страница 1страница 2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Российская федерация минкультуры россии - страница №1/2
![]() РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «УТВЕРЖДАЮ»: ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ___ ________________ / Демина Л.В./ __________ _____________ 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИРИЖИРОВАНИЕ 073100.68 Музыкально-инструментальное искусство Магистр Институт музыки, театра и хореографии Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов Квалификация (степень) выпускника магистр Тюмень — 2011 Разработчики: Т.А.Жданова – заведующий кафедрой, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ
___________________ __________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Оркестрового дирижирования и народных инструментов» «___» _______________ 2011 г, протокол № ___ . Зав. кафедрой ________________/Жданова Т.А./ Утверждена на заседании Учебно-методической комиссии _________________________________ «____» ______________ 2011 г, протокол № ___ Председатель______________/ /
Цель и задачи дисциплины Общей целью вузовского курса дирижирования, равно как и всех других учебных предметов, обусловленных Государственным образовательным стандартом, является подготовка высококвалифицированного музыканта, специалиста в области народно-оркестрового творчества. А его специфическая, неповторимая цель состоит в формировании способностей к глубокому постижению музыки в органичном единстве с развитием умений воплощать и передавать ее дирижерскими, мануально-пластическими средствами музыкантам оркестра. Такая целевая неповторимость обусловлена прежде всего тем, что никакая другая учебная дисциплина не предполагает и не располагает возможностями формирования этой, сугубо дирижерской, комплексной способности - умения. Занятия в классе дирижирования содержат в себе богатые возможности для развития многих других способностей, навыков и умений, необходимых дирижеру: музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и темпа. Индивидуальные занятия по дирижированию должны основываться на глубокой проработке разнообразного музыкального материала и являются богатым источником накопления музыкально-эстетических, исторических, теоретических и других профессиональных знаний и эмоционально-слуховых переживаний, средством к эмоциональному постижению и рациональному осмыслению музыки.
- формирование навыков дирижерско-исполнительского анализа оркестровой партитуры; - развитие дирижерского мышления как комплексной способности к рационально-эмоциональному постижению авторского замысла и выработке собственной исполнительской трактовки музыкальных произведений различных стилей и жанров; - развитие дирижерско-исполнительской воли; - формирование навыков управления оркестровым исполнением дирижерскими средствами; - освоение и накопление репертуарного багажа из произведений различных эпох и стилей; - развитие навыков концертных выступлений.
- концертное исполнение программ в различных модусах – в составе ансамбля (оркестра), с оркестром; - руководство самодеятельными, любительскими, учебными музыкально-исполнительскими коллективами; - исполнение оркестровых и ансамблевых партий; - овладение навыками репетиционной работы с партнерами по ансамблю и в творческих коллективах; - создание аранжировок и переложений; б) в области педагогической деятельности: - преподавание дисциплин в области музыкально-инструментального искусства, в том числе игры на музыкальном инструменте обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, детских школах искусств, детских музыкальных школах и общеобразовательных учреждениях; - изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, осуществление профессионального и личностного роста обучающихся; - развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности в работе над музыкальным произведением, способности к самообучению; - планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса. в) в области организационно-управленческой деятельности: - осуществление функций специалиста, референта, консультанта, руководителя небольших структурных подразделений в государственных (муниципальных) - органах управления культуры, в организациях сферы культуры и искусства (театры, филармонии, концертные организации и др.), в творческих союзах и обществах; - участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий); организация и руководство учреждениями и организациями отрасли культуры и искусства (учреждениями дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, домами народного творчества, этнокультурными и фольклорными центрами, коллективами и студиями народного/национального художественного творчества, школами народной/национальной культуры); - участие в организационно-управленческой деятельности по сохранению и государственной поддержке искусства, культуры и образования;
- художественное руководство творческим коллективом, самодеятельными/любительскими в области народного творчества; - руководство учебными музыкально-исполнительскими коллективами в учреждениях среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях; д) в области музыкально-просветительской деятельности: - с целью пропаганды достижений музыкального искусства выступление с концертами (с оркестром, лекциях-концертах) в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры; - осуществление профессиональных консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры; - осуществление связи со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры. Место дисциплины «Дирижирование» в структуре основной образовательной программы Дисциплина «Дирижирование» относится к циклу М2.ДВ2 «Дисциплины по выбору» Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины «Дирижирование» направлен на формирование следующих компетенций: Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в области музыкально-исполнительской деятельности: - осуществлять на высоком художественном и техническом уровне музыкально-исполнительскую деятельность (соло, в ансамбле, с оркестром, в оркестре) и представлять ее результаты общественности (ПК-1); -быть мобильным в освоении разнообразного классического и современного репертуара, участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду (ПК-2);
-преподавать в образовательных учреждениях ВПО, среднего профессионального образования дисциплины, соответствующие профильной направленности ООП (ПК-4); использовать разнообразные педагогические технологии и методы в области музыкального образования (ПК-5);
-выполнять научные исследования в области музыкально-инструментального искусства, культуры и музыкального образования (ПК-9); -владеть методологией научно-исследовательской деятельности в области музыкально-инструментального искусства и музыкального образования (ПК-11);
-выполнять управленческие функции в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих союзах и обществах, образовательных учреждениях (ПК-12); -разрабатывать перспективные и текущие программы деятельности организаций культуры и искусств, репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов, осуществлять художественное руководство творческими коллективами (ПК-13); -осуществлять работу, связанную с организационно-производственной структурой концертных и театральных организаций, различных агентств, а именно: обеспечивать функционирование творческого коллектива, социально-культурное и финансовое планирование, проектирование и маркетинг в концертных организациях (ПК-14); -применять знания в области организации менеджмента в сфере искусства, планирования и финансового обеспечения музыкально-театральной и концертной деятельности (ПК-15);
-разрабатывать и реализовывать просветительские проекты в целях популяризации искусства в широких слоях общества, в том числе и с использованием возможностей радио, телевидения, Интернета (ПК-18); -участвовать в общественных дискуссиях по вопросам развития музыкального искусства и образования, осуществлять связь со средствами массовой информации, организовывать пресс-конференции, другие PR-акции (ПК-19). В процессе занятий в классе дирижирования выпускник должен приобрести прочные знания, характеризующие дирижерско-оркестровое исполнительство как искусство интерпретации. В результате изучения дисциплины студент должен понять и усвоить основные принципы и особенности дирижерского исполнительства, овладеть навыками дирижерского анализа партитуры и создания собственного исполнительского замысла, художественного воплощения замысла, воплощения и передачи его оркестрантам мануально-пластическими средствами. Важным результатом занятий в классе дирижирования является формирование умения работы с оркестром, владение методикой проведения репетиций, а также навыками волевого воздействия на исполнителей и речевого общения с ними. Сюда относится и освоение навыков работы над оркестровым аккомпанементом. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц. ОДО
Общая трудоемкость дисциплины составляет … зачетных единиц. ОЗО
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц. Содержание дисциплины Содержание разделов дисциплины Обучение и воспитание дирижера - это чрезвычайно многогранный и кропотливый процесс, где любая, даже самая мелкая, на первый взгляд, деталь имеет большое значение. Преподаватель дирижирования, чтобы обеспечить результативность учебно-воспитательного процесса, должен с предельной тщательностью учитывать все его нюансы. Главным средством формирования дирижера-руководителя народного оркестра является музыка. Понятно, что от того, какой репертуар изучается на уроках дирижирования, как строится работа над ним, и будут зависеть основные результаты. Важное значение в этом контексте имеет подбор репертуара как для занятий в классе, так и для дирижерской практики в оркестре. Корректирующая роль в обеспечении методики грамотного подбора учебного репертуара играют принципы дидактики, такие как принцип индивидуального подхода, воспитывающего в обучении последовательности, доступности, творческой активности и самостоятельности студента. Следует постоянно учитывать и принцип художественной ценности произведений. Согласно этим принципам репертуарный план каждого студента должен охватывать самый широкий спектр музыкальных жанров и стилей. Особое и постоянное место в нем должны занимать произведения для оркестра народных инструментов, с которым в дальнейшем будет связана профессиональная деятельность выпускников специализации. Неотъемлемой его частью должен быть и оркестровый аккомпанемент солистам-инструменталистам и вокалистам. В репертуаре должны учитываться индивидуальные особенности и личностные качества студента, его сильные и слабые стороны, уровень его общекультурного и музыкального развития, оркестрового мышления и мануальной технической подготовки. Что касается процесса овладения мануально-технической стороной дирижирования, то в этом преподавателю необходимо постоянно руководствоваться принципами эффективности дирижерской техники: звукодвижения, упреждения звучания, графической ясности жеста, свободы движений и художественной целесообразности. Строгая реализация этих принципов, больше известных под названием общих принципов постановки аппарата, позволит преподавателю вести своего воспитанника правильным путем, уберегая его от всевозможных ошибок, добиваясь высоких результатов в его развитии. Не менее важно, с точки зрения качества обучения и воспитания дирижера, правильно выстраивать процесс работы над произведением. Дирижерская педагогика выработала рациональные подходы к решению этой проблемы. Согласно им весь процесс разучивания музыкального произведения в дирижерском классе принято подразделять на три этапа: подготовительный, основной и завершающий. Первый этап – самостоятельная работа дирижера над партитурой - посвящается начальному знакомству с произведением путем его прослушивания и зрительного анализа текста. Изучение литературы об исполняемом произведении и его авторе. Анализ и исследование произведения как единой интонационной системы, основанной на взаимодействии различных средств выразительности – тонально-гармонических, метроритмических, фактурных, агогических, тембрально-регистровых, динамических, артикуляционных и других. Анализ формы произведения, оркестрового стиля, жанровых особенностей. Принципы формирования собственной интерпретации на основе всестороннего изучения и аналитической работы над произведением. Мануальное освоение партитуры. Поиски выразительных средств для отображения образно-эмоционального содержания произведения. Результатом должно стать эскизное представление о содержательно-формальных контурах произведения. Пренебрегать этим этапом, несмотря на кажущуюся его малозначимость, ни в коем случае нельзя. Второй этап - это тщательная, детальная проработка произведения, с постепенным проникновением в его эмоционально-образное содержание, формированием исполнительского замысла и овладением мануально-техническими средствами его воплощения. Поскольку внутрислуховое представление является первичным по отношению к дирижерскому жесту, а осознание музыки должно предшествовать ее мануально-техническому освоению, второй этап работы над произведением начинается со скрупулезного его изучения. Наиболее доступный студенту способ изучения произведения - с помощью фортепиано, который активно дополняется освоением с помощью внутреннего слуха. Результатом этой работы должно стать умение мысленно воспроизводить музыку, на основе чего только и может вестись ее мануальное воплощение. При этом главная задача преподавателя состоит в том, чтобы побудить студента к тщательной проработке произведения, добиться его прочного знания и понимания. Он ни в коем случае не должен проводить занятия, если студент не выучил наизусть хотя бы начальный период пьесы. Иначе уроки дирижирования превратятся в гимнастические движения под музыку. Основной принцип действия преподавателя в процессе мануального освоения музыки состоит в том, что на уроках он внимательно вглядывается, «вслушивается» в действия студента и последовательно добивается устранения недостатков. Как и в работе с инструменталистами, ему приходится вычленять отдельные отрезки и тщательно их прорабатывать, объединяя в одно целое. Важнейшую роль при этом играет внимательность и целеустремленность, умение увидеть ошибку, определить ее причину и найти наиболее результативные пути ее преодоления и достижения поставленной цели. Причем недостаточно, обнаружив ошибку, сделать соответствующее замечание и рассказать о способах ее устранения. Надо, чтобы студент здесь же, на уроке, под руководством преподавателя добился хотя бы частичного ее исправления, уловил физически, а не только рассудочно, правильный способ выполнения неполучающегося приема. Добиваясь от студента глубокого постижения исполняемой музыки, эмоциональной отзывчивости на нее, преподаватель и сам не должен относиться к ней равнодушно. Более того, он должен заражать студента своим опытом музыкального восприятия, живо и непосредственно реагируя на яркие места, оригинальные композиторские находки, особо выразительные обороты, неповторимые проявления авторского стиля. Понятно, что в начале работы жесты студента будут носить весьма приблизительный, а то и случайный характер. Но постепенно, по мере вживания в музыку, они будут насыщаться все новыми и новыми элементами выразительности, все более и более приближаясь к идеальной модели. Вместе с тем двигательные действия мало-помалу закрепляются, доходя до автоматизма. Дирижирование из подконтрольной, управляемой сознанием деятельности, переходит в спонтанно протекающий процесс, при котором сознание сосредотачивается на выполнении творческих задач. Третий этап работы над произведением - этап достижения целостности. Основное его содержание составляет выявление взаимосвязей, взаимообусловленности разделов, построений, отработка переходов между ними, их агогического, динамического и, наконец, образно-смыслового соотношения. Большое значение в этом процессе имеет и выявление кульминаций отдельных построений и главной кульминации всего произведения. Необходимым условием всей этой работы является знание музыки наизусть, которое облегчает охват произведения в его целостности и выстраивание, соподчинение всех его структурно-выразительных компонентов. Здесь все подчинено реализации исполнительского замысла, передаче образного содержания музыки. А это требует от студента максимальной мобилизации всех его творческих сил и способностей и тем самым оказывает сильнейшее влияние на их развитие. Для большей плодотворности данного процесса надо создавать студенту больше возможностей для дирижирования всего произведения с начала и до конца без остановок, облегчая охват целого и формируя исполнительскую волю и сценическую выдержку. Целесообразно, чтобы такие прогоны проходили не в пустой аудитории, а в присутствии I товарищей, соучеников по дирижерскому классу. Итоговым моментом процесса работы над произведением в дирижерском классе является его сдача, проходящая, как правило, в форме публичного выступления перед комиссией.
2. История становления и развития русской школы дирижирования. 3. Выразительные средства в музыке и их отражение в дирижировании. 4. Дирижерский аппарат и его постановка. 5. Западноевропейская школа дирижировании и ее яркие представители. 6. Дирижирование аккомпанементом. 7. Паузы, синкопы, акценты в дирижировании и способы их показа. 8. Схемы тактирования. Принципы выбора схем тактирования. 9. Выразительные средства в музыке и их отражение в дирижировании. 10. Техника дирижирования и ее восприятие зрителем. 11. Ауфтакт как важнейшая часть дирижерского жеста, его функции и виды. 12. Дирижерская функция в структуре деятельности народно-оркестрового коллектива. 13. Дирижирование как вид исполнительского искусства. 14. Значение мануальной техники дирижирования. 15. Взаимосвязь свойств дирижерского жеста и их влияние на его выразительность. 16. Дирижирование в каденциях и речитативах. Примерные вопросы коллоквиума
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература:
Дополнительная литература:
Материально-техническое обеспечение дисциплины: Для проведения индивидуальных занятий в классе дирижирования необходима учебная аудитория, 2 рояля, зеркала, дирижерский пульт, подставка, наличие партитуры и клавира для работы концертмейстера. Для подготовки к индивидуальным занятий необходим кабинет слушания музыки, техническая аппаратура для прослушивания и просмотра аудио- и видеозаписей, наличие звуковой фонотеки, укомплектованный отдел нотной библиотеки. Рабочая учебная программа по дисциплине "Дирижирование” составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО с учетом рекомендаций ПрОП ВПО по направлению 073100.68 "Музыкально-инструментальное искусство" и учебного плана по профилю "Магистр" Автор ___________________ / Т.А. Жданова / Согласовано: ________________ зав. научной библиотекой / Н.П. Соколова /
Т.А.Жданова – заведующий кафедрой, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ
___________________ __________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Оркестрового дирижирования и народных инструментов» «___» _______________ 2011 г, протокол № ___ . Зав. кафедрой ________________/Жданова Т.А./ Утверждена на заседании Учебно-методической комиссии _________________________________ «____» ______________ 2011 г, протокол № ___ Председатель______________/ /
Цель и задачи дисциплины Предмет «Чтение партитур» является важной составной частью профессиональной подготовки дирижера. И поскольку дирижерская деятельность неразрывно связана с партитурой, то от умения с ней работать зависит успех репетиций и авторитет самого руководителя. Само понимание термина «чтение» следует трактовать шире, чем просто ознакомление и проигрывание партитуры. Сюда входит весь сложный комплекс работы над партитурой. Прочитать партитуру – значит изучить её и понять содержание музыкального произведения. Основным содержанием предмета является анализ оркестровых партитур, который должен сочетаться с практическим исполнением их на инструменте. Программа курса включает в себя основные теоретические и методические сведения по анализу и исполнению партитур. Это поможет студенту разобраться в общепринятых правилах записи партитур, в особенностях инструментальных составов, в вопросах строения музыкальной формы и оркестровой фактуры, в оркестровом и динамическом плане произведений. Целью изучения данного предмета является овладение навыками самостоятельной работы над партитурой, знакомство с лучшими образцами музыкального искусства, русской и зарубежной классики, с произведениями современных композиторов, а также повышение общей музыкальной культуры студента. Подобное широкое комплексное изучение партитур позволяет поставить предмет «Чтение партитур» в один ряд с такими специальными дисциплинами, как дирижирование, инструментовка, инструментоведение. Задача курса «Чтение партитур» состоит в следующем:
следующая страница >> |