Субъектные регуляторы конструктивного реагирования спортсменов на оценивание их личности в спорте - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Наркотики в спорте 1 60.93kb.
Истинное положение вещей в современном силовом спорте 8 2896.95kb.
Отчет по актам реагирования, поступившим в Министерство финансов... 1 37.47kb.
Семинар для обсуждения актуальных проблем, связанных с подготовкой... 1 37.37kb.
Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен. Теории личности и личностный рост 35 15846.85kb.
Два милицейских уазика отряда милиции особого назначения, официально... 1 51.97kb.
Занятие № Теории личности в зарубежной психологии Концепция личности... 1 29.58kb.
Номер урока / дата Тема Формирование ууд 1 241.87kb.
Если в спорте честно платить налоги, вылетишь в трубу руслан дубов 1 69.93kb.
Вроде понятно про что, но материала нет 1 206.42kb.
Формирование творческой личности гимназиста на уроках мировой художественной... 1 61.45kb.
И. И. Ермаков; под ред. А. Г. Еманова. Тюмень : ТюмГУ, 2012. 1 136.7kb.
- 4 1234.94kb.
Субъектные регуляторы конструктивного реагирования спортсменов на оценивание их личности - страница №1/2



На правах рукописи

Босенко Юлия Михайловна


Субъектные регуляторы конструктивного реагирования спортсменов на оценивание

их личности в спорте

Специальность 13.00.04

-

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (психологические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Краснодар – 2012

Работа выполнена в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма

Научный руководитель:

Горская Галина Борисовна

доктор психологических наук, профессор




Официальные оппоненты:

Мельников Владимир Михайлович,

доктор психологических наук, профессор, Сочинский государственный университет, профессор кафедры общей психологии и социальных коммуникаций




Толочек Владимир Алексеевич,

доктор психологических наук, профессор,

Институт психологии Российской

академии наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии способностей им. В.Н.Дружинина




Ведущая организация:

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта


Защита состоится «28» июня 2012 г. в 11 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 311.009.01 созданного на базе Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, по адресу: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Автореферат разослан «___» мая 2012 года

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор М.М. Шестаков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Особенностью современного спорта, особенно спорта высших достижений, является предельно высокий уровень спортивных достижений, постоянно растущая конкуренция на международной арене, провоцирующая рост психической напряженности спортивной деятельности и увеличивающая влияние психологических факторов на достижения спортсменов (А.Н. Николаев, 2000; П.В. Квашук, 2003; А.В. Родионов, 2010; J. Stoeber, O. Salmi, J. Tukkaja, 2009; B. Blumenstein, 2007; K. Hodge, G. Hermansson, R. Lidor, 2007; P. Haberl, 2007). Рост психических нагрузок, испытываемых спортсменами, повышает значимость нахождения и актуализации личностных ресурсов устойчивости к ним.

К настоящему времени в спортивной психологии достаточно хорошо изучены феноменология, закономерности и механизмы функционирования психики спортсмена в экстремальных условиях (В. Гошек, 1974; Дж.Б. Кретти, 1978; P.M. Найдиффер,1979; А.Ц. Пуни, 1979; Б.А. Вяткин, 1981; В.Э. Мильман, 1983; Л.Д. Гиссен, 1990; В.Л. Марищук, 1990; В.Р. Малкин, 2003; В.Н. Платонов, 2005; В.Ф. Сопов, 2005; Н. Качанов, 2006; М.В. Китаева, 2006; А.П. Шумилин, Г.Д. Бабушкин, 2008; С.А. Пакулина, 2009; A.B. Родионов, 2010 и др.).

Длительное время исследования данного направления посвящались, в основном, острому стрессу, вызываемому конкретной сложной ситуацией, а стрессоустойчивость спортсменов связывалась с их способностью к регуляции психических состояний. В связи с интенсификацией участия спортсменов в соревнованиях, необходимостью переносить психические нагрузки, обусловленные прохождением отбора на ответственные соревнования и в элитные команды в условиях острого соперничества, внимание исследователей сместилось на хронический стресс и его последствия. Об этом свидетельствует постоянно растущее число исследований психического выгорания у спортсменов (R.S. Vealey, E.M. Udry, V.B. Zimmerman, 1998; T.D. Reedeke, T.L.Granzik, A.Warren, 2000; L. Tashman, A. Dyrlund, M. Murray, G. Tenenbaum, 2007; S. Harris, A.C. Ostrow, 2008; Е.И. Гринь 2008; А.А. Качина, В.Н. Дайняк, 2008; О.В. Дорошина, 2010; А.В. Мищенко, 2011).

В качестве ведущих психологических регуляторов устойчивости к хроническому стрессу и психическому выгоранию стали рассматриваться личностные свойства спортсменов, среди которых приоритет отдается свойствам, называемым субъектными (Н.Е.Водопьянова, 2012). Они проявляются в способности спортсменов контролировать события собственной жизни и спортивной карьеры, самостоятельно ставить цели, планировать и контролировать их осуществление.

Значимым источником хронического стресса и долговременным регулятором психической напряженности деятельности для спортсменов является постоянное социальное оценивание их достижений, прежде всего выступлений в соревнованиях, оказывающее влияние на их самооценку и уверенность в собственных силах (В. Гошек, 1974, 1983; Н.А. Батурин, 1999; И.А. Юров, 2006; М. Ванек, Б. Свобода, 2008; R.E. Smith, F.L. Smoll, R.W. Schutz, 1990; H.R. Cox, 2002; P. Gaudreau, J-P. Blondin, 2004; N.L. Holt, J.M. Hogg, 2004; M.S. Omar-Fauzee, W.R. Binti Wan Daud, R. Abdullah, S.A. Rashid, 2009; C. Dias, J.F. Cruz, A. M. Fonseca, 2009). Несмотря на значимость того влияния, которое оказывает отношение к уже достигнутым результатам деятельности на постановку дальнейших целей, уверенность в их достижимости, исследования влияния на спортсменов оценивания их личности и результатов их деятельности остаются немногочисленными, а их результаты противоречивыми.

Это отчетливо показывают исследования применяемых спортсменами психологических защит, рассматриваемых как средство предотвращения угрозы самооценке, связанной с оценкой результатов деятельности (В.В. Андреев, 2006; Ю.Ю. Жуков, 2009; Е. Р. Исаева, 2010; И.В. Толкунова, В.Н. Ляшенко, 2010; Н.С. Сигал, 2011; G. Tenenbaum, 2003; M. Nicolas, A. Jebrane, 2008). При явном росте интереса к психологическим защитам наблюдается противоречивость в представлениях о внутренних и внешних факторах защитного поведения, о характере его влияния на деятельность спортсменов.

Побуждением к проведению исследования явилось противоречие между значимостью проблемы хронического стресса, переживаемого спортсменами под влиянием устойчиво воздействующих на них источников психической напряженности, к которым относится и постоянное оценивание личности и деятельности спортсменов, с одной стороны, и слабой изученностью механизмов преодоления хронического стресса, в частности стресса оценивания, с другой.

Объект исследования – психологические факторы, регулирующие конструктивное реагирование спортсменов на оценивание их деятельности и личности.

Предмет исследования – личностные факторы конструктивности реагирования спортсменов на ситуации оценивания в спорте.

Цель исследования – установление роли субъектных свойств личности в становлении конструктивных реакций спортсменов на оценивание их личности и деятельности как ресурса повышения их конкурентоспособности.

Гипотеза. Психологическими предпосылками конструктивного реагирования спортсменов на оценивание как специфический для спорта источник психической напряженности выступают субъектные личностные свойства, обусловливающие оценку подконтрольности значимых ситуаций спортивной деятельности и обеспечивающие саморегуляцию поведения.

Задачи исследования:

1. Определить теоретические основания для анализа личностных факторов конструктивности реагирования спортсменов на оценивание их личности и деятельности как долговременный источник психической напряженности.

2. Выявить своеобразие проявлений защитного поведения и копинг- стратегий как способов реагирования на ситуации оценивания у спортсменов разного пола, квалификации, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.

3. Определить особенности взаимосвязей показателей психологических защит и копинг-стратегий спортсменов с параметрами психического выгорания.

4. Установить специфику взаимосвязей субъектных свойств спортсменов с показателями механизмов психологических защит и предпочтения стратегий преодоления стресса.

5. Разработать и обосновать содержание и программу психологического тренинга, способствующего конструктивности реагирования спортсменов на ситуации оценивания, доказать эффективность тренинга в формирующем эксперименте.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1) анализ научно-методической литературы; 2) методы психодиагностики; 3) методы математической статистики; 4) метод формирующего эксперимента.

Методологическую основу исследования составили: субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и принцип развития (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский).

Теоретическую основу исследования составили теоретические положения, раскрывающие особенности включения личности в спортивную деятельность (А.Ц. Пуни, Н.Б. Стамбулова, В. Гошек, Г.Б. Горская); современные теоретические и эмпирические исследования психологической защиты (Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Е.С. Романова, В.А. Ташлыков, Л.Ю. Субботина, В.В. Андреев, Е. Р. Исаева, В.И. Журбин, Т.В. Тулупьева, G. Tenenbaum M. Nicolas, A. Jebrane, R.S. Lazarus, S. Folkman, R. Plutchik, H. Kellerman, H.R. Conte, P. Cramer, S.J. Blatt,), концепции преодолевающего поведения (В.А. Бодров, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, А.В. Либина, A.G. Billings, R.H. Moos, R.S. Lazarus, S. Folkman, M. Petrovsky, J.Birkimer, H. Sek и др.), ресурсный подход к регуляции стресса (В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык, В.И. Моросанова; E. Frydenberg, P.Lewis; S.E. Hobfoll), концепция саморегуляции деятельности и активности субъекта (Л.И. Анцыферова, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, О.А. Конопкин, К.А. Абульханова-Славская, Ю.А. Миславский, В.А. Иванников и др.).

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в том, что в нем:

- представлена многомерная характеристика психологических ресурсов конструктивного реагирования на систематическое оценивание как специфичный для спортивной деятельности источник стресса, снижающего вероятность хронического психического перенапряжения, ведущего к психическому выгоранию;

- доказано, что как психологические защиты, так и копинг-стратегии, применяемые спортсменами, не обеспечивают в полной мере ослабления психической напряженности и снижения вероятности психического выгорания;

- установлено, что предпочтение спортсменами определенных психологических защит и копинг-стратегий обусловлено такими субъектными свойствами личности, как локус контроля и осознанная саморегуляция поведения;

- выявлена разнонаправленность влияния локуса контроля на активность применения психологических защит, указывающая на то, что характерная для спортсменов с внутренним локусом контроля уверенность в подконтрольности значимых ситуаций снижает активность психологических защит, в то время как осознание ответственности за собственные успехи и неудачи повышает вероятность обращения к ним;

- показано, что фактором, определяющим характер реагирования на ситуации оценивания, является степень личностной ответственности за результаты деятельности;

- выявлена более высокая чувствительность спортсменок к оцениванию по сравнению со спортсменами, что обусловлено их более низкой самооценкой и более высоким уровнем расхождения самооценки и уровня притязаний, более высокой ориентацией на избегание неудач;

- доказана возможность раскрытия ресурсов конструктивного реагирования спортсменов на систематическое оценивание за счет специального психологического тренинга, направленного на развитие готовности спортсменов к ситуациям систематического публичного оценивания, которое способствует снятию постоянного психического перенапряжения и преодолению эмоционально острых ситуаций в спорте.



Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что они расширяют существующие представления спортивной науки о психологических факторах, предопределяющих раскрытие спортсменами своих потенциальных возможностей положениями, раскрывающими сущность и механизмы способности спортсменов справляться с таким специфичным для спортивной деятельности регулятором психической напряженности, как систематическое оценивание. Представленная в работе многомерная характеристика этих механизмов позволяет теоретически обосновать стратегию целенаправленной практической работы со спортсменами различного пола и квалификации по повышению их устойчивости к стрессу оценивания.

Практическая значимость работы. Примененные в исследовании методы диагностики личностных предпосылок психологической устойчивости к стрессу оценивания могут использоваться для мониторинга состояний спортсменов высокой квалификации на разных этапах подготовки к соревнованиям.

Разработанный психологический тренинг может быть внедрен в практику работы ДЮСШ и использоваться при подготовке спортсменов высокой квалификации как элемент совершенствования психологического обеспечения подготовки с учетом пола и спортивной специализации.

Опыт внедрения разработанного психологического тренинга «Развитие психологических предпосылок конструктивного реагирования на успехи и неудачи в спорте высших достижений» в практику психологического сопровождения подготовки спортсменов мужской и женской национальных сборных по тхэквондо позволяет рассматривать его как средство раскрытия ресурсов устойчивости спортсменов к систематическому оцениванию их личности и деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки специалистов по физической культуре для формирования готовности к решению профессиональных задач психологического содержания.



Положения, выносимые на защиту:

  1. Спонтанно складывающиеся у спортсменов способы реагирования на систематическое оценивание личности и деятельности не обеспечивают в полной мере снижения связанной с ним психической напряженности, о чем свидетельствуют положительные корреляции показателей психологических защит и копинг-стратегий с показателями психического выгорания, а также выявленные у спортсменов комплексы психологических защит и копинг-стратегий, являющихся предпосылкой неконструктивного реагирования на ситуации оценивания.

  2. Реакции спортсменов на систематическое оценивание имеют гендерную специфичность, зависят от степени личной ответственности за достижения и возможности ее разделения. Это подтверждается более высокой чувствительностью спортсменок к оцениванию по сравнению со спортсменами, проявляющейся в большей склонности спортсменок к неконструктивному защитному поведению и большей напряженностью копинг-стратегий, а также более высокими показателями психологических защит у представителей индивидуального вида спорта по сравнению с командным, их возрастанием с ростом квалификации у спортсменов, специализирующихся в индивидуальном виде.

  3. Субъектные свойства личности являются существенным регулятором особенностей преодоления спортсменами ситуаций оценивания их личности и деятельности. К значимым регуляторам предпочтения определенных видов защитного поведения и стратегий преодоления стресса относятся сформированность осознанной саморегуляции поведения и внутренний локус контроля. Статистически достоверное влияние на предпочтение спортсменами определенных психологических защит и копинг-стратегий оказывают: общий уровень осознанной саморегуляции поведения, общий уровень интернальности, интернальность в области достижения успехов, интернальность в области неудач, интернальность в области поддержания здоровья.

  4. Влияние осознанной саморегуляции и внутреннего локуса контроля на предпочтение психологических защит и копинг-стратегий различается по характеру. Повышение общего уровня психической саморегуляции или ее отдельных компонентов увеличивает вероятность активизации копинг-стратегий и снижает вероятность обращения спортсменов к психологическим защитам. Повышение показателей внутреннего локуса контроля разнонаправленно сказывается на активизации и психологических защит и копинг-стратегий, повышая вероятность применения одних их видов и снижая вероятность применения других.

  5. Развитая способность к сознательному управлению собственными действиями повышает ориентацию спортсменов на активное преодоление сложных ситуаций спортивной деятельности, в то время как осознание ответственности за результаты собственной деятельности в зависимости от готовности к ее принятию может побуждать как к активным действиям по разрешению сложных ситуаций, так и к применению защитных стратегий, ограждающих от усилий, связанных с ответственностью.

  6. Разработанный на основе результатов исследования психологический тренинг направлен на осознание спортсменами собственных личностных ресурсов, на формирование представления о себе как о субъекте спортивной деятельности, и способствует повышению готовности спортсменов к ситуациям систематического публичного оценивания, снятию постоянного психического перенапряжения и преодолению эмоционально острых и критических ситуаций в спорте.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской конференции «Дружининские чтения» (г. Сочи, 2005, 2007, 2008 гг.); Международной научно-практической конференции «Психология XXI века» (г. Санкт-Петербург, 2006, 2007 гг.); Международной конференции «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций» (г. Тамбов, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Рудиковские чтения» (Ростов-н/Д., 2008 г; г. Москва, 2009, 2011 гг.); Международной конференции «Психология совладающего поведения» (г. Кострома, 2007, 2010 гг.); Всероссийской конференции «Потенциал личности: комплексная проблема» (г. Тамбов, 2007, 2009 гг.); Всероссийской конференции с международным участием 23 Мерлинские чтения: «Активность - индивидуальность – субъект» (г. Пермь, 2008 г.); Международной научной конференции «Ломоносов» (г. Москва, 2010 г.).

Структура и объём диссертации. Основной текст диссертации изложен на 243 страницах компьютерного текста, иллюстрирован 36 таблицами и 41 рисунком. Состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений и актов внедрения. Список литературы включает 260 литературных источников, из которых 55 – на иностранном языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методологические и теоретические основы, методы исследования, обоснована научная новизна, теоретическая и практическая значимость данного исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, указаны данные об апробации и внедрении полученных результатов.

В первой главе диссертации «Личностные факторы реагирования на ситуации оценивания в спортивной деятельности» представлен теоретико-методологический анализ проблемы психологической детерминации реакций на ситуации оценивания в спорте; произведен анализ современного состояния проблемы психологической защиты и копинг-стратегий; изучено защитно-совладающее поведение как специфическое средство решения проблем адаптации к систематическому оцениванию в сфере спортивной деятельности; описаны личностные ресурсы конструктивной адаптации спортсменов к преодолению негативных последствий успеха и неудачи.

Анализ материалов исследований по проблеме стресса в спорте показал, что многие ситуации, которые относятся к ситуации оценивания, попадают в «типичные зоны трудностей» (С.А. Разумов, 1976). Для высококлассных спортсменов значимыми источниками психических перегрузок являются такие факторы, как публичность соревнований, особенности отбора в команду, особенности контактов с судьями, представителями средств массовой информации, спортивными функционерами, руководителями спортивных федераций и клубов, ожидания значимых других (Н. Триплет, 1898; Р. Мартенс, 1979; А.Л. Меньшикова, 1986; И.П. Волков, 1987; P. Haberl, 2007).

Чувствительность к стрессу оценивания в спорте проявляется через переживание успеха и неудачи. В связи с этим в спортивной психологии проводятся исследования в области изучения целеполагания и мотивации (С. Мак-Ферсон, 1948; Н.А. Батурин, 1998; В.А. Розанова, 1999; X. Хекхаузен, 2001; Р.Е. Фрэнкин, 2003; В.А. Кручинин, 2010); реакций на фрустрацию (Б. Кретти, 1978; Р. Мартенс, 1979; Ю.Л. Ханин, 1983; Р. Уэйнберг, Д. Гоулд, 2001; В. Гошек, М. Ванек, Б. Свобода, 1983, 2008; И.А. Юрова, 1981, 2006); перфекционистких установок (S.J. Blatt, 1995; G. Flett, P. Hewitt, 2005); выученной беспомощности и безнадежности (Д.А. Циринг, 2005, 2010); анализируются значимые источники психических перегрузок, ведущих к хроническому выгоранию (Р. Мартенс, 1979; А.Л. Меньшикова, 1986; И.П. Волков, 1987; R.E. Smith, 1990, 1995). Оценивание в спорте является стабильным элементом спортивного образа жизни, что делает его дополнительным источником психических нагрузок, испытываемых спортсменом.

В связи с этим актуальным становится вопрос об использовании в условиях стресса оценивания двух механизмов, различаемых по конструктивности влияния на личность: психологической защиты и копинг-стратегий. Рассматриваются теоретические и экспериментальные исследо­вания феномена, особенности функционирования, гендерная и возрастная специфичность психологической защиты (Ф.В. Бассин, 1969, 1988; Ф.Е. Василюк, 1984; В.А. Ташлыков, 1984; В.И. Журбин, 1990; Р.М. Грановская, И.М. Никольская, 1999; Т.В. Тулупьева, 2001; Е.С. Романова, 2002; Л.Ю. Субботина, 2000, 2006; В.В. Андреев, 2006; Е. Р. Исаева, 2010; R. Plutchik, H. Kellerman, H.R. Conte, 1979; R.S. Lazarus, S. Folkman, 1984; M. Petrovsky, J.Birkimer, 1991; H. Sek, 1991; S.J. Blatt, 1995; P. Cramer, 1998; M. Nicolas, A. Jebrane, 2006; G. Tenenbaum, 2007 и др.) и копинг-стратегий (С.К. Нартова-Бочавер, 1997; Т.Л. Крюкова, 2005; В.А. Бодров, 2006; А.В. Либина, 2008 и др.). При изучении защитно-совладающего поведения как специфического средства решения проблем адаптации к ситуации оценивания в сфере спортивной деятельности приводятся эмпирические исследования защитно-копингового поведения спортсменов разной квалификации, пола, вида спорта (В.В. Андреев, 2006; Е.И. Гринь, 2008; Ю.Ю. Жуков 2009; И. В. Толкунова, В. Н. Ляшенко, 2010; Е.Р. Исаева, 2010; M. Nicolas, A. Jebrane, 2008; N.L. Holt, 2002; G. Tenenbaum, 2003; А. Pisarek, I. Debek, 2004; C. Dias, J.F. Cruz, A.M. Fonseca, 2009; M. Monaghan, 2009). В качестве личностных ресурсов конструктивной адаптации спортсменов к преодолению негативных последствий успеха и неудачи» приводятся субъектные свойства личности: саморегуляция (К.А. Абульханова-Славская, 1980, 1991; Л.М. Митина, 2003; О.А. Конопкин, 1980, 2004, 2006; Ю.А. Миславский, 1991; В.И. Моросанова, 1998, 2000; Ю.Я. Голиков, А.Н. Костин, 1994), локус контроля (Р. Мартенс, 1979; К. Муздыбаев, 1983; Е.Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А.Н. Эткинд, 1984; В.С. Агеев, Т.Ф. Дубова, Ю.Я. Рыжонкин, 1987; И.М. Кондакова, М.Н. Нилопец, 1995; В.В. Столин, 2003 и др.).

В результате анализа научной литературы мы пришли к заключению, что специфика спортивной деятельности с присущим ей многократным повторением ситуации испытания и социальной оценки собственных возможностей, делает систематическое оценивание фактором хронического стресса и ведет к необходимости активизации дополнительных ресурсов для предотвращения и снижения психического перенапряжения тренировок и соревнований. В то же время психологические ресурсы устойчивости спортсменов к стрессу оценивания недостаточно изучены, в частности, недостаточно исследована роль субъектных свойств личности как ресурса устойчивости к стрессу оценивания.

Во второй главе «Методы и организация исследования» описаны содержание, методы и организация исследования.

Исследование включало в себя констатирующий и формирующий этапы.

На констатирующем этапе исследования выявлялись особенности психологических защит и копинг-поведения спортсменов как индикаторов реагирования на оценивание их личности и деятельности. Устанавливалось влияние субъектных свойств личности на предпочтение различных по конструктивности психологических защит и копинг-стратегий у спортсменов разного пола и квалификации, занимающихся командным и индивидуальным видом спорта, а также у их ровесников, не включенных в спорт. Выбор респондентов, включенных в индивидуальный и командный вид спорта, был направлен на выявление особенностей реагирования на оценивание в зависимости от возможности или невозможности разделения ответственности между членами команды. Чтобы исключить влияние дополнительных факторов оценивания, нами исследовались спортсмены, занимающиеся тхэквондо и гандболом, относящиеся к маскулинным видам спорта (Н.А. Бондаренко, 2008), что облегчает сравнение мужчин и женщин.

Формирующий этап исследования был посвящен развитию ресурсов конструктивного реагирования на оценивание как долговременный регулятор психической напряженности деятельности спортсменов.

В процессе исследования применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, методы психодиагностики: тест - опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, опросник для установления копинг-стратегий (адаптация методики WCQ); методика диагностики уровня субъективного контроля УСК Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда, методика «Стиль саморегуляции поведения – 98» В.И. Моросановой; методика диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудач Т. Элерса; методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; методика диагностики тревожности Спилбергера; тест-опросник психического выгорания у спортсменов T.D. Raedeke, A.L. Smith в адаптации Е.И. Гринь. В исследовании применялись следующие методы математической статистики: t-критерий Стьюдента, критерий Т-Вилкоксона, коэффициент корреляции r-Пирсона, многофакторный дисперсионный анализ MANOVA.

На констатирующем этапе в исследовании приняли участие 405 респондентов обоего пола в возрасте от 18 до 30 лет, из которых: 110 человек – спортсмены высокой квалификации, представляющие командные и индивидуальные виды спорта; 137 человек - спортсмены массовых разрядов, представляющие командные и индивидуальные виды спорта; 158 респондентов не занимающихся спортом.



В третьей главе «Психологические особенности реагирования спортсменов на ситуации оценивания» представлены результаты констатирующего этапа исследования. Первым его этапом явилось установление особенностей психологических защит спортсменов как индикатора реагирования на систематическое оценивание, свойственное спортивной деятельности.

В результате дисперсионного анализа было установлено, что у спортсменов пол и спортивная квалификация являются существенными регуляторами формирования защитных механизмов личности. Специфика вида спорта сказывается на предпочтении защитных механизмов и копинг-стратегий в сочетании со спортивной квалификации либо полом. В связи с этим анализ психологических защит включал сравнение их показателей у спортсменов и не занимающихся спортом, у спортсменов разного пола и квалификации – представителей индивидуального и командного вида спорта.

Данные о том, что у спортсменов достоверно ниже, чем у не занимающихся спортом показатели таких защит, как регрессия и реактивные образования, можно расценить как то, что постоянный опыт успехов и неудач снижает вероятность малоэффективного реагирования на оценивание, особенно в случае неудачи. Но более высокий показатель вытеснения у представителей индивидуального вида спорта по сравнению с не занимающимися спортом указывает на значимость оценивания для спортсменов как источника психической напряженности. Достоверно более высокий показатель защиты «вытеснение» у представителей индивидуального вида спорта (4,53±2,29) по сравнению с командным (3,90±2,23) указывает на то, что напряженность защит зависит от возможности или невозможности разделения ответственности за результаты деятельности, подлежащие оценке. Спортсмены, занимающиеся индивидуальным видом спорта, в большей степени чувствуют ответственность за результат своих выступлений и невозможность уклонения от нее.

У спортсменов по сравнению с не занимающимися спортом более выражены гендерные различия в активности защит (табл. 1).

Таблица1

Эго-защита


Спортсмены

Не занимающиеся спортом

юноши

(n= 137)


девушки

(n =110)


юноши

(n=63)


девушки

(n= 95)


Отрицание

6,89±2,33**

6,74±2,14

6,26±2,11

7,06±2,44

Вытеснение

4,61±2,28

3,80±2,22*

4,35±2,06

3,15±1,90

Регрессия

4,37±2,09

5,82±2,11

4,61±2,42

6,04±2,89

Компенсация

3,90±1,96

4,73±1,55

4,02±1,84

4,55±1,75

Проекция

8,53±2,88**

9,42±2,22

9,32±2,51

9,54±2,20

Замещение

4,42±2,48

4,59±2,23

4,84±2,35

4,85±2,45

Интеллектуализация

6,34±1,83

5,84±1,65

6,35±1,59

5,61±1,76

Реактивные образования

2,99±1,67

4,51±1,71

3,26±1,65

4,75±1,86

Средние значения показателей механизмов психологической защиты спортсменов и не занимающимися спортом респондентов, разного пола (баллы, ср )

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные различия между показателями юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом p≤0,05; знак (*) - достоверные различия между показателями девушек-спортсменок и не занимающихся спортом при p≤0,05; знак (**) - достоверные различия между показателями юношей-спортсменов и не занимающихся спортом при p≤0,05.

В группе не занимающихся спортом установлено четыре достоверных различия между показателями защит у девушек и юношей. Девушки превосходят юношей по показателям регрессии и реактивных образований, у юношей выше показатели вытеснения и интеллектуализации. В группе спортсменов помимо выявленных у не занимающихся спортом отмечены достоверно более высокие показатели компенсации и проекции у девушек и достоверно более высокий показатель отрицания у юношей. Юноши-спортсмены склонны к использованию активных и интеллектуализированных механизмов защиты, направленных на осмысление и преодоление ситуации, девушки используют более пассивные механизмы защиты, отличающиеся эмоциональной окраской.

Гендерные различия по параметрам психологической защиты усиливаются с ростом квалификации спортсменов. У тхэквондисток высокой квалификации по сравнению с мужчинами достоверно выше значения показателей защит «регрессия», «проекция» и «замещение». Данное сочетание психологических защит выделено Е.Р. Исаевой в «симптомокомплекс дезадаптации», характеризующийся психологической уязвимостью в отношении стрессовых воздействий, что является неблагоприятным фактором для психологического здоровья и психической стабильности личности. Тхэквондистки массовых разрядов (5,12±1,83) достоверно выше тхэквондистов (3,87±2,02) используют защитную компенсацию. Тхэквондистки высокой квалификации (3,97±1,49) по сравнению спортсменками массовых разрядов (5,20±1,89) менее склонны к развитию реактивных образований. Следовательно, опыт принятия ответственности, приобретенный в ситуациях оценивания, может как снизить вероятность предпочтения неконструктивных защит, так и активизировать попытки уклонения от ответственности при поиске выхода из ситуации неудач.

Достоверные различия между показателями эго-защит у гандболистов высокой квалификации мужского и женского пола обнаружены по показателям «регрессия», «замещение» и «реактивные образования». Кроме того, по последним двум защитам имеются гендерные различия у спортсменов массовых разрядов. Гандболистки высокой квалификации в ситуации стресса проявляют зависимое поведение, стремятся получать поддержку извне, разделить груз ответственности с членами по команде. Гандболистам высокой квалификации более свойственны зрелые реакции в форме бессознательного контроля над своими эмоциями, они менее склонны искать слабого противника, что связано с тем, что они имеют достаточный опыт совладания со сложными эмоциями и чувствуют внутренние ресурсы.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о большей активности защит в индивидуальном виде спорта, кроме того, гендерные различия по выраженности защитных механизмов также проявляются более отчетливо в индивидуальном виде спорта.

В результате сравнительного анализа средних показателей копинг-стратегий установлено, что у тхэквондистов по сравнению с гандболистами выше показатели по копинг-стратегиям, что указывает на значимость фактора возможности или невозможности разделения ответственности как регулятора активации преодолевающего поведения. Индивидуальный вид спорта ведет к закреплению осознания вклада собственной личности в решение проблемы и ориентирует спортсмена на действия по изменению ситуации.

Активность копинг-стратегий девушек-спортсменок достоверно выше, чем у юношей. Спортсмены мужского пола переносят акцент с проблемы на личностное развитие, стремятся к спортивному самосовершенствованию.

В индивидуальном виде спорта девушки с высокими спортивными достижениями чаще используют проблемно-ориентированные стратегии совладания (табл. 2).

Юноши-тхэквондисты высокой квалификации достоверно выше, чем юноши массовых разрядов, используют копинги «принятие ответственности» и «бегство - избегание», таким образом, спортсмены высокой квалификации признают, что они могут повлиять на сложившуюся ситуацию, но стараются уйти от проблемы различными способами.

Тхэквондистки высокой квалификации достоверно чаще, чем спортсменки массовых разрядов, прибегают к использованию «конфронтационного копинга», «положительной переоценки», стратегии «бегство - избегание», «планирование решения проблемы», «принятие ответственности». Таким образом, рост квалификации в индивидуальном виде спорта ведет к закреплению осознания вклада собственной личности в решение проблемы и ориентирует на действия по изменению ситуации.

Таблица 2

Средние показатели значений копинг-стратегий спортсменов разной квалификации, занимающихся индивидуальным видом спорта (баллы, ср)

Копинг-стратегии

Спортсмены высокой квалификации

Спортсмены массовых разрядов

юноши

(n= 34)


девушки

(n = 33)


юноши

(n= 45)


девушки

(n = 25)


Конфронтационный копинг

9,44±1,64

9,58±1,75*

10,04±2,66

7,84±2,98

Дистанцирование

9,41±1,65

10,24±2,02

9,56±2,80

10,88±2,77

Самоконтроль

11,79±2,71

14,61±2,50

12,78±3,07

12,96±3,09

Поиск социальной поддержки

11,26±2,57

12,36±2,58

11,02±3,55

11,24±2,31

Принятие ответственности

7,44±2,06**

8,76±1,50*

6,07±1,76

7,08±2,89

Бегство-избегание

12,53±3,50**

13,42±3,35*

10,29±3,42

10,64±1,60

Планирование решения проблемы

11,71±2,11

14,27±2,34*

12,44±2,54

11,92±2,68

Положительная переоценка

13,74±3,40

13,79±2,68*

12,31±3,40

12,44±3,12

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные различия между показателями юношей и девушек высокой квалификации и массовых разрядов при p≤0,05; знак (*) - достоверные различия между показателями спортсменок высокой квалификации и массовых разрядов при p≤0,05; знак (**) - достоверные различия между показателями спортсменов высокой квалификации и массовых разрядов при p≤0,05.

Спортсмены, специализирующиеся в командных видах спорта, склонны проявлять эмоционально-ориентированные стратегии совладания. Показатели копинг-стратегий у высококвалифицированных спортсменов в индивидуальном виде спорта отражают признаки напряжения в связи с ростом спортивного мастерства. Спортсменки независимо от специфики спортивной деятельности и квалификации проявляют поведение, характеризующееся стремлением к уменьшению значимости случившегося, могут стремиться к саморегуляции своих переживаний или искать способы отстранения от проблемы. В результате сравнения копинг-стратегий установлено, что у спортсменов в индивидуальном виде спорта с ростом квалификации возрастает активность копинг-стратегий, а в командном виде спорта нет такой тенденции. Это указывает на снижение напряженности деятельности за счет возможности разделения ответственности в командных видах спорта.

Рост квалификации спортсменов разнонаправленно отражается на предпочтении защит и копинг-стратегий. Это свидетельствует как о приобретении, наряду с ростом спортивного мастерства, способности к конструктивному реагированию на стрессовые ситуации, так и об усилении психической напряженности, побуждающем к уклонению от сложных ситуаций за счет снижения требований к себе либо социальной поддержки со стороны окружающих.

Анализ корреляционных взаимосвязей механизмов психологической защиты и копинг-стратегий свидетельствует о том, что у спортсменов формируются комплексы, которые невозможно разделить на однозначно конструктивнее или деструктивные, что подтверждают и другие исследователи защитных механизмов и копинг-стратегий. Например, к явно конструктивным можно отнести взаимосвязь самоконтроля и принятия ответственности. Так же у спортсменов наблюдаются корреляции с защитной регрессией, исторически считающейся самой пассивной, с копинг-стратегиями, имеющими, напротив, конструктивный характер. Следовательно, в данном контексте регрессия принимает другой смысл, а именно, указывает на формирование, по мере приобретения спортивного опыта, навыков экономии сил, которые позволяют более успешно справиться со стрессом. Аналогичное наблюдение по другим параметрам содержится в работах Т.С. Тимаковой (1993), И.Ю. Кобозева (2011).

В связи с этим ресурсом повышения устойчивости спортсменов к ситуациям оценивания являются воздействия, способствующие целенаправленному структурированию конструктивных способов и снижающие вероятность возникновения комплексов деструктивного реагирования на стресс.

Исследования показывают, что с опытом спортсмены вырабатывают индивидуальные способы преодоления стресса, однако они не являются достаточными в связи с тем, что спорт предполагает наличие высоких нагрузок, поэтому актуальным является вопрос о личностных ресурсах, которые могли бы способствовать эффективному преодолению стрессовых ситуаций. В качестве таких ресурсов мы рассматриваем субъектные свойства личности.

В результате корреляционного анализа показателей локуса контроля, механизмов психологической защиты и копинг-стратегий мы пришли к выводу, что невозможность разделения ответственности повышает требования к субъектным свойствам личности как к ресурсу сопротивляемости стрессу оценивания. Прирост психической напряженности активизирует функционирование механизмов психологической защиты и копинг-стратегий. Командные и индивидуальные виды спорта в зависимости от квалификации по-разному регулируют психическую напряженность деятельности в ситуации оценивания.

У тхэквондистов массовых разрядов получены ожидаемые корреляционные взаимосвязи: интернальность усиливает копинг-стратегии и снижает вероятность прибегания к защитам. У тхэквондистов высокой квалификации установлено обилие положительных корреляций показателей интернальности с копинг - стратегиями и защитами неконструктивного характера, что объясняется высокой напряженностью деятельности, обусловленной индивидуальной ответственностью за ее результаты.

В выборке девушек полученные связи согласуются с классическими тенденциями: интернальный локус контроля защиты ослабляет, а копинг-стратегии активизирует.

Результаты дисперсионного анализа показали, что к наиболее значимым относятся влияние общего уровня осознанной саморегуляции поведения, общая интернальность, интернальность в области достижения успехов, интернальность в области неудач, интернальность в области сохранения здоровья.

У тхэквондистов высокой квалификации регуляторами реагирования на успехи и неудачи являются высокие показатели общей саморегуляции, общей интернальности и интернальности в области здоровья, экстернальности в области неудач. У тхэквондисток высокой квалификации – высокие показатели общей саморегуляции, сочетание низких и высоких показателей обшей интернальности, в большей степени интернальности в области неудач, экстернальности в сфере здоровья. У юношей массовых разрядов, занимающихся тхэквондо, на формирование копинг-стратегий и защитных механизмов оказывают влияние снижение уровня саморегуляции, экстернальность в области здоровья, а также сочетание высоких и низких показателей по интернальности в области успеха и неудачи. Для девушек массовых разрядов индикатором формирования копинг-стратегий и защитных механизмов является только интернальность общая и в области здоровья. Из этого следует, что регулятором предпочтения спортсменами тех или иных видов психологических защит и копинг-стратегий являются субъектные свойства личности.

В связи с выявленной значимостью субъектных свойств личности в психологической устойчивости спортсменов определялось, какими фактическими ресурсами располагают спортсмены разного пола, квалификации, занимающиеся командными и индивидуальными видами спорта, насколько развиты субъектные свойства личности как элемент осознания собственных возможностей.

Показатели интернальности у спортсменов находятся в диапазоне средних значений, указывающих на осторожную оценку подконтрольности значимых ситуаций и на то, что спортсмены признают достаточно сильное влияние на свою жизнь внешних, неподконтрольных им факторов. Спортсмены, как в командном, так и в индивидуальном виде спорта, имеют более высокие показатели внутреннего локуса контроля, чем спортсменки. У девушек выявлены более высокие, чем у юношей, показатели компонента осознанной саморегуляции «оценка результатов». В то же время у девушек имеют место высокие значения расхождения уровня притязаний и самооценки, которые являются индикатором неуверенности в собственных силах, в достижимости поставленных целей. Такое соотношение показателей субъектных свойств личности и самоотношения спортсменок повышает их уязвимость к оцениванию, особенно в индивидуальном виде спорта.

По показателям осознанной саморегуляции поведения установлены различия между спортсменами и не занимающимися спортом лицами по показателям планирования, гибкости и самостоятельности. Примечательны более низкие показатели гибкости и самостоятельности спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, по сравнению показателями не занимающимися спортом. Показатель самостоятельности у спортсменов –представителей индивидуального вида спорта, ниже, чем у спортсменов, занимающихся командным видом спорта. Снижение гибкости и самостоятельности можно расценить как индикатор стремления спортсменов к снижению ответственности за события спортивной жизни за счет подчинения предъявляемым требованиям. Это тем более вероятно, если принять во внимание отмеченные корреляционные связи показателей внутреннего локуса контроля с показателями защиты «регрессия», характеризующие стремление спортсменов к снятию с себя ответственности в ситуациях оценивания.

В целом средний уровень показателей осознанной саморегуляции у спортсменов обоего пола как высокой квалификации, так и массовых разрядов, а также приведенные выше данные о том, что чем выше уровень осознанной саморегуляции поведения, тем ниже вероятность активизации психологических защит, указывает на возможность повышения устойчивости спортсменов к оцениванию за счет совершенствования осознанной саморегуляции поведения.

Результаты констатирующего эксперимента указывают на необходимость развития у спортсменов ресурсов конструктивного реагирования на систематическое оценивание, свойственное спортивной деятельности.



В четвертой главе «Развитие психологических предпосылок конструктивного реагирования на успехи и неудачи в спорте высших достижений» представлены результаты формирующего эксперимента, содержание которого основывалось на констатирующей части исследования.

Тренинговая программа «Развитие психологических предпосылок конструктивного реагирования на успехи и неудачи в спорте высших достижений» включала пять частей: 1) «Понимание себя. Самопознание»; 2) «Спортивная успешность. Спорт в моей жизни»; 3) «Уверенность в себе»; 4) «Успех и поражение в спорте»; 5) «Закрепление навыков конструктивного реагирования и профилактика стрессоустойчивости». Продолжительность психологического тренинга составила 20 занятий, каждое по 120 минут с перерывом в 20 минут.

В тренинге приняли участие спортсмены высокой квалификации: члены мужской (16 человек) и женской (16 человек) сборной России по тхэквондо ВТФ в возрасте от 20 до 33 лет.

В результате проведения тренинговой программы было установлено (табл. 3), что и у юношей, и у девушек наблюдается снижение симптомов синдрома эмоционального выгорания. Появилось позитивное восприятие себя как профессионала, изменилось отношение к своим достижениям.

До тренинга вне зависимости от пола спортсмены предпочитали использовать стратегии совладания, связанные с сохранением самоконтроля в стрессовых ситуациях. После тренинга у девушек снизились показатели по стратегии «бегство - избегание» и повысился показатель по копингу «планирование решения проблемы».

Несмотря на то, что сами показатели защит достоверно не изменились, мы провели корреляционный анализ взаимосвязи изучаемых показателей после тренинга в обеих выборках, чтобы проследить изменение характера преодоления ситуации в результате тренинговых воздействий.



следующая страница >>