Учебная программа для студентов (специальность нхт фототворчество) москва пояснительная записка в задачу курса «История отечественно - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа по истории для 5 класса Пояснительная записка Данная... 2 455.93kb.
Пояснительная записка Программа элективного курса «История географических... 1 133.05kb.
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность... 2 539.35kb.
Программа курса для студентов исторического факультета Москва 2006... 4 1037.19kb.
по дисциплине «Отечественная история» Специальность 080801э «Прикладная... 2 582.7kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса 7 2463.36kb.
Программа дисциплины «Проблемы нарушения и защиты прав человека в... 1 134.82kb.
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва... 1 368.97kb.
Программа курса Пояснительная записка Цель и задачи курса 1 186.09kb.
Пояснительная записка цель данного курса 1 105.27kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по музыке для 1-4... 1 284.86kb.
Программа спецкурса «Правовое регулирование обязательств по оказанию... 1 548.53kb.
- 4 1234.94kb.
Учебная программа для студентов (специальность нхт фототворчество) москва пояснительная - страница №1/3

Московский государственный университет культуры и искусств

кафедра кино и телевидения

И.В. Клопова

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ
Учебная программа
для студентов

(специальность НХТ Фототворчество)

МОСКВА

Пояснительная записка

В задачу курса «История отечественной фотографии» входит ознакомление студентов данной специализации с основными этапами становления фотографии в России; изучение творчества мастеров светописи, которые определили зарождение жанров в фотографии и своими работами ответили на вопрос: «Является ли фотография искусством?»; знакомство с фотографическими техниками, утратившими свое применение в настоящее время; подробное изучение истории научной фотографии позволяет студентам узнать безграничные возможности фотографии, природа так называемой «чистой» фотографии раскрывает глубину и ее значимость на современном этапе.

Изучение курса осуществляется в процессе лекционных, индивидуальных репетиторских занятий с педагогом, обязательного посещения фотографических и изобразительных выставок музеев, галерей, а так же самостоятельного изучения студентами рекомендуемой литературы.

В соответствии с особенностями фотографии, курс предполагает использование студентами в своих практических заданиях наработок мастеров светописи в выборе сюжета и темы, построении композиции и др. Знания в области становления художественной фотографии предоставляют студентам широкие возможности в самовыражении.

В рамках курса студенты знакомятся с произведениями классиков отечественной фотографии, начиная с самого зарождения фотографии и завершая современностью; изучают зарождение и развитие жанров фотографии, этнографическая фотография раскрывает культурно-исторические особенности России (уклад, быт, традиции). Прослеживают тесную взаимосвязь между двумя видами изобразительного искусства - фотографии и живописи, начиная с использования камеры-обскуры и новых поисков в авангарде.

Кроме того, в рамках курса подробно рассматриваются фотографические техники, которые во многом определяют специфическую природу фотографии и отражают время ее исполнения (литография, гелиография, дагерротипия, ксилография, ферротипия, альбумин, гуммиарабик, бромойль, мокроколлодионный и бромосеребряный процессы).

Особое место в курсе занимает изучение творчества выдающихся фотомастеров XIX века: С.Л. Левицкого, А.И. Деньера, Д.А. Никитина, В.А. Каррика; конца XIX и начала ХХ веков: А.О. Карелина, М.П. Дмитриева; пикториалистов: А. Мазурина, Н.П. Андреева, С.А. Лобовикова, родоначальников репортажа К.К. Буллы, новаторов в области экспериментальной фотографии 20-30-х ХХ века А.М. Родченко, Э.Лисицкого, Б.Игнатовича, классиков советского и военного репортажей А.Шайхета, М.Альперта, Е.Халдея, А.Струнникова.

Итоговой работой курса является написание студентами курсовая работа по самостоятельно выбранной теме.

Сдаче экзамена предшествует консультации по вопросам истории отечественной фотографии.

Теоретический материал курса излагается в разделе программы. Раздел состоит из введения и двух разделов.

Первый раздел: «История отечественной фотографии с первой половины XIX до начала XX веков.

Второй раздел: ««История фотографии ХХ века и современности».



Каждый раздел состоит из введения и тем.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ОТЧЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ с первой половины XIX до начала XX веков




лекции

семинары

  1. «Фотография до фотографии». История изобретения камеры-обскуры прототипа современного фотоаппарата.

2




  1. История изобретения фотографии живописцами

1

1

  1. Первые шаги фотографии - изучение Российской (Петербургской) Академией наук фотографических методов

1




  1. Дагерротипное искусство в традициях миниатюрной живописи. 1839 – 1860-е гг.

2

2

  1. Технологии раннего этапа фотографии

1




  1. История фотографических мастерских России

1




  1. Алексей Федорович Греков (А. Вокерг, И. Гутт, В.Окергиескел) – изобретатель, дагерротипист, первый российский светописец

1

1

  1. Сергей Львович Левицкий - родоначальник русской светописи

2




  1. Портретная фотография XIX – начала ХХ веков.

2

2

  1. Технологии развития негативно-позитивного метода фотографии

1




  1. Ранний военный репортаж. Зарождение документального искусства.

1

1

  1. Этнография и фотография

1

1

  1. Особенности жанровой и пейзажной фотографии XIX века

2

2

  1. Видовая, интерьерная и архитектурная фотография

1

1

  1. Пикториальная фотография новое фотографическое видение

2

2

  1. Фотографические журналы и фотографические общества XIX начала ХХ веков

1




  1. Патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Изобретатели фотографии XIX века

1




  1. Научная фотография и наука о фотографии

1

2

  1. Творчество мастера репортажа К.К. Буллы.

1




РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ ХХ века и СОВРЕМЕННОСТИ

  1. Цветная фотография.

1

15

  1. Мастера пикториальной фотографии Сергей Кузьма Иванов-Аллилуев и Александр Данилович Гринберг.

1




  1. Александр Родченко – художник – фотограф.

2

1

  1. «Искусство движения» - эстетическая утопия ХХ века.

1

1

  1. Фотограмма или «другая фотография».

1

2

  1. Военная фотография. 1941-1945 гг. Новеллистический жанр фотоповествования.

2




  1. Фотографический журнал – «Советское фото» и Прибалтийская фотография.

1

1

  1. Советская фотография 50-70-х гг.

1




  1. Современная фотография

1



ИТОГО


36

20


РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ОТЧЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ с первой половины XIX до начала XX веков

Введение


Значительные исследования в области физики, химии, оптики и механики позволившие разработать фотографический метод практического получения изображений на солях серебра.

Возникновение фотографического метода в начале XIX века. 7 января 1839 - официальная дата изобретения фотографии.



Метод дагерротипии, названный в честь художника и изобретателя Луи Жак Дагерра (1787-1851), обнародованный физиком Доменико Франсуа Араго (1786-1853) на заседании Французской Академии наук.

Метод гелиографии (от греч. «гелиос» - солнце) француза Жозефа Нисефора Ньепса (1765 – 1833). Один из первых снимков в фотографии, полученный в 1826году - «Вид из окна».

Метод калотипии (от греч. «калос» - красота) или тальботипии англичанина Вильям Генри Фокс Тальбот (1800 – 1877). Процесс тиражирования фотографии - негативно-позитивный способ.

Первая публикация по фотографии - брошюра Тальбота "Доклад по искусству фотогенического рисования, или Процесс, с помощью которого естественные объекты могут быть изображены без помощи кисти художника", 21 февраля 1839.




Тема 1.«Фотография до фотографии». История изобретения камеры-обскуры прототипа современного фотоаппарата.

Камера-обскура (от лат. оbscurus - темный) - «светонепроницаемая коробка с небольшим отверстием в центре одной из стен…» (Советский энциклопедический словарь. 1985).


Принцип действия камеры-обскуры, описанный Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.).

Первые линзы из горного хрусталя. Открытия Евклида и Аристотеля в области оптики. «Диоптрика» - наука о преломлении; «катоптрика» - наука об отражении. Принцип действия камеры (явление природы) и ее поэтапное усовершенствование.

Легенды и разногласия в вопросах изобретения камеры-обскуры.

Труды ученых средневековья, применяющих в своих работах камеру-обскуру (арабский ученый Альхазен, поляк Вителло, францисканец Роджер Бэкон, англичанин Джон Пенхам).



Изобретатели камеры-обскуры.

Изобретатели камеры-обскуры: францисканский монах Роджер Бэкон (1214-1294); художник, скульптор, архитектор, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи - автор научного описание действия камеры-обскуры (1500); неаполитанский физик Джовани Батиста делла Порта («Натуральная магия», 1560).



Усовершенствование и применение камеры-обскуры.

XVI – XVII вв.

Даниэль Барборо и его вклад в усовершенствование камеры-обскуры (собирательная линза – чечевица).

Вклад астронома Иоганн Кеплера (1571-1630) в процессы усовершенствования камеры-обскруы:



  • определил математические и физические законы отражения зеркал (1604);

  • применил камеру-обскуру для наблюдения за движением солнца (1600);

  • получил увеличение проецируемого изображения (вычислил расположение положительной и отрицательной линзы - основа современных телеобъективов), что позволило ему провести наблюдения за прохождением Меркурием солнечного диска (1607);

  • разработал теорию линз (1611);

  • выполнил камеру-обскуру в виде тента, модель нашла широкое применение у художников для правильной передачи перспективы (1620).

Изобретение Галилея (1564 – 1642 гг.) телескопа (1609).

Разнообразие вариантов камеры-обскуры, приспособленных для рисования - пантограф, «физионотрас», chiaro-oscuro, camera-lucida.

Спрос художников, граверов, архитекторов, военных, оптиков, астрономов, географов на камеру-обскуру.


следующая страница >>