Страницы старого учебника как естественное творчество учащихся школы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Страницы старого учебника как естественное творчество учащихся школы - страница №1/1

Районная научная конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее – 2012»

Исследовательская работа на тему:

«Страницы старого учебника как естественное творчество учащихся школы»
Автор:

Бажикова Татьяна Алексеевна

ученица 10 «а»класса,

муниципального

Общеобразовательного

учреждения

средней общеобразовательной школы №2

с. Омутинское,

Тюменской области. Россия


Научный руководитель:

Яковлева Елена Николаевна учитель русского языка и литературы

высшей категории,

муниципального

Общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №2

с. Омутинское, Тюменской области. Россия

с. Омутинское

2012 год
Содержание:
1.Введение………………………………………………………………………………………..3

2. Общая характеристика естественного письма учащихся……………………………….….4

3.Характеристика групп………………………………………………………………………....6

4.Анкетирование………………………………………………………………………………..12

5.Способы уменьшения негативного влияния естественного письма………………………13

6.Заключение……………………………………………………………………………………14

7.Список используемой литературы…………………………………………………………..15

8.Приложение…………………………………………………………………………………...16

3

1.Введение.

Человек в обществе окружен всевозможными источниками информации: сообщениями, передаваемыми зрительно (картины, рисунки, кинофильмы), и слуховыми сообщениями (музыка, шум), однако большая часть ее передается языковыми средствами. Мы воспринимаем информацию то в устной форме (беседа), то в письменной (печать). Слушающий воспринимает звук и интонацию высказывания, читающий - графические знаки. Следовательно, информация может быть звуковой и графической; для воспринимающего ее - слуховой или зрительной. Таким образом, общение посредством языка может осуществляться при помощи устного общения и письменного. Между ними отмечаются существенные различия.



В настоящее время наука лингвистика выделяет несколько жанров письменной речи: , но меня заинтересовало естественное письмо учащихся, при чём то, которое располагаются на страницах школьного учебника. Всем известно, что ученики используют зачастую последнюю страницу тетради или дневника, страничку учебника или контурной карты для своих личных пометок, рисунков.

Целью моей работы стало: « Изучение записей, пометок на страницах школьных учебников, их классификация, выявления причин».
Перед собой поставила следующие задачи:

1.Изучить дополнительную литературу по изучению естественной письменной речи

учащихся.

2. Рассмотреть записи на страницах старых школьных учебниках, сгруппировать их по

тематике.

3.Провести анкетирование с учащимися для выявления причин.
Определила

предмет исследования:

Старые учебники нашей школьной библиотеки

Объект исследования:

Записи на страницах школьного учебника

Выдвинула гипотезу: Если внимательно изучить записи на страницах старых учебников, то можно оценить состояние естественного письма учащихся нашей школы.
Метод исследования:

1.Теоретический:

-изучение литературы,

-анализ литературы,

2. Практический:

- сопоставительный анализ

4

2.Общая характеристика естественного письма учащихся.

Письменная речь — это уникальная возможность фиксации и архивирования своих собственных душевных состояний и переживаний с помощью определенным образом построенных фраз. То, что при устном общении может быть недосказано или вовсе опущено, при письменном общении должно найти свое полное выражение. Таким образом, письменная речь должна быть максимально ясной и развернутой, чтобы хорошо выполнить свою коммуникативную функцию. Далее, если при устном общении говорящий может воспользоваться рядом вспомогательных средств, таких, как жест, мимика, интонация, то при пользовании письменной речью таких возможностей не существует. И, наконец, если устная речь предусматривает постоянную стимуляцию и контроль со стороны слушателя, то оба эти момента при письменной речи обычно отсутствуют. Все это, наряду с трудностями, связанными с овладением графическим кодом, является значительным усложнением самого акта речи.

Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь - это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствует школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации. Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность и др. Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.

Учёным-лингвистом Н.Б.Лебедевой (приложение 1) впервые был введён термин «естественная письменная речь» как особый объект лингвистики.«Естественная письменная речь» («обыденная письменность», «наивное письмо», «разговорные тексты» и прочее) не получила еще признанного статуса в качестве отдельного объекта лингвистики. Обычно она описывается как часть разговорного языка в целом, и поэтому специфика ее не сознается в достаточной мере.

Но настало время признать, что «всё сказанное и написанное рядовыми носителями языка заслуживает внимания, уважения и беспристрастного учёта со стороны лингвиста»

Таким образом, естественная письменная речь является народной речью. Она обладает следующими характеристиками:

- письменная форма,

- спонтанность ,

- непрофессиональность.

Естественная письменная русская речь отличается от таких видов деятельности, как художественная, газетно-публицистическая, деловая, рекламная и прочих видов подготовленной и профессиональной речи.

Для естественной письменной речи характерно то, что, находясь под влиянием собственного текста, автор, спонтанно, в меньшей степени опираясь на официально установленные нормы (лексические, грамматические, жанровые), реализует собственную внутреннюю речь. Корректировка естественной письменной речи происходит в соответствии с собственными представлениями автора о нормативности созданного


5

текста, с его понятиями о надлежащих лексических, тематических, жанровых особенностях производимого текста.

Естественная письменная речь характеризуется визуальной формой; наличием (открытка подарочная, записка на лекции и прочее) / отсутствием (письмо) непосредственного контакта с адресатом (во втором случае адресатом является автор); определенной спонтанностью исполнения (под «определенной степенью»

подразумевается варьирование признака в жанрах естественной письменной речи, например, наиболее спонтанным жанром является записка (бытовая, частная), наименее спонтанным – мемуары).



Жанром естественной письменной речи является сформировавшийся, выделенный, иногда номинированный носителями языка (письмо, открытка, дневник, книга жалоб и предложений и проч.) тип высказываний; как правило, определяющую роль в данном случае играет субстанциональный компонент (ср.: открытка, дневник, альбом и пр.)

Таким образом, жанровое своеобразие естественной письменной речи сводится к экстралингвистическим признакам, что связано с недостаточной изученностью собственно лингвистических признаков, характеризующих представленные типы речи. Важным моментом нашего исследования является определение единого пространства

естественной письменной русской речи для того, чтобы указать место локализации нашего объекта – личные письма.

6

3.Характеристика основных групп.


1 «Жаргонизмы»
c:\users\администратор\desktop\таня\документы\конференция(картинки)\scan0101.jpg
Часто встречающимися выражениями на страницах старого учебника являются жаргонизмы.

Жаргон- речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условий. Учащиеся нашей школы ,к сожалению, используют страницы учебников для выяснения отношений, оскорбления друг друга.


7
2 «Разрисовывание портретов»

c:\users\администратор\desktop\таня\документы\конференция(картинки)\scan0091.jpg

В этой категории находятся иллюстрации великих учёных, путешественников, изобретателей . которых наши ученики осмеливаются разрисовать.

8

3 «Оформление страницы, рисунки»
c:\users\администратор\desktop\таня\документы\конференция(картинки)\scan0106.jpg
В этой группе представлены страницы учебников с разными рисунками учеников. Учащиеся «оформляют» страницы по своему усмотрению, желая тем самым «украсить» их.

9
4 «Использование учебника в качестве черновика»


c:\users\администратор\desktop\таня\документы\конференция(картинки)\scan0094.jpg

Скорее всего страницы учебников использовали для черновика ученики с хорошими знаниями, но ,к сожалению ,без уважения к труду других людей. Считаю, что необходимо уделить внимание «культуре ученика» , обозначить значимость черновика и вернуть его в школьный портфель.

10

5. «Переписка учащихся»
c:\users\администратор\desktop\таня\документы\конференция(картинки)\scan0104.jpg

Общение ,даже на уроке , просто необходимо. Ведь хочется обсудить последние новости, поделиться своими впечатлениями. Несмотря на то, что мы активно используем SMS и другие средства общения, страницы учебников тоже остались востребованными.

11

6. «Работа с текстом»
c:\users\администратор\desktop\таня\документы\конференция(картинки)\scan0097.jpg

Это положительная группа ,тут отражается то, что ученики работают с учебными заданиями, где оставляют для себя пометки, но хотелось бы, чтобы все пометки, если это необходимы, совершались карандашом. Надо подумать и о будущих учениках, не нужно за них делать работу.

12
4.Результаты анкетирования.
В десятых классах нашей школы я провела анкетирование.

Всего было опрошено 35 учащихся МОАУ ОСОШ № 2 по следующим вопросам:


1 Вопрос «Рисуете ли вы в учебниках?»
- Да ответило 27 человек, т.е 77% опрошенных.

- Нет ответило 8 человек, т.е 23% опрошенных


2 Вопрос: «Когда вы рисуете на уроках или переменах, дома?»
- На уроках ответило 33 человека, т.е 94% опрошенных.

- На переменах ответило 2 человека, т.е 6% опрошенных.

- Дома никто.
3 Вопрос: «Почему вы рисуете в учебниках?»
- Скучно на уроках (нечего делать) ответило 23 человека ,т.е 53% опрошенных.

- Интересно(люблю рисовать) ответило 10 человек, т.е 35% опрошенных.

- Так легче воспринимать информацию ответило 2 человека, т.е 13% опрошенных.
Из анкетных данных можно сделать вывод, что большинство учеников рисуют в учебниках на уроках, потому что, по их мнению, им скучно, неинтересен учебный материал.

13
5.Способы уменьшения негативного влияния естественного письма.


Естественного письмо учащихся с использованием страниц школьного учебника, естественно, отрицательный факт, который распространяется очень быстро. Если в предыдущие годы ученики рисовали ,в основном, на страницах личных учебников, но теперь всё чаще на школьных.

Изрисованные учебники с большим нежеланием хочется брать в руки, а ведь они рассчитаны на не один год.

Считаю, что необходимо этой проблеме уделить внимание:

1. Активизировать на базе школьной библиотеки кружок, который будут вести старшеклассники, посвященный теме: «Роль книги в жизни человека». Из этой работы будут усваиваться знания о том, что книга это ценная вещь и кропотливая работа. Книга это чей-то труд, который нужно беречь и уважать.

2. На уроках давать больше творческих работ, чтобы дети, любящие рисовать, тоже могли проявить свои способности в полную силу и за это получить положительную оценку.

3. Вернуть культуру ученика : обязательное требование черновика.

4. Поощрять учеников, которые сохраняют школьные учебники в отличном состоянии в течение всего учебного года.

14
6.Заключение.


Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.
Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.
Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми , когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения - телефона - уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.
Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.
Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности.

Наряду с литературным языком человечество использует и естественное письмо. Изучив страницы школьных учебников, мы видим , что в основном все слова несут негативную информацию, слова пишутся с орфографическими ошибками, разрисовывание портретов показывают не уважение к великим людям. Учеников, разрисовывающих учебники, большинство, чем тех, которые не рисуют, значит большинству учеников скучно на уроках, таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

15

7.Список используемой литературы.


  1. Интернет-ресурсы.

  2. Старые учебники школьной библиотеки.

  3. Н.Б.Лебедева. Статьи

  4. М.М.Бахтин. Статьи

  5. Российский энциклопедический словарь, 2000 г

  6. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985.

16
8.Приложения 1

Наталья Борисовна Лебедева.

Эксперт Сибирской ассоциации лингвистов-экспертов,

доктор филологических наук, профессор,

член-корреспондент СО МАН ВШ.


н.б. лебедева

17

Приложения 2



Михаил Михайлович Бахтин — русский философ и мыслитель,

теоретик европейской культуры и искусства.

Исследователь языка, эпических форм повествования и

жанра европейского романа. 



картинка 1 из 601
18

Приложение 3.

Черновики А.С.Пушкина



19

Приложение 4.



Черновики М.Ю.Лермонтова