«Русь, Россия, край, где мы живём» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Русь, Россия, край, где мы живём» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №11
Праздник по духовно-нравственному

воспитанию учащихся начальных классов

на тему: «Русь, Россия, край, где мы живём»

Разработала учитель высшей категории

Гапонова Наталья Владимировна

г. Волгодонск 2013

Пояснительная записка

Методическая разработка.
Праздник по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальных классов на тему: «Русь, Россия, край, где мы живём».
Подготовка праздника: класс делится на группы, одна группа поработает со словарями и найдет значение слов «Родина», «народ» и близких им слов. Другая группа должна узнать историю российского герба и флага. Третья- подберет стихи о Родине, о Доне, о Волгодонске. Объявляются, конкурсы рисунков на темы: «Мой любимый уголок природы», «Мой город», «Природа моего края».
Рисунки вывешиваются на стенде под рубрикой «Край, где мы живем». На доске - карта Ростовской области, герб, флаг России. Книжки- раскладушки «Растения Донского края», «Животные Ростовской области», «Мой Волгодонск».
Цель: сформировать осмысление понятия «родина, Россия» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека. Воспитать у учащихся чувство гордости за свой край, стремление быть благородными в жизни, патриотами своей страны.

Праздник «Русь, Россия, край, где мы живем ».

Подготовка праздника: класс делится на группы, одна группа поработает со словарями и найдет значение слов «Родина», «народ» и близких им слов. Другая группа должна узнать историю российского герба и флага. Третья- подберет стихи о Родине, о Доне, о Волгодонске. Объявляются, конкурсы рисунков на темы: «Мой любимый уголок природы», «Мой город», «Природа моего края».

Рисунки вывешиваются на стенде под рубрикой «Край, где мы живем». На доске- карта Ростовской области, герб, флаг России. Книжки- раскладушки «Растения Донского края» , «Животные Ростовской области», «Мой Волгодонск».

Цель: сформировать осмысление понятия “родина, Россия» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека. Воспитать у учащихся чувство гордости за свой край, стремление быть благородными в жизни, патриотами своей страны.

Праздник начинает учитель:

Родина.

Весь край этот, милый навеки,



В стволах белокрылых берез,

И эти студеные реки,

У плеса которых ты рос,
И темная роща, где свищут

Всю ночь напролет соловьи,

И липы на старом кладбище,

Где предки уснули твои,


И синий ласкающий воздух,

И крепкий загар на щеках,

И деды в андреевских звездах,

В высоких седых париках,


И рожь на полях непочатых,

И эта хлеб – соль средь стола,

И псковских соборов стрельчатых

Причудливые купола…


И санки, чтоб вихрем летели,

И волка опасливый, шаг,

И серьги вчерашней метели

У зябких осинок в ушах,


И ливни – такие косые,

Что в поле не видно ни зги

Запомни:

Все это – Россия,

Которую топчут враги.
Это прекрасное стихотворение написал Дмитрий Кедрин в самый тяжелый, 1942 военный год, когда фашисты оккупировали большую часть нашей земли.

Что же такое для человека Родина? Что он, считает своей родиной: страну, в которой он живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и, есть родина, то есть родное место. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.



Дети (читают стихи)

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел твоих стозвонных.

С. Есенин.
Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

НЕ видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

С. Есенин.
О России петь – что стремиться в Храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь любить, что бессмертным быть.

И. Северянин.

Люблю я Россию

Всею кровью, хребтом-

Её реки в разливе

И когда подо льдом,
И надеждою таюсь-

Полный тайных тревог,-

Что хоть малую малость

Я России помог.

Быть бессмертным не в силе,

Но надежда моя:

Если будет Россия,

Значит, буду и я.


Россия - мать,

Святой и зримый,

Да будет жребий твой велик,

Но сохрани неповторимый,

Твой материнский светлый лик.
За песни, которым впервые

Внимают родные края,

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя!


Люблю великий наш простор,

Что отражён не только в поле,

Но в революционной воле

Себя по-русски распростёр:

От декабриста в эполетах

До коммуниста Октября

Россия значилась в поэтах,

Планету заново творя.



Русь (отрывок)

…Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!
У тебя ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

Воля смелая?


У тебя ли нет

Про запас казны,

Для друзей - стола,

Меча - недругу?


У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?...

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,


Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

И.С.Никитин.

Люблю, Россия, твой пейзаж:

Твои курганы печенежьи,

Станухи белых побережий,

Оранжевый на синем пляж,

Кровавый мех лесной зари,

Олений бой, тюленьи игры.
Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.


И север есть у нас, и юг.

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг –

Там холода и вьюги.


В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.


Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой!

Исполнение стихов сопровождают песни: «Вечерний звон» (ст. И. Козлова), «Уголок России» (сл. Е. Шевелевой, муз. В. Шаинского), «Малиновый звон» (сл. А. Поперечного, муз. А. Морозова)

Учитель: Откуда произошло само слово родина? Послушаем детей, которые нашли в словарях (толковом, этимологическом) слова, близкие по значению этому слову.

Дети: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас– потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду. Родить-значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса..), родит почва, земля. Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич- родственник, член рода. Родня-родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её. Родина – это и отчество, страна, и место рождения человека. Народ – нация, народность, жители страны. Есть еще много слов с корнем – род, - : народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.



Учитель : А сейчас мы проведем конкурс на лучшего географа – надо показать на карте место, где жили ваши родственники, откуда пошел ваш род.

Затем все участники праздника приглашаются в хоровод. Хоровод- это старинная народная игра: движение людей по кругу с песнями и пляской. Исполняются народные песни с движениями: «Во поле березка стояла.» «А мы просо сеяли.».



Учитель: Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого?

Дети: Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.

Учитель: Назовите основные символы государства. Сейчас группа, которая подготовила материал о символах нашей страны, расскажет о них.

Дети: У нас очень красивый герб,( показывают, изображение герба). На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел- символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года это государственный флаг Российской Федерации.



Учитель: А что символизируют белый, синий, красный цвета российского флага?.

Дети: Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой- это содружество трех славянский народов. По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.

Гимном Российской Федерации стала музыка Патриотической песни русского композитора М.И. Глинки, который жил в XIX веке..



Учитель: Давайте, послушаем отрывок из нашего гимна. Запомните, что гимн государства нужно слушать стоя.

(Звучит гимн)



Дети:

1. Как повезло тебе и мне:

Мы родились в такой стране,

Где люди – все одна семья,

Куда ни глянь – везде друзья.

2. Ребята подрастают

На севере, на юге.

Поют они, играют

И помнят друг о друге.

3.Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки…, вдоль которых,

Взявшись за руки идем.

4. Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

5.Что мы Родиной зовем?

Край, где Мы с тобой живем

6. Ты, казачий мой край необъятный!

Ты, Донская моя сторона!

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля!

7.Степь ты, степь моя, степь беспредельная

Неоглядный простор и покой,

Где звучит, точно песнь колыбельная,

Голос ветра над ширью донской.

8. Залюбуешься легкой травинкой,

Спящей степи неброской красой,

Где ковыль, окрашенный росинкой,

Шелестит шелковистой косой.

9. Тихий свет по степи разливается

Чистотой родниковой слезы.

И дрожит и лучом отражается

В тонких крыльях степной стрекозы.

Учитель:На месте нашего города тоже раньше была степь. Чтобы по реке Дон можно было возить грузы на судах по другим рекам, в степи прорыли канал и соединили реку Дон с рекой Волга. Канал стал называться судоходным каналом им. В.И. Ленина. По нему плавают суда, а люди, которые строили канал, стали строить себе дома на берегу реки Дон и образовавшегося Цимлянского водохранилища. Так возник наш город Волгодонск. Канал начали строить в 1950 году. Этот год считается годом рождения нашего города. Наш город несет в себе название двух рек – Волгодонск.

Дети: Между Доном-Волгою, средь донских степей

Волгодонск красуется – Порт пяти морей:

Городок не маленький, но и небольшой,

И стоит он с поднятой гордо головой!

Солнышком обласканный, водами обвит.

Учитель: У нашего города есть свои символы – герб и флаг. В 1995 году был принят герб, который разработал художник В.И. Николайчик. (изображение герба). На изгибе, в пересечении лазоревом (синем) и червленом (красном) – серебряный якорь и два серебряных бунчука на золотых древках накрест; поверх якоря и древков – золотой (желтый) выщербленный пояс, обрамленный червленым цветком тюльпана с двумя зелеными листами; концы бунчуков положены поверх пояса.
Флаг города Волгодонска является официальным знаком города, знаком власти. На белом прямоугольном полотнище располагается золотой (желтый) выщербленный пояс с изображением червленого (красного) цветка тюльпана с двумя зелеными листами сверху и снизу – полосы лазоревого и красного цветов. Флаг города может быть поднят при церемониях, и во время других торжественных мероприятий, проводимых городской администрацией и городской Думой, общественными организациями.


Дети:

1. Люблю свой край, простор родимый,

Станицы, рощи, хутора,

Широкий Дон, ковыль гонимый,

Низовым ветром до утра.
2. Вокруг простор степи бескрайний.

Весь зеленеющий в цветах,



А аромат необычайный

В глубоких тает небесах.