Учебно-методический комплекс по специальному курсу «Охрана прав потребителей» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по курсу «История стран и регионов Европы»... 1 380.99kb.
К пс н. Фомичева Н. С. Учебно-методический комплекс по курсу 4 821.66kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 5 1367.29kb.
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... 1 230.5kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста:... 3 487.67kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс Специальность: 032301. 65 (350300) 2 363.97kb.
Е. Л. Низиенко Справочно-методический материал Союза потребителей... 1 145.3kb.
Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 ббк 74. 03 Р 76 3 1348.87kb.
Отчет заместителя Председателя Правительства 1 77.9kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс по специальному курсу «Охрана прав потребителей» - страница №1/4

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Юридический факультет
Кафедра гражданского и предпринимательского права


Учебно-методический комплекс по специальному курсу

«Охрана прав потребителей»

Цикл ДС - дисциплины специализации

Специальность: 021100 – «Юриспруденция»


Казань - 2011

Челышев М.Ю., Иванишин П.З., Огонев А.А.

Учебно-методический комплекс по специальному курсу «Охрана прав потребителей» для студентов юридического факультета. Под ред. М.Ю. Челышева - Казань, 2011. – издание третье перераб. и доп. - 70 с.
Утверждено на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета КФУ (протокол №4 от 10.03.2011г.)
Учебно-методический комплекс предназначен студентам, аспирантам и преподавателям юридических высших учебных заведений, а также всем интересующимся проблемами охраны прав граждан-потребителей.
Авторы:

Челышев М.Ю. - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета К(П)ФУ – Используемые сокращения, Введение, Тематический расчет часов, Содержание программы, Планы семинарских занятий, Задания для самостоятельной работы студентам очной формы обучения, Вопросы для оценки качества освоения курса (вопросы к зачету и экзамену), Задания для контрольных работ студентам заочной формы обучения, Рекомендуемые темы рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, Методические рекомендации для решения задач, Задачи №1-15, Тесты №17-№50, Основные нормативные акты, иные инструктивные материалы и материалы судебной практики, Специальная литература.

Иванишин П.З. - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета К(П)ФУ - Задачи №16-№46, Тесты №1-№16.

Огонев А.А. – аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета К(П)ФУ – Задачи № 46 - №56. Совместно с Челышевым М.Ю. - Содержание программы, Вопросы для оценки качества освоения курса (вопросы к зачету и экзамену), Задания для контрольных работ студентам заочной формы обучения, Рекомендуемые темы рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ,
Научный редактор:

Челышев М.Ю. - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета К(П)ФУ.
Рецензент:

Валеев Д. Х. - доктор юридических наук, профессор кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса юридического факультета К(П)ФУ.

Челышев М.Ю., Иванишин П.З., Огонев А.А. 2011.



СОДЕРЖАНИЕ

I. Используемые сокращения……………………………………………………………..4
II. Введение ............................................................................................................................5
III. Тематический расчет часов .........................................................................................7
IV. Содержание программы .............................................................................................9
V. Планы семинарских занятий ......................................................................................18
VI. Методические указания для преподавателей……………………………………..20
VII. Задания для самостоятельной работы студентам очной формы обучения….20
VIII. Вопросы для оценки качества освоения курса

(вопросы к зачету и экзамену) .........................................................................................21
IX. Задания для контрольных работ студентам заочной формы обучения ...........23
X. Рекомендуемые темы рефератов,

курсовых и выпускных квалификационных работ ...................................................25
XI. Методические рекомендации для решения задач………...……………………....27
XII. Задачи ............................................................................................................................28
XIII. Тесты ...........................................................................................................................46
XIV. Основные нормативные акты, иные инструктивные

материалы и материалы судебной практики ...............................................................56
XV. Специальная литература ..........................................................................................63
XVI. Приложение №1 Рейтинг баллов для студентов дневного отделения по курсу «Охрана прав потребителей»……………...……….……………………………………………70

I. Используемые сокращения.

1. Нормативные правовые акты

АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 года (с изменениями и дополнениями).

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая, вторая, третья и четвертая (с изменениями и дополнениями).

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 года (с изменениями и дополнениями).

КоАП — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (с изменениями и дополнениями).

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года (с изменениями и дополнениями).

2. Официальные издания

БВС — Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации.

3. Органы государственной власти

МАП РФ, федеральный антимонопольный орган — Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4. Иные сокращения

абз. — абзац;

законодательство о ЗПП — законодательство о защите прав потребителей;

п. — пункт;

РТ — Республика Татарстан;

РФ — Российская Федерация;

СПС “Гарант” — Справочная правовая система “Гарант”;

ср. — сравните;

ст. — статья;

УМК — учебно-методический комплекс;

ФЗ — федеральный закон.

II. Введение.

Курс «Охрана прав потребителей» относится к специальным дисциплинам специальности «Юриспруденция» и в современных условиях играет важную роль для получения студентами высшего профессионального образования.



Оценивая актуальность рассмотрения проблем, связанных с охраной прав потребителей, следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, современное законодательство о ЗПП является отчасти противоречивым. Так, в частности, несмотря на ряд изменений в Законе РФ «О защите прав потребителей», его действующая редакция нуждается все же в определенной корректировке (ср., например, абз.3 п.1 ст.502 ГК РФ и абз.3 п.1 ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», соотношение ст.9 и ст.11 указанного закона и проч.). Кроме того, иногда на судебную практику оказывает существенное влияние тот факт, что законодательство о ЗПП содержит, по крайней мере, два легальных определения термина «потребитель»: в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» и в ст.9 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». В обоих вариантах качественные характеристики рассматриваемого субъекта правоотношений несколько различаются, причем в последнем случае законодатель предлагает более краткое определение. Наряду с этим, нужно обратить внимание на целесообразность четкого установления в законодательстве о ЗПП четких процедур охраны прав потребителей. Все это свидетельствует о необходимости известной корректировки данного законодательства1.

Во-вторых, адекватного научного осмысления требует проблема, связанная с собственным регулированием отношений в области охраны прав потребителей в субъектах РФ. Так, в РТ достаточно длительное время действовал Закон РТ «О защите прав потребителей», принятый в 1997 году. Ряд норм этого акта, в том числе и гражданско-правовых, существенно отличался от аналогичных предписаний федерального закона. Отмена указанного Закона РТ, а также иных актов, принятых на его базе, конечно, сыграла положительную роль в деле приведения республиканского (РТ) законодательства в соответствии с федеральным. Однако в настоящее время на практике наблюдается явный недостаток административного и иного публично-правового элемента в вопросах защиты прав потребителей. Причем данный элемент должен быть тесно увязан с гражданско-правовой составляющей механизма охраны прав потребителей.

В-третьих, комплексное, монографическое, межотраслевое исследование вопросов охраны прав потребителей, учитывающее современное состояние соответствующего законодательства, практики его применения и правовой науки, по существу, отсутствует. Однако отдельные аспекты охраны прав потребителей получают адекватное отражение в науке. Среди таких трудов необходимо назвать диссертационные исследования Абрамовой М.А. «Теоретико-правовой анализ прав потребителей как межотраслевого института в российском праве», Блохиной О.Ю. «Процессуальные особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», Шабли Б.А. «Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита» и ряда других авторов (см. в разделе XIV настоящего УМК).

В-четвертых, не подвергся должному исследованию и ряд специальных правоотношений с участием потребителей, в частности, по поводу оказания отдельных видов услуг, например образовательных, некоторых информационных и др.

В-пятых, нуждается в научном отражении проблема взаимодействия частного и публичного права в сфере охраны прав потребителей, особенно в контексте взаимосвязи в этой области гражданского права с административным и уголовным правом.

Содержание курса «Охрана прав потребителей» в настоящем УМК дано с учетом того, чтобы студенты могли получить наиболее полную информацию по изучаемым вопросам современного законодательства о ЗПП.

В УМК под законодательством о защите прав потребителей понимается совокупность разноотраслевых нормативных правовых актов, при помощи которых устанавливается механизм охраны субъективных прав потребителей, включающий, в частности, прямое закрепление субъективных прав потребителей, разноотраслевых гарантий их реализации, юридических последствий нарушения названных прав.

УМК базируется на основных компонентах современного отечественного законодательства о ЗПП, в частности ГК РФ, Законе РФ «О защите прав потребителей», а также иных новейших источниках (законах и подзаконных актах). УМК опирается на современное состояние науки гражданского, гражданско-процессуального, административного и уголовного права. Здесь представлены ряд актуальных научных проблем, имеющих несомненное практическое значение, например проблема взаимодействия гражданского права с публично-правовыми отраслями, находящая свое отражение в механизме охраны прав потребителей.

Отдельные положения настоящего УМК, в частности программы дисциплины «Охрана прав потребителей», по сути, являются новыми с научной точки зрения. Так, программа исходит из комплексного межотраслевого анализа изучаемых студентами явлений, а также из тезиса том, что в механизм охраны всех основных субъективных гражданских прав потребителей, как правило, всегда включены публичные элементы. Наряду с этим, программа базируется как на федеральном, так и на республиканском законодательстве о ЗПП, которое в основном имеет административно-правовую природу и не получило еще, в необходимой степени, научного осмысления. Кроме того, в программе учтено то обстоятельство, что подобное административное законодательство о ЗПП в ряде случаев может служить известным препятствием, правовым ограничением для реализации частных (гражданских) субъективных прав контрагентов потребителей - изготовителей, исполнителей, продавцов

Освоение студентами курса «Охрана прав потребителей» связано с необходимостью существенной самостоятельной работы, куда включается изучение теоретического материала по темам программы, подготовка к семинарским занятиям, решение задач, тестов, изучение отдельных источников законодательства о ЗПП РФ и РТ и практики их применения, а также источников специальной литературы. При этом студент должен использовать исторический метод, метод сравнительного правоведения, сравнивая, в частности, федеральное и республиканское законодательство о ЗПП.

Большинство задач, приведенных в разделе XI настоящего УМК, основаны на реальных судебных процессах, а также на опыте практической работы авторов.

Приведенный в УМК перечень основного нормативного материала имеет как учебную цель - показать студентам многообразие источников правового регулирования отношений с участием потребителей, так и прикладное значение - помощь в практическим применении законодательства о ЗПП и отыскании необходимого нормативного акта. В перечне нормативного материала приводятся и акты, которые уже утратили свою силу. Это связано с необходимостью исследования нормативного материала и в историческом аспекте.

Настоящее издание данного УМК является третьим, переработанным и дополненным его переизданием в К(П)ФУ. Первое его издание вышло в свет в 2000 году: Челышев М.Ю., Иванишин П.З. Учебно-методический комплекс по специальному курсу «Охрана прав потребителей» для студентов юридического факультета. - Казань: «Унипресс», 2000 - 76 с. Кроме того, аналогичный УМК был опубликован в 2002 году: Охрана прав потребителей: Учебно-методический комплекс. – Казань: Издательство Института экономики, управления и права «Таглимат», 2001. – 56 с. Данный УМК Рекомендован Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности «Юриспруденция».
Требования к студентам:

Перед изучением дисциплины «Охрана прав потребителей», студенты должны освоить курс теории государства и права, курс конституционного права, гражданского права, административного права, финансового права, гражданского процессуального права. Студенты должны знать такие общеправовые понятия как норма права, правовой институт, отрасль права, публичное право, частное право, правоотношение, субъективное право и субъективная обязанность, юридический факт, источник права и источник законодательства, нормативный акт и ряд других, а также уметь их использовать и иметь представление о взаимосвязи между названными категориями, в частности между субъективным правом и субъективной обязанностью. Студент должен уметь анализировать нормативные акты различной юридической силы, определяя соотношение между ними.


Учебная задача курса (требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Охрана прав потребителей»):

В результате изучения дисциплины «Охрана прав потребителей» студент должен:

- знать понятие законодательства о ЗПП, систему его источников и условия применения;

- знать систему субъективных прав потребителя, их содержание, порядок (процедуры) их осуществления и защиты;

- понимать основные категории современного законодательства о ЗПП;

- иметь представление о межотраслевой природе законодательства о ЗПП, правовых льготах и гарантиях, установленных в законодательстве для потребителей, о структуре публичных органов и общественных объединений, призванных охранять права потребителей;

- уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере действия законодательства о ЗПП, составлять проекты претензий, исковых заявлений и жалоб, а также других юридических документов в рассматриваемой области;

- обладать навыками сравнительного и комплексного анализа источников законодательства о ЗПП.


Формы контроля:

- текущий контроль складывается из контроля над подготовкой студента к семинарским занятиям, оценки его работы на семинарском занятии, контроля и оценки выполняемых самостоятельных работ;



- итоговым контролем является зачет (для студентов дневного отделения) либо экзамен (для студентов отделения заочного обучения) по вопросам изученного курса, при этом учитывается качество работы студента на семинарских занятиях и содержание его ответов на зачетные (экзаменационные) вопросы.

III. Тематический расчет часов.

Очная форма обучения.




Наименование

Кол-во часов

п/п

Разделов и тем

Лекц.

Сем. и пр./р.

Самост.

1

Тема 1. Понятие, структура и условия применения законодательства о защите прав потребителей

4

2

10

2

Тема 2. Система субъективных прав и обязанностей потребителей и их контрагентов. Субъективное право потребителя на информацию

4

1

10

3

Тема 3. Субъективное право потребителя на безопасность товаров, работ и услуг

2

1

10

4

Тема 4. Субъективное право потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг

2

1

10

5

Тема 5. Юридическая ответственность продавца, изготовителя, исполнителя. Субъективное право потребителя на возмещение вреда

2

2

10

6

Тема 6. Охрана прав потребителей при продаже товаров

2

1

10

7

Тема 7. Охрана прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг

2

1

10

8

Тема 8. Особенности охраны прав потребителей при продаже отдельных видов товаров, выполнении отдельных видов работ и оказании отдельных видов услуг

2




15

9

Тема 9. Охрана прав неопределенного круга потребителей

2

1

10

10

Тема 10. Судебная защита прав потребителей

2




15

11

Итого:

24

10

110

12

Итоговый контроль

Зачет


Заочная форма обучения (среднее образование).




Наименование

Кол-во часов

п/п

Разделов и тем

Лекц.

Сем. и пр./р.

Самост.

1

Тема 1. Понятие, структура и условия применения законодательства о защите прав потребителей

2




15

2

Тема 2. Система субъективных прав и обязанностей потребителей и их контрагентов. Субъективное право потребителя на информацию

2




15

3

Тема 3. Субъективное право потребителя на безопасность товаров, работ и услуг

2




15

4

Тема 4. Субъективное право потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг

2




15

5

Тема 5. Юридическая ответственность продавца, изготовителя, исполнителя. Субъективное право потребителя на возмещение вреда.

2




15

6

Тема 6. Охрана прав потребителей при продаже товаров

2




15

7

Тема 7. Охрана прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг




1

15

8

Тема 8. Особенности охраны прав потребителей при продаже отдельных видов товаров, выполнении отдельных видов работ и оказании отдельных видов услуг




1

15

9

Тема 9. Охрана прав неопределенного круга потребителей




1

15

10

Тема 10. Судебная защита прав потребителей




1

11

11

Итого:

12

4

146

12

Итоговый контроль

Экзамен


Заочная форма обучения (высшее образование).




Наименование

Кол-во-часов

п/п

Разделов и тем

Лекц.

Сем. и пр./р.

Самост.

1

Тема 1. Понятие, структура и условия применения законодательства о защите прав потребителей

2




15

2

Тема 2. Система субъективных прав и обязанностей потребителей и их контрагентов. Субъективное право потребителя на информацию

2




15

3

Тема 3. Субъективное право потребителя на безопасность товаров, работ и услуг

2




15

4

Тема 4. Субъективное право потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг

2




15

5

Тема 5. Юридическая ответственность продавца, изготовителя, исполнителя. Субъективное право потребителя на возмещение вреда.

2




15

6

Тема 6. Охрана прав потребителей при продаже товаров




2

15

7

Тема 7. Охрана прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг




2

15

8

Тема 8. Особенности охраны прав потребителей при продаже отдельных видов товаров, выполнении отдельных видов работ и оказании отдельных видов услуг




1

15

9

Тема 9. Охрана прав неопределенного круга потребителей




1

20

10

Тема 10. Судебная защита прав потребителей







24

11

Итого:

10

6

164

12

Итоговый контроль

Экзамен



IV. Содержание программы.

Тема 1. Понятие, структура и условия применения законодательства о защите прав потребителей.

Правовые категории «защита субъективного права» и «охрана субъективного права».

Понятие законодательства о ЗПП.

Общие особенности законодательства о ЗПП. Публичные интересы в установлении законодательства о ЗПП. Комплексный характер законодательства о ЗПП. Гражданско-правовые нормы как основа законодательства о ЗПП. Некоторые особенности характера и структуры правовых норм законодательства о ЗПП. Императивные и диспозитивные нормы в законодательстве о ЗПП. Обособленность законодательства о ЗПП.

Отношения, регулируемые законодательством о ЗПП (его предмет). Отношения, регулируемые гражданским правом, в предмете законодательства о ЗПП. Публичные отношения в предмете законодательства о ЗПП.

Структура законодательства о ЗПП. Основные классификации нормативных актов законодательства о ЗПП. Два блока нормативных актов, входящих в структуру законодательства о ЗПП (Т.Л. Левшина). Законодательство о ЗПП в узком и широком нормативном смыслах.

Законодательство о ЗПП как система нормативных актов. Частноправовые и публично-правовые источники законодательства о ЗПП.

Международные правовые акты об охране прав потребителей.

Регулирование отношений с участием потребителей федеральным, региональным и местным законодательством (нормативные уровни законодательства о защите прав потребителей).

Отдельные нормативные акты и их группы, входящие в законодательство о ЗПП. ГК РФ в структуре законодательства о ЗПП. Концепция развития гражданского законодательства РФ. Проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в ГК РФ. Общая характеристика Закона РФ «О защите прав потребителей». Общеправовые принципы (правила), на основе которых определяется соотношение Закона РФ «О защите прав потребителей» и иных нормативных правовых актов. Соотношение ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей». Соотношение Закона РФ «О защите прав потребителей» и иных федеральных законов, регулирующих отношения с участием потребителей.

Условия применения законодательства о ЗПП и их юридическое значение. Круг лиц, которые участвуют в отношениях, регулируемых законодательством о ЗПП. Частные субъекты в законодательстве о ЗПП: «потребитель», «изготовитель», «исполнитель», «продавец». Юридические признаки указанных субъектов. Нормативная трансформация термина «потребитель». Публичные субъекты и субъекты со смешанным правовым статусом: органы публичной власти и общественные объединения потребителей. Цель, для достижения которой лица участвуют в отношениях, регулируемых законодательством о ЗПП

Соотношение законодательства и договора в сфере охраны прав потребителей. Понятие и признаки потребительского договора. Виды договоров с участием потребителей. Структура потребительского договора и ее элементы. Внеэлементные особенности гражданско-правового договора с участием потребителя.

Роль судебной практики в механизме правового регулирования отношений с участием потребителей.

Причины появления законодательства о ЗПП. Совершенствование законодательства о ЗПП.

Зарубежное законодательство о ЗПП. Законодательство стран СНГ о ЗПП: единство и дифференциация.


Тема 2. Система субъективных прав и обязанностей потребителей и их контрагентов. Субъективное право потребителя на информацию.

Определение субъективного права и субъективной обязанности потребителя и его контрагентов. Юридическая связь субъективных прав потребителей и обязанностей их контрагентов.

Гражданско-правовая природа субъективных прав и обязанностей потребителей и их контрагентов. Право потребителя как субъективное гражданское право. Обязанность потребителя как субъективная гражданская обязанность. Публично-правовые элементы в содержании субъективных прав и обязанностей потребителей и их контрагентов. Классификация субъективных прав и обязанностей потребителей.

Система субъективных прав и обязанностей потребителей, продавцов (изготовителей и исполнителей) по действующему законодательству. Взаимосвязь системы прав и обязанностей потребителей с системой прав и обязанностей продавцов (изготовителей, исполнителей).

Нормативные акты, определяющие права и обязанности потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя).

Основания возникновения субъективных прав и обязанностей потребителей, а также продавцов, изготовителей и исполнителей. Особенности возникновения, осуществления и защиты прав потребителей в случае заключения публичного договора и договора присоединения. Юридическая ответственность продавца и исполнителя за уклонение и/или отказ от заключения договора с потребителем.

Юридическое значение систематизации прав и обязанностей потребителей и их контрагентов.

Механизм охраны прав потребителей и его элементы. Механизм реализации прав потребителей. Механизм защиты прав потребителей.

Основные способы защиты прав потребителей. Самозащита прав потребителей.

Злоупотребление потребителями своими правами.

Понятие и содержание права потребителя на информацию. Место права потребителя на информацию в общей системе прав и обязанностей потребителей.

Общие требования, предъявляемые к предоставляемой потребителю информации (потребительской информации). Достоверность потребительской информации. Ее полнота. Формы доведения информации до потребителя: устная, письменная, демонстрация товара и др. Наглядность и доступность формы доведения информации до потребителя. Правовая природа предоставляемой потребителю информации. Момент доведения информации до потребителя. Специальные требования к потребительской информации.

Три категории информации по законодательству о ЗПП.

Информация об изготовителе (исполнителе) и продавце товара (работы, услуги). Профиль деятельности. Организационно-правовые формы юридических лиц - продавцов (изготовителей, исполнителей). Наименование продавца (изготовителя, исполнителя). Фирменное наименование. Местонахождение. Информация, которая предоставляется потребителю индивидуальным предпринимателем. Информация о режиме работы продавца и исполнителя.

Информация о товарах (работах, услугах). Общие нормативные требования, предъявляемые к информации о товарах (работах, услугах). Специальные нормативные требования к информации о товарах (работах, услугах). Требования, предъявляемые к информации о продуктах питания. Требования, предъявляемые к информации о непродовольственных товарах. Информация о работах (услугах).

Способы доведения информации до сведения потребителей.

Реклама как способ доведения информации до потребителей. Понятие рекламы. Виды рекламы. Правовое регулирование рекламы в РФ. Нормативные требования, предъявляемые к рекламе. Полномочия антимонопольных органов в сфере рекламы. Недобросовестная реклама. Защита потребителей от недобросовестной рекламы. Контрреклама. Юридическая ответственность за ненадлежащую рекламу.

Виды нарушений права потребителя на информацию. Недостоверная и неполная информация. Предоставление информации о товаре, работе, услуге на иностранном языке. Правовые последствия нарушения права потребителя на информацию. Юридическая ответственность за нарушение права потребителя на информацию. Презумпция отсутствия специальных знаний у потребителя.


Тема 3. Субъективное право потребителя на безопасность товаров, работ и услуг.

Понятие безопасности товаров (работ, услуг). Нормативные определения безопасности. Обычные условия использования, хранения, транспортировки и утилизации товаров (работ, услуг). Гражданско-правовое и публично-правовое обеспечение безопасности товаров (работ, услуг).

Понятие и содержание права потребителей на безопасность товаров (работ, услуг). Место права потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) в общей системе прав и обязанностей потребителей.

Ограничения действия принципа свободы договора в целях обеспечения безопасности товаров, работ и услуг.

Основные средства обеспечения безопасности товаров (работ, услуг). Понятие средства обеспечения безопасности товаров (работ, услуг). Классификация средств обеспечения безопасности товаров (работ, услуг).

Срок годности и срок службы - средства обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей, окружающей их природной среды. Понятие срока годности и срока службы. Отличия срока годности и срока службы. Порядок установления и исчисления срока службы и срока годности. Установление срока службы как право и обязанность. Юридическая ответственность контрагентов потребителя за вред, причиненный потребителю в течение срока службы и срока годности. Последствия использования потребителем товаров (работ) по истечении срока службы и срока годности. Последствия неустановления срока службы и срока годности.

Правила пользования, хранения, транспортировки и утилизации товаров (работ, услуг) как средство обеспечения безопасности.

Техническое регулирование как правовое средство обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей, а также качества товаров, работ и услуг. Законодательство о техническом регулировании. Документы по техническому регулированию и их юридическое значение.

Иные средства обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей. Приостановление производства (реализации) товаров (работ, услуг), в отношении которых стало известно, что они могут причинить вред. Снятие опасных для жизни и здоровья потребителей товаров (работ, услуг) с производства. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара.

Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия потребителей в РФ и РТ. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства, к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства, к продукции, ввозимой на территорию РФ, к организации питания населения, к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, к жилым помещениям.

Юридическая ответственность за нарушение субъективного права потребителя на безопасность товаров, работ и услуг.
Тема 4. Субъективное право потребителя

на надлежащее качество товаров, работ и услуг.

Понятие качества товаров, работ и услуг. Надлежащее и ненадлежащее качество товаров, работ, услуг. Обычный недостаток и существенный недостаток (существенное нарушение требований к качеству). Явный и скрытый недостаток.

Правовые способы определения качества товаров, работ и услуг и их соотношение. Соответствие товара (работы, услуги) условиям договора, стандартам, обычно предъявляемым требованиям и целям использования. Понятие «обычное качество».

Понятие и содержание субъективного права потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг и его место в общей системе прав и обязанностей потребителей.

Взаимосвязь права потребителя на надлежащее качество товаров (работ, услуг) и права потребителя на безопасность товаров (работ, услуг).

Ограничения действия принципа свободы договора в целях обеспечения надлежащего качества товаров, работ и услуг.

Основные средства обеспечения надлежащего качества товаров, работ и услуг.

Понятие и правовая природа гарантийного срока. Соотношение гарантийного срока, срока годности и срока службы. Установление гарантийного срока изготовителем (исполнителем). Установление гарантийного срока продавцом. Установление гарантийного срока как субъективное право. Установление гарантийного срока на комплектующие изделия и составные части основного товара. Порядок исчисления гарантийных сроков. Правовые последствия неустановления гарантийного срока.

Обеспечение субъективного права потребителя на надлежащее качество при подготовке товаров к реализации.

Юридическая ответственность за нарушения права потребителя на надлежащее качество товаров (работ, услуг).

Правовое регулирование качества и безопасности пищевых продуктов. Определение качества и безопасности пищевых продуктов. Оборотоспособность пищевых продуктов, материалов и изделий.

Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов.

Меры государственного регулирования качества и безопасности пищевых продуктов. Нормативные документы в области качества и безопасности пищевых продуктов: государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы. Государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий. Особенности лицензирования деятельности, связанной с пищевыми продуктами и оказанием услуг в сфере общественного питания. Оценка и подтверждение соответствия пищевых продуктов, материалов и изделий, услуг в сфере розничной торговли, общественного питания, а также систем качества. Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

Общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов материалов и изделий при их разработке, постановке на производство, изготовлении, хранении, перевозках, ввозе на территорию РФ. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при расфасовке, упаковке и маркировке. Организация и проведение производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий. Экспертиза, изъятие из оборота, утилизация, уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов материалов и изделий.

Юридическая ответственность за нарушение требований по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.

Тема 5. Юридическая ответственность продавцов (изготовителей, исполнителей). Субъективное право потребителя на возмещение вреда.

Понятие и виды правовых последствий нарушения прав потребителей. Отраслевые виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей. Административная и уголовная ответственность за нарушение прав потребителя.

Нормативные акты, определяющие вопросы гражданско-правовой и иной ответственности продавцов (изготовителей, исполнителей). Законодательство РТ об административной ответственности за нарушение прав потребителей.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя. Особенности общих условий наступления гражданско-правовой ответственности по законодательству о защите прав потребителей. Усеченный состав гражданского правонарушения.

Обстоятельства, освобождающие продавца (изготовителя, исполнителя) от гражданско-правовой ответственности за причиненный вред. Бремя доказывания этих обстоятельств.

Установление ответственности продавцов (изготовителей, исполнителей) в договоре. Возможность ограничения гражданско-правовой ответственности перед потребителем в договоре.

Формы гражданско-правовой ответственности за причинение имущественного вреда. Убытки и неустойка как основные формы гражданской ответственности за нарушение прав потребителей. Понятия «убытки» и «вред». Особенности взыскания убытков по законодательству о ЗПП. Бремя доказывания убытков.

Возмещение вреда, причиненного имуществу. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью. Лица, имеющие право требовать возмещения вреда. Лица, которые обязаны возместить причиненный вред. Случаи ответственности за вред продавца и исполнителя. Случаи ответственности изготовителя. Случаи ответственности за вред независимо от времени его причинения. Соотношение деликтной и договорной ответственности по законодательству о ЗПП.

Понятие и виды неустоек по законодательству о защите прав потребителей. Договорная неустойка в сфере защиты прав потребителей. Особенности исчисления и взыскания неустоек по делам о защите прав потребителей.

Компенсация потребителю морального вреда. Источники правового регулирования отношений по компенсации морального вреда. Понятие морального вреда. Формы проявления морального вреда. Размер и форма компенсации морального вреда. Нормативные критерии определения размера компенсации морального вреда. Вина как условие компенсации морального вреда. Компенсация морального вреда независимо от вины. Учет степени физических и нравственных страданий, индивидуальных особенностей потерпевшего, иных заслуживающих внимания обстоятельств. Имущественный ущерб и моральный вред. Исковая давность и требование о компенсации морального вреда.

Иные формы гражданско-правовой ответственности за нарушения прав потребителей. Применение принудительной ликвидации юридического лица за нарушение прав потребителей.

Меры оперативного воздействия, применяемые к нарушителям прав потребителя. Самозащита прав потребителей.

Понятие права потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги). Место права потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги) в общей системе прав и обязанностей потребителей.
Тема 6. Охрана прав потребителей при продаже товаров.

Источники правового регулирования отношений с участием потребителей при продаже товаров.

Последствия продажи потребителю товаров с недостатками. Недостатки, за которые отвечает продавец. Право выбора требований, предъявляемых к продавцу.

Порядок безвозмездного устранения недостатков. Устранение недостатков силами потребителя или по его поручению третьим лицом и возмещение ему соответствующих расходов. Соразмерное уменьшение цены за товар. Порядок замены товара с недостатками. Расторжение договора купли-продажи с участием потребителя и возмещение убытков. Порядок и правовые последствия расторжения договора купли-продажи с участием потребителя.

Последствия приобретения недоброкачественных продовольственных и иных товаров, на которые устанавливаются сроки годности.

Порядок предъявления требований по поводу приобретенных товаров с недостатками.

Правовые последствия продажи потребителю технически сложного товара с недостатками.

Доказательства, которые могут представляться в подтверждение факта покупки товара. Письменные и устные доказательства. Условия, при которых требования потребителя подлежат удовлетворению. Установление причин выхода товаров из строя, возникновения недостатков. Проверка качества и экспертиза качества товара.

Доставка товара для устранения недостатков или замены и возврата его потребителю.

Предоставление товара в безвозмездное пользование потребителя на время замены или устранения недостатков в товаре.

Сроки обнаружения недостатков, наличие которых дает потребителю право на предъявление требований по поводу качества приобретенного товара.

Имущественная ответственность за нарушение сроков выполнения требований потребителя. Нарушения, за которые установлена имущественная ответственность перед потребителем в форме неустойки. Размер неустойки. Иные последствия нарушения сроков выполнения требований потребителя.

Расчеты с потребителем в случае замены товара с недостатками и расторжения договора. Расчеты в случае замены товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула). Расчет в случае замены товара с недостатками на товар другой марки (модели, артикула). Расчеты в случае расторжения договора: при повышении цены на товар, при снижении цены на товар. Расчеты с потребителем при расторжении договора купли-продажи товара в кредит.

Особенности охраны прав потребителей в договорах розничной купли-продажи и продажи недвижимости.

Обмен товаров надлежащего качества. Условия, при которых потребитель вправе обменять товар надлежащего качества. Перечень товаров, которые не подлежат обмену. Порядок обмена товаров надлежащего качества.


следующая страница >>