Тренинг это система упражнений, которая ведёт от познания себя к познанию мира и помогает наладить системы взаимоотношений с миром - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тренинг это система упражнений, которая ведёт от познания себя к познанию мира и - страница №1/1





Введение.

Данная программа базируется на авторской методике доцента кафедры режиссуры и мастерства актера МГУКИ, кандидата искусствоведения Клубкова Сергея Вячеславовича. Она адаптирована для детей младшего школьного возраста с учетом того, что для освоения тех или иных навыков им требуется больше времени. Основные упражнения тренинга модифицированы в соответствии с возрастными требованиями. Учитывая, что ведущий тип деятельности младших школьников – игра, и познание окружающего мира наиболее эффективно для них в процессе игры, считаем, что психофизический тренинг, упражнения которого носят в большинстве своем игровой характер как нельзя лучше подходят для приобщения младших школьников к театральному искусству и творчеству вообще.

Тренинг – это система упражнений, которая ведёт от познания себя к познанию мира и помогает наладить системы взаимоотношений с миром. Тренинг призван открыть скрытые резервные способности человека и повысить его самооценку. Самопознание в тренинге происходит преимущественно на телесном уровне.

В тренинг вошли как широко известные в практике подготовки актеров упражнения, часть из которых видоизменена, скорректирована с учетом методологических требований данной системы, так и специально разработанные упражнения. Но главная заслуга автора состоит в том, что вслед за живой, естественной, экологически чистой Системой элементов единого психофизического процесса (действия), открытой К.С.Станиславским, он создает единую систему упражнений тренинга этих элементов. Тренинг является естественным продолжением Системы К.С.Станиславского.

Психофизический тренинг изначально созданный для профессиональной подготовки актеров, на самом деле позволяет раскрыть любые творческие способности, дремлющие в человеке. Он формирует особое творческое мышление, творческое отношение к миру и творческое решение любых, поставленных задач.

Тренинг помогает учащимся найти общий язык для сотрудничества в творчестве, подвести ученика к самостоятельному поиску. Тогда активная позиция ученика превращает для него процесс обучения в личностно-значимую деятельность.



Цели и задачи.

Главной целью тренинга является раскрытие творческого потенциала учащихся, формирование творческого мышления и освоение творческого подхода к решению задач.

В связи с этим тренинг решает такие задачи как снятие мышечных и психологических зажимов, формирование навыков невербальной коммуникации, развитие внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы.

Краткое содержание программы.

Основой предлагаемого психофизического тренинга является Система К.С.Станиславского. Система элементов единого психофизического процесса, т.е. действия.

Таким образом, содержанием психофизического тренинга будут элементы Системы: внимание, воображение, общение, мышечная свобода, эмоциональная память. Поскольку элементы живой естественной системы тесно взаимосвязаны, они не существуют и не функционируют отдельно друг от друга. Такая особенность и является ключом данной методики, когда с помощью действия можно активизировать часть через целое или целое через часть. С учетом этого построены и все упражнения тренинга. Каждое из них, даже самое простое предполагает проработку всех элементов как единого целого.

Каждое занятие включает разминку и большие творческие упражнения.

Главной задачей разминочных упражнений является активизация работы всех элементов Системы, «разогрев» их и подготовка к работе.

Далее следует основная группа упражнений, которые отличаются значительной продолжительностью, медленным темпом исполнения и иной задачей.

Система упражнений построена так, что каждый участник тренинга идет от нереального к реальному, от неведомого к узнаваемому, от простого к сложному, постепенно, посильно, радостно. От абстрактной «Абракадабры» к самому сложному, что есть на земле – к Человеку.

Радостно. Радость – это ведущая творческая эмоция. Человек рожден для радости и любви. Особенно это важно для младших школьников. Когда занятия в радость, когда обучение превращается в увлекательную игру, процесс формирования знаний, умений и навыков становится более интенсивным и эффективным.

Посильно. Каждый может творить сегодня на своем уровне, в соответствии со своими сегодняшними возможностями, но важно отдавать творчеству всего себя, т.е. творить на пределе своих возможностей и еще чуть-чуть. Только такая работа обеспечивает шаг вперед, создавая новые возможности и открывая пространство для следующего шага. Это и означает – «посильно», т.е. по силам, не больше, но и не меньше.

Постепенно. В освоении упражнений тренинга нельзя спешить. Нельзя подгонять участников, но и не стоит их искусственно тормозить. Причем, чем меньше возраст участников тренинга, тем медленнее он проводится, тем тщательнее прорабатывается каждая ступень. Нельзя пропускать ступени или перескакивать. Движение от первого занятия до финала должно быть поступательным. Каждая неосвоенная ступень, не проработанный элемент обернется потом в работе срывом, фальшью, штампами, жестоко отомстит на сцене.

Основополагающим принципом является принцип «зерна», т.е. в самом первом и простом упражнении как в зерне заложена вся Система, все ее элементы и законы, а дальнейшие упражнения – есть развитие их. Таким образом, тренинг есть изучение живой целостной системы в развитии. От простого но целостного, живого – к сложному целостному живому. И развитие это бесконечно. Поэтому педагог, постигший суть и принципы тренинга может создавать на его основе свои собственные упражнения, являющиеся его продолжением.

Тренинг построен по принципу эволюции живой природы. От абстрактных нереальных сущностей переходим к конкретным, но не существующим и не живым, затем к механизмам и потом подходим к точке клетке. К той самой клетке, которая дала начало эволюции. Из одноклеточных простейших, постепенно меняясь, развиваясь и совершенствуясь, учащиеся проходят все ступени эволюции, вплоть до млекопитающих, и подходят к высшей ступени. Такое эволюционное развитие длится на протяжении всех занятий, занимая по времени большую его часть.


Отдельным блоком идут элементарные творческие задания. Это первые постановки на недраматургическом материале. Основа драматического театра – это действие. В рецептах приготовления пищи описываются в основном действия, кроме того, действующие лица таких «Пьес» продукты питания, что позволяет снять критерий «правильно-неправильно» и освобождает творческую активность учащихся. Знакомство с театральными и кино жанрами может проводиться при разыгрывании известных мультфильмов в заданном жанре, с последующим обсуждением. Также может быть дано задание сочинить и поставить одноминутную сказку по произвольно выбранному в книге слову. То есть это слово становится названием сказки, что и определяет ее сюжетную линию. В остальном учащиеся совершенно свободны. Для таких заданий следует разбивать учащихся на малые творческие группы: рецепты и мультфильмы требуют команд по пять-восемь человек, а сказки по 2-3 человека.

Важно отметить, что в тренинге снимаются оценочные критерии. Остается лишь один критерий: действую или бездействую. Поэтому в тренинге имеют огромное значение принципы подлинности действия. Действие всегда должно быть личностным, целенаправленным, результативным и происходить здесь, сейчас, впервые.

Все упражнения тренинга направлены к тому, чтобы вернуть человека к своему естеству, своему младенчеству, научить его заново открывать для себя мир.

Первый год обучения направлен в основном на развитие внимания, создания из детей единой творческой команды. Это не значит, что можно развивать только внимание. В нашей методике в каждом упражнении активизируются все элементы системы. Просто для первого года обучения выбираются те из них, где через все элементы включается внимание. Формируется внимание индивидуальное и внимание коллективное.

Все упражнения в нашей методике имеют развитие. На первом году обучения учащимся предлагаются самые простые и доступные формы упражнений.

Упражнения из цикла «Эволюция» проводятся не долее 10 минут. Упражнения варьируются в рамках одного отряда. Например в один день играем комаров, в другой – пауков, в третий бабочек и т.д. Этот цикл завершается упражнением, где каждый может прожить жизнь любого насекомого, каким он себя представит.

Практически все упражнения проводятся под диктовку педагогом предлагаемых обстоятельств. Педагог ведет упражнение от самого начала - до самого конца контролируя процесс и направляя его с помощью изменения предлагаемых обстоятельств.

На первом году обучения достаточно пройти путь эволюции до отряда насекомых.

Второй год обучения посвящен развитию воображения. Это значит, что все упражнения повернуты так, чтобы все элементы разогревали воображение ребенка. Кроме того, это год развития творческой индивидуальности. Обращается внимание на уникальность, непохожесть неповторяемость образов, создаваемых детьми. Каждый прекрасен в своей неповторимости.

Упражнения усложняются, например в известное всем упражнение «Зеркало» вводится элемент спонтанной передачи инициативы, без прекращения движения.

Упражнения из цикла «Эволюция» становятся более продолжительными и могут достигать 15 минут. Ребята пытаются сочинять и обживать собственные предлагаемые обстоятельства. Уже диктовка педагога становится менее детальной и касается лишь общих для всех моментов.

Сначала проводятся упражнения несуществующие и существующие механизмы, не существующие и существующие одноклеточные, затем растения, насекомые. Эти упражнения носят не только характер повторения, они повторяют сюжет, но на другом уровне в другом качестве. Далее более подробно прорабатываются рыбы, земноводные и отдельно динозавры. Кроме того, на втором году обучения можно вводить самостоятельные творческие задания для малых групп. Лучше всего, если это будут кулинарные рецепты. Важно, чтобы они были не слишком длинными и сложными, а также понятными детям второго класса. Для этих целей можно взять книгу Г.Остера с шутливыми кулинарными рецептами.



Четвертый год обучения заключительный для данной программы. Это обобщающий год. Он посвящен такому элементу системы К.С.Станиславского как общение. Здесь на первый план выступает внимание к партнеру, спонтанное развитие коллективного воображения, невербальное общение с помощью поз, дистанции, мимики, звуков в образе и в логике того или иного животного.

Упражнения разминки становятся все более сложными, и акцент в них переносится на партнерское взаимодействие в парах или группах.

Упражнения из цикла «Эволюция» длятся до 30 минут. На новом уровне проходят этапы развития эволюции. Подробно прорабатывается в упражнениях класс млекопитающих. Кроме того на этом этапе можно предложить учащимся создание коллективных импровизационных этюдов отражающих жизнь различных экологических систем: пустыни, луга, тропического леса и т.п.

В качестве творческих заданий предлагаются сказки, названием которых становится наугад выбранное в книге слово. Малые группы и короткое время подготовки позволяют максимально сконцентрировать внимание на партнерском взаимодействии учащихся. Здесь ребята впервые на практике знакомятся с понятием события, т.к. каждая сказка должна заключать одно событие.

Приблизительно треть учебного времени ежегодно отводится на подготовку концертных номеров к школьным праздникам или небольших драматических постановок. Однако важно, чтобы эти номера и постановки лежали в контексте программы соответствующего года обучения. Таким образом участие в мероприятиях не будет мешать учебному процессу, а станет логическим его продолжением.

Примерный тематический план.

(первый год обучения. 72ч.)



Тема

К-во

Часов


1

Разминочные упражнения на внимание.

28

2

Упражнения из цикла творческой импровизации «Эволюция».

21

3

Подготовка художественных миниатюр.

24


(второй год обучения 72ч.)



Тема

К-во

Часов


1

Разминочные упражнения на воображение

28

2

Упражнения из цикла творческой импровизации «Эволюция».

10

3

Творческие задания (рецепты)

10

4

Репетиции художественных номеров

24


(третий год обучения. 64ч.)



Тема

К-во

Часов


1

Разминочные упражнения на координацию.

12

2

Упражнения на развитие пространственного мышления и композиции

6

3

Упражнения на освобождение мышц и снятие психических зажимов

6

4

Упражнения из цикла творческой импровизации «Эволюция».

12

5

Творческие задания (мультфильмы в жанрах)

6

6

Репетиции постановок

12


(Четвертый год обучения.64 ч.)



Тема

К-во

Часов


1

Разминочные упражнения на внимание к партнеру.

3

2

Упражнения на групповое взаимодействие.

3

3

Упражнения на парное партнерское взаимодействие и общение.

3

4

Упражнения из цикла творческой импровизации «Эволюция».

15

5

Творческие задания (сказки по слову)

3

6

Репетиции постановок

37


Методика и технология.

Тренинг включает огромное разнообразие методических приемов и форм работы. Однако существует три принципиальных методических подхода к упражнениям, три основные дороги.

Первый подход, назовем его условно «Пигмалион», заключается в том, что один участник тренинга становится «Скульптором», другой – «глиной». «Скульптор» из «глины» создает требуемое для данного упражнения существо или механизм. Для успешной реализации этого методического приема надо, чтобы «глина» полностью доверяла «скульптору», а «скульптор» в свою очередь, брал на себя ответственность за жизнь и здоровье «глины». «Глина» должна быть мягкой, податливой, отзывающейся на любое прикосновение «скульптора», но, в то же время, четко фиксировать придаваемую ей форму. «Скульптор» должен быть бережным, тактичным по отношению к «глине», однако максимально использовать все ее физические возможности. «Скульптор» должен любить как свое произведение, так и материал. Иначе ничего не получится. Важным элементом этого методического подхода является невербальное общение. «Скульптор» старается передать с помощью формы возникший в его воображении образ и его действенную задачу, а «глина» старается через пластику своего тела постичь замысел «скульптора».

Не менее важным в этом методическом подходе является момент «одухотворения». Завершив свою работу, «скульптор» должен вдохнуть жизнь в свое творение. Это должен быть абсолютно интимный процесс. Только тот, кто создал, знает то сокровенное место, в которое войдет дух, и жизнь начнется.

Это путь созидания, сознательного творчества – от замысла к воплощению. В этом пути закладывается зерно режиссуры.

Второй методический путь – это развитие из точки. Это естественный путь живой природы. Единственная живая клетка, зерно, икринка… но и единственная точка, рождающая пространство, время и материю – всю вселенную. Необходимо отрешиться ото всего, чтобы сосредоточиться внутри себя в маленькой точке. Точка самодостаточна – вся вселенная в едином сгустке энергии. Возможно так ощущает себя еще не воплощенная душа. Это путь подсознательного творчества, зерно актерское: самому вырастить из себя нечто новое. Самое главное отпустить себя на волю своего подсознания, подчиниться природе, которая творит в актере. Никакого контроля и самоконтроля быть не может, он тут же убивает творчество. Полная свобода и радость бытия.

Третий методический путь – творческие задания. Это очень важная составляющая психофизического тренинга. Этим путем закладывается третье зерно театра – драматургия. Здесь необходимо принять чужое, присвоить его, обогатив своим виденьем мира, и воплотить.

Поставить можно все. И все можно наполнить смыслом, подтекстом. Важно, что с первых, самых нелепых и примитивных заданий, мы говорим про людей и через людей, какими бы выразительными средствами мы ни пользовались, какие бы фантастические образы ни создавали. Можно ставить кулинарные рецепты, картины, музыкальные фрагменты, сказки, состоящие из одного слова, наугад выбранного в книге. Задание должно быть самым неожиданным и нелепым: освобождает, нет критериев. Оно наполняется смыслом по ходу творческой работы. Сначала самая капля «чужого» - одно слово, а все остальное свое. Постепенно доля «чужого, заданного» увеличивается, но это уже не должно сковывать, ограничивать, наоборот, чем труднее, тем больше выброс творческой энергии, тем оригинальнее художественные ходы и находки. Мы учимся выходить за грань привычного. Если задача не решается – это не значит, что она не решаема, она просто не решаема в данной системе координат.

Эти три пути не случайны, они продиктованы природой, а методическое разнообразие ходов, вырастающее на этой основе, может быть бесконечным.

Например, очень хороши ходы, где несколько превращений, перерождений. И лучше, если они происходят по законам живой природы (гусеница – куколка – бабочка, икринка – головастик лягушка). Не менее полезны ходы, создающие спонтанные невероятные формы: по хлопку педагога участники тренинга «взрываются», максимально используя пространство и возможности своего тела. С маленькими детьми можно использовать игру «море волнуется». Вот эти застывшие в неожиданных позах фигуры - великолепный материал для многих упражнений тренинга.

Многие приемы направлены на создание ансамбля. Тренинг помогает человеку научиться адекватно оценивать себя и свои возможности, встраиваться в коллектив, определяя то место, ту роль, которая присуща только ему. В коллективных этюдах, а таких в тренинге достаточно, каждый несет свою меру ответственности, и от каждого зависит коллективный результат.

Условия реализации программы.

Главным условием реализации программы является наличие квалифицированного педагога. Он должен быть не только хорошим актером и педагогом. Вести тренинг может только человек сам прошедший этот путь и овладевший методикой сначала изнутри, а затем под руководством более опытного педагога.

Тренинг не требует каких бы то ни было особых технических средств. Его главный инструмент и материал – живой человек. Поэтому проводить его можно практически в любых условиях. Важно, чтобы площадка соответствовала количеству человек.

Конечно, желательно, чтобы для занятий с детьми было просторное, светлое, хорошо проветриваемое помещение с ковровым покрытием, по возможности изолированное от посторонних шумов и других раздражителей, способных помешать участникам тренинга во время выполнения сложных упражнений. Но подойдет и просто класс, освобожденный от парт и школьная рекреация. Желательно иметь магнитофон.



Предполагаемые результаты обучения и формы контроля.

Результатом тренинга может стать готовая к работе актерская группа, творческий сплоченный коллектив, дружный, активный, жадный до знаний и творческих работ класс.

Учащиеся умеют органично импровизировать в течение 30 минут в заданных педагогом предлагаемых обстоятельствах. Могут выполнить творческое задание педагога ( поставить в течение 15 минут и сыграть в заданном жанре 2-х минутную работу по тексту кулинарного рецепта, заданному сюжету мультфильма или наугад выбранному слову.)

Формой текущего контроля в нашей программе является коллективная рефлексия. Нет оценки по баллам, нет оценки хорошо-плохо. Оценки носят вербально-дискуссионный характер. Основными критериями оценочных суждений являются:

-самостоятельность идеи,

-оригинальность воплощения,

-художественная ценность,

-стилистическое и жанровое единство,

-исполнительская культура.

Итоговый контроль заключается в открытых уроках и вынесении творческих работ на суд зрителей.



Рекомендуемая литература и видеоматериалы.

Для учителя.

«Театр, где играют дети.» Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б.Никитиной. М. «Владос» 2001г.



Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954г.; т. 2 – 3: Работа актера над собой. – М., 1945 – 1955г.; т. 4.: Период воплощения. Оправдание текста. – М.,1957г., стр.180-185, 272-288.;

Топорков В.О. О технике актера. 2-е изд. – М., 1959г.;

Топорков В.О. Станиславский на репетиции. – М., 1949г.;

Топорков В.О. Четыре очерка о К.С.Станиславском. – М., 1963г.

С.В.Клубков. Школа Театра. Уроки мастерства актера. Психо-физический тренинг. 1,2,3 кассеты. Методическая брошюра.

Для детей.

Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954г.; т. 2 – 3: Работа актера над собой. – М., 1945 – 1955г.; т. 4.: Период воплощения. Оправдание текста. – М.,1957г., стр.180-185, 272-288.;

Для родителей.

Хализев В.Е. Драма как явление искусства. – М., 1978г.;

С.В.Клубков. Школа Театра. Уроки мастерства актера. Психо-физический тренинг. 1,2,3 кассеты. Методическая брошюра.