Тезисы поданы для участия в секции «Движение \"За честные выборы\" в онлайне, на тв и в офлайне» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
С. Ярошенко Эволюция механизма технологической инновации на промышленных... 1 45.24kb.
«честные» выборы 1 58.42kb.
Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. 13 3807.86kb.
Гсп-7, Москва, Нахимовский пр-т, 32 Вопросы для вступительного экзамена... 1 18.81kb.
Приложения к открытому письму деятелей науки и образования к учителям... 1 94.84kb.
Направлением нп «Футбольный клуб «Волга» инн 5260072246, огрн 1025203022503... 1 11.78kb.
«The Amazing World of American Movie Industry»! Цель олимпиады: повышение... 1 79.16kb.
Приложение 1 Сравнение явки избирателей Выборы глав субъектов РФ 2 1060.35kb.
А. 31 января 1924 года 1 40.01kb.
Информация о результатах участия школьников и учеников в олимпиадах... 1 160.11kb.
Zygano narod. Ru зюганов начал новую компанию предательства и обмана... 1 175.87kb.
C’è chi dice di no («Кто-то говорит “нет”»), Джамбаттиста Авеллино 1 37.07kb.
- 4 1234.94kb.
Тезисы поданы для участия в секции «Движение \"За честные выборы\" в онлайне, на - страница №1/1

Давыдов С.Г., Качкаева А.Г., Кирия И.В., Новикова А.А. (НИУ ВШЭ, Москва)

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАСТИ И ОППОЗИЦИИ ВЕДУЩИМИ РОССИЙСКИМИ ТЕЛЕКАНАЛАМИ В ПЕРИОД ДУМСКИХ И ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2011-2012 ГГ.

Reporting on activity of power and opposition by leading Russian TV channels


during parliamentary and presidential elections in 2011-2012

Тезисы поданы для участия в секции «Движение "За честные выборы" в онлайне, на ТВ и в офлайне»

В 2011-2012 гг. Факультет медиакоммуникаций НИУ ВШЭ принял участие в международном исследовательском проекте анализа текстов традиционных и новых медиа в период думских и президентских выборов в России. Проект был реализован совместно с Беркмановским центром изучения Интернета и общества при Гарвардском университете (США), Университетом Глазго (Великобритания) и Российской экономической школой. В рамках исследования Факультетом был проведен контент-анализ информационных передач телеканалов Первый, Россия-1 и НТВ, которые транслировались в период предвыборных кампаний и непосредственно после выборов. Анализировались тематика и география сюжетов, связанных с выборами, упоминания персон и организаций; особое внимание было направлено на телевизионные образы власти и оппозиции. В ходе доклада будут представлены основные результаты проведенного исследования.

Частью исследования стал нарративный анализ сюжетов с участием премьер-министра и президента в их интеракциях с обычными людьми (избирателями) в указанный период времени.

Смысл использованного метода исходит из следующего предположения: отдельный новостной сюжет (или "история", story, как ее называют на английском языке) в выпуске новостей следует рассматривать не как законченную историю, а как элемент более крупной общности историй, объединенных единым сюжетом, набором персонажей и т.д., даже если эти персонажи или часть этих сюжетов лишь подразумеваются, но в новости не попадают. Таким образом, необходимо анализировать целый корпус новостных сюжетов, объединенных общей темой, как своего рода сериал или "волшебную сказку".

Авторы исходят из гипотезы, что существуют подсознательные схемы восприятия новостей, и эти схемы опираются на канонические модели построения любых литературных произведений и действий в них. Впервые единый набор таких элементов предложил русский лингвист Пропп, разработав типовую схему персонажей и их функций в русской волшебной сказке. Затем на основе данной схемы французский структуралист Греймас построил свою актантную модель. Сегодня подход русских формалистов во главе с Проппом активно используется для анализа фильмов и иных видов литературных произведений1. Говоря другими словами, потребитель новостей на подсознательном уровне воспринимает такие схемы в новостях, что автоматически приводит к однозначному толкованию казалось бы неоднозначных сюжетов.

Вторая часть исследования посвящена невербальной оценке событий, связанных с протестным движением, которая осуществляется методом отбора кадров и монтажные сопоставлений. Эти способы активно используются и в целях утверждения господствующий идеологии, и в целях выражения гражданской позиции журналиста в условиях его работы на федеральных (прогосударственных) каналах.

Активизацию воздействия на аудиторию мы наблюдали в условиях обострения политической ситуации после выборов в государственную Думу 2011 и перед (после) выборов президента России (2012). Если о первых акциях гражданского возмущения федеральные телеканалы предпочитали просто не сообщать, то позже была избрана другая тактика: государственные каналы должны были, с одной стороны, создавать у зрителя ощущение свободы СМИ (то есть показывать политические акции), а с другой стороны, дозировать информацию о них, переакцентировать ее. Помимо этого наблюдался и иной процесс: тележурналисты искали способы выразить поддержку протестующим, но сделать это так, чтобы сюжет прошел в эфир, и к нему трудно было предъявить конкретные претензии.

В этой части исследования мы бы хотели выявить основные телевизионные приемы, которые позволяют воздействовать на аудиторию. Среди них: «игра» с точками съемки, ракурсами и крупностью планов, ассоциативный монтаж, контрапункт видео и аудиоряда, отбор персонажей для синхронов, помещение персон в иронический контекст и др.

Цель исследования - выявить наиболее типичные приемы, с помощью которых журналисты доносят до аудитории свою «негативную» или «позитивную» оценку события, не разрушая при этом на вербальном уровне «нейтральность» (безоценочность) сюжета, что требуется канонами новостной журналистики. Результаты этого исследования представляются нам важными для понимания того, как телевидение формирует общественное мнение и влияет на систему ценностей и картину мира телезрителей.

Для достижений поставленной цели мы сначала выявили из всего корпуса сюжетов те, которые прямо или косвенно касаются выборов и протестов, определили объем сюжетов, оцененных «кодерами» как «негативные», «позитивные» или «нейтральные». Затем отсмотрели сюжеты каждой из групп, выявляя приемы, с помощью которых авторы сюжетов вызывают у зрителей оценочную реакцию на показанные события.

Третье направление исследований - репрезентация оппозиции в дискурсе государственного телевидения России. В качестве теоретической базы мы использовали культурологический концепт «свои»- «чужие», попытавшись определить, кого зрителям федеральных телеканалов предлагается идентифицировать как «своих», а кого как «чужих».

В роли же «чужих» в проанализированных нами сюжетах новостей оппозиционеры, характерными чертами которых оказались следующие признаки: активное использование Интернета, проживание в крупных городах (преимущественно в Москве или Санкт-Петербурге), принадлежность к «креативному классу», который объединил людей творческих профессий, занимающих активную позицию в построении карьеры и готовые брать на себя ответственность за будущее страны.

Первым этапом нашего исследования было выявление лидеров оппозиционных по частоте их упоминания в телевизионных новостях, а также выявление элементов политического дискурса, которые выражали важные для этих общностей ценности и стали базой для консолидации протестующих в ходе массовых уличных акций. Результатом этого этапа стало создание кодификатора для контент-анализа. В среди ключевых персон оппозиционного сообщества оказались политики как правого, так и левого толка, такие как Г. Явлинский, Б. Немцов, И. Яшин, С. Удальцов, В. Рыжков, Г. Гудков, И. Пономарев, М. Прохоров и др.; писатели, публицисты, журналисты – Э.Лимонов, Б.Акунин, О.Романова, К.Собчак, Л. Парфенов; правозащитники и социальные активисты (в частности, блоггеры) – А. Навальный, Р. Адагамов (известный в Интернете под ником «Другой»), Г. Каспаров и другие.

Контент-анализ выпусков новостей показал, что гражданская активность жителей больших городов государственным телевидением была оценена не однозначно. С одной стороны, числу сюжетов с прямым упоминанием о протестах выросло почти в два раза. Если с 14 ноября по 25 декабря (первая волна исследования, выборы в Парламент) в эфир на трех каналах вышло всего 45 сюжетов (общим хронометражем 3:11:41) главной темой которых были акции протеста, то с 4 февраля по 18 марта (вторая волна исследования, президентские выборы) их количество выросло до 82 (5:36:53). Тогда как количество сюжетов с косвенным упоминанием несколько уменьшилось (с 528 в первой волне до 512 во второй).

С другой стороны, увеличение числа сюжетов с прямым упоминанием о протестах не привело к положительной динамике отношения к этой теме. Процент сюжетов, оценивающих протесты положительно (хвалебно или сочувственно) в первую волну было больше (32,2%), чем во вторую (29,8%). Это, на наш взгляд, связано с тем, что в первом случае протестовавшие выдвигали лозунг «За честные выборы!», с целесообразностью чего спорить было трудно, а во втором случае митинги были против В.Путина, так что сочувствовать протестующим журналистам было сложнее. Хотя и количество отрицательных оценок (уничижительных или иронических) тоже уменьшилось от первой ко второй волне: с 54,8% от общего числа сюжетов до 46,0%. В качестве компенсации выросло число нейтральных оценок темы протестов с 12,5% (первая волна) до 21, 9% (вторая волна), и сюжетов нейтральной тональности в целом (с 16,9% до 21,3%).

Причем, если считать не количество сюжетов про протесты или с упоминанием протестов, а суммарное время этих сюжетов, то увеличение количества сюжетов сопровождается уменьшением их хронометража на пять с половиной часов. 5:30:83. В первой волне общий хронометраж сюжетов на эту тему (с прямым и косвенным упоминанием) был 42:23:58, а во второй стал 36:92:75).

При сопоставлении приведенных данных мы можем сделать вывод, что тема протестов стала чаще звучать в не в репортажах (более длинных по хронометражу), а в информационных сообщениях (коротких и более нейтральных) по отношению к теме.



Если посмотреть, на каком эмоциональном фоне телевизионные новости рассказывают о протестах, то важно отметить, что определять тональность сюжетов на эту тему оказалось гораздо сложнее, чем в других сюжетах. В сюжетах о протестах кодеры неоднозначно оценивали тональность в 37% случаев (37, 2% и 37,6%), а в остальных сюжетах только в 18,3/21, 2%. Вероятно, таким образом журналисты, сами являющиеся частью «креативного класса», пытались примирить собственные убеждения с необходимостью соответствовать идеологическим рамкам, накладываемым на работников государственного телевидения.
Таким образом, несмотря не увеличение количества нейтральных оценок протестного движения со стороны журналистов государственных телеканалов, телезритель все равно видит на экране противостояние «Своих» и «Чужих». Некоторое увеличение числа сюжетов на тему протестов во второй волне нашего исследования, воспринятое наблюдателями как признак демократизации настроений в обществе, на самом деле мало влияет на тональность телевизионного дискурса по этому поводу, не меняет в принципиально общественных настроений, не ведет к общественному консенсусу. Напротив, мелькание в кадре оппозиционных персон, регулярно устраивающих провокации и подвергающихся задержанию (типа лидера Левого фронта Сергея Удальцова или Алексея Навального), может раздражать телезрителей, вести к к обострению ценностного раскола в обществе, значительная часть которого, как мы уже сказали, по ряду причин не имеет доступа к интернету и привычки получения информации из альтернативных государственным телеканалам медиаисточников, а значит не имеет возможности понять, ради чего устраиваются провокации, нарушающие общественный порядок.

1 Elsaesser, T., Buckland, W. (2002). Studying Contemporary American Film: A Guide to Movie Analysis. Bloomsbury USA; Bordwell, D. (2006). The Way Hollywood Tells It: Story and Style in Modern Movies. University of California Press.