Учебная программа курса «История русской литературы ХIХ века - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Главнейшие особенности развития русской литературы ХIХ века. 1 78.48kb.
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... 1 311.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины К. филол н., доцент каф русской... 1 209.19kb.
Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса отделения журналистики... 6 1024.31kb.
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» 3 713.25kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление: 050300. 1 227.91kb.
Программа дисциплины «Проблемы нарушения и защиты прав человека в... 1 134.82kb.
Программа дисциплины «История русской музыки» 1 292.48kb.
Программа курса история отечественной литературы 3 1105.66kb.
Урока по теме: "Значение христианства в истории России, живописи... 1 30.6kb.
Учебная программа для специальности: 1-23 01 13 «Историко-архивоведение» 2 403.13kb.
Воспитание духовенством нравственного отношения населения к проблеме... 1 75.04kb.
- 4 1234.94kb.
Учебная программа курса «История русской литературы ХIХ века - страница №1/1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная программа курса «История русской литературы ХIХ века (первая половина)» предназначена для студентов филологических факультетов, изучающих историю русской литературы, и является частью более обширного курса – «История русской литературы ХIХ века». Программа дает представление о развитии литературного процесса в первой половине ХIХ векав, отражает его сложность и многообразие. Рассматриваются ведущие художественные системы данного периода – романтизм и реализм, а также преломление их основных принципов в творчестве крупнейших писателей этого времени. Специфику культуры этого периода составляет ее переломный характер, интенсивность философских и духовных поисков, поэтому особое внимание уделяется их отражению в литературе. Эстетическое разнообразие искусства требует усиленного внимания к теоретико-литературным вопросам, анализу различных единиц литературного процесса.

Задача курса -- сформировать у студентов четкие представления о литературной ситуации этого периода, дать им навыки анализа произведений различной эстетической природы, относящихся к литературе первой половины ХIХ века.

Программа курса адресована студентам филологических специальностей Республики Беларусь, составлена в соотвестсвии с требованиями общеобразовательного стандарта (34  а/ч – по специальности 1-21 05 02 – «Русская филология»).

Учебная программа курса

ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА

Социально-политическая обстановка в России в начале XIX века.

Своеобразие общественно-литературной ситуации. Традиции просветительского «осьмнадцатого столетия» (Радищев) в литературе и культуре нового времени. Кризис просветительской философии и эстетики. На пути от классицизму к предромантизму. Литературные общества, кружки и салоны, основные литературно-эстетические концепции и тенденции в развитии литературного процесса.

Творчество Г.Р. Державина в XIX веке. Салон Державина.

"Вольное общество любителей словесности, наук и художеств", его участники, поэты-"радищевцы" (И. Пнин, И. Борн, В. Попугаев, А. Востоков, А. Ермолаев и др.).

Эволюция сентиментализма. "Дружеское литературное общество" В. Жуковского и А. Тургенева, разнообразие эстетических тенденций. Оссиан в русской литературе.

Творчество В. Озерова, сочетание классицистических и сентименталистских черт, актуальность в канун наполеоновской агрессии.

Переводческая деятельность Н.И. Гнедича. Его место в русской культуре этой эпохи.

Возникновение романтизма в русской литературе (В. Жуковский, К. Батюшков, И. Козлов). Характерные особенности проблематики, поэтики.

Полемика между сторонниками "старого" и "нового" слога русского языка, шишковисты и карамзинисты. Организация общества "Беседа любителей русского слова" и его роль в литературном движении эпохи. Общество «Арзамас», обстоятельства его появления и место в литературной жизни 10-х годов.

Творческая деятельность Н.М. Карамзина, его эстетическая позиция. Языковая реформа Карамзина. Журнал "Вестник Европы", "История государства Российского", её общественно-литературное значение.

В. Нарежный —"родоначальник русских романистов" (В. Белинский).

Кружок А. Шаховского (А. Грибоедов, П. Катенин). Салон А.Н. Оленина.

Значение Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания, её отражение в художественной литературе. «Письма русского офицера о военных происшествиях 1812 года» Ф. Н. Глинки. Декабризм как историческое явление. «Союз Спасения», «Союз Благоденствия», Северное и Южное общество, их связь с литературными обществами "Зеленая лампа" и "Вольное общество любителей российской словесности". Журналы "Соревнователь просвещения и благотворения", «Невский зритель», «Сын отечества», альманах "Полярная звезда".

Кружок С.Е. Раича (М. Погодин, С. Шевырев, В. Титов, Ф. Тютчев).

«Философское» направление в русской литературе. «Общество любомудрия» (Вл. Одоевский, И. Киреевский, Д. Веневитинов), эволюция религиозно-философских и эстетических взглядов членов общества, роль в развитии русской литературы. Влияние поэтических оснований философии Шеллинга на русскую литературу.

Тема европейских революций в творчестве русских литераторов.

Восстание на Сенатской площади в 1825 году. Декабристская тема в русской литературе и в истории общественной мысли.


К.Н. БАТЮШКОВ (1787 — 1855)


Судьба К. Н. Батюшкова. выступления против эпигонов классицизма и сентиментализма ("Видение на берегах Леты", "Певец в Беседе любителей русского слова"). Батюшков как теоретик и продолжатель традиций «легкой» поэзии. Сближение с карамзинистами, участие в «Арзамасе». Разработка жанров элегии и дружеского послания, поиск новых форм и художественных идей. Эпикурейские мотивы в первый период творчества, тема тайного братства поэтов («Мои пенаты», «Вакханка»), культ прекрасного, идеал нравственного раскрепощения личности («Пробуждение», «Таврида»). «Маленькая философия» Батюшкова. Темы лени, сладострастия и праздности, их эстетическая функция. Проблематика произведений, посвященных войне 1812 г. ("К Дашкову", "Переход через Рейн", "Переход русских войск через Неман"). Мотивы трагической любви ("Мой гений", "Разлука"), извечного разлада поэта с действительностью ("Умирающий Тасс"). Соотношение переводного и оригинального в творчестве поэта. Антологические стихотворения ("Из греческой антологии", "Подражание древним"). Нарастание пессимистических мотивов ("Изречение Мельхиседека"). Художественное мастерство поэта: пластичность образов, психологизм.

Проза Батюшкова. Нравоучительная и морализаторская направленность программных сочинений («Речь о влиянии легкой поэзии на язык», «Прогулка в Академию художеств», «Предслава и Добрыня»).

Оценка «Опытов в стихах и прозе» А. С. Пушкиным.

В.А. ЖУКОВСКИЙ (1783 — 1852)


Основные вехи жизни и творчества. Первые литературные опыты.

Образная структура и жанровые принципы элегии. «Сельское кладбище» и дальнейшее развитие жанра элегии в творчестве Жуковского («Вечер», «Славянка»). Эстетическое кредо поэта. Элегии «Таинственный посетитель», «Невыразимое», «Минувших дней очарованье». Песни и романсы. Интимная лирика («Мой друг, хранитель, ангел мой», «К ней» и др.).

Жуковский и Отечественная война 1812 года. «Певец во стане русских воинов», соединение интимно-лирического содержания с патриотическим пафосом.

Литературно-эстетическая позиция Жуковский и «Арзамас». Тема поэта и поэзии в его творчестве. Сборник «Für Wenige» («Для немногих»).

Педагогическая деятельность Жуковского.

Баллады Жуковского—утверждение нового жанра в русской поэзии. Поэтика баллад, обращение к образам русских народных легенд и поверий («Светлана»). «Благоухающая прелесть романса» (Белинский) в балладах Жуковского («Людмила», «Кассандра», «Двенадцать спящих дев», «Вадим», «Эолова арфа»).

Жуковский — «гений перевода». Переводы Гёте, Шиллера, Саути, Байрона, Скотта. Перевод «Одиссеи» (1849) и др. Диапазон творческой деятельности, её значение для русской национальной культуры.

Жуковский—основоположник русского романтизма. Жанровое многообразие лирики Жуковского (оды, басни, поэмы, сказки, послания, посвящения, миниатюры, эпиграммы).

Новаторство Жуковского в изображении внутреннего мира человека, душевных переживаний, психологизм, интонации живой речи, богатство строфических построений, новые поэтические размеры, гармония звукосочетаний.

Белинский, Пушкин, поэты-декабристы о Жуковском.

Научная полемика (А.Н. Веселовский, Г. Гуковский, И. Семенко, А. Янушкевич) об особенностях романтизма Жуковского.

И.А. КРЫЛОВ (1769 — 1844)


Роль и место Крылова в истории русской литературы и культуры. Жанровое и тематическое многообразие художественного наследия писателя. Просветительские традиции в творчестве Крылова и их судьба. Шутотрагедия «Трумф, или Подщипа» — пародия на классицистические трагедии XVIII века. Пародирование галломании и сентиментализма, утверждение идеалов национальной культуры ("Модная лавка", "Урок дочкам"). Усвоение Крыловым-баснописцем творческих традиций зарубежных и отечественных предшественников (Эзоп, Лафонтен, Ломоносов, Сумароков, Хемницер и др.), новаторство его басенного искусства. Отражение в его баснях национального быта, событий социально-политической и эстетической жизни. Крылов как участник «Беседы любителей русского слова».

Отечественная война 1812 года в баснях Крылова ("Ворона и курица", "Волк на псарне", "Щука и кот", "Раздел", "Обоз", "Кот и повар"); их патриотический пафос.

Социально-политическая, этическая и нравственно-философская проблематика басен Крылова. Религиозно-философское осмысление проблемы взаимоотношения народа и власти в басне «Листы и Корни». Отношение к умозрительным концепциям «общественного блага» и «справедливого жизнеустройства» («Огородник и Философ») и ответственности мыслителя за свои взгляды («Сочинитель и Разбойник»). Народная мудрость, народное сознание как высшая ценность в художественном творчестве Крылова.

Поэтическое мастерство Крылова, язык его басен, самобытность и национальное своеобразие образов, сюжетов, богатство и разнообразие способов и приемов поэтического изображения. «Частное» и «всеобщее» в художественном пространстве его произведений («Квартет», «Кукушка и Петух»).

Значение басен Крылова в развитии русского литературного языка. Жуковский, Пушкин, Гоголь, Белинский о Крылове. Басни Крылова в произведениях русских писателей XIX века.

Крылов и белорусская литература. Его влияние на творчество Ф. Богушевича, К. Крапивы. Переводы басен на белорусский язык.


А.С. ГРИБОЕДОВ (1795 — 1829)


Своеобразие общественной и литературно-эстетической позиции Грибоедова. Раннее творчество. Участие в войне 1812 года и дипломатическая служба (Туркманчайский договор. Его место и роль в истории и культуре народов Грузии, Армении, Ирана).

. Позиция Грибоедова в литературном движении 1820-х годов, принадлежность к группе «младоархаистов». Творческое содружество с В. Кюхельбекером, П. Катениным. Грибоедов и декабристы.

"Горе от ума" — вершина русской реалистической комедии первой трети XIX века. История создания комедии. Рукописный характер бытования текста. Отражение в ней разнообразных сторон русской действительности. Проблематика и идейный смысл, система образов. Сатирическая направленность, политическая злободневность. Элементы классицизма, сентиментализма и романтизма, их преломление в комедии. Жанровые особенности «Горе от ума». Сценическое воплощение «Горе от ума». «Горе от ума» на белорусской сцене.

Интерпретация комедии в русской литературной критике. Пушкин, Белинский, Гончаров о «Горе от ума». Проблемы исследования комедии в литературоведении (истоки замысла – Ю. Тынянов, «фамусовская» Москва – Н. Пиксанов, декабристы – М. Нечкина, стиховая ткань – Б. Томашевский).

Незавершенные драматические произведения Грибоедова.

Значение Грибоедова в развитии русской литературы.


ПИСАТЕЛИ-ДЕКАБРИСТЫ


Социально-политические, философские и эстетические взгляды декабристов. Война 1812 года в их жизни и творчестве. Участие в тайных обществах, в литературных кружках и салонах. Основные темы и жанры их поэзии, прозы, драматургии. Внимание декабристов к историческому прошлому Родины. Полемика с историографическими концепциями Н.М. Карамзина. Оценка декабристами национальной самобытности русской литературы, устного народного творчества, близость их поэтики классицистическим и романтическим канонам. Стремление создать образ героя-гражданина. Жанры гражданской лирики и романтической поэмы.

В.Ф. Раевский — "первый декабрист". Его трактаты, стихи "Певец в темнице", "К друзьям в Кишеневе".

К.Ф. Рылеев, его политическая деятельность. Сатира, оды, элегии ("Временщику", "Гражданин", "На смерть Байрона"). "Думы" Рылеева, предисловие к «Думам». Поэма "Войнаровский", драматические замыслы ("Наливайко", «Богдан Хмельницкий»).

Агитационные песни, написанные в соавторстве с А. Бестужевым. Место Рылеева среди писателей-декабристов и его значение в истории русской литературы.

В.К. Кюхельбекер. Лицейская юность. Дружба с Пушкиным. Архаика и романтическое своеобразие. Статья "О направлении нашей поэзии…" "Траурные" стихотворения "Тень Рылеева", "Памяти Грибоедова". "19 октября 1838 года", "Участь русских поэтов". Историческая драма "Прокопий Ляпунов".

А.А. Бестужев-Марлинский. Участие в Северном обществе, ссылка на Кавказ. Романтическая проза. Поиски героического в историческом прошлом, цикл «ливонских повестей» («Замок Венден», «Замок Нейгауз», «Ревельский турнир», «Кровь за кровь»), условность исторического колорита, власть «идеи» над реалистической достоверностью. Художественные особенности «быстрых» повестей Марлинского. Морская тема в его творчестве ("Лейтенант Белозор", "Мореход Никитин"), светские повести ("Испытание"). «Фантастические» повести. Образ «метели» в «Страшном гаданье», его вариации в творчестве Пушкина. «Выстрел» и «бивуачные» истории Марлинского. Влияние Марлинского на раннего Гоголя, Лермонтова.

Лирика и поэма "Андрей, князь Переяславский".

А.И. Одоевский. Основные темы и жанры его лирики ("Бал", "Ответ на послание Пушкина "В Сибирь", "На перевод наш из Читы в Петровский завод", "Куда несетесь вы, крылатые страницы").

Ф.Н. Глинка, жанрово-тематическое многообразие его лирики. Стихотворения, поэмы, песни ("Карелия, или Марфы Иоанновны Романовой", "Тройка", "Песнь узника"). Тема Отечественной войны в поэзии и прозе Ф. Глинки.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1830 — 1840-х ГОДОВ


Общая характеристика социально-политической и литературно-эстетической ситуации в России в этот период. Эволюция движения "любомудров", "западники" и "славянофилы". Противоборство между охранительными и оппозиционными тенденциями в эпоху правления Николая I. Реакция различных общественных кругов России на революционную атмосферу Запада. Концепция «официальной народности» графа Уварова.

Литературно-философские кружки А.И. Герцена, Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского.

Журнально-критическая деятельность Н. Полевого ("Московский телеграф"), Н. Надеждина ("Телескоп"). Эстетика романтического идеализма ("Московский вестник", "Московский наблюдатель"). Охранительная направленность "Северной пчелы" Ф. Булгарина, Г. Греча и "Библиотеки для чтения О. Сенковского.

Авантюрно-исторические романы Ф. Булгарина ("Дмитрий Самозванец", "Петр Выжигин"), "фантастические" повести О. Сенковского.

Трагическая судьба и поэзия А. Полежаева. Натуралистические тенденции в поэме «Сашка». Мотивы обреченности и одиночества («Песнь погибающего пловца», «Песнь пленного ирокезца» и др.). Образ поэта-мученика, реалии солдатчины, военного быта и тюрьмы. Кавказские поэмы («Эрпели», «Чир-Юрт»), их реалистическая достоверность. Песни Полежаева («Сарафанчик», «Разлюби меня», «Покинь меня» и др.). Белинский, Герцен, Добролюбов о Полежаеве.

Жанрово-тематическое своеобразие творчества В. Бенедиктова и Н. Кукольника.

Прозаические жанры 30-х годов. Романтические повести А. Марлинского, Н. Полевого ("Блаженство безумия"), Вл. Одоевского. Повесть Н. Погодина "Черная немочь", повесть В. Соллогуба "Тарантас". Проза Н. Павлова ("Три повести"), Н.Полевого ("Рассказы русского солдата").

Исторические романы М. Загоскина ("Юрий Милославский, или русские в 1612 году", "Рославлев, или русские в 1812 году"), Н. Полевого ("Клятва при гробе господнем"), А. Вельтмана ("Кащей бессмертный, былина старого времени"), И. Лажечникова ("Ледяной дом") и др.

Творческий опыт П. Ершова; сказка "Конек-Горбунок".

Проза В. Даля ("Цыганка", "Бедовик", "Петербургский дворник", "Денщик", "Солдатские досуги", "Русские сказки", "Были и небылицы"); идейно-художественное своеобразие.

Переход от романтизма к реализму, к прозаическим жанрам на рубеже 30 — 40-х годов. Пушкинская эпоха и гоголевский период в развитии русской литературы и художественной культуры.

Роль и место Белинского в литературном процессе 30—40-х годов. Отзыв Белинского о литераторах прошлого и писателях-современниках.

Публикация в «Телескопе» «Философического письма» П.Я. Чаадаева. Реакция на него в русском обществе, размежевание «западников» и «славянофилов». Сущность религиозно-философских взглядов Чаадаева, его эстетические воззрения («О зодчестве»). Диалог Пушкина и Чаадаева.

Политическая, философская и эстетическая платформа славянофилов (А. Хомяков, К. и И. Аксаковы, И. и П. Киреевские), судьба культур Востока и Запада, России и Европы в религиозно-философских и социально-политических спорах эпохи (А. Кошелев, В. Одоевский, М. Погодин, С. Шевырев). Идейно-тематическое своеобразие лирики А. Хомякова, его интерес к проблемам национальной и всемирной истории. Критика чиновничьей бюрократии в творчестве К. Аксакова и И. Аксакова.

Начало творческого пути А. Герцена, И. Гончарова, Н. Некрасова, И. Тургенева, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Л. Толстого.

А.С. ПУШКИН (1799 — 1837)


Творчество А.С. Пушкина как новый этап в развитии русской литературы. Основные факты биографии.

Лицейские годы. Освоение художественных традиций русских и зарубежных предшественников. Ориентация на поэтический опыт Жуковского и Батюшкова. Дружеские связи этого периода. Интерес к сатирической традиции XVIII века ("Монах", "Бова", "Тень Фонвизина"). Стилистическое и тематическое разнообразие творчества молодого поэта. Анакреонтические мотивы. Своеобразие лирической темы в элегиях 1816 — 1818 гг. "Воспоминания в Царском Селе", синтез традиции исторической элегии и оды, державинские традиции. Влияние поэзии Батюшкова, направленность творческих исканий и самобытность поэтической манеры («Городок»). Жанр дружеских посланий. «Вечные вопросы» в творчестве Пушкина («Безверие»).

Петербургский период в жизни и творчестве Пушкина. Участие в "Арзамасе" и обществе "Зеленая лампа". Вольнолюбивая лирика Пушкина: ода "Вольность", традиции поэзии Радищева и Державина, декларация политических взглядов Пушкина; темы «уединения» и «тишины», духовной сосредоточенности в элегии "Деревня", двуплановость «Деревни», сатирическое и элегическое начала, патриотические мотивы в послании "К Чаадаеву". Понимание творчества и призвания поэта («К Н. Я. Плюсковой»), стилистические особенности и единство произведений Пушкина на тему поэта и поэзии. Политические эпиграммы. Поэма "Руслан и Людмила", функции авторской иронии, высокий элегизм, героика, установка на творческую свободу, жанровая особенность поэмы и проблема жанра в творчестве Пушкина. Фольклорные элементы в поэме. Литературная полемика вокруг "Руслана и Людмилы".

Период южной ссылки. Южные поэмы Пушкина — вершина русского романтизма 1820-х гг. Характерные черты жанра. Обращение к современности в "Кавказском пленнике"; герой поэмы как обобщение характерных черт поколения. Эволюция романтической поэмы. "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан". Эстетика контрастов. «Байронические» настроения в романтических поэмах Пушкина. Пушкин и Байрон. "Цыганы" — итог развития жанра романтической пушкинской поэмы. Трагедия романтического героя, проблема свободы в поэме. Образ Алеко. «Естественный человек» Руссо. Полемика вокруг пушкинских поэм. Тематическое разнообразие лирики периода южной ссылки; мотивы изгнания, разочарования, стремления к свободе. Обращение к образу Овидия («К Овидию»). Любовная лирика. Тираноборческие мотивы ("В.Л. Давыдову", "Кинжал"). Идейный кризис 1823 г. Стихотворения "Демон" и "Свободы сеятель пустынный…" Наполеоновская тема в лирике Пушкина. Художественная интерпретация жанра баллады в «Песне о вещем Олеге», лирическое и эпическое в произведении. Мотив рокового предсказания в творчестве Пушкина. Начало работы над "Евгением Онегиным".

Ссылка в Михайловское как новый этап в творчестве Пушкина. Лирика михайловского периода. Итоговый и программный характер стихотворения «К морю». Поэтическое воссоздание духа различных культур и эпох ("Подражание Корану", "Клеопатра", "Вакхическая песня", "Сцена из Фауста", "С португальского", "Песни о Стеньке Разине" и др.). Тема поэта ("Разговор книгопродавца с поэтом", "Андрей Шенье", "Пророк"). Тема дружбы («19 октября» 1825 г.). Интимная лирика этого периода («Желание славы», "Сожженное письмо", "Я помню чудное мгновенье"). Особенности выражения философского содержания («Движение», «Если жизнь тебя обманет…») и народного сознания, его понимания («Жених», «Зимний вечер») в лирике.

Поворот к «поэзии действительности» в поэме «Граф Нулин». Концептуальный характер этого произведения для творчества Пушкина.

"Борис Годунов" — историческая трагедия нового типа в русской литературе. Национально-историческая и нравственно-философская проблематика пьесы. Система образов, композиция, стиль и стих "Бориса Годунова". Пушкин и Шекспир. Пушкин и Карамзин. Образ летописца. Нравственная сторона «летописания» и творчества. Проблема власти и народа в "Борисе Годунове". Смысл ремарки "народ безмолвствует".

Возвращение Пушкина из ссылки. Пушкин и декабристы. Пушкин и Николай I. Особенности мировоззренческой позиции Пушкина ("Стансы", "Во глубине сибирских руд", "Арион", "19 октября 1828", "Друзьям").

Образ Петра в творчестве Пушкина, его сложность и противоречивость. Поэма "Полтава". Образы Марии и Мазепы. Стилистическое своеобразие поэмы. Лирика Пушкина конца 20-х гг., её философская проблематика ("Воспоминание", "Анчар", «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных»). Цикл стихов, посвященных теме поэта («Пророк», «Поэт», «Поэту», "Поэт и толпа"). Возвышение поэзией размышлений о жизни и смерти, сочетание простоты формы с глубиной проникновения в духовный аспект бытия в философской лирике Пушкина.

Художественная проза Пушкина. Программный характер статьи «О русской прозе» (1821). Работа над историческим романом «Арап Петра Великого» (1827).

Болдинская осень. Завершение работы над "Евгением Онегиным". Творческая история романа, отражение в ней духовной эволюции Пушкина. Своеобразие "Евгения Онегина" как романа в стихах. Образ автора. Образы главных героев. Онегин и «лишние люди» 1830 — 1840-х гг. Композиция романа, его стилевые особенности. "Евгений Онегин" как "энциклопедия русской жизни". Роман Пушкина в оценке литературной критики.

"Повести Белкина" — начало русской реалистической прозы. Разнообразие и необычность тематики. Значение образа Белкина для понимания цикла. Свободная природа принципов циклизации. Проблема человеческого счастья и вера в добро, их определяющее влияние на художественные особенности цикла. Образ «маленького человека». Художественная установка на простоту. Пародийная интерпретация сюжетных шаблонов сентиментальной и романтической прозы.

"Маленькие трагедии": проблематика, образы, художественное своеобразие цикла. Источники. Вопрос о «всемирной отзывчивости» Пушкина.

Лирика болдинской осени ("Бесы", "Элегия" и др.).

Вторая болдинская осень. Поэма "Анджело", её нравственная проблематика. Поэма "Медный всадник". Вопрос о правде личности и государства. Петр и Евгений. Художественные особенности поэмы, ее символический характер.

Стихотворение "Осень", национальный пейзаж в творчестве Пушкина.

"Пиковая дама". Темы демонической власти денег и безумия, одержимости, мифологические структуры и стилистические особенности произведения. Образ Петербурга. Духовная трагедия Германа, Герман как герой нового типа. Фантастическое и реальное в повести.

Идея единства интересов народа и старинного дворянства в "Дубровском". Вопрос о незавершенности произведения и его «мелодраматической» составляющей.

Сказки Пушкина, их своеобразие, связь с фольклором. "Песни западных славян", история создания.

Пушкин как историк ("История Пугачева", "История Петра I"). Пушкинская концепция "старого дворянства" и "новой знати".

"Капитанская дочка", её идейно-художественное своеобразие, образная система. Изображение казачье-крестьянского восстания. «Капитанская дочка» — первый в русской литературе реалистический исторический роман. «Капитанская дочка» как «семейная хроника». «Мемуарная» составляющая романа, реалистическая и символическая природа художественных образов, деталей, сюжетных коллизий, композиция романа, роль эпиграфов. Нравственная проблематика. Образы Пугачева и Екатерины. Образ Петра Гринева.

«Путешествие в Арзрум», разрушение сентиментально-дидактической поэтики. Открытие художественных возможностей жанра путевого очерка. «Путешествие в Арзрум» и «Герой нашего времени».

Последние произведения Пушкина. Тема поэзии и искусства. «Египетские ночи». Исповедальный характер произведения. Образ Чарского. «Каменноостровский» цикл — итог духовного пути Пушкина («Отцы пустынники и жены непорочны…», «Мирская власть», «Из Пиндемонти», «Когда за городом, задумчив, я брожу», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Замыслы Пушкина последних лет.

Эстетические взгляды, критические работы Пушкина, основные темы и жанры его публицистики. Участие в «Литературной газете», издание журнала «Современник». Статьи о Радищеве. Сотрудничество с Гоголем. Пушкин и Даль. Гибель Пушкина.

Значение Пушкина как величайшего русского национального поэта. Мировое значение Пушкина. Творчество Пушкина в современном литературоведении.

Традиции Пушкина в белорусской литературе. Переводы произведений Пушкина на белорусский язык. Классики белорусской литературы о Пушкине.


ПОЭТЫ «ПУШКИНСКОЙ ПЛЕЯДЫ»


Влияние Пушкина на поэтов-современников. Родственность тематики, жанров, стиля в творчестве Д. Давыдова, П. Вяземского, А. Дельвига, Н. Языкова, Е. Баратынского, Д. Веневинтова. Своеобразие каждого из них, признаки общей стиховой культуры. Понятие «пушкинская плеяда».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (1814 — 1841)


М.Ю.Лермонтов — преемник А.С.Пушкина и декабристов. Выражение в его поэзии идей и настроений прогрессивной русской общественности, Лермонтов как поэт «сдвига времен».

Семейная трагедия Лермонтова. Воспитание и образование.

Ранняя лирика, ее романтический характер, свободолюбивые мотивы («Жалоба турка», «Предсказание», «Парус»). Накопление творческих импульсов. Идейные и творческие искания: развитие декабристских настроений, традиции Пушкина, Байрона, Шиллера, Гете. Тема избранничества, неизбежной гибели («Когда к тебе молвы рассказ», «Послушай! Вспомни обо мне», «1831-го июня 11 дня, «Предсказание», «Нет, я не Байрон»). Любовная лирика, ее «байронический» и биографический пласты («Она не гордой красотою», «Нищий»). Темы национальной чести, правого суда. Единство частного, конкретного и общечеловеческого, вселенского. Юношеские поэмы. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Интерес к кавказскому фольклору и истории. «Измаил-бей», гегелевская концепция истории в произведении.

Период действия и поиска новых художественных принципов. Ранняя проза («Вадим») и драматургия Лермонтова («Испанцы», «Странный человек» и др.). Идейно-художественная проблематика пьесы «Маскарад», «железный стих» драмы, обличение «героев» своего времени. Преемственная связь с «Горем от ума» Грибоедова. Мотивы «маски», «игры».

Период зрелого творчества. «Смерть поэта» как выражение политического протеста, бескомпромиссности в обличении явных и тайных виновников гибели Пушкина. Следствие и ссылка на Кавказ Осуждение общественного индифферентизма, бездушия, паразитизма и пошлости дворянства («Дума», «1 января», «Прощай, немытая Россия…»). Мотивы свободы («Узник», «Пленный рыцарь»). Наполеоновская тема в поэзии Лермонтова («Два великана», «Воздушный корабль»). Социально-философская проблематика лермонтовской лирики.

«Мысль народная», чувство Родины в творчестве Лермонтова («Бородино», «Родина»). Переживание разрыва между народной и европеизированной Россией. Поиск единства в истории и культуре. Образ поэта-гражданина («Поэт», Пророк»). «Песня про купца Калашникова», ее связь с народным творчеством.

Идейно-тематическое и жанровое своеобразие романтических поэм последнего периода творчества. «Демон». Легендарное и субъективное начала в поэме. Мотивы кавказского фольклора в «Демоне» и «Мцыри». Утверждение активного, свободолюбивого героя. Лермонтов и Восток. Национальная самобытность лермонтовской поэзии.

Развитие реализма в творчестве Лермонтова. Сатирическая поэма «Тамбовская казначейша». «Княгиня Лиговская», ее место в творчестве Лермонтова.

Проблемы войны и мира в творчестве Лермонтова. Лермонтов на военной службе, участие в войне на Кавказе. «Валерик» — первое слово против войны в русской литературной баталистике XIX века.

Роман «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. Жанры путевого очерка и дневника в составе романа. Традиции прозы Пушкина. Печорин как тип и характер. Печорин и Онегин. Печорин — герой и жертва времени. Сюжетная роль и идейно-художественная функция образов Бэлы, Максима Максимовича, княжны Мери, Веры, Вернера. Повествовательная структура, особенности сюжета и композиции. Гоголь и Чехов о языке романа Лермонтова.

Стихи из записной книжки, подаренной Вл. Одоевским («Спор», «Выхожу один я на дорогу», «Листок», «Сон», «Пророк», «Утес», «Нет ни тебя», Выхожу один я на дорогу», «Морская царевна», «Тамара», Свидание»). Хроника последних месяцев жизни и творчества.

Неосуществленные замыслы Лермонтова. Толстой о Лермонтове. Значение Лермонтова в истории русской и зарубежной литературы и культуры.


Лермонтов и белорусская литература. Белорусские писатели о Лермонтове. Переводы произведений Лермонтова на белорусский язык. Традиции Лермонтова в белорусской литературе.

Н.В. ГОГОЛЬ (1809 — 1852)


Формирование мировоззрения Н.В.Гоголя. Первые произведения Гоголя, судьба «Ганца Кюхельгартена». Значение жанра идиллии в творчестве Гоголя.

«Вечера на хуторе близ Диканьки». Особенности повествовательной структуры: единство реального и фантастического, использование фольклорных сюжетов, яркость национального колорита, юмор «Вечеров на хуторе близ Диканьки», красочно-поэтическое воспроизведение казачье-крестьянского быта. «Страшная месть», ее художественное, религиозно-философское, историко-литературное значение для творчества Гоголя. Образ рассказчика в цикле, его роль и значение, история создания «циклов».

Интерес Гоголя к истории, педагогике, публицистике.

«Миргород». Гоголевский смех и его художественное выражение («Старосветские помещики», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Народная основа гоголевского смеха, элементы народно-праздничной культуры в его произведениях (М. Бахтин). Черты гротескного реализма. «Тарас Бульба» — первая национально-историческая эпопея. Жанрово-стилевое своеобразие, «мысль народная». Изображение в произведении двух «миров» и двух типов культуры. Карнавальные элементы в произведении.

Петербург в жизни и творчестве Гоголя. «Петербургские повести» в сборнике «Арабески». Углубление социальной проблематики. Петербург в произведениях Пушкина и Гоголя (сопоставление). Своеобразие фантастического, переосмысление романтического мироощущения и романтической поэтики в «петербургских повестях». Контраст между идеалом и действительностью в «Невском проспекте», композиция повести, синтез трагического и комического. Проблемы ответственности художника, взаимоотношения искусства и общества в повести «Портрет». Выражение в произведении религиозно-философских и эстетических взглядов писателя на творчество. Изображение социальных противоречий в «Записках сумасшедшего». Сатирическое и трагическое в образе Поприщина. Парадоксальность действительности в повести «Нос», приемы гротеска. Возвращение к теме Петербурга в «Шинели». Гуманистический пафос повести. Образ «маленького человека» у Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»). Символ и миф в повести «Шинель». Религиозно-философское содержание образа «шинели», его источники и параллели в мировой культуре. Значение «Шинели» в русской литературе. Полемика вокруг комедии.

Гоголь — драматург. Значение театра в системе эстетических взглядов Гоголя. Экспериментальный характер пьес «Женитьба» и «Игроки».

Общественно-социальное и философское содержание «Ревизора» (1836 — 1842). Анекдотичность сюжета и сатирический пафос. Новаторство драматургических принципов, обращение к традиции античной комедии. Всеобщий смысл разоблачения в «Ревизоре». Образ Хлестакова. Многозначность немой сцены. Истолкование комедии автором («Театральный разъезд», «Развязка «Ревизора»).

Замысел «Мертвых душ» как «национальной поэмы». Масштабы обобщения. Особенности композиции («Повесть о капитане Копейкине», лирические отступления). Психологический план поэмы, система образов, роль внешнего портрета и детали в их раскрытии. Гротескная концепция тела. «Овеществление» бытия как его опошление (катарсис пошлости), духовный и художественный аспекты проблемы. Вопрос о жанре «Мертвых душ». Место Чичикова в сюжетной основе поэмы. Лиро-эпический характер произведения. Мотив «путешествия» в произведении, переосмысление в нем традиций жанра «хожения». Тема России, ее исторической судьбы. Образ тройки, его роль в художественной ткани поэмы. Функция лирических отступлений, вставных эпизодов. Прямое выражение авторских идеалов в лирических отступлениях. Образ автора как организующего начала; единство в нем индивидуального и обобщенного. Место первого тома в общем замысле «Мертвых душ». Полемика вокруг «поэмы» (Белинский, Герцен, К. Аксаков, С. Шевырев). Работа Гоголя над вторым томом; образы, идейно-художественная проблематика. Неосуществленный замысел третьего тома.

Духовные искания Гоголя 1840-х гг. Роль писателя в развитии русского литературного языка.

Художественное мастерство и новаторство Гоголя. Пушкин и Гоголь. Сотрудничество в «Современнике». Гоголь — литературный критик. Статьи «О малороссийских песнях», «Несколько слов о Пушкине». Мысль о «соединении Востока с Западом» в историко-публицистических работах писателя. Статьи об искусстве. Брюллов, Иванов в оценке Гоголя. Гоголь и «натуральная школа», понимание «реализма», «гоголевское направление» в русской литературе. Гоголь и Белинский (оценка повестей, «Ревизора», «Мертвых душ» .

Место Гоголя в истории русской и мировой литературы. Гоголь и белорусская культура.

А.В. КОЛЬЦОВ (1809 — 1842)


Судьба народного поэта. Песня и «дума» — основной жанр поэзии Кольцова. Органическое слияние народно-поэтических и литературных традиций, поэтизация крестьянского труда («Песни пахаря», «Косарь»), мотивы несчастливой судьбы, нужды, горя, протеста. Тема любви. «Народный стих» Кольцова, его музыкальность. Своеобразие «дум» Кольцова. Открытие нового героя в русской поэзии. Кольцов о Пушкине («Соловей», «Лес»), о Белинском («Послание В.Г. Белинскому»). Белинский и Чернышевский о Кольцове. Кольцов – классик русской песенной поэзии.

ЛиТеРАТУРА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Жуковский В.А Стихотворения, баллады (обязательный перечень на электронных носителях).

Батюшков К.Н Стихотворения (обязательный перечень на электронных носителях).

Крылов И.А. Басни.

Грибоедов А.С. Горе от ума.

Рылеев К.Ф. Стихотворения. Думы.

Пушкин А.С. Стихотворения (обязательный перечень на электронных носителях). Кавказский пленник. Бахчисарайский фонтан, Братья-разбойники, Цыганы. Евгений Онегин. Полтава. Медный всадник. Граф Нулин. Борис Годунов. «Маленькие трагедии». Повести Белкина. Дубровский. Пиковая дама. Капитанская дочка.

Лермонтов М.Ю. Стихотворения (обязательный перечень на электронных носителях). Странный человек. Маскарад. Вадим. Княгиня Лиговская. Герой нашего времени. Песня про купца Калашникова. Демон. Мцыри.

Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Невский проспект. Портрет. Записки сумасшедшего. Нос. Шинель. Коляска. Рим. Ревизор. Женитьба. Мертвые души.

Кольцов А.В. Стихотворения.

НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1.Виноградов В. В. Язык и стиль русских писателей. М., 1990.

2.История русской литературы XIX века. Под ред. В.И. Коровина. М., 2005.

3.История русской литературы. В 4 тт., М.; Л., 1980-1983.

4.История русской литературы XIX века. Под ред. С.М. Петрова. М., 1970.

5.История русской литературы XIX века. Под ред. В.И. Аношкиной, С.М. Петрова. М., 1989.

6.История русской драматургии. Л., 1987.

7.История русской поэзии: В 2 т., Л., 1968, 1969.

8.Ляпина Л. Е. Лекции о русской лирической поэзии. СПб., 2005.

9.Манн Ю. Динамика русского романтизма. М., 1986.

10.Мильдон В.И. Вершины русской драмы. М., 2002.

11.Радомская Т. И. Обретение Отечества. Русская словесность первой половины 19 века. М., 2004.

12.Развитие реализма в русской литературе: В 3 тт., М., 1972-1974.

13.Ревякин А.И. История русской литературы XIX века (первая половина). М., 1981.

14.Русская литература XIX в. 1800—1830-е годы. Хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей. М., 2000.

15.Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. Л., 1973.

16.Соколов А.Н. История русской литературы XIX века. М., 1970, 1976.

17.Словарь персонажей русской литературы. Вторая половина XVIII — XIX вв. СПб., 2000.

18.Ткачев П.И. Границы жанра. Мн., 1977.

19.Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.

20.Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.

21.Якушкин Н. И. Русская литература XIX века (первая половина). Учебное пособие для вузов. М., 2001.

ЛИТЕРАТУРА ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АВТОРАХ

В.А. ЖУКОВСКИЙ, К.Н.БАТЮШКОВ


22.Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

23.Жуковский и литература конца XVIII-XIX века. М., 1988.

24.Канунова Ф. З. Вопросы мировоззрения и эстетики В. А. Жуковского. Томск. 1990.

25.Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

26.Янушкевич А.С. Жуковский: Семинарий. М., 1985.

27.Янушкевич А. С. В мире Жуковского. М., 2006.


И.А. КРЫЛОВ


28.Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов // Полн. собр. соч.:т. 8.

29.Гордин М.Н. Жизнь Ивана Крылова. М., 1985.

30.Степанов Н.Л. Крылов. М., 1969.

31.Степанов Н.Л. Басни Крылова. М., 1969.


А.С. ГРИБОЕДОВ


32.Грибоедов в русской критике. М., 1959.

33.Грибоедов А.С. Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977.

34.Гончаров И.А. Милльон терзаний.

35.Лебедев А.А. Грибоедов. Факты, гипотезы. М., 1980.

36.Мещеряков В.П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. М., 1989.

37.Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971.

38.Фомичев С.А. Комедия Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М., 1983.

ПОЭТЫ-ДЕКАБРИСТЫ


39.Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы: Поэзия. М.; Л., 1961.

40.Литературное наследие декабристов. Л., 1975.

41.Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975.

А.С. ПУШКИН


42.А.С.Пушкин в русской критике. М., 1953.

43.Онегинская энциклопедия. М., 1999.

44.Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина // Полн. собр. соч., т. 7.

45.Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. 1813 – 1826. М.; Л., 1950.

46.Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. 1826 – 1830. М.; Л., 1967.

47.Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л., 1984.

48.Баевский В.С. «Сквозь магический кристалл. Поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А.С.Пушкина. М., 1990.

49.Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. Л., 1970.

50.Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

51.Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995.

52.Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. .М.,1988.

53.Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарии. СПб., 2007.

54.Макогоненко Г.П Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). Л., 1974.

55.Макогоненко Г.П Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). Л., 1982.

56.Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. Л., 1987.

57.Смирнов А.А. Лирика Пушкина. М., 1988.

58.Томашевский Б.В. Пушкин. Т. 1-2. М., 1990.

59.Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969.

60.Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л., 1990.

61.Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л., 1991.


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

62.Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.

63.Афанасьев В.В. М.Ю.Лермонтов. М., 1991.

64.Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове // Полн. собр. соч., т. 4.

65.Виноградов И.И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. М., 1969.

66.Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987.

67.Герштейн Э. Судьба Лермонтова. М., 1986.

68.Григорьев К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975.

69.Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. М., 1973.

70.Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985.

71.Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. М.-Л., 1964.

72.Мануйлов В.А. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. Л., 1975.

73.Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. М., 1957.

74.Мурашов А.А. Из тонких линий идеала. М., 1990.

75.Удодов Б.Т. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». М.,1989.

76.Федоров А.В. Лермонтов и литература его времени. Л., 1967.

77.Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. М., 1975.

78.Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.;Л., 1961.

Н.В. ГОГОЛЬ

79.Белинский В.Г. Статьи о «Мертвых душах». Письмо к Гоголю // Полн. собр. соч., т. 1, 10.

80.Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.

81.Гоголь: история и современность. М., 1985.

82.Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976.

83.Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М., 1959.

84.Золотусский И.П. Гоголь. М., 1979.

85.Казарин В.П. Повесть Гогля «Тарас Бульба». Киев, 1986.

86.Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Л., 1985.

87.Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.

88.Манн Ю.В. В поисках живой души. М., 1984.

89.Маркович В.М «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Л., 1989.

90.Машинский С.И. «Мертвые души» Гоголя. Л., 1989.

91.Николаев Д.П. Сатира Гоголя. М., 1984.

92.Смиронова Е.А Поэма Гоголя «Мертвые души». М., 1988.

93.Степанов Н.Л. Гоголь. Творческий путь. М., 1959.

94.Турбин В.Н. Герои Гоголя. М., 1983.

95.Храпченко М.Б. Творчество Гоголя. М., 1953.

А.В. КОЛЬЦОВ

96.Белинский В.Г. Стихотворения Кольцова. О жизни и сочинениях Кольцова //Полн. собр. соч., т.1, 9

97.Пиксанов Н.К. Кольцов // История русской литературы: В 10 т., т. 7. М.-Л., 1955.



98.Скатов Н.Н. Поэзия Алексея Кольцова. Л., 1977.

99.Тонков В.А. Кольцов. Жизнь и творчество. Воронеж, 1997.