Учебно-тематический план предметно-методического модуля образовательной программы курсов повышения квалификации учителей биологии по - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-тематический план образовательной программы курсов повышения... 1 75.57kb.
Учебно-тематический план курсов повышения квалификации профессорско 1 170.07kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ... 3 481.85kb.
Курсы повышения квалификации кафедры методики химии миоо 1 120.43kb.
Персонифицированные списки слушателей курсов повышения квалификации... 1 131.27kb.
Воспитательная система мбдоу №1 «Аленушка» «Незабудка» Приложение... 2 591.46kb.
Перспективный план по аттестации и прохождению курсов повышения квалификации... 1 60.51kb.
Иванова Светлана Анатольевна Щелканово 2013 Раздел I 1 349.08kb.
Образовательные услуги кузбасского регионального института повышения... 16 3139.33kb.
Н. Е. Дюбо В. Д. Бабодей Руководитель мо 2013г. Приказ № В. 1 221.93kb.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... 2 636.5kb.
Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-i "О реабилитации жертв политических... 1 196.71kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-тематический план предметно-методического модуля образовательной программы - страница №1/1

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

оренбургский государственный педагогический университет


“СОГЛАСОВАНО”

Зав. кафедрой ботаники и методики преподавания биологии и экологии ОГПУ

___________________ З.Н. Рябинина

“___” ______________ 200__г




Утверждено

на заседании Ученого Совета ИПКиППРО ОГПУ


Проректор по учебной работе ОГПУ

_____________________Н.К.Зотова

“___” ______________ 200__г



Учебно-тематический план


предметно-методического модуля образовательной программы курсов повышения квалификации учителей биологии по проблеме

Содержание и методические аспекты профессиональной деятельности учителя биологии в условиях модернизации образования”


Цель: повышение профессиональной компетентности, педагогического профессионализма, продуктивности и качества деятельности учителей биологии в условиях модернизации образования.

Категория слушателей: учителя биологии.

Срок обучения: 56 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 6 часов в день.




п/п

Наименование разделов,

дисциплин и тем




В том числе

Форма







Всего

Лекции

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практические, лабораторные, семинарские занятия

контроля

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.1.


Современная образовательная стратегия преподавания биологии в условиях модернизации.

4

4







собеседо-вание

1.2.

Компетентностный подход как методологическая основа определения целей биологического образования.

4

4










1.3.

Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение преподавания биологии в период модернизации.

4







4




1.4.

Современные образовательные технологии в практике работы учителя биологии.

6

4




2





2.

Профильное обучение как средство повышения качества биологического образования
















2.1.

Нормативно-правовое обеспечение организации профильного обучения

4

2




2




3.

Диагностика образовательных результатов по биологии
















Итоговый контроль













зачет

Итого:

56

28




28





ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

оренбургский государственный педагогический университет
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Биология

Содержание и методические аспекты профессиональной деятельности учителя биологии в условиях модернизации образования
I. Введение

Данная образовательная программа предназначена для организации курсов повышения квалификации учителей биологии по проблеме модернизации биологического образования.

Материал программы позволяет проинформировать слушателей по основным вопросам обновления содержания школьного курса биологии. Включенный в программу материал связан с общей тенденцией развития современной биологии, желанием вызвать у слушателей глубокий интерес к проблемам биологии, представлением возможности изучать и доводить до учащихся вопросы школьного курса биологии с позиции современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения и осознания имманентных принципов развития природы.

Цель программы:

- повышение профессиональной компетентности, педагогического профессионализма, продуктивности и качества деятельности учителей биологии в условиях модернизации образования.



Задачи программы:

- обеспечить научно-теоретическую и методическую подготовку слушателей, необходимую для качественного осуществления ими образовательного процесса в современных условиях;

- предоставить целостное, системное, концептуальное изложение материала по основным проблемам курсов;


  • способствовать развитию образовательных потребностей педагогов, стимулированию роста профессионализма и продуктивности педагогической деятельности.


1. Инновационные процессы в практике учителя биологии

II. Тема 1. Современная образовательная стратегия преподавания биологии в условиях модернизации.

Основные причины модернизации российского образования. Этапы реализации образовательной политики в России и анализ первых результатов модернизации (по итогам внешней и внутренней экспертизы). Определение целей и результатов образовательного процесса по биологии в условиях модернизации.


Тема 2. Компетентностный подход как методологическая основа определения целей биологического образования.

Определение понятий “компетенция”, “компетентность”, “компетентностный подход”. Отражение компетентностного подхода в образовательных стандартах по биологии. Компоненты компетентностей. Ключевые компетентности. Общепредметные компетентности естественнонаучного цикла учебных предметов. Биологическая (частнопредметная) компетентность учащихся. Пути формирования компетентностей в образовательном процессе школьного курса биологии.



Тема 3. Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение преподавания биологии.

Концепция модернизации школьного биологического образования. Закон РФ “Об образовании”. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. Место биологии в Базисном учебном плане. Конвенция о защите прав ребенка. Содержание и функции государственного общеобразовательного стандарта образовательной области “Биология”. Характеристика программ нового поколения по биологии. Учебно-методическое сопровождение программ (практикумы, словари, справочники, пособия для подготовки к экзаменам, сборники вопросов, заданий, тестов, задач и т.п.).


Тема 4. Современные образовательные технологии в практике работы учителя биологии.

Педагогические технологии, ориентированные на формирование компетентностей по биологии. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся по биологии: индивидуальная; групповая. Дискуссии, мозговые атаки, круглые столы. Метод проектов. Метод ситуационного анализа (case-study). Методы развития критического мышления.

Письменные творческие работы по биологии (исследовательские отчеты, эссе, рефераты, доклады).
Тема 5. Анализ современных требований к организации урока биологии.

Современный урок биологии. Требования к уроку биологии. Сравнительная характеристика традиционного и современного уроков. Образ современного урока. Подготовка учителя к уроку. Деятельность учащихся на уроке.



2. Профильное обучение как средство повышения качества биологического образования

Тема 1. Нормативно-правовое обеспечение организации профильного обучения.

Нормативные документы по вопросам профильного обучения (базисный учебный план, государственный образовательный стандарт). Понятие “профиля”. Цели профильного обучения. Типы учебных курсов в профильной школе. Модели организации профильного обучения. Информационное сопровождение профильного обучения.


Тема 2. Биологическое образование в системе профильного обучения.

Организация обучения биологии в классах различной профильной направленности. Использование действующих учебников по биологии в классах различного профиля. Краткая характеристика учебно-методических комплектов. Методические особенности учебных комплектов.


Тема 3. Элективные курсы и курсы по выбору в системе профильного обучения.

Основные подходы к формированию вариативного содержания биологического образования. Основные идеи введения курсов по выбору и элективных курсов биологической направленности в систему профильного обучения. Типы, содержание и структура элективных курсов и курсов по выбору по биологии. Методика преподавания элективных курсов и курсов по выбору. Требования к разработке и содержанию авторских программ элективных курсов и курсов по выбору.


Тема 4. Организация обучения биологии в классах гуманитарного и общенаучного направления.

Методические особенности преподавания в классах гуманитарного и общенаучного направления.



Тема 5. Организация обучения биологии в классах естественнонаучного направления

Методические особенности преподавания в классах естественнонаучного направления профиля.


3. Диагностика образовательных результатов по биологии
Тема 1. Результаты международных исследований (TIMSS и PISA) естественнонаучной грамотности учащихся школ России и др. стран.

Характеристика инструментария международных исследований. Основные показатели сформированности учебных компетентностей школьников. Анализ результатов международных исследований естественнонаучной грамотности учащихся.

Общие принципы определения целей биологического образования, отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов по биологии с позиции итогов международных исследований (TIMSS и PISA).
Тема 2. Новые подходы к оценке образовательных достижений учащихся по биологии.

Новые подходы к оценке качества образовательного процесса по биологии. Формы государственной итоговой аттестации выпускников. Механизмы формирования “портфолио”. Критерии оценивания материалов, включенных в “портфолио”. Принципы построения образовательного рейтинга выпускника. Учет рейтинговой оценки профильных достижений учащихся по биологии с помощью “портфолио” при комплектовании профильных классов. Оценка качества теоретических знаний и уровня практических навыков (компетентностей) учащихся по биологии. Факторы, влияющие на уровень достижений учащихся. Самоанализ результативности деятельности учителя по управлению качеством образования.


Тема 3. ЕГЭ по биологии в Оренбургской области: проблемы и перспективы.

ЕГЭ как форма итоговой аттестации учащихся 11 классов. Специфика заданий КИМов: задания со свободным ответом, задания с кратким ответом, задания высокого уровня сложности с развернутым ответом Анализ результатов выполнения учащимися экзаменационной работы по биологии. Специфика работы экспертов по проверке части “С”.


III. Методические рекомендации и пособия по изучению курса.

Методическая сторона реализации образовательной программы включает лекции, семинары, практические занятия, круглые столы.

В связи с относительной новизной проблемы при организации занятий предполагается широкое использование не только научных знаний, но и практического опыта, экспериментальных разработок учителей биологии.

В реализации курса рекомендуется использовать следующие пособия:



  • Курсы по выбору как основной компонент предпрофильной подготовки / Под ред. Ю.В. Ворониной. – Оренбург: изд-во ООИПКРО, 2004

  • Элективные курсы по биологии (Из опыта работы учителей биологии): Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В.Н. Мишакова. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2004.


IV. Контрольные задания

Вопросы для зачета:

1. Основные нормативные документы по вопросам профильного обучения: концепция профильного обучения, базисный учебный план, государственный образовательный стандарт. Характеристика одного из них (по выбору).

2. Основные принципы отбора содержания обучения в условиях профильной школы.

3. Особенности организации обучения биологии в классах гуманитарного профиля.

4. Особенности организации обучения биологии в классах естественнонаучного профиля.

5. Особенности использования действующих непрофильных учебников в классах различного профиля.

6. Типология элективных курсов и их особенности.

7. Система подготовки учащихся классов различных профилей к единому государственному экзамену.

8. Базовая модель предпрофильной подготовки.

9. Нововведения в рамках предпрофильной подготовки. Краткая характеристика одного из них.

10. Особенности организации итоговой аттестации по биологии выпускников основной школы.

11. Основные цели и задачи введения курсов по выбору.

12. Основные подходы к отбору содержания курсов по выбору.

13. Активные методы обучения и их место в организации курсов по выбору.

14. Формирование познавательной самостоятельности учащихся на курсах по выбору.

15. Исследовательские методы обучения и их место в организации курсов по выбору.

16. Использование современных технологий в организации курсов по выбору.

17. Оценивание учебных достижений школьников: проблемы и перспективы.

18. Портфолио как форма оценивания учебных достижений школьников.

19. Значение портфолио для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

20. Роль биологии в формировании содержания портфолио.
V. Литература

1. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. Монография. – СПб., 1997. – 153 с.

2. Алексашина И.Ю., Кулюткин Ю.Н. Решение инновационных задач в системе повышения квалификации учителей естественнонаучного цикла // Сборник. Проблемы непрерывного образования взрослых. Информационный бюллетень №2. – СПб., Новгород, Псков, 1994. – С. 13-14.

3. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. //Педагогика. – 2005 - №4.

4. Астанина С.Ю. Взгляд школьного учителя на элективные курсы в системе профильного обучения. //Профильная школа. - 2005. - №2. - С. 51-54.

5. Байбородова Л.В., Лаптева Т.В. Пособие для учителя. - Владос , 2003.

6. Экзаменационные вопросы и ответы. - АСТ-ПРЕСС ШКОЛА , 2005.

7. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1996. – 412 с.

8. Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования в школе (Раздел "Животные"). - М.: Школьная Пресса, 2003. - 109 с.

9. Буханистов А. Голова, нога и ... мантия: Урок-исследование // Учитель года.- 2002.- N 2.- С. 26-27.

10. Воронцова В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход: Автореферат дисс…. доктора пед. наук – 13.00.01. – СПб., 1997. – 65с.

11. Ворошилов В.В. Организационные и педагогические условия освоения педагогами способов проектной работы: Дисс. … канд. пед. наук. – М., 2000. – 149с.

12. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. - М.: “5 за знания”, 2006. - 144 с.

13. Галкина Е.А. Контроль знаний учащихся по биологии. - Красноярск, 1999. – 165 с.

14. Голикова Т.В. Обучение учащихся приемам логического мышления на уроках биологии. - Красноярск: КГПУ, 2002. – 165 с.

15. Голикова Т.В. Тестовые задания по методике преподавания биологии: учебное пособие для самоконтроля и контроля знаний. - Красноярск: КГПУ, 2004. - 86 с.

16. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М., Народное образование, 2001. – С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. – М. 1982. – С. 192.

17. Гузеев В.В., Сиденко А.С. Проблемы, особенности и процедуры освоения образовательных технологий в педагогических коллективах. // Школьные технологии. – 2000. - №1. – С.169-182.

18. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/ Под ред. Моисеевой М.В.. – М. “Камерон”, 2004. – 216 с.

19. Колин К.    О концепции модернизации российского образования / К. Колин// Alma mater: Вестник высшей школы. - 2002. - N12.-С.15-18

20. Кириллова Т.В. Раскрытие системно-целостного строения природы в преподавании естественнонаучных дисциплин // Известия Российской академии образования.- 2002.- N 1.- С. 94-101.

21. Кондратенко Н.Е. Инновационные модели и технологии обучения в контексте задач реформирования образования / Н. Е. Кондратенко // Инновации в образовании. - 2002. - N4.-С.110-113

22. Концепция модернизации общего образования до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р

23. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 года № 2783

24. Краткий курс методики биологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и учителей биологии / В.М. Пакулова, Н.В. Иванова, Т.В. Голикова, Е.Н. Прохорчук. - Красноярск: Кларетианум, 2003. - 108 с.

25. Марина А.В. Уроки ботаники . - Владос , 2003.

26. Методическая работа: опыт научного исследования. - М.: АПКиПРО, 2002.

27. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Наука, 1988. – 132 с.

28. Никитин Э.М. Модернизация российского образования и повышение квалификации педагогов // Методист. - 2002. - №6.

29. Новикова Т.Г. Теоретические подходы к технологии экспертизы инновационных проектов // Школьные технологии. - 2002. - №1.

30. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Рекомендации по построению различных моделей и использования портфолио учащихся основной и полной средней школы. //Профильная школа. - 2005. - №1. С. 4-11.

31. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат.– М.: Академия, 2000.– 272с.

32. Пакулова В.М. Общая и частные методики обучения биологии: лабораторный практикум в 2 частях. - Красноярск: КГПУ, 2003. - 110 с.

33. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под. ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

34. Педагогические технологии: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П.Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.

35. Петунин, О. В. Организация и проведение семинарских занятий по биологии в классах естественнонаучного профиля // Образование в современной школе. - М., 2004. - N9. - С. 53-63.

36. Петунин О. Экологическое образование школьников: предпрофильное и профильное обучение. //Народное образование. – 2005. - №8. – С.123-127.

37. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. Методическое пособие. – М.: АПКи ПРО, 2003. – 124с.

38. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Академия. - 272 с.


  1. Попова Е.В.. Дифференцированный подход в обучении биологии

  2. Прасолова О.А. Некоторые педагогические аспекты успешной организации предпрофильной подготовки. //Профильная школа. - 2005. - №5. - С. 41-44.

41. Пугал Н.А. Кабинет биологии. - М.: Владос, 2000. - 192 с.

42. Пугал Н.А., Козлова Т.А. Человек и его здоровье. - Владос , 2003.

43. Пугал Н.А., Козлова Т.А. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники . - Владос , 2003.

44. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей - экспериментаторов. - М.: АПКиПРО, 2002.

45. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателей. - М.:, 1995.

46. Скокк Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю.А.Кудрявцев. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

47. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя. – СПБ.: БХВ-Петербург, 2003. – 160 с.

48. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.



49. Шамова, Т. И. Постановка целей и планирование учебного процесса // Биология в школе. - 2004. - N5. - С. 28-32.

50. Яковлева А.В. Общая биология. - Владос , 2003.