Тема Социальная информатика: предмет и задачи курса Индустриальное, постиндустриальное, информационное общество - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
ИнформационноЕ общество и феномен известности о понятии «информационное... 2 372.96kb.
Методические рекомендации Программа курса Часть I. Общие положения... 5 1527.08kb.
Грядущее постиндустриальное общество 13 7816.06kb.
Педагогическая практика студентов 5 курса ффмоиип мггу «050202 Информатика» 1 140.29kb.
Информационное общество это 1 56.21kb.
2 урока Тема урока: «Информационное общество. Информационная культура»... 1 88.51kb.
Предмет литература и информатика Класс 10 класс Тема Музы Некрасова. 1 133.88kb.
Ключевые слова: гуманизм, культура, поэзия, фантазия, подавление... 1 349.66kb.
Типы задач на грамотность чтения 1 262.5kb.
Урок истории в 8 классе «Индустриальное общество» 1 49.19kb.
Лекции по экономике труда тема Предмет, содержание и цели курса "Экономика... 2 581.27kb.
Юбилей русской печатной книги 450 лет со дня выхода в свет «Апостола»... 1 24.23kb.
- 4 1234.94kb.
Тема Социальная информатика: предмет и задачи курса Индустриальное, постиндустриальное - страница №1/3

Основы социальной информатики


 

Тема 1. Социальная информатика: предмет и задачи курса

Индустриальное, постиндустриальное, информационное общество.

Критерии вступления общества в постиндустриальный, информационный период развития.

Закон экспоненциального роста объема знаний.

Эволюция социальных систем /диаграмма Парето/.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА определение понятия.

Информатизация как единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

Основные теоретико-методологические подходы к информатизации.

Информатизация и экологобезопасное, устойчивое развитие.

Концепция информатизации РФ.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА определение, предметное поле исследований, методологическая роль.

Тема 2. Cемантические основы социальной информатики

Информология - общая теория информации.

ИНФОРМАЦИЯ - понятие.

Краткая характеристика теоретических концепций и подходов к изучению закономерностей информационного обмена: теория информации К. Шеннона, кибернетический подход Н. Винера, логико-семантический подход, прагматическая концепция, бихевиористская модель информации, логико-прагматическая модель коммуникации.

Материя, энергия, информация, знания - связь понятий.

Данные, информация, знания - соотношение понятий.

Формализация знаний: методы и приемы.

Их эффективность, сравнительный анализ.

Технология, информационная технология.

Собственно-информационная технология.

Искусственный интеллект, экспертные системы - понятия.

Тема 3. Социальные коммуникации: история, современность, перспективы

Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как пространства социальных коммуникаций.

Типы обменов в обществе.

Материально-энергетический и информационный обмены.

Фазы информационных обменов в обществе.

Устная, письменная, книжная и компьютерная фаза информационного обмена.

Системы искусственного интеллекта, экспертные системы - постановка задачи, подходы к ее решению, области применения.

Блок-схема социальной коммуникации.

Тема 4. Информационные ресурсы общества.

Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века: предпосылки, содержание, симптомы в социальной практике, последствия.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС - определение понятия.

Основные проблемы исследований в области информационных ресурсов общества. Знания как национальное богатство.

Проблема "утечки мозгов" из России.

Формы материализации информационных ресурсов общества.

Проблема "электронизации" информационных фондов России.

Автоматизированные информационные ресурсы России.

Фактографические базы социальных данных.

Тема 5. Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия

Технический аспект социальных предпосылок информатизации.

Предпосылки информатизации в экономической, политической, культурно-духовной и социальной сферах общества.

Исходные условия и альтернативные варианты развития процесса информатизации в России.

Социальные последствия информатизации.

Тема 6. Формирование информационной среды общества.

Принципы формирования информационной среды общества.

Информационная среда как диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА - понятие.

Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества.

Коммуникационная сеть: узлы и каналы связи.

Способы передачи сообщений.

Электронная почта.

Коммерческие сети передачи данных.

Технологии ТЕЛЕТЕКС, ФАКС, ТЕЛЕТЕКСТ, ВИДЕОТЕКСТ.

Социальные структуры и институты, способствующие активизации информационного ресурса общества.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА - понятие.

Информатизация образования в РФ.

Тема 7. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации

Необходимость учета физического, психического и социального начал личности в процессе информатизации.

Проблемы адаптации инвалидов в современной информационной среде.

Информационные технологии для инвалидов.

Психологические аспекты информатизации.

Компьютеромания и компьютерофобия. ЭВМ и здоровье.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - понятие.

Компьютерная преступность.

Компьютерные вирусы.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ понятие, его слагаемые, их современное состояние.

Тема 8. Постиндустриальное, информационное общество: социальная структура и специфика трудовой деятельности

Тенденции в изменении параметров, соотношения и типов взаимосвязи социальных групп при переходе к постиндустриальному, информационному обществу.

Основные стимулы и специфика трудовой деятельности в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе.

Проблема предотвращения формирования общества потребления.

Тема 9. Проблемы социальной информатики в различных предметных областях

Дифференцированные программы для факультетов:

1. Социальной работы

Новые информационные технологии в системе социальной защиты населения.

2. Психологического

Проблемы развития человеко-машинных систем.

3. Социологического

Социальная структура современного российского общества: информационный аспект.

4. Социально-экономического

Социально-экономические проблемы информатизации.

Информатизация общества и бизнес.

Рынок средств информатики.

Удельные параметры процессов обработки данных.

5. Юридического

Правовые аспекты информатизации.

Компьютерная этика и компьютерное право.

Законодательная база информатизации РФ.

6. Журналистики

Информатизация и СМИ.

Визуализация информации: социальные проблемы и последствия.

ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА - понятие.

Информационный империализм.

Приложение 1

Список литературы по курсу "Основы социальной информатики"

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.

2. Андрианова Т. В., Ракитов А. И. Информатизация общества и бизнес. М.: ИНИОН, 1992.

3. Афанасьев В. Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994.

4. Батурин Ю. М., Жодзишский А. М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. М.: Юридическая литература, 1991.

5. Бронштейн М. П. Социальные проблемы информатики. М., 1990.

6. Будущее искусственного интеллекта. Редакторы-составители К. Е. Левитин, Д. А. Поспелов, М.: Наука, 1991.

7. Воробьев Г. Г. Молодежь в информационном обществе. М., 1990.

8. Гаврилов О. А. Кибернетика и право. М., 1989.

9. Глинский Б. А. Философские и социальные проблемы информатики. М.: Наука, 1990.

10. Глушков. В. М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987.

11. Голынкер В. Информатика: рынок и право. Самара: Изд-во "Сам Вен", 1992.

12. Готт В. С., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Социальная роль информатики. М.: Знание, 1987.

13. Гришкин И. И. Понятие информации. М., 1993.

14. Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования. М., 1984.

15. Громов Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993.

16. Друкер Питер Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М., 1994.

17. Дубровский Е. Н. Информационно-обменные процессы - факторы социального развития (Проблемы социальной информатики. Вып. 2) . М.: МГСУ, 1996.

18. Дубровский Е. Н., Соколова И. В. Основы социальной информатики (Конспект лекций) (Проблемы социальной информатики. Вып. 4) . М.: МГСУ, 1996.

19. Ефимов А. Н. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые. М.: Наука,

20. Иванов В. В. Чет и нечет. Ассимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. Радио, 1978.

21. Информатизация регионов России: опыт, проблемы, перспективы. Первый научно-практический конгресс. Санкт-Петербург, 16-20 мая 1995 года, Тезисы докладов.

22. Информатика и компьютерная грамотность. Отв. ред. академик Наумов Б. Н., М.: Наука, 1988.

23. Информатика и культура. Новосибирск, 1990.

24. Информатика и молодежь. М., 1987.

25. Информационная безопасность. Сборник тезисов докладов и сообщений Санкт-Петербургского /17-18 мая 1995г./ семинара. С. -Петербург, 1995.

26. Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1985.

27. Коган В. З. Теория информационного взаимодействия: философско-социологические очерки. Новосибирск, 1991.

28. Коган В. З. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1990.

29. Колин К. К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества (Проблемы социальной информатики. Вып. 1.) . М.: МГСУ, 1995.

30. Компьютер обретает разум. М.: Мир, 1993.

31. Компьютерная этика и компьютерное право в США и Австралии. М.: ИНИОН, 1989.

32. Концепция отраслевой автоматизированной системы обработки информации органов социальной защиты населения (ОАСОИ "ЗАЩИТА") // Минсоцзащиты РФ, 1993.

33. Коренной А. А. Информация и коммуникация. Киев: Наукова думка, 1986.

34. Крюков В. И. Компьютеризация государственного управления: сущность, правовые проблемы. М., 1990.

35. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. Философские очерки. Санкт-Петербург: Наука, 1994.

36. Моисеев Н. Н., Фролов И. Т. Высокое соприкосновение: общество, человек и природа в век информатики. М., 1989.

37. Новик И. Б., Абдуллаев А. Ш. Введение в информационный мир. М.: Наука, 1991.

38. О состоянии деловой информации в Российской Федерации /материалы социологического опроса/. М., 1994.

39. Полевой Н. С. Правовая информатика и кибернетика. Учебник. М., 1993.

40. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационные технологии - миллионные прибыли. М., 1990.

41. Поспелов Г. С. Искусственный интеллект - основа новой информационной технологии. М.: Наука, 1988.

42. Пушкин В. Г., Урсул А. Д. Информатика, кибернетика, интеллект. Философские очерки. Кишинев, 1989.

43. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.

44. Рейзема Я. В. Информационный анализ социальных процессов. М., 1982.

45. Рейзема Я. В. Информатика социального отражения (Информационные и социальные основания общественного разума) . М.: Прометей, 1990.

46. Семенюк Э. П. Информатика: достижения, перспективы, возможности. М.: Наука, 1988.

47. Страссман П. А. Информация в век электроники. Проблемы управления. М., 1987.

48. Суханов А. П. Мир информации: история и перспективы. М.: Мысль, 1989.

49. Сухин В. Ф. Человек в мире информатики. М., 1992.

50. Телеэкран - неограниченное господство? Пер с нем. М.: Прогресс, 1987.

51. Урсул А. Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. М., 1990.

52. Урсул А. Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и безопасного развития цивилизации) . М., 1993.

53. Черри К. Человек и информация. М.: Связь, 1989.

54. Шемакин Ю. И. Теоретическая информатика (Конспект лекций) (Проблемы социальной информатики. Вып. 3) . М.: МГСУ, 1996.

55. Шемакин Ю. И., Романов А. А. Компьютерная семантика. М.: НОЦ "Школа Китайгородской", 1995.

56. Щеглов О. Социальные последствия информатизации общества. М.: Наука, 1991.

57. Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития (Национальный доклад) // Вестник РОИВТ, 1994, № 4-5.

58. Бачило И. Л. Правовое регулирование процессов информатизации // Государство и право, 1994, N 12.

59. Брагина Е. "Третий мир": как выйти на столбовую дорогу" // Мировая экономика и международные отношения, 1992, N 8.

60. Белов Г. В., Воскресенский А. К. Право на информацию и информационное право // Информатика и вычислительная техника, 1994, вып. 2-3, с. 15-20.

61. Биометрическая аутентификация // Защита информации, № 2,1994, с. 29-33.

62. Вирковский В. А. Проблемы информационной безопасности России и пути их решения // Защита информации, 1995, № 3, с. 10-16.

63. Голубков А. С. Об основах федеральной и региональной политики России в сфере информационной безопасности // Информатика и вычислительная техника, 1994, вып. 2-3, с. 6-10.

64. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988, № 2.

65. Заболотский В. П., Юсупов Р. М. Россия в преддверии информационного общества // Информатика и вычислительная техника, 1994, вып. 1, с. 3-7.

66. Замарин А., Андреев А., Ковалевский В., Белоглядов И. Битва за информацию. Стратегия защиты // Безопасность. Достоверность. Информация., 1995, № 2, с. 21-23.

67. Знаменская Т. Ю. Электронный секретарь // Проблемы информатизации, 1992, №2, с. 65-72.

68. Зурковски П. Информационный бизнес: взгляд изнутри // Мировая экономика и международные отношения, 1990, N 8, с. 96 - 104.

69. Иванов В. Н., Стогний А. А. Банк социальных данных // Проблема накопления и анализа на ЭВМ данных социологических исследований. М., 1989.

70. Каныгин Ю. М., Панченко В. Н. Взаимосвязи политической экономии с информатикой // Вопр. полит. экономии. Киев, 1989. - Вып. 2204. - с. 124 -130.

71. Мелюхин И. С., Райков А. Н., Рахманин А. Е. Итоги и перспективы развития аналитических служб органах исполнительной власти в 1993-1994 гг.// Вестник РОИВТ, 1994, N 6, с. 65 - 76.

72. Мелюхин И. С. Формы государственного регулирования процессов информатизации // Вестник РОИВТ, 1994, N 6, с. 3 -18.

73. Михайлов А. Г. Новые банковские технологии - пластиковые карты // Защита информации, 1995, №3, с. 62-68.

74. Моисеев Н. Н. Компьютеризация, ее социальные последствия // Вопросы философии, 1987, № 9.

75. Свешников А. Компьютерный рынок продолжит бурное развитие // Финансовые известия, 1995, N 13(142) .

76. Прохоров А. И., Разлогов К. Э., Рузин В. Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии, 1989, N 6.

77. Райков А. Н. Интеллектуальные технологии в процессах анализа и прогноза социально-политических ситуаций //Вестник РОИВТ, 1994, N 6, с. 80 - 93.

78. Рубанов В. А. Проблемные вопросы обеспечения информационной безопасности в России //Информатика и вычислительная техника, 1994, вып. 2-3, с. 3-5.

79. Смирнов И. Н. Социально-философские проблемы информатики // Вопросы философии, 1986, № 10, с. 49-60.

80. Шведовский В. А., Шаруненко Н. М. Социальные эффекты информатизации России (по результатам машинного эксперимента с моделью общества) // Информатика и вычислительная техника, 1994, вып. 4, с. 18-24.

81. Щербаков А. Нетрадиционные методы проникновения к информации в компьютерных системах // Безопасность. Достоверность. Информация, №1, с. 24-27; №2, с. 27-30.

82. Яковец Ю. Перспективные информационные технологии // Экономист, 1994, № 5, с. 73.

83. Абдуллаев Р. Что такое вирус и как с ним бороться? // Каталог-газета "Весь компьютерный мир", 1995, N 5.

84. Агапов А. Информационное законодательство России: проблемы формирования и развития // Деловой мир, 14-20 ноября 1994, с. 2/14.

85. Алексеев А. Джентельмены компьютерной удачи // Коммерсант-DAILY, №44,11 марта 1995 года

86. Антопольский А. Б. Культурное достояние России и новые информационные технологии // Информ-Ревю, М., 1995, № 1(2) .

87. Артемов С. Дистанционное образование пойдет в народ не раньше ХХI века // Коллекция-F. Приложение к "Московским новостям", 1995, апрель № 7F(18) .

88. Бабич Д., Терентьева Л., Павлов А. Эта служба не опасна, но трудна // Каталог-газета "Весь компьютерный мир", 1995, №№ 4 и 5.

89. Ботвинник М. Третий путь сквозь мрак и хаос. Стратегия экономического развития в компьютерном измерении // Правда, 26 мая 1994 года.

90. Викторов Д., Кизюков С. Русский гипертекст // Компьютерра, № 16(96) 24 апреля 1995 года.

91. Донской М. Программный продукт: товар или услуга? // Компьютерра, № 16(96) 24 апреля 1995 года.

92. Сорокин А. Еще один пионерный проект Запада: информационное общество // Рабочая трибуна, 12 февраля 1995 года.

93. Об основах государственной политики в сфере информатизации: Указ Президента Российской Федерации // Российская газета, 29 января 1994 года.

94. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская газета, 22 февраля 1995 года.

95. Сборник учебно-методической документации по кафедре "Социальная информатика", М.: МГСУ, 1996.

Приложение 2

Темы рефератов по курсу "Основы социальной информатики"

1. Социальная информатика как научная основа постиндустриального общества.

2. Основные направления научных исследований в области социальной информатики.

3. Информатизация общества: цели, теоретико-методологические основы, проблемы.

4. Информатизация в современном цивилизационном процессе: социологический прогноз.

5. Семантические основы социальной информатики.

6. Основные черты, закономерности и проблемы постиндустриального, информационного общества.

7. Концепция информатизации Российской Федерации.

8. Основы государственной политики в сфере информатизации.

9. Законодательная база информатизации РФ.

10. Правовые проблемы информатизации.

11. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность.

12. Компьютерная этика и компьютерное право.

13. Социальная структура современного российского общества: информационный аспект.

14. Основные направления информатизации социальной сферы.

15. Новые информационные технологии в системе социальной защиты населения РФ.

16. Социальные предпосылки и последствия информатизации российского общества.

17. Научно-технические проблемы информатизации Российской Федерации.

18. Информационные ресурсы и информационный потенциал общества.

19. Компьютерная грамотность и информационная культура.

20. Информатика и образование.

21. Социокультурные аспекты развития информационной среды.

22. Личность в информационном обществе.

23. Информационный образ жизни.

24. Информационные аспекты проблемы безопасности и устойчивости развития общества.

25. Социально-экономическое развитие как информационная проблема.

26. Система информационной безопасности человека.

27. Информационная безопасность личности, общества, государства.

28. Информатизация общества и молодежь.

29. Информатизация общества и становление ноосферы.

30. Информационное общество и демократия: диалектика взаимосвязи.

31. Информатизация и средства массовой информации.

32. Визуализация информации: социальные проблемы и последствия.

33. Основные стимулы и специфика трудовой деятельности в индустриальном и постиндустриальном обществе.

34. Социальные коммуникации: история, современность, перспективы.

35. Значение процесса информатизации в решении глобальных экологических проблем.

36. Статус и функции социальной информации.

37. Искусственный интеллект как феномен современной культуры.

38. Проблемы и перспективы развития человеко-машинных систем.

39. Использование компьютеров в домашних условиях: cоциальные последствия.

40. Информатизация общества и бизнес.

Тема 1 Социальная информатика: предмет и задачи курса

 

Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.



Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг: если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития; - если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным. В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году) , а информационным обществом США стали в 1974 году.

Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля "информационности" этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого "экологического колониализма".

Закон экспоненциального роста объема знаний. По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз[1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название "информационный взрыв", указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих: - быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний; - превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику; - возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились) [2].

Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта) [3].

Занятость в ведущей отрасли 50% 1 2 3 4...

время 1- материальном производстве (индустриальное общество) , 2- сфере услуг (постиндустриальное общество) , 3- сфере информационных услуг (информационное общество) , 4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество) .

Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д. Беллом, Дж. Гелбрейтом, Дж. Мартином, И. Масудой, Ф. Полаком, О. Тоффлером, Ж. Фурастье и др. Именно Ж. Фурастье определил постиндустриальное общество как "цивилизацию услуг". Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах "постиндустриальное", "информационное" видели альтернативу формационным терминам - "социалистическое", "коммунистическое" общество. Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них. Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В. М. Глушкова, Н. Н. Моисеева, А. И. Ракитова, А. В. Соколова, А. Д. Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г. Т, Колин К. К. и др.

Как же может быть определен сам термин "информатизация"? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества. Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как "системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации"[4]. По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса: - медиатизацию процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также - интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта. Специалистами отмечается[5], что, к сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация должна быть "слита" с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды. При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны учеными и специалистами выделялась главная мысль - дело не столько в концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее. Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать "извне" и нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа "изнутри" на совершенствование информационной среды.

Что же такое информационное общество? Каков его образ? Например, по мнению А. И. Ракитова [6] общество считается информационным, если:

- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

- технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

- гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.

Причины значительного распространения технократического подхода, отождествления понятий "информатизация" и "компьютеризация" носят как объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники вообще и, в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет "агрессивный" характер. Субъективно же существует весьма значительное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденды.

Информатизация имеет четкую связь с эколого-безопасным, устойчивым развитием общества. Основа информационной экономики - знания или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами фундаментом предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам сохранения. Если вы берете что-то у природы - вы обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам ("знания - порождают знания") .

Государственная политика в области информатизации России, получившая новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные направления: - создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России; формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния; - обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд других направлений. В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России определяются приоритеты пользователей государственными информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия, органы государственного управления. Активно дорабатывается Концепция информационной безопасности, являющаяся составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляющая собой официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Социальная информатика - определение, предметное поле исследования, методологическая роль. Под информатикой понимается система знаний о производстве, переработке, хранении и распространении всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах (в естественных и искусственных системах) . Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе - на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации [7]. Социальная информатика - это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме. Это новое научное направление возникло на стыке таких дисциплин как информатика, социология, психология, философия. Впервые понятие "социальная информатика" было предложено А. В. Соколовым и А. И. Манкевичем в 1971 году. Один из основоположников социальной информатики академик А. Д. Урсул рассматривает социальную информатику как научную базу формирования зарождающегося информационного общества.

Социальная информатика как любое научное знание имеет многоуровневую структуру:

1 уровень - теоретико-методологический (основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе) ;

2 уровень - средний (социальный "срез" экономических, правовых, психологических и других аспектов информатизации) ;

3 уровень - эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения и адаптации информационных технологий в соответствующих предметных областях) .

В любую отраслевую информатику, помимо своего предметного поля, входит второй и третий уровень социальной информатики как научного знания, так, например, правовая информатика неизбежно занимается социальными срезами правовых аспектов информатизации и социальными аспектами создания и внедрения правовых информационных технологий. В настоящее время в вузах России идет активное становление социальной информатики и как целого комплекса учебных дисциплин[8]. Задачами учебного курса "Основы социальной информатики" являются:

- создание основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России;

- формирование представления о насущной необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию;

- методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области: социологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике, правовой сфере.

Литература:

1. Васильев Р. Ф. Охота за информацией. М., 1973, с. 20.

2. Громов Г. Р. Очерки информационной технологии. М., 1993, с. 19-20.

3. Porat M. Global implications of information Society. J. Community, 1978, Winter, p. 76.

4. Урсул А. Информатизация партии: необходимость концепции и принципы ее разработки // Кадры партии, 1990, №2, с. 71.

5. Вовканыч С. И., Парфенцева Н. А. "Социальный интеллект": метафора или научное понятие? // Социс, 1993, № 8, с. 153.

6. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М. 1991, с. 32-33.

7. Колин К. К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Социальная информатика - 94, М., 1994, с. 5.

8. Соколова И. В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины // Социальная информатика - 95, М., 1995, с. 19-22.

Тема 2 Семантические основы социальной информатики

Информология общая теория информации. Часто понятие "информация" используют, не задумываясь о глубине его содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация. Очевидно, что "обиходное" употребление термина "информация" совершенно неуместно, когда речь идет о теории или теориях информации. Нередко в этих теоретических построениях термин "информация" наполнен разным смыслом, а следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или "информологией" - наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации.

Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х годов нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам связи. Рассмотрим простую игровую ситуацию. До получения сообщения о результате подбрасывания монеты человек находится в состоянии неопределенности относительно исхода очередного броска. Сообщение партнера дает информацию, снимающее эту неопределенность. Заметим, что число возможных исходов в описанной ситуации равно 2, они равноправны (равновероятны) и каждый раз передаваемая информация полностью снимала возникавшую неопределенность. Хартли принял "количество информации", передаваемое по каналу связи относительно двух равноправных исходов и снимающее неопределенность путем оказания на один из них, за единицу информации, получившую название "бит".

Создатель статистической теории информации К. Шеннон обобщил результат Хартли и его предшественников. Его труды явились ответом на бурное развитие в середине века средств связи: радио, телефона, телеграфа, телевидения. Теория информации Шеннона позволяла ставить и решать задачи об оптимальном кодировании передаваемых сигналов с целью повышения пропускной способности каналов связи, подсказывала пути борьбы с помехами на линиях и т.д.

В работах Хартли и Шеннона информация возникает перед нами лишь в своей внешней оболочке, которая представлена отношениями сигналов, знаков, сообщений друг к другу синтаксическими отношениями. Количественная мера Хартли-Шеннона не претендует на оценку содержательной (семантической) или ценностной, полезной (прагматической) сторон передаваемого сообщения.

Новый этап теоретического расширения понятия информации связан с кибернетикой - наукой об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах. Оставаясь на позициях шенноновского подхода, кибернетика формулирует принцип единства информации и управления, который особенно важен для анализа сути процессов, протекающих в самоуправляющихся, самоорганизующихся биологических и социальных системах. Развитая в работах Н. Винера концепция предполагает, что процесс управления в упомянутых системах является процессом переработки (преобразования) некоторым центральным устройством информации, получаемой от источников первичной информации (сенсорных рецепторов) и передачи ее в те участки системы, где она воспринимается ее элементами как приказ для выполнения того или иного действия. По совершении самого действия сенсорные рецепторы готовы к передаче информации об изменившейся ситуации для выполнения нового цикла управления. Так организуется циклический алгоритм (последовательность действий) управления и циркуляции информации в системе. При этом важно, что главную роль играет здесь содержание информации, передаваемой рецепторами и центральным устройством. Информация, по Винеру - это "обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств".

Таким образом, кибернетическая концепция подводит к необходимости оценить информацию как некоторое знание, имеющее одну ценностную меру по отношению к внешнему миру (семантический аспект) и другую по отношению к получателю, накопленному им знанию, познавательным целям и задачам (прагматический аспект) .

Попытки построить модели понятия информации, охватывающие семантический аспект знания, содержащегося в некотором высказывании относительно обозначаемого объекта, привели к созданию ряда так называемых логико-семантических теорий (Р. Карнап, И. Бар-Хиллел, Дж. Г. Кемени, Е. К. Войшвилло и др.) . В них информация рассматривается как уменьшение или устранение неопределенности. Естественно предположить, что средствами какого-либо языка с помощью создаваемых в нем высказываний можно описать некоторую совокупность возможных ситуаций, состояний, альтернатив. Семантическая информация, содержащаяся в каком-либо высказывании, исключает некоторые альтернативы. Чем больше альтернатив исключает высказывание, тем большую семантическую информацию оно несет. Так, например, одна из возможных совокупностей ситуаций может быть описана следующим образом: "все тела при нагревании расширяются". Высказывание "металлы при нагревании расширяются" исключает все альтернативы в которых речь может идти о неметаллах. Семантическая сила высказывания может быть оценена отношением все тела(все металлы) . Еще более информативным будет высказывание "железо при нагревании расширяется", так как оно исключает все альтернативы, кроме одной.

При всем многообразии логико-семантических теорий им присущи общие черты, они указывают путь решения трех связанных друг с другом проблем: определения совокупности возможных альтернатив средствами выбранного языка, количественной оценки альтернатив, их относительного сопоставления (взвешивания) , введения меры семантической информации.

В рассмотренных теоретических конструкциях - статистической и семантической информации - речь шла о потенциальной возможности извлечь из передаваемого сообщения какие-либо сведения. Вместе с тем в процессах информационного обмена очень часто складываются ситуации, в которых мощность или качество информации, воспринимаемое приемником, зависит от того, насколько он подготовлен к ее восприятию.

Понятие тезауруса является фундаментальным в теоретической модели семантической теории информации, предложенной Ю. А. Шрейдером и учитывающей в явной форме роль приемника. Согласно этой модели, тезаурус - это знания приемника информации о внешнем мире, его способность воспринимать те или иные сообщения. Представим себе, что до получения телеграммы "Встречай завтра рейс СУ172" мы из вчерашнего разговора по междугороднему телефону уже знали о предстоящем приезде своего родственника или друга, а наведя справки, узнали и номер авиарейса, с которым он может прибыть в город. Наш тезаурус уже содержал информацию, заключенную в телеграмме. Следовательно он не изменился с ее получением и семантическая ценность этой информации оказалась нулевой. Очевидно, что к подобной оценке семантического содержания информации примешивается семантический аспект, скрытый в изначальной "установке" тезауруса на осмысление принимаемого сообщения.

В прагматических концепциях информации этот аспект является центральным, что приводит к необходимости учитывать ценность, полезность, эффективность, экономичность информации, т.е. те ее качества, которые определяющим образом влияют на поведение самоорганизующихся, самоуправляющихся, целенаправленных кибернетических систем (биологических, социальных, человеко-машинных) .

Одним из ярких представителей прагматических теорий информации является поведенческая модель коммуникации - бихевиористская модель Акоффа-Майлса. Исходным в этой модели является целевая устремленность получателя информации на решение конкретной проблемы. Получатель находится в "целеустремленном состоянии", если он стремится к чему-нибудь и имеет альтернативные пути неодинаковой эффективности для достижения цели. Сообщение, переданное получателю иформативно, если оно изменяет его "целеустремленное состояние".

Так как "целеустремленное состояние" характеризуется последовательностью возможных действий (альтернатив) , эффективностью действия и значимостью результата, то передаваемое получателю сообщение может оказывать воздействие на все три компонента в различной степени. В соответствии с этим передаваемая информация различается по типам на "информирующую", "инструктирующую" и "мотивирующую". Таким образом, для получателя прагматическая ценность сообщения состоит в том, что оно позволяет ему наметить стратегию поведения при достижении цели построением ответов на вопросы: что, как и почему делать на каждом очередном шаге? Для каждого типа информации бихевиористская модель предлагает свою меру, а общая прагматическая ценность информации определяется как функция разности этих количеств в "целеустремленном состоянии" до и после его изменения на новое "целеустремленное состояние".

Следующим этапом в развитии прагматических теорий информации явились работы американского логика Д. Харраха, построившего логико-прагматическую модель коммуникации. Одной из слабостей бихевиористской модели является ее неподготовленность к оценке ложных сообщений. Модель Харраха предполагает учет общественного характера человеческой коммуникации. В соответствии с ней получаемые сообщения должны быть сначала подвергнуты обработке, после которой выделяются сообщения "годные к употреблению". Именно с совокупности годных к употреблению сообщений должны быть применены критерии прагматической ценности.

Теория информации "в смысле Шеннона" возникла как средство решения конкретных прикладных задач в области передачи сигналов по каналам связи. Поэтому, по существу, она являлась и является прикладной информационной наукой. Семейство таких наук, специально изучающих информационные процессы в том или ином их специфическом содержании и форме, во второй половине нашего века растет довольно быстро. Это - кибернетика, теория систем, документалистика, лингвистика, символическая логика и др. Стержнем, объединяющим все эти исследования, служит общая теория информации - "информология", в основу которой и положены синтаксические, семантические и прагматические концепции информации.

Формализация знаний: методы и приемы. Их эффективность, сравнительный анализ[1]. При поиске наиболее удобных, рациональных средств и форм информационного обмена человек чаще всего сталкивается с проблемой компактного и однозначного представления знаний.

Представление знаний это процесс, конечная цель которого поместить некоторый объем знаний в своеобразную " упаковку" в которой он может начать движение по каналам информационного обмена, дойти до получателя, или задержаться в пунктах хранения знаний. Такой упаковкой может быть фраза устной речи, письмо, книга, справочник, географическая карта, кроссворд, картина и т.п.

Каждый вид упаковки имеет свои особенности, но всем им присуще одно качество, хотя и не в одинаковой степени: упаковка призвана обеспечить сохранность вложенного знания. Причем не только и не столько физическую, сколько смысловую (семантическую) . Для этого необходимо, чтобы отправитель и получатель информации упакованных знаний пользовались некоторой общей системой правил для их представления и восприятия. Назовем такую систему правил формализмом представления знаний.

Самым естественным, подходящим для человека формализмом является язык (устная речь и письменность) . Без знаний, без постоянной работы по их упаковке в языковые конструкции язык мертв. Он живет и развивается благодаря творческой энергии человека, благодаря тому, что человеческая мысль постоянно и настойчиво ищет выхода в выраженную в языке форму. Всякую ли мысль или знание можно выразить в языковой форме? По-видимому, нет. Например, существуют десятки различных определений понятий здоровье, интеллект, мышление, информация и т.п. Отмечая эту ограниченность выразительных средств языка, Ф. Энгельс писал: " Дефиниции не имеют значения для науки, потому что они всегда оказываются недостаточными". Мысль, которую нельзя выразить в языковой конструкции, не может быть включена в информационный обмен. Общение людей, таким образом, осуществляется с помощью языка как формы представления знаний. Одному и тому же содержательному знанию можно придать различную словесную или текстовую форму. Это очень сильно проявляется, например, в художественной прозе, поэзии и т.д. Богатство языка это и богатство культуры того или иного народа.

Вместе с тем, в некоторых областях деятельности людей это богатство и разнообразие выразительных средств естественного языка становится скорее недостатком, чем достоинством. Например, слова команды должны быть короткими, резкими, иметь однозначный смысл, иначе не получится согласованных и четких совместных действий подчиненных. В специальных отраслях науки формируются специфические языковые системы, являющиеся как бы " сужением " естественного языка. Особо выделяется язык математики, как некоторая основа изложения системы знаний в точных, естественных науках. Свой язык имеют химия, физика, философия и т.д.

Целесообразность применения таких суженных языковых систем (диалектов) , позволяет повысить надежность процессов информационного обмена, т.к. возможность неправильного истолкования передаваемой информации снижается. При этом, конечно, сужается и круг получателей, поскольку для восприятия информации необходимо владеть соответствующим диалектом. Главные достоинства суженного языка - возможность создавать и использовать типовые, "стандартные " упаковки знаний, а также в значительной мере снять полисемию (смысловую многозначность) , присутствующую в естественном языке.

Полисемия - враг информационного обмена, фактор внесения искажения и ошибок (семантического шума) на пути передачи информации. Поэтому устранение многозначности является одним из наиболее важных направлений в разработке формальных приемов представления знаний. Создание языка науки или языка деловой прозы, называемого часто " концеляритом ", является естественным шагом на этом пути, огромной работой общества на протяжении ряда столетий. Сопоставление этой подсистемы естественного языка с литературным языком показывает насколько они различны по характеристикам, определяющим их выразительную способность.

Так "канцелярит" предназначен для объективизации изложения информации, использует, как правило, переводимые категории и языковые формы, лишен синонимии, оперирует конкретными фактами и понятиями, информативен (в противоположность информационной избыточности) , ему присуща логичность, он по характеру алгебраичен (мысль, информация, знание развернуты в последовательность слов и предложений, постепенно формируясь в полном, законченном виде к завершению текста) . Все эти свойства не являются обязательными для языка литературы, которому свойственна субъективность форм, возможность применения непереводимых конструкций, бесконечно богатая синонимия, образность (геометричность) высказываний и т.д.

Дальнейшее продвижение в сторону формализации знаний приводит к понятиям класс и классификация. Классификация - распределение предметов, объектов и понятий по группам (классам) по обнаруженным свойствам. В любой складывающейся науке одним из первых принципов являлся принцип систематизации знаний. Поэтому классификация как метод научной систематики сразу же стала играть важную роль в формировании ядра знаний того или иного научного направления. Достаточно вспомнить классификационную систему К. Линнея в ботанике, систематику живых организмов и т.п. Классификационные системы такого типа имеют выраженную иерархическую структуру, в силу которой все объекты (понятия, факты) разделены на уровни, связанные между собой отношением "старший младший": тип, класс, отряд, семейство, род, вид.


следующая страница >>