Содержание программы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Шарифуллина Альфия Айратовна Год составления рабочей программы 2013... 2 401.24kb.
Пояснительная записка. Учебный план Содержание программы Аппарат... 2 616.77kb.
Отчет по исполнению по статьям целевого финансирования за 2012г 1 51.41kb.
Программа «Здоровье» Содержание Некоторые итоги реализации программы... 2 605.45kb.
Программа курса «Национальные и международные программы оценки образованных... 1 141.33kb.
Рабочая программа основного общего образования по литературе создана... 1 787.23kb.
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012... 17 7477.01kb.
Пояснительная записка Организация режима пребывания детей в образовательном... 7 2065.93kb.
Решением педсовета №6 от 01декабря 2011г. Содержание образовательной... 9 4316.88kb.
Курсы повышения квалификации кафедры методики химии миоо 1 120.43kb.
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва... 1 368.97kb.
Рабочая программа дисциплины Биология Для слушателей подготовительного... 1 154.3kb.
- 4 1234.94kb.
Содержание программы - страница №1/1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1.Биология как наука.Методы научного познания» (4 час.)

В результате изучения темы на базовом уровне обучаюшийся должен понимать:

Биологическую терминологию: биосистема, клетка, ткань, орган, системы органов, популяция, биогеоценоз, биосфера, обмен вешеств, рост, онтогенез, размножение, половое и бесполое размножение:

Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки,

Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, размножение, онтогенез.

Сущность методов познания живой природы

Уровни организации живой природы. их биосистемы, элементы, образующие биосистему,



уметь

объяснять

- роль биологии в формировании научного мировоззрения;

- вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира.

- единство живой и неживой природы. родство живых организмов;

сравнивать

-биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы).

и делать выводы на основе сравнения,

анализировать и оценивать

- уровни организации живой природы, находить

Информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках- научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать:

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук. ( 1 Ч.)

Объект изучения биологии- живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей. гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Сисюма биологических наук.



Понятия: Жизнь,биология

Демонстрации:

Портреты ученых.

Схема «Связь биологии с другими науками»

Схема «Система биологических наук»



Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой приролы. ( 3 ч)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно

органичованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени.

Биологические системы.I основные уровни организации живой материи. Методы

познания живой природы.



Демонстрации:

Схема «Уровни организации»

Схема «Свойства живой материи»

Понятия: Св-ва жизни. Уровни организации жизни. Методы познания живой материи.

Раздел 2. «Клетка» (21 час.)

В результате изучения темы на базовом уровне учащийся должен



знать/понимать

биологическую терминологию: клетка. органоид. ген. генетический код, прокариоты. эукариоты. мономер полимер. нуклеотид. хромосома, аутсома,диплоидный и гаплоидный набор хромосом, редупликация:

Вклад выдающихся ученых в развитие клеточной теории;

Положения клеточной теории;

Химический состав клетки;



строения биологических объектов: клетка доядерная и ядерная, генов,хромосом;
строение вирусов,

сущность биологических процессов удвоение молекулы ДНК.

возбудителей вирусных 'заболеваний:



меры профилактики вирусных заболеваний;

уметь

объяснять

- роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира;


- роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека
- свойства генетического кода;

-роль генов в биосинтезе белка:

- отрицательное воздействие СПИДа и других вирусных заболеваний на организм человека;

сравнивать

- сгроение и функции органических всшесш к.ютки и организма человека.

- основные части и органоиды клетки;

- вирусы и клетки, доядерныеи ядерные клетки;

- строение клеток растений и животных;

и делать выводы на основе сравнения;

выявлять

- функции химических веществ, органоидов клетки на основе их строения;

изучить и описывать

- строение клеток растений и животных под микроскопом:

находить

информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах. справочниках. Научно-популярных изданиях. компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;



использовать приобретенные знании и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;

- соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний;

- приготовления препаратов для микроскопического исследования;

Тема 2.1.История изучения клетки. Клеточная теория. (3 ч)

Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А.ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхова. Клеточная теория М.Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрации: схема «Многообразие клеток»

Основные понятия: Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.

Тема 2.2. Химический состав клетки (7ч)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Демонстрации. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК. РНК). Репликация ДНК.

Тема 2.3.Строение эукариотической и прокариотической клеток ( б час )

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки? , «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

• Основные понятия. Эукариотическая клетка, Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.



Тема 2.4;Реализация наследственной информации в клетке (3 ч.)

ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

. сущностъ биологических процессов; обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост и развитие,оплодотворение, наследственность и изменчивость, действие искусственного отбора, гибридизации;генная и клнеточная инженерия.

-вклад Г Менделя, Т.Моргана в развитиегенетики. Н.И Вавилова в развитие селекции;

-роль генетики в медицине, селекции,

- генетическую символику;



- профилактику наследственных болезней человека:

Уметь

объяснять

-родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, сущность методов селекции.



решать

- элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания, схемы обмена веществ у растений, животных и бактерий:

выявлять

- источники мутагенов и окружающей среде (косвенно)",

- признаки сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, Сравнивать



- биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение).

- способы бесполого размножения;

- генотипическую и фенотипическую изменчивость ;

- формы искусственного отбора и гибридизации;

и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать

- закономерности наследования, установленные Г. Менделем, современные представления о гене и геноме, влияние мутагенов на организм человека. этиические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонировиние человека);

находить

- информацию о биологических объектах в различных источниках ('учебных текстах, справочниках. научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знании и умении в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек игрение. ;1лкоголизм, наркомания), наследственных болезней человека;

- размножения растении способами бесполого размножении.

- оценки этических аспектов некоторых исследований в биотехнологии (Клонирование, искусственное опдодотворение).

Демонстрация :Таблица « Генетический код », «Биосинтез белка».

Основные понятия. Генетический код, триплет, ген, транскрипция, трансляция, матричный синтез.

Тема 2.5. Вирусы (1 час)

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».

Основные понятия. Вирус, бактериофаг.

Раздел3.Организм (43 ч.)

В результате изучения темы на базовом уровне учащайся должен

знать / понимать

- биологическою терминологию; обмен веществ, ассимиляция, диссимиляция. Катболизм, анаболизм, фотосинтез. размножение, половое и бесполое размножение, гамета, зигота, оплодотворение, онтогенез, дробление, бластула, гаструла,нейрула, наследственность, изменчивость, генетика, митоз, мейоз, фенотип, генотип, гомозигота. гетерозигота, аллельные гены, законы Г. Менделя, доминантный и рецессивный признаки, закон Т. Моргана, геном, мутации, модификационная изменчивость, норма реакции, селекция, порода, сорт, штамм, гибридизация, нскусс1 венный отбор, биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование.

- сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости.

- строение биологические объектов: генов и хромосом, половых клеток, зародышей человека и других млекопитающих;



Тема 3.1.Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1ч)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация. Схема «Многообразие организмов»

Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии. (7ч)

Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Ообенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

• Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».

• Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.



Тема 3.3. Размножение ( 9час )

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.



Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.

Тема 3.4.Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (7час )

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье, его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

*Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», * Прямое и непрямое развитие». Табли-ды, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

• Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.



Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (18 час )

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутационные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Демонстрации. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

Лабораторные и практические работы Составление простейших схем скрещивания*. Решение элементарных генетических задач*. Изучение изменчивости. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещива- \ ние. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология (2 часа)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции; гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

• Демонстрация. Карта-схема «Центры многооб разия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы» иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.

Экскурсия: Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).

• Лабораторные и практические работы ' Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

•Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

Раздел 4 Вид-(39ч.)

В результате изучения темы на базовом уровне обучающийся должен

Понимать биологическую терминологию, эволюция, пил, популяция. движущие силы эволюции:. борьба за существование, естестаенпыи отбор, наследственность. биологическии прогресс. биологическии регресс. Идиоадаптация, антропогенез, раса.



Основные положения эволюционной теории Ч, Дарвина;

Строение биологических объектов: вида, популяции,

Вклад выдающихся ученых Ч. Дарвина, Л.И. Северцова. И И. Шмальгауузенав в развитии биологической науки;

Сущность биологических процессов действие естественного и искусственного ртбора, формирование приснособленности. Образование видов, эволюцию органического мира на Земле, эволюцию человека. происхождение человческих рас.

уметь

объяснить

- причины эволюции, изменяемости видов;

- необходимости сохранений многообразия видов;



описывать

- особей видов по морфологическому критерию.

выявлять

- приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать

- значение работ К .Линнея. учения Ж.Б.Ламарка, эволюционную теорию Ч. Дарвина;

- процессы (естественный и искусственный отбор1.

- биологический прогресс и биологический регресс;

- строение и физиологию человека и млекопитающих животных;

- стадии эволюции человека;

- человеческие рисы

и делать выводы на основе сравнения;



анализировать и оценивать

- различные гипотезы сущности жижи;

- гипотезы происхождение жизни и человека;



находить

- информацию о биологических объектах из различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях. компьютерных базах данных, ресурсах Интернет и критически ее оценивать..

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*образования видов;

*сохранения многообразия видов как основы устойчивого развития биосферы.



Тема 4.1. История эволюционных идей (5ч).

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея. учения Ж Б-Ламарка, теории Кювье Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрация. Карта-схема маршрута путешест-г вия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.



Тема 4.2. Современное эволюционное учение (17ч)

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

•Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных.

Гербарии , коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в ^автогенезе; рудименты и атавизмы.

Лабораторные и практические работы Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений организмов к среде обитания*.

Экскурсия

Многообразие видов (окрестности школы).

•Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле ( б час )

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л, Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

• Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.



Лабораторные и практические работы: анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Экскурсия: История развития жизни на Земле (краеведческий музей).

основные понятия. Теория Опарина—Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция.

•постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.

Тема 4.4. Происхождение человека ( 8 час )

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человекам. Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.

Лабораторные и практические работы Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экскурсия

Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей).

Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.



** Экскурсии проводятся по усмотрению преподавателя при наличии свободного времени.

Межпредметные связи

Культура Западной Европы конца 15 века - первой половины 17 века.Культура первого периода новой истории. Великие географическиеоткрытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира.География населения мира.Физическая география. История континентов.

Раздел 5. Экосистемы (25ч.)

В результате изуч ения темы на базовом уровне учащиеся_должны

знать /понимать



- биологическую терминологию: экологические факторы, биологические ритмы, паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз, экосистема, пищевая цепь, пищевая сеть. продуценты, консументы, редуценты, детрит, бетритфаг, агроэкосистема, биосфера, биомасса, биологическии круговорот.

- основные положения: учение В.И. Вернадского о биосфере,

- сущность биологических объектов: экосистемы (структура), биосферы;

- сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад В,И, Вернадского в учение о биосфере;



уметь объяснять

- влияние экологических факторов на организмы;

- взаимосвязи организмов и окружающей среды;

- причины устойчивости и смены экосистем;

- сущность биологических ритмов:



решать

- экологические задачи;

- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);



описывать

- межвидовые отношения;

выявлять

- антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать

- биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности);

и делать выводы на основе сравнения;



анализировать и оценивать

- глобальные экологические проблемы и пути их решения;

- последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать

- изменения в экосистемах на биологических моделях (аквариум);



находить

- информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках и текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повсмедневной жизни для:

-соблюдения правил поведения в природной среде.

-анализа и оценки последствий собственной деятельности в окружающей среде;

-анализа и оценки глобальных экологических проблем и путей их решения.

Тема 5.1. Экологические факторыч.)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. у Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

•Демонстрация. Наглядные материалы, демонст рирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

• Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.



Тема 5.2. Структура экосистем ( 1час )

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.

• Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные и практические работы Составление схем передачи вещества и энергии

(цепей питания) в экосистеме*.

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач.



Экскурсия

Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.

• Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.

Тема 5.3. Биосфера — глобальная экосистема ( 6 час )

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

•Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы»..«Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.

• Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.



Тема 5.4. Биосфера и человек ( З час )

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.

Лабораторные и практические работы:

-анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

-анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Основные понятия:

Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.



Заключение ( 3 час)

РЕБОВАНИЯ К уровню ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии на разовом уровне учащийся должен

знать/понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В. И, Вернадского о биосфере. сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки: генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;



- биологическую терминологию и символику;

умегь

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены и экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания),

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания. источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

- сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения,

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни. происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельное) и и окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях,



- находить информацию о биологических объектах и различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

-использовать приобретенные знания и умения и практической деятельности и повседневной жизни для:

-.соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний. стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил повеления в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование. искусственное оплодотворение),

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1.Сивоглазов,В И,. Агафонов И.Ь.,Захарова Е.Л..

Общая биология 10-1 1 клуссы. Учебник для базового уровня. М.рофа. 2007.

2.Программы для общеобразовательных учреждении. Природоведение.5 класс. биология 6-

11 классы..:Дрофа.2007.-1З8 с.

3. Днепров Э).Д.. Аркадьев .А.Г . ( сборник нормативных документов. Биология. -М.:

Дрофа.2007.-99с.
Дополнительная литература:

1. Биология: в 3 т. / Н.Грин, У.Стаут, Д. Тейлор.- М.: Мир, 1990 г.

2. Биология в цифрах / Р.Флинт,- М.- Мир, 1992 г.

3. Время по биологическим часам / А.Т.Уинфри. - М,: Мир, 1990 г.

4. Генетика с основами селекции '' С.Г.Инге-Всчгомов-- М.; Высшая

5. Дарвинизм / А.А.Парамонов.- М.: Просвещение, 1978 г. У 6. Живое прошлое Земли / 6.Живое прошлое Земли /М.Ф.Ивахненко, В.А.Корабельников,- М.:

7. Заповедники России / Н.О.Абрахина, С-М.Соколовская,- Челябинск.:

Взгляд, 2003 г.

8. Легенды и быль о собаках Первые прирученные человеком / В.А.Корабельников, Т.В.Корабсльникова, А.В.Корабельников.- М.: Просвещение, 1993 г.

9. Невидимые нити природы /И.И.Акимушкин. - М.: Мысль, 1982 г.

10. Причуды природы: в 2 т. / И.И.Акимушкин.- М.: Юный натуралист, 1992г.

11. По следам минувшего: научно-художесгвенная литература / И.П.Яковлева, В.И.Яковлев.- М.: Дет. лит., 1983 г.

12. Растительный мир нашей Родины / В.В.Петров.- М.; Просвещение,

1991 г.


13. Тайны живой природы / Р.Моррис.- М.: Росмэн, 1997 г.

14. Эволюционное учение (дарвинизм).4-е изд./ Л.В.Яблоков, А.Г.Юсуфои.- М.: Высшаи школа, 1998 г.



15. Эволюции органического мира / Н.П.Воронцов, Л.П.Сухорукова.- М.:

Просвещение. 1991г..

16. Экология животных / В.Г.Бабепко, Д.В.Богомолов, С.П.Шаталова, А.О-Шубин." М.: Вентана-Граф, 2002 г.

17. Экология растений / А.М.Былова. Н.И.Шорина.- М.: Вентана-Граф.



2002 г.