Сказка «Снегурочка» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Сказка «Снегурочка» - страница №1/1

«Опера- сказка «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова»

разработала музыкальный руководитель Политанская М. В.

урок дан на методическом объединении в 2010г.

ГОУ ЦО №1637 г. Москва

Урок музыки в 1-ом классе
Цели и задачи:

1) Продолжить знакомство с музыкальным творчеством Н.А.Римского-Корсакова.

2) Развивать у детей познавательный интерес, приобщать к прекрасному;


  • способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия;

  • воспитывать любовь к природе.

Тип урока: Комбинированный.

Задачи:



  • Научить отличать музыку вокальную от инструментальной;

  • На примере музыки Н. А. Римского – Корсакова познакомить ребят с понятием «Опера»;

  • Закрепить знания учащихся о композиторе;

  • Закрепить знания об опере как о жанре;

  • Сформировать умения и навыки анализировать музыкальное произведение;

  • Познакомить с жанрами русской народной песни как источником и основой композиторской музыки;

  • Воспитать на примере игры доброжелательное отношение в классе.

Оборудование:

  • музыкальный центр (диск);

  • музыкальный инструмент(фортепиано);

  • портрет композитора;

  • презентация

  • музыкальные фрагменты из оперы «Снегурочка».

– «Вступление», «Песня и пляска птиц», «А мы просо сеяли».

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в мир музыки.



Учитель: В течение нескольких уроков музыки вы знакомились с оперой Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка». Мы с вами посмотрели мультфильм – оперу, познакомились с творчеством композитора, его биографией
На экране в цифровом режиме слайд-шоу появляются портрет

Н.А. Римского-Корсакова.
Учитель: Ребята, что мы знаем о композиторе?

Дети:

    • Композитор – сказочник;

    • Морской офицер;

    • Собирал и записывал русские народные песни;

    • Сочинил 15 опер;

Учитель Какие вы знаете? Перечислите названия опер.

Слово «Опера» нам знакомо? Что оно означает?

(дети дают определение оперы, как жанр)

Далее детям предлагается работа с карточками на которых написаны главные герои оперы и термины, связанные с жанром «опера»

Выполняя работу, дети приходят к выводу о том, что слова на карточке можно разделить:


  • на группу слов, терминов, связанных с оперой, как с жанром музыки - (Опера, оркестр, хор, увертюра):

  • и имена героев оперы «Снегурочка» композитора Римского-Корсакова-

(Снегурочка, Лель, Весна, Мороз).

Учитель: Ребята, а сейчас послушайте фрагменты из оперы «Снегурочка». (звучат фрагменты – «Вступление», «Песня и пляска птиц», «А мы просо сеяли»).

После прослушивания дети приходят к выводу о том, что вступление звучит в оркестровом исполнении. «Песня и пляска птиц» исполняется женским хором в сопровождении оркестра. Ребята, а теперь мы послушаем с вами знакомую песню – игру – «А мы просо сеяли, сеяли». (звучит отрывок из оперы)



Учитель: Как звучит эта песня?

Дети: Строгая, страшная.

Учитель: Черты какого жанра мы услышали в этом исполнении?

Дети : Это марш.

Учитель: А почему в опере «Снегурочка» эта задорная игровая песня так изменилась – как вы думаете?

Дети делятся своими мыслями.



Учитель: Музыка изменила характер потому, что берендеи гневались на солнце. Из-за чего?

Дети: Из-за того, что весна и лето в берендеевом царстве были холодными.

Учитель: Почему Ярило перестало дарить своё тепло людям?

Дети: Потому, что люди перестали бережно относиться друг к другу!

Учитель: Молодцы! А сейчас мы с вами будем слушать эту же самую песню в очень необычном исполнении. Слушайте внимательно. Возможно, когда – то и композитор её услышал именно такой (звучит фрагмент в accapplьном исполнении).

Учитель: Как прозвучала песня?

Дети : Напевно.

Учитель: Да, действительно, знакомая нам мелодия превратилась в песню. В каком исполнении она прозвучала? С инструментальным сопровождением или нет?

Дети: Звучал только голос.

Учитель: А как мы называем такое исполнение, когда звучит один голос?

Дети: Accappella.

Учитель: Молодцы! А сейчас мы разыграем с вами эту песню – игру.
А мы просо сеяли

(Весенняя хороводная)



Для разыгрывания этого хоровода дети встают в две шеренги друг против друга: по одну сторону девочки, по другую мальчики. Хоровод исполняют «стенка на стенку». Они поют поочерёдно, как бы ведя шутливый спор-состязание, обмениваются песенными репликами, фразами, то наступая друг на друга, то отступая.

Сначала шеренга мальчиков приближается к противоположной шеренге девочек (такты 1-3), затем она возвращается на своё место (такты 4-6). Продолжает хороводное движение шеренга девочек (такты 7-12). После исполнения песни-игры дети садятся на место.
Учитель: Молодцы! Ребята, с творчеством какого русского композитора мы встретились сегодня?(ответы детей). Как называется музыкальное произведение с которым мы с вами познакомились? (ответы детей).

Ребята, так что же такое опера? Кто может дать полный ответ? (ответы детей). Может ли композитор использовать в своем творчестве народную песню? Какую песню-игру использовал Н. А. римский - Корсаков в опере «Снегурочка»? Какие изменения произошли в исполнении этой песни – игры в опере, как изменился характер? (ответы детей)

Спасибо, ребята. Наш урок закончен. Дети исполняют попевку- «Прозвенел звонок, закончился урок». До свидания!
Оборудование и материалы:

Портрет Н. А. Римского – Корсакова;

Карточки с заданием «Раздели слова на две группы»

Музыкальный материал:

«Вступление» к опере «Снегурочка» Н. А. Римский – Корсаков;

«Песня и пляска птиц» Н. А. Римский – Корсаков;

«А мы просо сеяли….» песня – игра ;



«А мы просо сеяли» фрагмент из оперы «Снегурочка» Н. А. Римский – Корсаков;

«А мы просо сеяли» - фольклорное исполнение.