Теория и практика политического англиканизма в ирландии в 1692-1715 гг - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Д. Ю. Пискулов теория и практика валютного дилинга 6 2821.06kb.
Д. Ю. Пискулов теория и практика валютного дилинга 6 2821.76kb.
Тест роршаха. Практика и теория под редакцией Л. Н. Собчик 7 3163.02kb.
Самотаев И. Джон Дж. Мэрфи Технический анализ фьючерсных рынков:... 45 6012.14kb.
Книга «Школа жизни: теория и практика. Педагогическая мастерская... 1 53.21kb.
Алексей Петрович Ксендзюк тайна карлоса Кастанеды Анализ магического... 22 6818.78kb.
Рекламная деятельность: искусство, теория, практика 7 3491.88kb.
Организация денежных потоков предприятия: теория и практика 1 318.67kb.
Теория и практика производства накопителей на гибких магнитных дисках 1 243.46kb.
Г. Е. Быстров правовые проблемы земельной и аграрной реформ в зарубежных... 7 2903.36kb.
Программа II всероссийской научно-практической конференции «политические... 1 118.16kb.
Валерия Викторовна статус личности в праве шотландии 12. 00. 1 334.3kb.
- 4 1234.94kb.
Теория и практика политического англиканизма в ирландии в 1692-1715 гг - страница №1/1



На правах рукописи

ЛЕЖНИНА Елена Владимировна



ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО АНГЛИКАНИЗМА В ИРЛАНДИИ В 1692-1715 ГГ.

Специальность

07.00.03 – Всеобщая история (новая и новейшая история)
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Йошкар-Ола – 2013

Работа выполнена на кафедре межкультурной коммуникации факультета международных отношений ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор



Рокина Галина Викторовна
Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор



Ерохин Владимир Николаевич (Нижневартовский государственный гуманитарный университет)
Заслуженный деятель науки РФ и РТ

доктор исторических наук, профессор



Шарифжанов Измаил Ибрагимович (Казанский (Приволжский) федеральный университет)
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Самарский государственный уни верситет»
Защита состоится 21 ноября 2013 г. в __ часов на заседании диссертационного совета Д. 212.081.01 по присуждению ученой степени доктора исторических наук при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет по адресу: 420111, г. Казань, ул. Пушкина 1/55, аудитория 502.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (ул. Кремлевская, 35, читальный зал №1). Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского (Приволжского) государственного университета http://www.ksu.ru и на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http://www.vak.ed.gov.ru.


Автореферат разослан «___» октября 2013 года.


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат исторических наук, доцент Д.Р. Хайрутдинова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В Европе рубежа XVII-XVIII столетий религия, бесспорно, являлась ключевым элементом духовной культуры, важнейшим регулятором общественных отношений, орудием идеологического воздействия. Особенно тесной была связь политики и религии, обусловленная местом церкви в общественной структуре, подчинялась политической власти в лице государства. Священнослужители, представляя интересы верховной власти, поддерживали веру в справедливость существующей государственной модели, норм правопорядка, связывая их с принципами устройства сакрального космоса.

Данная система связей, характерная для традиционного общества и государства, в указанный период подвергалась серьезной трансформации. Расширение представлений об окружающем мире, становление науки и философии, развитие капиталистического уклада и усложнение социальной структуры ломали сложившуюся систему взаимоотношений в обществе и государстве изменяя, таким образом, роль и функции религии. Реформация, приведшая к появлению множества самодостаточных, не нуждающихся в покровительстве светской власти религиозных направлений, способствовала расколу христианского мира, вызвала формирование новых очагов религиозно-политических столкновений как по всему миру, так и в рамках отдельных государств.

Ирландское королевство конца XVII – начала XVIII веков стало ярким примером территории, на которой не затихали религиозные и политические баталии. С середины XVI века после победы в соседней Англии новой реформационной религии – англиканизма, началось активное освоение и подчинение острова британцами, в том числе, принимавшее порой форму борьбы с популярным среди коренных ирландцев католицизмом. Ирландские католические восстания 1641-1653 гг. и 1689-1691 гг. были подавлены, и на острове окончательно утвердилась власть англикан.

Изучение ирландской англиканской религиозно-политической мысли рубежа XVII-XVIII столетий как составной части идеологии ирландского протестантского государства дает возможность проследить как общие, характерные для всей Европы, изменения в религиозно-политическом сознании, так и разобраться в сущности локальных противоречий, характерных для Ирландии позднестюартовской эпохи. Все эти явления оставили глубокий след в дальнейшей истории острова и во многом обусловили ряд современных конфликтов Ирландии.



Постановка проблемы. В правлении последних Стюартов –Вильгельма III (1689-1702) и Анны (1702-1714), являвшихся одновременно королями Англии и Ирландии, были заложены основы «протестантской (англиканской)1 Ирландии». Данный период вошел в историю как начальный этап «классической эры протестантского господства»2 в истории Ирландии. В институциональном плане режим состоял из «протестантского короля Ирландии, протестантского парламента, протестантской иерархии, протестантских избирателей и правительства, правосудия, армии и налогового ведомства»3. В то же время «протестантское господство» обозначало некое духовное сообщество, охватившее Британские острова и часть континентальной Европы, в противовес «католическому господству» Римского Папы и его апологетов4. Неоднозначность толкования «протестантского господства» дало английскому правительству и его администрации в Ирландии возможность использовать данное понятие как для обоснования англиканской политики в Ирландии, так и для решения внешнеполитических задач Британской монархии.

Социальной опорой режима являлись ирландские протестанты (англикане) или англо-ирландцы – потомки нескольких волн переселений (времен Елизаветы I Тюдор, Якова I и Карла I Стюартов, протектората Оливера Кромвеля, эпохи Реставрации). Они сконцентрировали в своих руках бóльшую часть пригодных к обработке земель, контролировали производство и торговлю, обладали монопольным правом на занятие государственных должностей. Англо-ирландцы, как правило, поддерживали связи со своими родственниками в соседней Англии, продолжая считать себя «англичанами» в противовес враждебно настроенным местным ирландцам – «католикам».

Несомненно, на характер и направленность реализуемых на острове реформ влияла англиканская религия, которую можно считать идейным базисом политики «протестантского господства» и, фактически, политической идеологией протестантской Ирландии. Сравнительно недавно ирландским историком Дж. Ричардсоном в научный оборот был введен термин «политический англиканизм». Исследователь применил его для характеристики взглядов ирландских протестантов конца XVII-XVIII вв. на перспективу интеграции Ирландии в нарождающуюся Британскую империю, выделив рубеж двух столетий как начальную стадию юнионистского (объединительного) движения, основанного больше на единстве веры, чем на общих политических или экономических интересах5. На наш взгляд, данный термин может быть использован в более широкой трактовке как комплекс религиозно-политических взглядов, характеризующих не только отношение ирландских протестантов к англиканской церкви и английскому государству, но и систему ценностей, лояльностей, представлений, составлявших идейный базис ирландского протестантского общества.

Объектом данного диссертационного исследования выступает формирование и взаимопроникновение религиозных и политических идей ирландских протестантов в период складывания режима «протестантского господства».

Предметом исследования являются религиозные и политические взгляды англиканской верхушки ирландского общества, их отношение к представителям иных конфессий Ирландии, к политике английской короны на острове, особенности самовосприятия ирландских англикан как особой этнорелигиозной группы.

Хронологические рамки исследования охватывают 1692 – 1715 годы. Нижняя граница периода связана с окончанием Ирландского восстания 1689 –1691 гг., завершившегося подписанием Лимерикского договора 3 октября 1691 года, формально установившим в Ирландии равенство прав католиков и некатоликов. После принятия 24 декабря 1691 года «Акта отмены супрематии», ирландские католики лишились права занимать государственные должности и заседать в парламенте. Таким образом условной датой начала становления системы «протестантского господства» можно считать январь 1692 года.

Верхняя граница исследуемого периода совпадает с обострением религиозно-политической ситуации в Британской империи в связи с переходом королевской власти после смерти Анны Стюарт к Ганноверам, «торийским мятежом» и попыткой «старшего претендента» Якова Фрэнсиса Эдварда Стюарта, сына Якова II поднять восстание в Шотландии с целью возвращения престола. В Ирландии династический кризис стал первой серьезной проверкой на прочность сформированной системы «протестантского господства». В целом, к концу периода упрочение основ системы «протестантского господства» было завершено, а ирландский англиканизм стал формой политической теологии.



Методологические основы исследования представлены подходами, базирующимися на принципах историзма и научной объективности, благодаря которым обеспечивалось, с одной стороны, изучение политического англиканизма как комплекса идей, оформившегося в условиях ирландской действительности, но в то же время как интеллектуального течения, соответствующего общему направлению развития религиозных и политических взглядов Европы нового времени.

В работе использованы специально-исторические методы. Историко-генетический метод применен для определения истоков религиозно-политических идей ирландских протестантов. Историко-сравнительный метод позволяет оценить их роль в интеллектуальной жизни Британских островов, а также выявить степень реализации на практике предложенных ими мероприятий в области политики и религии. Историко-биографический метод необходим для определения роли отдельных представителей религиозно-политической мысли в разработке отдельных вопросов политического англиканизма, помогает проследить родственные, дружественные, политические, экономически, научные связи внутри ирландского протестантского сообщества, определить причины идейных расхождений по проблемам становления режима «протестантского господства».



Цель исследования – изучение политического англиканизма в Ирландии как комплекса религиозно-политических идей, представлений и действий.

Поставленная цель была конкретизирована в следующих задачах:

– проанализировать различные группы источников по религиозно-политической истории Ирландии рубежа XVII-XVIII вв., определить их специфику и роль в создании доктрины политического англиканизма;

– изучить основы режима «протестантского господства», дать характеристику его защитникам и противникам;

– рассмотреть конфликт англикан и католиков, охарактеризовать взаимоотношения членов государственной церкви и диссентеров;

– рассмотреть дискуссии по отдельным вопросам в ирландском протестантском сообществе, связанным с несовершенством режима «протестантского господства».



Научная новизна исследования состоит в том, что

– впервые в отечественном ирландоведении предпринята попытка комплексного изучения религиозно-политических взглядов ирландских англикан;

– в диссертационном исследовании проведен анализ целого комплекса источников, не введенных в научный оборот российскими исследователями;

Степень разработанности темы. Без сомнения, религиозно-политическая история Ирландии конца XVII – начала XVIII вв. недостаточно глубоко изучена. В зависимости от целей и задач исследователей в зарубежной историографии политического англиканизма можно выделить несколько этапов.

Ранний период изучения англиканской Ирландии конца XVII – начала XVIII вв. охватывает XIX- начало XX веков, период написания масштабных объемных историй отдельных стран. Политическая история Ирландии в контексте взаимоотношений с Англией проанализирована в работах британских историков Дж.Э. Фроуда, Т.Д. Ингрема и основателя ирландской национальной историографии У.Э.Х. Леки1. Для данной группы исследований характерно использование богатого фактического материала, но, в то же время, некоторая тенденциозность изложения, обусловленная этнической принадлежностью и политическими ориентациями авторов. Большой интерес для изучения основ англиканского учения и истории Церкви Ирландии XVII-XVIII столетий представляют фундаментальные издания докторов богословия В.Д. Киллена и Р. Манта2.

В период 1920-1970-х годов в Англии и Ирландии появляются специальные исследования, рассматривающие отдельные аспекты религиозно-политической жизни Ирландии. Во многом данная тенденция связана с подъемом ирландской национальной историографии и появлением ирландских научных периодических журналов, таких как «Ирландские исторические исследования» (с 1938 г.) и «Ирландская экономическая и социальная история» (с 1974 г.). Большое внимание британские авторы уделили политической истории, особенно «Славной революции» 1688-1689 гг. и ее последствиям для Ирландии и Англии (М. Эшли, Дж. М. Страка, К. Роббинс, В.А. Спек3). В национальной историографии приоритетным исследовательским направлением становится изучение «колониального национализма» – идеологии патриотов Ирландии, отстаивающих конституционные свободы острова (Дж. Симмс, Л.И. Виктори4).

C начала 1980-х гг. в изучении ирландских религиозно-политических отношений происходит методологический переворот. В 1983 году в журнале «Ирландская экономическая и социальная история» вышла статья ирландского историка С.Дж. Конноли «Религия и история»5. Автор изменил отношение национальной историографии к истории религии и церкви, привлек внимание широкого круга историков, открыв перед ними перспективы изучения социальной структуры, политических убеждений, культуры и литературы через призму религиозных взглядов. В последующие годы интерес к религиозным вопросам в истории Ирландии значительно вырос. Роль англиканской Церкви Ирландии в общественно-политической жизни острова была подробно изучена А. Ачесоном, П. Авизом, А. Фордом, Дж. Мак Гвайером, В. Гэлвиным, Р. Гиллеспи, Х. МакАдо, Р. Стронгом, Б. Янгом, Дж.К. Беккетом, Д.В Хэйтоном1. Ирландские англикане (ирландские протестанты, англо-ирландцы) как члены особой этнорелигиозной группы ирландского общества были охарактеризованы в работах Дж. Смита, Т. Дойла2. Конфессиональные конфликты на острове стали предметом исследования К. Лейтона, Ф. Килроя, М. Уолл, Т. Беккета, T. Барлетта, É. Ò Кьярды3, а Дж. Бардон, М. Эллиот4 изучили особенности религиозных столкновений на северо-западе острова – в Ольстере. Портреты видных общественно-политических деятелей, лидеров англиканской церкви Ирландии У. Кинга, У. Молинью, Г. Максвелла, Дж. Свифта, У. Коннелли запечатлены в работах П. Келли, Д.В. Хейтона, Ч. Фоуска, Ф. О΄Регана, Д.Дж. Бойса, Р. Уолша5.

Влияние идей Просвещения на политическое сознание жителей ирландского королевства стало темой для исследования целой группы ученых: Т. Дадди, Д. Бойса, Р. Икклишела, В. Гейгена, Дж. Олмеер1. Политическая борьба протестантов Ирландии за свои права подробно была проанализирована Ч.И. МакГрафом, Д.В. Хейтоном, П. Келли, Дж. Хилл, Т. Дж. Дойлом, Н.Л. Йорком2. Особо следует отметить труды ирландских историков Дж. Симмса, С. Дж. Коннолли, Т. Барнарда, Д. Диксона, создавших целостный образ «протестантской Ирландии» во всем его многообразии3.

Влияние британской имперской идеологии на становление «ирландского политического англиканизма» могут быть раскрыты с помощью литературы, написанной в русле «новой Британской истории». Основоположник данного направления британский исследователь Дж.Дж.А. Покок предложил отказаться от изучения англоцентричной истории, и перейти к исследованию «атлантического архипелага», развивающегося по отличным от континентальной Европы законам4. Последователи «Новой британской истории» Л. Колли, Н. Кэнни, Р. Стронг, Д. Эрмитаж5, рассматривают Ирландию как неотъемлемую часть данной группы островов, а ее протестантское население – как один из важнейших элементов для формирования «британской нации».

Отечественная историография лишь схематично рассматривала религиозно-политическую историю Ирландии в рамках общих работ. Первым из российских дореволюционных исследователей, проникшихся ирландской тематикой был Г.Е. Афанасьев, автор «Истории Ирландии»1, в которой история острова предстает как непрерывная борьба коренных ирландцев за землю, политические права и религию. Восхищаясь патриотическим подъемом ирландских протестантов в период «протестантского господства», российский историк выразил общее для прогрессивной общественности начала XX в. мнение, возможно, не столько к по отношению английской политике XVII-XVIII вв., а к позиции британских политиков конца XIX – начала XX веков, отрицавших право Ирландии на самоуправление.

В советский период появляются специальные работы, затрагивающие отдельные вопросы развития Ирландии рубежа XVII-XVIII столетий. Рассмотрением истории Второго ирландского восстания 1689-1691 годов, ставшего началом «английского господства»2, занимались Ю.М. Сапрыкин и Э.П. Телегина3. Особенностям земельной политики англичан на острове на рубеже XVII-XVIII веков посвятила свое исследование Л.А. Каверина4. Итогом изучения истории Ирландии в советский период стала коллективная монография «История Ирландии»5, в которой политико-религиозный аспект англо-ирландских противоречий конца XVII- начала XVIII вв. был раскрыт через призму социально-экономических отношений. В целом, советские исследования лишь вскользь отмечали религиозно-политические противоречия на острове, объясняя проблемы его развития в позднестюартовскую эпоху, в основном, грабительской политикой английского государства в отношении Ирландии.

Одним из важнейших направлений в отечественном ирландоведении является изучение проблемы Ольстера, северо-восточной части Ирландии. С 1960-х годов в советские историки пришли к выводу, что корни этого конфликта лежат к периоде массовой колонизации северной оконечности острова шотландцами разу же после Второго ирландского восстания 1689-1691 годов. А.Д. Колпаков, М.Е. Орлова, Ж.А. Лихачева, Е.Ю. Полякова6 подробно рассмотрели развертывание ольстерского конфликта, уделив значительное внимание его начальному этапу. В качестве главной причиной столкновений католиков, англикан и пресвитериан российские исследователи указали несоответствие низкого социального статуса шотландских переселенцев и растущего финансового благополучия.

На современном этапе российские исследователи практически не обращаются к истории Ирландии рубежа XVII-XVIII веков. Тем не менее, весомым вкладом в развитие отечественного ирландоведения является исследование признанного специалиста истории Ирландии XIX столетия А.В. Мирошникова1. В первой книге трехтомного издания, охватывающей 1603-1845 гг. режим «протестантского господства», представлен как полный теологических противоречий, политической борьбы, но, в то же время, бурного расцвета духовной и материальной культуры. Особую ценность изданию придает публикация ряда исторических документов, в том числе по теме диссертационного исследования.

Для изучения ирландской религиозно-политической действительности данного периода ценность представляют исследования, написанные в духе «новой британской истории», посвященные изучению ментальностей. Среди подобных работ необходимо отметить статьи М.С. Стецкевича и Т.Л. Лабутиной 2, отметивших антикатолицизм как важный фактор британской политики позднестюартовского периода. Генезису и эволюции протестантизма как основной религии атлантического мира, взглядам британского исторического сообщества на реформационные процессы посвящены работы В.Н. Ерохина3. В то же время необходимо выделить работы Н.М. Мещеряковой, Т.Л. Лабутиной и И.М. Эрлихсон,4, посвященные общественно-политической мысли английского Просвещения, составляющей идейную платформу ирландских протестантов конца XVII – начала XVIII столетий.

Несмотря на отсутствие большого числа исторических исследований по ирландской истории рубежа XVII-XVIII веков, существует необходимость обращения к историографическим работам, помогающим прояснить основные тенденции развития современной британистики и ирландоведения. В этой связи необходимо отметить фундаментальное исследование И.И. Шарифжанова1, освещающее основные теоретико-методологические тенденции, школы и направления английской исторической науки XX столетия.



Источниковая база исследования включает широкий круг документов, что обусловлено характером поставленных задач. В работе были привлечены источники ирландского и английского происхождения на английском языке. Большая их часть, находящаяся в фондах в библиотек колледжа Святой Троицы и Дублинского университета, были изучена автором во время научной поездки в Республику Ирландия в ноябре-декабре 2010 года. Многие источники, особенно религиозного характера, впервые в отечественном ирландоведении вводятся в научный оборот.

В работе используются различные виды опубликованных источников: Первая группа – документальные материалы: законодательные акты Англии и Ирландии, материалы работы ирландского парламент и церковного синода – Ирландской конвокации. Вторая группа источников – публицистические произведения включает памфлеты и трактаты английских и ирландских протестантов, посвященные отдельным проблемам развития Ирландии. Третья группа источников – англиканская официальная проповедь, зачитываемая духовенством перед паствой по церковным или гражданским праздникам или важным событиям в жизни страны, а затем фиксируемая в печатном виде. В четвертую группу – источники личного происхождения – входит личная переписка представителей ирландской и английской протестантской элиты. В нее также включены дневниковые записи англичан, совершивших путешествие по Ирландии, либо некоторое время проживавших на острове. Подробной характеристике источников посвящена первая глава диссертационного исследования.



Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что результаты работы, выводы и обширный конкретно-исторический материал позволяют заполнить обширные пробелы в изучении истории Ирландии нового времени; повысить внимание к истории идей, как религиозных, так и политических; способствовать дальнейшему изучению ранних этапов складывания национального сознания в условиях традиционного общества. Результаты работы могут быть использованы для чтения специальных курсов и разработки учебных пособий по истории Англии и Ирландии XVII-XVIII веков.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации представлены в научных публикациях автора, выступлениях на научных конференциях: всероссийских «Национальный/социальный характер: археология идей и современное наследие» (Нижний Новгород, 2010 г.), «Современные тенденции изучения и преподавания всеобщей истории» (Рязань, 2011г.), «Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты» (Рязань, 2012 г.), «Образы власти в гуманитарных исследованиях» (Нижний Новгород, 2013 г.); международной «Британия: история, культура, образование» (Ярославль, 2012 г.).

Материалы исследования использовались автором при чтении общего курса по истории нового времени стран Европы и Америки в Марийском государственном университете (г. Йошкар-Ола).

Диссертация обсуждена на объединенном заседании кафедры межкультурной коммуникации и кафедры всеобщей истории Марийского государственного университета, на заседании кафедры зарубежной истории и регионоведения Казанского (Приволжского) федерального университета.

Структура работы обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяется объект и предмет, научная новизна и практическая значимость исследования. Сформулированы цели и задачи решения проблемы, определена степень изученности темы, дана краткая характеристика используемых в работе источников.

Глава 1. Источники по истории политического англиканизма рубежа XVIIXVIII веков включает четыре параграфа в соответствии с выделенными группами источников.

В первом параграфе работы, посвященном характеристике документов официального характера, в первую очередь, изучаются законы, принятые ирландским или английским парламентами, представленные как в сборниках документов1, так и в электронном виде на специальных сайтах2. Данная группа источников позволяет выявить конституционные основы Ирландского королевства, степень его самостоятельности как отдельного государства, охарактеризовать законодательную базу режима «протестантского господства», а также определить направления внутренней политики Ирландии конца XVII-начала XVIII столетий. Большой интерес для характеристики религиозной политики в Англии и Ирландии представляет сборник актов английского парламента, направленных против католиков и диссентеров-нонконформистов, включающий законы, изданные начиная с правления Елизаветы I Тюдор до 1723 года1. Часть «карательных законов» первоначально распространяла свое действие на Ирландию, другая в дальнейшем была взята за основу дублинским парламентом при разработке местного «карательного кодекса». Издание сборника отдельной книгой с соответствующими комментариями составителя превратило сборник «карательных законов» в орудие идеологической борьбы.

Широкий круг документальных материалов, отражающих политику Церкви Ирландии, представлен в двухтомном сборнике документов Ирландской конвокации – церковного синода, работавшего в Ирландии одновременно с дублинским парламентом в период с 1704 по 1713 годы2. Сборники включали журналы записей работы верхней и нижней палаты конвокации, отчеты заседаний комитетов, официальные обращения членов палат к королеве и представителям светской администрации Ирландии, внутреннюю переписку прелатов Церкви Ирландии. Часть документов, предназначенных для внутреннего пользования, касающихся, как правило, теологических вопросов, была составлена на латинском языке3. Записи конвокации позволили выяснить позицию «высшего» и «низшего» духовенства ирландской англиканской церкви по отношению к религиозным проблемам Ирландии, охарактеризовать программу мероприятий по укреплению англиканизма на острове, составить представление о взаимоотношениях светской администрации Ирландии и церковного синода, а также дать оценку сотрудничеству Церкви Ирландии и Церкви Англии на пути построения британского протестантского государства.



Во втором параграфе первой главы дан анализ памфлетам и трактатам протестантов Ирландии и Англии, посвященным наиболее актуальным для жителей Британских островов вопросам. Памфлет, как наиболее доступный способ выражения позиции автора, представляющего определенную социальную, конфессиональную, этническую группу, политическую партию или группировку в период слабого развития периодической печати наилучшим образом выявлял болезненные с точки зрения общественности вопросы. В Ирландии позднестюартовской эпохи памфлет, чаще всего, был орудием политического воздействия на английское правительство, способом привлечения внимания к «изъянам» режима «протестантского господства».

Основным принципом классификации памфлетной литературы был выбран событийно-тематический принцип, связанный с выделением наиболее освещенных в ирландской памфлетной литературе вопросов. Так особую группу ирландских протестантских памфлетов составляют памфлеты, условно названные антиякобитскими1, появившиеся сразу же подавления католического восстания 1689-1691 гг., а также в годы обострения католической угрозы. Сразу две серии памфлетов, экономической и политической направленности последовали в 1698 году в связи с принятием в Англии ряда крайне непопулярных в Ирландии законов. Следующий всплеск памфлетной литературы наблюдается в середине 1700-х годов, в период подготовки и подписания договора союза между Англией и Шотландией, приведшего к слиянию двух королевств в единую монархию.

Значение политических, исторических, экономических трактатов для раскрытия заявленной темы сложно переоценить. Политические произведения деятелей английского Просвещения во многом определяли уровень политической культуры ирландских интеллектуалов и формировали образ «идеального государства», к построению которого многие из них стремились. Влияние трактата Дж. Локка «О государственном правлении»2, бесспорно, прослеживается во многих политических работах ирландских протестантов. Другой трактат Дж. Локка «Письмо о веротерпимости»3 способствовал преодолению религиозного непонимания в ирландском обществе.

Исторические трактаты, среди которых особенно выделяется произведение Р. Кокса, в дальнейшем лорда-лейтенанта Ирландии «История Ирландии»4, представляющая собой подробное изложение политической истории Ирландии с древнейших времен до ирландского католического восстания 1689-1691 годов. Трактат Р. Кокса стал главной летописью английского завоевания и освоения Ирландии, историческим обоснованием введения режима «протестантского господства».

К подгруппе экономических трактатов, используемых в качестве источника в диссертационном исследовании, относится трактат основателя политэкономии англичанина, много времени проводившего в Ирландии У. Петти «Политическая анатомия Ирландии»1. Работа английского экономиста содержит информацию об статистических показателях социально-экономического развития острова, автор выделяет круг проблемы развития Ирландии, предлагает проекты «улучшений» жизни на острове.

В третьем параграфе первой главы дается характеристика необычайно ценной группы исторических источников по истории «политического англиканизма» – проповедям англиканского духовенства. Если теологический трактат, адресуемый узкой прослойке англиканского духовенства, философам и интеллектуалам, разъяснял тонкости англиканского учения, то проповедь в доступной для устного восприятия форме проясняла отдельные вопросы христианского учения. Проповедь в Ирландии, несомненно, была важнейшим орудием идеологического и политического контроля, способом формирования определенного мировоззрения. В зависимости от целей прочтения проповеди могли быть теологическими, антикатолическими, цивилизаторскими.

В четвертом, заключительном параграфе первой главы рассматривается личная переписка политических и религиозных деятелей Ирландии и Англии. Письма ирландских политиков и церковных деятелей помимо личной информации содержат сведения, проясняющую обстоятельства появления тех или иных публицистических произведений, раскрывают идейные связи и взаимовлияния ирландских протестантов, демонстрируют отношение корреспондентов к событиям британской истории. В этой связи необходимо выделить эпистолярное наследие Дж. Локка, который являлся другом и единомышленником многих ирландских протестантов, в частности, У. Молинью2.

Ценную информацию о облике Ирландии, традициях и обычаях ее жителей можно почерпнуть из записок английских путешественников, которые, к тому же выражали «имперское» отношение к проблемам подчиненной Ирландии. Наиболее яркие воспоминания о своем пребывании в стране оставили Э. Ворд3 и Дж. Дантон4.



Вторая глава «Идеология политического англиканизма как основа системы «протестантского господства» в Ирландии» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Роль англиканизма в общественно-политическом устройстве Ирландии» рассмотрена история возникновения англиканизма, Церкви Ирландии и распространения на острове англиканской доктрины. Возникнув как независимое религиозное учреждение англиканская церковь, Ирландии принимала активное участие в разработке англиканской доктрины и совершенствовании дисциплины, но в силу малочисленности адептов, которых к концу XVII столетия насчитывалось не более 10% населения, она вынуждена была поддерживать связь с Церковью Англии и полностью принять ее доктрину.

Внутри англиканского духовенства оформилось два направления – партия «высокой церкви», основанная на консервативной «каролингской традиции» и партия «низшей церкви», выступавшая за реформы и обновление, но не имевшая доступа к власти.

В период Второго католического восстания 1689-1691 гг. англиканское духовенство, во главе с деканом Собора Святого Патрика в Дублине Уильямом Кингом разработало модель управления церковью и государством, которая должна была способствовать процветанию протестантского государства после освобождения острова от католицизма. Центральным элементом этой модели был тесный союз короля и духовенства.

Тем не менее Церковь Ирландии после изгнания Якова II и католиков оказалась далека от идеала. Нехватка священников, невыполнение ими своих обязанностей, бедность и невежественность духовенства свидетельствовали о глубоком кризисе Церкви Ирландии и необходимости проведения реформа. Лидеры Ирландской церкви У. Кинг, Н. Фой, Э. Доппинг сделали все возможное, чтобы «улучшить» церковь изнутри и, одновременно, сделать более цивилизованным окружение англикан – католиков и диссентеров. Методы работы были разнообразными – личный пример, проведение разъяснительных бесед, распространение в Ирландии просвещения и образования. Церковные прелаты стремились использовать для достижения поставленной цели все возможные способы, в том числе и Ирландскую конвокацию. Но внутренний конфликт между «низшим» и «высшим» духовенством, а также нежелание светских властей расширять полномочия ирландского духовенства сделал план неосуществимым.



Второй параграф второй главы диссертационного исследования «Антикатолицизм и антиякобитизм англо-ирландцев» посвящен рассмотрению центральной политики ирландского англиканского духовенства в позднестюартовскую эпоху – борьбе с католиками и якобитами. В исторической литературе период после подавления Второго католического восстания называется как «эра карательных законов», что свидетельствует о том значении, которое они сыграли в жизни острова. «Карательные законы» против «папистов» действовали на Британских островах со времен правления Генриха VII, причем некоторые из них уже были распространены на Ирландию. Причиной ужесточения законодательства, вероятнее всего, стала постоянная внешняя католическая угроза, выражавшаяся в стремлении Якова II и его наследников вернуть престол, подняв восстание в Шотландии и, если удастся, в Ирландии. Тем не менее в течение данного периода на территории Ирландии не случилось ни одного «католического эпизода», поэтому жестокость англичан порой иррациональна, построенная не на здравом смысле, а на страхе повторения событий 1641-1653 и 1689-1691 годов.

«Карательное законодательство» запретило католикам занимать государственные должности, носить оружие и служить в армии, получать католическое образование в Ирландии и за границей. Католики лишались права долгосрочной аренды и вынуждены были платить десятину англиканской церкви. Священники должны были пройти регистрацию, а иезуиты и высший католический клир высылались из страны. Особенностью «карательного законодательства» 1690-1700-х гг. стало то, что репрессии против папистов проводились систематично, поэтапно с целью полного подчинения их воле англикан. В итоге к середине 1710-х годов внутри страны не осталось организованной католической оппозиции протестантскому режиму, поэтому очередное выступление якобитов, связанное со смертью королевы Анны и приходом к власти Ганноверов, не имела видимого отклика в Ирландии.

В период введения «карательного кодекса» англиканское духовенство делало все возможное, что сформировать негативный образ католиков как внутри страны, так и в соседней Англии. Священники зачитывали антикатолические проповеди, формируя с их помощью образ «дикого ирландца», который будет доминировать в британской литературе в XVIII и XIX столетии.

В третьем параграфе второй главы «Ирландские англикане и диссентеры» дается оценка взаимоотношениям англикан с представителями диссентеров, не желавших признавать верховенство Церкви Англии – шотландских пресвитериан, членов небольших пуританских сект, континентальных диссентеров. Необходимо отметить, что в 1690-х годах наблюдается быстрый рост численности диссентеров, особенно на севере и северо-западе острова. Обладая лучшими хозяйственными навыками, зная ремесла, занимаясь торговлей, диссентеры, в особенности шотландские пресвитериане, быстро занимают лидирующие позиции в экономической жизни протестантской Ирландии.

Ирландские англикане, опасаясь потери политического и экономического контроля над островом, стремятся либо лишить их прав, либо обратить в англиканизм. Ситуацию обостряет тот факт, что Англия готовиться заключить унию с Шотландией, (подписана в 1707 г.), поэтому выступает за поддержание христианского протестантского единства. В итоге часть «карательного законодательства», направленного против католиков, было применено и в отношении диссентеров, лишая их прав на участие в политической жизни королевства. Тем не менее диссентеры не утратили позиций на севере острова, и, тем самым заложили основы существующего и по сей день ольстерского конфликта.

Обращает на себя внимание, то что отношение англикан к континентальным протестантам было совсем иным. Англиканское духовенство и политичсекая элита приветствовали переселение гугенотов, выделяя им земли и разрешая заниматься ремеслом и торговлей. Не связанные со своей исторической родиной, континентальные диссентеры не представляли угрозы для англиканского государства.

В третьей главе «Режим «протестантского господства» и его оценка в общественно-политической мысли англо-ирландцев» рассматриваются оценки и отношения ирландских протестантов к режиму «протестантского господства».



В первом параграфе третьей главы «Проблема экономического положения Ирландии в общественно-политической мысли англо-ирландцев» на основе «экономических» памфлетов анализируются противоречия английской торговой верхушки и местных предпринимателей. В соответствии с политикой меркантилизма, вся экономическая жизнь острова находилась под надзором англичан. Принятые в течение второй половины XVII века навигационные акты защитили торговлю Англии от внешних конкурентов, но ирландская шерстяная торговля создавала преграду в развитии шерстяной мануфактуры. В 1699 году английским парламентом был издан акт, запрещавший вывоз ирландской шерсти. Принятие невыгодного для ирландских предпринимателей закона вызвало протест, который вылился в серию памфлетов. Введение на острове вместо шерстяного производства льноткачества не только не привело к росту прибылей ирландских протестантов, но вызвало рост прибылей шотландских диссентеров, имевших опыт выращивания льна. «Шерстяной кризис» имел для жителей Ирландии двоякое значение. Он ознаменовал начало «эры предпринимателей», англичан, использующих ресурсы Ирландии как колонии или полуколонии. С другой стороны он вызвал кризис самоидентификации самих ирландских протестантов. Лишившись поддержки «родины-матери» он начали искать иные пути решения проблемы неравноправного статуса Ирландии.

Второй параграф третьей главы «Уильям Молинью и вопрос о конституционных правах Ирландии» посвящен анализу дискуссии о конституционных правах Ирландии, которую начал ирландский «патриот», интеллектуал, основатель Дублинского философского общества Уильяма Молинью. В 1698 году накануне принятия «Шерстяного билля» У. Молинью обнародовал памфлет «Положение Ирландии, стесненной актами английского парламента»1. Исследуя историю Ирландии он приходит к выводу, что королевство никогда не было «завоеванным», а обладало своей конституцией, соответственно Ирландия должна восстановить утраченный статус. Рассуждения У. Молинью, хотя и отличались логикой построения, неверно интерпретировали события. Он говорил о «конституции», которая существовала еще задолго до прихода на остров англичан. В итоге работа У. Молинью была осуждена дублинским парламентом, текст памфлета сожжен, а сам У. Молинью избежал наказания только по причине естественной смерти от болезни. Тем не менее памфлет ирландского автора вызвал воодушевление в ирландской протестантской элите. Оперируя идеями Дж. Локка, с которыми У. Молинью был в дружественных отношениях, они стремились изменить неравноправный статус парламента и вернуть Ирландии права и свободу. В конце XVIII века, когда ирландские патриоты заявляи о правах «ирландской протестантской нации» их идейной базой был трактат Молинью.

В третьем параграфе третьей главы «Ирландский протестантский юнионизм конца XVII – начала XVIII веков» противоречивое направление в ирландской протестантской мысли – протестантской юнионизм. В период подготовки Унии Англии и Шотландии часть ирландских протестантов поддержала идею союза и предложило войти в него Ирландии также, как это сделал Уэльс в XVI веке. До нашего времени дошел важный источник, автором которого стал Генри Максвелл1. Ссылаясь на экономические показатели Г. Максвелл доказывал, что притеснение Ирландии действием таких законов, как шерстяной акт, экономически нецелесообразною Обе страны только выиграют, если Ирландия станет частью Англии, а ирландские протестанты будут заседать в Вестминстерском парламенте. «Эссе по вопросу союза Ирландии с Англией» осталось незаметным для ирландской протестантской общественности, также как не нашло поддержки среди англичан, рассматривавших Ирландию как полуколонию.

В заключении подведены основные итоги, сделаны выводы и обобщения.

Ирландия 1692-1715 гг. – зависимое от Англии королевство, населенное враждебными по отношению к правящей элите католиками. Церковь Ирландии и светские лендлорды бедны и не могут конкурировать с более огатыми соседями-англичанами, при этом продолжая считать Англию своей родиной. В этих условиях политический англиканизм – доктрина, которая помогала сохранять ирландским протестантам духовное и политическое единство, подчиняя и укрепляя свои позиции за счет притеснения католиков и диссентеров.

Теория политического англиканизма – сплав догматики англиканской церкви, традиционные представления о незыблемости монаршей власти, но, в то же время, идеи гражданских прав и общественного договора, почерпнутые из трудов Дж. Локка и других просветителей Британских островов. Последователи политического англиканизма – «правящая секта», которая не могла удержаться у власти, используя принципы политического равноправия, но в то же время мечтала об идеальном протестантском государстве и церкви.



Действия, предпринимаемые протестантами Ирландии, в большинстве своем были навязаны англичанами, но большая часть местной элиты, разделяя принципы христианской солидарности и уповая на милость Бога и короля, поддерживала их. Но по мере роста образованности протестантской верхушки Ирландии росли сомнения относительно будущего страны и ее жителей. Англичане, в течение одного или нескольких поколений живущие на землях Ирландии, стали воспринимать ее как новую родину, нуждающуюся в любви и защите.
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:
Публикации в периодических изданиях, рекомендованных ВАК


  1. Лежнина Е.В. «Образ врага»: ирландские католики глазами англикан в конце XVII – начале XVIII века // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 39. Спец. выпуск. Национальный характер, дух народа и образ Другого: способы опознания и описания. – М.: ИВИ РАН, 2012. – С. 308-324.

  2. Лежнина Е.В. Шерстяной акт 1699 года в памфлетах ирландских протестантов // Казанская наука. – 2013. – №5. – С. 35-39.

  3. Лежнина Е.В. Ирландский протестантский юнионизм конца XVII – начала XVIII вв. // Казанская наука. – 2013. – №9. – С. 38-42.


Публикации в прочих изданиях:


  1. Лежнина Е.В. Уильям Молиньюкс и проблема конституционных прав Ирландии в 1690-х годах // Запад-Восток: научно-практический ежегодник. – 2009. – №2. – С. 38-49.

  2. Лежнина Е.В. Англиканская официальная проповедь как источник по истории религиозно-политической борьбы в Ирландии конца XVIII – первой половины XVIII веков // Запад-Восток: научно-практический ежегодник. – 2010. – С. 18-28.

  3. Лежнина Е.В. Уильям Кинг и диссентеры Ирландии в 1690-е гг. // Современные тенденции изучения и преподавания всеобщей истории: материалы Всеросс. науч.-практич. конференции, 30 ноября 2012 года / Отв. ред. И.М. Эрлихсон, Ю.И. Лосев. – Рязань: Изд-во Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина, 2011. – С. 242-246.

  4. Лежнина Е.В. Религиозно-политическая жизнь Ирландии конца XVII – начала XVIII вв. в оценках отечественной историографии // Запад-Восток. – 2012. – №4-5. – С. 140-150.

  5. Лежнина Е.В. Провиденциализм в религиозно-политической жизни Ирландии конца XVII – начала XVIII вв. // Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 29 ноября 2012 г. – Рязань: Изд-во Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина 2012. – С. 259-261.



1 «Protestant» (протестантский) в Ирландии в большинстве случаев был тождественен «аnglican» (англиканский), так как государственная «установленная по закону» («as by law established») церковь не признавала протестантами представителей иных конфессий.

2 A new history of Ireland / ed. by T.W. Moody, W.E. Vaughan. Vol. VIII. – Oxford, 1986. – P.1. Период «протестантского господства» чаще всего датируется 1691-1800 годами.

3 Calendar of Ancient Records of Dublin / ed. by R. Gilbert. – In 18 vol. – Vol. 14. – Dublin, 1909. – P. 242.

4 Kelly J. The Genesis of «Protestant Ascendancy»: the Righboy disturbances of the 1780s and their impact upon protestant opinion // Parliament, politics and people; essays in eighteenth-century Irish history / ed. by G. O’Brian. – Dublin, 1989. – P. 93.

5Richardson J. Political Anglicanism in Ireland 1691-1801: from the language freedom to the language of union // The Irish act of Union: bicentennial Essays. – Dublin, 2003. – P. 58-68.

1 Froud G.E. The English in Ireland in the Eighteenth century. – In 3 vol. – Vol. 1. – L., 1872; Ingram Th.D. A history of the legislative union of Great Britain and Ireland. – L., 1887; Lecky W.E.H. A history of Ireland in the eighteenth century. – Vol. 1. – L., 1913.

2 Killen W.D. The ecclesiastical history of Ireland. From the earliest period to the present times. – London, 1875; Mant R. History of the Church of Ireland from the Reformation to the Revolution; with the papal usurpation, in the twelfth century, to its legal abolition in the sixteenth. – London, 1840.

3 Ashley M. The Glorious Revolution of 1688. – London, 1966; Robbins C. The eighteenth-century commonwealth men. – Cambridge, 1959; Straka G.M. Anglican reaction to the Revolution of 1688. – New York, 1962; Speck W.A. Tory and Whig: the struggle in the constituencies, 1701-1715. – L.,1970.

4 Simms J.G. Colonial Nationalism 1698-1776. – Naas, 1976; Victory L.I. Colonial Nationalism in Ireland, 1692-1725: from Common Law to Natural Right. An unpublished PhD theses, TCD. – Dublin, 1985.

5 Connolly S.J. Religion and History // Irish economic and social history. – 1983. – Vol. X. – P. 66-80.

1 Acheson A. A History of the Church of Ireland. – Dublin, 2002; Gillespie R. Belief and Religion in early modern Ireland. – Manchester, 1997; Hayton D.W. The development and limitations of Protestant ascendancy: the Church of Ireland in public life, c. 1660-1740 // The Laity and the Church of Ireland, 1000-2000. All Sorts and Conditions / ed. by R. Gillespie and W.G. Neely. – Dublin, 2002; Rupp G. Religion in England 1688-1791. – Oxford, 1986.

2 Smyth J. «Like amphibious animals»: Irish protestants, ancient Britons, 1691-1707 // The Historical Journal. – 1993. – Vol. 36. – Iss. 04. – P. 785-797; Doyle Th. Jacobitism, Catholicism and the Irish Protestant Elite, 1700-1710 // Eighteenth-Century Ireland. – 1997. – Vol. 12. – P. 28-59.

3 Leighton C.D.A. Catholicism in a Protestant Kingdom. A study of the Ancient Régime. –Dublin, 1994; Beckett J.C. Protestant dissent in Ireland 1687-1780. – Vol. 2. – L., 1986; Kilroy Ph. Protestant Dissent and Controversy in Ireland 1660-1714. – Cork, 1994; Wall M. Catholic Ireland in the Eighteenth Century. – Dublin, 1989; Barlett Th. The fall and rise of the Irish nation: The Catholic question, 1690-1830. – Dublin, 1992; Ỏ Ciardha Ḗ. Ireland and the Jacobite cause, 1685-1766. A fatal attachment. – Dublin, 2002.

4 Bardon J. A history of Ulster. – Belfast, 1992; Elliott M. The Catholic of Ulster: a history. – London, 2000.

5 Hayton D. Henry Maxwell, M.P., Author of An Essay upon an Union of Ireland with England (1703) // The eighteenth-century Ireland. – 2007. – Vol. 22. – P. 28-63; Kelly P. William Molyneux and the Spirit of Liberty in Eighteenth-Century Ireland // The eighteenth-century Ireland. – 1998. – Vol. 3. – P. 133-148; O’Regan Ph. Archbishop William King of Dublin (1650-1729) and the constitution in Church and State. – Dublin, 2000; Archbishop William King and the Anglican Irish Context, 1688-1729 / ed. by Ch. J. Fauske. – Dublin, 2004; Boyce D.G. The Road to Wood’s Halfpence and Beyond: William King, Jonathan Swift and the Defence of the National Church, 1689-1724 // Political Discourse in Seventeenth- and Eighteenth-Century Ireland / ed. by D.G. Boyce, R. Eccleshall, V. Geoghegan. – Dublin, 2001. – P. 81-109; Walsh P. The Making of the Irish Protestant Ascendancy. The Life of William Connolly, 1662-1729. – Woodbridge, 2010.

1 Duddy Th. A history of Irish Thought. – L., 2002; Eccleshall R. The Political Ideas of Anglican Ireland in the 1690s // Political Discourse in Seventeenth- and Eighteenth-Century Ireland / ed. by D.G. Boyce, R. Eccleshall, V. Geoghegan. – Dublin, 2001. – P. 110-141.

2 McGraph Ch.I. The making of the Eighteenth-Century Irish Constitution. Government, Parliament and the Revenue, 1692-1714. – Dublin, 2000; Hayton D.W. Ruling Ireland, 1685-1742. – Woodbridge, 2004; Kelly J. Poynings’ Law and the making of law in Ireland, 1660-1800. – Dublin, 2007; Hill J. From patriots to unionist. Dublin Civil Politics and Irish Protestant Patriotism, 1660-1840. – Oxford, 1997; Doyle Th.G.D. The politics of Protestant Ascendancy; politics, religion and society in protestant Ireland. 1700-1710. An unpublished theses submitted in fulfillment of the degree of Ph.D of the National University of Ireland. Dublin, 1996; York N.L. Neither kingdom nor Nation. The Irish quest for constitutional rights, 1698-1800. – Washington, 1994.

3Simms J.G. War and politics in Ireland 1649-1730 / ed. by D.W. Heyton, G. O’Brien. – L., 1986; Connolly S.J. Religion, law and power. The Making of protestant Ireland 1660-1760. – New York, 1995; Barnard T. A new Anatomy of Ireland. The Irish Protestant, 1649-1770. – New Haven and London, 2004; Dickson D. New foundations: Ireland 1660-1800. – Dublin, 2002.

4 Pocock J.G.A. British history, a Plea for a New Subject // The Journal of Modern History. – Vol. 47. – No. 4. – P. 601-621.

5 Colley L. Britons. Forging the nation 1707-1832. New Haven, 1992; Canny N. The origins of Empire: An introduction // The origins of Empire / British Overseas Enterprise to the Close of the Seventeenth Century / ed. by N. Canny. – Oxford, 2001. – P. 1-33; Strong R. Anglicanism and the British Empire, 1700-1850. Oxford, 2007; Armitage D. The Ideological Origins of the British Empire. – Cambridge, 2000.

1 Афанасьев Г.Е. История Ирландии. – М., 2007.

2 Советская историография восприняла хронологию ирландской истории, введенную Ф. Энгельсом (См.: Энгельс Ф. История Ирландии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 16. – С. 479-522.).

3 Сапрыкин Ю.М. Английская колонизация Ирландии в XVI – начале XVII века. – М., 1958; Сапрыкин Ю.М. Английское завоевание Ирландии (XII – XVII вв.). – М., 1982; Телегина Э.П. Ирландская политика Якова II и предпосылки «Славной революции» в Англии. – Горький, 1980; Телегина Э.П. Освободительная борьба ирландского народа в последней трети XVII в. – Горький, 1980.

4 Каверина Л.А. Английское законодательство и социально-экономическое положение Ирландии в начальный период промышленного переворота в Англии // Проблемы рабочего и национального движения Великобритании и Ирландии. Рязань, 1976. С. 11.

5 История Ирландии / Отв. ред. Л.И. Гольдман. М., 1980.

6 Колпаков А.Д. Ирландия – остров мятежный. – М., 1965; Орлова М.Е. Исторические судьбы независимой Ирландии // Вопросы истории. – 1967. – №2; Лихачева Ж.А. Религия и социальные конфликты в Северной Ирландии // Актуальные проблемы научного атеизма. – Вып. 3. – М., 1989; Полякова Е.Ю. Ольстер: истоки трагедии. – М., 1982.

1 Мирошников А.В. Три века Ирландии. – Кн. 1.– Воронеж, 2008.

2 Стецкевич М.С. Протестантизм, антикатолицизм и британское национальное самосознание Нового времени // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Мат-лы научн. конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия «Symposium».– Вып. 5. – СПб., 2000. – С. 35-41; Лабутина Т.Л. Антикатолицизм в Англии в правление последних Стюартов (1660-1714 гг.) // Религия и политика в Европе XVI-XX вв. – Смоленск, 1998. С. 33-34.

3 Ерохин В.Н. Методологические подходы к изучению истории религиозной Реформации в Англии в современной британской историографии. – Нижневартовск, 2008; Ерохин В.Н. Влияние протестантизма на понимание принципов социальных связей в английском обществе в XVI-XVII веках // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – №2. – Т.3. – С. 56-61.

4 Просветительское движение в Англии / Под ред. Н.М. Мещеряковой. – М., 1991; Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения (1689-1714 гг.). – М., 1994; Эрлихсон И.М. Английская общественная мысль второй половины XVII века. – М., 2007.

1 Шарифжанов И.И. Английская историография в XX веке. Основные теоретико-методологические тенденции, школы и направления. – Казань, 2004.

1 Irish historical documents 1172-1922 / Ed. By E. Curtis, R.B. McDowel. – L., 1943.

2 Statutes of the Realm / ed. by J. Raithby. Vol. VII: 1695-1701. – London, 1820. [Электронный ресурс] URL: http://www.british-history.ac.uk/report.aspx?compid=46972

1 The penal laws against Papist and Popish Recusants, Nonconformists and Nonjurors: with The Statuses relating to the Succession of the Crown, Forfeited Estates, Tumults and Riots, Imprisonment of Suspected Persons; and the late Acts for obliging Papists and Nonjurors to Register their Estates. – L., 1723.

2 Records of convocation. XVII. Ireland, 1690-1869. Part 1. Both Houses: 1690-1702, Upper House: 1703-1713 / Ed. by G. Bray. – L., 2006; Records of convocation. XVIII. Ireland, 1690-1869. Part 2. Lower House: 1703-1713 Both House: 1714-1869 / Ed. By G. Bray. – L., 2006.

3 В нашей работе проанализированы только написанные на английском языке документы конвокации.

1 King W. The State of Protestants Under the Late King James’s Government: Plainly shewing us, What we are to expect in case of a Revolution at present. – Dublin, 1745.

2 Локк Дж. О государственном правлении // Локк Дж. Избранные философские произведения. – 2-х т. – Т. 2. – М., 1960. С. 5-137.

3 Локк Дж. Письмо о веротерпимости // Локк Дж. Избранные философские произведения. В 2-х т. – Т. 2. – М., 1960. – С. 141-183.

4Cox R. Hibernia Anglicana: or The History of Ireland from the Conquest thereof by the English To this Present Time. – L., 1692.

1 Петти У. Политическая анатомия Ирландии // Экономические и статистические работы / У. Петти. М.–Л., 1948-1949.

2 Some familiar letters between Mr. Lock and several of his friends. – L., 1708.

3 Ward E. A Trip to Ireland, being a Description of the Country, People and Manners, As also select Observations on Dublin. – L., 1699.

4 Dunton J. The Dublin Scruffle: being a Challenge sent by John Dunton, citizen of London, to Patrick Campbel, Bookseller in Dublin. Together with the small Skirmish Bills and Advertisements. – London, 1699.

1 Molyneux, W. The Case of Ireland’s being bound by act of parliament in England, stated. – Dublin, 1698.

1 Maxwell G. An Essay Upon an Union of Ireland with England: Most humbly offered to the Consideration of the Queen’s most Excellent Majesty and both Houses of Parliament. – Dublin, 1704.