Урок-форум в 11 классе «Выдающиеся ученые-русисты» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Выдающиеся отечественные и зарубежные учёные, внёсшие существенный... 1 387.67kb.
Урок по технологии в 5 классе «Ваше величество Карман» 1 287.73kb.
Урок: Первый урок. Путешествие в школу Локация проведения урока-кейса... 1 86.84kb.
Интегрированный урок /литература изобразительное искусство/ в 11... 1 146.16kb.
Урок по литературе в 4 классе. Форма: Урок открытых мыслей 1 47.5kb.
Васильев Михаил Владимирович, учитель английского и немецкого языков... 1 44.48kb.
Урок по литературе в 8 классе «Воротничковая жизнь» 1 105.06kb.
Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны 1 45.29kb.
Урок к семинару Открытый урок английского языка в 6 классе 1 31.27kb.
Урок «Выдающиеся люди земли Белгородской» 1 62.75kb.
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной... 1 61.19kb.
Разностные схемы для уравнения влагопереноса аллера-лыкова с нелокальным... 4 810.92kb.
- 4 1234.94kb.
Урок-форум в 11 классе «Выдающиеся ученые-русисты» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

Урок-форум в 11 классе

«Выдающиеся ученые-русисты»
(2 часа)

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Ермилова Людмила

Серафимовна

Вейделевка 2010

Цели: знакомство с трудами выдающихся ученых-русистов, их открытиями и исследованиями; помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка; совершенствовать навыки работы со словарями; развитие компетентностей - совершенствовать устную речь и письменную речь, способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося.

Оборудование:

мультимедийный проектор, карточки с заданиями,

книжная выставка «От словаря Д.Н.Ушакова к словарю С.И.Ожегова»
Эпиграф:

Без языка человеческое общение невозможно,

а без общения не может быть и общества,

а тем самым и человека.

А.А.Реформатский

Ход урока:


  1. Целеполагание.

Сегодня у нас необычный урок. Мы проводим урок-форум, на котором будут представлены ваши рефераты о выдающихся ученых-русистах. В течение двух уроков мы будем совершенствовать навыки работы со словарями; постараемся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка. Работая в группах, совершенствуя устную и письменную речь, вы, несомненно, достигнете на нашем форуме определенных успехов.

II. Работа в группах.

Работа со словарями. Сопоставительный анализ словарных статей:

Перед вами толковые словари: В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова (в каждой группе 1 словарь). Мы рассмотрим значение слова «язык». Слово это многозначное. Посмотрите в словарях, какие значения есть у этого слова. Назовите эти значения. (Язык народа, нации. Речь, способность говорить).

В каком значении слово «язык» интересует нас сегодня?

Ответы учащихся, работавших со словарной статьей: язык как средство общения, орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.



III. Работа над темой урока.

1.Cлово учителя.

Выдающиеся ученые-русисты - люди, посвятившие свою жизнь и свои научные труды изучению русского языка, его структуры, выявлению всех богатств и языковых возможностей.

Становление и развитие лингвистики как науки о языке связано с именами таких ученых, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Христофорович Востоков, Владимир Иванович Даль, Измаил Иванович Срезневский, Александр Афанасьевич Потебня, Алексей Александрович Шахматов, Дмитрий Николаевич Ушаков, Александр Матвеевич Пешковский, Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Сергей Иванович Ожегов, Александр Александрович Реформатский, Леонард Юрьевич Максимов (через мультимедийный проектор на экран проецируются портреты ученых-лингвистов).

Приступаем к защите рефератов. (Содержание рефератов излагается конспектно).

1-й ученик.

С Михаила Васильевича. Ломоносова (1711–1765) началось серьезное изучение русского языка. Один из лучших поэтов XVIIIв., замечательный филолог, писатель и педагог, Ломоносов создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В этой работе ученый определил речевые нормы своего времени и заложил основы стилистики. Устанавливая грамматические и орфоэпические правила, Ломоносов исходит из своих собственных наблюдений над живой речью.

Ломоносову принадлежит заслуга в разработке научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей». Последняя сыграла важную роль при создании нового литературного языка. Ученый разделил язык на три стиля: высокий, посредственный (средний) и низкий. Высокий стиль предназначался для написания од, героических поэм, торжественных «слов о важных материях». Средний – для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль – стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». При его использовании запрещалось употреблять церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, нередко простонародным словам.

2-й ученик.

Заслугой другого видного русского языковеда, поэта и переводчика – А. Х. Востокова (1781–1864)– является создание учебных книг по русскому языку, таких как «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» (1831г.), которая переиздавалась 15 раз, и «Русская грамматика… полнее изложенная» (1831г.), переиздававшаяся 11 раз. В «Русской грамматике» ученый осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени.

3-й ученик.

И.И.Срезневский (1812–1880) - филолог, этнограф, академик. Родился в Ярославле в семье профессора словесности. В 1826—1829г.г. учился на философском факультете Харьковского университета, с 1837г. был профессором по кафедре политической экономии и статистики. Одновременно занимался малороссийской литературой, народной поэзией, этнографией. В 1839—1842г.г. путешествовал по Чехии, Моравии, Хорватии, изучая славянские языки, фольклор. По возвращении в Харьков читал курс лекций по истории и литературе славянских наречий. В 1840-е опубликовал статьи «Исторический очерк сербо-лужицкой литературы» (1844), «Обозрение главных черт сродства звуков в наречиях славянских» (1845) и др. В 1846 за диссертацию «Святилища и обряды языческого богослужения славян, по свидетельствам современным и преданиям» получил степень доктора славяно-русской филологии (впервые в России). С 1847 — профессор Петербургского университета, в 1848—1859 — Главного педагогического института. По его инициативе изданы 10 томов «Известий» и 7 томов «Ученых записок» Отдела русского языка и словесности. В 1849г. опубликовал «Мысли об истории русского языка», ставшие программой научных работ нескольких поколений русских филологов. Главным он считал описание памятников, создание областных словарей, изучение народных говоров и современного литературного языка, составление исторического словаря и исторической грамматики с привлечением истории др. славянских языков. Особенно значителен труд Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам», над которым он работал всю жизнь.

4-й ученик.



А. А. Потебня (1835–1891)– выдающийся русский и украинский филолог, при жизни прославившийся невероятной эрудированностью. Будучи совсем молодым, ученый написал монографию «Мысль и язык» (1862г.), в которой рассматривалась связь между языком и мышлением. Его основной труд – «Из записок по русской грамматике» в 4 томах – посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков – русского, украинского и белорусского.

5-й ученик.



А. А. Шахматов (1864–1920) – один из самых выдающихся филологов рубежа XIX–XXвв. Свои научные интересы он в основном сосредоточил в области истории и диалектологии славянских языков. А.А.Шахматов посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения языков восточнославянской группы. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого после смерти автора был издан знаменитый «Синтаксис русского языка». К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.

6-й ученик.



А. М. Пешковский (1878–1933) первым в истории русской лингвистики показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) неспособны выразить значение. Одной лучших работ А.М.Пешковского считается «Русский синтаксис в научном освещении» (1914г.)– остроумная и полная тонких наблюдений монография, в которой автор как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует, заставляя читателя стать сознательным пользователем русского языка.

7-й ученик.



Л. В. Щерба (1880–1944) – выдающийся русский языковед и педагог – призывал к наблюдениям над живыми фактами языка и речи, к размышлениям над ними. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928г.), в которой он выделил новую часть речи – слова категории состояния,– наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное» и «глагол».

Л.В.Щерба – создатель ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова.

8-й ученик.

В. В. Виноградов (1895–1969)– выдающийся русский филолог и педагог. Его имя вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога, и для абитуриента.

Значительными являются заслуги Виноградова в области лексикологии и фразеологии. Он создал классификацию типов лексического значения слова и видов фразеологических единиц, которыми пользуются до сих пор в вузах. Многим В.В.Виноградов известен как создатель и главный редактор журнала «Вопросы языкознания», как президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Научное наследие ученого чрезвычайно обширно и разнообразно по проблематике. Им создано более 250 работ. Одно из центральных мест среди них занимает монография «Русский язык. Грамматическое учение о слове». Это самое глубокое исследование морфологии современного русского языка. Работа удостоена Государственной премии в 1951г. Многие зарубежные академии наук избирали В.В.Виноградова своим членом.

9-й ученик.

А. А. Реформатский (1900–1978)– замечательный ученый-филолог. Известность в широких кругах он приобрел благодаря знаменитому учебнику для студентов вузов «Введение в языкознание». Его научные интересы чрезвычайно разнообразны, а работы посвящены различным проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания, соотношению языка и речи. Вместе с другими выдающимися лингвистами А.А.Реформатский явился основателем московской фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня.

Учитель:


Каждый из названных выдающихся русских лингвистов внес в науку о языке заметный вклад. Помнить эти имена и знать о теориях и открытиях ученых-русистов – долг любого, даже начинающего филолога.

10-й ученик.



С.И.Ожегов (1900–1964) - выдающийся русский ученый-филолог, академик, автор «Толкового словаря». С 1937 года преподавал в московских вузах (МИФЛИ, МГПИ). С 1939 года Ожегов — научный сотрудник Института языка и письменности, Института русского языка, Института языкознания АН СССР. С 1952г. - основатель и первый заведующий сектором культуры речи Института русского языка АН СССР. Один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935—1940). Автор одного из самых известных и популярных русских словарей — однотомного «Словаря русского языка» (1949г., с исправлениями и обновлениями переиздавался неоднократно, с 1992 — при участии Н. Ю. Шведовой); словарь Ожегова фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы. Словник словаря Ожегова лёг в основу многих переводных словарей.

Основные труды посвящены русской лексикологии и лексикографии, истории русского литературного языка, социолингвистике, культуре русской речи, языку отдельных писателей (П. А. Плавильщикова, И. А. Крылова, А. Н. Островского) и других.

С 1952 года и до конца жизни С.И.Ожегов возглавлял Сектор, центральным направлением деятельности которого стали изучение и пропаганда родной речи. Он и его сотрудники выступали на радио, консультировали дикторов и театральных работников. Заметки С.И.Ожегова о языке нередко появлялись в периодической печати, он был постоянным участником литературных вечеров в Доме ученых, привлекал к сотрудничеству писателей, деятелей искусства. Тогда же начали выходить под его редакцией и в соавторстве знаменитые словари произносительных норм. Редактор «Орфографического словаря русского языка», словарей-справочников «Русское литературное произношение и ударение», «Правильность русской речи». Основатель и главный редактор научно-популярной серии «Вопросы культуры речи». По инициативе Сергея Ивановича Ожегова в 1958 году в Институте русского языка была создана Справочная служба русского языка, отвечающая на запросы организаций и частных лиц, касающихся правильности русской речи.

С.И.Ожегов был членом Предметной комиссии по русскому языку Министерства просвещения РСФСР, заместителем председателя Комиссии Академии наук по упорядочению написания и произношения иноязычных собственных и географических наименований, членом Орфографической комиссии АН, готовившей «Правила русской орфографии и пунктуации».



IV.Работа в группах

А) Создание художественной миниатюры.

На столах - листочки с высказываниями выдающихся людей о русском языке, в каждой группе по 2 высказывания. Как вы понимаете эти высказывания?

Раздаточный материал.

1.Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью.

А.Н.Толстой

2.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

И.С.Тургенев

3.Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры.

А.Куприн


4.Богатство языка есть богатство мыслей.

Н.М.Карамзин

5.Изучать родной язык необходимо... чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей.

Н.Г.Чернышевский

6.Умейте же беречь наш дар бесценный - речь.

И.Бунин


(Чтение работ).

Б) Учитель:

Русский язык – государственный язык Российской Федерации - является средством познания культуры русского народа и культуры всех народов нашей страны. На нем ведутся дипломатические переговоры, это язык, передающий миру достижения нашей науки, техники и культуры. На этом языке ведутся передачи центрального радио и телевидения. На русском языке ведется делопроизводство в большинстве районов и краев России. Кроме того, он один из мировых языков, один из 6 языков, на которых записываются все документы ООН.

Живя в России и являясь носителем языка, каждый из нас обязан правильно и грамотно говорить.



Задание 1.

(Расставьте ударения в словах, которые часто произносятся неправильно). Начать, углубить, премировать, позвонить, оптовый, облегчить, два шага, договор, квартал, приговор, статуя, ходатайство, средство, щавель, шлея, шофер, досуг, лавровый, коротковолновый, взбешенный, брала, брало, брали; белый - бела, бело, белы; введенный - введен, введена, введено, введены.



Задание 2.

Спишите и запомните понравившиеся русские пословицы.

1) В многословии не без пустословия.

2) Говорить не думая - стрелять не целясь.

3) Доброе молчание - чем не ответ.

4) Закон не молитва, крик не беседа.

5) Язык мой - враг мой, прежде ума глаголит.

6) Много крику, мало толку.


Задание 3.

В различных видах словарей зафиксированы все богатства нашего языка. Перечислить. Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.

* Дальний родственник - седьмая вода на киселе.

* Еще молод и неопытен - молоко на губах не обсохло.

* Очень умный - семи пядей во лбу.

* Оказаться в глупом положении - сесть в лужу.

* Ничем не проймешь - как с гуся вода.

* Все нипочем, ничто не страшно - море по колено.

* Бесследно пропасть, исчезнуть - как в воду канул.

* Очень мало - как кот наплакал.

* Всем очевидно, сразу видно - на лбу написано.

* Избежать заслуженной кары - выйти сухим из воды.

* Трудное начало - лиха беда начало.
Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Чаще пользуйтесь словарями. «Словари - это вселенная в алфавитном порядке», - так говорил Вольтер. Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов, словарь фразеологизмов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь.

Любите свой родной язык, изучайте и берегите его.


V.Подведение итогов урока-форума.

VI. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос:

Объясните, как вы понимаете русские пословицы:

1. Язык разум открывает.

2. Говорит красиво, да слушать тоскливо.


Используемая литература:

1.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2001.

2.А.В.Текучев, Б.Т.Панов. Грамматико-орфографический словарь русского языка. М.: Просвещение,1976.

3.С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. М.: «Азбуковник», 1999.

4.Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка. М.: Гос.ин-т «Сов. Энцикл.», 1935-1940.

5.В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М.: изд. «Терра», 1994.



6.З.Е.Александрова. Словарь синонимов русского языка. М.: Изд. «Русский язык», 1975.