Семинар по философии религии и методологии религиоведческих исследований направление подготовки 030100. 68 Философия - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины (рп у д) история религий направление... 2 589.83kb.
Аффективность как историческое измерение субъекта // Вопросы философии. 1 83.08kb.
1. История философии. Ее предмет и задачи Философия и мировоззрение. 5 603.63kb.
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 3 525.91kb.
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 3 526.01kb.
Вопросы к семинарам по курсу «Философия религии» 1 31.56kb.
Программа дисциплины История и теория искусств для направления 030100. 1 255.69kb.
Учебное пособие "Западная философия. От Возрождения до Канта" является... 31 11770.13kb.
Программа дисциплины История и философия высшего образования 1 75.58kb.
Глоссарий по философии Восточная философия 1 97.64kb.
I. Философия, ее предмет, история становления и развития 12 5009.82kb.
Программа по Новой истории 2 589.33kb.
- 4 1234.94kb.
Семинар по философии религии и методологии религиоведческих исследований направление - страница №1/3

лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ

И МЕТОДОЛОГИИ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Направление подготовки 030100.68 Философия

Форма подготовки очная

Школа гуманитарных наук

Кафедра философии

курс ___1, 2____ семестры ___1, 2, 3____

лекции __-__ (час.)

практические занятия____52___час.

лабораторные работы___-____час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки___52_____ (час.)

самостоятельная работа ___164____ (час.)

контрольные работы (количество)

зачет _____1, 2, 3_____ семестр

экзамен____-___семестр

экзамен не предусмотрен

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ № 751 от 21.12.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030100.68 Философия (квалификация (степень) «магистр»).


Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры теологии и религиоведения «26» сентября 2012 г. (протокол № 1)

Заведующий  кафедрой: канд. богословия, проф. Пушкарь Б.Н. «26» сентября 2012 г.

Составители: д.филос.н., проф. Пишун С.В., д.филос.н., проф. Забияко А.П., к.филос.н., ст. преп. Барсегова А.Э.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)




II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)



АННОТАЦИЯ

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар по философии религии и методологии религиоведческих исследований» входит в цикл «Научно-исследовательская работа» учебного плана направления 030100.68 «Философия» (программа "Философия религии и религиозная философия"). Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов. Учебным планом предусмотрены семинары (52 часа), самостоятельная работа студента (164 часа). Дисциплина реализуется на 1 и 2 курсе в 1, 2, 3 семестре (очная форма обучения).



Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар по философии религии и методологии религиоведческих исследований» является ориентация магистрантов в проблемном поле изучения религии как важнейшей составляющей духовно-интеллектуальной культуры, а также овладение магистрантами навыками компаративного исследования разнообразных мировоззренческих, методологических и теоретических позиций в религиоведении и философии религии.

Конкретные задачи курса:

  • ввести студентов в предметное поле философии религии и религиоведения, дать представление о развитии философско-религиозной мысли и основных современных концепциях, о фундаментальных теоретических проблемах философии религии;

  • познакомить студентов с проблемным полем религиоведческой методологии, дать студентам знания о ключевых методологических установках научно-исследовательской деятельности религиоведов прошлого и современности;

  • научить студентов владеть философско-религиозным понятийно-категориальным аппаратом и методологическим инструментарием религиоведения;

  • сформировать у студентов навык сопоставления различных мировоззренческих, методологических и теоретических позиций в религиоведении и философии религии;

  • сформировать у студентов навык работы с первоисточниками по изучаемым направлениям.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар по философии религии и методологии религиоведческих исследований» находится в содержательной связи с курсами «Методологические проблемы исследования религии», «Современные проблемы философии», «Современная философия религии», «История отечественного и зарубежного религиоведения», «История религии».



Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:



  • владение методами научного исследования, способность формулировать новые цели и достигать новых результатов в соответствующей предметной области (ПК-3);

  • способность вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями (ПК-4);

  • готовность вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и понимание личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы (ПК-5);

  • готовность к практическому использованию полученных углубленных знаний в принятии управленческих решений (ПК-10);

  • способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ПК-11).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать основные тенденции и проблемы в развитии исторических и современных направлений и школ философско-религиоведческой мысли;

  • уметь адекватно интерпретировать философско-религиозные тексты, использовать фундаментальные знания методологии религиоведческого исследования и основных концепций философии религии в сфере профессиональной деятельности;

  • владеть философско-религиозным понятийно-категориальным аппаратом и навыками разностороннего анализа мировоззренческих, методологических и теоретических позиций в философии религии и религиоведении.

  • уметь устанавливать связь между философско-религиозными концепциями и соответствующими жизненными (практическими, поведенческими) позициями;

  • владеть навыками философско-религиоведческого анализа социокультурной реальности.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Учебным планом лекционные занятия не предусмотрены.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Семинарские занятия (52 часа)

Занятие 1. Ключевые подходы к изучению религии. философия религии в структуре современного религиоведения

(Вводное занятие 2 ч.)

Вводное занятие предоставляет студентам-магистрам возможность сформировать общее цельное представление о данной дисциплине и сориентироваться в системе работы по предлагаемому курсу, ознакомиться с его образовательной целью и назначением, а также метом и ролью в комплексе учебных дисциплин, уяснить смысловые связи с изученным в русле смежных курсов материалом, а также с теоретическими знаниями и практическими навыками по основной профессиональной деятельности:



  1. Постановка проблемы предмета и метода познания в философском, теологическом и научном религиоведении.

  2. Задачи и методология философии религии и религиоведения: соотношение и взаимодействие.

  3. Наука и религия. Рациональность и рационализм. Иррациональное в религии. Религиозный опыт и знание о религии.

  4. Теоретико-концептуальная рефлексия религиозного сознания. Теология и философия как исторически первые методологические подходы к осмыслению религии.

  5. Интердисциплинарные методы: генетический, герменевтический, функциональный, структурно-аналитический, феноменологический и др. Системный подход к исследованию религии.

Во вводном занятии преподаватель раскрывает методические и организационные особенности работы в рамках дисциплины, знакомит студентов с предусмотренными видами учебной деятельности и образовательными технологиями, а также даёт в первом приближении общий анализ и характеристику учебно-методической литературы, рекомендуемой по данному курсу, также уточняются сроки и формы отчетности по предмету.

Занятие 2. Источниковедение религиоведения (1 ч.)

Практические занятия организуются в форме дискуссии, модерируемой и направляемой преподавателем с учётом индивидуально-личных особенностей обучающихся к максимальной активности и концентрации их внимания на важнейших темах и вопросах курса для уяснения и закрепления изучаемого материала. Таким образом, хотя специальных интерактивных форм проведения семинаров по данной дисциплине не предусмотрено, активное участие студентов в образовательном процессе осуществляется в самостоятельной подготовке к докладам по вопросам дисциплины и обсуждению материала, в творческом выполнении индивидуальных заданий. Активность обучающихся на практических занятиях выражается в участии в дискуссии в перспективе ответов на вопросы.



  1. Источники для реконструкции древнейших религиозных верований. Доисторические религии и проблема их реконструкции: артефакты и их интерпретации.

  2. Религии древних цивилизаций. Античность. Христианство: понятие «источника» в богословии и религиоведении.

  3. Источники знаний о современном состоянии религии. Проблемы интерпретации источников. Сравнительно-аналитический метод и границы его применимости в науке о религии.

Занятие 3. Формирование науки о религии (2 ч.)

  1. Знание о религии в Древнем мире и Античности.

  2. Принципы понимания религии и её истории в христианской традиции Средних веков.

  3. Знание о религиях мира в Европе эпохи Возрождения и Новое время.

  4. Зарождение науки о религии в середине XIX века и ее основные направления XIX - XX веках. Религиоведение в России и СССР.

  5. Современная наука о религии. Актуальные проблемы философии религии и религиоведческих исследований.

Занятие 4. Научно-философское осмысление религиозной веры, религиозного сознания и религиозного культа (2 ч.)

  1. Основные принципы научно-философского подхода к пониманию религиозной веры. Понятие «сверхъестественного» как предмет религиозной веры. Религиозные чувства.

  2. Религиозное сознание, его уровни. Вероучение и религиозная идеология.

  3. Религиозный культ, его содержание и функции.

Занятие 5. Религиозный опыт как важнейший предмет философии религии и религиоведческих исследований (1 ч.)

  1. Определение религиозного опыта. Индуцированные религиозные переживания.

  2. Мистический опыт, его типология. Молитва, харизматические переживания.

Занятие 6. Религия как символическая система (2 ч.)

  1. Религиозные феномены как элементы целостных символических моделей реальности.

  2. Природа религиозного символа. Символ как знак трансцендентного и элемент мифа. Миф как развернутое символическое повествование. Архетипичность мифа.

  3. Символизм предания и его доктринальная разработка. Устное предание. Священное писание. Символ веры. Догматы.

  4. Историческая динамика религий и религиозного символизма. Проблемы изучения и адекватного понимания религиозной символики.

Занятие 7. Религия как традиция (1 ч.)

    1. Содержание традиции: священное знание и приемы его использования. Религиозная личность как субъект традиции, структура самопроявления религиозной личности.

    2. Воспроизводство религиозного типа личности как механизм функционирования и трансляции священного знания.

Занятие 8. Универсальные измерения религиозных традиций (2 ч.)

    1. Универсальные структуры религий: системы образно-символических представлений и соответствующие программы деятельности и поддерживающие институты.

    2. Характеристики религиозных представлений: символическая форма, всеобъемлющее содержание, субъективная достоверность.

    3. Генезис религиозных представлений: первоначальная фиксация трансцендентного смысла в системе символов и доктринальная разработка исходного смысла: рациональная экспликация, догматическое определение и исторические преломления.

Занятие 9. Аспекты религиозной деятельности (3 ч.)

    1. Мистический аспект: символическая и непосредственная актуализация общения с трансцендентным объектом (объектом веры).

    2. Элементарная форма религиозной деятельности: ритуал (обряд). Структура ритуала: синхронизация телесной, ментальной и волевой активности религиозной личности на священном символе. Цель ритуала: трансцендирование и достижение единства с объектом веры.

    3. Система ритуалов: культ. Формы культа: священнодействие или богослужение, таинства, праздники.

    4. Центральный элемент ритуала и культа: жертва.

    5. Специфика жертвы в христианской традиции.

    6. Формы религиозной практики: магия, медитация, молитва.

    7. Социальный аспект религиозной деятельности (в развитых религиях): миссионерство, просветительство, социальное служение.

    8. Религиозные институты. Формы ранних религиозных институтов: индивидуальные (знахарство, ведовство, шаманизм, др.) И сословные (жречество, др.). Религиозные объединения как институциональные формы развитых религий. Структура религиозных объединений: священство (клир) и верующие (мир). Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация.

Занятие 10. Философские способы обоснования бытия Бога в истории европейской мысли (2 ч.).

  1. Проблема рационального обоснования веры и бытия Бога: постановка и история вопроса в западной и в восточной патристике.

  2. Исторический аргумент.

  3. Космологический аргумент.

  4. Телеологический аргумент.

  5. Психологический аргумент.

  6. Онтологический аргумент.

  7. Нравственный аргумент.

  8. Философско-антропологический аргумент.

  9. Отношение к доказательствам бытия Бога в восточно-христианском этосе и богословии: гносеологический, онтологический, аскетический и эстетический аспект.

Занятие 11. Начала научного подхода к религии в философии эпохи Просвещения и Нового времени (3 ч.)

    1. Основоположения философии религии Э. Чербери (1583 - 1648).

    2. Разработка метода научного познания и идея Бога в деизме Р. Декарта (1596 - 1650): первые принципы философии и науки новоевропейского типа.

    3. Рациональная религия в пантеизме Б. Спинозы (1632 - 1677).

    4. Концепция религии в деизме эпохи Просвещения: Дж. Локк (1632 - 1704), Т. Гоббс (1588 - 1679), Г.В. Лейбниц (1646 - 1716), Дж. Толанд (1670 - 1722), Ш.Л. де Монтескьё (1689 - 1755), Ф. де Вольтер  (1650 - 1722),  М. Ломоносов (1711 - 1765).

    5. Д.Юм (1711 - 1776): концепция «естественной религии» в противоположность «позитивной» или «исторической религии».

    6. Критика религии французскими материалистами XVIII в.: А.Гольбах (1723 - 1789), Ж.-Ж.Руссо (1712 - 1778).

Занятие 12. Классическая немецкая философия религии (3 ч.)

  1. И. Кант (1724 - 1804): «Religionsphilosophie» – «Религия в пределах только разума».

  2. И.Г. Фихте (1762-1814): «Опыт критики всяческого откровения»

  3. Герменевтика Ф. Шлейермахера (1768 - 1834): «религия - жизнь сознания».

  4. Философия религии Абсолюта Г.В.Ф. Гегеля (1770 - 1831).

  5. Ф.В. Шеллинг (1775 – 1854): от «религии свободы» к «религии откровения».

  6. Антропологический материализм Л.Фейербаха (1804 - 1872). 


Занятие 13. Концепции религии в материалистической социологии (2 ч.)

  1. «Социальный реализм» Э. Дюркгейма (1858 - 1917): религия как солидарность.

  2. Исторический материализм К. Маркса (1818 - 1883): религия как самоотчуждение.

  3. На стыке экономической социологии и социологии религии: «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера (1884 - 1920).


Занятие 14. Теории эволюции религии: этнологические (социально-антропологические) и мифологические (филологические) (2 ч.)

  1. Ш. де Бросс (1709 - 1777): теория происхождения религии из первобытного фетишизма.

  2. Г. Спенсер (1820 - 1903): культ предков.

  3. М. Мюллер (1830 - 1900): мифологическая (филологическая) теория происхождения религии.

  4. Э. Тайлор (1832 - 1917): анимистическая теория

  5. Дж. Дж. Фрэзер (1854 - 1941), Р. Маретт (1866-1943): преанимистическая теория.

  6. Э. Лэнг (1844 - 1912), В.Шмидт (1868-1954): прамонотеистическая теория.

  7. Л. Леви-Брюль (1857 - 1939): о мистическом содержании коллективного (примитивного) опыта.

  8. Р. Маретт (1866 – 1943): формула табу-мана.


Занятие 15. Психологические концепции религии (3 ч.)

  1. Г.С. Холл (1844 - 1924): «чисто психологическая» реинтерпретация христианства.

  2. Дж. Лейба (1867 - 1946): идея «бесцельной Творческой Силы» в основе теологии как части психологической науки.

  3. «Многообразие религиозного опыта» У. Джемса (1842 - 1910).

  4. Психоаналитические концепции: З. Фрейд (1856 - 1939), К. Г. Юнг (1875 - 1961).

  5. Социально-психологические типологии религиозности:

  6. Г. Оллпорт (1897 - 1967): «религиозная ориентация» и жизненные цели личности;

  7. Д. Бэтсон и Л. Вентикс: социальные роли религиозных верований, «ориентация поиска»;

  8. М. Рокич (1918 - 1988): когнитивная структура;

  9. Р. Ален (1915 - 1995), Б. Спилка: влияние религиозности на состояние сознания;

  10. Э. Фромм (1900-1980): потребность в самосовершенствовании;

  11. Р. Гольдман: развитие ментального возраста и способностей;

  12. Д. Элкинд: онтогенез познания религиозного опыта;

  13. Дж. В. Фаулер: стадии развития сознания веры.  

  14. М. Аргайл (1925 - 2002): «Религия и удовлетворённость жизнью».

  15. Я. Сунден (1908 - 1993): ролевая концепция психологии религии.

  16. С. Гроф (1931): концепция трансперсональной психологии религии.


Занятие 16. Структуралистские концепции (2 ч.)

    1. А. Радклифф-Браун (1881 - 1955), Б. Малиновский (1884 - 1942): структурно-функциональный анализ религии.

    2. Р. Барт (1915 - 1980): «семиология значения» – «наука об идеологиях».

    3. К. Леви-Стросс (1908 - 2009): «бинарные оппозиции» в мифологическом и религиозном сознании.

    4. Ж. Дюмезиль (1898 - 1986): троичность в социальной структуре и религиозных воззрениях.

Занятие 17. Историко-феноменологические концепции религии (1 ч.)

    1. «Основные принципы науки о религии» К. Тиле (1830 - 1902).

    2. Философия религии и история религий П. Шантепи де ля Соссе (1848 - 1920).

    3. Обоснование религиозной практики как предмета исследования У. Робертсон-Смита (1846 - 1894).

Занятие 18. Неокантианские методологические принципы в философии религии (3 ч.)

    1. Э. Кассирер (1874 - 1945): религия как символическая деятельность и «самоосвобождение».

    2. Трансцендентальная аксиология В. Виндельбанда (1848 - 1915) и Г. Риккерта (1863 - 1936).

Занятие 19. Формирование отечественной философии религии и религиоведения (5 ч.)

  1. Ключевые направления теоретического интереса к религиозной действительности в допетровскую эпоху.

  2. Церковно-теологический подход к изучению иных религиозных традиций. Рецепция византийского полемического наследия.

  3. Полемика с латинством. Полемика с еретическими и раскольническими движениями внутри Православной Церкви (жидовствующие, стригольники, старообрядцы и проч.).

  4. Секулярные реформы петровской эпохи. Полемика с протестантизмом. Становление наукообразного взгляда на религию.

  5. Роль первопроходцев и экспедиций. Изучение истории Российского государства. Новый подход к осмыслению языческого прошлого Руси.

  6. Осмысление европейского религиоведческого опыта Нового Времени. Дальнейшее развитие этнографии и фольклористики.

  7. Епископ Хрисанф (Ретивцев) (1832 - 1883): история религий и богословие.

  8. Кн. С.Н. Трубецкой (1862 - 1905): история религии как путь к богочеловечеству.

  9. «Религия воскрешения» в «философии общего дела» Н.Ф. Фёдорова (1828 - 1903).

  10. Л.И. Шестов (1866 - 1938): вера как опыт адогматического мышления.

  11. С.Л. Франк (1877 - 1950): «Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)».

  12. Философия личности, свободы и творчества в религиозном экзистенциализме и персонализме Н.А. Бердяева  (1874 - 1948).

  13. Л.П. Карсавин (1882 - 1952): славянофильская концепция веры как основы познания философского и научного.

  14. Религия с позиций аксиологии и этики в интуитивизме Н. О. Лосского (1870 - 1965).

  15. «Неопатристический синтез» в православном богословии В.Н. Лосского (1903 - 1958).

  16. Религиоведческие опыты мыслителей из православных духовных академий.

  17. Религия в понимании русских материалистов. Марксистский подход и советском религиоведение.

  18. Исторический вклад российского религиоведения в мировую науку о религии. Потенциал отечественного религиоведения для мировой науки.

Занятие 20. Проблематика философской теологии в протестантизме ХХ в.(3 ч.)

    1. «Теология кризиса» К. Барта (1886 - 1968).

    2. «Неолиберальная теология» П. Тиллиха (1886 - 1965). 

    3. «Секулярная теология» Д. Бонхёффера (1906 - 1945).

    4. «Диалектическая (критическая) теология» Р. К. Бультмана  (1884 - 1976).

    5. «Радикальная (секулярная) теология» Х. Г. Кокса (1929): «Праздник шутов: Теологический очерк празднества и фантазии».


Занятие 21. Философия религии в

экзистенциализме и феноменологии ХХ в. (2 ч.)

    1. Феноменология и аксиология религии в философской антропологии М. Шелера (1874 - 1928).

    2. Ф. фон Хюгель (1852 - 1925): восстановление трансцендентного как религиозного факта и поиск консолидации исторического христианства с исторической наукой, экуменизмом, философией религии и мистицизмом.

    3. Феноменология, ценностная этика и неореализм в персоналистической философии религии У.Э. Хокинга (1873 - 1966)

    4. Ф. Хайлер (1892 - 1967): феноменология молитвы.

    5. М. Хайдеггер: от феноменологии религии к фундаментальной онтологии (1889 - 1976).

    6. Г. Марсель (1889 - 1973): рефлексия над религиозным опытом личности.

    7. Герменевтическая феноменология П. Рикёра (1913 - 2005),

    8. Р. Отто (1869-1937): религия как «опыт священного».

    9. Г. ван дер Леув (1890 - 1950): «феноменологическая теология» на стыке «исторической» и «систематической».

    10. М. Элиаде (1907 - 1986): герменевтический метод интерпретации иерофаний и транссознания.

    11. Э. Эванс-Притчард (1902 - 1973): принципы антропологического исследования религии.

    12. Ж. Ваарденбург: синтез неофеноменологии и «антропологический поворот».

    13. Олиари: «историческая герменевтика» как проект преодоления метафизики в теологии.

Занятие 22. Перспективы современных философско-религиоведческих исследований (2 ч.)

    1. Концепции религиозности в связи с разработкой проблем коммуникативного разума: Б. Рассел (1872 - 1970), Дж. Роулз (1921 - 2002), Ю. Хабермас (1929).

    2. Н. Смарт (1927 - 2001): семимерная модель определения религии и расширение предмета религиоведения.

    3. А. К. Кромби (1915 - 1996): значение Католической церкви в научно-технической революции. 

    4. Р.Н. Белла (1927 - 2013): сравнительная социология религиозных верований, эволюционная модель религии по возрастающей дифференциации религиозных символов.

    5. Г. Л. Бек (1948): индуистское богословие и индийская философия в контексте ритуала и священного звука.

    6. Я. Ассман: религия как «анахронная структура» (1947).

III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТАМ

I СЕМЕСТР

  1. Предмет, задачи и методы философии религии и религиоведения: соотношение и взаимодействие в контексте полидисциплинарного исследовательского комплекса.

  2. Наука и религия. Рациональность и рационализм. Иррациональное в религии. Религиозный опыт и знание о религии. Проблема методов исследования религии: Как возможна наука о религии?

  3. Теоретико-концептуальная рефлексия религиозного сознания. Теология и философия как исторически первые методологические подходы к осмыслению религии. Сущность, основания и методология теологического и научно-философского изучения религии.

  4. Интердисциплинарные методы: генетический, герменевтический, функциональный, структурно-аналитический, феноменологический и др. Системный подход к исследованию религии.

  5. Источники для реконструкции древнейших религиозных верований. Доисторические религии и проблема их реконструкции: артефакты и их интерпретации.

  6. Религии древних цивилизаций. Античность. Христианство: понятие «источника» в богословии и религиоведении.

  7. Источники знаний о современном состоянии религии. Проблемы интерпретации источников. Сравнительно-аналитический метод и границы его применимости в науке о религии.

  8. Знание о религии в Древнем мире и Античности.

  9. Принципы понимания религии и её истории в христианской традиции Средних веков.

  10. Знание о религиях мира в Европе эпохи Возрождения и Новое время.

  11. Зарождение науки о религии в середине XIX века и ее основные направления XIX - XX веках. Религиоведение в России и СССР.

  12. Современная наука о религии. Актуальные проблемы философии религии и религиоведческих исследований.

  13. Основные принципы научно-философского подхода к пониманию религиозной веры. Понятие «сверхъестественного» как предмет религиозной веры. Религиозные чувства.

  14. Религиозное сознание, его уровни. Вероучение и религиозная идеология.

  15. Религиозный культ, его содержание и функции.

  16. Религиозный опыт как важнейший предмет философии религии и религиоведческих исследований. Определение религиозного опыта. Индуцированные религиозные переживания.

  17. Мистический опыт, его типология. Молитва, харизматические переживания.

  18. Религия как символическая система. Религиозные феномены как элементы целостных символических моделей реальности.

  19. Природа религиозного символа. Символ как знак трансцендентного и элемент мифа.

  20. Миф как развернутое символическое повествование. Архетипичность мифа.

  21. Символизм предания и его доктринальная разработка. Устное предание. Священное писание. Символ веры. Догматы.

  22. Историческая динамика религий и религиозного символизма. Проблемы изучения и адекватного понимания религиозной символики.

  23. Религия как традиция. Содержание традиции: священное знание и приемы его использования.

  24. Религиозная личность как субъект традиции, структура самопроявления религиозной личности.

  25. Воспроизводство религиозного типа личности как механизм функционирования и трансляции священного знания.

  26. Универсальные структуры религий: системы образно-символических представлений и соответствующие программы деятельности и поддерживающие институты.

  27. Характеристики религиозных представлений: символическая форма, всеобъемлющее содержание, субъективная достоверность.

  28. Генезис религиозных представлений: первоначальная фиксация трансцендентного смысла в системе символов и доктринальная разработка исходного смысла: рациональная экспликация, догматическое определение и исторические преломления.

  29. Аспекты религиозной деятельности. Мистический аспект: символическая и непосредственная актуализация общения с трансцендентным объектом (объектом веры).

  30. Элементарная форма религиозной деятельности: ритуал (обряд). Структура ритуала: синхронизация телесной, ментальной и волевой активности религиозной личности на священном символе. Цель ритуала: трансцендирование и достижение единства с объектом веры.

  31. Система ритуалов: культ. Формы культа: священнодействие или богослужение, таинства, праздники.

  32. Центральный элемент ритуала и культа: жертва. Специфика жертвы в христианской традиции.

  33. Формы религиозной практики: магия, медитация, молитва.

  34. Социальный аспект религиозной деятельности (в развитых религиях): миссионерство, просветительство, социальное служение.

  35. Религиозные институты. Формы ранних религиозных институтов: индивидуальные (знахарство, ведовство, шаманизм, др.) И сословные (жречество, др.). Религиозные объединения как институциональные формы развитых религий. Структура религиозных объединений: священство (клир) и верующие (мир). Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация.

  36. Философские способы обоснования бытия Бога в истории философии. Доказательства бытия Бога: история проблемы, апологетика.

  37. Историческое доказательство бытия Бога в истории философии.

  38. Космологическое доказательство бытия Бога в истории философии.

  39. Телеологическое доказательство бытия Бога в истории философии.

  40. Психологическое доказательство бытия Бога в истории философии.

  41. Онтологическое доказательство бытия Бога в истории философии.

  42. Нравственное доказательство бытия Бога в истории философии.

  43. Философско-антропологическое доказательство бытия Бога в истории философии.

  44. Отношение к доказательствам бытия Бога в православном богословии и этосе: гносеологический, онтологический, аскетический и эстетический аспект.

II СЕМЕСТР

  1. Начала научного подхода к религии в философии эпохи Просвещения и Нового времени. Основоположения философии религии Э. Чербери (1583 - 1648).

  2. Разработка метода научного познания и идея Бога в деизме Р. Декарта (1596 - 1650): первые принципы философии и науки новоевропейского типа.

  3. Рациональная религия в пантеизме Б. Спинозы (1632 - 1677).

  4. Концепция религии в деизме эпохи Просвещения: Дж. Локк (1632 - 1704), Т. Гоббс (1588 - 1679), Г.В. Лейбниц (1646 - 1716), Дж. Толанд (1670 - 1722), Ш.Л. де Монтескьё (1689 - 1755), Ф. де Вольтер  (1650 - 1722),  М. Ломоносов (1711 - 1765).

  5. Д.Юм (1711 - 1776): концепция «естественной религии» в противоположность «позитивной» или «исторической религии».

  6. Критика религии французскими материалистами XVIII в.: А.Гольбах (1723 - 1789), Ж.-Ж.Руссо (1712 - 1778).

  7. Философия религии И.Канта (1724 - 1804): «Religionsphilosophie» – «Религия в пределах только разума».

  8. Герменевтика Ф. Шлейермахера (1768 - 1834): «религия - жизнь сознания».

  9. Философия религии Абсолюта Г.В.Ф.Гегеля (1770 - 1831).

  10. Антропологический материализм Л.Фейербаха (1804 - 1872). 

  11. Исторический материализм К. Маркса (1818 - 1883): религия как самоотчуждение.

  12. «Социальный реализм» Э. Дюркгейма (1858 - 1917): религия как солидарность.

  13. На стыке экономической социологии и социологии религии: «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера (1884 - 1920).

  14. Проблема эволюции религии.

  15. Теории происхождения религии. Этнологические (социально-антропологические) и мифологические (филологические) концепции.

  16. Ш. де Бросс (1709 - 1777): теория происхождения религии из первобытного фетишизма.

  17. Г. Спенсер (1820 - 1903): культ предков.

  18. М. Мюллер (1830 - 1900): мифологическая (филологическая) теория происхождения религии.

  19. Э. Тайлор (1832 - 1917): анимистическая теория

  20. Дж. Дж. Фрэзер (1854 - 1941), Р. Маретт (1866-1943): преанимистическая теория.

  21. Э. Лэнг (1844 - 1912), В.Шмидт (1868-1954): прамонотеистическая теория.

  22. Л. Леви-Брюль (1857 - 1939): о мистическом содержании коллективного (примитивного) опыта.

  23. Психологические концепции религии: постановка проблемы и общий обзор.

  24. Г.С. Холл (1844 - 1924): «чисто психологическая» реинтерпретация христианства.

  25. Дж. Лейба (1867 - 1946): идея «бесцельной Творческой Силы» в основе теологии как части психологической науки.

  26. «Многообразие религиозного опыта» У. Джемса (1842 - 1910).

  27. Психоаналитические концепции: З. Фрейд (1856 - 1939), К. Г. Юнг (1875 - 1961).

  28. Социально-психологические типологии религиозности:

  29. Г. Оллпорт (1897 - 1967): «религиозная ориентация» и жизненные цели личности;

  30. Д. Бэтсон и Л. Вентикс: социальные роли религиозных верований, «ориентация поиска»;

  31. М. Рокич (1918 - 1988): когнитивная структура;

  32. Р. Ален (1915 - 1995), Б. Спилка: влияние религиозности на состояние сознания;

  33. Э. Фромм (1900-1980): потребность в самосовершенствовании;

  34. Р. Гольдман: развитие ментального возраста и способностей;

  35. Д. Элкинд: онтогенез познания религиозного опыта;

  36. Дж. В. Фаулер: стадии развития сознания веры.  

  37. М. Аргайл (1925 - 2002): «Религия и удовлетворённость жизнью».

  38. Я. Сунден (1908 - 1993): ролевая концепция психологии религии.

  39. С. Гроф (1931): концепция трансперсональной психологии религии.

  40. Структуралистские концепции в интерпретации религии: постановка проблемы и общий обзор.

  41. А. Радклифф-Браун (1881 - 1955), Б. Малиновский (1884 - 1942): структурно-функциональный анализ религии.

  42. Р. Барт (1915 - 1980): «семиология значения» – «наука об идеологиях».

  43. К. Леви-Стросс (1908 - 2009): «бинарные оппозиции» в мифологическом и религиозном сознании.

  44. Ж. Дюмезиль (1898 - 1986): троичность в социальной структуре и религиозных воззрениях.

  45. Историко-феноменологический подход. «Основные принципы науки о религии» К. Тиле (1830 - 1902).

  46. Философия религии и история религий П. Шантепи де ля Соссе (1848 - 1920).

  47. Обоснование религиозной практики как предмета исследования У. Робертсон-Смита (1846 - 1894).

III СЕМЕСТР

  1. Неокантианские методологические принципы в философии религии. Э. Кассирер (1874 - 1945): религия как символическая деятельность и «самоосвобождение».

  2. Трансцендентальная аксиология В. Виндельбанда (1848 - 1915) и Г. Риккерта (1863 - 1936).

  3. Философия религии в русской религиозной мысли на рубеже XIX - XX вв.: общая характеристика.

  4. Епископ Хрисанф (Ретивцев) (1832 - 1883): история религий и богословие.

  5. Кн. С.Н. Трубецкой (1862 - 1905): история религии как путь к богочеловечеству.

  6. «Религия воскрешения» в «философии общего дела» Н.Ф. Фёдорова (1828 - 1903).

  7. Л.И. Шестов (1866 - 1938): вера как опыт адогматического мышления.

  8. С.Л. Франк (1877 - 1950): «Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)».

  9. Философия личности, свободы и творчества в религиозном экзистенциализме и персонализме Н.А. Бердяева  (1874 - 1948).

  10. Л.П. Карсавин (1882 - 1952): славянофильская концепция веры как основы познания философского и научного.

  11. Религия с позиций аксиологии и этики в интуитивизме Н. О. Лосского (1870 - 1965).

  12. «Неопатристический синтез» в православном богословии В.Н. Лосского (1903 - 1958).

  13. Проблематика философской теологии в протестантизме ХХ в.: характеристика и основные направления.

  14. «Теология кризиса» К. Барта (1886 - 1968).

  15. «Неолиберальная теология» П. Тиллиха (1886 - 1965). 

  16. «Секулярная теология» Д. Бонхёффера (1906 - 1945).

  17. «Диалектическая (критическая) теология» Р. К. Бультмана  (1884 - 1976).

  18. «Радикальная (секулярная) теология» Х. Г. Кокса (1929): «Праздник шутов: Теологический очерк празднества и фантазии».

  19. Философия религии в экзистенциализме и феноменологии ХХ в.: общая характеристика.

  20. Феноменология и аксиология религии в философской антропологии М. Шелера (1874 - 1928).

  21. Ф. фон Хюгель (1852 - 1925): восстановление трансцендентного как религиозного факта и поиск консолидации исторического христианства с исторической наукой, экуменизмом, философией религии и мистицизмом.

  22. Феноменология, ценностная этика и неореализм в персоналистической философии религии У.Э. Хокинга (1873 - 1966)

  23. Ф. Хайлер (1892 - 1967): феноменология молитвы.

  24. М. Хайдеггер: от феноменологии религии к фундаментальной онтологии (1889 - 1976).

  25. Г. Марсель (1889 - 1973): рефлексия над религиозным опытом личности.

  26. Герменевтическая феноменология П. Рикёра (1913 - 2005),

  27. Р. Отто (1869-1937): религия как «опыт священного».

  28. Г. ван дер Леув (1890 - 1950): «феноменологическая теология» на стыке «исторической» и «систематической».

  29. М. Элиаде (1907 - 1986): герменевтический метод интерпретации иерофаний и транссознания.

  30. Э. Эванс-Притчард (1902 - 1973): принципы антропологического исследования религии.

  31. Ж. Ваарденбург: синтез неофеноменологии и «антропологический поворот».

  32. Олиари: «историческая герменевтика» как проект преодоления метафизики в теологии.

  33. Проблемное поле и методология современного религиоведения.

  34. Концепции религиозности в связи с разработкой проблем коммуникативного разума: Б. Рассел (1872 - 1970), Дж. Роулз (1921 - 2002), Ю. Хабермас (1929).

  35. Н. Смарт (1927 - 2001): семимерная модель определения религии и расширение предмета религиоведения.

  36. А. К. Кромби (1915 - 1996): значение Католической церкви в научно-технической революции. 

  37. Р.Н. Белла (1927 - 2013): сравнительная социология религиозных верований, эволюционная модель религии по возрастающей дифференциации религиозных символов.

  38. Г. Л. Бек (1948): индуистское богословие и индийская философия в контексте ритуала и священного звука.

  39. Я. Ассман: религия как «анахронная структура» (1947).


IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Рефераты

  1. Предмет, задачи и методы философии религии и религиоведения: соотношение и взаимодействие в контексте полидисциплинарного исследовательского комплекса.

  2. Наука и религия: Как возможна наука о религии?

  3. Сущность, основания и методология теологического и научно-философского изучения религии.

  4. Системный подход к исследованию религии.

  5. Доисторические религии и проблема их реконструкции: артефакты и их интерпретации.

  6. Принципы понимания религии и её истории в христианской традиции Средних веков.

  7. Зарождение науки о религии в середине XIX века и ее основные направления XIX - XX веках.

  8. Современная наука о религии. Актуальные проблемы философии религии и религиоведческих исследований.

  9. Основные принципы научно-философского подхода к пониманию религиозной веры. Понятие «сверхъестественного» как предмет религиозной веры.

  10. Религиозное сознание, его уровни. Вероучение и религиозная идеология.

  11. Религиозный культ, его содержание и функции.

  12. Религиозный опыт как важнейший предмет философии религии и религиоведческих исследований.

  13. Мистический опыт, его типология. Молитва, харизматические переживания.

  14. Религия как символическая система.

  15. Универсальные структуры религий: системы образно-символических представлений и соответствующие программы деятельности и поддерживающие институты.

  16. Социальный аспект религиозной деятельности (в развитых религиях): миссионерство, просветительство, социальное служение.

  17. Начала научного подхода к религии в философии эпохи Просвещения и Нового времени.

  18. Классическая немецкая философия религии.

  19. Психологические концепции религии.

  20. Формирование отечественной философии религии и религиоведения.

  21. Философия религии в русской религиозной мысли на рубеже XIX - XX вв.

  22. Религия в понимании русских материалистов. Марксистский подход и советском религиоведение.

  23. Философская теология в протестантизме ХХ в.

  24. «Неопатристический синтез» и философия религии.


IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аринин, Е.И. Религиоведение: академический курс лекций: в 2 ч. /Е.И. Аринин. Владимир: Изд-во Владим. госуд. ун-та, 2007. -312 с.

  2. Василенко, Л. И. Введение в философию религии. Курс лекций для аспирантов / Л. И. Василенко. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2009. - 248 с.

  3. Ермишин, О. Т. Философия религии. Концепции религии в зарубежной и отечественной философии : учеб. пособ. / О. Т. Ермишин. - 2-е изд., испр. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2012. - 224 с.

  4. Шохин, В. К. Введение в философию религии / В. К. Шохин. - М. : Альфа-М, 2010. - 288 с.

  5. Философия религии: Хрестоматия / Авт.-сост. В. Е. Данилова – М.: Флинта, Наука, 2009. – 536 с.

  6. следующая страница >>