Учебно-методическое пособие для проведения интерактивных занятий - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник задач по различным темам алгоритмизации, может быть использована... 4 682.51kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 2 707.45kb.
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов... 8 830.06kb.
Тесты учебно-методическое пособие для подготовки к зачетам, семинарам 1 333.98kb.
Учебно-методическое пособие Новокубанск 2011 2 526.98kb.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей... 6 1613.09kb.
Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению... 7 1391.71kb.
Н. В. Михалёва е. Г. Петренко международное право учебно-методическое... 4 2190.96kb.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 2 477.03kb.
Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения г. 2 300.33kb.
Tomsk State University I. Savitskaya Basic course of English for... 2 449.91kb.
Игорь Ростиславович Шафаревич Что такое патриотизм 1 59.26kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методическое пособие для проведения интерактивных занятий - страница №1/2

Министерство образования и науки РФ
Северо-Кавказский горно-металлургический институт

(государственный технологический университет)


* * *

Кафедра «Истории»

ИСТОРИЯ
Россия в эпоху правления Екатерины II
Советская Россия с 1917 по 1920-е гг.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной

войнах (1939–1945 гг.)


СССР в 1985–1991 гг.

Учебно-методическое пособие

для проведения интерактивных занятий

Составители:



И. И. Кветкина, А. К. Кулумбекова, И. А. Чехоева

Допущено


редакционно-издательским советом

Северо-Кавказского горно-металлургического института

(государственного технологического университета).

Протокол № 24 от 02.07.2013 г.


ВЛАДИКАВКАЗ 2013

УДК 94


ББК 63.3

К32

Рецензент: кандидат исторических наук,

профессор СКГМИ (ГТУ) Елоева Т. А.


К32 История: Учебно-методическое пособие / Сост. И. И. Кветкина,

А. К. Кулумбекова, И. А. Чехоева; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек», 2013. – 55 с.


УДК 94


ББК 63.3
Редактор Хадарцева Ф. С.

Компьютерная верстка Меркушевой О. А.

© Составление. Северо-Кавказский

горно-металлургический институт

(государственный технологический

университет), 2013

© Кветкина И. И., Кулумбекова А. К.,

Чехоева И. А., составление, 2013


Подписано в печать 29.09.13. Формат бумаги 60841/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Печать на ризографе. Усл. п. л. 3,2. Тираж 100 экз. Заказ № .

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек».

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии СКГМИ (ГТУ).

362021, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44.



ВВЕДЕНИЕ
Интерактивные учебные занятия – учебные занятия, которые строятся на субъект-субъектных отношениях и межличностном взаимодействии всех участников образовательного процесса при работе над общей учебной темой. Интерактивное занятие предполагает использование такой формы обучения, в которой студенты не только представляют результаты самостоятельной работы с источниками и литературой, как это обычно происходит на семинарах, но и активно участвуют в обсуждении различных аспектов темы. В ходе занятия обсуждаются различные точки зрения по дискуссионным вопросам темы.

Одной из задач интерактивного занятия является выработка у студентов осознания важности, полезности и даже необходимости изучения истории для их дальнейшей профессиональной и научной работы.

В ходе открытого совместного обсуждения участники дискуссии, если и не приходят к единой оценке и тем более к общему подходу в решении проблемы, то, по крайней мере, достигают определенного взаимопонимания и даже компромисса по некоторым общим и частным вопросам ее исследования. Путем взаимной критики точек зрения участники дискуссии начинают лучше понимать причины многообразия исторических и культурологических интерпретаций и трудности решения дискуссионных вопросов и в связи с этим могут лучше воспринимать гипотезы и методы, предлагаемые для их решения. Плодотворные дискуссии ориентируются не на противопоставление точек зрения, а на достижение согласия по самой постановке проблемы, ее оценке и возможности ее решения. Такое согласие необходимо для совместного исследования проблемы, обмена информацией и результатами научного поиска. Именно такая работа позволяет активизировать участие самих студентов в учебном процессе, развивать самостоятельность мышления, умение аргументировано отстаивать свою позицию. Кроме того, интерактивное занятие позволяет преподавателю вести конструктивный диалог сразу с несколькими студентами.

В учебно-методическом пособии для лучшего взаимодействия участников учебной группы в ходе обсуждения предлагается ряд вопросов, корректирующих ход и направление дискуссии. Излагаемый ниже учебный материал не является полным и всеобъемлющим ответом на все вопросы, а, наоборот, способствует желанию самостоятельно найти ответ на поставленные вопросы и обсуждаемые проблемы.

В пособии представлены не только вопросы, предполагающие прямые и однозначные ответы, но также такие, которые, как было замечено выше, не имеют однозначного ответа, в том числе проблемные в истории. В конце каждой темы предлагается несколько заданий повышенной сложности, которые позволят закрепить полученные знания.

В пособии приведены термины, необходимые для полного овладения материалом и ряд персоналий, по каждой из которых студенты могут заранее подготовить отдельные сообщения, представив их в ходе занятия. Пособие также имеет ряд заданий, предполагающих работу по сравнению, классификации и обобщению полученных в ходе занятия знаний, которые оцениваются преподавателем дополнительными баллами. Ответы на задания повышенной сложности должны быть приготовлены заранее. Студенты к занятию могут подготовить и представить сделанные ими презентации по теме или отдельным ее вопросам. Презентации могут быть подготовлены группой студентов, что позволяет вырабатывать навыки сотрудничества и действий в команде.



Тема 1. РОССИЯ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ЕКЕТЕРИНЫ II
Цель занятия: закрепление теоретического материала, формирование навыков самостоятельного мышления и аргументированного изложения учебных материалов.

Задачи: рассмотреть основные аспекты внутренней и внешней политики России во второй половине 18 в., проанализировать геополитическую ситуацию в мире во второй половине 18 в.; аргументировано доказать справедливость высказывания канцлера князя А. А. Безбородко, возглавлявшего внешнеполитическое ведомство России,– «не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела».
1. Вопросы и задания: В чем суть «политики просвещенного абсолютизма»? Что такое просветительство? Имена каких французских просветителей Вам известны? С кем из них вела переписку Екатерина II? Кто называл Екатерину «Северной Семирамидой»? Кого из русских просветителей Вы знаете? Какие обстоятельства привели Екатерину к отказу от политики «просвещенного абсолютизма»? Почему Екатерина сказала о Радищеве, что он «бунтовщик хуже Пугачева»? Почему Е. Пугачев выдавал себя за Петра III? Какие обстоятельства заставляли Екатерину идти навстречу всем требованиям дворянства? Какие цели имел созыв Уложенной комиссии? Почему ее деятельность оказалась безрезультатной? Каковы причины и итоги войны Е. Пугачева? Почему правление Екатерины называют временем «апогея крепостничества»? Какую политику проводила Екатерина в области образования?
Внутренняя политика Екатерины II

18 век в западноевропейской истории получил название века Просвещения (прогрессивное идейное течение эпохи крушения феодализма и утверждения капитализма, для идеологии которого – просветительства – были характерны идеи антифеодализма, антикрепостничества, критика правовой системы феодализма и развращенности двора). Распространение идей просветителей приобрело такой резонанс, что оказало влияние не только на философов, но и на монархов. Абсолютизм приобрел новые черты. Правящие круги понимали необходимость модернизации экономической и политической системы, но не подвергали сомнению необходимость сохранения неограниченной власти монарха. Был проведен ряд реформ в экономической, политической, культурной областях, использовалась просветительская фразеология, но абсолютистская форма правления не изменялась. Абсолютизм приобрел название «просвещенного». Политика «просвещенного абсолютизма» имела место в Австрии (Иосиф II), Пруссии (Фридрих I), Швеции (Густав III), Португалии, Дании, Неаполитанском королевстве. (Просвещенный абсолютизм – политика, сочетавшая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, а именно: введение монархической власти в рамки законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законами.)

В России «просвещенный абсолютизм» связан с эпохой Екатерины II (1762–1796) и стал особым этапом в развитии российской государственности. Это была попытка самодержавия приспособиться к новым условиям социально-экономического развития страны при сохранении самодержавного строя, не уничтожая крепостнических отношений.

Екатерина II называла себя сторонницей идей французских просветителей, переписывалась с некоторыми из них (Вольтер, Дидро), заявляла о желательности либеральных преобразований в России, высказывала мнение, что самодержавная форма правления без заботы о благе подданных есть зло, что в государстве должен соблюдаться принцип верховенства закона. Однако фактически в период ее царствования мы видим постоянные противоречия
между декларациями и делами: Екатерина неоднократно заявляла о миролюбии – и провела шесть кровопролитных войн, была противницей крепостного права – и довела его до абсолюта; говорила о необходимости установить законы и пределы для всех государственных учреждений – и самовластно стояла над всеми законами и учреждениями и т. д. Молодой Пушкин называл Екатерину «Тартюфом в юбке». Однако понятно, почему Екатерина вела себя так: без всяких законных прав собственным умом и поддержкою дворянства вознесенная на трон, она должна была и выражать чаяния дворянства, и соответствовать идеалу русского монарха, и демонстрировать свое моральное – в силу личных качеств и достоинств – право на царствование. Немка по рождению (принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская), Екатерина стремилась стать хорошей русской императрицей. Это означало – быть продолжательницей дела Петра I и выражать русские национальные интересы. Екатерина и субъективно ощущала себя преемницей Петра, имела необходимые для этого личные задатки и на деле сумела стать истинно русской государыней.
Наиболее значительными преобразованиями в духе просвещенного абсолютизма были:

– созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767–1768 гг.), призванной заменить устаревшее Соборное Уложение 1649 г. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого рвения в выработке реформ не проявили;

реформы административно-территориального деления: страна была поделена на 50 губерний, каждая из которых состояла из 10–12 уездов. Учреждалась единообразная система губернского управления. Это деление сохранялось до 1917 г.;

– принятие в 1785 г. Жалованной грамоты дворянству – «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», которая закрепила все сословные права и привилегии дворян:

 лишить дворянина жизни, чести, имущества можно было только в случае совершения им преступления;

 судить его мог только суд, состоящий из дворян;

 подтверждалась отмена телесных наказаний для дворян;

 подтверждалось освобождение дворян от обязательной служ-бы и уплаты податей;

 дворяне могли беспрепятственно выезжать за границу.

Существенно расширялись их имущественные права:

 признавалась незыблемость прав дворян на владение наследственными и приобретаемыми имениями, которыми они могли свободно распоряжаться,

 имения дворян не подлежали конфискации. Таким образом, впервые в России возникла частная собственность западного типа,

 дворяне получили исключительное право на владение крепостными крестьянами и землею; (к слову, купцы, государственные крестьяне, мещане получили право покупать незаселенные земли в частную собственность в 1801 г.);

1785 г. принятие Жалованной грамоты городам – «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», оформившей права и привилегии «третьего сословия» – горожан; согласно «Грамоте» все городское население делилось на 6 разрядов. Расширялись права только двух высших разрядов – городских земле- и домовладельцев (1 разряд) и гильдейского купечества (2 разряд), которые были освобождены от рекрутской повинности, подушной подати, телесных наказаний (последняя привилегия касалась купцов только первых двух гильдий).

Вводилось городское самоуправление (городская дума и городской голова). Городские думы занимались решением только хозяйственных вопросов и находились под контролем администрации;

– принятие в 1775 г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятий не требовалось разрешения правительственных органов;

реформы 1782–1786 гг. в области школьного образования, создание системы образовательных учреждений (провозглашение принципа бессословного обучения при открытии губернских и уездных народных училищ);

финансовая реформа: введение бумажных денег – ассигнаций. Открытие Дворянского и Купеческого банков;

секуляризация монастырских земель (секуляризация – от лат. «secularis» – мирской, светский – процесс обращения церковной собственности в собственность государственную).

Восстание под предводительством Е. Пугачева (1773–1775), буржуазная революция во Франции (1789–1794 гг.), выступление Радищева, считавшего, что самодержавие есть «наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и народ может обрести свободу только в результате восстания против монарха, а не по милости последнего, изменили отношение Екатерины к идеям Просвещения. Период «просвещенного абсолютизма» в России завершился. Это выразилось в расправе с русскими просветителями – А. Н. Радищевым и Н. И. Новиковым («гражданская казнь» и ссылка, откуда их вернул Павел I).

Правление Екатерины II, таким образом, характеризуется перманентным расширением прав и свобод дворянства в целях превращения его в привилегированное сословие, «способное не за страх, а за совесть служить интересам государства», и усилением крепостничества в России. При Екатерине II были приняты законодательные акты, свидетельствующие о том, что крепостное право достигло своего пика. По указу 1763 г. крестьяне сами должны были оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений. Указ 1765 г. разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов. В 1767 г. был издан указ, запрещавший крестьянам подавать жалобы императрице на своих помещиков. Кроме того, размер денежного оброка в период ее царствования по сравнению с серединой столетия вырос в среднем в 5 раз.

Модернизация, проводившаяся во второй половине 18 века, как и петровская модернизация, была направлена на укрепление абсолютизма и удовлетворение интересов его социальной опоры – дворянства. Перечень успехов императрицы за время ее правления, по подсчетам канцлера А. А. Безбородко, выглядел так:

1) губерний устроено по новому образцу – 29;

2) городов построено – 144;

3) конвенций и трактатов заключено – 30;

4) побед одержано – 78;

5) замечательных указов, законодательных и учредительных, издано – 88;

6) указов для облегчения народов – 123.



2. Вопросы и задания: Каковы причины и итоги русско-турецкой войны 1768–1774 гг.? Каковы причины и итоги русско-турецкой войны 1787–1791 гг.? Что входит в понятие «восточный вопрос» во внешней политике? Какой договор был высшим достижением России в восточном вопросе? Расскажите о причинах разделов Польши, его инициаторах? Чем объяснить длительность процесса разделов Польши? Как переводится название «Речь Посполитая»? За что А. В. Суворов получил титул графа Рымникского, Г. А. Потемкин – князя Таврического, а П. А. Румянцев – графа Задунайского? В какой войне Россия стремилась защитить завоевания Петра I? Кто были главные противники России на международной арене во 2-й половине 18 в.? Какое значение в освоении Кавказа имело строительство крепости Владикавказ? Какое значение имели русско-турецкие войны в освоении юга России?

Задачи внешней политики в эпоху Екатерины II (1762–1796) сводились к следующему:

а) обеспечение выхода к Черному морю, необходимость в котором вызывалась потребностями экономического развития России, стремлением укрепить военно-стратегические позиции на южных рубежах, ликвидировать постоянный источник опасности – Крымское ханство;

б) присоединение Правобережной Украины и Белоруссии, находившихся в составе Польши, вызванное исторической потребностью возвращения исконных русских земель и желанием укрепить влияние России в Восточной и Центральной Европе;

в) сохранение завоеваний Петра I и укрепление позиций России в Прибалтике;

г) борьба с революционной Францией, недопущение распространения идей Французской революции.

При этом во внешней политике России стремление обеспечить безопасность своих границ сочеталось с потребностью в завоеваниях.



Главным противником России на международной арене были Франция и Османская империя.

В 1764 г. Екатерина II добилась избрания королем Польши своего ставленника Станислава Понятовского. Успехи России в Польше беспокоили Францию. Она побудила Турцию объявить России войну.



Русско-турецкая война 1768–1774 гг. В 1768 г. Турция ультимативно потребовала вывода русских войск из Польши и, получив отказ, начала войну с Россией. Действия велись в основном на территории дунайских княжеств, в Крыму и в Закавказье. Русские войска под командованием П. А. Румянцева разбили турок у Рябой Могилы и на реках Ларга и Кагул (1770) и овладели Молдавией и Валахией. Русская балтийская эскадра под командованием Г. А. Спиридова и С. К. Грейга обогнула Европу, появилась в Средиземном море и в бухте под Чесмой 25–26 июня 1770 г. уничтожила почти весь турецкий флот. В 1771 г. русские войска заняли Крым. В 1773 г. войска П. А. Румянцева форсировали Дунай. Под Козлуджей (1774) разбил турок А. В. Суворов.

В 1774 г. был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Согласно договору Россия получила право иметь флот на Черном море, ее торговые суда могли беспрепятственно выходить в Средиземное море по проливам Босфор и Дарданеллы. Турция уплатила контрибуцию в 4 млн руб., признала независимость Крымского ханства. Во владение России переходили Керчь и Еникале в Крыму, Кабарда, и земли между Днепром и Южным Бугом с крепостью Кинбурн. Молдавия и Валахия (часть современной Румынии) получали автономию и переходили под покровительство России.

Восточный вопрос в правление Екатерины II продолжал оставаться главным. Стараниями России в 1783 г. был присоединен Крым, в том же году был подписан Георгиевский трактат между Россией и Грузией, по которому Картли-Кахетинское царство (Во-сточная Грузия) переходило под протекторат России. Этот трактат укрепил позиции народов Закавказья в борьбе против османского и иранского ига. Царь Картли-Кахетинского царства Ираклий II пошел на подписание этого договора под угрозой постоянных набегов на Грузию со стороны как султанской Турции, так и шахской Персии, опустошавших Закавказье и угрожавших существованию Грузии.

После подписания трактата, в 1784 г., стало возможным и необходимым строительство крепости Владикавказ, обеспечивающей безопасное продвижение из России в Грузию (будущую Военно-Грузинскую дорогу).

Новая русско-турецкая война в 1787–1791 гг. была начата Турцией с целью возвращения Крыма. Русская армия под командованием А. В. Суворова неоднократно громила турецкую армию (при Фокшанах, на р. Рымник), взяла Измаил – крепость, ранее считавшуюся неприступной (турки говорили: «скорее Дунай потечет вверх, чем Измаил сдастся!»). Суворов получил титул графа с прозванием Рымникского и широкую известность в Европе.
Потемкин и другие русские генералы из зависти умаляли его подвиги, приписывая их случаю и счастью. Суворов обыкновенно говорил: «Раз везенье, два везенье, но положите что-нибудь и на уменье!».

Черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова нанес ряд поражений турецкому флоту. В 1791 г. был заключен мир


в Яссах
. К России отошли: Кубань, черноморское побережье от Южного Буга до Днестра, было закреплено присоединение Крыма. По договору Россия обязалась вернуть Турции Бессарабию, Валахию и Молдавию, захваченные русскими войсками в ходе войны.

В 1788–1789 гг. – русско-шведская война. Швеция во главе с королем Густавом III стремилась возвратить территории, потерянные в предшествующих войнах с Россией (кроме Северной, в 1741–1743 гг. – русско-шведская война, где Швеция пыталась пересмотреть условия Ништадтского мира, но была вынуждена их подтвердить по условиям Абоского – 1743 г. – мира и еще уступить юго-восточную часть Финляндии). Верельский договор 1790 г. подтвердил условия Абоского мирного договора.

В 1772, 1793, 1795 гг. Россия вместе с Австрией и Пруссией приняла участие в разделах Польши.

Польша со времени Северной войны стала быстро клониться к упадку: польское дворянство – шляхта – пользуясь правом «либерум вето» (право свободного запрещения), проводила своекорыстную, антинациональную политику и довела страну до развала. Крестьянские хозяйства были доведены до разорения. Центральная власть была слабой. Православное население угнеталось. Тяжелым положением Польши воспользовались ее соседи. Прусский король Фридрих II всеми мерами поддерживал внутренние смуты и старался ссорить Польшу с Россией. Наконец, он сам же и настоял на разделе приграничных польских областей между Пруссией, Австрией и Россией. Этот первый раздел произошел в 1772 г.: Австрия ввела свои войска в Западную Украину (Галицию), Пруссия – в Поморье. Россия получила восточную часть Белоруссии до Минска и часть латвийских земель, входивших ранее в Ливонию. Новый раздел произошел через 20 лет – в 1993 г. Попытка спасти государство, предпринятая прогрессивной частью шляхты (Новая Конституция 1791 г. отменяла право вето, выборность короля, была усилена армия, в сейм допустили 3-е сословие, введена свобода вероисповедания), не удалась. Конституция была принята, когда во Франции шла революция и польские магнаты, боясь распространения «революционной заразы», обратились за помощью к Екатерине II, которая ввела войска в страну, а за ней ввела свои войска и Пруссия. Старые порядки были восстановлены. По второму разделу к России отошла центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина и Каменец-Подольский.

В 1794 г. польские патриоты под руководством генерала Тадеуша Костюшко подняли восстание, стремясь сохранить суверенитет Польши. Это предопределило 3-й раздел в 1795 г.: Екатерина подавила восстание, послав войска под командованием Суворова. В результате Центральную Польшу с Варшавой получила Пруссия, Южную Польшу с Люблином и Краковом – Австрия, а к России отошли земли Западной Белоруссии, Литва и Курляндия.

Последний польский король Станислав Понятовский должен был подписать отречение от престола и переехать в Петербург.



Польское государство (Речь Посполитая) как самостоятельное государство перестало существовать, что, безусловно, было фактом отрицательным. Часть его земель вошла в состав России (вся Белоруссия, Правобережная Украина, Волынь, Литва, Курляндия).

Фактически все земли восточных славян, входившие ранее в состав Киевской Руси, за исключением галицких земель, теперь находились в составе Российского государства. Остальные польские земли были поделены между Австрией и Пруссией.

Активно участвовала Россия и в борьбе европейских монархий с Французской революцией (1789–1794 гг.): русское посольство в Париже было центром контрреволюции, Россия – прибежищем эмигрантов. В 1793 г. Екатерина II заключила договор с Англией, Австрией и Пруссией о помощи деньгами и войсками в борьбе с Францией. Однако события в Польше отвлекли внимание союзников.

Таким образом, во второй половине 18 в. Россия получила выход в Черное море, присоединила Крым, создала Черноморский флот. Благодаря этому началось освоение степей Причерноморья. Укрепилось военно-стратегическое положение России на южных рубежах, расширились сферы ее влияния. Началось вхождение Закавказья в Россию. К России были присоединены Белоруссия, Литва, Правобережная Украина, часть Прибалтики, что благотворно сказалось как на развитии самой России, так и на положении украинского и белорусского народов. В целом, в этот период выросли роль и влияние России в мировой политике.


Персоналии: Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, Г. А. Спиридов, П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, Т. Костюшко.
Контрольные задания
1. Почему попытки секуляризации церковно-монастыр-ских владений, предпринимаемые со времени Ивана III, увенчались успехом только при Екатерине II?

2. Расскажите о деятельности И. И. Бецкого в области образования.

3. Проследите военные действия русской армии и флота по историческим картам.

4. Выявите причины активности русской внешней политики в польском вопросе.

5. Проследите и объясните разницу в оценках внутренней и внешней политики Екатерины II.

6. Подготовьте презентации по любому из аспектов темы.

7. Соотнесите принципы политики «просвещенного абсолютизма» с внутриполитическим курсом правительства Екатерины II.

8. Как Вы понимаете фразу В. О. Ключевского о том, что «Екатерина – традиционный деятель, под покровом новых европейских идей решающий все возникающие перед ней задачи в духе русской традиции и русской теории»?

9. Докажите или опровергните верность утверждения проф. Платонова С. Ф. о том, что «расцвет дворянских привилегий в 18 в. необходимо соединялся с расцветом крепостного права».

Тема 2. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ С 1917 ПО 1920-е ГОДЫ
Цель занятия: формирование умения аналитического и оценочного восприятия информации, закрепление теоретического материала.

Задачи: выявить основные причины, обусловившие победу большевиков в Гражданской войне, проанализировать содержание политики «военного коммунизма» и НЭПа, рассмотреть проекты образования СССР и результат.
1. Вопросы и задания: Рассмотреть первый вопрос занятия предлагается в виде ролевой игры. Студенты делятся на 2 группы – «белых» и «красных» и излагают причины, цели сторон, ход войны, причины поражения белого движения и победы большевиков с точки зрения «белых» и «красных». Каждая из групп должна представить сообщения о лидерах противоборствующих сторон (Л. Д. Троцкий, М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевский,
В. И. Чапаев, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, А. И. Деникин,
Л. Г. Корнилов, Н. Н. Юденич, А. В. Колчак, П. Н. Врангель,
П. Н. Краснов)

Что такое «белый» и «красный» террор? Какие периодизации гражданской войны вам известны, какая из них представляется вам более приемлемой и почему? Какую роль в развязывании гражданской войны сыграла иностранная интервенция? Какие цели преследовали интервенты? Что вам известно о мятеже чехословацкого корпуса? Проследите по карте ход боевых действий. Что означал лозунг «превратить страну в единый военный лагерь»? Аргументируйте необходимость объединения сил советских республик в ходе войны. Чем характеризовалась внутренняя политика большевиков в годы войны? Что такое «продразверстка»? Почему крестьянство мирилось с политикой военного коммунизма? Каковы причины деклассирования пролетариата? Была ли эмиграция прямым результатом прихода к власти большевиков? Каковы основные мероприятия политики военного коммунизма? Каковы хронологические рамки этой политики? В чем причины ее свертывания? Что означал лозунг белых «За единую и неделимую Россию»? Какова роль «Комуч» (Комитет защиты Учредительного собрания) и «Викжеля» (Всероссийский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников) в организации антибольшевистской борьбы?


Гражданская война и иностранная интервенция в России

Гражданскую войну вызвал комплекс причин и обстоятельств. В ее развязывании одинаковая вина лежит как на большевиках, так и на их противниках.



Причины Гражданской войны:

• Стремление свергнутых классов сохранить свою частную собственность и привилегированное положение.

• Создание однопартийной политической системы и «диктатура пролетариата», а на деле диктатура ЦК РКП(б) оттолкнули от большевиков социалистические партии и демократические общественные организации.

• Проводимая большевиками политика продовольственной диктатуры, организация комбедов, реквизиции хлеба, национализация промышленных предприятий, принудительный труд вызвали недовольство значительной части населения.

• Непримиримость позиций противоборствующих группировок, общая озлобленность широких масс населения, их недовольство своим положением, наличие огромного количества оружия в руках населения.

• Иностранное военное вмешательство во внутренние дела России, вызванное стремлением покончить с большевистским режимом, вернуть утерянное имущество иностранных граждан, предотвратить «расползание» революции. В декабре 1917 г. Англия и Франция заключили в Париже соглашение о борьбе против Советской России, о разделе России на сферы влияния, о создании вокруг нее «санитарного» кордона, состоящего из небольших несамостоятельных государств.



Хронологические рамки и этапы Гражданской войны являются предметом дискуссий среди историков:

– Многие усматривают начало Гражданской войны в Февральских событиях 1917 г., приведших к свержению самодержавия и ознаменовавших раскол общества на сторонников и противников революции.

– Некоторые исследователи, определяя Гражданскую войну как период острых классовых столкновений, считают ее началом октябрь 1917 г. – приход большевиков к власти.

– Другие, считая Гражданскую войну способом разрешения противоречий с помощью вооруженных сил, ее начало относят к маю 1918 г. и привязывают к мятежу чехословацкого корпуса в России. Последняя точка зрения в отечественной историографии преобладает.



Этапы интервенции и Гражданской войны

Первый этап: события до весны 1918 г. составили содержание начального этапа, пролога Гражданской войны. Отряды Красной гвардии, большевизированные воинские части довольно легко подавляли первые антисоветские выступления: юнкеров в Петрограде; Керенского – Краснова в Красном Селе; Каледина, Дутова и др. на Дону, Кубани (эшелонная война).

Второй этап: в феврале – марте 1918 г. началась иностранная интервенция против Советской России. В мае 1918 г. начался мятеж Чехословацкого корпуса и одновременно произошел ряд крупных антисоветских выступлений. К лету 1918 г. на территории страны образовались многочисленные группировки и правительства, выступавшие против Советской власти. Во второй пол. 1918 г. Красная армия одержала первые победы на Восточном фронте, заняв Поволжье и часть Урала. После Ноябрьской революции в Германии были заняты Украина и Белоруссия.

Третий этап: после победы Антанты в Первой мировой войне возросла численность интервентов на Дальнем Востоке, в Сибири и на Севере. При поддержке Англии, США, Франции в марте – мае 1919 г. белогвардейские силы развернули наступление с востока (А. В. Колчак), юга (А. И. Деникин) и северо-запада
(
Н. Н. Юденич). Но в мае – июле 1919 г. Красная армия перешла в наступление на Восточном фронте, заняла Урал, а затем при поддержке партизан и Сибирь. Осенью 1919 г. была окончательно разгромлена под Петроградом армия Юденича. Войска Южного фронта разбили армии Деникина и к марту 1920 г. загнали их остатки в Крым. В апреле – августе 1919 г. войска интервентов эвакуировались с Южной Украины, из Крыма, Баку, Средней Азии. Большевики называли 1919 г. годом решающих побед.

Четвертый этап: апрель 1920 г. – вторжение польских войск на Украину. В июне из Крыма начал наступление
П. Н. Врангель. В ходе советско-польской войны Красная Армия разбила поляков на Украине и в Белоруссии, вошла на территорию Польши, но под Варшавой потерпела поражение.

12 октября 1920 г. – в Риге подписано перемирие, а затем и мир с Польшей, по которому она получила Западную Украину и Западную Белоруссию. В ноябре 1920 г. в Крыму разгромлен Врангель войсками М. В. Фрунзе. В декабре 1920 г. на основной территории России Гражданская война завершилась.



Пятый этап: 1921–1922 гг. – завершилась трудная борьба на окраинах бывшей Российской империи. Установлена Советская власть в Средней Азии, в Закавказье, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. Осенью 1922 г. Владивосток покинули японцы – последние интервенты.

Причины победы Красной Армии

• Поддержка Советской власти со стороны большинства населения – крестьянства (Декрет о земле). Белые отменили Декрет о земле, пытались восстановить помещичье землевладение, тем самым они лишились поддержки многомиллионных масс крестьянства.

Привлекательность лозунгов большевиков: установление социальной справедливости, уничтожение эксплуатации, создание государства для трудящихся, обеспечили им в конечном итоге поддержку народов России.

• Подчинение всей жизни общества интересам вооруженной борьбы (мобилизация всех имеющихся ресурсов, создание пятимиллионной боеспособной армии, привлечение военных специалистов).

• Мероприятия большевиков по строительству новых органов власти: большевистская партия стала консолидирующей силой в деле создания и функционирования структур власти, обучения армии, идеологической пропаганды. У белогвардейцев такой структуры не было.

• Большевики занимали исторический центр страны, что позволило им распоряжаться значительным экономическим и людским потенциалом, оперативно маневрировать резервами, быстро перебрасывая их на приоритетные направления. Белые оказались на окраинах страны, но для победы необходима была консолидация усилий в центре.

• Поддержка большевиков пролетариатом зарубежных стран, действовавших под лозунгом «Руки прочь от Советской России!».

• Белое движение не имело широкой социальной опоры. Белые не смогли выдвинуть общую национальную идею, объединяющую противников Советской власти, а также общую идею государственного устройства России. Лозунг единой и неделимой России лишил белое движение исполнительной поддержки, оттолкнул народы национальных окраин. Белые отрицательно относились к требованиям рабочих об улучшении условий труда и жизни.

• Отсутствие согласованных действий между фронтами при проведении крупных наступательных операций белых армий. Личные амбиции лидеров белого движения и их соперничество между собой лишали движение необходимого единства. Пропасть между рядовыми солдатами белых армий из крестьян, рабочих, казаков и командным составом из дворян не была преодолена. Связь белого движения с интервентами.

Итоги войны

Гражданская война стала национальной трагедией. Цена войны – огромные людские, материальные и нравственные утраты.

Число потерь с обеих сторон историки определяют в 2,5 миллиона убитыми, а общее количество погибших от «белого» и «красного» террора, голода, болезней доходит до 15 миллионов человек; 2 миллиона эмигрировало.

Экономическая разруха, разрыв хозяйственных связей.

Нравственные потери. Ожесточенная борьба вооруженных людей отрицала ценность человеческой жизни и личности, вводила насилие как единственный метод разрешения противоречий и достижения желаемых целей. Террор применялся с одинаковым размахом как белыми, так и красными.

Военный коммунизм (1918 – нач. 1921 гг.)

Социально-экономическая политика большевистской власти в годы войны, имевшая своей целью сосредоточение всех трудовых и материальных ресурсов в руках государства, привела к складыванию своеобразной системы «военного коммунизма». Ее характеризовали следующие основные черты:

– национализация всей промышленности и банков;

– введение всеобщей трудовой повинности;

– натурализация и уравнительность в зарплате, бесплатность государственных услуг;

– попытка введения прямого продуктообмена между городом и деревней;

– продразверстка на основные сельхозпродукты, по которой государство практически бесплатно изымало у крестьян все излишки хлеба (а зачастую и необходимые запасы);

– запрет частной торговли, распределение по карточкам и классовому принципу;

– запрещение аренды земли и наемного труда в сельском хозяйстве;

В результате к концу 1920 – началу 1921 гг. в Советской России нарастал всеобъемлющий кризис (продовольственный, топливный, транспортный, финансовый). К лету 1921 г. сильный неурожай в Поволжье обрек на голод десятки миллионов людей, из которых от 1 до 5 млн чел. умерли. В политической сфере большевики столкнулись с угрозой четвертой революции (восстание крестьян, моряков Кронштадта, забастовки рабочих, численность которых уменьшилась в 2 раза, что приводило к деклассированию пролетариата и лишало большевиков классовой опоры). Недовольные массы повсеместно требовали отмены продразверстки, свободы торговли, слова, печати, Советов «без коммунистов».

Обстановка Гражданской войны повлияла на политическую культуру большевизма: принуждение для достижения политических целей стало одним из главных способов осуществлении государственной власти и после окончания войны.

2. Вопросы и задания: Укажите причины введения НЭПа и ее итоги. Каковы основные мероприятия НЭПа? В чем суть денежной реформы? В чем принципиальное отличие продналога от продразверстки? Что понимается под денационализацией промышленности? Что такое концессии, какое значение они имели? В чем суть многоукладности экономики России в период НЭПа? Приведите факты, доказывающие восстановление экономики страны в результате НЭПа. Что такое ГОЭЛРО? Почему демократизация в сфере экономики не была привнесена в сферу политики? Какие республики вошли в состав СССР? Когда была принята первая Конституция СССР? Какие проекты образования союзного государства Вам известны и в чем разница между ними? Каковы предпосылки образования СССР? Расскажите о руководящих органах СССР. Что относилось к компетенции союзных органов? Что такое «сецессия»? Объясните принцип федеративного государственного устройства. Какие еще формы территориально-государственного устройства, существовавшие в истории государства, вам известны?

Новая экономическая политика. Образование СССР

После дискуссии в партии большевиков по инициативе


В. И. Ленина Х съезд РКП(б) в марте 1921 г. заменил продразверстку продналогом, который был в 2 раза меньше. Остатки продукции крестьянам разрешалось реализовывать самим. Этим было положено начало НЭПу, главной целью которого стал выход из глобального кризиса, стимулирование материальной заинтересованности россиян в результатах своего труда.

Основные мероприятия НЭПа:

• продразверстка заменена продналогом;

• осуществлена частичная денационализация промышленности с передачей в частную собственность мелкой и средней промышленности, получила развитие кооперация, привлекался иностранный капитал, воссоздана банковская система и определена роль денег (проведена денежная реформа, в результате которой золотой советский червонец стал конвертируемой валютой);

• проведена децентрализация управления промышленностью (преобразование главков в тресты, синдикаты, действовавшие на принципах хозрасчета);

• ликвидированы уравниловка в оплате труда и ее натуральный характер;

• отменена трудовая повинность, разрешен наем рабочей силы и аренда земли;

• восстановлены торговля и рыночные отношения;

• отменены бесплатные услуги населению, ликвидирована карточная система.



Результаты НЭПа:

  • восстановление народного хозяйства;

  • реконструкция промышленности, строительство первых электростанций по плану ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России, который предусматривал восстановление и развитие народного хозяйства, в том числе строительство около 30 крупных электростанций);

  • подъем сельского хозяйства (посевные площади достигли довоенного уровня);

  • возрождение транспорта;

  • денежная реформа, стимулирующая товарооборот;

  • восстановление единого Государственного банка;

  • принятие социального законодательства;

  • рост численности рабочего класса, повышение производительности труда (в полтора раза);

  • победа над голодом, рост потребления хлеба;

  • повышение жизненного уровня народа.

В. И. Ленин считал, что из НЭПа постепенно вырастет социализм. Однако политическую сферу НЭП не затронул: РКП(б) оставалась единственной политической партией. НЭП как «перестройка Ленина» не завершилась созданием «рыночного социализма» в СССР. После смерти Ленина в 1924 г. руководящую роль в партии и государстве стал играть И. В. Сталин и его соратники, которые считали, что НЭП сыграл свою роль, и в 1927–1929 гг. постепенно его свернули.
Образование СССР

К 1922 г. экономические, внутри- и внешнеполитические факторы настоятельно требовали новых форм отношений между республиками. Образование федеративного государства было обусловлено рядом предпосылок:

многовековое совместное существование в рамках Российского государства;

общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между республиками;

стремление к единой внешней безопасности республик;

однотипность государственного устройства и нахождение у власти в республиках одной политической партии.

Однако по вопросу о принципах и формах дальнейшего объединения не было единодушия. Были выдвинуты 3 проекта объединения:

проект автономизации И. Сталина: все республики входят в состав РСФСР на правах автономных; руководящие органы РСФСР становятся центральными союзными государственными органами; полномочия автономных республик урезаются. (Ленин обвинил Сталина в великодержавном шовинизме)

проект конфедерации Х. Раковского: все республики заключают между собой двусторонние равноправные договоры; центральные союзные органы не создаются; полномочия субъектов объединения равные. (Ленин считал такое объединение слишком аморфным, слабым перед лицом внешней опасности).

проект социалистической федерации В. И. Ленина: все республики, включая РСФСР, образуют союз равных – СССР; создаются новые центральные руководящие органы; союзные республики сохраняют широкие равные полномочия.

К 1922 г. существовали четыре советские республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (создана в 1922 г., объединяла Азербайджан, Грузию и Армению).

30 декабря 1922 г. – I Всесоюзный съезд Советов провозгласил образование СССР в составе четырех союзных республик – Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Закавказской Федерации. Приняты Декларация и Договор.

Декларация закрепляла принципы устройства союзного государства.

Договор об образовании СССР – определял порядок вхождения и выхода из Союза, порядок образования и компетенцию высших органов государственной власти и управления.

В компетенцию союзных органов входили вопросы внешней политики, обороны, внешней торговли, финансов, путей сообщения, связи.



31 января 1924 г. – II Съезд Советов СССР принял Конституцию СССР.

Формой государственного устройства нации провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза (сецессия) и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Высшим органом власти провозглашался Всесоюзный съезд Советов, в перерывах между съездами – Центральный исполнительный комитет СССР, состоящий из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Правительством являлся Совет Народных Комиссаров (СНК). При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан. Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущества рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.
Персоналии: В. И. Ленин, И. В. Сталин, Х. Раковский,
С. Орджоникидзе, Г. М. Кржижановский, Н. И. Бухарин,
М. И. Калинин.


Контрольные задания
1. Рассмотрите вопрос о возможных альтернативах политике военного коммунизма.

2. Проанализируйте разногласия внутри партии большевиков по вопросу перехода к НЭПу.

3. Объясните, почему НЭП не завершился созданием «рыночного социализма» в СССР.

4. Что общего и что отличного в «перестройке Ленина (НЭП)» и «перестройке Горбачева»?

5. Подготовьте презентации по любому из аспектов темы.

6. Составьте сравнительную таблицу по мероприятиям политики «военного коммунизма» и НЭПа.

7. Проанализируйте содержание «Декларации прав народов России» и выявите ее значение в деле победы большевиков.

8. Проведите сравнительный анализ избирательных систем в 3-х исторических типах Российского государства по Основному Закону: Российской империи, СССР (Конституции 1924, 1936 и 1977 гг.) и Российской Федерации.

Тема 3. СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ

И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНАХ (1939–1945 гг.)
Цель занятия: формирование умения аналитического и оценочного восприятия информации, закрепление теоретического материала.

Задачи: рассмотреть причины, этапы и итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн, проанализировать проблемные вопросы данного периода – пакт Молотова – Риббентропа, договор СССР и Германии «О дружбе и границе», проблему периодизации Второй мировой войны, участия в ней СССР и др.
Вопросы и задания: Кто и когда развязал 2-ю мировую войну? Готовил ли Сталин нападение на Германию? Проблема «внезапности» нападения Германии на СССР – выскажите свою точку зрения. Что такое «странная война»? Что такое «вермахт»? Что такое «блицкриг»? Укажите причины поражения советских войск на начальном этапе войны. Кто возглавил ГКО? Ваша точка зрения на заключение пакта Молотова – Риббентропа и секретные протоколы к нему. Дайте характеристику основных периодов Великой Отечественной войны. Охарактеризуйте крупнейшие военные операции одного из периодов войны. Расскажите о периодизации 2-й мировой войны. Что вам известно о плане «Барбаросса», операциях «Тайфун», «Эдельвейс», «Цитадель»? Что такое эвакуация? Какие факторы привели к захвату в плен большого количества солдат и офицеров в первые дни войны? Как и когда оформлялась антигитлеровская коалиция? В каких формах осуществлялось сотрудничество государств антигитлеровской коалиции? Что такое Атлантическая хартия? Кто входил в «Большую тройку»? Объясните значение термина «ленд-лиз». Что вам известно о решениях Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской конференций? Как осуществлялась перестройка экономики на военный лад? Назовите первое крупное поражение вермахта в годы войны, где и когда оно произошло? Расскажите о партизанском движении в годы ВОВ, назовите основные формы борьбы партизан. Что такое «Рельсовая война», «Концерт»? Кто такие С. А. Ковпак, А. Н. Сабуров, А. Ф. Федоров? Кратко охарактеризуйте факторы, обусловившие коренной перелом в ходе ВОВ. Какие новые виды вооружений были созданы в СССР в годы войны? Какое событие объединяет эти имена: А. И. Еременко,
К. К. Рокоссовский, В. И. Чуйков, А. М. Василевский, Ф. Паулюс, Э. Манштейн? Охарактеризуйте значение и итоги победы советского народа в Великой Отечественной войне. Что такое СМЕРШ? Что такое концлагерь и какие фашистские концлагеря вам известны? Что вам известно о битве за Кавказ? Что мы понимаем под термином «Эльхотовские ворота»? Что такое «Сталинградский котел»? Где проводились операции «Искра», «Уран», «Багратион»? Проанализируйте содержание и выскажите ваше мнение по поводу приказов № 270 от 16.08.1941 г. и № 227 от 28.07.1942 г. Назовите имена выдающихся советских полководцев периода Великой Отечественной войны. Кто из героев предвосхитил подвиг А. Матросова на территории Осетии? Назовите союзников Германии во 2-й мировой войне. Когда и вследствие каких событий в войну вступили США? Докажите, что Восточный фронт был главным фронтом
2-й мировой войны. Когда состоялась «встреча на Эльбе»? Где вели военные действия наши союзники? Кто был верховным главнокомандующим экспедиционными войсками союзников в Западной Европе? Что такое «коллаборационизм», и в каких формах он проявлялся в годы 2-й мировой войны? Что вы знаете о движении Сопротивления? Что входит в понятие «оккупационный режим»? Кто подписывал Акт о безоговорочной капитуляции Германии? Каковы истинные причины американской атомной бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки? Что вам известно о Нюрнбергском процессе? Какие территории приобрел СССР по итогам
2 м. в.? Какова была цена победы?
Развязывание 2 м. в. связано с развитием глобального внешнеполитического кризиса, истоки которого коренились в усилении неравномерности мирового развития, борьбы за рынки сбыта и сферы влияния. Резкое обострение экономических и политических межгосударственных отношений на рубеже 19–20 вв. привело к 1 мировой войне в 30–40-е гг. 20 в. – ко Второй мировой войне.

Итак, 1 сентября 1939 г. с нападения Германии на Польшу началась Вторая мировая война. 3 сентября войну Германии объявили Франция и Англия, в тот же день вступили в войну Австралия и Новая Зеландия, а 10 сентября – Канада. СССР заявил о своем нейтралитете.

В историографии существуют различные взгляды на периодизацию 2 мировой войны. Например, в ней выделяют 5 периодов:

1 период – с 1 сент. 1939 г. до 21 июня 1941 г.

Начало военных действий (сент. 1939 – май 1940) получило в истории название «странной» или «сидячей» войны, т. к. Англия и Франция объявили Германии войну, но серьезных боевых действий не вели, продолжая секретные переговоры с германским руководством. На 1-м этапе 2-й м. в. (до 22 июня 1941 г.) германские и итальянские захватчики оккупировали Бельгию, Голландию, Польшу, Норвегию, Данию, Францию, Чехословакию, Австрию, Албанию, Грецию. Англичане, укрывшись за Ла-Маншем, выдержали массированные германские бомбардировки летом – осенью 1940 г. В целом, для 1-го периода характерен расширяющийся масштаб войны при сохранении превосходства сил агрессоров.

2 период – с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г. – это время начала Великой Отечественной войны, вступления СССР во Вторую мировую войну, неудач и отступления Красной Армии, первой ее победы (битва за Москву), развертывания партизанского движения в тылу германских войск, интенсивного формирования антигитлеровской коалиции.

3 период – с 19 ноября 1942 г. до конца 1943 г. – период коренного перелома в ходе войны, в течение которого стратегическая инициатива перешла к РККА, обеспечено превосходство СССР в экономическом, политическом и моральном аспектах над странами фашистского блока, укрепились позиции антигитлеровской коалиции, что нашло выражение в решениях Тегеранской конференции.

4 период – с января 1944 г. по 8 мая 1945 г. – процесс освобождения Красной Армией территории СССР, Польши, Румынии, Болгарии, Чехословакии и др., открытие Второго фронта (6 июня 1944 г.), освобождение стран Западной Европы. На Ялтинской конференции решались вопросы послевоенного устройства мира, вступления СССР в войну против милитаристской Японии. Результатом совместных усилий явилось полная и безоговорочная капитуляция Германии в ночь с 8 на 9 мая 1945 г.

5 период – с 9 мая по 2 сентября 1945 г. – после разгрома Советским Союзом японской Квантунской армии и американских атомных бомбардировок гг. Хиросима и Нагасаки (6 и 8 августа 1945 г.) был подписан акт о капитуляции Японии. Вторая мировая война закончилась.

В исторической литературе (преимущественно зарубежной) существует точка зрения, согласно которой война для СССР началась задолго до нападения Германии. Её сторонники полагают, что аннексию Прибалтики, войну с Финляндией, присоединение Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии можно также обозначить как эпизоды 2 мировой войны, а значит, это можно рассматривать как участие СССР в мировом конфликте. Данные исследователи ставят вопрос о правомерности периодизации событий 1939–1945 гг. на «2-ю мировую» и «Великую Отечественную» войны. По их мнению, все, что делало советское руководство в 1939–1945 гг. – это вынашивание и реализация агрессивных планов исторического реванша, именуемого в соответствии с тогдашней идеологией «расширением социализма». Только после 22 июня 1941 г. характер войны для СССР изменился – она стала народной, освободительной. Несмотря на это, участие СССР во 2 мировой войне продолжилось. По ее итогам советской политической элите действительно удалось расширить сферу своего влияния, распространив его на некоторые районы Центральной и Восточной Европы.

Другие исследователи (в т. ч. российские историки) полагают, что реальным началом Второй мировой войны стали события 1938 г. – «аншлюс» Германией Австрии и Мюнхенское соглашение, затем продолженные оккупацией Чехословакии в марте 1939 г.
22 июня 1941 г., вероломно нарушив пакт о ненападении, фашистская Германия напала на Советский Союз.

После нападения Германии на СССР 22.06.1941 г. Англия и США заявили о своей поддержке и готовности оказать помощь. В декабре 1941 г. после нападения японцев на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор США вступили в войну. (К лету 1942 г., имея превосходство на море, Япония захватила Малайзию, Бирму, Индонезию, Филиппины, контролировала значительную часть Китая и Индокитая, вышла на подступы к Индии и Австралии).
Периоды Великой Отечественной войны:

Первый период: 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г. – стратегическая оборона. Превращение СССР в единый военный лагерь (29 июня директива ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Партийным и советским организациям прифронтовых областей», постановление ЦК ВКП(б) СНК СССР от 18 июля «Об организации борьбы в тылу германских войск» и др.);

23 июня – образована Ставка Главного Командования (10 июля преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования) – высший орган стратегического руководства;

30 июня – создан Государственный Комитет Обороны (ГКО). В его состав входили: И. В. Сталин, В. М. Молотов,
К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков, Уполномоченные ГКО:
А. И. Микоян, Н. А. Вознесенский, Л. М. Каганович. 1 февраля 1942 г. они также стали членами ГКО. Верховный Главнокомандующий и глава ГКО – И. В. Сталин.

30 июня – принят мобилизационный народнохозяйственный план на третий квартал 1941 г.;

эвакуация гражданского населения, промышленности, сельскохозяйственной продукции, скота, культурных ценностей в восточные районы страны;

осуществлялась перестройка работы тыла. Перевод промышленности на военные рельсы в основном был завершен за


3–4 месяца, а перестройка всей экономики примерно за год.

началось образование партизанских отрядов; к концу 1941 г. на оккупированной территории действовало более 2 тыс. отрядов численностью свыше 90 тыс. бойцов.



Советский тыл в годы войны:

Перестройка народного хозяйства на обслуживание нужд фронта проходила под жестким руководством ГКО и включала


4 основных направления:

эвакуацию из прифронтовой зоны на восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей. Всего к концу 1941 г. на восток переместили оборудование 2,5 тыс. промышленных предприятий и свыше 10 млн чел.;

переход тысяч заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники и иной оборонной продукции (июнь 1941 г. – начало серийного производства знаменитых «катюш»
19-ю заводами);

ускоренное строительство новых промышленных объектов, призванных заменить утраченные в войне (только за 1-й год войны было возведено 850 заводов разного профиля);

надежное обеспечение народного хозяйства рабочими руками в чрезвычайных условиях (введение обязательных сверхурочных работ, 11-часового рабочего дня, отмена отпусков, ужесточение санкций за нарушение трудовой дисциплины и т. д.).

В итоге к концу 1942 г. удалось превзойти утраченные военные мощности и бесперебойно снабжать армию. В 1943–1945 гг. СССР достиг решающего превосходства над Германией в экономическом развитии, особенно в выпуске военной продукции.

В первые месяцы войны обстановка на фронте складывалась крайне неудачно для Красной Армии, которая с тяжелыми боями, нанося существенный урон живой силе и технике противника, вынуждена была отступать. Наиболее значительные события этого периода: оборона Брестской крепости (до конца июля), сражение под Смоленском (10 июля – 10 сентября), оборона Киева
(7 июля – 26 сентября), оборона Ленинграда (с 10 июля по 8 сентября, закончилась установлением блокады города), оборона Одессы (август – октябрь), Севастополя (с 30 октября).

Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны:

• превосходство сил Германии и ее союзников (Финляндии, Румынии, Италии, Венгрии) в живой силе, причем на решающих направлениях – подавляющее; Германия была лучше подготовлена к войне в дипломатическом, экономическом и военном отношении;

• наличие у войск вермахта опыта ведения современной войны, высокий наступательный дух немецких солдат, привыкших к легким победам в Европе.

• Советский Союз располагал большим количеством танков и самолетов, чем входило в германскую армию вторжения, но в своем подавляющем количестве техника была устаревшего образца:

• внезапность нападения, приведшая к большим потерям;

• просчеты высшего советского руководства в оценке военно-стратегической обстановки, в определении возможного срока нападения;



  • репрессии лишили армию 10 тыс. военных командиров, атмосфера подозрительности сковывала инициативу офицеров; кроме того, к началу войны 75 % командного состава армии находились на своих должностях менее 1 года;

• в первые дни войны командующие фронтами из-за разрушения связи и частичной потери управления войсками не имели верной картины происходящего;

30 сентября 1941 – апрель 1942 г. – Московская битва

Военное и политическое значение победы под Москвой:

• уничтожив основную часть фашистской группы армии «Центр» под Москвой Красная Армия устранила непосредственную угрозу столице;

• развеян миф о непобедимости германских войск;

• первое крупное поражение вермахта не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войне;

• «Блицкриг» потерпел крах, немецкие войска вынуждены отступать или перейти к обороне;

• советские войска перешли в контрнаступление, освободили часть территории, захваченной фашистами;

• повысился международный престиж СССР; Япония и Турция отказалась от вступления в войну против СССР;

• произошел подъем движения Сопротивления в Европе;

• окреп моральный дух Красной Армии и народа, возросла вера в победу.

• укрепилась антигитлеровская коалиция.

В результате контрнаступления Красной Армии, продолжавшегося до апреля 1942 г. войска вермахта были отброшены от Москвы на разных направлениях от 100 до 250 километров, в Крыму высадили десант, были освобождены Керчь и Феодосия, но разблокировать Ленинград не удалось. Весенне-летняя кампания 1942 г. сложилась для Красной Армии неудачно (просчет Сталина – «наступление по всему фронту»):

Май 1942 г. – поражение советских войск в Крыму и под Харьковом. Июнь – наступление немцев на юго-восточном направлении; они овладели стратегической инициативой, прорвались на Северный Кавказ и к Сталинграду. 3 июля – падение Севастополя.17 июля – 18 ноября 1942 г. – оборона Сталинграда.



Второй период: Коренной перелом – 19 ноября 1942 конец 1943 гг.

19 ноября 1942 г. – начало контрнаступления советских войск под Сталинградом.

23 ноября – окружение фашистской группировки войск под Сталинградом.

2 февраля – завершение Сталинградской битвы (17 июля 1942 – 2 февраля 1943 гг.). В ходе битвы было уничтожено 330 тыс. фашистских солдат и офицеров. Взято в плен свыше 90 тыс. солдат и офицеров противника во главе с фельдмаршалом Ф. Паулюсом.


Значение победы под Сталинградом:

• разгром фашистов под Сталинградом стал весомым вкладом в достижение коренного перелома в ходе войны;

• войска вермахта и его союзников понесли значительные военные потери в живой силе и технике;

• Турция и Япония окончательно отказались от намерения выступить на стороне Германии против Советского Союза;

• усилились противоречия между членами фашистской коалиции;

• укрепилась антифашистская коалиция, ширилось антифашистское движение в оккупированных странах;

Январь 1943 г. – частичный прорыв блокады Ленинграда (операция «Искра»). Январь – февраль 1943 г. – успешное наступление советских войск на Северном Кавказе и Нижнем Дону.

23 июля 1943 г. – в ходе битвы на Курской дуге были разгромлены крупные танковые силы противника. Победа на Курской дуге и битва за Днепр завершили коренной перелом в Великой Отечественной и во Второй мировой войне. Стратегическая инициатива прочно перешла к Красной Армии, войска вермахта перешли к обороне.

Третий период: полное изгнание фашистов с территории СССР, завершение военных действий в Европе – январь 1944 г. – 9 мая 1945 г.

Декабрь 1943 г. – апрель 1944 г. – освобождена Правобережная Украина.

27 января 1944 г. – ликвидирована блокада Ленинграда.

Перейдя границу СССР (26 марта – с Румынией. 20 июля – с Польшей) Красная Армия начала освобождение Западной Европы от фашизма. Особенности этого периода: операции Красной Армии координировались с военными действиями союзников. Апрель – май 1944 г. – освобожден Крым. Июнь – август 1944 г. освобождена Белоруссия (операция «Багратион»).



6 июня 1944 г. – высадка союзных войск в Нормандии, открытие второго фронта.

Август – Яссо-Кишиневская операция, освобождение Молдавии. К концу 1944 г. территория Советского Союза была полностью очищена от захватчиков.



16 апреля 2 мая 1945 г. – Берлинская операция. 2 мая – Берлин капитулировал.

В ночь с 8 на 9 мая в пригороде Берлина Карлсхорсте подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии, от имени СССР его подписал зам. верховного Главнокомандующего маршал Г. К. Жуков. Тогда же от фашистов была освобождена Прага. Великая Отечественная война завершилась полным разгромом гитлеровской Германии и ее союзников. В Европе 8 мая, а в СССР 9 мая стали днем Победы.



Формирование антигитлеровской коалиции проходило уже в ходе войны и осуществлялось в несколько этапов. 12 июля 1941 г. в Москве было заключено советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии и ее союзников – это был 1-й шаг к созданию антигитлеровской коалиции. В августе 1941 г. была подписана Атлантическая хартия между США и Англией, определившая стратегию войны против всех держав фашистского блока. В октябре 1941 г. СССР, Англия и США достигли договоренности об англо-американских поставках в нашу страну вооружений и продовольствия в обмен на стратегическое сырье. В июле 1942 г. оно было дополнено соглашением с США о помощи по ленд-лизу (о предоставлении СССР взаймы вооружения, оборудования, промышленных товаров, продовольствия)

26 мая 1942 г. в Лондоне был заключен договор о союзе в войне против Германии и ее сообщников, а также заключено советско-американское соглашение 11 июня 1942 г. о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессоров.

К антигитлеровской коалиции к 1 янв. 1942 г. присоединились 26 государств, которые подписали в Вашингтоне Декларацию Объединенных Наций, ставшую юридической основой коалиции, в течение войны к ней присоединилось еще более 20 стран.

Основной формой обсуждения и принятия решений участниками антигитлеровской коалиции стали конференции, важнейшими из них были:



28 ноября – 1 декабря 1943 г. в Иране (Тегеранская) (Сталин, Рузвельт, Черчилль). Главный вопрос об открытии второго фронта в Европе; а также о послевоенном устройстве Германии, о границах Польши. Союзники дали согласие на открытие второго фронта в мае 1944 г., с удовлетворением восприняв решение Сталина о роспуске Коминтерна (1943 г.)

Успехи антигитлеровской коалиции привели к развалу фашистского блока. Из него вышли Италия, Финляндия, Румыния, Венгрия.



4 – 11 февраля 1945 г. в Крыму (Ялтинская). Согласованы планы военных действий на завершающем этапе войны, определено отношение к послевоенной Германии, намечены основные принципы послевоенной организации мира. Советский Союз принял на себя обязательство о вступлении в войну против Японии после завершения военных действий в Европе. В принятой на конференции «Декларации об освобожденной Европе» союзные державы заявили о своей готовности помочь европейским народам «создать демократические учреждения по их собственному выбору». Но много важнее для судеб послевоенного мира было то, что не закреплялось в официальных документах, а лишь молчаливо подразумевалось. Союзники вынуждены были согласиться де-факто с включением стран Центральной и Южной Европы в сферу интересов СССР. После победы над Японией к СССР отошел юг Сахалина и о-ва Курильской гряды. Сфера советского влияния распространилась на Северную Корею и Китай.

17 июля – 2 августа 1945 г. в Германии (Потсдамская). Как и в Тегеране, на ней обсуждались основные принципы послевоенного устройства мира: вопросы демилитаризации, денацификации, демократизации Германии. Советскому Союзу передавались г. Кенигсберг (теперь Калининград) и прилагающие к нему районы Восточной Пруссии. Германия и Берлин временно разделялись на зоны оккупации. СССР подтвердил свое решение о вступлении в войну с Японией после окончания войны в Европе. Германия обязалась выплатить государствам, пострадавшим от агрессии, значительные репарации.

По решению союзников в 1945 г. создается Организация Объединенных Наций с центром в Нью-Йорке.



Участие СССР в войне с Японией: 9 августа 1945 г.
2
сентября 1945 г.

5 апреля 1945 г. – Советский Союз денонсировал договор с Японией о нейтралитете, заключенный в 1941 г.

8 августа, выполняя свои союзнические обязательства, СССР объявил войну Японии. Квантунская японская армия была разгромлена советскими войсками в ходе одной стратегической операции, длившейся 24 дня. 14 августа, после атомных бомбардировок городов Хиросима и Нагасаки (6 и 8 августа) авиацией США, японский император Хирохито объявил о безоговорочной капитуляции Японии.

2 сентября – представители Японии на американском линкоре «Миссури» подписали акт о безоговорочной капитуляции. Согласно этому акту японские войска складывали оружие, Южный Сахалин и Курильские острова переходили к СССР, американские оккупационные войска оставались в Японии. Вторая мировая война закончилась.

До высадки войск союзников во Франции 6 июня 1944 г. советские войска в Европе несли главную тяжесть борьбы с фашистами. В Северной Африке у немцев было несколько дивизий, а на Восточном фронте несколько сотен дивизий. В Сталинградской, Курской и других битвах вермахт (назв. вооруженных сил фашистской Германии в 1935–1945 гг.) был сломлен. В январе 1945 г. советские войска, спасая союзников, попавших в окружение в Арденнах (Франция), досрочно начали наступление в Польше. Советские войска взяли Берлин и освободили Чехословакию.

На Восточном фронте враг понес 73 % совокупных потерь. Вооруженные силы СССР уничтожили 506,5 немецких дивизий и 100 дивизий стран-сателлитов Германии. Англия и США разбили в Западной Европе, Северной Африке и Италии не более 176 дивизий.
Причины победы Советского Союза и итоги войны:

• борьба против фашистской агрессии приняла всенародный характер;

• мужество, героизм, самопожертвование солдат и офицеров Красной Армии;

• широкий размах партизанского движения;

• военное искусство советских военачальников;

• трудовой героизм тружеников тыла;

• патриотизм, высокий моральный дух советских людей:

• экономика страны функционировала достаточно эффективно, что позволило снабжать фронт необходимой военной техникой, вооружением, боеприпасами. Советский Союз имел меньший военный потенциал, чем Германия и работавшие на нее страны, но производил в годы войны больше военной техники;

• поддержка стран антигитлеровской коалиции.
Итоги войны:

• советский народ, разгромив основные силы фашистского блока, отстоял свободу и независимость своей Родины;

• народы Европы и Азии были освобождены от порабощения;

• изменилось соотношение сил в мире; в странах Восточной Европы к власти пришли правительства, ориентирующиеся на Москву;

• успешная деятельность антифашистской коалиции в годы войны показала возможность сотрудничества стран с различным социальным строем;

• резко возрос авторитет СССР на международной арене.


Цена победы:

  • Около 27 миллионов погибших (из них – 14 млн чел. – потери в боевых действиях, а 13 млн – мирные жители) что составило 40 % всех погибших во Второй мировой войне.

  • Советский Союз потерял одну треть всего национального богатства страны, разрушены города, села, заводы, фабрики, сократились посевные площади.

Итоги и уроки 2 мировой войны:

  • Главный итог 2 мировой войны – разгром нацизма, за этот урок человечество заплатило огромную цену. Война продолжалась 2194 дня. В ней участвовало 72 государства с населением 1,7 млрд чел. (80 % населения земли). Боевые действия велись на территории 40 государств. Во время войны в армию было призвано 110 млн чел., из которых более 60 млн погибло (в т. ч. много гражданских лиц).

  • Одним из главных итогов войны стала новая геополитическая ситуация. Она характеризовалась нараставшим противостоянием ведущих капиталистических держав и Советского Союза, распространившего свое влияние на ряд стран Европы и Азии. Исключительный драматизм этому противостоянию придавало то, что он развивался уже в ядерную эпоху.



Персоналии: И. В. Сталин, Г. К. Жуков, Н. Ф. Ватутин,
И. А. Плиев, У. Черчилль, Ф. Рузвельт.

Контрольные задания
1. Расскажите об обороне г. Владикавказа осенью 1942 г.

2. Приведите альтернативные периодизации Второй мировой войны.

3. Подготовьте сообщение о деятельности партизан на территории Осетии.

4. Подготовьте презентацию по любому из аспектов темы.

5. Проанализируйте решения международных конференций по поводу взаимодействия союзников и послевоенного устройства мира.

6. Составьте и прокомментируйте таблицу по наиболее известным произведениям культуры и искусства периода Великой Отечественной войны.

7. Соотнесите цену победы и итоги победы СССР во 2-й м.в. и ВОВ. Выскажите свое мнение.

8. Сравните итоги Первой и Второй мировой войн. Оцените расстановку сил на мировой арене по окончании войн.

9. Докажите или опровергните утверждение о том, что причины Второй мировой войны были заложены в положениях Версальско-Вашингтонской системы.


следующая страница >>