Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучать основные компоненты музыки, и более подробно попытаемся узнать «Из чего - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучать основные компоненты музыки - страница №1/1

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучать основные компоненты музыки, и более подробно попытаемся узнать «Из чего состоит музыка».

Но, в начале, вспомним и охарактеризуем понятия, определяя род деятельности людей:



  • Композитор;

  • Исполнитель;

  • Слушатель.

Учащиеся характеризуют каждое понятие, точно определяя род деятельности каждого: композитор – пишет музыку; исполнитель – исполняет; слушатель – слушает.

Учитель. (слайд 1.)

На предыдущих уроках мы дали определения следующим профессиональным категориям: композитор, исполнитель, слушатель. Выяснили род деятельности каждого. Посмотрите перед вами качества людей, (слайд 2) давайте подумаем, какие из них необходимы композитору, исполнителю и слушателю, и в какой степени.

Слова:


  • Талант

  • Интерес

  • Желание

  • Упорство

  • Трудолюбие

  • Любовь к предмету

  • Целеустремленность

  • Профессиональное мастерство

Учитель. Что они обозначают?

Ученики характеризуют каждое качество и объясняют его значение. Талант – это природный дар, но его необходимо развивать. Талант формирует интерес, желание и определяет направление деятельности человека. Достигнуть определенного результата можно только посредством трудолюбия и любви к предмету. Профессиональность и мастерство, неотъемлемые качества любого успешного человека.

  • Исследование.

Учитель. Давайте выясним, нужны ли эти качества композитору? (Слайд 3.)

Ученики анализируют качества и приходят к выводу: действительно все эти качества необходимы композитору. Приводят аргументы в правильности выше сказанного.

Учитель. А как же исполнитель? Необходимы ли ему какие-то качества из ранее перечисленных? (Слайд 4.)

Ученики. Выясняют, что и исполнителю тоже необходимы эти же качества.

Учитель. А как же слушатель? Может ли он обойтись без этих качеств? Действительно, что же нужно слушателю: купить билет и вовремя придти на концерт? Согласитесь, этого явно недостаточно. (Слайд 5

Ученики. Да конечно, слушателю тоже оказывается необходимы эти качества. Комментируют каждое качество применительно к слушателю.

Учитель. Действительно, настоящему слушателю тоже необходим талант, интерес, желание, упорство, трудолюбие, любовь к предмету, целеустремленность, образованность (профессиональное мастерство), но может быть несколько в иной степени.

 “….Пусть другой гениально играет на флейте,


Но зато гениальнее слушали вы!”
А.Дементьев (слайд 6)

Учитель. Какой же можно сделать вывод?

Ученики. Делают вывод, что действительно все качества необходимы как композитору, так и исполнителю и, безусловно, слушателю, но в разной степени.

Учитель. Цель нашего урока ответить на вопрос: из чего состоит музыка? Дать объективную оценку структуры музыкального искусства: композитор-исполнитель – слушатель.

  • Наши гипотезы. (Слайд7.)

Учитель. Методом исключения мы можем предположить, что структура музыкального искусства выглядит так:

  1. исполнитель – слушатель

  2. композитор – слушатель

  3. композитор – исполнитель

  • Первое – музыка состоит из исполнителя и слушателя (слайд 8), то фактически нечего будет исполнять.

  • Второе – если музыка состоит из композитора и слушателя (слайд 9), то она лишается одного из основных составных – исполнителя: некому будет исполнять созданные композитором произведения.

  • И третье – если музыка состоит из композитора и исполнителя (слайд 10), то исключается одна из главных составных музыки – слушатель. Ведь все то, что создает композитор и исполняет исполнитель адресовано слушателю

Учитель Да, совершенно верно!

  • Вывод

Ученики. делают вывод о том, что их предположения относительно структуры музыкального искусства потерпели фиаско (слайд 11).

Музыкальная структура жизнеспособна лишь только в триединстве : композитор – исполнитель– слушатель (слайд 12).

- Все дети талантливы, нужно только много трудиться, чтобы стать гением…

Задание 1: Перед вами высказывания известных людей. Прочитайте их. Они помогут нам назвать имя композитора, о ком пойдёт речь сегодня на уроке.

1. “Он – обаятельнейший мальчишка, каких мало: во всём, что он делает, присутствует как ум, так и чувство, и всё это – в сочетании с непосредственностью и очарованием, характерными для детей его возраста”.

Мельхиор фон Гримм. (слайд 13)

2. “Он – величайший из композиторов. Его музыка так чиста и прекрасна».



Альфред Эйнштейн. (слайд 14)

3. “Все лучшие музыканты мира учатся виртуозной игре на его произведениях. Трудно найти более прекрасную музыку на свете”.



Майкл Уайт. (слайд 15)

8. “Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – …



А.Г. Рубинштейн. (слайд 16)

Учитель: Имя композитора – ….


Ребята: Л. Бетховен, В. Моцарт.
Учитель: Кто прав в нашем споре, конечно же, рассудит музыка. Что отличает музыку одного композитора от другого?

Ребята:


- Как неповторимы люди, так неповторимы и их дела.
- Музыкальный стиль, музыкально-выразительные средства.

Учитель: Какие музыкально-выразительные средства вы знаете? Назовите их.


Ребята: Мелодия (аккомпанемент), регистр, лад, темп, тембр, ритм, динамика.

Учитель:Послушайте фрагмент произведения, знакомого вам и известного во всем мире.

Определите его настроение. Звучит фрагмент экспозиции Симфонии № 40 (слайд17)

Учитель:

- Какой человек мог написать такую музыку?


- Вы можете назвать имя композитора?

Ребята: В.А. Моцарт.


Видеопортрет Моцарта

На доске: Портрет В.А. Моцарта Эпиграф к уроку:

Вечный солнечный свет в музыке,
Имя тебе – Моцарт.

А. Г. Рубинштейн. (слайд 18)

Вывод: Эта музыка действительно принадлежит В.А. Моцарту.

Биография. (с разминкой)

27 января 2013 года исполнилось 257 лет со дня рождения гениального композитора В.А.Моцарта. Музыка великого австрийца до сих пор пользуется большой популярностью во всём мире. Тайна Моцарта окутана мраком и спустя столетия личность великого композитора становится объектом исследования историков, музыковедов, мистиков.

Родился Моцарт в Зальцбурге в 1756 году. Мать – Мария Анна – очень общительная и жизнерадостная, отец – Леопольд Моцарт, композитор и теоретик. Из семерых детей выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Наннерль.

Лопольд Моцарт, рано распознавший талант ребёнка, всю свою энергию стал вкладывать в его развитие. Заниматься музыкой Вольфганг начал в 2 с половиной года. В 3 года Моцарт играл на клавесине, в пять показал себя выдающимся исполнителем на этом инструменте, а в 6 – принялся сочинять музыку. В 8 лет сочинил 3 симфонии. В 14 лет становится академиком самой авторитетной в Европе Болонской музыкальной академии.

Отец считал, что должен познакомить мир со своими детьми. В январе 1762 года началось путешествие в Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Гаагу, Цюрих, и Неаполь. Кроме игры на клавесине, Моцарт показывал всякого рода фокусы, вроде игры вслепую – на закрытой платком клавиатуре, и с завязанными глазами. Моцарта встречают овациями, похвалой и подарками, складывается ощущение сказочного путешествия. Но на самом деле это был тяжкий, зачастую просто непосильный для маленького ребёнка труд. Дети без отдыха разъезжали по разным городам и странам, играли и импровизировали по многу часов подряд. Всё это было очень изнурительно. Тяжёлая болезнь Моцарта положила конец венским триумфам. В 7 лет у Вольфганга живой, пытливый ум. Музыкой занимается всерьёз. Также занимается чтением, правописанием, французским языком. Самый любимый предмет арифметика. Каждый день он исписывает примерами и задачами всё, что можно, выводя большие и красивые цифры прямо на столе и даже на полу. Моцарт растёт, а вместе с ним и его слава. Он много сочиняет: кантаты, симфонии, оратории, мессы, оперы, концерты.

Моцарт знакомится с будущей женой – Констанцией Вебер. Он любил её искренне, доверяя ей всё, и она отвечала ему нежностью и самоотверженной заботой.

5 декабря 1791 году Моцарт умирает. Жена была больна, только несколько друзей провожали его в последний путь. Буря с дождём и снегом заставила их вернуться. Великий композитор был похоронен в могиле для бедных. До настоящего времени неизвестно, где похоронен Моцарт. Предполагаемое место захоронения – Вена, кладбище Святого Марка. (слайд 19)

  Мы прослушали фрагмент крупного музыкального произведения из 4 частей для симфонического оркестра, музыки-размышление о жизни. (слайд 20)

«Симфония№40» - передает  весь творческий путь В.А.Моцарта от талантливого, гениального мальчика до великого композитора всех времён.

Учитель: Музыка вырастает из интонации трех нот, в которых уже можно уловить состояние человека. Какое настроение несут в себе эти звуки? (таблички)

Дети: Трепетное, взволнованное.

Учитель: Что изображает постоянная пульсация в музыке?

Дети: Биение пульса, взволнованную речь.

Учитель: Сердце ровно бьется? (Нет) Почему?

Дети: У взволнованного человека учащенное сердцебиение.

Учитель: В каком состоянии находился композитор, когда сочинял это произведение?

Дети: В таком же.

Учитель: Это произведение В.Моцарт написал не в самые лучшие годы своей жизни. Материальная нужда, постоянное перенапряжение в работе приводило его в отчаяние. Любителям легкой, развлекательной музыки оно казалось странным, непонятным и сложным.

– Почему же мы – люди, живущие в XXI веке, так откликаемся на эту музыку



Дети: Здесь глубоко выражены переживания людей. Она настраивает всех людей на одну эмоциональную волну.

Заполнение таблицы.

Вывод: Жизнь и музыка В.Моцарта удивительна и необычна. Познавший успех в детстве, в конце жизни он стал почти забытым музыкантом. Но его яркий, щедрый талант и постоянное горение дали в своем роде необычайные результаты: за 35 лет жизни – 70 томов сочинений. Многими из них восхищаются не только музыканты-профессионалы, но и простые люди, далёкие от музыки.

    Учитель: Итак, сегодня мы провели исследование структуры музыки, познакомились с Моцартом, мастером своего дела.

- Моцарт – чудо-ребёнок, вундеркинд, гений… Я хочу сказать, что любой из вас может быть таким же талантливым и гениальным как он.
- Что для этого необходимо делать?

Ребята: Развивать свои способности, трудиться, быть целеустремлённым.

Учитель:

- Я желаю вам поверить в свои силы и в жизни добиться успеха, неважно в какой сфере.

Как Владимир Черноклинов, исполняющий Турецкое рондо Моцарта на электрогитаре.
Скажите, пожалуйста в каком качестве вы сейчас принимали участие?

Ученики. Конечно, в качестве слушателя.

Учитель. Молодцы! А сейчас мы выступим в качестве исполнителя.

Здоровьесберегающие технологии

Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: “Хомяк” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);
“Кружок” (рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой);
Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения. Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз.

Упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата по методике В.Ф.Базарного (осуществляет вхождение ребенка в телесную вертикаль).
Использование режима динамических поз:


  1. Исполнение песни стоя.

Фонопедический метод развитие голоса по системе С.В. Емельянова. Исполняют заданные произведения под руководством учителя. Владение вокально-хоровыми навыками.

Пение.


Учитель: Что мы узнали нового? Чем сегодня мы занимались?:

  • Закрепили основные компоненты музыки.

  • Приняли участие в качестве исполнителя и слушателя.

  • Проанализировали произведение Моцарта с точки зрения средств музыкальной выразительности……

  • Продолжили работу над исполнительским мастерством.

Учитель: Ребята, вам понравился урок? И закончить его мне хочется заполнением нотной строки музыкальными нотками. Представим, что мы композиторы, и сочиним свою мелодию настроения.

Конспект урока по музыке в 3 классе

«Из чего состоит музыка.

Мастерство композитора»

Урок разработан по программе МО РФ «Музыка в школе» Д.Кабалевского .

Автор работы учитель музыки

МОУ МНО школы № 7

городского округа – город Галич

Костромской области

Ильина Наталья Николаевна.
2012-2013 учебный год

Цели урока:

1. Обобщить и расширить представление учащихся о творчестве В. Моцарта;


2. Углублять знания о музыкальном искусстве и языке;
3. Развивать музыкальное мышление, умение анализировать и обобщать;
4. Воспитывать музыкально-эстетический вкус учащихся

Задачи:

1. Помочь учащимся осознать, что сила музыки В.Моцарта не только в ее музыкальной   красоте, но и в глубине жизненной правды;


2. Показать связь времен различных культур, место и роль каждого человека в становлении  нового общества;
3. Развивать вокально-хоровые навыки

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний

Оборудование: портрет В.Моцарта, музыкальное оборудование, видеопрезентация, интерактивный планшет, доска интерактивная, проектор, ноутбук.

- Сейчас вспомним композиторов, с музыкой которых знакомились на наших уроках. Поможет нам в этом КРОССВОРД. (На фоне «Симфонии №40» (1 часть) В.А.Моцарта)

1.Русский композитор, мечтавший, чтобы его музыка приносила людям утешение и опору. Юрист, чуткий психолог души человеческой. (П.И.Чайковский)

2. Основатель польской классической музыки (Ф.Шопен).

3. Основатель русской классической музыки (М.И.Глинка).

4. Русский композитор, пианист-виртуоз, основная тема которого – любовь к природе, переживание за судьбу Родины. (С.В.Рахманинов).

5.Русский композитор-сказочник, морской офицер (Н.А.Римский-Корсаков).

6.Основатель немецкой классической музыки, человеколюбивой музыки (И.С.Бах).

7. Русский композитор, ученик Н.А.Римского-Корсакова, основа творчества – фольклор. ( И.Ф.Стравинский).

8. Искусство звуков – МУЗЫКА.

1.Ч А Й К О В С К И Й

2. Ш О П Е Н

3. Г Л И Н К А

4. Р А Х М А Н И Н О В

5. Р И М С К И Й-К О Р С А К О В

6. Б А Х

7.С Т Р А В И Н С К И Й

8.М У З Ы К И

- МОЛОДЦЫ! Какое слово получилось в центре? Почему?



Это великие композиторы, музыку которых будут слушать во все времена, т.к. она всегда поможет и поддержит любого человека.