Теория локальных цивилизаций О. Шпеглера - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Теория локальных цивилизаций О. Шпеглера - страница №1/1

Теория локальных цивилизаций О. Шпеглера

В работах видного немецкого философа, культуролога, историка, представителя философии жизни, создателя циклической теории культуры Освальда Шпенглера (1880-1936) философская критика европейского рационализма и панлогизма соединяется с культурологическим проектом построения мифологии культуры (рассматриваемой как совокупность ее исторических типов), осуществленном на богатейшем конкретном материале, заимствованном из истории науки, искусства, религии, политики и экономики. Его основные работы – «Закат Европы» (1918-1922), «Прусскость и социализм» (1920), «Воссоздание немецкого рейха» (1924), «Человек и техника» (1931), «Годы решения» (1933).

На творчество О. Шпенглера оказали влияние творчество А. Бергсона, эстетическое учение В. Воррингера, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, для которых понятие жизни является центральным, исходной точкой любого анализа и оценки действительности. Немаловажную роль в становлении О.Шпенглера как исследователя сыграли работы Г. Зиммеля, в которых констатируется кризис европейской цивилизации рубежа XIX – XX веков и сквозит тревога о возможности разрушения преемственности культурных форм. Наконец, известно, что О. Шпенглер был знаком с теорией локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, однако ссылок на его работы мы не видим.

Самой известной работой О. Шпенглера считается «Закат Европы: очерки морфологии всемирной истории» (1918-1922), ставшая бестселлером еще при жизни автора. Изложенная в ней теория была призвана преодолеть механистичность распространенных в XIX веке глобальных схем эволюции культуры как единого восходящего процесса становления мировой культуры, в котором европейская культура выступает как вершина развития человечества. От Ф. Ницше О. Шпенглер перенимает центральное понятие своей теории – понятие жизни как полноты переживаний, это творчество, которое не может быть ограничено какими-то рамками и символически выражает себя в продуктах художественной культуры. По сути, культура противостоит жизни и возникает из стремления к самовыражению того, что О. Шпенглер называет «душой культуры».

В основе его концепции культуры лежит уподобление культуры живому организму. Отдельно выделяемые им культуры загерметизированы, непроницаемы друг для друга; они рождаются, растут и, выполнив свое предназначение, умирают.

Для О.Шпенглера нет единой мировой культуры, а есть лишь различные, независимые друг от друга, замкнутые культурные типы:



  • египетский,

  • индийский,

  • вавилонский,

  • китайский,

  • греко-римский или аполлоновский,

  • византийско-арабский или магический,

  • западноевропейский или фаустовский,

  • культура майя и

  • зарождающийся русско–сибирский.

Каждый из перечисленных типов имеет свой темп развития, собственную неповторимую судьбу и период существования в пределах 1000–1500 лет и представляет собой особую форму жизни и как все живое рождается, расцветает, увядает и исчезает, т.е. проходит в своем развитии стадии детства, юности, зрелости и смерти.

Подобно Н.Я. Данилевскому, О. Шпенглер отрицает европоцентризм. Наоборот, он убежден в уникальности и неповторимости каждой из существовавших или существующих культур, в их непроницаемости друг для друга. Этот тезис основан на неповторимости души культуры. Вместо монотонности всемирной истории нам предлагается множественность культур, расцветающих на фоне своего ландшафта. Но если отдельная культура подобно живому организму рано или поздно умирает, то человечество в целом бессмертно. К нему неприложимы мерки причинности, обратимости, законности. Мировая культура подобна бесцельно растущим полевым цветам.

О. Шпенглер создает концепцию одновременности явлений в разных культурах, отделенных промежутками в тысячелетия, но проходящих три одинаковых этапа: мифо-символическая ранняя культура, метафизико-религиозная высокая культура, поздняя цивилизационная структура. В жизни каждой выделяются две линии развития: восходящая (культура в собственном смысле) и нисходящая (цивилизация). Первая характеризуется развитием органических начал культуры, вторая – их закостенением и превращением в механические.

Противоположность культуры и цивилизации – главная ось всех размышлений О. Шпенглера. Культура – это могущественное творчество созревающей души, рождение мифа как выражения нового богочувствования, расцвет высокого искусства, исполненного глубокого символизма, постоянное, внутренне присущее действие государственной идеи среди народов, объединенных единым мирочувствованием и единством жизненного стиля. Цивилизация – это умирание созидающих энергий в душе, замена вопросов религиозного характера вопросами этики и жизненной практики. В искусстве – распад монументальных форм, быстрая смена чужих входящих в моду стилей, роскошь, привычка и спорт. В политике – превращение народных организмов в практически заинтересованные массы, господство механизма и космополитизма, победа мировых городов над деревенскими далями, власть четвертого сословия. Таким образом, цивилизация представляет собой, согласно О. Шпенглеру, неизбежную форму смерти каждой изжившей себя культуры. Смерть мифа в безверии, живого творчества в мертвой работе, космического разума в практическом рассудке, наци в интернационале, организма в механизме.

Человечество, по его мнению, есть пустой звук. Каждая из культур дает собственную форму своему материалу – человечеству. Каждая из них несет собственную идею, собственные страсти, волю, чувство и собственную смерть. Культура в понимании О.Шпенглера – это символически выраженная смысловая целостность (система), в которой естественно (и многообразными способами) реализует себя соответствующая душа. Душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами. Поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов, верований, чувств. Таким образом, О. Шпенглер отрицает культурную преемственность, единство человеческой культуры, а до некоторой степени и возможность понимать культуру прошлого.

Итак, в основе каждой культуры лежит душа, а культура – это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь все живое смертно. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят вместе со смертью. Такова судьба всех культур, которые рождаются в этом мире из таинственного хаоса душевной жизни. О. Шпенглер по-настоящему не объясняет истоки и причины этого рождения, но зато дальнейшая судьба культуры нарисована им достаточно выразительно. Концом развития любой культуры философ считает стадию цивилизации, в которую, по его мнению, уже вступила современная Европа. Эта стадия характеризуется отрицанием самой «жизни», интеллектуализмом и техницизмом, развитием науки и техники, огромным ростом городов, упадком в области искусства и литературы, отказом от непосредственного и творческого восприятия мира. В этот период, утверждает О. Шпенглер, народ теряет «душу культуры», превращается в бесформенную массу, происходит «омассовление» всех сфер жизнедеятельности, а значит и их омертвление.

Но что значит – омертвление? Смерть культуры есть исчерпание ее души, когда ее смыслы уже не вдохновляют людей, обращенных теперь не к осуществлению культурных ценностей, а к утилитарным целям и благоустройству жизни. Этот период О. Шпенглер и связывает с наступлением эпохи цивилизации. Но почему же именно цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни вызывает у мыслителя ощущение гибели культуры? Ведь сохраняются прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов. Но О. Шпенглер видит более глубокую и менее очевидную сторону дела. Культура жива постольку, поскольку она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живет не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих ценностями и смыслами данной культуры. Если культура перестает притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. С этих позиций О. Шпенглер видит опасность, которую несет с собой цивилизация. Нет ничего плохого в благоустроенной и комфортной жизни, но когда она поглощает человека целиком, то на культуру уже не остается душевных сил, «огонь души угасает».

О. Шпенглера интересует «душа европейской культуры», которую он стремится воссоздать. Он полагает, что античная душа имеет своим первосимволом телесность. Ландшафт Греции рождает образность и зрительную оформленность мира. Поэтому идеи так же телесны, как боги, деревья, камни, души людей. Для греческой культуры невозможно идеалистическое мировоззрение. Философ заимствует определение Ф. Ницше аполлоновской души как характеристики греко-римской культуры.

В отличие от греческой, европейская душа рождается на бескрайних просторах. Глазу не за что зацепиться. Основной мотив европейской культуры, называемой О. Шпенглером «фаустовской», – бесконечность. Она может исключить все телесное, видимое, осязаемое. Поэтому для европейцев свойственно идеалистическое мировосприятие.

О. Шпенглер подвергает сомнению преемственность греческой и европейской культур. Если в античности человек представляет собой атом среди таких же атомов, то европеец мыслит личность как центр социума, он живет не «теперь», а в прошлом и будущем. Отсюда – характерный для европейской мысли историзм, внимание ко времени, которое можно покупать, продавать, использовать с толком или терять попусту. Старина облагораживает предметы, отсюда – интерес к антиквариату как к остановленному времени. Цивилизация, достигшая расцвета в Европе, свидетельствует о закате самой европейской культуры, как закономерном этапе исторического развития.

О. Шпенглер ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, вытесняющей подлинную культуру. Через призму подобных воззрений философ рассматривает европейскую культуру XIX века (переход в цивилизацию) и начала ХХ века (мировая война, революции). Несмотря на критическое ныне отношение к общетеоретическим и конкретно-историческим выкладкам О. Шпенглера, его пророчествам, популяризованный им принцип культурного полицентризма образует теоретическую базу большинства современных культурологических и гуманитарных исследований.

В концепции О. Шпенглера проявляется отход от классических методов анализа культуры к постклассическим. В центр ставится не абстрактное теоретизирование, а «вживание» в мировосприятие эпохи. Жизнь во всех ее проявлениях объявлена единственным достойным объектом исследования.



Метод морфологического анализа, концепция «эквивалентных культур» стимулировали дальнейшее изучение локальных цивилизаций. Культурологическая концепция О. Шпенглера оказала влияние на так называемую историческую школу в науке. Большое значение для современной культурологии имеют установки О. Шпенглера на выявление общего языка культуры, культурной символики. А также его гипотезы происхождения языка.