Сценарий урока памяти, посвящённого 25-летию вывода войск из Афганистана - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уроков исторической памяти, посвященных 25-летию со дня завершения... 2 396.59kb.
Сценарий открытого мероприятия для 8 11-х классов, посвященного 20... 1 296.74kb.
Сценарий открытого мероприятия, посвященного годовщине вывода советских... 1 95.04kb.
Сценарий тематического классного часа к 25-летию вывода советских... 1 133.11kb.
Ответы на вопросы городской заочной викторины, посвященной 20-летию... 1 165.84kb.
Сценарий урока мужества, посвященного выводу советских войск из Афганистана. 1 73.98kb.
Линейка 25. 02. 14 (25 лет выводу войск из Афгана) 1 41.79kb.
Сценарий фильма, посвященного 10-летию 1 235.77kb.
Опыт работы по патриотическому воспитанию студентов в условиях университетского... 1 115.77kb.
Общественная организация общество «знание» республики башкортостан 1 577.77kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия Сценарий открытого... 1 79.5kb.
45. Луконин Николай Федорович 1 28.19kb.
- 4 1234.94kb.
Сценарий урока памяти, посвящённого 25-летию вывода войск из Афганистана - страница №1/1



Сценарий урока памяти, посвящённого 25-летию вывода войск из Афганистана.

Без победителей и проигравших

Главное оформление – Большой экран по центру заднего занавеса.

Начало мероприятия: на экране кадры документального фильма о войне в Афганистане. Видео сопровождается песней группы «Рождество» «Ты знаешь, как хочется жить…» (ок. 2.30´). Песня прерывается, звучит стук сердца, на фоне ученики читают стихи. Выстраиваются по обеим сторонам экрана, не перекрывая видео, которое продолжается. После последней строчки стихов, вновь включается последний куплет песни и звучит до конца.

- Опять пришёл заснеженный февраль,

Сегодня снова знаменательная дата.

В ней радость встреч, воспоминаний и печаль.

В ней скорбь вдовы и матери погибшего солдата…

- Все будут в теме – телевиденье, печать.

А памятники оживут озябшими цветами.

Стараясь, строй военный удержать,

Пройдут «афганцы» поседевшими рядами.

- Мы вспомним всех,кто воевал в чужих горах,

Тех,кто вернулся,каждого,кто там остался,

Мы вспомним тех,кто был ещё вчера,

Но,к сожаленью,годовщины не дождался.

- А завтра будет новый день опять,

Работа,дети,внуки,радости и беды,

И каждый снова терпеливо будет ждать,

Что вспомнят их в «афганский» День Победы...

(Последний куплет «Ты знаешь, как хочется жить…».Заканчивается музыка.)



Учитель:

- Кто-то объявил вас жертвами ошибки,

Кто-то памятник при жизни возведёт,

Кто-то в спину вам пролает - "недобитки",

А кто-то руку понимающе пожмёт!

Кто вообще имеет право на оценку?

Тот, кто войны видел лишь в кино?

Тот, кто спрятался от всех проблем за стенку,

И кому по жизни всё равно?

Громкие слова и дифирамбы, разве что-то могут вам сказать?!

Не оценивайте воинов по штампам.

Лучше вспомнить всех и помолчать!

(Объявляет минуту памяти.Фон – стук сердца.)

Учитель: - 15 февраля 1989 года советские солдаты покинули Афганистан. Эту церемонию провели как торжественный парад, с участием репортёров и телевидения.Последним на советский берег Амударьи в Термезе ступил командующий войсками генерал-лейтенант Борис Громов. Официально для Советского Союза в этот день афганская война закончилась. Но закончилась ли она на самом деле? Для тех, кто входил в ограниченный контингент войск, для афганского народа, для мирового сообщества? Осталось множество вопросов, а значит нужно искать ответы.

Звучит заставка новостного блока. Ученики перестраиваются и задают вопросы, обращаясь в зрительный зал. Бросая вопрос в зал, уходят и садятся к зрителям.

- Эту войну невозможно было выиграть, но мы её и не проиграли…?

- За всю историю никто и никогда не сумел завоевать Афганистан?

- Империи, как и индивидуумы, могут утомляться. Не напрасно Афганистан был назван «кладбищем империй»?

- И самые главные вопросы:Зачем и кому нужны войны?

- По какому закону один человек вправе убивать другого?

- Как заплатить за боль, страдания, поломанные судьбы, причинами которых становятся войны?

Учитель: - Война воплощает в себе все самое страшное, жестокое, все самое противоречащее человеческой сути. Человек рождён, чтобы жить, любить и радоваться.К сожалению, главный вопрос: « Быть или не быть войне?» - решает не тот, кто несёт на себе реальный груз.И поэтому не стихают до сих пор войны на этой земле.

Только на грани жизни и смерти можно вполне оценить, что такое жизнь и как она хороша, научиться ценить каждое мгновенье в жизни, каким бы обыденным оно не казалось. Вот почему люди, уже в 20 лет испытавшие ужасы войны, так мужественны и одновременно так чувствительны к любым проявлениям жестокости и несправедливости.

(Следующая группа учащихся читает стихи. Каждый поднимается с места и говорит слова, проходя на импровизированную сцену.)

1-й:- По страницам времён под победные марши шагали.


Много славных имён на гранитную вечность вписали.

2-й: - И когда было тяжко подчас, силы таяли в грохоте боя,


Вас бросала на доты не раз непреклонная доблесть героев.

3-й: - Верность, доблесть, отвага и честь- эти качества не напоказ,


У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало вас!

4-й: - Время выбрало вас!


1-й: - Время выбрало вас!
Вместе: - Время выбрало вас!

(Выстраиваются, после слов Учителя вновь говорят.)



Учитель: - Через пекло Афганской войны прошло около миллиона человек. После окончания войны  были опубликованы цифры погибших советских солдат. 13 833 человека. Эти данные впервые появились в газете «Правда» 17 августа 1989 года. В дальнейшем итоговая цифра несколько увеличилась. По состоянию на 1 января1999 года безвозвратные потери в Афганской войне (убитые, умершие от ран, болезней и в происшествиях, пропавшие без вести) составили 15 031 человек.

Среди них и наши земляки, которые жили и учились в нашем микрорайоне, в нашей школе.

(Музыкальный фон. На экране фото и текст.)

1-й: - Даниленко Олег Александрович – командир мотострелкового отделения, гвардии сержант. 

Родился 2 марта 1962 года в городе Донецк (Украина) в рабочей семье. Окончил 8 классов средней школы №91 города Донецка и профессионально-техническое училище города Ясиноватая Донецкой области по специальности «электромонтёр сигнализации». Работал электромонтёром сигнализации, централизации и блокировки поста станции Рутченково Донецкой ордена Ленина железной дороги. 

В Вооружённые Силы СССР призван 1 ноября 1981 года Кировским районным военкоматом Донецка. В апреле 1982 года окончил учебное подразделение по подготовке младших специалистов командиров мотострелковых отделений в Туркестанском военном округе (город Ашхабад Туркменской ССР). 

В Республике Афганистан с 1 мая 1982 года. Служил командиром мотострелкового отделения 70-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады (войсковая часть полевая почта 71176; город Кандагар). Участвовал в 2 боевых операциях. 

При выполнении боевой задачи по ликвидации банд душманов в районе населённого пункта Регай 14 июня 1982 года группа воинов, в составе которой он действовал, попала под сильный огонь противника. Отразив натиск врага, группа отошла и заняла оборону в разрушенном доме. Грамотно создав оборону, сержант Даниленко вместе с товарищами в течение нескольких часов с крыши занятого ими дома успешно отражал попытки противника ворваться в него. Метким огнём он лично уничтожил шестерых душманов. В ходе боя был тяжело ранен в грудь. Скончался от потери крови на борту вертолёта при эвакуации в госпиталь. 

Награждён орденом Красной Звезды (1982; посмертно). 



2-й: - Толмачёв Вячеслав Владиславович – наводчик-оператор бронетранспортера, гвардии рядовой. 

Родился 17 мая 1966 года в городе Донецк (Украина). Окончил 8 классов средней школы №91 города Донецка и Докучаевский торговый техникум (Донецкая область) в 1984 году. 

В Вооружённые Силы СССР призван 3 июля 1984 года Кировским районным военкоматом города Донецка. Окончил учебное подразделение по специальности «наводчик-оператор бронетранспортёра» в Киевском военном округе (город Белая Церковь Киевской области Украинской ССР), затем прошёл переподготовку по технике ведения боя в горной и пустынной местности в Туркестанском военном округе (Ашхабадская область Туркменской ССР). 

В Республике Афганистан с марта 1985 года. Служил наводчиком-оператором бронетранспортёра 7-й мотострелковой роты 12-го гвардейского мотострелкового полка 5-й гвардейской мотострелковой дивизии (войсковая часть полевая почта 54676; город Герат). Принимал участие в 4 боевых операциях. 

11 июля 1985 года 7-я мотострелковая рота во взаимодействии с танковой ротой находилась на блокировании Старого Герата. На выходе в район сосредоточения экипаж бронемашины, в составе которой действовал рядовой Толмачёв, попал под шквальный огонь душманов. Загорелись 4 танка, был тяжело ранен командир танкового батальона. Экипаж, непрерывно отражая атаки душманов, эвакуировал комбата. В этом бою было подавлено 15 огневых точек противника, уничтожено 10 душманов. Но бронетранспортёр был подбит пятью выстрелами из гранатомета. Рядовой Толмачёв погиб. 

Награждён орденом Красной Звезды (1985; посмертно). 

Памяти этих ребят установлены мемориальные доски на здании нашей школы.

(На экране кадры фильма.Песня В. Высоцкого «Он вчера не вернулся из боя…». Первый куплет читают речитативом, затем поют куплет и так, чередуя, исполняют, как вокально-литературную композицию. Выделенное курсивом поют.)

Почему все не так, вроде все как всегда:

То же небо опять голубое, тот же лес,

Тот же воздух и та же вода…

Только он не вернулся из боя.

Тот же лес, тот же воздух и та же вода…

Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

В наших спорах без сна и покоя.

Мне не стало хватать его только сейчас,

Когда он не вернулся из боя.

Мне не стало хватать его только сейчас,

Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал,

Он с восходом вставал,

А вчера не вернулся из боя.

Он мне спать не давал,

Он с восходом вставал,

А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, не про то разговор.

Вдруг заметил я: нас было двое.

Для меня, будто ветром задуло костёр,

Когда он не вернулся из боя.

Для меня будто ветром задуло костёр,

Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, словно из плена весна,

По ошибке окликнул его я:

«Друг оставь покурить», а в ответ тишина:

Он вчера не вернулся из боя.

«Друг оставь покурить», а в ответ тишина:

Он вчера не вернулся из боя.

Наши мёртвые нас не оставят в беде,

Наши павшие - как часовые.

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые.

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые.

(через 1 такт)

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло для обоих.

Все теперь одному… Только кажется мне,

Это я не вернулся из боя.

Все теперь одному… Только кажется мне,

Это я… не вернулся… из боя.

(Все исполнители рассаживаются на свои места.)

(Учитель организует импровизированное ток-шоу, в котором одна часть зала выступит за военные действия в Афганистане, а вторая, против. )

Учитель: - Кто и зачем воевал в Афганистане? За что воевали? Зря ли мы воевали? Прежде чем ответить на эти вопросы, следует указать: причины воевать бывают как государственные, так и личные. Мы рассмотрим и те, и другие. Зададимся вопросом: зачем вообще нужна война? Я передаю слово Ведущему аналитического ток-шоу «Исторический поединок» _________________________ (называет фамилию и имя ученика, заставка шоу, на экране статичная заставка).

Ведущий: - Война для державы — она как упражнение со штангой. Подошёл, взялся, рванул, поднял. Или не смог поднять. Держава только тогда становится державой, когда решительно навязывает свою волю другим, менее сильным, которые к штанге даже не подходят. У каждой серьёзной державы есть свой интерес. У сверхдержавы, каковой являлся Советский Союз, интерес был ещё более серьёзный.Ты сильный — и с тобой считаются. Ты слабый — и о тебя вытирают ноги.

Каковы обычные цели войны? Война нужна для того, чтобы захватить и оккупировать территорию, после чего население либо ассимилировать, либо, как это у многих принято, вырезать. В Афганистане ничего подобного не было: население не ассимилировали, территорию контролировали только там, где это было надо. Первобытные никому не нужны. И пещеры их тоже никому не нужны.


Интерес сверхдержавы СССР заключался, во-первых, в охране своих собственных границ, а во-вторых, в противодействии попыткам другой сверхдержавы закрепиться в регионе.

Я представляю вам участников сегодняшнего исторического поединка. Представитель правого сектора ______________________________ (показывает вправо, называет фамилию и имя) и его консультанты (это группа из 5 человек). Правый сектор обоснует целесообразность военных действий в Афганистане.

И представитель левого сектора _________________________________ со своими консультантами, который считает, что советское присутствие в Афганистане было бессмысленным.

(Выступающие и консультанты размещаются перед аудиторией.На экране карта Афганистана.)

Для начала по полминуты для вступительного слова нашим экспертам.



1-й: - Победа исламской революции в Иране наглядно продемонстрировала мусульманскому миру: будет достаточная воля и решимость — возможно всё, даже то, что кажется невозможным. Например, сбросить контролируемый сверхдержавой режим. Должен ли был СССР сидеть сложа руки и дать исламской оппозиции скинуть просоветский режим? И это при том, что население трёх среднеазиатских республик, граничащих с Афганистаном, исповедует ислам? Случись такое, не пришло бы в голову советским мусульманам, что исламская власть лучше советской и что свергнуть советский режим можно? Вон сверг же Иран режим проамериканский! Должен ли был Советский Союз сидеть, сложа руки, если учесть, что за исламской оппозицией при этом стояли интересы США, которые, потеряв влияние в Иране, срочно пытались усилить свои позиции в регионе? Как Советский Союз должен был смотреть на перспективу возникновения у своих границ исламской республики, да ещё и подконтрольной США? Сколько новых военных баз США появилось бы в этом случае в сопредельном СССР государстве?

2-й: - Что Советский Союз делал в Афганистане? По этому поводу выдвигалось много теорий, одна из них и наиболее правдивая, что Советский Союз воевал там с американцами, защищая свои южные границы.В дикой стране безграмотных людей сражалось два режима – действующее правительство и вооружённая оппозиция (моджахеды,душманы) – вмешательство СССР было неясным. Афганская война была политической авантюрой. Внутри нашей страны тогда не было открытой негативной реакции. Протестовали только диссиденты, в частности Андрей Сахаров. Они выступали в средствах массовой информации Запада, которые не были доступны советским людям, и практически никакого влияния на настроения внутри СССР не оказали.Афганистан на протяжении долгих лет был дружественным СССР государством. Введя туда войска, Советский Союз вместо друга приобрёл врага.

Ведущий: - Наши эксперты сформулировали два основных мнения, которые сформировались за 25 лет в политических и общественных кругах. Давайте узнаем позицию зала в начале исторического поединка. У каждого из вас на спинке сидения закреплена табличка, на одной стороне которой стоит «+», а на второй знак «-». Путём обычного голосования мы определим количество сторонников того или иного экспертов. Прошу зал проголосовать.

(В зале поднимают таблички.Консультанты подсчитывают количество плюсов и минусов и объявляют результат.)



Ведущий: - Итак, правый сектор и целесообразность военных действий в Афганистане поддерживают ____ человек. Левый сектор _____ человек.

Посмотрим, изменится ли мнение участников исторического поединка в конце ток-шоу. Слово экспертам.



1-й: - Желающих подискутировать на тему, насколько серьёзной была угроза дестабилизации советской Средней Азии, можно отослать к истории постсоветской Средней Азии. Тысячи убитых в Фергане, несколько локальных гражданских войн, массовое бегство русских, оставшихся без защиты советских военных гарнизонов, мощный вал героина, хлынувший на территорию России через среднеазиатские республики. Стоит ли напоминать о том, что при активной моральной поддержке Запада и активной финансовой поддержке арабского мира происходило в Чечне? Стоит ли упоминать о захваченных театрах, родильных домах и школах?
В свою очередь, желающим подискутировать на тему опасности размещения американских баз у советских границ рекомендуется вспомнить про Карибский кризис, едва не переросший в третью мировую. Причиной кризиса послужила угроза размещения советских ракет на Кубе, которое последовало в ответ на размещение американских ракет в Турции. Это всё к тому, что дело было крайне серьёзное, и оставлять его без должного внимания было решительно невозможно.

Возникает вопрос: а был ли вообще у СССР в этой ситуации хоть какой-то выбор? Очевидный ответ таков: в сложившихся обстоятельствах другого выбора у советского руководства не было.



2-й: - Следует отметить, советские военные высокого ранга отнюдь не настаивали на использовании в ДРА контингента советских войск, более того, некоторые из них активно возражали против этого.Как же все-таки родилось это роковое решение о вводе войск? Кто из членов нашего высшего руководства сумел настоять на нем? Что при этом говорилось, кем и какие аргументы приводились? Да, действительно, руководство было всерьёз обеспокоено возможностью появления на юге ещё одного недружественного нам режима. Боялись новых ракет, нацеленных на нас. Ввели войска для предотвращения агрессии. И были уверены: войска станут гарнизонами, в боевых действиях участвовать не будут. Но решение принималось скоропалительно, на основании плохо проверенных данных. Наряду с честными, профессионально подготовленными специалистами были в Кабуле и некомпетентные, поверхностно знающие Афганистан, вторые люди, стремившиеся подладиться под высокое начальство, направляли те данные, которые могли понравиться «наверху». Сколько же вреда принесли они! То есть, даже, если у советского руководства не было другого выбора, это решение нужно было проработать, тогда возможно не было бы такого количества жертв. А так, первые погибшие, сразу 8 человек, появились часа через два после начала движения. Перевернулась одна из боевых машин, которая, уступая дорогу афганской машине, прижалась к обочине и упала с насыпи… Недалеко от Кабула, из засады, обстреляны наши солдаты, ремонтирующие машины, четверых убили.

Ведущий: - Я вижу, у участников поединка в зале появились вопросы к экспертам. Прошу, левый сектор, ваш вопрос.

(Вопрос из зала эксперту №1).

- Бытует мнение о том, что восемнадцатилетних мальчиков вагонами гнали на убой в бессмысленной, никому не нужной войне. На возражения о том, что многие, очень многие восемнадцатилетние мальчишки отправились туда добровольно, следует сентенция: все они были обмануты лживой советской пропагандой. Так, зачем и главное за что воевали солдаты и офицеры советской армии?

1-й: - Начнём с того, что многие солдаты и офицеры, каким бы невероятным это сейчас ни казалось, понимали, что они должны послужить своей стране, как это заведено у нормальных людей в нормальных же странах.Были и те, кто действительно верил в то, что выполняет интернациональный долг, помогая народу отсталой феодальной страны двигаться к свету знания. Напомним, что, помимо военной деятельности, в стране работали тысячи гражданских советских людей. Например, инженеры, строители и врачи, лечившие не только наших солдат, но и местное население.Были те, кто просто хотел «проверить себя» на настоящей войне. Были те, кто отправился в Афганистан, следуя семейной традиции. В основном это касается офицеров из семей потомственных военных. Статус в советском обществе у офицеров, воевавших в Афганистане, и тех, кто служил в Союзе, был разный. Но самое главное и то, что не требует доказательств: солдаты и офицеры Советской армии воевали за свою жизнь и за жизнь своих товарищей.

Ведущий: - Вопрос правого сектора.

(Вопрос из зала эксперту №2).

- Война, в том числе и афганская 1979-1989 гг., как продолжение политики насильственными средствами имеет последствия, влияющие на несколько поколений населения стран и их коалиций, которые принимали в ней прямое или косвенное участие.Каковы в общем виде негативные последствия, которые имела эта акция для Советского Союза?

2-й: - Негативные последствия стоит разделить на политические, экономические, военные и конечно же психологические. Во-первых, в Совете безопасности были выдвинуты требования осудить Советский Союз за неспровоцированную открытую агрессию против независимой страны.Значительно пострадало влияние СССР на Движение неприсоединения, особенно на мусульманский мир. Была заблокирована разрядка, ликвидированы политические предпосылки для ограничения гонки вооружений. Резко возрос экономический и технологический нажим на Советский Союз.

Военные победы не стали общей победой режима, который мы поддерживали. Они не закреплялись политическими и экономическими действиями. Поэтому когда войска уходили, все возвращалось "на круги своя".

Экономические убытки исчисляются десятками миллиардов рублей. В связи с тем, что была установка ЦК КПСС для Афганистана ничего не жалеть, только по линии Министерства обороны за годы войны на различную безвозмездную помощь было израсходовано более 12 млрд. руб., 8 млрд. инвалютных рублей - по тем временам довольно значительная сумма. Эти затраты оказали существенное влияние на состояние советской экономики.

В психологическом плане, участие в войне оказывает безусловное воздействие на сознание, подвергая его серьёзным качественным изменениям.Афганский синдром – это душевный надлом, срыв, ожесточение, непримиримость, повышенная конфликтность, с одной стороны, усталость, апатия — с другой. Эти естественные реакции организма на последствия длительного физического и нервного напряжения, испытанного в боевой обстановке, становятся характерными признаками, так называемых фронтовых (потерянных) поколений.



Ведущий: - Время исторического поединка подходит к концу. Я предлагаю экспертам подвести итоги. А залу приготовиться к финальному голосованию.

1-й: - Следует признать, что за время пребывания советских войск в Афганистане нам удалось создать дееспособный режим, который после вывода войск продержался на собственных ногах более трёх лет. После того как рухнул Советский Союз и был разрушен баланс мировых сверхдержав, значительно увеличилось производство наркотиков. А вот американцы ещё пожалеют о том, что поддержали афганских моджахедов и впоследствии талибов, потому что те террористы, которые там были подготовлены, пытаются перенести огонь джихада и на американцев.

2-й: - Принципиальная оценка ввода наших войск в Афганистан уже дана. Он признан ошибкой. Советскому руководству, таким образом, в 1979 году не хватало реализма в политике. Реализм в политике несовместим с волюнтаризмом, вождизмом. В международных отношениях время политиков-магов, волшебников-дипломатов прошло. Мир стал слишком сложным, а проблемы его развития обострились настолько, что любому руководителю государства или партии уже невозможно принимать решения в одиночку. Объективный анализ существующих в мире реальностей наедине с собой или в узком кругу сделать невозможно. Опыт Афганистана говорит именно об этом.

Ведущий: - Афганский конфликт и его уроки для Советского Союза показывают, что военными методами политические проблемы в современном мире решить невозможно. Их можно решить только мирным путём, при участии мирового сообщества. А если кто-то решит действовать, не считаясь с интересами этого сообщества, это заведомо обречено на неудачу. Предлагаю залу оценить это мнение и принять участие в голосовании.

(Зал голосует, подводятся итоги голосования, Ведущий благодарит всех за участие в историческом поединке.)



Учитель: - 27 декабря 1979 года - советские спецподразделения взяли штурмом дворец Амина, операция продолжалась 40 минут, во время штурма Амин был убит.

15 февраля 1989 года - из Афганистана полностью выведены советские войска.

Между этими двумя датами целая история, жизнь и смерть, грязь и слёзы, ожидание и любовь. Да, любовь и море романтики.

(Лирический блок.Выходят ученики с гитарами в руках, 2-3 человека. Сначала читают стихотворение. Затем музыкальный номер.)

- Автомат и гитара на Афганской войне.

Кто-то скажет: не пара, там романтики нет!

Я не спорю, поверьте, но хотел бы спросить:

Вам когда-нибудь в рейды приходилось ходить?!

- Вы считали недели до отлёта домой?!

Вы когда-нибудь ели сухпаёк фронтовой?!

Не в туристских походах, не в лесу костра -

Там беднее природа и сильнее ветра.

- Там пылают пожары в жестоком бою,

Громче всякой гитары сами скалы поют.

Вам знакома усталость после трудного дня?

Если это случалось, вы поймёте меня.

- Да, романтики нету, есть работа и кровь.

Кто-то верил в победу в победу, кто-то верил в любовь.

Кто-то знал, что вернётся, но упал под огнём!

И струной отзовётся наша память о нём!

- Нам не выйти из боя, не вернуться назад,

И гитар не настроить на лирический лад!

Вам, не ведавшим, вроде, нет причины тужить,

Вы спокойно живёте, нам уж так не прожить.

- Боевые гитары, я вам песни пою,

Да, гитара не пара автомату в бою.

Но, поправ все законы, в этом мире скупом.

Вы горели в колоннах, заодно с игроком.

- Вас дырявили пули и осколки секли,

Грифы тонкие гнули, но сломать не смогли!

И, вдали от Союза, вы в руках у солдат,

Доказали, что музы на войне не молчат.

- Автомат и гитара на Афганской войне,

Кто-то скажет: не пара, нет романтики, нет!

Я не думаю спорить, петь в бою, иль не петь,

Мне гитару настроить надо к бою успеть!

(Размещаются на сцене, поют песню из репертуара группы «Любэ» «Позови меня тихо по имени».)
Позови меня тихо по имени

Ключевой водой напои меня

Отзовётся ли сердце безбрежное,

Несказанное, глупое, нежное.

Снова сумерки всходят бессонные

Снова застят мне стёкла оконные

Там кивает сирень и смородина,

Позови меня тихая родина

Позови меня, на закате дня

Позови меня, грусть печальная, позови меня

Знаю, сбудется наше свидание,

Затянулось с тобой расставание.

Синий месяц за городом прячется,

Не тоскуется мне и не плачется.

Колокольчик ли, дальнее эхо-ли?

Только мимо с тобой мы проехали.

Напылили кругом, накопытили,

Даже толком дороги не видели.

Позови меня, на закате дня

Позови меня, грусть печальная, позови меня

Позови меня тихо по имени,

Ключевой водой напои меня.

Знаю, сбудется наше свидание.

Я вернусь, я сдержу обещание...

(На экране документальный фильм на музыкальном фоне группы «Рождество», также, как в начале. Стоп-кадр крупного плана солдат.)

Чтец:

- Вы другими вернулись,


С той Афганской войны.
Снова в жизнь окунулись,
Посреди тишины.
Вы вернулись другими,
Это стоит признать.
Нужно будет отныне
Жизнь с нуля начинать.
Станут мысли простыми,
Как слова и дела.
И в поступках, в помине,
Нет, ни капельки зла.
С виду – люди как люди,
Но в ночной тишине
Долго сниться вам будут
Сны, что вы на войне ...

Учитель: - Афганская война — это важная веха в истории советских Вооружённых сил. Страница в истории нашей страны. Это дни и годы, боль и потери, доблесть и героизм наших солдат и офицеров. Наших людей, многие из которых живут среди нас.

Наша задача — не забывать об этих людях и отдавать им должное, показывая историю такой, какая она есть. Мы надеемся, что сегодняшний урок по достоинству будет оценен теми, кому он посвящён, — солдатами и офицерами, ветеранами афганской войны. Мы надеемся, что наш проект заинтересовал молодёжь, которую в последние годы старательно убеждают в том, что мы везде и всюду проиграли. Я уверена в том, что все участники этого проекта поняли, что война не бывает чужой и всегда касается всех.


Люди, прошедшие Афганскую войну, жизнерадостны, полны сил, нормальные, обычные люди.
Они — не побеждённые. Они — победители!

В этот памятный день хочется пожелать всем ветеранам Афганистана, воинам-интернационалистам крепкого здоровья, чтобы не тревожили старые боевые раны, семейного благополучия, радости и жизненного оптимизма, непоколебимой силы духа, душевного спокойствия, глубокой веры в прекрасное будущее нашей малой и большой Родины. Пусть Бог хранит вас от всех бед!