Учебная дисциплина Б. 11. Новая и новейшая история стран Востока - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Учебная дисциплина Б. 11. Новая и новейшая история стран Востока - страница №1/5

ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»

Исторко-филологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_______________ /____________/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебная дисциплина Б. 3.11. Новая и новейшая история стран Востока
Направление подготовки 050100.62. Педагогическое образование
Профиль подготовки _История и обществознание
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Кафедра Всеобщей истории
Курс 3-4 семестр _5,6,7,8
форма обучения очная

Программа разработана

Доцент кафедры Колесова Е.В., к.и.н., доцент




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) __________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола

2012


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета) исторического факультета




Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


Всеобщей истории










протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 200__г.




«____»_____________200__г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения







































Раздел 1. Пояснительная записка

Цели освоения дисциплины. Курс по новой и новейшей истории стран Востока является составной частью ООП бакалавриата по профильному направлению подготовки 050100.62. - «Педагогическое образование. История и обществознание».

Как учебный курс «Новая и новейшая история стран Востока» представляет объемную дисциплину в территориальном плане (изучается огромный регион, охватывающий десятки стран Азии и Африки) и хронологическом (начало 17 в. – 1990 гг.). Особенностью истории восточных стран является то, что в период новой истории (нач.17 в. - 1918 г.) они были колониально-зависимыми странами; в период новейшего времени (1918-2000 гг.), добившись политической самостоятельности, страны Востока преодолевали социально-экономическую отсталость, искали альтернативные пути развития. Запутанная система конфессиональных, этнических и клановых отношений, «холодная война» питали внутренние и региональные конфликты, способствовали распространению сепаратизма и экстремизма, особенно исламского.



Основным предметом изучения в таком объемном и разнообразном курсе является социально-экономическая история восточных государств и народов, их политическое и культурное развитие в контексте всемирно-исторического процесса. Предмет курса рассматривается в плане сравнительного изучения социально-экономических, правовых, политических и духовных процессов развития афро-азиатских обществ, а также специфики развития отдельных стран и регионов, влияния на внутренние процессы развития стран Запада.

Цель дисциплины — изучение студентами основных закономерностей и специфики политического, социально-экономического и духовного развития стран Востока в 17 — начале 21 вв., тем самым повышение общей политической культуры профессионального историка, углубление знаний и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности; формирование самостоятельного исторического и политического мышления.

Познавательные задачи дисциплины предполагают:

дать сравнительную характеристику восточных и западных цивилизаций в начале нового времени; познакомить слушателей с особенностями восточного феодализма;

ознакомить студентов с основными вариантами политического и социально-экономического развития стран Востока в период нового времени. Выявить факторы, влиявшие на это развитие;

показать характер отношений западных и восточных обществ в изучаемый период, сформировать представление о складывании и крушении колониальной системы;

ознакомить слушателей с основными вариантами внутриполитического и социально-экономического развития стран Азии и Африки, реализованными после получения политической независимости;

дать представление об основных дискуссионных проблемах в изучении новой и новейшей истории стран Востока.



Развивающие задачи дисциплины – привитие студентам навыков работы с географическими картами, различными типами исторических источников, учебно-методической и научной литературой по проблематике курса; формирование у слушателей исследовательской мотивации, возможности самостоятельного построения и аргументированного обоснования трактовок, версий, оценок социально-экономического и политического развития стран Востока в период нового и новейшего времени.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина «Новая и новейшая история стран Востока» играет важную роль в формировании специалиста-гуманитария широкого профиля, востребованного во многих сферах учебно-преподавательской, культурно-воспитательной и управленческой деятельности, обладающего профессиональной исторической и политической культурой, способного ориентироваться в актуальных вопросах истории и современности, имеющего собственную гражданскую позицию.

Наряду с другими историческими дисциплинами, изучающими всемирную историю, данный курс входит в «вариативную» (профильную) часть профессионального цикла ООП (Б.3.11). Он дает возможность углубить знания, умения, навыки, необходимые для профессиональной деятельности и полученные при изучении базовых и смежных дисциплин.

Это связано с тем, что данный курс включает широкий комплекс политических, социально-экономических, духовных, ментальных процессов, изучаемых другими учебными дисциплинами: историей древнего Востока, новой и новейшей историей Запада, политологией, экономикой, культурологией, историей мировых цивилизаций, историей религий и другими. В свою очередь, изучение новой и новейшей истории стран Востока служит основой для дисциплин, изучающих различные аспекты развития зарубежных стран, а также помогает увидеть обусловленность и взаимосвязь исторических процессов, происходящих в России. Этим и определяется место дисциплины в учебном процессе.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате подготовки по профильному направлению 050100.62 – «Педагогическое образование. История и обществознание» у студентов формируются

общекультурные компетенции (ОК)

ОК-1 — владеет культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 — способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК-9 – способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-14 — готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

ОК-15 — способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

ОК-16 — способен использовать навыки публичной речи, владение дискуссиями, полемикой.

общепрофессиональные компетенции (ОПК)

ОПК-2 — способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОПК-3 — владеет основами речевой профессиональной культуры;

ОПК-4 — способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

ОПК-6 — способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социальной значимости содержания.

педагогические компетенции (ПК)

ПК-1 — способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных общеобразовательных учреждениях.

Студент, изучивший дисциплину новая и новейшая история стран Востока должен:

Знать:

основные закономерности и специфику развития стран Востока в период нового и новейшего времени (ОК-1, ОК-2, ОК-14, ОК-15, ОПК-2);

основные события и даты новой и новейшей истории стран Востока (ОК-1, ОК-15);

основные историографические трактовки ключевых проблем новой и новейшей истории Востока (ОК-1, ОК-2, ОПК-2);



уметь:

выделять причинно-следственные связи исторических явлений, сопоставлять исторические факты, выделять в них общее и особенное (ОК-1, ОК-15, ОПК-2);

самостоятельно работать с рекомендованными источниками и научной литературой, анализировать и сопоставлять различные концепции (ОК-1, ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6);

грамотно воспроизвести научную информацию о предмете изучения, оперировать основными терминами и понятиями, вести дискуссии по основным проблемам изучаемого курса (ОК-16, ОПК-3, ОПК-6);

применять полученные знания в профессиональной деятельности (ОПК-4, ПК-1).

Обладать навыками:

применения общенаучных и специальных методов для ведения исторического анализа, самостоятельной постановки исследуемых проблем (ОПК-2);

работы с источниками, научной литературой, картами (ОК-1, ОК-14);

использования информационных технологий (ОК-9).



Раздел 2. Структура и содержание дисциплины

2.1.Общая трудоемкость дисциплины и формы контроля по ООП. Общая трудоемкость дисциплины составляет 19 зачетных единиц, 684 часа.
Объем дисциплины и виды учебной работы по ООП


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

684

5,6,7,8

Аудиторные занятия

264

5,6,7,8

Лекции

106

5,6, 7,8

Практические занятия (семинары)

158

5,6,7,8

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

276

5,6,7,8

Вид итогового контроля: экзамен

курсовая работа

экзамен/зачет


144


5,6,7,8

7



2.2. Тематический план учебной дисциплины


п/п раздела


Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Всего


Виды учебной работы

Аудиторная работа

Индивидуальная

Работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия




Новая история стран Востока

5,6

270

52

88







130







I. Страны Востока в начале нового времени.

























.1.

Введение в курс новой истории стран Востока.

5

4

2










2

УО-4

2.

Страны Востока в начале нового времени. Складывание колониальной системы капитализма

5

4

2










3

УО-4




II. Страны Востока в XVII – середине XIX вв.

























3.

Цинская империя в XVII – перв. трети XIX

5

12

4

2







6

УО-1, УО-4

4.


Крестьянская война тайпинов в Китае.

5

12




6







6

УО-1, УО-4

5.

Япония в период сегуната Токугавы.

5

12

4

4







4

УО-1, УО-4

6.

Кризис Токугавского сегуната. Революция и реформы Мэйдзи.

5

12




6







6

УО-1, УО4

7.

Империя Великих Моголов к серед. XVIII в. Завоевание Индии англичанами.

5

8

4










4

ПР-2, УО-4

8.

Индийское национальное восстание 1857-1859 гг.

5

12




6







6

УО-1, УО-4

9.

Османская империя в XVII – XVIII вв.

5

8

4

2







4

УО-1, ПР-1, УО-4

10

Османская империя в период реформ (к.18-сер.19 вв.)

5

12




6







6

УО-1, УО-4

11

Арабские страны в период домонополистического капитализма

5

4

2










2

УО-4

13

Империя Каджаров в 18 – первой трети 19 в.

5

8

4










4

Пр-2, Уо-4

14

Бабидские восстания в Иране

5

12




6







6

УО-1, УО-4

15

Европейская колонизация Африки

5

12




6







6

УО-1, УО-4




III. Страны Востока в последней трети XIX – начале XX вв.

























16

Страны Востока в последней трети XIX – начале XX вв – основные тенденции и особенности развития.

6

5

2










3

УО-4

17

Цинский Китай во второй половине 19 – начале 20 вв.

6

16

4

6







6

УО-1, УО-4

18

Синхайская революция и провозглашение Китайской Республики (1911-1918)

6

14

2

6







6

УО-1, УО-4

19

Социально-экономическое и политическое развитие Японии в последней трети 19 – нач. 20 вв.

6

14

4

4







6

УО-1, УО-4

20

Усиление колониальной эксплуатации и национально-освободительная борьба народов Индии в последней трети 19 – нач. 20 вв.

6

8

4










4

ПР-2, УО-1, УО-4

21

Революционный подъем 1905 – 1908 гг. в Индии.

6

12




6







6

УО-1, УО-4

22

Иран в последней трети 19 – нач. 20 вв.

6

10

4










6

ПР-2, УО-4

23

Иранская революция 1905-1911.

6

12




6







6

УО-1, УО-4

24

Османская империя во второй пол. 19 – нач.20 вв.

6

10

4










6

ПР-2, УО-4

25

Младотурецкая революция 1908-1909 гг.

6

8




4







4

УО-1, УО-4

26

Турция в период правления младотурок.

6

6

2

2







2

УО-1, УО-4

27

Тропическая и Южная Африка в последней трети 19 – нач. 20 вв.

6

12




6







6

УО-1, УО-4

28

Арабские страны последней трети 19 – нач. 20 вв

6

8




4







4

УО-1, УО-4




Новейшая история стран Востока

7,8

270

54

70







146







Раздел I. Страны Востока в 1918-1945 годы

























1

Введение в курс новейшей истории стран Азии и Африки. Страны Азии и Африки в начале новейшего времени

7

10

4










6

ПР-2, УО-4

2

Национально-освободительная борьба народов Британской Индии


7

12




6







6

ПР-4, УО-1, УО-4

3

Революционная борьба в Китае за единство и независимость

7

16

4

4







6

ПР-3, УО-1, УО-4

4

Япония в 1918-1945 гг.

7

11

5










6

УО-1, УО-4

5

Монголия в 1918-1945 гг.

7

11

5










6

УО-1, УО-4

6

Образование Турецкой Республики. Внутренняя и внешняя политика.

7

11




5







6

ПР-2, УО-1, УО-4

7

Иран в 1918-1945 гг.

7

11




5







6

ПР-2, ПР-3, УО-1, УО-4

8

Афганистан в 1918-1945 гг.

7

8




2







6

Пр-3, УО-1, УО-2

9

Арабские страны после распада Османской империи.

7

8

2










6

ПР-1, УО-4

10

Подмандатная территория Палестина в 1918-1945 гг.

7

10

4










6

Пр-2, УО-4

11

Южно-Африканский Союз. Становление расистского государства.

7

10




4







6

УО-1, УО-4

12

Страны Востока в годы второй мировой войны.

7

6

2










4

УО-4




Раздел II. Страны Востока в 1945-1990-е гг.

























13

Распад колониальной системы. Складывание национальной государственности народов Востока.

8

14

6










8

ПР-1, УО-4

14

Япония в 1945-2000-е гг.

8

12

6










6

ПР-4, УО-4

15

Китай в 1945-2000-е гг.

8

16

6

4







6

УО-1, УО-4

16

Корея в 1945-2000-е гг.

8

12




6







6

ПР-2, УО-1, УО-4

17

Страны Индокитая во второй половине 20 в.

8

16




8







8

УО-1, УО-4, ПР-2

18

Индия в 1945-2000-е гг.

8

14

6










8

ПР-4, УО-4

19

Исламская республика Пакистан.

8

6

2










4

УО-4

20

Иран в 1945-2000-е гг.

8

12




6







6

Пр-3, УО-1, УО-4

21

Афганистан во второй половине 20 – нач. 21 вв.

8

14




6







8

ПР-3, УО-1, УО-4

22

Турция во второй половине 20 – нач. 21 вв.

8

10




4







6

ПР-3, УО-1, УО-4

23

Ближневосточный регион в 1945-2000 гг. Ближневосточный кризис.

8

20




10







10

ПР-2, ПР-4, УО-1, УО-4



Содержание разделов учебной дисциплины

Новая история стран Востока

ЧАСТЬ I. Страны Азии и Африки в XVII - середине XIX вв.

Тема 1. Введение в курс новой истории стран Азии и Африки. Страны Азии и Африки в начале нового времени

Предмет и задачи курса. Хронология и периодизация. Страны Азии и Африки к началу нового времени. Внутренние и внешние факторы, обусловившие особенности исторического развития стран Востока. Складывание колониальной системы капитализма, формы и методы колониальной эксплуатации.



Тема 2. Образование Цинской империи. Китай во второй половине XVII – начале XIX вв.

Династийные кризисы в истории Китая. Завоевание Китая маньчжурами и возникновение империи Цин. Особенности социально-экономического развития (формы землевладения и землепользования, города, ремесло и торговля). Политический строй цинского Китая, социальные отношения. Цинский Китай и внешний мир, русско-китайские отношения.



Тема 3. Крестьянская война тайпинов в Китае (1850-1864)

Первая опиумная война и ее последствия. Хун Сюцуань и формирование тайпинского религиозного движения. Программа и идеология тайпинов. Периодизация тайпинского движения. Формирование тайпинского государства, кризис 1856 года. Разгром тайпинов, причины и последствия их поражения.



Тема 4. Япония в период Токугавского сегуната. Особенности исторического развития Японии, сегунаты. Феодальные войны XVI века и приход к власти клана Токугава. Сегунат Токугава – полицейско-бюрократическое государство. Иерархия самурайского сословия. Особенности аграрных отношений, положение крестьян. Японский город, положение купечества. Япония и внешний мир, русско-японские отношения. Социально-экономический и политический кризис Токугавского сегуната. Насильственное открытие Японии. Ансэйские договоры 1854-1858 гг.

Тема 5. Империя Великих Моголов к середине XVIII в. Завоевание Индии англичанами. Общая характеристика империи Великих Моголов к середине XVIII века. Европейское проникновение в Индию, англо-французское соперничество. Этапы английского завоевания Индии. Роль английской Ост-индской компании. Складывание аппарата колониального управления. Основные формы и методы колониальной эксплуатации Индии. Аграрная политика англичан в Индии и ее последствия.

Тема 6. Османская империя в XVIcередине XIX в. Османская империя в начале нового времени. Внутреннее и международное положение. Русско-турецкие войны и зависимость Османской империи от европейских держав. Возникновение «восточного вопроса». Реформаторские попытки в Османской империи – реформы Селима III, Махмуда II, танзимат.

Тема 7. Империя Каджаров в в XVIIIcередине XIX в. Образование империи Каджаров Иран при первых каджарских шахах. Борьба Англии, Франции и России за влияние в Иране. Русско-иранские войны. Секта бабидов и ее идеология. Периодизация бабидского движения. Основные центры бабидских восстаний, причины поражения. Реформы Амир Низама (Таги-хана)

ЧАСТЬ II. Страны Азии и Африки в последней трети XIX-начале XX вв

Тема 8. Страны Азии и Африки в последней трети XIX - начале XX вв.

Колониальная система на рубеже эпох. Изменение форм и методов колониальной эксплуатации. Социально-экономические и политические изменения в странах Востока. Особенности развития капитализма в условиях колониального гнета и феодальных пережитков. Колониальный раздел в последней трети XIX – начале XX вв.

Тема 9. Цинская империя в последней трети XIX – начале XX века. Политика «самоусиления» и ее итоги. Особенности капиталистического развития Китая (неравномерность экономического развития регионов, роль иностранного капитала, положение китайской буржуазии, образование хуацао). Политическое развитие Цинской империи, формирование антицинской оппозиции. Реформаторское движение, Канн Ювэй. Формирование революционно-демократического направления. Сунь Ятсен. Восстание ихэтуаней.

Тема 10. Синхайская революция 1911-1913 г. Провозглашение Китайской Республики. Китай в начале XX века, кризис империи. Подъем революционного движения. Деятельность «Объединенного Союза». Учанское восстание – начало революции. Провозглашение республики и избрание Сунь Ятсена временным президентом. Расстановка политических сил в ходе революции, степень антицинских настроений китайской буржуазии. Отречение Цинской династии и передача власти Юань Шикаю. Итоги и значение Синхайской революции.

Тема 11. Революция 1868 г. и реформы Мэйдзи. Гражданская война 1867-1868 гг., свержение сегуната. Дискуссии о характере событий Мэйдзи – буржуазная революция или реформы? Буржуазные реформы 1870-х годов, основные направления, значение.

Тема 12. Капиталистическое развитие Японии в конце XIX в. Япония в период довоенного империализма. Японский вариант развития капитализма, особенности, этапы. Становление новой политической структуры. «Движение за народные права». Конституция 1889 года и ее характер. Внешняя политика Японии. Агрессия против Китая и Кореи. Японо-китайская война 1894-1895 гг. Япония в период довоенного империализма. Характер японского империализма. Агрессия Японии в Корее и Маньчжурии. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Тема 13.Индия в последней трети XIX – начале XX вв. Зарождение буржуазного национализма. Изменения в системе колониального управления Индии. Развитие капитализма, формирование индийской буржуазии. Рост национального самосознания и развитие религиозно-реформаторского движения. Деятельность Рамакришны и Вивекананды. Образование ИНК, основные течения в индийском национально-освободительном движении и их политические программы. Зарождение мусульманского общинного движения, деятельность Сайид Ахмед Хана.

Тема 14. Подъем массового антиколониального движения в Индии в 1905-1908 гг. Особенности революционного движения в Индии по сравнению с Китаем, Турцией и Ираном. Предпосылки революционного движения 1900-х годов. Движение за сварадж и свадеши. «Умеренные» и «крайние». Деятельность Б.Г. Тилака. Обострение индо-мусульманской розни, образование «Мусульманской Лиги» и «Хинду Махасабхи». Раскол ИНК. Процесс Тилака. Причины поражения революционного движения 1905-1907 гг. в Индии.

Тема 15. Иран в конце XIX - начале XX вв. Конституционная революция 1905-1911 гг. Англо-российское соперничество за Иран, формы и методы колониального проникновения, последствия для Ирана. Англо-русское соглашение 1907 года о разделе Ирана на сферы влияния. Дискуссии о характере иранских событий 1905-1911 гг. – революция или конституционное движение? Объективные предпосылки иранской революции, идеологические принципы. Периодизация революции, основные события, итоги


следующая страница >>