Российская федерация - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Российская федерация - страница №1/1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Департамент образования города Москвы

Юго – Западное окружное управление образования

Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС

_________________ (Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)

«_____»_____________ 2009г. « »___________2009г.

Программа принята на методическом совете

« » 2009г.

«Развитие моторной сферы у детей раннего возраста «Божьи коровки»
Автор – составитель: Гусарова Анастасия Александровна,

педагог-психолог.


Москва

2009 г.

Пояснительная записка

Программа «Божьи коровки» направлена на освоение детьми раннего возраста предметно-манипулятивной деятельности. Программа способствует развитию у детей общей координации движений, формирует чувствование собственного тела, ручной умелости. Занятия также помогают начальному развитию произвольного внимания.


Актуальность программы

Развитие моторной сферы наиболее актуально у детей раннего возраста, так как на основании этой сферы строится дальнейшее психическое развитие ребенка. Предметная деятельность имеет непосредственную связь с развитием моторной сферы ребенка. В процессе занятий через упражнения на развитие общей и тонкой моторики происходит развитие познавательной сферы детей, формируются представления об окружающем мире. Кроме того, работая в группах, дети учатся взаимодействовать друг с другом. Этим объясняется актуальность программы.


Новизна программы заключается в попытке создания комплексного подхода к развитию моторной сферы детей раннего возраста. Каждое занятие включает в себя упражнения на развитие как общей, так и тонкой моторики. Программа предусматривает активное участие в проведении занятий родителей, что позволяет им лучше понимать потребности и возможности своих детей, находить новые формы взаимодействия с ребенком.
Программа педагогически целесообразна, так как направлена на педагогическое просвещение родителей. Применение родителями рекомендаций, получаемых в ходе занятий, позволят более эффективно организовать их общение с ребенком.
Цель: развитие общей и тонкой моторики у детей раннего возраста

Задачи:

  1. Обучающие:

  • обучение навыкам рисования, лепки,

  • обучение навыкам игры с предметами.

  1. Развивающие:

  • развитие умения координировать свои действия,

  • развитие зрительного и слухового внимания,

  • развитие первичных навыков произвольной регуляции действий: умение подчинять свои действия установленным правилам, согласовывать действия с действиями окружающих людей, умение контролировать свои сиюминутные желания в пользу заданной обстановки.

  1. Воспитательные:

  • воспитание гуманного отношения к другим людям;

  • воспитание товарищеских отношений между детьми;

  • воспитание аккуратности; трудолюбия, ответственности за свои действия

  • воспитание бережного отношения к вещам своим и других людей;

  • воспитание дисциплинированности, собранности


Целевая аудитория программы: дети в возрасте от 2 до 3 лет, дети 3 - 3,5лет, имеющие сложности в развитии моторной сферы.
Форма проведения занятий: групповая (по 3-6 человек в зависимости от личностных особенностей участников), занятия проводятся в присутствии и при содействии родителей.

Программа рассчитана на 6 месяцев, продолжительность программы - 25 часов (1 занятие в неделю по 45 минут).


Структура занятия:

    1. Ритуал приветствия

    2. Основная часть занятия:

      • подвижные игры,

      • дидактические игры,

      • игры на развитие тонкой моторики,

      • игры для развития орального праксиса

    3. Ритуал прощания


Содержание и структура программы

Программа подразделена на три блока: развитие общей моторики, развитие мелкой моторики, развитие орального праксиса. На каждом занятии используются упражнения из блоков развития общей и тонкой моторики, из блока развития орального праксиса.

На начальном этапе работы наибольшее внимание уделяется развитию общей моторики. В блоке упражнений на развитие общей моторики присутствуют игры на развитие координации, равновесия, взаимодействия с партнером, музыкальные упражнения для развития чувства ритма.

Блок развития мелкой моторики включает освоение навыков работы с пластилином, рисование карандашами и красками, освоение работы со шнуровками, различными крупами. Внимание уделяется элементарным пальчиковым играм.

По степени освоения программы, внимание направляется и на освоение упражнений по развитию орального праксиса. В блоке развития орального праксиса работа ведется в направлении разрабатывания подвижности языка, мимики, умение интонационно озвучивать свои действия.
Условия реализации программы

Программа проводится в помещении, где есть место для подвижных игр, а также столы для занятий. Помещение должно быть свободно от посторонних предметов, дезорганизующих деятельность детей (следует помнить об особенностях поведения детей раннего возраста, их неспособности на первом этапе контролировать свое поведение, согласуя его с инструкцией взрослого). В помещении не должно находиться опасных предметов, при взаимодействии с которыми ребенок может получить травму.



Оснащение, необходимое для проведения программы:

  • гимнастическая скамейка

  • 7 гимнастических обручей

  • 7 наборов пластмассовых кубиков

  • по 7 одинаковых наборов шнуровок, желательно направленных на разные типы действий (нанизывание, шнурование по картинке, шнурование объемных моделей)

  • 7 матрешек

  • 7 наборов конструктора с деталями средней величины

  • по 7 трафаретов: овощи и Фрукты, посуда, мебель, одежда

  • модули «Острова»

  • мягкие модули для строительства большого дома

  • бассейн с шарами

  • музыкальное оборудование для прослушивания музыки: музыкальный центр, музыкальные диски


Ожидаемые результаты:

  • улучшение координации движений ребенка,

  • освоение навыков игры с предметами

  • освоение навыков работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками.

  • развитие первичных навыков произвольной регуляции действий,

  • развитие способности согласовывать свои действия с действиями другого ребенка,

  • развитие зрительного и слухового внимания

  • появление аккуратности; трудолюбия, ответственности за свои действия

  • появление дисциплинированности, собранности

  • появление признаков бережного отношения к вещам своим и других людей.


Формы проверки уровня развития общей моторики будет осуществляться посредством итоговой эстафеты, содержащей основные виды препятствий, преодолеть которые можно, воспользовавшись полученными навыками (ползанье, прыжки, ходьба, действия с мячом, гимнастической палкой и т.д.). Проверка развития мелкой моторики будет осуществляться путем выполнения подарочной аппликации родителям. Кроме итогового занятия с детьми, подведение итогов будет осуществляться путем получения обратной связи от родителей.

Контроль за эффективностью программы будет осуществляться посредством промежуточных эстафет и выполнения упражнений на развитие мелкой моторики. После каждого занятия будет проводиться беседа с родителями о результате, достигнутом ребенком за встречу.


Литература

  1. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, под общей редакцией Н. Г. Минько, М.2007

  2. Новиковская О. «Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры»

  3. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, Е. А. Янушко, 2007

  4. Сборник коррекционно-развивающих программ. Часть 1, М. 2007

  5. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду, М. 2005

  6. Ресурсы Internet:

    • Просветительский портал www.school-city.by, раздел «Учитель», «Методические рекомендации»

    • Сайт психологического центра «Алладин» http://adalin.mospsy.ru

    • Портал фестиваля педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС

_________________ (Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)

«_____»_____________ 2009г. « »___________2009г.

Программа принята на методическом совете



« » 2009г.

Тематический план




Тема занятия

Кол-во занятий



Вводное занятие: общие правила поведения на занятиях, меры соблюдения техники безопасности

1



Упражнения на развитие общей моторики (координации и равновесия)

9

-

  • Общеразвивающие упражнения с гимнастическими предметами (обруч, палка) «Зарядка»

2



  • «Узкая тропинка» (ходьба по гимнастической скамье, по гимнастической палке)

1



  • Ходьба по заданной траектории (в колечки, обходя препятствия, ходьба по кочкам, на носках, приставным шагом, маршевым шагом)

1



  • Игры с использованием ползанья «Котята» (проползти под гимнастической палкой на четвереньках, на животе, на спине)

1



  • Игры на использование прыжков (прыжок в высоту до игрушки, прыжки с кочек, прыжки с места, прыжки на кочки, прыжки через кочки)

1



  • Игры с мячом (переложить из руки в руку, подбросить и поймать (с разными вариантами использования рук); вести мяч вокруг себя, сидя на пятках; передавать мяч соседу, игра «попади в воротца», перекидывание маленького мяча из руки в руку, перебрасывание мяча соседу)

1



  • Игры со строительными модулями и кубиками (строительство высокой пирамиды из модулей, строительство пирамиды из кубиков и движение с ней, совместное строительство домика из модулей)

1



  • Музыкальные игры (хороводы, движения под музыку)

1



  • Игры в сухом бассейне (нахождение и угадывание предметов)

1

3.

Упражнения на развитие мелкой моторики

9



  • Игры с мячиком «ёжик» и резиновыми кольцами

1



  • Игры с трафаретами «Фрукты», «Овощи»

1



  • Игры с пластилином (лепешки, колобки, колбаски, размазывание пластилина по бумаге, лепка фигур)

1



  • Игры с фасолью и горохом (пересыпания, поиск игрушки с миске с горохом, составление фигур из фасоли)

1



  • Игры с прищепками (лучики для солнышка, иголки у ежика)

1



  • Игры с цветными шашками (строители), собирание матрешек

1



  • Игры с бумагой (комкание, распрямление, обрывание, складывание, аппликации из заготовок )

1



  • Игры с толстыми нитками, шнурками (клубочки – ниточки, аппликации, дорожки, узелки)

1



  • Игры со шнуровками, разными застежками

1

4.

Упражнения на развитие орального праксиса

4



  • Игры на развитие мимики (злой волк, трусливый заяц, хитрая лиса, веселый колобок и т.д.)

1



  • Серия упражнений для губ и языка (окошко, месим тесто, чистим зубки, играем на дудочке, красим заборчик, едим вкусное варенье, катаем шарик)

1



  • Пропевание гласных звуков

1



  • Игра «Озвучка» ( «бах», «бух», тра-та-та, ай, ух ты, ту-туу, тик-так и т.д.)

1

5.5

Закрепление, контроль выполнения упражнений на равновесие и координацию (полоса препятствий)

1

66.

Заключительное родительское собрание

1




Итого

25