Стиховедение учебная программа дисциплины - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа дисциплины 1 235.66kb.
Учебная программа дисциплины 1 582.09kb.
Рабочая программа дисциплины Человеко-центрированное проектирование... 1 102.65kb.
Программа дисциплины «догматическое богословие» 1 269.73kb.
Программа дисциплины «Библеистика: Новый Завет» 3 641.86kb.
Учебная программа дисциплины дисциплина «Несостоятельность банкротство » 1 361.95kb.
Рабочая учебная программа по коми литературе в 10-11 классах. 1 328.58kb.
Учебная программа для специальностей: 123 01 08-01 Журналистика 1 315.9kb.
Учебная программа для специальности: 1-23 01 13 «Историко-архивоведение» 2 403.13kb.
Рабочая Учебная программа дисциплины стратегический маркетинг Кафедра... 4 548.35kb.
Рабочая Учебная программа дисциплины банковские информационные системы... 4 640.99kb.
Старший преподаватель кафедры истории и теории литературы Православного... 1 30.69kb.
- 4 1234.94kb.
Стиховедение учебная программа дисциплины - страница №1/2

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»


Филологический факультет

Кафедра русской литературы




СТИХОВЕДЕНИЕ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

магистерская программа «Литературное образование»


очная форма

Красноярск 2012


Рабочая программа составлена к.ф.н, доцентом Гайдуковой Е.Б.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русской литературы

«05» сентября 2012 г. Протокол № 1


Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Уминова Н.В.

Одобрено учебно-методическим советом филологического факультета

«18» октября 2012 г. Протокол № 2
Председатель к.ф.н, доцент Гайдукова Е.Б.

Протокол согласования учебной программы «Стиховедение» с другими дисциплинами направления 050100.68 «Педагогическое образование», магистерская программа «Литературное образование» на 2012 / 2013 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Современное отечественное литературоведение

Кафедра русской литературы

Актуализировать учебный план магистерской программы «Литературное образование», объединив эти два предмета

Актуализировать учебный план

05.09.2012 г. Протокол № 1 заседания кафедры русской литературы



Методология научного литературоведческого исследования

Кафедра русской литературы

Анализ художественного текста в отечественном и зарубежном литературоведении

Кафедра русской литературы/ Кафедра зарубежной литературы

В данном бакалаврском курсе по выбору преимущественно рассматривается проза. Включить анализ поэтических текстов.

Авторам курсов по выбору рекомендовать внести изменения в рабочие программы 05.09.2012 г. Протокол № 1 заседания кафедры русской литературы

Практика анализа художественного произведения

Кафедра русской литературы

В данном бакалаврском курсе по выбору преимущественно рассматривается проза. Включить анализ поэтических текстов.

Авторам курсов по выбору рекомендовать внести изменения в рабочие программы 05.09.2012 г. Протокол № 1 заседания кафедры русской литературы

Зав. кафедрой русской литературы к.п.н., доцент Уминова Н.В.

Зав. кафедрой зарубежной литературы к.п.н., доцент Липнягова С.Г.

Председатель НМС к.ф.н., доцент Гайдукова Е.Б.


"18" октября 2012 г.

Приложение 8

3.2.3.4. Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в учебной программе на 2012 / 2013 учебный год
В учебную программу вносятся следующие изменения:
1. Обновлены вопросы тестового контроля.

2. Пересмотрен список для словарика терминов.

3. Переформулированы темы докладов для проработки темы «Русский верлибр»

4. Изменен титульный лист


Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры русской литературы "05" 09 2012 г., протокол № 1
Внесенные изменения утверждаю
Заведующий кафедрой Уминова Н.В.

Декан факультета (директор института) Кипчатова А.В.


"_____"___________ 201__г.

ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ

«СТИХОВЕДЕНИЕ»
Стиховедение – один из важнейших разделов теории и истории литературы, актуальное и плодотворное направление современной филологической науки. Стиховедческие разделы включаются в программы различных дисциплин: «Введение в литературоведение», «Филологический анализ текста», «Теория литературы», «История русской литературы XVIII – ХХ вв.». Курс «Стиховедение» ставит своей задачей познакомить студентов-филологов с основами стиховедения – со структурой стиха, дать им представление о различных стиховедческих сферах – метрике, ритмике, фонике, строфике. Все это всерьез изучается будущими литературоведами практически впервые, поскольку в процессе изучения курса «Введение в литературоведение» они получили лишь самые общие (и потому – поверхностные) сведения по стиховедению. Курс «Стиховедение» предоставляет студентам возможность перейти от разговора о стихотворении «на уровне содержания» к разговору о поэтическом тексте «на уровне стиховедческой структуры». Именно анализ стиховедческой структуры поэтического текста и позволит филологам в дальнейшем квалифицированно работать с семантикой стихотворных произведений, «выводя» ее непосредственно из стиховедческих особенностей каждого конкретного текста. Курс «Стиховедение» не только дает студентам теоретические основы структуры стиха, но предполагает и практическое освоение изучаемого материала – овладение навыками стиховедческого анализа поэтического текста.
ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА - познакомить студентов с проблемами современного стиховедения, дать представление об особенностях русского стиха и его развитии, переводной и стилизованной под зарубежные образцы поэзии и ее роли в истории русского стихосложения.
ЗАДАЧАМИ учебной дисциплины являются приобретение и развитие знаний, умений и навыков для расширения сферы профессиональных технологий и научно-исследовательской работы.

Выпускники по направлению подготовки в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должны обладать следующими навыками и умениями:

общенаучные:


    – умение использовать на практике методы философских и гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

    – владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты;

    – владение методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов культуры и искусства;


инструментальные:

    – владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;

    – способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

    социально-личностные и общекультурные:


– способность и готовность к социально-культурному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию других форм культуры и искусства; к социальной мобильности;

– готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции;

– готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

– способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе культурных, моральных и правовых норм;

– способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению;

– способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии;

– готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

– способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе;

– способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философско-эстетических проблем;

– способность и готовность понимать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе;

– способность и готовность понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности; развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию;

– способность к критическому восприятию информации («критическому мышлению»), ее теоретическому анализу и синтезу;

– способность и готовность к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни;

– способность и готовность понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии;

– обладать способностью проводить доказательства утверждений, как составляющей когнитивной и коммуникативной функции;

- предметные:

а) познавательные – формирование знания основных категорий стихосложения, закономерностей изменения стиховой системы, соотношения метра и ритма, рифмы и строфики;

б) обучающие – умение охарактеризовать стиховую форму литературного произведения, определить содержательные функции стиха, рассматривать поэтический текст в системе контекстных связей;

в) методические – подготовить студента к практике преподавания курса литературы в школе, в той его области, которая касается изучения русской поэзии и основ русского стихосложения.

научно-исследовательская деятельность:

– умение проводить сбор, анализ научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

инновационная деятельность:

– способность формировать новые конкурентоспособные идеи и реализовывать их в теоретических и творческих проектах.
Место дисциплины в структуре ООП
Курс дисциплины «Стиховедение» для магистратуры включен в вариативную часть М. 2 Профессионального цикла ООП. Программа курса ориентирована на теоретико-практическую подготовку студентов в аспекте рецепции и интерпретации произведений художественной литературы. Логически и содержательно-методически курс «Стиховедение» тесно связан с такими дисциплинами ООП, включенными в учебные циклы подготовки магистров по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», программа «Литературное образование», как «Современное отечественное литературоведение», «Методология научного литературоведческого исследования».

Чтение дисциплины проходит в течение первого семестра первого курса обучения, по итогам которого студенты сдают экзамен. Освоение дисциплины опирается на практические занятия (14 часов) и самостоятельную работу студента (22 часа), суммарно 1 ЗЕ. Качество и уровень самостоятельной работы студента контролируется в рамках двух модулей.


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

– основные закономерности взаимодействия человека и общества, общества и культуры, исторического развития человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия;

– основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии литературы в историческом контексте;

– историю отечественной и мировой литературы и искусства;

– имена и произведения выдающихся зарубежных и отечественных поэтов;

– взаимодействие и связь между произведениями литературы и различными видами искусства;

– роль литературы в развитии общества, влияние исторических событий на развитие литературы, значение художественного наследия в жизни современного общества;

– основные течения и направления в мировой, русской и современной литературе, тенденции развития современной литературы и культуры в современном обществе;

– основные этапы, место художественной литературы в общем культурологическом контексте, систему средств художественной выразительности.
Уметь:

– анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности;

– понимать принадлежность художественной литературы к лучшим образцам европейской интеллектуальной культуры;

– вести исследовательскую работу в области истории, теории и поэтики литературы;

– использовать полученные теоретические знания о культуре в учебной и профессиональной деятельности;

– реализовывать словесное выступление (выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи);

– осмысливать развитие искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода, отраженными в том числе и в литературных произведениях.

– анализировать на основе полученных знаний конкретные произведения художественной литературы в контексте культуры отдельных стран;

– выявить основные метрические параметры стихотворного текста;

–составить ритмическую схему любого стихотворного текста;

–определить на слух различные стихотворные размеры;

– обозначить ритмическую специфику стихотворного текста;

– создать ритмический образ стихотворения;

– выявить связь ритмического образа стихотворения с его семантическим образом;

–обнаружить в стихотворном тексте систему повторов – на ритмическом и фонетическом уровне;

– уметь выявить и осмыслить роль этих повторов в контексте стихотворного целого.


Владеть:

– технологиями приобретения, использования и обновления социогуманитарных знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами вербальной и невербальной коммуникации; навыками грамотного письма и публичного выступления на русском языке.

– эстетико-аксиологическими ориентирами в области культуры и искусства;

– базовым стиховедческим терминологическим аппаратом;

– навыками интерпретации произведений искусства;

– навыками стихоедческого анализа наиболее репрезентативных форм античной, классической и современной литературы;

– навыками уважительного и толерантного отношения к литературе иных национальных культур.

– навыками целостного осмысления явлений искусства;

– основами анализа эстетического сознания и эстетической деятельности.

– базовыми знаниями о поэтике художественного произведения, основами анализа эстетического сознания и эстетической деятельности;

– основными методами научного изучения художественной литературы;

– структурно-семиотическими подходами к осмыслению образных систем художественной литературы;

– навыками критического анализа поэтических произведений различных видов и жанров.

МАКЕТ

Профессионально-профильные компетенции (ППК)

педагогического образования как требования к результату подготовки магистра по дисциплине «Стиховедение»


1. ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ППК 1.1. Владеет базовыми знаниями о поэтике лирического произведения.
ППК 1.2. Способен применять теоретические знания в практике анализа поэтического текста.
ППК 1.3. Способен решать исследовательские задачи в области стиховедческого анализа.



















2. Проекция на ОК

3. Проекция на ОПК

4. Проекция на ПК

ППК 2.1. Способен корректно изложить и грамотно оформить специальный текст, связанный с стиховедческим анализом поэтического произведения (ОК-6)
ППК 2.2. Способен подготовить устное сообщение в предметной области и выступить с ним перед студентами (ОК-16)
ППК 2.3. Способен применять современные методы обработки информации в решении задач стиховедческого анализа (ОК-4, ОК-8)
ППК 2.4. Способен воспринимать учебную информацию, обобщать и анализировать ее (ОК-1)
ППК 2.5 Способен использовать навыки ведения дискуссии и полемики (ОК-16)

ППК 3.1. Способен научить учащихся корректно изложить и грамотно оформить анализ поэтического произведения (ОПК-3)
ППК 3.2. Способен использовать теоретические и практические знания по стиховедческому анализу текста в процессе обучения учащихся (ОПК-2.)
ППК 3.3. Способен решать олимпиадные и конкурсные задачи по стиховедческому анализу поэтического текста для всех возрастных категорий учащихся общеобразовательной школы (базовый уровень) и способен научить этому учащихся

(ОПК-2.)
ППК 3.4. Осознает значимость учебной дисциплины в своей будущей профессиональной деятельности (ОПК-1.)




ППК 4.1. Способен разработать содержание предметного кружка, факультатива и элективного курса для учащихся общеобразовательной школы (базовый уровень) (ПК-1)
ППК 4.2. Способен поставить исследовательскую задачу для учащихся и обучать их решению таких задач в области стиховедения и анализа поэтического текста (ПК-1)
ППК 4.3. Готов самостоятельно изучать научную, учебную и популярную литературу в области стиховедения, используя современные способы доступа к информации и обучать этому учащихся (ПК-4)
ППК 4.4. Готов использовать знания в области стиховедения для обоснованной оценки уровня научности школьного курса дисциплины (ПК-1)




Содержание курса «Стиховедение»
Модуль 1.
В основу концепции курса положена классическая идея Ю.Н. Тынянова о ритме как конструктивном факторе стиха, факторе, который определяет семантику всех элементов художественного целого в поэтическом тексте. Таким образом, предметом изучения курса является стих как специфическая, уникальная форма существования смысла, особый способ высказывания о мире в его исторических связях. В свою очередь стих рассматривается как система, которая включает несколько уровней: метрический, ритмический, фонетический, интонационный (мелодика стиха, по определению Б.М. Эйхенбаума). Однако эта система не существует изолированно, она глубоко связана с историко-литературным процессом, поскольку стих не сводится к формальным показателям, а является важнейшим способом смыслообразования в поэтическом произведении. В конечном итоге курс истории русского стиха позволит увидеть историю русской поэзии сквозь призму стиховой системы.
1. Стиховедение и стихосложение (2 часа).

Ритм, синтагматические и парадигматические связи, стиховое единство, повтор и возвращение, пауза, анакруза, клаузула, стихема, колон, графика стиха

Основные вопросы и проблемы, рассмотрением которых занимается стиховедение. Разделы стиховедения. Общие сведения об истории русского стиховедения, основных направлениях исследований и выдающихся ученых. Поэзия и проза как «две самостоятельные, но соотнесенные художественные системы» (Ю.М. Лотман). Проблема разграничения стиха и прозы. Понятие стихосложения. Типы и системы стихосложения. История русского стихосложения. Роль графики и интонации в стихосложении. Роль ритма в прозаическом и поэтическом произведении. Значение синтагматических и парадигматических связей в поэтическом и прозаическом тексте. Полярность стиха и прозы, пограничные формы («стихотворение в прозе», «верлибр», «метрическая проза» и др.). Проблемы «свободного стиха» (верлибра).
2. Силлабический принцип и силлабическая система в русском стихосложении (2 часа).

Слог, слоговой принцип, изосиллабизм, цезура, рифма.

Силлабика. Причины возникновения в европейском и русском стихе. Особенности силлабического стихосложения. Ритмообразующий признак и ритмическая единица. Принцип изосиллабизма. Основные размеры. Понятие цезуры. Роль рифмы. Проблемы декламации. Историческое значение «сложников» в русской поэзии. Виды сложников. Принципы силлабики в других системах стихосложения. Споры «за» и «против» силлабики в XVIII веке и в настоящее время. Реформа Тредиаковского и Ломоносова. Силлабика в ХХ веке. Творчество поэтов-силлабистов. Силлабический стих как цитата в произведениях русских поэтов ХХ в. Эквиритмические переводы.
3. Тоническая система стихосложения (2 часа).

Метрическое ударение, интонационная доля, просодический период, паузник, дольник тактовик, акцентный стих, столбец, лесенка

Тоника. История русской тоники. Народный эпический песенный стих, народный говорной стих, его имитации в русской поэзии. Молитвословный стих. Ритмообразующие признаки. Ранние формы тонического стиха, их семантическая функция. Метрическая единица в тоническом стихе. Дольник, тактовик, акцентный стих, их ритмические вариации. Типология русского дольника. Переходные метрические формы. Творчество поэтов, разрабатывавших тонические размеры. Значение индивидуальных поэтических систем в формировании тонической системы стихосложения.
4. Русский верлибр (2 часа).

Свободный стих, минус-прием, интертекстуальность

Споры о происхождении русского свободного стиха. Верлибр как система стихосложения. Ассоциативный принцип построения поэтического текста, роль интертекстуальных связей в восприятии верлибра. Школа верлибра в современной поэзии.
5. Силлабо-тоническая система русского стихосложения (2 часа).

Русская силлабо-тоника. Реформа русского стихосложения в контексте теории классицизма. Соотношение жанра, стиля и стиховой формы. Метрика и ритмика. Терминология. Проблемы теории (сильные и слабые места в стихе, сочетание стоп). Определители ритма стиха: метрическое задание, ритмическое ожидание, пропуск метрического ударения, сдвиг, сверхсхемное метрическое ударение, ритмическая вариация, цезура, словораздел и стопораздел, анакруза, клаузула, каталектика, цезурные усечения и наращения, метрическая константа. Скандовка. Классические и неклассические размеры силлабо-тоники. Пиррихий и спондей. Основные двусложные и трехсложные размеры, пеоны и пятисложник, вольный стих.

Сверхкороткие и сверхдлинные размеры. Полиметрия. Эксперименты в области ритма. Размеры с переменной анакрузой. Стяжение. Логаэды. Имитации античных размеров в русской поэзии. Гекзаметр. Зыбкий метр. Стих и смысл. Семантический ореол стиха.
6. История русской рифмы (2 часа).

Клаузула, рифма, рифменное ожидание, разновидности рифмы

Определения рифмы, рифма в системе стиха. Теория рифмы. Белый стих, холостой стих. Внутренние рифмы. Эвфонические функции рифмы. Типология рифмы по месту опорного гласного (мужские, женские, дактилические, гипердактилические). Точная, неточная, приблизительная, недостаточная рифма. Ассонанс и диссонанс. Бедные, богатые, глубокие рифмы. Ассоциативные возможности рифмы. Корневые и грамматические, банальные и экзотические рифмы. Тавтологическая, омонимическая, каламбурная, составная рифма. Неравносложная рифма. Строфические функции рифмы. Типы рифмовки. Монорим. Правило альтернанса. Правило скрещения рифмических цепей. Концевые и внутренние рифмы. Рифма и явление паронимии. Русские поэты о рифме.
7. Строфика русской поэзии (1 час).

Типология строф, авторские строфы, строфа и жанр.

Определение строфы. Строфа и рифма. История русской строфики: от двустиший парной рифмовки к авторским строфическим образованиям. Модель строфы и ее варианты. Виды строф. Астрофизм и нетождественные строфы (строфоиды). Простые строфы. Сложные строфы. Шестистишия и секстина, восьмистишия и октава. Одическая строфа. Онегинская строфа, перевернутая онегинская строфа. Строфы с нечетным количеством стихов. Субстрофы и суперстрофы. Антисимметричные и антиклаузульные строфы. Терцины и цепные строфы. Твердые строфические формы. Сонет, типы сонета, венок сонетов. Рефренные формы. Рондо. Рондель. Триолет. Большая секстина.
8. Мелодика русской поэзии (1 час).

Интонационно-ритмический строй стиха (мелодика). Анжамбеман (перенос). Инверсия. Ораторский, напевный, говорной стих. Фоника. Внутристиховые повторы. Аллитерация и ассонанс, звуковая инструментовка стиха. Анафора, эпифора, стык, кольцо.

СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ АНАЛИЗА

1.
А. Фет. «Летом мы шли по тропинке единственной...»

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Фрагменты.

А. Белый. Симфонии. Фрагменты.

Моностихи Н.М. Карамзина, В. Брюсова, А. Ахматовой.

Акростихи Н.С. Гумилева, М.Л. Лозинского.

В. Хлебников. Разин. Фрагменты.

В.В. Маяковский. Фрагменты произведений.

А.А. Блок. «Когда вы стоите на моем пути...»

У. Уитмен. Песня о себе. Фрагменты.

Центон «Когда я пришел из армии...» (из произведений Е. Винокурова, А. Яшина, М. Кузмина, А. Блока, А. Фета, М. Цветаевой, В. Маяковского, В. Солоухина)


2.
Материалы современной «минималистской» и фигурной поэзии. См. НЛО. 1997. № 23.

Монах Герман. Фрагменты произведений.

Симеон Полоцкий. Фрагменты произведений.

С. Медведев. Фрагменты произведений

А. Кантемир. Сатира I на хулящих учение (К уму своему). Фрагменты.

Переводы из Аврелия Августина, Андрея Критского, Данте, Петрарки, Песни о Роланде, П. Верлена, Я. Кохановского, литовской народной силлабики, японской силлабики. Фрагменты.


3.
Повесть о Горе-Злосчастии. XVII век. Фрагменты.

А. Гильфердин. Онежские былины. Фрагменты.

Сказание о попе Саве и о великой его славе. Фрагмент.

А.С. Пушкин. Сказка о медведихе. Фрагмент.

А. Толстой. «Ходит Спесь, надуваючись...»

Переводы из Г.Гейне. Фрагменты произведений.

М.И. Цветаева. Стихи к Блоку. (1)

В.В. Маяковский. Послушайте! Юбилейное. Фрагменты.

С. Есенин. Пугачев. Черный человек. Фрагмент.

И. Сельвинский. Фрагменты произведений.

О.Э. Мандельштам. Фрагменты произведений.

А.А. Ахматова. Фрагменты произведений.

А.А. Блок. Фрагменты произведений.

Б.Л. Пастернак. Фрагменты произведений.


5.
М.В. Ломоносов. Фрагменты произведений.

А.С. Пушкин. Фрагменты произведений.

М.Ю. Лермонтов. Фрагменты произведений.

Н.А. Некрасов. Фрагменты произведений.

И.Ф. Анненский. Фрагменты произведений.

Ф.К. Сологуб. «Туман не редеет...»

А.С. Кушнер. «Гофман».

Н.С. Гумилев. «Лес».

Б. Корнилов. «Соловьиха».

Н.П. Гребенка. «Очи черные...»

И. Мятлев. «Таракан».

И. Северянин. Фрагменты произведений.

А.А. Фет. «Венера Милосская» (анализ Б.В. Томашевского)

И.А. Бунин. «И ветер, и дождик, и мгла...» (ТПА)

Саша Черный. «Утро», «Все в штанах, скроенных одинаково...» (ПМК).

Гомер. «Илиада», «Одиссея». (Отдельные стихи) Н.И. Гнедич и В.А. Жуковский. Фрагменты произведений.

А.С. Пушкин. «Труд».

А.П. Сумароков. «Гимн Венере"

М.Ю. Лермонтов. «Они любили друг друга...»

В.Я. Брюсов. «Путь в Дамаск».

М.И. Цветаева. «В огромном городе моем - ночь...»

А.А. Блок. «Поздней осенью из гавани...»

В. Хлебников. Фрагменты произведений.
6.
А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Фрагмент.

Г.Р. Державин. «Ключ».

В.А. Жуковский. (Л. Уланд) «Гаральд»

А. Вознесенский. «Гойя».

М. Исаковский. «Катюша».

М.Ю. Лермонтов. «Парус», «Утес».

В.Ф. Ходасевич. Фрагменты произведений.

Д.С. Самойлов. Фрагменты произведений.

И.А. Бродский. Фрагменты произведений.

Л. Мартынов. «Удача».

Д. Минаев. Фрагменты произведений.

П.Б. Шелли. «Облако». Пер. К.Д. Бальмонта, В. Левика.

Саша Черный. «Зирэ»

О.Э. Мандельштам. Фрагменты произведений.

Д. Китс. «Ода греческой вазе»
7.
А.С. Пушкин. «Вновь я посетил...». Фрагмент.

Н.А. Некрасов. «Смолкли честные, доблестно павшие...»"

С.Т. Колридж. «Сказание о старом мореходе». Пер. В. Левика. Фрагмент.

А. де Виньи. «Смерть волка». Фрагмент.

М.И. Цветаева. «Два солнца стынут...»

Ф.И. Тютчев. «Люблю грозу в начале мая...»

А.С. Пушкин. «Не дай мне Бог сойти с ума...»

А.С. Пушкин. «Домик в Коломне» (одна строфа)

Д.Г. Байрон. «Дон-Жуан» (одна строфа)

П.Б. Шелли. «Индийская серенада». Пер. Б.Л. Пастернака, К.Д. Бальмонта.

А.С. Пушкин. «Езерский» (одна строфа)

В.В. Набоков. «Университетская поэма» (одна строфа)

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия ... Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Фрагмент.

Д. Китс. «Ода соловью» (одна строфа)

А. де Виньи. «Дом пастуха» (2-3 строфы, семистишия)

Д.Г. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда» (одна строфа)

Й. фон Эйхендорф. Фрагменты произведений. (пятистишия)

А. де Ламартин. «Озеро»

А.С. Пушкин. «Памятник»

П.Б. Шелли. «Ода Западному ветру». Пер. Б. Пастернака.

А.А. Блок. «Песнь Ада»

К. Брентано. «Одинокой смерти жду...»

А. де Мюссе. «На свете нет прекраснее мгновенья...». Пер. Ю. Корнеева.

М.А. Кузмин. «В начале лета юностью одета...»

Ф.К. Сологуб. «Лежу в траве на берегу...»

Н.С. Гумилев. «Потомки Каина»

В. Шекспир. Сонет. Пер. С.Я. Маршака.

П.Б. Шелли. «Узорный не откидывай покров...» (перевернутый сонет)

Л.А. Мей. «Большая секстина»
8.
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин», «Медный всадник». Фрагменты произведений.

Б.Л. Пастернак. «На пароходе». Фрагмент

М.В. Ломоносов. «Ода ... Императрице Анне Иоанновне». Фрагмент.

В.А. Жуковский. «Песня». Фрагмент.

С.А. Есенин. Фрагменты произведений.

М.И. Цветаева. Фрагменты произведений.

К.Д. Бальмонт. Фрагменты произведений.

А.А. Фет. Фрагменты произведений.



Модуль 2.
Предлагаемая схема анализа стихотворного текста состоит из представления о стихотворении как произведении искусства, созданном на основе языкового материала, т.е. созданном из звуков, слов, грамматических форм и их семантических значений, вступающих в разнообразные отношения как внутри стихов, строф, так и между ними.
Схема анализа стихотворного текста
1. Система стихосложения: метрическая, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая.

2. Размер стиха:

силллабический: восьмисложник, одиннадцатисложник, тринадцатисложник и др.;

силлабо-тонический: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий;

тонический: дольник, тактовик, фразовик, ударник и др.

3. Вспомогательные ритмообразующие элементы - проклитика, энклитика, пиррихий, спондей, сверхсистемное ударение, утяжеленные и облегченные стопы, паузы, ритмическая инверсия и др.

4. Анакрузы и клаузулы - анакрузы: нулевые, односложные, двусложные и др.; Клаузулы: мужские, женские, дактилические, гипердактилические и др., открытые, закрытые.

5. Система рифмовки и виды рифм по положению в строфе - смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясывающие); двойные, тройные и др.

6. Виды строф - астрофическое построение, дистих, терцина, терцет, катрен, секстина, септима, октава, сонет, онегинская строфа и др.

7. Виды рифм по положению в стихе - начальные, внутренние, конечные.

8. Виды рифм по звучанию - точные, неточные: ассонансные, диссонансные, приблизительные; бедные, богатые; усиленные, глубокие, проникающие; др.

9. Виды рифм по лексико-грамматическим признакам - однородные: глагольные и др.; разнородные, омонимические, тавтологические, редиф, эхо-рифма и др.

10. Виды рифм по составу - равносложные, неравносложные, полные, простые, составные и др.

11. Внутри - и межстиховые повторы - ассонанс, аллитерация, рефрен, поэтическая этимология, анафора, эпифора и др.

12. Тип интонации - декламативная (одическая); напевная: куплетная, романсная; говорная.

13. Паузы и переносы - конечные, внутренние, интонационно-логические, структурные, стиховые, строфические, слоговые.

14. Средства поэтического синтаксиса - параллелизм, хиазм, стык, подхват, кольцо, анаколуф, эллипсис, инверсия и др.

Образец стиховедческого анализа
1 Мне голос был. Он звал утешно, 124568 а

2 Он говорил: "Иди сюда, 1 4 68 б

3 Оставь свой край глухой и грешный, 24 68 а

4 Оставь Россию навсегда. 24 8 б

5 Я кровь от рук твоих отмою, 124 68 в

6 Из сердца выну черный стыд, 24 68 г

7 Я новым именем покрою 124 8 в

8 Боль поражений и обид". 1 4 8 г

9 Но равнодушно и спокойно 4 8 д

10 Руками я замкнула слух, 24 68 е

11 Чтоб этой речью недостойной 24 8 д

12 Не оскрвернился скорбный дух. 4 68 е


1917

А. Ахматова


1. Силлабо-тоническая система стихосложения.

2. Четырехстопный ямб. Константное ударение во второй и четвертой стопах.

3. Первая стопа в 1,5,7-м стихах – спондей;

Третья стопа в 1-м стихе - спондей;

Первая стопа в 9 и 12-м стихах – пиррихий;

Третья стопа в 4,7,8,9,11-м стихах - пиррихий;

Первая стопа во 2-м и 8-м стихах подвержена ритмической инверсии, представляет собой стопу хорея.

4. Нулевые анакрузы - 1, 2, 5, 7, 8-й стихи;

Односложные анакрузы - 3, 4, 0, 11-й стихи;

Трехсложные (затянутые) анакрузы – 9, 12-й стихи.

Нулевые эпикрузы – 2, 4, 6, 8,10, 12-й стихи;

Односложные эпикрузы – 1, 3, 5, 7, 9, 11-й стихи.

Чередуются женские (нечетные стихи) и мужские (четные стихи) клаузулы;

Клаузулы открытые - в 1,2,4,5,7,9-м стихах;

Клаузулы закрытые - в 3, 6, 8, 10, 11, 12-м стихах.

5 и 6. Три четверостишья (субстрофы в составе 12-стишной суперстрофы) с перекрестной системой рифмовки. Но графически разбивка на строфы не закреплена, выделены две части, отличающиеся друг от друга преобладающим субъектом речи.

7. Рифмы по положению в стихе:

конечные рифмы - "успешно - грешный", "сюда - навсегда", "отмою - покрою", "стыд - обид", "спокойно - недостойной", "слух - дух";

внутренние - "был - говорил", "свой - глухой".

8. Рифмы по звучанию:

Точные: "сюда - навсегда", "отмою - покрою", "слух - дух", "свой - глухой";

Неточные диссонансные: "стыд - обид", "был - говорил";

Все рифмы бедные.

9. Рифмы по лексико-грамматическим признакам:

однородные рифмы: "был - говорил", "сюда - навсегда", «стыд-обид», «отмою-покрою»;

грамматическая рифма: "слух - дух";

разнородные рифмы: «утешно-грешный», «спокойно-недостойной».

Корневые рифмы: «утешно-грешный», отмою-покрою», «стыд-обид», «спокойно-недостойной», «слух-дух».

Окончательные рифмы: сюда-всегда». Корень рифмы – ударный гласный с последующим согласным.

10. Рифмы по составу: все рифмы равносложные,

11. Виды повторов:

Ассонанс в рифмах: "отмОю - покрОю", "спокОйно - недостОйной";

внутристиховой ассонанс: "я нОвым именем покрОю бОль поражений и обид";

аллитерация: "мне гоЛоС быЛ он зваЛ утешно он говориЛ иДи СюДа <…> оСтавь роССию навСегДа...", "я КРовь оТ РуК Твоих оТмою", "я новыМ иМенеМ...", "Но равНодушНо и спокойНо...", "чтоб этой речью НедостойНой Не оСКверНился СКоРбный дух..."



Анафора:

"Оставь свой край....

Оставь Россию"
"Я кровь от рук твоих...

...Я новым именем..."

12 и 13. Интонация декламативная (одическая).

Конечные стиховые структурные паузы совпадают с интонационно-логическими, переносов нет. Внутренние паузы интонационно-логические, в первом четверостишии тяготеют к упорядоченности (после второй стопы).

Структурные концевые паузы неопределенной длительности (контрольный ряд заполнен стопами).

14. Средства поэтического синтаксиса.

Анафора сопровождает синтаксический параллелизм: "Он звал утешно. Он говорил...", "Оставь свой край глухой и грешный, оставь Россию навсегда".

Синтаксическая инверсия ("Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух").

Наблюдаются черты аллитерационного стиха: "мне ГОлос был Он звал утешНО ОН ГОворил..." или "Я новым именем ПОкрою Боль Поражений и обид".

Есть звуковое кольцо: 1-й стих - "мНЕ голос был" и 12-й - "НЕ осквернился..."



3.2.1.1. Технологическая карта обучения дисциплине

Стиховедение

(наименование)

магистрантов ООП

Педагогическое образование, магистратура, 050100.62 «Литературное образование»

(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)



по очной форме обучения

(укажите форму обучения)

(общая трудоемкость 2 з.е.)


Модули. Наименование разделов и тем

Всего часов

(з.е.)


Аудиторных часов

Внеауди-

торных


часов

Результаты обучения и воспитания

Формы и методы

Интерактивного контроля



всего

лекций

семинаров

лаборат.

работ


Знать, уметь, владеть

Модуль №1

Стиховедческий анализ поэтических произведений




24

12




12




12

Обладает углубленными знаниями о стихосложении.

Владеет терминологическим аппаратом стиховедения.

Владеет навыками стиховедческого анализа

Умеет применять на практике теоретические знания по теории стиховедения



Подготовка сообщения.

Тестовая работа.


Контрольная работа (стиховедческий анализ поэтического текста).



Стиховедение и стихосложение

4

2




2




2

Тоническая система стихосложения

4

2




2




2

Русский верлибр

4

2




2




2

Силлабо-тоническая система русского стихосложения

4

2




2




2

История русской рифмы

4

2




2




2

Строфика русской поэзии

4

2




2




2

Модуль №2

Практический анализ стихотворных произведений



12

2




2




10

Умеет проводить стиховедческий анализ.

Творческая работа

Контрольная работа (стиховедческий анализ поэтических текстов)



Приложение 4
3.2.1.2. Технологическая карта внеаудиторной учебной работы по дисциплине

«Стиховедение»

для магистрантов ООП

«Педагогическое образование», магистратура, 050100.62 «Литературное образование»

по очной форме обучения




1 семестр

Название модуля

Название раздела, темы



Внеаудиторная учебная (самостоятельная) работа студентов

Трудоемкость ВУР в часах

Содержание работы, формы работы

Сроки выполнения

(недели)


Формы контроля

Модуль №1

Стиховедческий анализ поэтических произведений




Стиховедение и стихосложение

Конспектирование статьи М. Кенигсберга «Из стихологических этюдов»

3 недели

Доклад / Беседа

2 часа

Тоническая система стихосложения

Конспектирование статей из «Поэтического словаря» Квятковского – дольник, тактовик, паузник, акцентный стих.

3 недели

Работа с дидактическим материалом – определение вида стиха

2 часа

Русский верлибр

Подготовка доклада «История верлибра» / «Современные русские школы верлибра» / Интертекстуальность верлибра»

3 недели

Выступление с докладом

2 часа

Силлабо-тоническая система русского стихосложения

Составление словарика «Основные термины и понятия силлабо-тонического стихосложения»

3 недели

Работа с дидактическим материалом – анализ силлабо-тонического стихотворения

2 часа

История русской рифмы

Конспектирование работы В.В. Онуфриева «Словарь русской рифмы»

3 недели

Работа с дидактическим материалом – анализ силлабо-тонического стихотворения

2 часа

Строфика русской поэзии

Составление презентации «Виды строф в русском стихосложении»

3 недели

Работа с дидактическим материалом – анализ силлабо-тонического стихотворения

2 часа

Модуль №2

Практический анализ стихотворных произведений



Практический анализ стихотворного текста

Проведение стиховедческого анализа поэтических текстов разнообразных систем стихосложение по предложенному плану

3 недели

Проверка домашнего задания – выполненных стиховедческих разборов

10 часов

3.2.2.1. КАРТА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Стиховедение

(наименование)



для студентов ООП

Педагогическое образование, магистратура, 050100.62 «Литературное образование»

(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)



по очной форме обучения


Наименование

Наличие

место/ (кол-во экз.)



Потребность

Примечания

Обязательная литература










Модуль № 1

НБ КГПУ







Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учеб. пособие для студ. филол. фак.. - 4-е изд., испр. и доп./ Холшевников В.Е.. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

25

4




Поэтика. Стихосложение. Лингвистика. К 50-летию научной деятельности И. И. Ковтуновой: сборник статей/ ред.: Е. В. Красильникова, А. Г. Грек. - М.: Азбуковник, 2003. - 463 с.

1

4




Орлицкий, Ю. Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности: научное издание/ Ю. Б. Орлицкий. - М.: РГГУ, 2008. - 845 с.

2

4




Перелом ангела. По следам XII Российского фестиваля верлибра: сборник стихотворений/ сост. Д. Кузьмин. - М.: АРГО-РИСК; Тверь: Kolonna, 2005. - 152 с.

1

4




Самойлов, Д. Книга о русской рифме/ Д. Самойлов. - 3-е изд.. - М.: Время, 2005. - 400 с.

1

4




Гаспаров, М. Л.. Русский стих начала XX века в комментариях/ М. Л. Гаспаров. - 2-е изд., доп.. - М.: Лимитед, 2001. - 288 с.

1

4




Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л., 1972. Переизд. СПб., 1996.

6

4




Модуль № 2

НБ КГПУ







Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учеб. пособие для студ. филол. фак.. - 4-е изд., испр. и доп./ Холшевников В.Е.. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

25

4




Орлицкий, Ю. Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности: научное издание/ Ю. Б. Орлицкий. - М.: РГГУ, 2008. - 845 с.

2

4




Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 2010. 240 с.

25

4




Полный словарь русских рифм. Словарь русских синонимов. М., 1996.

18

4




Дополнительная литература










Модуль № 1










Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х - 1925-го годов в комментариях. М., 1993.

2

4




Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.

3

4




Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха / Составитель, автор статей и примечаний Холшевников В.Е.. Л., 1987.

3

4




Модуль № 2










Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. Сборник статей./ Сост. Д.П. Бак и др. - М., 1996.

18

4




Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х - 1925-го годов в комментариях. М., 1993.

2

4




Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.

3

4




Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха / Составитель, автор статей и примечаний Холшевников В.Е.. Л., 1987.

3

4




следующая страница >>