Шпаргалка по психологии и педагогике учебное пособие - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. И. Гинецинский характер гинецинский В. И. Пропедевтический курс... 1 124.91kb.
Шнейдер Лидия Бернгардовна, доктор психологических наук, профессор... 9 3533.91kb.
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных... 3 1080.86kb.
Учебное пособие. Москва, Высшая школа, 2003 12 3953.59kb.
Практикум по английскому языку: учебное пособие / О. В. Гаврилова; 6 1255.42kb.
Учебное пособие историко-культурные туристские ресурсы Северного... 2 663.73kb.
Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / О. 5 1432.97kb.
Учебное пособие «Радиооператор гмссб» 3 550.88kb.
Учебное пособие издательство Санкт-Петербургского государственного... 7 3709.73kb.
Учебное пособие для слушателей факультета переподготовки минск 2010 6 2926kb.
Занятие № Теории личности в зарубежной психологии Концепция личности... 1 29.58kb.
Психологию 18 6254.53kb.
- 4 1234.94kb.
Шпаргалка по психологии и педагогике учебное пособие - страница №1/5

В.А. Петере

ШПАРГАЛКА

ПО ПСИХОЛОГИИ

И ПЕДАГОГИКЕ

Учебное пособие

«ВЕЛБИ»


МОСКВА

2005
УДК [159.9+37.012.77](075.8)

ББК 88я73+74.00я73

П29


Петере В. А.

П29 Шпаргалка по психологии и2005. 48

с.

ISBN 5-98032-890-4



педагогике: учеб. пособие.—М.: ТК Велби,

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Психология

и педагогика».

Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая

небольшой формат пособия, — все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке

к сдаче экзамена.

УДК [159.9+37.012.77](075.8)

ББК 88я73+74.00я73

Учебное издание

Петере Валерия Александровна

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

Учебное пособие

Подписано в печать 01.11.04. Формат 60x90Vie.

Печать офсетная. Печ. л. 3,0, Тираж 10 000 экз. Заказ № 1322

ООО «ТК Велби»

107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ОАО «Типография № 9»

г. Москва, ул. Волочаевская, 40.

© В. А. Петере, 2005

ISBN 5-98032-890-4 © ООО «ТК Велби», 2005
Психология

1. Понятие науки психологии,

ее предмет и объект

Психология (от греч. psyche - душа и logia - понима-

ние, знание) - в дословном переводе наука о душе.

Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изуче-

ния психологии стал использоваться более научный

термин «психика». Психика, как и душа, - это субъектив-

ная реальность, отличная от той, которую мы восприни-

маем как внешнюю реальность.

В современной психологии лринято считать, что

объектом психологического познания выступает

психика человека, т. е. вся совокупность психологи-

ческих процессов, свойств и состояний, включающая

в себя многие субъективные явления.

У различных психологических школ и течений нет еди-

ного мнения относительно предмета психологии. В пси-

хоаналитической психологии предметом выступает

психика человека, включающая структуры сознания, бес-

сознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предме-

том является поведение. В отечественной психологии

предметом является психически управляемая деятель-

ность.

•-»


3. Связь психологии с другими науками

Рассмотрим взаимоотношения психологии и смежных

с ней наук. Колыбелью психологии, как и многих других

наук, стала философия. Еще в III в. до н. э. выдающийся

философ античности Аристотель написал трактат «О душе».

И в наши дни философия играет заметную роль в психо-

логических исследованиях, потому что проблемы душев-

ной жизни не могут разрабатываться вне решения миро-

воззренческих проблем: об отношении материального и

идеального, телесного и духовного, объективного и субъек-

тивного, биологического и социального и т. д. Связь

биологии и психологии прослеживается по нескольким

направлениям. Психология заимствовала некоторые об-

щебиологические теоретические положения для обосно-

вания закономерностей развития психики. Ведущую роль

в этом плане сыграла эволюционная теория Ч. Дарви-

на. Например, многие авторы утверждают, что существу-

ет биогенетический закон, согласно которому онтогенез

(индивидуальное развитие человека) есть сокращенное

повторение филогенеза (развития человечества). Осно-

ватель школы психоанализа 3. Фрейд обозначал этапы

индивидуального развития, находя их аналоги на различ-

ных уровнях эволюции животного мира. Отрасль совре-

менной психологии зоопсихология активно использует

достижения этологии - науки о поведении животных.

Несомненна зависимость решения психологических проб-

лем от данных генетики, предоставляющих материал

для осознания соотношения врожденного и приобретен-

ного в течение жизни человека. На базе связи с генетикой

развивается специальная отрасль психологии - психо-

генетика. Значительна связь психологии с физиологи-

2. Методы психологии:

наблюдение, эксперимент,

тесты, проективные методы, опрос

Методы научного исследования - совокупность

приемов и средств, с помощью которых ученые получают

достоверную информацию, используемую для построения

научных теорий и проверки их истинности.

1. Наблюдение - это метод сбора эмпирической

информации с помощью органов чувств, который зак-

лючается в преднамеренном, целенаправленном, сис-

тематическом, непосредственном восприятии и регис-

трации психологических фактов. Метод наблюдения

имеет множество форм. По характеру объекта раз-

личают внутреннее и внешнее наблюдение. Внутрен-

нее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) -

когда объектом наблюдения является сам наблюдатель

(испытуемый). При внешнем наблюдении объект

исследования наблюдается извне, со стороны. По ха-

рактеру контакта различают непосредственное на-

блюдение и опосредованное. При непосредственном

наблюдении наблюдатель и объект наблюдения находятся

в непосредственном контакте и взаимодействии. При

опосредованном наблюдении исследователь знакомит-

ся с наблюдаемым объектом косвенно, например изучая

документы. По упорядоченности времени различа-

ют сплошное и выборочное наблюдение. При сплош-

ном наблюдении ход событий фиксируется постоянно.

При выборочном исследователь фиксирует наблюдае-

мые процессы строго в определенные промежутки вре-

мени. По информированности участников различа-

ют скрытое и открытое наблюдение. В случае скрытого

наблюдения о присутствии наблюдателя исследуемым не

4. Структура современной психологии

Современная психология представляет собой разветв-

ленную систему научных дисциплин, связанных с раз-

личными областями науки и практики, составляющими

комплекс развивающихся психологических наук. Этот

комплекс по различным критериям можно разделить на

фундаментальные и прикладные, общие и спе-

циальные психологические науки.

Общая психология носит фундаментальный характер,

изучает общие фундаментальные свойства, качества и со-

стояния, характеризующие психику в целом, формулирует

некоторые универсальные принципы, основные понятия,

которыми руководствуются и которые используются во всех

прикладных и специальных психологических дисциплинах.

Психику человека и животных в конкретных сферах изуча-

ют специальные отрасли психологии. Дифференциаль-

ная психология выявляет и описывает индивидуальные

различия людей, их предпосылки и процессы развития.

В подотрасли этой психологии - возрастной психоло-

гии - данные различия представляются по возрастам.

Особое внимание уделяется изменениям, происходящим

при переходе от одного возраста к другому (кризисы,

смена ведущей деятельности и т. д.).

Сравнительная психология исследует филогенети-

ческие формы психической жизни. В данной отрасли пси-

хологии осуществляется сопоставление психики живот-

ных и человека. Подотраслью сравнительной психологии

является зоопсихология, изучающая особенности пси-

хики животных.

Генетическая психология изучает наследственные ме-

ханизмы психики и поведения, их зависимость от человека.


сообщается, при открытом наблюдении исследова-

тель оповещает испытуемых о своей роли. По характеру

взаимодействия с объектом различают включенное

наблюдение и невключенное. При включенном на-

блюдении исследователь сам становится членом груп-

пы, при невключенном наблюдении исследование

протекает без установления контакта с изучаемым объек-

том.


2. Эксперимент - это метод исследования, целью кото-

рого является установление причинно-следственных связей

между определенными методами. Эксперимент отличается

от наблюдения активным вмешательством исследователя

в ситуацию. Выделяют естественный эксперимент и ла-

бораторный.

3. Тест - это стандартизированная психологическая ме-

тодика, предназначенная для сравнительной количествен-

ной и качественной оценки у человека изучаемого психоло-

гического качества (тест-опросник, тест-задание, тест IQ).

4. Проективные методы - методы, использующие ме-

ханизм проекции, согласно которому испытуемый при отве-

тах на неопределенный стимул проецирует на тестовый ма-

териал свои чувства, потребности, жизненные ориентации

(метод завершения, ассоциативные методы и т. д.).

5. Опрос - метод психологического исследования, в про-

цессе которого испытуемым задаются вопросы и на основе

ответов на них судят о психологических качествах людей и

характере межличностного взаимодействия в группах, кол-

лективах. Опросы делятся на устные (интервью) и пись-

з (анкета).

Медицинская психология изучает психические осо-

бенности деятельности врача и поведения больного, раз-

рабатывает психологические методы лечения.

Социальная психология исследует психические яв-

ления, которые возникают в процессе взаимодействия

людей в различных организованных и неорганизованных

общественных группах.

Психология аномального развития (патопсихология)

изучает многообразные отклонения в развитии психики.

Педагогическая психология изучает закономерно-

сти развития личности в процессе обучения и воспитания.

Психология торговли рассматривает психологиче-

ские особенности воздействия рекламы, индивидуальное

восприятие товаров и другие особенности спроса, психо-

логические факторы обслуживания клиентов.

Юридическая психология исследует психологиче-

ские особенности ведения уголовного процесса.

Военная психология изучает поведение человека

в условиях военных действий, психологические стороны

взаимодействия командиров и подчиненных, психологи-

ческие проблемы управления боевой техникой.

Психология спорта выявляет психологические осо-

бенности личности и деятельности спортсменов, условия

и средства их психологической подготовки, психологи-

ческие параметры тренированности, мобилизационную

готовность спортсменов.

Психология труда рассматривает психологические

особенности трудовой деятельности человека, законо-

мерности формирования и развития трудовых навыков.

ей высшей нервной деятельности. На основе развития фи-

зиологии в психологическую теорию вошли понятия рефлек-

торной дуги, рефлекторного кольца, условного и безуслов-

ного рефлекса и другие. Труды физиологов И. М. Сеченова,

И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина, В. М. Бехте-

рева, Г. Гельмгольца, Н. А. Бернштейна и других внесли

существенный вклад в становление и развитие психоло-

гии как науки. На стыке психологии и невропатологии

возникла патопсихология, изучающая различные варианты

патологии психического развития. Медицина в значи-

тельной мере способствовала появлению нейропсихоло-

гии, которая изучает мозговые механизмы высших психи-

ческих функций на основе локальных поражений мозга.

Существует специальная отрасль знания, находящаяся на

стыке психологии и социологии, решающая проблему

межличностного взаимодействия, в том числе социальных

групп. С историей психологию сближает интерес к осо-

бенностям духовного облика человека в различные исто-

рические эпохи и в различных культурах: особенности

мировосприятия, личности, формирования эталонов по-

ведения, взаимоотношений, особенности возникнове-

ния и формирования групп и т. д. На стыке психологии и

этнографии возникла этнопсихология, изучающая осо-

бенности психики людей различных народов и культур,

исследующая проблемы национального характера, само-

сознания и т. д.


5. Направления зарубежной психологии:

гештальтпсихология, бихевиоризм,

психоанализ, гуманистическая психология

Гештальтпсихология зародилась в Германии и полу-

чила признание в Европе. Ее создатели - Макс Верт-

геймер (1880-1943), Курт Коффка (1816-1841) ,

Вольфганг Келер (1887-1967). Гештальтпсихологи

утверждали, что существуют связи, при которых то, что

происходит в целом, не выводится из элементов,

существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных

потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдель-

ной части этого целого, определяется внутренним струк-

турным законом этого целого. И. Рубин изучил феномен

«фигуры и фона».

Бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение) - тече-

ние, возникшее в начале XX в., утверждающее в качестве

предмета психологии поведение. Основатель бихе-

виоризма - американский психолог Джон Уотсон

(1878-1958). С точки зрения бихевиоризма предметом

психологии как науки может быть только то, что доступно

внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. В качестве

принципа научного подхода бихевиоризм признает прин-

цип детерминизма - причинно-следственное объясне-

ние событий,явлений.

Психоанализ. Основоположником психоанализа

является австрийский врач-психоневролог Зигмунд

Фрейд (1856-1939). Психоанализ основывается на идее

о том, что поведение человека определяется не

только и не столько его сознанием, сколько бес-

сознательным, к которому относятся те желания, вле-

чения, переживания, в которых человек не может себе

7. Связь психики и организма. Мозг и психика

В современной психологии наибольшую известность

приобрели конституциональные типологии человеческой

психики немецкого психолога Э. Кречмера и американ-

ского психолога У. Шелдона. Э. Кречмер в своей работе

«Строение тела и характер» стремился обосновать поло-

жение,согласно которому тип телосложения предопре-

деляет основные характерологические особенности лич-

ности.


Значительное внимание в психологии уделяется выясне-

нию роли врожденных, генетических факторов, определяю-

щих особенности психики того или иного индивида.

Структурно-функциональной единицей мозга, как и

всей нервной системы, является нейрон. Человеческий

мозг насчитывает 10 1 1 связанных между собой и

взаимодействующих нейронов. В нейроне выделяют

тело, отростки и окончания.

В составе рефлекторной дуги по своей функциональной

значимости различают три вида нейронов:

• рецепторные (чувствительные, афферентные), имею-

щие чувствительные нервные окончания, которые спо-

собны воспринимать раздражения из внешней и внутрен-

ней среды;

• эффекторные (эфферентные), окончания аксонов

которых передают первый сигнал на рабочий орган;

• ассоциативные (вставочные, центральные), являю-

щиеся промежуточными в составе рефлекторной дуги и

передающие информацию с чувствительного нейрона на

эффекторные.

Ни один поведенческий акт не возможен без возникно-

вения на клеточном уровне отрицательных потенциалов,

6. Направления отечественной психологии:

учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова,

В. М. Бехтерева о рефлекторной природе

психики; культурно-историческая теория

человеческой психики Л. С. Выготского

Одним из основоположников научной психологии в Рос-

сии является Иван Михайлович Сеченов (1829-1905).

В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он

заложил основы учения о рефлекторной природе

психики. Сеченов не отождествлял психический акт

с рефлекторным, а только указывал на сходство в их

строении. Он смог соотнести рефлекс с психикой, бла-

годаря тому что им было радикально преобразовано

само понятие рефлекса. Согласно же Сеченову, на-

чальным звеном рефлекса является не высший меха-

нический раздражитель, а раздражитель-сигнал.

Физиологическим основанием психической деятельно-

сти, по Сеченову, является саморегуляция поведе-

ния организма посредством сигналов. И. М. Сеченов

показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществ-

ляется торможение. Раскрытие механизма централь-

ного торможения, который позволяет задерживать реф-

лексы, позволило показать, как внешние действия могут

преобразовываться во внутренние и таким образом за-

ложить основы для исследования механизма интери-

оризации.

И. П. Павлов развил учение о рефлексе. Если прежде

под рефлексом имелась в виду жестко фиксированная

стереотипная реакция, то Павлов вводил в это понятие

«принцип условности». Он ввел понятие условного

рефлекса. Это означало, что организм приобретает и

8. Понятие психического

Психика является результатом длительной эволюции

животного мира и индивидуального развития каждого че-

ловека. Существуют две истории развития психики. Во-

первых, ее историческое развитие (филогенез), охваты-

вающее миллионы лет эволюции. Во-вторых, развитие

психики того или иного живого существа, в том числе и

конкретного отдельно взятого человека (онтогенез), ко-

торое включает в себе более короткий период - период

жизни данного живого существа.

В своем онтогенетическом развитии высшее животное,

в частности человек, в какой-то мере повторяет путь,

пройденный живыми существами в исторической эволю-

ции. Рассмотрим, как происходила историческая эволю-

ция психики - филогенез.

Сравнительная зоопсихология позволяет сопоставить

уровни развития психического на основе эксперимен-

тальных исследований с ныне живущими животными. Од-

нако следует иметь в виду, что все современные виды

животных, даже самые простейшие, представляют собой

такой же результат деятельности эволюции, как и высшие

животные, включая человека. Поэтому, исследуя совре-

менные живые организмы, нельзя получить реального

филогенетического ряда.

Для того чтобы решить проблему происхождения и эво-

люции психики, необходимо определить, что свидетель-

ствует о наличии психического у того или иного живого

существа, или, иначе говоря, установить критерий психи-

ческого. Наиболее разработанной концепцией, устанав-

ливающей критерий психического, является рефлек-

торная теория (теория отражения). С точки зрения теории


изменяет программу своих действий в зависимости от

условий - внешних и внутренних.

Бехтерев создал первую в России экспериментально-

психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологи-

ческий институт (1908), в которых проводились комп-

лексные психофизиологические исследования.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) создал

культурно-историческую теорию психики челове-

ка, с помощью которой стремился определить качествен-

ную специфику психического мира человека, разрешить

проблему генезиса человеческого сознания и механиз-

мов его формирования. Выготский различает два уров-

ня психики человека: низшие натуральные и выс-

шие социальные психические функции. Натуральные

функции даны человеку как природному существу. Они

носят психофизиологический характер - это сенсорная,

моторная, пневмоническая (непроизвольное запомина-

ние). Высшие психические функции носят социальный ха-

рактер. Как в онтогенезе, так и в филогенезе Выготский

выделяет три стадии интериоризации. Первая -

взрослый действует словом на ребенка, побуждая его

что-то сделать. Вторая - ребенок перенимает у взрос-

лого способ общения - начинает воздействовать словом

на взрослого. Третья - ребенок начинает воздейство-

вать словом на себя.

отражения основные усилия существования любого живо-

го организма направлены на уравновешивание его с окру-

жающей средой. Такое уравновешивание достигается

благодаря тому, что на любое жизненно важное изме-

нение в окружающей обстановке организм отвечает ка-

кой-то приспособительной реакцией. Отсюда следует, что

психика - это специальный аппарат для отражения реаль-

ности и регулирования организма в соответствии с отра-

женными свойствами окружающей среды.

А. Н. Леонтьев сформулировал критерий психическо-

го. С точки зрения Леонтьева психическое появляется

тогда, когда живые организмы приобретают способность

реагировать не прямо на биологически значимые раздра-

жители, а на сигналы о существовании таких биологиче-

ски значимых объектов. Наличие психики предполагает

наличие внутренней реальности, психического образа пе-

реживания. Сигнал же только тогда возможен как сигнал,

если он связывается с образом того, о чем он сигна-

лизирует. Например, запах сам по себе несъедобен, но

с ним может связываться то, что непосредственно связа-

но с жизнеобеспечением.

Психика появляется лишь тогда, когда у животных фор-

мируется особая материальная структура, ответственная

за отражение, - нервная система. Наличие нервной сис-

темы позволяет организму активно строить свое поведе-

ние и осуществлять его в окружающей среде, реализуя

определенные установки, которые вытекают из его жиз-

ненных потребностей.

признаться и которые поэтому либо не допускаются до

сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, за-

бываются, но в реальности остаются в психической жизни

человека и стремятся к реализации, побуждая человека

к тем или иным поступкам. Психика человека состоит

из трех элементов:

• «Ид» (Оно) - бессознательное;

• «ЭГО» («Я») - сознание;

• «СУПЕРЭГО» («СВЕРХ-Я») - сверхсознание.

Фрейд утверждал, что бессознательное играет определя-

ющую роль в поведении человека. Этот слой человеческой

психики функционирует на основе природных инстинктов,

«первичных влечений». Энергия сексуальных влечений -

либидо. Все тело представляет собой большую эрогенную

зону, но Фрейд особо выделяет рот, анус и половые

органы. Наиболее яркими представителями психоанализа

являются Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон,

Карен Хорни, Эрих Фромм.

Гуманистическая психология возникла в 60-е гг. XX в.

Ее основоположник - Абрахам Маслоу (1908-1970). Под

гуманизмом подразумевается определенный тип миро-

воззрения, утверждающий с

ского бытия, стимулирующий возможности его

самореализации. Основные положения гуманистической

психологии: жизнь есть то, что мы делаем из нее сами,

каждому из нас брошен вызов, все мы стоим перед задачей

наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире,

люди - мыслящие существа, решающие и свободно вы-

бирающие свои действия.

которые сопровождаются электрическими и химическими

изменениями и деполяцией двух видов: возбуждения и

торможения.

По топографическому принципу нервную систему

подразделяют на центральную и периферическую. Цент-

ральная нервная система состоит из головного и спинно-

го мозга. Периферическая включает в себя все нервные

структуры, расположенные за пределами головного и

спинного мозга. Головной мозг расположен в полости че-

репа (в черепной коробке). Объем черепной коробки у че-

ловека в среднем 1450 см3.

Вес мозга колеблется от 1100 до 3000 г. Головной мозг

является высшим отделом центральной нервной систе-

мы. При внешнем осмотре в нем выделяют мозговой

ствол, большой мозг и мозжечок. В свою очередь, мозго-

вой ствол подразделяют на продолговатый мозг, мост,

средний мозг и промежуточный мозг. Большой мозг

представлен двумя полушариями - правым и левым,

которые связываются друг с другом мозолистым телом.

Наружная часть большого мозга покрыта плащом, кото-

рый в физиологии обозначается как кора больших полу-

шарий. Кора составляет важнейшую часть головного моз-

га, являясь материальным субстратом высшей нервной

деятельности, главным регулятором всех жизненных функ-

ций организма. В промежуточном мозгу выделяют две

важные структуры: таламус и гипоталамус. Таламус пред-

ставляет собой коллектор почти всех сенсорных путей,

которые здесь имеют переключения на пути в соответ-

ствующие отделы мозга. Гипоталамус является важным

центром, обеспечивающим поддержание постоянства

внутренней среды организма (межклеточной жидкости).
9. Отличия психики животных от психики

человека

Рефлекторная теория формулирует три тенденции

в развитии психики живых организмов:

1) усложнение формы поведения (формы двига-

тельной активности);

2) совершенствование способности к индиви-

дуальному научению;

3) усложнение форм психического отражения.

Тот или иной характер отражения живым организмом

окружающей действительности свидетельствует об уров-

не развития психики. А. Н. Леонтьев в своей книге «Проб-

лемы развития психики» предложил следующую перио-

дизацию эволюции психики живых организмов:

1) стадия сенсорной психики;

2) стадия перцептивной психики;

3) стадия интеллекта.

На стадии элементарной чувствительности психика жи-

вотных способна отражать лишь отдельные свойства

внешней действительности. Наличие такого уровня раз-

вития психики демонстрируют уже простейшие организ-

мы. Они способны к достаточно сложным перемещениям

в пространстве (в толще воды, на поверхности находя-

щихся в воде предметов или по дну водоемов). У тех же

простейших обнаружены элементарные формы индиви-

дуального научения. Научение - это адаптивные изме-

нения индивидуального поведения в результате освоения

предшествующего опыта. Оно проявляется в основном

в эффектах привыкания.

Второй этап эволюции психики - стадия перцептивной

(воспринимающей) психики. Животные, которые находят-

•-*


11. Сознание, самосознание, бессознательное

Функционально-содержательную сторону психики ха-

рактеризуют понятия «психические процессы, свойства и

состояния». Различные уровни психической активности

отражаются понятиями сознания и бессознательного.

Сознание рассматривается как понимаемая и пережи-

ваемая внутренняя реальность, подразделяемая на пред-

ставления, образы и волевые действия. Их ценность

обусловлена внутренне присущими сознанию и непо-

средственно переживаемому связями между раз-

розненными впечатлениями. При этом сознание рас-

сматривается как внутренне структурированное явление.

Когнитивная психология нацелена на объяснение

причин и механизмов сознания. В ее рамках уровни строе-

ния психики представлены как уровни переработки ин-

формации на основе субъективных образований - личност-

ных конструктив.

В отечественной психологии сознание рассматри-

вается как высший уровень психического отражения и са-

морегуляции, присущий только человеку как обществен-

но-историческому существу. Главной функцией сознания

являются мысленное построение действий и предвиде-

ние их последствий, контроль и управление поведением

личности, ее способности отдавать себе отчет в том, что

происходит как в окружающем, так и в собственном лич-

ном духовном мире.

Сознание включает в себя совокупность знаний об

окружающем нас мире, в структуру сознания входят важ-

нейшие познавательные процессы, с помощью которых

человек постоянно обогащает свои знания. К таким про-

цессам относятся ощущения и восприятия, память, во-

ображение, мышление.

10. Возрастные особенности,

возрастная классификация

Каждый период онтогенетического развития характе-

ризуется определенными возрастными особенностями.

Возрастные особенности - это специфические свой-

ства психики индивида, закономерно изменяющиеся в про-

цессе смены возрастных стадий.

Д. Бромлей жизнь рассматривает как совокупность

пяти циклов: утробного, детства, юности, взрос-

лости и старения. Каждый из циклов состоит из ряда

стадий. Утробный цикл состоит из 4 стадий до момента

рождения. С этого времени развитие характеризуется

сменой способов ориентации, поведения и коммуника-

ции во внешней среде, динамикой интеллекта, эмоцио-

нально-волевой сферы, мотивации, социального станов-

ления личности и профессиональной деятельности.

Второй цикл - детство - состоит из трех стадий: мла-

денчество, дошкольное детство и раннее школьное дет-

ство и охватывает 11 -13 лет жизни.

Цикл юности состоит из двух стадий: стадии полового

созревания (11-13-15 лет) и поздней юности (16-21 год).

Цикл взрослости - из четырех стадий:

1) ранняя взрослость (21 -25 лет);

2) средняя взрослость (26-40 лет);

3) поздняя взрослость (41-55 лет);

4) предпенсионный возраст (56-65 лет).

Цикл старения состоит из трех стадий:

1) удаление от дел (66-70 лет);

2) старость (71 и более лет);

3) болезненная старость и дряхлость.

Детство - это продукт эволюции, а человеческое дет-

ство - еще и результат исторического развития общест-

ва. Оказывается, чем выше стоит вид на эволюционной

лестнице, тем длиннее период детства.

12 . Представления о сне и бодрствовании

Сон - жизненно необходимая потребность организма,

не менее важная, чем пища. Физиологи экспериментально

доказали, что, например, собака может жить без пищи

около месяца. Если же ее лишить сна, она погибает через

10-12 дней. Человек, попавший в исключительные усло-

вия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не

проживет больше двух недель.

Известны, однако, несколько исключений из этого пра-

вила, которые до сих пор представляют собой загадку для

ученых. Медицинским чудом называли врачи всего мира

77-летнего шведа Олафа Эрикссона, который не спал бо-

лее 46 лет.

Детальное исследование явлений сна стало возможным

после того, как был изобретен элекгроэнцефалограф -

прибор для записи биотоков мозга. Именно с помощью

этого прибора было установлено, что биотоки мозга спя-

щего человека отличаются медленной активностью: час-

тота их колебаний - 1 -3 в секунду, тогда как в состоянии

бодрствования преобладают волны с частотой колебаний

8-13 в секунду. Сон имеет две разновидности: медлен-

ный (спокойный) и быстрый (активный).

При медленном сне наступает уменьшение частоты

дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и

замедление движений глаз. По мере углубления медлен-

ного сна общее количество движений спящего становится

минимальным. В это время его трудно разбудить.

При быстром сне физиологические функции, наобо-

рот, активизируются: учащаются дыхание и ритм сердца,

повышается двигательная активность спящего, движения

глазных яблок становятся быстрыми (в связи с чем этот
Человеческое детство, как отмечалось выше, - это не

только продукт эволюции, но и результат исторического

развития.

Ж.-Ж. Пиаже выделил три основных периода станов-

ления интеллекта с момента рождения и до 15 лет:

1) период сенсомоторного интеллекта (0-2 года).

В этом периоде выделяются шесть основных стадий;

2) период подготовки и организации конкретных

операций (3-11 лет). Здесь выделяются два подпериода -

подпериод дооперационных представлений (3-7 лет),

в этом подпериоде Пиаже различает три стадии, и подпе-

риод (8-11 лет) конкретных операций.

Д. Б. Эльконин выдвинул концепцию периодизации

психического развития детей, основанную на понятии

ведущей деятельности.

В современной психологии широкое распространение

получили периодизации развития ребенка по метриче-

скому принципу:

1) период новорожденное™ - от момента рожде-

ния до 1 -2 месяцев;

2) младенчество - первый год жизни;

3) раннее детство - второй и третий годы жизни;

4) дошкольное детство - от трех до шести лет;

5) младший школьный возраст - от шести до деся-

ти-одиннадцати лет;

6) подростковый возраст - от одиннадцати-две-

надцати до четырнадцати-пятнадцати лет;

7) ранняя юность - до семнадцати лет.

Переход от одной возрастной ступени к другой характе-

ризуется «кризисом», причина которого -назрев-

шее противоречие между новыми потребностями ребен-

ка и старыми условиями их удовлетворения, которые его

уже больше не устраивают.

вид сна и получил название «быстрый»). Быстрые дви-

жения глаз свидетельствуют о том, что спящий в этот

момент видит сновидения. И если его разбудить спустя

10-15 мин. после окончания быстрых движений глаз, он

расскажет об увиденном во сне. При пробуждении в пе-

риод медленного сна человек, как правило, не помнит

сновидений. Несмотря на относительно большую актива-

цию физиологических функций в быстром сне, мышцы

тела в этот период бывают расслабленными, и разбудить

спящего бывает значительно труднее. Таким образом,

быстрый сон, с одной стороны, является более глубоким

по сравнению с медленным, а с другой - судя по ак-

тивности физиологических функций, более поверхностным.

Поэтому он и получил название парадоксального сна.

Быстрый сон имеет важное значение для жизнедеятель-

ности организма. Если человека искусственно лишить

быстрого сна (будить в период появления быстрых дви-

жений глаз), то, несмотря на вполне достаточную общую

продолжительность сна, через пять-семь дней у него

наступают психические расстройства.

Поскольку в состоянии бодрствования нервная система

загружена в основном текущей деятельностью, информа-

ция, важная для будущего, фиксируется в долговремен-

ной памяти без переработки. Именно во сне происходит

переработка этой информации. На ее основе в спящем

организме осуществляется всесторонняя целенаправлен-

ная подготовка физиологических систем к той деятельно-

сти, которая предстоит в последующем периоде бодр-

ствования.

ся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в фор-

ме отдельных элементарных ощущений, а в форме целост-

ных образов вещей и их соотношений друг с другом. Са-

мое общее, что объединяет поведение животных на этой

стадии, - это разрастание и усложнение промежуточных

или предвосхищающих форм поведения на пути к конеч-

ным биологическим целям. На уровне перцептивной пси-

хики реакция превращается в развернутую многозвенную

цепь действий - операций.

Основу всех без исключения форм поведения животных

составляют инстинктивные действия. Инстинкт - это ге-

нетически фиксированное, наследуемое, непроизволь-

ное, стереотипное, автоматизированное видотипичное

поведение, представляющее собой сложные акты реаги-

рования животного на определенные условия среды, на-

правленные на удовлетворение биологических потребно-

стей и основанное на безусловных рефлексах. Каждый

вид животных обладает своеобразным набором инстинк-

тов на основе механизма наследственности. Они воспро-

изводятся в каждой особи данного вида в относительно

неизменной форме в качестве морфологического признака.

Главное, что отличает групповое поведение животных

от общественной жизни человека, - это подчиненность

поведения животных исключительно биологическим це-

лям, законам и механизмам. У животных отсутствуют за-

крепление, накопление и передача опыта поколений в ма-

териальной форме, т. е. в форме материальной культуры.

Решающую же роль в формировании психики человека

стало играть использование языка и речи.

Какими характеристиками обладает сознание:

- активностью (оно не только пребывает в движении,

но и содержит в себе источники своего собственного дви-

жения, и эти источники воспроизводятся в ходе самого

движения);

- интенциональностью (направленностью на предмет);

- способностью к рефлексии (самопознание внутрен-

них психических актов и состояний, их самоанализ и са-

мооценка);

- периодическими состояниями (бодрствование, сон).

Особое место в структуре психики и в структуре созна-

ния занимает самосознание. Самосознание - это уро-

вень сознания, на котором осуществляются осознание,

оценка человеком своего знания, чувств, потребностей,

мотивов поведения и деятельности.

Большая часть процессов, протекающая во внутреннем

мире человека, им не осознается. Неосознаваемые пси-

хические процессы, операции и состояния образуют осо-

бую сферу психической жизни и получили название бес-

сознательного. Бессознательное выступает как форма

психического отражения, в которой образ действительно-

сти и отношение к ней субъекта не выступают как предмет

специальной рефлексии.


г "f

14. Пороги чувствительности

13 . Ощущения, их свойства, виды

Ощущения - это отражение отдельных свойств

предметов и явлений, непосредственно воздейст-

вующих в данный момент на органы чувств. Особен-

ность ощущений заключается в их непосредствен-

ности и сиюминутности. Анализаторы служат

физиологическим аспектом ощущений. Они состоят

из: рецептора (ухо, глаз, вкусовые луковицы на поверх-

ности языка и т. д.), нервных путей и соответствую-

щего участка головного мозга. Когда тот или иной

предмет, явление воздействуют на рецептор опреде-

ленным свойством (цветом, вкусом, температурой, по-

верхностью, запахом и т. д.), возникает ощущение.

Когда человек непосредственно прикасается к предме-

ту, кладет его на язык, подносит к носу, такое воздей-

ствие называется контактным. Воздействие предме-

та раздражает специальные чувствительные клетки

рецептора. Раздражение - это физиологический

процесс, под воздействием которого в нервных клет-

ках возникает возбуждение, передающееся по аффе-

рентным нервным волокнам в соответствующий участок

мозга. Только в мозге физиологический процесс

превращается в психический, и индивид ощущает

то или иное свойство предмета или явления.

Свойства ощущений

1 .Наши органы чувств способны менять свои характе-

ристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям

среды. Эта способность получила название адаптации

ощущений. Например, пребывание в абсолютной тем-

ноте повышает чувствительность к свету за 40 мин. в 20 ты-

сяч раз.

•-*


15. Восприятие, его виды и свойства

Восприятие есть целостное отражение предметов и

явлений объективного мира при их непосредственном

воздействии в данный момент на органы чувств. Дея-

тельность системы анализаторов порождает восприятие.

Различают слуховые, зрительные, осязательные, обоня-

тельные, вкусовые и кинестезические (двигательные)

восприятия. При резком эмоциональном или физическом

переутомлении часто происходит повышение восприим-

чивости к обычным внешним раздражителям. Звуки оглуша-

ют, свет ослепляет, запахи «въедаются», вызывая острое

раздражение. Такие изменения восприятия называются

гиперстезией. Гипостезия - противоположное состоя-

ние, выражающееся в понижении восприимчивости

к внешним стимулам.

Свойства восприятия. Исследователи выделяют

пять основных свойств (качеств) восприятия.

Константность - устойчивость, постоянство образов

восприятия. Это во многом проявление влияния нашего

прошлого опыта. Парашютист знает, что лес зеленый, по-

этому даже с большой высоты воспринимает его именно

таким. Закон константности: человек рассматри-

вает окружающие его знакомые предметы как не-

изменные.

Целостность - всякий объект и ситуация восприни-

маются как устойчивое системное целое, даже когда час-

ти этого целого не могут быть наблюдаемы (например,

противоположная часть здания). Это становится возмож-

ным потому, что образ, формирующийся в процессе от-

ражения действительности, обладает высокой избыточ-

ностью, т. е. некоторая совокупность образа содержит

Каждый тип человеческих ощущений дает специфиче-

скую информацию. Однако существуют общие законо-

мерности, характерные для всех видов ощущений. К ним

относятся уровни чувствительности, или «пороги ощуще-

ний». Чувствительность - это способность к распозна-

ванию величины и качества раздражителя. «Порогом ощу-

щений» называют психологическую зависимость между

интенсивностью ощущения и силой вызывающего раз-

дражителя.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая

едва заметное ощущение, называется нижним абсо-

лютным порогом чувствительности.

Наибольшая величина раздражителя, при которой еще

сохраняется данное ощущение, называется верхним

порогом чувствительности (например, за этим поро-

гом свет уже ослепляет).

Благодаря порогу чувствительности человек может по-

стоянно улавливать незначительные изменения параметров

внешней и внутренней среды: силу вибрации, уменьше-

ние или увеличение силы звука, уровень освещенности,

уровень тяжести и т. д. Пороги чувствительности для каж-

дого индивидуальны. Их величина зависит от многих при-

чин. Особое влияние на повышение чувствительности

оказывают характер деятельности, профессия, мотивы,

интересы, степень тренированности.

Изменения в силе и характере действующего раздра-

жителя, замечаемого человеком, называют дифферен-

циальным порогом, или «порогом различения»

Величину различения между сигналом, при котором

точность и скорость различения достигают максимума,

_ __ __ _ тттшя ^^ __. -N

ШШШШ1 __ _ __ ттатт ттшшт тшя т

16. Внимание, его функции, физиология,

виды, качества

Внимание - это такое свойство психики, которое вы-

ражает ее направленность и сосредоточенность на опре-

деленных объектах при одновременном отвлечении от

других объектов в течение определенного периода вре-

Функции внимания:

• отбор значимых воздействий, которые бы соответ-

ствовали потребностям данной деятельности;

• игнорирование других, менее существенных конку-

рирующих воздействий;

• регуляция деятельности и контроль: удержание, со-

хранение и выполнение действия до тех пор, пока не бу-

дет получен результат.

Физиологический механизм внимания был рас-

крыт в работах советских ученых И. П. Павлова, А. А. Ух-

томского. Павлов считал, что концентрация психической

деятельности при одновременном отвлечении от всего

остального достигается благодаря закону взаимной ин-

дукции нервных процессов возбуждения и торможения в

коре больших полушарий головного мозга. Возникший

под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения

в коре больших полушарий вызывает торможение в дру-

гих участках мозга. Этот очаг возбуждения, который на

определенное время подчиняет все остальные участки

мозга, А. А. Ухтомский назвал доминантой. Доминанта

(от лат. dominaus - господствующий) - это временная

господствующая рефлекторная система, обусловливаю-

щая работу нервных центров в данный момент и тем самым

придающая поведению определенную направленность.

Виды внимания: произвольное, непроизвольное и

послепроизвольное.
называют оперативным порогом. Оперативный порог

ощущений в 10—15 раз выше дифференциального.

Выделяют также временной порог - это мера дли-

тельности и воздействия раздражителя, необходимая для

возникновения ощущения.

Латентный порог - период реакции, отрезок време-

ни от момента подачи сигнала до момента возникновения

ощущения.

Качества внимания

* Концентрация и длительность. Концентрация

внимания выражается в степени сосредоточенности вни-

мания на объекте. Длительность сосредоточенности

внимания характеризует его устойчивость. Внимание, ко-

торое способно в течение долгого времени оставаться

непрерывно сосредоточенным на одном предмете или

работе, называется устойчивым. Именно устойчивость

и концентрация внимания отличают людей, страстно

увлеченных любимым делом, умеющих ради главного от-

ключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Однако колебания внимания существуют даже при

концентрированном и устойчивом внимании. Это крат-

ковременные, непроизвольные изменения интенсивно-

сти внимания.

* Переключение внимания - намеренный, осо-

знанный перенос внимания с одного объекта на другой.

Так, например, продавец должен постоянно переключать

внимание с работы с кассой на диалог с покупателем,

упаковку товара и т. п.

* Распределение внимания — возможность удер-

живать в сфере внимания одновременно несколько

объектов, выполнять несколько видов деятельности.

Даже маленький ребенок может одновременно слушать

мамину сказку и, к примеру, рисовать.

* Объем внимания — количество объектов, которое

человек способен воспринять при единовременном

предъявлении. Величина объема внимания зависит и от

быстрого включения, и от хорошего распределения вни-

мания. Взрослый человек может одновременно охватить

вниманием не более шести независимых друг от друга

объектов.

* Рассеянность внимания — невнимательность, ко-

торая, в свою очередь, происходит от разных причин.

2. Повышение чувствительности в результате взаимо-

действия ощущений или появление других раздражите-

лей называется сенсибилизацией.


следующая страница >>