося видеоряда).
Слайд 15

«Никогда не зарастёт тропа к величественному памятнику

на Мамаевом кургане – Главной Высоте России».
Никогда не зарастёт тропа к величественному памятнику на Мамаевом кургане – Главной Высоте России.
Слайд 16

«Фотография Евгения Викторовича ВУЧЕТИЧ»

Не только талант художника, энергию строителя и долг гражданина, но и святую солдатскую память вложил в ансамбль Мамаева кургана его автор Евгений Викторович Вучетич.

Только она, солдатская память, могла подсказать ему этот сомкнутый строй тополей, начинающий путь к вершине кургана… Ты только ступил на его землю. Но уже замирает сердце: это не тополя, это плечо к плечу навек стоят насмерть солдаты Сталинграда. И павшие, и те, кто выжил.

Молодой Сталинградский солдат Микола Упеник написал такие строки:

На приволжскую твердыню

Налетела вороньё.

Мы хранили, как святыню,

Славу гордую её.


Позади, полна тревоги,

Затуманилась река.

Дальше не было дороги,

Хоть Россия велика.


Слайд 17

«Стены-руины ― суровые камни непокоренного города»
Значительную часть комплекса занимают стены-руины. Трудно забыть эти суровые камни непокорённого города, эту железную стену мужества и отваги его защитников.
Слайд 18

«Высоко-высоко над руинами стоит простой солдат

в плащ-палатке - чей-то сын, чей-то муж, чей-то любимый…»
Высоко-высоко над руинами стоит простой солдат в плащ-палатке – чей-то сын, чей-то муж, чей-то любимый…

Стены-руины. На них начертаны призывы, клятвы защитников Сталинграда.


Слайд 19

«Центр Площади Героев водяной партер»
Поднимаемся на Площадь Героев. В центре её – водяной партер.
Слайд 20

«Он пал. Но честь его ― жива.

ОН был защитник СТАЛИНГРАДА»
Слайд 21

«Каждый старается помочь ближнему:

и санитарка, и морской пехотинец»
Слайд 22

«… и командир, и знаменосец»

В скульптурных композициях запечатлены подвиги отважных защитников города: двух израненных солдат, девушки-санитарки, моряка, раненого командира, знаменосца.


Слайд 23

«Скульптура «Скорбь матери»

С чувством глубокого уважения и скорби к павшим защитникам Сталинграда стоят пришедшие на курган перед скульптурой «Скорбь матери».


Слайд 24

«Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед»

«Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд. И чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они!» – эти слова начертаны на стене, что на Площади Героев.


Слайд 25

«Все ОНИ полностью выполнили свой

священный долг перед РОДИНОЙ.

ВСЕ ОНИ остались в вечной памяти»
А на стене Зала Воинской славы дан ответ: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг до конца перед священной матерью-Родиной!»
Слайд 26

«Родина-мать зовёт»
И вот мы подходим к самой высокой скульптуре, главному монументу памятника-ансамбля на Мамаевом кургане «Родина-мать зовёт».

Так есть гора в Европе или нет,

Что выше и Эльбруса, и Монблана?..

Есть высота Мамаева кургана;

Её вершину видит целый свет.
Далее в исполнении ученицы звучит стихотворение Василия Щебуняева «На Мамаевом кургане».
VII. Заключительное слово учителя литературы.

- Вот на такой поэтической ноте мы завершаем наш урок. Спасибо всем за работу, творческую, исследовательскую.


Слайд 27.

VIII. Дома предлагаем вам письменно поразмышлять над темами:

  1. «Тогда лишь становится город героем, когда стал героем солдат».

  2. Он защищал Сталинград.

  3. Что такое героизм?

В работе опирайтесь на исторический и литературный материал.