Статья / Л. Д. Крахина, главный библиотекарь отдела искусств /огаук «Томская областная детско-юношеская библиотека». Томск, 2013 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Статья / Л. Д. Крахина, главный библиотекарь отдела искусств /огаук «Томская областная - страница №1/1

Крахина Л.Д. Духовное и патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами экранных искусств. Статья/ Л.Д. Крахина, главный библиотекарь отдела искусств /ОГАУК «Томская областная детско-юношеская библиотека». – Томск, 2013

Духовное и патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами экранных искусств

Крахина Любовь Дмитриевна, главный библиотекарь отдела искусств

Томской областной детско-юношеской библиотеки
Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе особенно остро; приходит понимание, что возрождение России невозможно без освоения ее духовного, культурного и исторического наследия. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Это осознание русской земли как своей, осознание своей ответственности за эту землю, за ее благосостояние. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Духовное богатство человечества хранится в произведениях искусства. Все произведения искусства дарят чувства и эмоции, накопленные предыдущими поколениями. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в произведениях искусства.

На занятиях, целью которых является воспитание личности гражданина – патриота Родины через разнообразные виды искусства, дети знакомятся с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традицией, бытом. Занятия способствуют развитию познавательных способностей детей, формируют высокую нравственность, воспитывают любовь к Отечеству, уважению к предкам, интерес к русской культуре, возвышают ценность семьи и семейных традиций.

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Через народное творчество ребенок может развиваться, может проявлять свои умения, фантазию.

С давних пор одним из любимых развлечений у детей, и взрослых является чтение и просмотр сказок. Народная сказка проникнута пафосом гуманистических и патриотических идей, глубокой верой в победу добра и справедливости, в чудодейственную силу высокой нравственности и героического подвига и является важным воспитательным средством. Сказка содержит в себе народную мудрость, жизненный опыт, традиции, моральные ценности, накопленные нашими предками, и учит детей доброте, мудрости и любви. Сказки многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках, традициях.

При просмотре фрагментов из фильмов «Финист Ясный сокол» и «Марья-искусница» проводим беседу о смелости, мужестве и отваге. Используя мультфильм «Василиса Микулишна», говорим об уважении к русской женщине, несущей на своих плечах нелегкую домашнюю работу и способной на подвиг ради любимого человека. Про солдатскую смекалку рассуждаем во время просмотров сказок «Каша из топора», «Горе не беда» и др.



В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Используем народные изречения, которые тесно связанны с историей, в которых запечатлены военно-исторические события. Пословицы об Отечественной войне 1812 года «Сам себя сжег француз, сам и поморозил», изречения о дружбе и взаимовыручке, смелости: «Доброе братство милее богатства», «Дерево держится корнями, а человек - друзьями». Детям дается задание, во время которого они должны соединить разрозненные части пословиц и поговорок, объяснить смысл пословицы.

Игровая деятельность выступает как эффективное средство духовно-нравственного и физического воспитания младших школьников. Способствует снятию коммуникативных барьеров, созданию положительного настроения, развитию навыков группового взаимодействия, развитию чувства ответственности за групповой результат, способствует социализации ребенка. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества, одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. Применение игровой деятельности является важным средством для развития познавательных и творческих способностей детей. Именно в младшем школьном возрасте ребенок воспринимает половину информации через игру, и правильно организованная игровая деятельность служит основанием для всестороннего развития личности.

Загадки позволяют ребенку в игровой форме овладеть определенными знаниями. Многие несут в себе нравственную идею, оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Дети любят загадки, всегда активно принимают участие в поиске ответа. Такая малая форма устного фольклора, как загадка развивает любознательность, реакцию, внимание, речь, память, чувство музыкального и поэтического ритма, креативность мышления и даже чувство юмора.

Ребусы - это особый вид загадок. Использование ребусов в игровой форме на занятиях не только развивает логическое мышление, пробуждает творческую фантазию, расширяет словарный запас детей, но также является гимнастикой для развития интеллекта, полезным способом познания окружающего мира, дает возможность развивать и совершенствовать психические познавательные процессы, обеспечивает положительные эмоции. Ребусы прекрасно включаются и дополняют любой образовательно - познавательный материал, привнося в занятия оригинальный и интересный элемент.

Детские кроссворды оказывают большое значение на общее развитие ребенка. Они развивают умственные способности, интерес к чтению, логику, расширяют кругозор, словарный запас и очень нравятся детям.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В работе активно используем также тематические песни и частушки.



Песни - более сложная форма народного поэтического творчества. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. В них раскрывается внешняя и внутренняя красота человека. Воздействуя на чувства ребенка, они одновременно влияют на его сознание и поведение. История нашей страны нашла достойное воплощение в песнях, которые являются, по образному выражению композитора В. Соловьева-Седого, «барометром своего времени». Судьбы песен тесно переплетались с судьбами людей.

В истории России трудно вспомнить эпоху, когда не было военных действий. 20 век не стал исключением - он начался с Русско-Японской войны и закончился Чеченской. И все это находило отражение в песне. Казалось бы, какие песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза. Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто ждал солдат, песни вселяли надежду, что родные и близкие вернутся с фронта.

При просмотре фрагмента фильма «Александр Невский» обращаем внимание детей, что в фильме использована кантата С. Прокофьева «Вставайте, люди русские», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к захватчикам. При работе над картиной В. Васнецова «Богатыри» можно прослушать отрывок «Богатырской симфонии» А. Бородина. Эта симфония посвящена благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника.

Песни военной тематики прочно вошли в основу, в фундамент духовности России. Они призывали к подвигу и отпору врагу, обращались к совести поколения, а сегодня песни Великой Отечественной войны являются памятниками истории, овеянными романтикой героизма нашего народа. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.



Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. И хотя многие впечатления ещё не осознаны детьми глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.