страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Русский язык, литература Тип урока: интегрированный Тема урока русского языка: Обобщение - страница №1/1
![]() Дата: 13.03.2014 год Класс: 9 Учитель: Коротеева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Крестищенская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области Предмет: русский язык, литература Тип урока: интегрированный Тема урока русского языка: Обобщение знаний о сложном предложении Цели: систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; проверить умение различать предложения по структуре и способам связи; научить использовать в речи подобные синтаксические конструкции; проверить умение объяснять постановку знаков препинания; проверить умение составлять схемы предложений; научить самостоятельно извлекать необходимую информацию из различных источников; совершенствовать коммуникативные способности.
совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая особое внимание на особенности стиля писателя; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы,
- Сегодня мы проводим интегрированный открытый урок русского языка и литературы. А начать наш урок я предлагаю с пословицы (Слайд 3)
- Как вы понимаете её смысл? Я очень надеюсь, что сегодня вы пополните себя новыми знаниями и получите от этого удовольствие.
- Пословица является синтаксической единицей. Какой? (Это предложение. Сложное) - Какое предложение мы называем сложным? - На какие группы делятся сложные предложения? (Слайд 4) - А союзные? - Какое предложение называется сложносочинённым, сложноподчинённым? - Что такое сложное бессоюзное предложение? - Можете предположить, что будет являться предметом работы на уроке? (Сложное предложение) - Все новые темы мы изучили, что будем делать сегодня? - Верно. Сегодня будем систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; проверим умение различать предложения по структуре и способам связи; проверим умение объяснять постановку знаков препинания и умение составлять схемы предложений. II. Работа по теме урока 1) Синтаксическая разминка с последующей самопроверкой (Слайды 5 – 11) А) Установите соответствие между предложениями и схемами. Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем.
Б) Укажите вид подчинения придаточных Синцов долго не мог у него узнать, когда же подойдет тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться. 1. Однородное соподчинение 2. Неоднородное соподчинение (параллельное подчинение) 3. Последовательное подчинение В) Укажите соответствующую схему предложения СПП с несколькими придаточными. В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идет ли снег с неба или с земли. 1. [- =] 2. [-=] 3. [-=] (=) (=) (=) (=) (=) (-=) (-=) Г) Укажите верную характеристику предложения И все- таки у природы есть свои любимцы, которых она наделяет своей красотой. 1.ССП 2.СПП 3.БСП 4.Простое предложение. Д) Определите тип сложных предложений, укажите «лишнее» 1. Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы. 2. Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. 3. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было… 2) Устная коллективная работа. (Слайд 12) - Дайте характеристику предложений. 1. Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы. 2. Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. 3. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было… - Из какого произведения взяты эти предложения? (И. Бунин «Тёмные аллеи») - Изучая творчество И.А.Бунина, нельзя не обратиться к вечной теме в литературе и к одной из основных в творчестве писателя - к теме любви. В последней книге Ивана Алексеевича «Тёмные аллеи» она стала доминирующей. Любовь – чувство непостижимое, неподвластное научному анализу, обратиться к загадке любви мы сегодня и постараемся. 3. Целеполагание. - Какие цели необходимо поставить перед собой сегодня на уроке? - разобраться, в чём же состоит загадка любви по Бунину; - проанализировать рассказ «Тёмные аллеи» (содержание, образы героев, язык, идея); - определить собственное отношение к произведению и его героям. 4) Рассказ подготовленного ученика о сборнике И.Бунина «Тёмные аллеи» Книга «Тёмные аллеи» - итоговая в творчестве И.А.Бунина, она вобрала в себя всё, о чём писал, размышляя о любви, он ранее. Позже, когда книга увидела свет и читатели были потрясены “вечной драмой любви”, Бунин в одном из писем признавался: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни». 5. Аналитическая беседа.(Слайд 14) - Тридцать восемь рассказов «Тёмных аллей» написаны большей частью во время Второй мировой войны в годы эмиграции Бунина, с 1937 по 1944 годы. Почему, находясь на чужбине, во время войны писатель сочиняет книгу о самом сокровенном человеческом чувстве? - Как сам И.А.Бунин воспринимал любовь? Сравним несколько его высказываний об этом чувстве: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она и не разделена». «Любовь – это когда хочется того, чего нет и не бывает». «Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, … я был близок к самоубийству». «Разве бывает несчастная любовь? … Разве самая скорбная в мире музыка не даёт счастья?» « О счастье мы всегда лишь вспоминаем» - Так что же для него любовь? (Любовь – это и счастье и катастрофа, для него любовь и смерть связаны неразрывно). 6) Краткий пересказ новелл: (Слайды 15 – 19) «Лёгкое дыхание»; «Солнечный удар»; «Грамматика любви»; «Холодная осень». - Я предлагаю вам прослушать несколько новелл из сборника и обратить внимание на то, верно ли мы сделали вывод.
- В исследованиях, посвящённых творчеству Ивана Алексеевича Бунина, есть точка зрения, согласно которой «художественный мир Бунина – это мужской мир, женщина там присутствует, как счастье, как мука, как тайна в душе и судьбе мужчины». Какой из рассказов нельзя трактовать также? Какой рассказ является исключением? («Тёмные аллеи». В нём противостоят друг другу две жизненные позиции, два отношения к любви – не только героя, но и героини). - Строки какого стихотворения дали название рассказу, а впоследствии и всему циклу? (Слайд 21) (Н.П. Огарёв – общественный деятель, публицист, поэт и музыкант). -Вспомним сюжет рассказа: он прост, но в нём сжата целая любовная драма. (Краткое содержание рассказа) 8) Исследование стилистики текста (работа в группах) - Как и многие произведения Бунина, этот рассказ написан удивительным, неповторимым языком. Он прост, почти скуп, но разве можно рассказать обыденными, не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и четкостью. Писатель заставляет нас слышать, видеть, ощущать всё происходящее. Насколько выразительно Бунин сумел передать встречу героев, их переживания, показать все так, что кажется, будто автор нам рассказал историю знакомых или близких ему людей. Проведём исследовательскую работу в группах, которая поможет глубже понять произведение. Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения и т.д., проанализируйте детали пейзажа, интерьера, портретов героев, затем прокомментируйте свои наблюдения и сделайте вывод.
- Какой художественный приём использует автор? (Антитеза) - Что противопоставляет? (Пейзаж – интерьер, портреты героев, их взгляды, поведение). - Зачем? (Понять идею произведения) - Как помогает антитеза понять идею произведения?
- Мы с вами видим, как по-разному относятся к любви герои. 10. Работа с текстом. Анализ образной системы. - Бунин нигде прямо не характеризует своих героев, не выражает прямолинейно свою позицию. Он настраивает на раздумья читателя. Можно ли всё-таки определить авторское отношение к героям, понять его замысел? Как? (Понять авторскую позицию помогают слова и выражения, характеризующие состояние, чувства, поступки героев, авторские ремарки в диалогах, описания, построение произведения.) - Давайте проследим, как ведут себя герои во время трудного, но необходимого для обоих разговора. (Авторские ремарки помогают понять психологическое состояние героя: он очень волнуется. В душе героя растёт чувство вины и стыда). - В произведении присутствует символический образ дороги. Что он олицетворяет? (Символический образ дороги, залитой дождями, изрезанной многими чёрными колеями, пронизывает весь рассказ и олицетворяет жизненный путь Н. А.: жену "без памяти любил" - изменила, бросила; сына обожал - вышел негодяй). - Каково наше отношение к героям? Дайте им характеристику. (Мы уважаем истинность чувства Надежды, восхищаемся цельностью её натуры, её состоявшейся жизнью, несмотря на боль предательства любимого человека. Жалобам на неудачную жизнь Николая Алексеевича не хочется внимать, его оправдания неубедительны, он лишь цитирует, а не живёт по-настоящему. Надежда тридцать лет, «сколько ни проходило времени, все одним жила»: для нее «все проходит, да не все, забывается». А ее былой возлюбленный Николай Алексеевич случайно, нежданно вспоминает «самое дорогое, что имел в жизни» и потерял. И успокаивается тоже быстро. Тем не менее «заноза» из его сердца все равно не исчезнет. Если любовь была, то она останется и в душе, и в памяти навсегда, а человека, не сумевшего рассмотревшего любовь, предавшего её, поддавшегося общественному мнению и сословным предрассудкам судьба жестоко наказывает. Не прощает его и Надежда.) 11. Определение ликов любви в рассказах И.А. Бунина (Слайд 24) - В каждом повествовании писатель находит всё новые и новые оттенки любовного чувства, разные лики любви. Я просила вас при чтении рассказов сборника «Тёмные аллеи» подумать об этом. 12. Работа над высказываниями о любви известных людей. Анализ предложений. Составление схем. - О том, что же такое любовь, люди задумывались всегда. С мнением некоторых из довольно известных людей я предлагаю вам познакомиться.
(Джозеф Аддисон)
(Александр Мень)
(Митрополит Антоний Сурожский) - Запишите предложения. Сделайте синтаксический разбор, составьте схему. III. Проверка домашнего задания. Чтение синквейнов о любви. - Вы дома занимались творчеством. Сочиняли синквейны о любви. Прочитайте их. - Спасибо.
- Продолжите фразу: Было интересно.. Было трудно.. Я понял, что.. Я попробую… У меня получилось.. Я смог…
Мне захотелось.. Меня удивило… V. Домашнее задание.
VI.Оценивание. - В начале урока каждый из вас получил лист, на котором указаны все этапы урока, где вы должны были ставить себе оценку. Выведите итоговый балл. |